Земля под линейными объектами

Содержание

Оформление земли под строительство

Видео по теме

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОФОРМЛЕНИЕМ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ЛИНЕЙНЫХ ОБЪЕКТОВ Т.А. ВИЖЕВИТОВА

В настоящее время потребность в совершенствовании правового регулирования, связанного с такой процедурой как оформление земли под строительство линейных объектов, наиболее актуальна, так как существует ряд объективных факторов, которые не в полной мере учтены в действующем законодательстве.

Прежде всего определимся с содержанием понятия «линейный объект». Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» относит к линейным объектам дороги, линии электропередачи, линии связи, нефтепроводы, газопроводы и иные трубопроводы, железнодорожные линии и иные подобные сооружения.

Градостроительный кодекс Российской Федерации понимает под такими объектами линии электропередачи, линии связи (в т.ч. линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Вышеуказанные определения оставляют место и для иных линейных объектов — к ним можно отнести также сооружения метро, мосты, туннели и т.д. В городе Омске, как и в других городах, находится большое количество организаций электроэнергетики, связи и т.д., в собственности или в ведении которых находятся линейные сооружения либо желающих осуществить строительство линейного объекта. При этом в большинстве случаев на практике права на земельные участки лиц, желающих осуществить строительство линейного объекта, не оформлены.

Линейные сооружения, имея большую протяженность, пролегают по значительному количеству земельных участков, принадлежащих разным собственникам, а также лицам, не являющимся собственниками земельных участков, но использующим такие земельные участки на иных правах. Линейные объекты могут быть как наземными, так и подземными. При формировании самостоятельного участка для размещения линейного объекта вся земля под объектом должна быть поделена на множество участков долевой собственности владельцев различных объектов и множество участков, предоставленных нескольким лицам, в местах их совпадения и пересечения. В результате практически невозможно единообразно и одновременно решить вопросы со всеми этими субъектами при оформлении земельного участка для строительства линейного сооружения.

Отсутствие надлежащим образом оформленных документов на земельный участок под строительство линейного сооружения препятствует в дальнейшем получению разрешения на строительство линейного объекта, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также государственной регистрации прав на линейные сооружения, так как существующие порядки получения разрешения на строительство, на ввод в эксплуатацию и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество требуют наличия надлежащим образом оформленных документов на земельные участки. В результате организации электроэнергетики, связи и т.д., построившие и эксплуатирующие линейные объекты, сталкиваются со значительными трудностями, в частности, они не могут начислять амортизацию на них и, таким образом, несут серьезные убытки. Формальных оснований для обслуживания указанных объектов у них тоже нет, учитывая, что объект на баланс не принят и соответственно расходы по его содержанию, обслуживанию и ремонту невозможны. Скорее всего, эта проблема наверняка решается внутри организации: не оставлять же из-за этого выстроенные объекты без обслуживания. Вот только не факт, что проверяющие организации в случае обнаружения каких-либо хитростей поймут мотивы организации.

Кроме того, отсутствие надлежащим образом оформленных документов на линейные объекты может привести к большому количеству бесхозяйных объектов.

Необходимость оформление земель под строительство объектов недвижимости установлена нормами действующего земельного и градостроительного законодательства. С учетом положений Градостроительного кодекса Российской Федерации для получения разрешения на строительство объекта недвижимости, а также на ввод объекта в эксплуатацию требуется наличие правоустанавливающих документов на земельный участок. Процедура предоставления земельных участков для строительства объектов недвижимости предусмотрена Земельным кодексом Российской Федерации. Какой-либо специальной процедуры предоставления земельных участков для строительства линейных объектов действующим законодательством не предусмотрено.

Таким образом, приемлемым решением данного вопроса было бы оформление земель под строительство линейных объектов в соответствии с процедурой, предусмотренной ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Указанный вариант является возможным, однако довольно сложным, так как линейные сооружения, имея большую протяженность, пролегают по значительному количеству земельных участков, которые принадлежат разным лицам. Некоторыми юристами предлагается решение данной проблемы путем оформления сервитута. Действующим законодательством предусматривается установление как частного, так и публичного сервитута. При этом частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, т.е. договором о сервитуте, а публичный сервитут — законом или иным нормативным правовым актом.

Таким образом, основное отличие частного от публичного сервитута состоит в том, что публичный сервитут устанавливается не путем заключения договора, а в одностороннем порядке путем принятия нормативного правового акта, прежде всего в публичных интересах. Однако проблемные вопросы существуют и при оформлении сервитута. Для оформления сервитута также необходимо сформировать земельный участок. В числе оснований для установления публичного сервитута в соответствии со ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации отсутствует возможность ограниченного использования земельного участка для строительства линейных объектов, а существует возможность установления публичного сервитута для использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры. Кроме того, для установления публичного сервитута требуется проведение общественных слушаний, порядок проведения которых также не установлен действующим законодательством.

В настоящее время, на мой взгляд, наиболее приемлемым было бы вести речь об установлении частного сервитута. При этом соглашение о сервитуте может являться одним из видов правоустанавливающих документов на земельный участок по смыслу ст. ст. 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях получения разрешения на строительство и ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

Практика заключения соглашений об установлении частных сервитутов земельных участков начала складываться на территории города Омска. В частности, такое соглашение было заключено в целях размещения первого пускового участка первой линии Омского метрополитена. Данное соглашение в установленном порядке прошло государственную регистрацию в Управлении Федеральной регистрационной службы по Омской области. Принимая во внимание множество проблемных вопросов, связанных с процедурой оформления земельных участков для строительства (прокладки) линейных объектов не только в городе Омске, но и в других городах, администрацией города Омска были подготовлены соответствующие обращения с просьбой разъяснить необходимость и порядок оформления земельных участков под строительство линейных объектов.

Такие разъяснения были подготовлены Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, согласно которым подтверждена необходимость оформления земельных участков для строительства линейных объектов и возможность оформления в соответствии со ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, а также возможность оформления сервитута. Выход в решении возникающих проблемных вопросов при оформлении земельных участков для обеспечения строительства линейных объектов видится в развитии правового регулирования, связанного с оформлением земельных участков для строительства линейных объектов.

В целях упрощения процедуры оформления разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию, а также оформления права собственности на линейные объекты, принимая во внимание, что действующее законодательство не предусматривает специального порядка формирования земельных участков под строительство линейных объектов, а общий порядок, предусмотренный Земельным кодексом Российской Федерации, не позволяет осуществлять выбор земельного участка и проведение работ по формированию земельного участка для строительства линейных объектов, администрацией города Омска разработан законопроект о внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Законопроектом предусматривается, что для выдачи разрешения на строительство, ввод в эксплуатацию линейных объектов, а также регистрации права собственности на линейный объект не требуется наличие правоустанавливающих документов на земельный участок. Министерством регионального развития Российской Федерации сообщено, что проблемы, обозначенные в указанном проекте Федерального закона рассматриваются Министерством и требуют дополнительной проработки.

При этом Министерством регионального развития Российской Федерации была отмечена возможность при оформлении земельных участков под строительство линейного объекта руководствоваться ст. 274 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая предусматривает институт сервитута (ограниченного пользования), позволяющий по соглашению с собственником либо по судебному решению использовать земельные участки для обеспечения прокладки и эксплуатации линейных объектов (линий электропередачи, связи, трубопроводов, водопроводов, мелиоративных каналов и т.п.) за соразмерную плату.

Следует отметить, что процедура оформления документов, начиная от оформление земель под строительство линейных объектов и заканчивая оформлением права собственности на линейный объект, является очень длительной и сложной. В целях упрощения этой процедуры на уровне субъектов Российской Федерации могут быть определены иные случаи кроме случаев, указанных в Градостроительном кодексе Российской Федерации, когда не требуется выдача разрешения на строительство. Пункт 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает случаи, когда выдача разрешения на строительство объектов не требуется. При этом установлено, что законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности могут быть предусмотрены иные случаи, в которых не требуется получения разрешения на строительство. К таким случаям (когда не требуется выдача разрешения на строительство) можно отнести строительство (реконструкцию) сетей инженерно-технического обеспечения, исходя из определения указанного понятия, данного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения». Проблемные вопросы предоставления земельных участков для строительства линейных объектов обсуждались на конференции АСДГ, которая состоялась 9 — 10 апреля 2009 г. в Барнауле. Конференция проводилась на тему «Актуальные проблемы реализации действующего законодательства муниципальными образованиями», в ней приняли участие руководители правовых служб органов местного самоуправления муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока. Участниками конференции АСДГ выработаны рекомендации, согласно которым исполнительной дирекции АСДГ рекомендовано направить в Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по строительству и земельным отношениям и Правительство Российской Федерации проект Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также рекомендовано Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации внести изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Анализ действующего законодательства в настоящее время позволяет, на мой взгляд, выработать несколько вариантов решения проблем, связанных с оформлением земельных участков для строительства линейных объектов.

Варианты оформления земли под строительство

Первый вариант — внесение изменений в федеральное законодательство в целях упрощения процедуры оформления разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию, а также права собственности на линейные объекты, предусмотрев выдачу разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию, а также регистрацию права собственности на линейный объект без правоустанавливающих документов на земельный участок.

Второй вариант — определение на уровне субъектов Российской Федерации иных случаев, кроме указанных в Градостроительном кодексе Российской Федерации, когда не требуется выдача разрешения на строительство. К таким случаям можно отнести строительство сетей инженерно-технического обеспечения.

Третий вариант — оформление права ограниченного пользования земельными участками (сервитут) в соответствии со ст. 274 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Четвертый вариант — оформление земельных участков под строительство линейных объектов — аналогично процедуре оформления земельных участков под строительство объектов недвижимости в соответствии со ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации.

Содружество земельных юристов профессионально занимается оформлением земли под зданиями. Более подробно узнать о данной услуге вы можете узнать http://zem-advokat.ru/practice/item/oformlenie-zemli-pod-zdaniyami/. Получить консультацию Вы можете у наших специалистов по номеру +7 (495) 644-47-67.

При предоставлении земельных участков для строительства линейных объектов затрагиваются земли различного целевого назначения, в том числе земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, лесного фонда, особо охраняемых территорий, земельного запаса, водного фонда, земли промышленности, транспорта и т.п.

Правовые и технические нормы размещения линейных объектов подробно рассмотрены и описаны в пятом издании книги: «Предоставление земельных участков для строительства объектов нефтегазового комплекса, промышленности, транспорта, линий связи и электропередачи». М., «Юни-пресс», 5-е издание в 2-х томах (Всего 1280 стр. формат А4).

В книге содержатся ответы на вопросы по размещению линейных объектов:

  • выбор трассы линейного объекта и проведение изысканий,
  • согласования размещения объекта,
  • разработка проектов планировки и межевания территории,
  • сервитут для размещения линейного объекта,
  • получение разрешения на размещение линейного объекта,
  • проектирование линейных объектов,
  • полоса отвода земель под линейный объект,
  • охранная зона линейного объекта,
  • зона минимальных расстояний от опасных объектов при строительстве
  • образование земельных участков под линейными объектами,
  • кадастровый учет линейных объектов,
  • получение разрешения на строительство линейного объекта,
  • разрешение на реконструкцию линейного объекта,
  • оформление прав на земельные участки под линейными объектами.

Стоимость книги в 2-х томах = 700 руб., в том числе стоимость книги = 300 ру. + стоимость доставки «Почтой России» = 400 руб.Оплата производится наложенным платежом после получения книги в почтовом отделении

Земельные участки, которые требуются для строительства объекта, могут находиться в различной собственности: государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъекта РФ, собственности муниципального образования, частной собственности физического или юридического лица, в том числе совместной или долевой.

Государственная собственность на земельный участок, необходимый для строительства объекта, в данный момент может быть не разграничена.

Кроме собственности, существуют и другие виды прав на земельные участки: пожизненно наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование.

Земельный участок может быть сдан в аренду, субаренду, в залог и ипотеку, обременен и ограничен в использовании, в пользу земельного участка может быть установлен сервитут на соседний участок и, наконец, земельный участок может быть предварительно согласован решением уполномоченного органа для размещения объекта или может быть предметом объявленного аукциона.

Так как на практике не бывает готовых и универсальных решений, к изъятию и предоставлению каждого земельного участка нужно подходить строго индивидуально с учетом:

  • целевого назначения земель, включая категорию земель, условий разрешенного использования, ограничений, обременений и сервитутов, природных свойств, наличия процессов деградации, охранных зон, охраняемых территорий и полномочий по их изменению: Правительства Российской Федерации, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления;
  • права на земельный участок (собственников, владельцев, пользователей и арендаторов);
  • стоимости возмещения убытков сельскохозяйственного производства, включая упущенную выгоду;
  • кадастровой оценки, нормативной и договорной цены земельного участка при выкупе.

Именно поэтому при изъятии и предоставлении земельных участков принимают участие органы местного самоуправления и исполнительные органы государственной власти, государственные службы, которые осуществляют контроль и надзор за их использованием и охраной, заинтересованные юридические и физические лица.

И, наконец, после принятия постановления органа местного самоуправления или уполномоченного исполнительного органа государственной власти об образовании земельного участка, заинтересованное лицо должно обеспечить выполнение работ по закреплению границ земельного участка на местности с изготовлением межевого плана и постановку на государственный кадастр недвижимости.

Проблемы предоставления земельных участков для строительства

При подготовке материалов изъятия и предоставления земельного участка для строительства в первую очередь решаются три наиболее проблемных вопроса:

  1. Изменение целевого назначения использования земельного участка.

    Например, земельный участок, предоставленный для использования в сельскохозяйственном производстве, изменяет свое целевое назначение, то есть будет использоваться для строительства промышленного объекта. В таком случае необходимо перевести его в состав категории земель промышленности и иного специального назначения.

  2. Установление стоимости земельного участка при его выкупе или арендной платы при передаче в аренду, стоимости убытков сельскохозяйственного производства, порядок и условия совершения сделки с земельным участком по передаче прав в соответствии с действующим законодательством.

  3. Строительство и функционирование объекта может оказывать негативное воздействие на окружающую природную среду, соседние объекты и жизнедеятельность человека.

    Поэтому необходимо учитывать это при размещении объекта и всячески ограничить и свести до минимума это негативное влияние, провести информирование населения о предстоящем строительстве объекта и обосновать целесообразность выбора места размещения объекта на данной территории.

Отношения по поводу земельных участков, лесов, недр, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, водных объектов, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации в той мере, в какой это необходимо для рационального использования и охраны указанных объектов.

Изменение

категории земель для размещения трубопроводов

Для размещения подземных объектов трубопроводного транспорта не требуется перевод земельных участков в другую категорию, а именно, нормами п.

8 статьи 90 Земельного кодекса установлено, что «Земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов».

Изъятие и предоставление земельных участков может производиться не только для строительства (размещения) объектов недвижимости, но и для размещения движимого имущества, временных строений, например, площадок организации строительства для размещения строительных материалов и техники, бытовых помещений (ПОС), грунтовых резервов, карьеров и т.п., поэтому использование земель может различаться по времени и виду права на земельный участок:

Размещение недвижимого имущества Размещение движимого имущества, использование невозобновляемых ресурсов
  1. Собственность
  2. Постоянное (бессрочное) пользование
  3. Аренда
  1. Безвозмездное пользование
  2. Аренда
  3. Субаренда
Строительство промышленных предприятий, производственных, административных, жилых, культурно-бытовых и иных строений, инженерных и транспортных сетей и объектов Проведение проектно-изыскательских работ, размещение временных и вспомогательных строений, строительных площадок, грунтовых резервов, карьеров для добычи полезных ископаемых

В отношении наземных объектов трубопроводного транспорта принято после завершения строительства производить их исполнительную геодезическую съемку, оформление межевых планов и постановку земельных участков на государственный кадастровый учет. После этого выполняются работы по переводу земельных участков в категорию земель промышленности и иного специального назначения.

Ходатайство о переводе земельных участков из одной категории в другую

Выделение земельного участка под строительство линейного объекта

Формирование земельных участков под линейными объектами

Минэкономразвития России разработан проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием нормативно-правового регулирования сервитутов», которым предусматривается комплексное правовое регулирование сервитутов.

Ваши обязательства по подключению системы газопотребления собственника земельного участка, на котором будет производиться строительство вашей газовой сети, можно оформить путем подписания отдельного соглашения, предваряющего заключение договора аренды части земельного участка, с подробным описанием обязательств по подключению, которые вы собираетесь возложить на себя в будущем. Регистрировать данное соглашение не нужно.

Земля под линейными объектами

Согласно п.

2 Постановления N 68 к линейно-кабельным сооружениям связи, являющимся объектами недвижимости, относятся прочно связанные с землей сооружения связи, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. При этом п. 3 Постановления N 68 устанавливает следующее: линейно-кабельные сооружения связи, право на которые подлежит государственной регистрации, представляют собой:

Предоставление земельных участков для строительства линейных объектов

Кроме собственности, существуют и другие виды прав на земельные участки: пожизненно наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование.

Земельный участок может быть сдан в аренду, субаренду, в залог и ипотеку, обременен и ограничен в использовании, в пользу земельного участка может быть установлен сервитут на соседний участок и, наконец, земельный участок может быть предварительно согласован решением уполномоченного органа для размещения объекта или может быть предметом объявленного аукциона.

Земельным законодательством не предусмотрена необходимость оформления прав на земельные участки собственником подземного сооружения, части которого находятся под поверхностью земельных участков

Кроме того, Земельным кодексом РФ предусмотрено, что в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта земельные участки могут предоставляться исключительно для размещения наземных объектов, в том числе необходимых для строительства подземных сооружений.

На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном Земельным кодексом РФ, не требуется.

Образование земельных участков для эксплуатации объектов недвижимого имущества осуществляется только в случае, если они являются наземными.

Лицо, в отношении которого было принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, обеспечивает выполнение кадастровых работ, необходимых для образования испрашиваемого земельного участка или уточнения его границ в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Оформление земельных участков под линейными объектами

Методические рекомендации по предоставлению земельных участков, оформлению проектной документации и разрешений на строительство, технический учет и ввод в эксплуатацию линейных объектов на территории Калужской области (далее — Рекомендации) разработаны управлением архитектуры и градостроительства министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области.

В данной статье выявляются проблемы, связанные с правовым регулированием линейных объектов, проводится анализ действующего законодательства и практических подходов, сформируем единые подходы к кадастровому учету указанных объектов и к государственной регистрации прав, предлагаются изменения к действующему законодательству.

Рекомендуем прочесть: Продажа Пиломатериала Ифнс 2019

Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Ленинградской области (с изменениями на 29 декабря 2019 года)

2) строительства на землях общего пользования садоводческих и дачных некоммерческих объединений граждан объектов капитального строительства, предназначенных для обеспечения в пределах территории садоводческого или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (линий электропередачи, линий связи, водопроводов, газопроводов, сетей канализации, автомобильных дорог, трансформаторных подстанций, водонапорных башен, котельных, детских и спортивных площадок, площадок для сбора мусора, противопожарных сооружений, административных зданий с количеством этажей не более чем два и общей площадью не более 500 квадратных метров, зданий, предназначенных для размещения предприятий общественного питания, медицинских организаций, дошкольных образовательных организаций);

Порядок оформления прав на земельные участки (на период строительства

  • Сбор документов необходимых для заключения договора аренды с органом местного самоуправления.
  • Обращение в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, на период строительства линии связи.
  • Подписание договора аренды.
  • Обращение в органы Росррестра с заявлением о регистрации прав аренды на соответствующий участок (в случае заключения договора аренды на срок свыше 1 года).

Методические рекомендации по предоставлению земельных участков, оформлению проектной документации и разрешений на строительство (стр

Ряд определений не вошли в ст. 3, а размещены в соответствующих им статьях Закона. Так, в ст.

5 «Классификация автомобильных дорог» даны определения автомобильной дороги общего пользования (предназначена для движения транспортных средств неограниченного круга лиц); автомобильных дорог необщего пользования (находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд); частных автомобильных дорог общего и необщего пользования.

Охранные обязательства, необходимые для обеспечения деятельности линейных объектов, обеспечивались посредством установления охранных зон и иных административных запретов, вопрос о природе которых пока открыт.

Например, неясна природа запрета на возведение строения на участке, обремененном сервитутом, природа права доступа на земельный участок (см. ст. 28 ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»).

Практические последствия — в том, что убытки, вызванные установлением охранных зон, выплачиваются при их установлении разовой выплатой и не включаются в состав убытков, причиняемых установлением сервитута, либо в состав платы за сервитут.

Оформление прав на землю под линейными объектами

Формирование земельных участков под линейными объектами

кадастровые инженеры и проектировщики минимум в течение пяти месяцев подготавливают проект планировки и проект межевания территории; орган кадастрового учета в течение десяти рабочих дней вносит сведения в ГКН с соблюдением норм площади, указанной в утвержденном проекте межевания территории (отличие не более 10 %); представители заказчика или юристы исполнителя в течение одного месяца заключают договора аренды на земельные участи. Подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

проектная документация лесных; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в соответствии со статьями 43, 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Строительство линейных объектов под чужими землями без прав на них

N 51-ФЗ // Российская газета.

1994. № 238-239. Закон Российской Федерации «О недрах» от 21 февраля 1992 г. № 208-ФЗ

«О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации»

// Российская газета.

2019. № 167 Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ // Российская газета. 2006. № 121. Федеральный закон от 8 ноября 2007 г.

№ 257-ФЗ

«Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

// Российская газета.

и ремонта электрических сетей, а также соблюдения режима использования охранной зоны могут быть установлены публичные сервитуты для: 1) прохода или проезда через земельный участок; 2) использования земельного участка в целях ремонта электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры. Образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства и установление их границ на местности в соответствии со статьей 68 ЗК РФ относится к территориальному землеустройству.

В ходе проведения территориального землеустройства выполняются следующие работы по образованию новых и упорядочению существующих земельных участков и также по межеванию земельного участка. Методическими рекомендациями, утвержденными Росземкадастром 17.02.2003, установлены требования к проведению

Оформление земельного участка под линейным объектом

Чтобы не возникало правовых проблем с использованием недвижимости, рекомендуется зарегистрировать сервитут.

линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

С какими сложностями вы можете столкнуться, если построите линейный объект?

проблема оформления линейных объектов – сложность получения правоустанавливающих документов на землю под объектом.

Землевладельцы, арендаторы, землепользователи и собственники земельных участков вправе создавать сооружения в строгом соответствии с целевым назначением их земельного участка, его разрешенным использованием.

По вопросу оформления земельных правоотношений для строительства линейных объектов на земельных участках, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, считаем возможным отметить следующее.

Новое в правовом регулировании размещения линейных объектов (Корякин В

Федеральный закон от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». 2. Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ.

3. Градостроительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ.

6. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 января 2015 года N 1

«Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов»

(с изменениями и дополнениями). 8.

Порядок оформление земельного участка под линейный объект

Градостроительный кодекс Российской Федерации понимает под такими объектами линии электропередачи, линии связи (в т.ч.

линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Таким образом, рассматривая линейные объекты в качестве объектов недвижимости, следует учесть их специфику: достаточная протяженность, прохождение по значительному количеству земельных участков, имеющих различных собственников и правовой режим. 6.

Нефтепроводы и нефтепродуктопроводы диаметром DN 300 и менее, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 Мпа, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

Отнесение к числу объектов недвижимости линейных объектов и распространение на них соответствующего правового режима также было связано с принятием в частности таких нормативно-правовых актов как Федеральный закон от 07. С какими сложностями вы можете столкнуться, если построите линейный объект?

проблема оформления линейных – сложность получения правоустанавливающих документов на землю под объектом. Но сегодня нормативный правовой акт, устанавливающий особенности кадастрового учета земельных участков, на которых расположены линейные объекты, до сих пор не разработан.

Элементы благоустройства территории.

6. Нефтепроводы и нефтепродуктопроводы диаметром DN 300 и менее, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 Мпа, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

7. Тепловые сети всех видов, включая сети горячего водоснабжения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство. 8. Геодезические, межевые, предупреждающие и иные знаки, включая информационные табло (стелы) и флагштоки.

12. Проезды, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешения на строительство. 13.

Правовое регулирование использования земель для размещения линейных объектов: история и современность

наиболее оптимальным для правообладателя линейного объекта является право ограниченного пользования чужим земельным участком.

Принимая во внимание множество проблемных вопросов, связанных с процедурой оформления земельных участков, используемых для размещения линейных объектов, законодательством РФ были предприняты попытки упростить процесс размещения данных объектов.

В частности, с 2019 года в Федеральной кадастровой палате начал функционировать отел кадастрового учета в целях работы с объектами недвижимости, расположенных на территории двух и более кадастровых округов. В данной статье также говорится, что порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта РФ.

Понятие «линейный объект»в градостроительной деятельности

В соответствии с п. 10 ст. 1 ГрК РФ объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты незавершенного строительства, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).

С учетом комплексного толкования норм законодательства Российской Федерации к объектам капитального строительства относятся, в том числе линейные объекты.

С точки зрения Градостроительного кодекса РФ линейный объект — это подвид объекта капитального строительства. Это обусловлено тем, что ГрК РФ регулирует только деятельность, связанную со строительством и реконструкцией объектов капитального строительства.

Линейные объекты – один из видов сооружений.

В ГрК РФ законодатель обозначил понятие «линейные объекты» путем перечисления основных видов таких объектов. В силу п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ к линейным объектам относятся:

  • линии электропередачи;
  • линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения);
  • трубопроводы;
  • автомобильные дороги;
  • железнодорожные линии;
  • другие подобные сооружения.

Виды (категории) линейных объектов называются и в другом законодательстве. Так, в п. 6 ч. 1 ст. 7 ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» приведен чуть более расширенный перечень видов (категорий) линейных объектов, в связи с которыми допускается в исключительных случаях перевод сельскохозяйственных земель в другую категорию: здесь, в частности, говорится о следующих линейных объектах:

  • дороги;
  • линии электропередачи;
  • линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения);
  • нефтепроводы;
  • газопроводы;
  • иные трубопроводы;
  • железнодорожные линии;
  • другие подобные сооружения.

Напомним, что в пп. 23 п. 2 ст. 2 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что сооружение – это результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

Линейные объекты – объекты недвижимости

Линейные объекты прочно связаны с землей, а их перемещение невозможно без несоразмерного ущерба их назначению (п. 1 ст. 130 ГК РФ, п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ).

Линейные объекты относятся к сооружениям, которые, в свою очередь, являются объектами капитального строительства и, соответственно, недвижимостью.

Но не во всех случаях линейный объекты могут быть отнесены к объектам недвижимого имущества. Так, например, к линиям связи относятся как движимое имущество — линии передачи, физические цепи, так и линейно-кабельные сооружения связи, которые в силу п. 1 ст. 8 Закона о связи относятся к недвижимому имуществу (письмо Минкомсвязи России от 14.04.2015 N П12-7172-ОГ «О линиях связи»).

Сооружения, построенные и введенные в эксплуатацию с получением разрешительной документации, т.е. как объекты капитального строительства, с большей степенью вероятности относятся к объектам недвижимости (письмо Минэкономразвития России от 29.07.2019 N Д23и-25714).

Напомним, что отличительной чертой некапитальных объектов является возможность свободного перемещения объектов без нанесения несоразмерного ущерба их назначению, включая возможность их демонтажа (сноса) с разборкой на составляющие сборно-разборные перемещаемые конструктивные элементы.

При соблюдении предусмотренных в ст. 133.1 ГК РФ условий линейный объект может быть признан единым недвижимым комплексом, на который распространяется правовой режим недвижимости и неделимых вещей.

Линейный объект является единымобъектом вещных прав и неделимой вещью,составные части которой не являютсяобъектами недвижимости

В п. 1 «Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2016)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016) приведена следующая правовая позиция:

«Высоковольтная линия электропередачи представляет собой единый объект вещных прав, ее составные части (в частности, опоры) не являются самостоятельными объектами недвижимости, в связи с чем они не могут быть признаны самовольными постройками.

В силу п. 1 ст. 133 ГК РФ вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части.

… Линия электропередачи представляет собой единый линейный объект и выступает как единый объект вещных прав, ее раздел в натуре невозможен без изменения ее назначения, в связи с чем такая линия представляет собой неделимую вещь, отдельные составные части которой (в частности, опоры) не являются самостоятельными объектами недвижимости.

Согласно ст. 133.1 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс — совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как на одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.

Из приведенных правовых норм следует, что составная часть единого недвижимого комплекса не является самостоятельным объектом недвижимости и не может иметь самостоятельную юридическую судьбу.

Таким образом, составная часть единого недвижимого комплекса не может быть признана самовольной постройкой».

Получение разрешенияна строительство линейных объектов

Из ч. 10 ст. 9 ГрК РФ следует, что размещение линейных объектов должно быть предусмотрено на соответствующих схемах территориального планирования, утверждаемых на срок не менее чем двадцать лет.

На основании п. 3 ч. 4 ст. 36 ГрК РФ на земельные участки, предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами, не распространяется действие градостроительного регламента.

Согласно ч. 1.1 ст. 51 ГрК РФ в случае, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента, разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации требованиям к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке.

Перечень документов, направляемых в уполномоченный орган для получения разрешения на строительство линейных объектов, предусмотрен ч. 7 ст. 51 ГрК РФ. В их числе:

  • заявление;
  • правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута, а также схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, на основании которой был образован указанный земельный участок и выдан градостроительный план земельного участка в случае, предусмотренном ч. 1.1 ст. 57.3 ГрК РФ;
  • реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), реквизиты проекта планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;
  • результаты инженерных изысканий и материалы, содержащиеся в проектной документации, в т.ч. проект полосы отвода, выполненный в соответствии с проектом планировки территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), и др.

Государственная регистрация прав на линейный объект

Согласно части 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ «О госрегистрации недвижимости» государственная регистрация прав на созданное сооружение (в рассматриваемой ситуации — линейный объект) осуществляется на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок. Государственная регистрация прав на созданное сооружение, для строительства которого в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, осуществляется на основании технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок или документа, подтверждающего в соответствии с ЗК РФ возможность размещения таких сооружений без предоставления земельного участка и установления сервитута.

Таким образом, для регистрации прав на линейный объект должен быть выполнен ряд требований, предусмотренных ГрК РФ (получение разрешительных документов на строительство и ввод в эксплуатацию в случаях, когда это предусмотрено ГрК РФ), и ряд требований, предусмотренных ЗК РФ (получение правоустанавливающего документа на земельный участок или разрешения на размещение).

Госрегистрация прав на линейный объект, созданный без разрешения на строительство, на основании технического плана

Положение части 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ, согласно которому государственная регистрация прав на созданные сооружения, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, осуществляется на основании технического плана, имеет отсылочный характер к части 17 статьи 51 ГрК РФ как к единственному федеральному закону, устанавливающему перечень объектов, которые можно возводить без разрешения на строительство.

Согласно пункту 5 части 17 статьи 51 ГрК РФ иные случаи, допускающие возведение объектов капитального строительства без разрешения на строительство, могут быть установлены ГрК РФ, Правительством РФ или законодательством субъектов Российской Федерации.

Таким образом, регистрация прав на линейные объекты на основании технического плана возможна в трех случаях:

1) если такой объект фигурирует в части 17 статьи 51 ГрК РФ;
2) если линейный объект указан в Постановлении Правительства Российской Федерации, принятом в развитие части 17 статьи 51 ГрК РФ;
3) если на линейный объект распространяется закон субъекта Российской Федерации, принятый в развитие части 17 статьи 51 ГрК РФ.

Добавить комментарий