Заявление иностранного гражданина или лица без гражданства?

Миграционный учет — дело тонкое, ведь в случае незаконного нахождения иностранца на территории России гостиница несет ответственность в соответствии с законом. Как правильно уведомить органы миграционного учета о прибытии иностранного гражданина? У граждан каких стран можно не спрашивать визу при заселении? Как определить срок действия патента? Чтобы не платить штрафы, читайте обо всех нюансах миграционного учета иностранцев в гостиницах в новой статье SuperJob.
Что такое гостиница?
Для начала разберемся, что именно считается гостиницей или организацией, оказывающей гостиничные услуги. На практике часто путают статус гостиницы и, например, общежития.
Согласно Федеральному закону от 24.11.1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», к гостиницам относятся средства размещения, в которых предоставляются гостиничные услуги и которые относятся к одному из видов гостиниц, предусмотренных положением о классификации гостиниц, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Итак, гостиница должна соответствовать двум критериям: оказывать гостиничные услуги и иметь классификацию. Правила предоставления гостиничных услуг утверждены Постановлением Правительства РФ от 9 октября 2015 г. №1085. Оказание гостиничных услуг допускается только при наличии свидетельства о присвоении гостинице определенной категории «звездности», предусмотренной Положением о классификации гостиниц, утвержденным Постановлением Правительства от 16.02.2019 №158.
Этот документ относит к числу гостиниц:
• собственно гостиницы и отели;
• гостиницы, расположенные в здании, являющемся объектом культурного наследия или находящемся на территории исторического поселения;
• курортные отели, санатории, базы отдыха, туристские базы, центры отдыха, туристские деревни (деревни отдыха), дома отдыха, пансионаты и другие аналогичные средства размещения;
• апарт-отели;
• мотели;
• комплексы апартаментов;
• аква-отели;
• хостелы;
• фермерские гостевые дома (комнаты);
• горные приюты, дома охотника, дома рыбака, шале, бунгало.
Все виды гостиниц должны пройти аккредитацию и получить свидетельство о присвоении определённой категории (от «без звёзд» до «пять звёзд»).
Что обязана сделать гостиница, если в нее поселяется иностранный гражданин?
В соответствии с пунктом 3 части 3.1 статьи 20 закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», если иностранный гражданин находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено администрацией гостиницы в орган миграционного учета в течение одного рабочего дня, следующего за днем прибытия иностранного гражданина. Если иностранный гражданин прибыл в нерабочий день (в том числе в один из дней в течение нескольких нерабочих дней), уведомление о прибытии в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета в течение одних суток, являющихся рабочим днем, и следующих непосредственно за нерабочим днем (несколькими нерабочими днями). Это правило работает по отношению ко всем гостям-иностранцам, как временно пребывающим и временно проживающим (то есть получившим разрешение на временное проживание), так и постоянно проживающим (то есть получившим вид на жительство в Российской Федерации).
Однако законодательство не содержит определения понятия «рабочий день». Трудовой кодекс выходными (нерабочими) днями признает воскресенье и нерабочие праздничные дни (установленные на федеральном и региональном уровне). А график приёма заявителей, которым руководствуются в работе подразделения по вопросам миграции, включает каждую вторую субботу как приёмный день.
Согласно пункту 1 статьи 194 ГК РФ, если для совершения какого-либо действия установлен срок, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Но если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.
Получается, что принимающая сторона вынуждена руководствоваться графиком приема заявителей (в том числе юридических лиц), установленным отдельно в каждом органе миграционного учета (см., например, решение Арбитражного суда Красноярского края от 07.05.2015 г. по делу №А33-26710/2014).
При этом, согласно подпункту «а» пункта 2 части 2 статьи 22 закона о миграционном учете, уведомление о прибытии может быть представлено в орган миграционного учета непосредственно (то есть его можно лично отнести) или в электронной форме либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) либо направлено в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи.
Что означает предоставление уведомления о прибытии «в электронной форме», остается неясным. Ссылка на портал госуслуг в законе отсутствует, поэтому вероятно, что в будущем направлять уведомление можно будет через официальный интернет-сайт соответствующего подразделения по вопросам миграции. Пока же гостиницы вынуждены нести расходы на оплату труда персонала и курьеров.
Таким образом, в настоящее время гостиницы вправе осуществлять постановку иностранных гостей на учет (оформлять регистрацию) четырьмя способами:
1) направив уведомление в подразделение по вопросам миграции (своего района) с администратором либо курьером;
2) направив уведомление почтовым отправлением (никто не использует такой способ, хотя отделения связи работают и круглосуточно, что позволяет в случае форс-мажора исполнить обязанность);
3) направив уведомление в МФЦ (своего района) с администратором либо курьером (что тоже позволяет выиграть время, поскольку продолжительность рабочего дня в МФЦ больше, чем в ОВМ);
4) направив информацию через специализированные электронные сервисы.
Порядок действий администрации гостиницы при постановке на учет иностранного гражданина
Рассмотрим пошагово, что должна делать администрация гостиницы (служба ресепшен), если в нее приехал иностранец.
Шаг первый — проверка документов иностранца на предмет законности его пребывания в России
В соответствии с частью 2 статьи 25.10 закона №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» физические (ИП в том числе) и юридические лица, содействующие иностранному лицу в незаконном пребывании в России, несут ответственность в соответствии с законодательством. Поэтому если иностранец на момент заселения в гостиницу находился в России с нарушением установленного порядка (сроков), оказание ему гостиничных услуг может повлечь административную ответственность по части 3 статьи 18.9 КоАП.
Таким образом, при заселении гостя необходимо установить, что он соблюдает установленный для иностранных граждан порядок пребывания в России. Каким образом?
При заселении в гостиницу иностранный гражданин, согласно подпункту «а» пункта 1 части 2 статьи 22 закона о миграционном учете, обязан предъявить паспорт и миграционную карту (у визовых иностранцев в паспорте содержится и виза).
Документы, подтверждающие право на законное нахождение иностранца в России (должны быть действительны на момент заселения гостя и в период его нахождения в гостинице):
1) Паспорт/удостоверение беженца/свидетельство о предоставлении временного убежища. Согласно пункту 7 статьи 7 Федерального закона от 19.02.1993 №4528-1 «О беженцах» и пункту 9 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства от 09.04.2001 №274, удостоверение беженца и свидетельство о предоставлении временного убежища признаются документами, удостоверяющими личность их владельца. В случае представления гостем удостоверения беженца/свидетельства о предоставлении временного убежища его заселение возможно на весь период действия документа, вне зависимости от того региона, где документ был оформлен.
2) Разрешение на временное проживание (при наличии). Если оно выдано в виде отдельного документа (книжечки), его владелец является лицом без гражданства, и указанный документ признается удостоверяющим его личность (абзац 7 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). Сведения о разрешении на временное проживание необходимо заносить в графу бланка уведомления «Документ, удостоверяющий личность». Заселение возможно на весь период действия разрешения, вне зависимости от того региона, где документ был оформлен, на что указано в пункте 32 Правил осуществления миграционного учета, утвержденных Постановлением Правительства от 15.01.2007 №9.
3) Вид на жительство (при наличии). Если на документе указано: «Вид на жительство лица без гражданства», то данный документ признается удостоверяющим личность его владельца (абзац 8 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). Сведения о виде на жительство необходимо заносить в графу бланка уведомления «Документ, удостоверяющий личность». Лицам, получившим вид на жительство, виза не требуется, поэтому истребовать ее нет необходимости. Заселение возможно на весь период действия вида на жительство (если вид выдан с указанием срока действия) или на любой обозначенный гостем срок (если вид бессрочный), вне зависимости от того региона, где документ был оформлен. На это прямо указано в пункте 32 Правил осуществления миграционного учета, утвержденных Постановлением Правительства от 15.01.2007 г. №9.
4) Миграционная карта (не выдается гражданам Республики Беларусь и иностранцам, получившим в России разрешение на временное проживание или вид на жительство).
5) Виза. Иностранцы-визовики законно находятся в России в течение срока действия их визы (пункт 1 статьи 5 закона о правовом положении иностранных граждан). Заселение возможно на весь период действия визы.
Группа риска — это иностранные граждане, въехавшие в Россию по многократным деловым и гуманитарным визам, в которых указан срок действия «90 дней из каждых 180». Их нахождение в России свыше установленного срока (особенно при многократном въезде и выезде) является незаконным, и заселение таких лиц в гостиницу чревато привлечением к административной ответственности. Следовательно, у иностранцев из «группы риска» следует проверять периоды их нахождения в России, руководствуясь следующей формулой.
Для первого полугодия: дата начала действия визы + 180 дней – t (где t — общее количество дней пребывания в России, которые рассчитываются по отметкам о въезде и выезде в паспорте). Если иностранный гражданин в течение первых 180 дней превысил установленный срок пребывания в 90 дней, находиться в России он права не имеет.
Виза не требуется гражданам Германии, Италии, Македонии, Турции, получившим разрешение на временное проживание в Российской Федерации (пункт 2 статьи 15 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия об облегчении взаимных поездок граждан; пункт 2 статьи 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и гражданам Итальянской Республики; статья 8 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Македония об условиях взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Республики Македония; статья 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики об условиях взаимных поездок граждан Российской Федерации и Турецкой Республики).
6) Патент и документы, подтверждающие оплату налога на доходы физических лиц (это фиксированный авансовый платеж). Заселение возможно на весь период действия патента, независимо от региона, где он был выдан.
Патент необходимо требовать у граждан Азербайджана, Молдовы, Украины, Узбекистана, Таджикистана, неграждан Латвии и неграждан Эстонии (апатридов), если:
— они находятся в России свыше 90 дней на момент заселения в гостиницу либо в случае, если срок их проживания в гостинице превысит период времени в 90 дней с даты их въезда в Россию;
— они не имеют свидетельства о предоставлении временного убежища, свидетельства участника Госпрограммы переселения соотечественников, удостоверения беженца, разрешения на временное проживание или вида на жительство в Российской Федерации.
Поскольку действующее законодательство связывает выдачу патента с фактическим получением его иностранцем на руки, а узнать эту дату можно только со слов самого иностранца (сервисы, размещенные на официальном сайте ГУВМ МВД России, позволяют получить информацию лишь о выдаче документа как такового, но не о его действительности в конкретный момент времени), то расчет ведется исходя из даты, указанной в патенте как дата выдачи, и даты оплаты фиксированного платежа в первой из оплаченных за патент квитанций.
Если первой по хронологии идет дата, указанная в квитанции, то за точку отсчета принимается дата, указанная в патенте как дата выдачи. Например, если первая квитанция оплачена 13.06.2018 г., а дата выдачи, указанная в патенте, — 18.06.2018 г., то исходим из того, что мигрант не мог, произведя авансом уплату налога, получить патент ранее даты его изготовления. Следовательно, если налог уплачен за 1 месяц, срок действия патента — до 18.07.2018 г.
Каждый следующий платеж, в соответствии с частью 4 статьи 227.1 Налогового кодекса РФ, должен быть осуществлен не позже чем за день до окончания срока действия патента, то есть по принципу «плюс месяц минус день». В описываемом случае каждая последующая уплата налога должна осуществляться не позднее чем 17-го числа каждого следующего месяца.
Оплата второй и последующих квитанций с нарушением принципа, установленного Налоговым Кодексом, влечет за собой признание патента недействительным (так как при нарушении порядка оплаты срок действия патента считается истекшим). Нахождение мигранта с таким патентом в России незаконно, поэтому его заселение в гостиницу повлечет за собой административную ответственность по части 3 статьи 18.9 КоАП РФ.
Особенности заселения граждан Армении, Казахстана, Кыргызской Республики, Республики Беларусь
Для граждан Армении, Казахстана и Киргизии заселение возможно на срок, не превышающий 90 дней с даты въезда, указанной в миграционной карте.
Что касается граждан Республики Беларусь, то ввиду отсутствия у них миграционных карт, заселение возможно на срок, не превышающий 90 дней с даты въезда, указанной со слов гостя.
Граждане Армении, Казахстана, Кыргызской Республики, Республики Беларусь могут представить документы, подтверждающие возможность пребывания сверх установленного срока. Такими документами в соответствии с пунктом 5 статьи 97 Договора о Евразийском Экономическом Союзе признаются актуальный трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ/оказание услуг.
Кроме того, для граждан Армении, Казахстана и Киргизии представление этих документов предусмотрено законом при подаче уведомления о прибытии.
Шаг второй — определяем срок пребывания иностранного гражданина в гостинице
При решении вопроса о сроках заселения гостя, помимо его желания, учитываются положения пункта 32 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства от 15.01.2007 г. №9. Согласно данному документу, постановка на учет по месту пребывания временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина (не имеющего разрешения на временное проживание или вида на жительство) осуществляется на срок, заявленный принимающей стороной, но не более чем на срок, установленный Федеральным законом от 25.07.2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Постановка на учет постоянно или временно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина (получившего разрешение на временное проживание или вид на жительство) осуществляется на срок, заявленный в уведомлении о прибытии в место пребывания, но не более чем на срок действия вида на жительство или разрешения на временное проживание.
Максимально возможный срок пребывания иностранного гражданина в гостинице следует рассчитывать из указанных выше требований к сроку действия документов, подтверждающих законность его нахождения в России.
Шаг третий — принятие решения о заселении гостя (или сдаче его властям)
Если установлен факт законности нахождения иностранного гражданина на территории России, то администрацией гостиницы принимается решение о заселении гостя. При этом администрация гостиницы должна зафиксировать сведения о госте как иностранном гражданине в своих учетных документах (см. пункт 43 Правил осуществления миграционного учета). В качестве такого документа обычно используется журнал регистрации иностранных граждан в гостинице (по форме 2-Г, утвержденной Приказом Минфина от 13 декабря 1993 г. №121). Неисполнение указанной обязанности влечет административную ответственность по части 4 статьи 18.9 КоАП РФ.
Шаг четвертый — заполнение бланка уведомления о прибытии
Бланк уведомления о прибытии заполняется администрацией гостиницы (как принимающей стороной). Согласно пункту 27 Правил осуществления миграционного учета бланк уведомления о прибытии заполняется разборчиво от руки или с использованием технических средств на русском языке. При заполнении бланка не допускаются исправления, использование аббревиатур и сокращения слов. Неисполнение указанных требований может повлечь административную ответственность по части 4 статьи 18.9 КоАП РФ.
На оборотной стороне отрывной части бланка проставляется отметка о приеме уведомления о прибытии по форме, утвержденной Приказом Минспорттуризма РФ от 02.04.2009 г. №144. При этом отметка должна содержать сведения о полном наименовании гостиницы, юридическом и фактическом адресах, Ф.И.О. и должность ответственного лица, проставившего отметку, а также его подпись и дату. Проставление каких-либо иных отметок в отрывной части бланка уведомления, передаваемой гостю, законодательно не предусмотрено.
Отрывная часть бланка уведомления с проставленной отметкой передается иностранному гражданину (пункт 31, 33 Правил осуществления миграционного учета). Таким образом, на руках у иностранца после заселения в гостиницу должно оказаться то, что в народе называют «регистрацией».
Шаг пятый — представление сведений об иностранном гражданине в органы миграционного учета
Как уже писалось выше, закон не обязывает гостиницы представлять уведомления именно в орган миграционного учета, то есть территориальное подразделение МВД России по вопросам миграции на районном уровне. Допускаются альтернативные равнозначные способы сообщения сведений о заселении гостя.
Вместе с тем на практике используются два способа представления уведомления — непосредственно в орган миграционного учета (через представителя по доверенности) и путем электронного документооборота (например, через интернет-сервис Контур.ФМС).
Если уведомление о прибытии подается непосредственно («ногами»), то оно заполняется в 2 экземплярах (один из которых хранится у администрации гостиницы в течение 1 года). Законодательно не установлено, какой именно экземпляр остается на хранение — тот, отрывная часть от которого была передана иностранному гостю, или другой, заполненный полностью.
Предположим, что в органы миграционного учета передается «целый» экземпляр, в котором печать гостиницы проставляется на оборотной стороне уведомления в графе «Печать организации (при наличии)», а на хранении остается экземпляр, отрывная часть от которого (с отметкой гостиницы, проставленной в графе «Отметка о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания») была передана гостю. При этом орган миграционного учета со своей стороны в отрывной части бланка уведомления обязан проставить отметку о приеме уведомления по форме, утвержденной Приложением №6 к Приказу МВД России от 30.07.2019 г. № 514 (далее — Административный регламент), и вернуть отрывную часть бланка представителю гостиницы. По сути отрывная часть необходима как подтверждение выполнения гостиницей своих обязанностей по регистрации постояльца.
Если уведомление о прибытии направляется в орган власти в сфере миграции с использованием интернет-сервисов, бланк заполняется в одном экземпляре. Отрывная часть передается иностранному гражданину, верхняя часть бланка подлежит хранению у администрации гостиницы в течение 1 года.
Вместе с уведомлением о прибытии в орган миграционного учета, согласно пунктам 28 (1) и 28 (2) Правил осуществления миграционного учета, представляются:
— копии всех страниц паспорта иностранца, которые содержат информацию о нём и имеют отметки о пересечении границ;
— копия его миграционной карты (не требуется в отношении граждан Республики Беларусь и иностранцев, получивших разрешение на временное проживание или вид на жительство);
— копия документа, подтверждающего право пользования жилым или иным помещением, предоставляемым для фактического проживания иностранному гражданину (с пакетом документов на каждого нового гостя);
— копия трудового или гражданско-правового договора, заключенного на территории Российской Федерации (в отношении граждан государств ЕАЭС).
Уведомление представляется в течение одного рабочего дня, следующего за днем прибытия иностранного гражданина в место пребывания. Если иностранный гражданин прибыл в нерабочий день (в том числе в один из дней в течение нескольких нерабочих дней), уведомление о прибытии в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета в течение одних суток, являющихся рабочим днем и следующих непосредственно за нерабочим днем (несколькими нерабочими днями), исходя из графика приема юридических лиц, установленного отдельно в каждом органе миграционного учета.
Алгоритм действий при заселении иностранных постояльцев в гостиницу
1. Разработать должностную инструкцию и ознакомить с ней дежурных администраторов гостиницы.
2. Иметь на ресепшн образцы заполнения уведомления о прибытии иностранных граждан в место пребывания (для визовых и безвизовых стран применительно к правовому статусу различных категорий иностранных граждан).
3. При заезде иностранного гостя истребовать документы, подтверждающие законность его нахождения на территории Российской Федерации применительно к правовому статусу гостя.
4. Снять копию паспорта и миграционной карты (визы при наличии), а также документов, подтверждающих законность нахождения иностранного гражданина на территории Российской Федерации.
5. Проверить правильность заполнения уведомления и верность сообщенных сведений.
6. Проставить в отрывной части бланка отметку установленной формы (утвержденной Приказом Минспорттуризма от 02.04.2009 г. №144), печать организации, подпись ответственного должностного лица.
7. Передать отрывную часть бланка уведомления о прибытии постояльцу (уведомление поместить в картотеку).
8. Внести запись в журнал регистрации иностранных граждан в гостинице (по форме 2-Г, утвержденной Приказом Минфина от 13 декабря 1993 г. №121).
9. Направить уведомление (сведения о постояльце) в орган власти в сфере миграции одним из установленных законом способов с соблюдением установленного законом срока.
10. Документы (или их заверенные копии), подтверждающие направление уведомления (сведений), приобщить к помещенному в картотеку уведомлению.
Некоторые нюансы миграционного учета иностранных граждан в гостиницах
Администрация гостиниц не вправе самостоятельно продлевать срок пребывания гостя («регистрацию»), на который он был заселен. Решение о продлении срока пребывания, согласно пункту 4 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», принимает орган власти в сфере миграции.
Таким образом, если гость намерен находиться в гостинице более срока, заявленного при заселении, администрация гостиницы обязана обратиться в орган миграционного учета в порядке, установленном пунктом 42 Правил осуществления миграционного учета, представив новое заполненное уведомление о прибытии с указанием в нем нового срока пребывания, ходатайство о продлении срока пребывания и копии документов, подтверждающих возможность такого продления. Это необходимо даже в том случае, если гость был заселен на неделю, а срок его законного нахождения в России — год или более.
Если в гостинице в качестве обслуживающего персонала работают иностранные граждане и гостиница предоставляет им жилой фонд для проживания, постановка на учет осуществляется не в течение 7 рабочих дней с даты заселения. В данном случае, поскольку организация, предоставляющая помещения для проживания, является гостиницей или оказывает гостиничные услуги, руководствоваться необходимо сроками постановки на учет по месту пребывания и снятия с такого учета иностранных граждан, установленными именно для гостиниц, то есть 1 рабочий день со дня заселения при уведомлении о прибытии и 12 часов дня, следующего за днем выселения, при убытии иностранца из гостиницы.
Наша рубрика с материалами экспертов по кадровому делопроизводству пополняется еженедельно. Чтобы не пропустить самое важное, подпишитесь на наш Телеграм-канал.

Решение по гражданскому делу

Информация по делу

Дело № 2а-4834/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 ноября 2017 г. г. Йошкар-Ола

Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Володиной О.В.

при секретаре Азимовой Э.Б.

с участием административного истца Г,

представителя административного истца по письменному ходатайству К А.Н.,

представителя административного ответчика Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл по доверенности К С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Г к Министерству внутренних дел по Республике Марий Эл о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства в части определения статуса пребывания на территории РФ,

УСТАНОВИЛ:

Г С.Р. обратился в суд в порядке административного судопроизводства с исковым заявлением к Министерству внутренних дел по Республике Марий Эл (далее-МВД по Республике Марий Эл), в котором просил признать его постоянно проживающим на территории РФ с 17 ноября 1991 г.

В последующем Г С.Р. уточнил исковые требования, изложенные в заявлении от 26 октября 2017 г., просил признать незаконным решение МВД по Республике Марий Эл от 31 мая 2016 г. об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства в части определения статуса пребывания Г С.Р. на территории РФ.

В обоснование требования указано, что ответчиком необоснованно определен его статус пребывания на территории РФ как иностранного гражданина. Гражданином республики <данные изъяты> он не признавался, с заявлением на принятие гражданства республики <данные изъяты> не обращался, паспортом данного государства не документирован. Кроме того, он с ноября 1991 года проживал на территории РФ по паспорту гражданина СССР, никуда не выезжал, иного гражданства не приобретал следовательно является гражданином РФ. Решением ответчика нарушаются его права на получение паспорта гражданина РФ.

В судебном заседании истец Г С.Р. и его представитель К А.Н. исковые требования поддержали.

Представитель ответчика МВД по Республике Марий Эл по доверенности К С.В. с административным иском не согласился.

Выслушав участников процесса, изучив материалы административного дела, дела, представленного МВД по Республике Марий Эл, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 39 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» решение полномочного органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации, об отклонении заявления по вопросам гражданства Российской Федерации может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В силу ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин может обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст.3 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» иностранный гражданин — лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства; лицо без гражданства — лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Г С.Р. обратился 21 марта 2016 г. в УФМС России по Республике Марий Эл с заявлением об установлении личности в соответствии со статьей 10.1 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Заключением специалиста отдела по вопросам гражданства, обеспечения паспортной и регистрационной работы УФМС России по Республике Марий Эл от 31 мая 2016 г. установлена личность Г, ДД.ММ.ГГГГ рождения; статус пребывания Г С.Р. на территории РФ определен как иностранный гражданин.

Порядок установления личности иностранного гражданина, не имеющего действительного документа, определен статьей 10.1 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Согласно указанной выше правовой нормы установление личности иностранного гражданина, незаконно находящегося на территории Российской Федерации и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, осуществляется по инициативе федерального органа исполнительной власти в сфере миграции или его территориального органа либо по заявлению иностранного гражданина об установлении личности.

Срок проведения процедуры установления личности иностранного гражданина не должен превышать три месяца.

Иностранный гражданин в заявлении об установлении личности, оформленном на бланке, указывает свои персональные данные (фамилию, имя, отчество (последнее при наличии), дату и место рождения), а также цель, обстоятельства и дату въезда в Российскую Федерацию. В целях проведения процедуры установления личности вместе с указанным заявлением представляются имеющиеся у иностранного гражданина подлинники документов, содержащих его персональные данные, и (или) их копии.

По результатам проведенных проверок, опроса свидетелей и опознания подтвердится достоверность персональных данных иностранного гражданина, указанных им, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции составляется заключение об установлении личности иностранного гражданина, которое подписывается руководителем территориального органа. Копия заключения территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции об установлении личности иностранного гражданина вручается данному иностранному гражданину по его просьбе.

Согласно представленному ответчиком учетному делу в отношении Г С.Р. отделом по вопросам гражданства, обеспечения паспортной и регистрационной работы УФМС России по Республике Марий Эл в соответствии с положением ст.10.1 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» проведена проверка по установлению личности Г находящегося на территории Российской Федерации и не имеющего действительного документа.

Из материалов дела следует, что Г по учетам УФМС России по Республике Марий Эл паспортом гражданина РФ не документирован, не зарегистрирован по месту жительства.

Г С.Р. прибыл на территорию РФ в 1992 году по паспорту гражданина СССР, выданному ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> В настоящее время истец проживает по адресу: <адрес> <адрес> <адрес> без регистрации по месту жительства.

Факт въезда истца на территорию РФ до 1 ноября 2002 г. установлен решением Йошкар-Олинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ

Личность Г была подтверждена свидетельскими показаниями, оформленными в соответствии с положением ст.10.1 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

В целях определения гражданской принадлежности Г С.Р. ответчиком были направлен запрос в паспортно-визовое управление полиции Республики <данные изъяты>.

Согласно поступившим ответам Г С.Р. ДД.ММ.ГГГГ рождения ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> выдан паспорт гражданина СССР образца 1974 г. С ДД.ММ.ГГГГ он зарегистрирован по адресу: <адрес>. Паспортом гражданина Республики <данные изъяты> не документирован.

Согласно ответу паспортно-визового управления полиции Республики <данные изъяты> со ссылкой на п.1 ст. 10 Закона Республики <данные изъяты> «О гражданстве Республики <данные изъяты>» сообщено, что Г признается гражданином Республики <данные изъяты>, если не приобрел гражданство другого государства до вступления в силу Конституции Республики <данные изъяты> или отказался от него в течение года со дня вступления в силу настоящего закона.

С заявлением о выходе из гражданства Республики <данные изъяты> в установленном порядке в ПВУ полиции Республики <данные изъяты> не обращался.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством на основании представленных документов, опроса свидетелей административным ответчиком была установлена личность Г и правомерно определен его статус пребывания на территории РФ в качестве иностранного гражданина.

Каких-либо нарушений со стороны ответчика при проведении проверки и определения статуса пребывания на территории истца судом не установлено.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Как установлено из пояснений истца обжалуемое заключение от 31 мая 2016 г. он получил осенью 2016 г.

Таким образом, истцом пропущен срок на обжалование, предусмотренный ч.1 ст. 219 КАС РФ.

Уважительных причин пропуска срока стороной истца не указано, судом не установлено.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска Г С.Р.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного иска Г к Министерству внутренних дел по Республике Марий Эл о признании незаконным решения от 31 мая 2016 г. об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства в части определения статуса пребывания на территории РФ отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья О.В. Володина

Мотивированное решение составлено 27 ноября 2017 г.

На этой странице Вы можете заполнить бланк формы уведомления о прибытии иностранного гражданина,
действующего в 2021 году.
Распечатка уведомления с 07 Марта 2021 года платная. Это — вынужденная мера, надеемся на Ваше понимание. Вы, наверное, заметили, что на нашем сайте по принципиальным соображениям отсутствует реклама, а поддерживать сервисы только за счет средств владельцев сайта постоянно невозможно. Поэтому введена минимальная оплата, которая должна компенсировать затраты на поддержку сайта.
В зависимости от количества формируемых уведомлений стоимость распечатки одного уведомления от 49 до 100 рублей (подробнее тарифы можно посмотреть на странице «Цены»). Оплату можно произвести непосредственно при формировании уведомления.
Оплатить уведомление Вы сможете после заполнения бланка. Нажав кнопку «Распечатать» Вы перейдете на страницу, где можно выбрать: оплатить одно только что заполненное уведомление или купить ключ для печати нескольких бланков.
Внимательно проверьте введенные данные — после оплаты редакция данного уведомления невозможна.
Введенные данные в дальнейшем можно использавать для формирования другигих уведомлений
Без оплаты Вы можете заполнить уведомление и распечатать его. Распечатанные страницы будут иметь водяные знаки — использовать их нельзя, но можно посмотреть, как выглядит уведомление при распечатке и, при необходимости, подкорректировать внесённые данные. Для полноценной печати заполненного уведомления — печать необходимо оплатить.

Добавить комментарий