Задержание и доставление

  • Раздел IV. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
    • Глава 27. ПРИМЕНЕНИЕ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Содержание

Статья 27.5. Сроки административного задержания

1. Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

3. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

4. Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления в соответствии со статьей 27.2 настоящего Кодекса, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.

Доставление – это принудительное препровождение гражданина в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления правонарушения, если составление протокола является обязательным, в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) или в иное служебное помещение (ст.27.2. КоАП РФ). О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании.

Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы гражданина, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения постановления по нему (ст.27.3. КоАП РФ). Какие именно случаи считаются «исключительными», закон не разъясняет. Административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, может длиться не более 3 часов (ст.27.5. КоАП РФ). В исключительных случаях могут быть установлены иные сроки административного задержания. Срок административного задержания лица исчисляется с момента его доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, – со времени его вытрезвления (ст.27.5. КоАП РФ). Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания (ст.27.4. КоАП РФ). Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, о чем делается соответствующая запись в протоколе. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным. В случае отказа задержанного от подписания протокола в нем делается запись об этом. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник (ст.27.3. КоАП РФ). О задержании несовершеннолетнего уведомление его родителей или лиц, их заменяющих, обязательно.

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

Личный досмотр может производиться лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых, того же пола (ст.27.7. КоАП РФ). Досмотр вещей, находящихся при гражданине (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыбной ловли, добытой продукции и иных предметов), осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых. В исключительных случаях (при наличии достаточных оснований полагать, что при гражданине находятся оружие или иные предметы, которые могут быть использованы для причинения вреда жизни и здоровью других лиц) личный досмотр и досмотр вещей могут быть осуществлены без понятых.

О личном досмотре и досмотре вещей составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. Если в полиции имеется ориентировка с указанием примет лица, совершившего преступление либо административное правонарушение, или находившихся при нем вещей и предметов и эти приметы сходны с приметами гражданина или имеющимися у него вещами и предметами, то действия сотрудника полиции по проверке документов у данного гражданина и досмотру его личных вещей (при условии составления протокола досмотра и т.п.) следует считать правомерными. А если при гражданине не оказалось документов, то правомерно и его задержание.

Если гражданин считает, что действия сотрудника полиции привели к ущемлению его прав, свобод и законных интересов, то он вправе обжаловать эти действия вышестоящим органам или должностному лицу полиции, прокурору, либо в суд.

Данную информацию подготовил:

помощник прокурора Сургутского района Капитонов Вячеслав Николаевич.

1. Доставление — это мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, которая состоит в принудительном препровождении физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления правонарушения (если составление этого протокола является обязательным). Данная мера связана с кратковременным ограничением свободы действий и передвижения физического лица, которое доставляется в специальное служебное помещение. Порядок осуществления доставления регламентируется ст. 27.2 КоАП РФ.

Подчеркнем, что доставление лица, совершившего административное правонарушение, в служебное помещение осуществляется далеко не при каждом правонарушении, а лишь в тех случаях, когда протокол об административном правонарушении невозможно составить на месте выявления этого правонарушения. Составление такого протокола — единственная цель доставления физического лица в служебное помещение.

При этом важно уяснить, что доставление допускается только тогда, когда составление протокола об административном правонарушении обязательно. Дело в том, что, как будет показано далее, КоАП РФ предусматривает возможность назначения наказания без составления протокола об административном правонарушении. Так, протокол не составляется, если наказанием за совершенное правонарушение является предупреждение или административный штраф, не превышающий 100 руб. (а при нарушении таможенных правил — 1000 руб.), и если лицо, которому назначается такое наказание, не оспаривает ни факта совершения им правонарушения, ни административного наказания, не отказывается от уплаты штрафа. В подобных случаях доставление физического лица, совершившего административное правонарушение, в специальное служебное помещение не допускается.

Правом доставления физического лица наделены должностные лица ряда федеральных органов исполнительной власти. Это сотрудники органов внутренних дел (полиции); военнослужащие внутренних войск; военнослужащие пограничных органов и пограничных войск; военнослужащие иных войск; должностные лица органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом; должностные лица органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением законодательства об охране окружающей среды, сотрудники других федеральных органов исполнительной власти.

В ст. 27.2 КоАП РФ не только подробно перечислены органы, должностные лица которых вправе осуществлять доставление, но и указано, в какие служебные помещения и в случае совершения каких правонарушений они могут это сделать. Так, например, доставление осуществляется должностными лицами территориальных органов внутренних дел (полиции) при выявлении административных правонарушений, дела о которых рассматривают эти органы, либо административных правонарушений, по делам о которых органы внутренних дел составляют протоколы об административных правонарушениях. Доставление производится должностными лицами органов внутренних дел также в случае обращения к ним других должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, при выявлении этих правонарушений. Доставление осуществляется должностными лицами органов внутренних дел в служебное помещение территориального органа внутренних дел (полиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения.

Военнослужащими ВВ МВД России, должностными лицами ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти (министерств) или сотрудниками вневедомственной охраны органов внутренних дел, а также ФМС, ФСО, ФССП, ФСИН, ФСНКА России и др. доставление осуществляется при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, с проникновением в охраняемую зону. В этих случаях физические лица доставляются в служебное помещение территориального органа внутренних дел (полиции), служебное помещение охраны или в служебное помещение подразделения воинской части либо органа управления внутренних войск.

Отметим, что все сотрудники органов внутренних дел (полиции) имеют право осуществлять доставление, в частности, лиц, совершивших административные правонарушения, независимо от того, находятся ли сотрудники полиции в форменной или в гражданской одежде, во время несения службы или в свободное от нес время. Таким же правом обладают военнослужащие внутренних войск, участвующие в охране общественного порядка и в борьбе с преступностью, а также военнослужащие внутренних войск, исполняющие другие служебные обязанности. В настоящее время в системе МВД России сотрудники полиции руководствуются приказом МВД России от 21 июня 2003 г. № 438 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления привода»1, изданным в целях обеспечения реализации положений ст. 111 и 113 УПК РФ2, ч. 1 ст. 27.1 и ст. 27.15 КоАП РФ^.

В ст. 27.2 КоАП РФ указаны и прочие правонарушения, при совершении которых должностные лица органов внутренних дел, военнослужащие внутренних войск, военнослужащие пограничных органов и пограничных войск, военнослужащие иных войск, должностные лица органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом, должностные лица таможенных органов, сотрудники органов уголовно-исполнительной системы, должностные лица других органов вправе осуществлять доставление физических лиц для составления протокола об административном правонарушении.

Доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок. При этом, учитывая, что удаленность места совершения правонарушения от помещения, куда необходимо доставить совершившее его физическое лицо, может быть различной, законодатель не счел целесообразным устанавливать предельного срока доставления. Однако такой срок не может превышать времени, которое требуется, чтобы доставить лицо в соответствующее служебное помещение и составить гам протокол об административном правонарушении.

О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Таким образом, законодатель предоставил должностным лицам, осуществляющим доставление, определенную степень процессуальной свободы: они могут либо составить самостоятельный протокол о доставлении, либо зафиксировать факт доставления в протоколе об административном правонарушении (что на практике чаще всего и делается); факт доставления может быть отражен и в протоколе об административном задержании.

При этом не следует думать, что доставление физического лица для составления протокола об административном правонарушении обязательно обусловливает его последующее задержание. Административное задержание, как будет показано ниже, может быть применено лишь в исключительных, специально оговоренных в КоАП РФ случаях. Однако если в процессе составления протокола об административном правонарушении выяснится необходимость административного задержания физического лица, то доставление перейдет в задержание.

Законодатель ничего не говорит о содержании протокола о доставлении. Однако аналогично протоколу об административном задержании в протоколе о доставлении следует указать дату и место его составления, должность, фамилию и инициалы лица, составившего этот протокол, сведения о доставленном лице, время и место доставления. Протокол должен быть подписан должностным лицом, его составившим, и доставленным лицом. Если доставленное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе должна быть сделана соответствующая запись.

Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе.

2. Административное задержание в отличие от доставления является уже кратковременным ограничением свободы физического лица. Данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении может быть применена в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. В частности, административное задержание может осуществляться для того, чтобы установить личность нарушителя, а затем составить протокол об административном правонарушении.

В ст. 27.3 КоАП РФ, регламентирующей основания и порядок административного задержания, ничего не говорится о такой его цели, как пресечение административного правонарушения. Однако ранее мы указывали, что меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, к которым относится и административное задержание, применяются в том числе в целях пресечения административного правонарушения.

Право на свободу и личную неприкосновенность — одно из основных конституционных прав граждан. Согласно ст. 22 Конституции РФ арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению, а до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Согласно ст. 14 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» сотрудники полиции имеют право задерживать лиц:

  • o подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены УПК РФ;
  • o совершивших побег из-под стражи; уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок, до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений; совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение, до передачи их в психиатрическое лечебное учреждение;
  • o уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, до передачи их в места отбывания административного ареста;
  • o находящихся в розыске, до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;
  • o в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях;
  • o военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления, до передачи их военным патрулям, военному коменданту, командирам воинских частей или военным комиссарам;
  • o уклоняющихся от: исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, до передачи их в учреждения, обеспечивающие исполнение таких мер; следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера, по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным законом;
  • o допустивших нарушение правил комендантского часа, по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным конституционным законом;
  • o незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты, до установления личности, но на срок не более трех часов;
  • o предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих, до передав их в лечебные учреждения либо по месту жительства;
  • o в отношении которых поступило требование о выдаче, до передачи их иностранному государству по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательном Российской Федерации или международным договором Российской Федерации.

В каждом случае задержания сотрудник полиции обязан выполнить действия, предусмотренные ч. 4 ст. 5 Закона о полиции, а также разъяснить лицу, подвергнутому задержанию (далее — задержанное лицо), его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения. При этом срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лица, а срок административного задержания исчисляется в соответствии с КоАП РФ.

В соответствии названных и других законов задержанное лицо вправе пользоваться услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания. Или же задержанные лица, находящиеся при них вещи и документы, а также их транспортные средства подвергаются досмотру в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено УПК РФ, имеет право на один телефонный разговор с целью уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и мосте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции.

С правоприменительной процессуальной точки зрения надо отметить, что сотруднику полиции также следует о каждом случае задержания:

  • o несовершеннолетнего незамедлительно уведомлять его родителей или иных законных представителей;
  • o военнослужащего уведомлять командование воинской части, в которой он проходит военную службу;
  • o иностранного гражданина или подданного иностранного государства уведомлять посольство (консульство) соответствующего государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, полиция принимает при необходимости меры по оказанию задержанному лицу первой помощи, а также меры по устранению возникшей при задержании угрозы жизни и здоровью граждан или объектам собственности. А также в соответствии с законодательством о полиции в порядке, определяемом федеральным министерством (МВД), ведется реестр лиц, подвергнутых задержанию. Сведения, содержащиеся в реестре, не могут быть переданы третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

О задержании составляется протокол, в котором указываются дата, время и место его составления, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица. Протокол подписывается составившим его сотрудником полиции и задержанным лицом. В случае если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе о задержании делается соответствующая запись. Копия вручается задержанному лицу.

Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью. Условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания задержанных лиц определяются Правительством РФ. Задержанные лица перед водворением в специально отведенные для этого помещения и после окончания срока задержания подвергаются осмотру, результаты которого заносятся в протокол о задержании.

Однако административное задержание может осуществляться только при наличии административного правонарушения. Исключением является административное задержание психически больных и малолетних, нахождение которых в общественных местах представляет опасность для окружающих их людей или их самих. Поэтому представляется незаконной получившая широкое распространение в ряде городов страны практика административного задержания лиц, не имеющих при себе документов, удостоверяющих их личность, если только там нс установлен специальный административный режим, запрещающий нахождение лиц вне дома без документов, удостоверяющих их личность.

Административное задержание нс должно также производиться при: малозначительности административного правонарушения: целесообразности его пресечения другими способами; возможности установить его обстоятельства и личность нарушителя на месте совершения правонарушения; наличии оснований для назначения административного наказания в виде предупреждения или штрафа, взыскиваемого на месте совершения правонарушения.

В ст. 27.3 КоАП РФ перечислены органы, должностные лица которых вправе осуществлять административное задержание (они также пересмотрены законодателем). Его в зависимости от выявленных правонарушений вправе производить: должностные лица органов внутренних дел; военнослужащие ВВ МВД России; старшие должностные лица ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, находящиеся в месте расположения охраняемого объекта; должностные лица военной автомобильной инспекции (ВАИ); военнослужащие пограничных органов и пограничных войск; должностные лица таможенных органов; военнослужащие и должностные лица органов уголовно-исполнительной системы. Перечень конкретных должностных лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Например, все сотрудники органов внутренних дел вправе осуществлять административное задержание лиц на срок, не превышающий 3 часов, при выявлении административных правонарушений, дела о которых рассматривают органы внутренних дел, либо административных правонарушений, по делам о которых органы внутренних дел составляют протоколы об административных правонарушениях. Начальники территориальных ОВД, начальники их дежурных частей (дежурных смен дежурных частей), а также участковые уполномоченные полиции вправе производить задержание при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц других органов, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

Лица, допустившие правонарушения в сфере дорожного движения, могут быть подвергнуты административному задержанию начальниками и заместителями начальников, дежурными подразделений Госавтоинспекции, командирами строевых подразделений дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции, государственными инспекторами безопасности дорожного движения (ДПС ГИБДД), инспекторами ДПС и другими сотрудниками полиции. При выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных сил РФ административное задержание вправе осуществлять должностные лица ВАИ.

При выявлении административных правонарушений в области зашиты и охраны Государственной границы РФ, во внутренних морских водах, в территориальном морс, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации административное задержание производят военнослужащие пограничных органов и пограничных войск, а также должностные лица органов внутренних дел (полиции); при выявлении нарушений таможенных правил — должностные лица таможенных органов.

Военнослужащие и должностные лица органов ФСИН России вправе осуществить административное задержание при выявлении административных правонарушений, выразившихся в неповиновении законному распоряжению военнослужащего либо сотрудника ФСИН, а также в передаче либо попытке передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях ФСИН, следственных изоляторах или изоляторах временного содержания.

Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании. В частности, это лицо имеет право знать, за совершение какого административного правонарушения оно задержано, требовать проверки прокурором правомерности задержания и др. О заявленном требовании задержанного орган или должностное лицо должны немедленно сообщить прокурору.

Имеются определенные особенности в процедуре административного задержания различных категорий граждан.

Административному задержанию нс подлежат: действующий Президент РФ; Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий; депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации Федерального Собрания РФ; депутаты представительных органов государственной власти субъектов РФ; депутаты представительных органов местного самоуправления; судьи, прокуроры и следователи прокуратуры; сотрудники некоторых оперативных служб при исполнении ими служебных обязанностей. При этом иммунитет от административного задержания многих из указанных лиц не является абсолютным.

В ряде случаев задержание может быть применено к этим лицам, но лишь при соблюдении определенных условий (например, лишь в присутствии официального представителя соответствующего органа).

Иностранные граждане, не пользующиеся дипломатической неприкосновенностью, и лица без гражданства при совершении ими административного правонарушения подвергаются административному задержанию на общих основаниях.

Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице (фамилия, имя, отчество, адрес, а при необходимости — также место работы или учебы, должность), время и место задержания. Если административное правонарушение совершено должностным лицом, которое вследствие этого задержано, то в протоколе об административном задержании указание сведений о месте его работы и должности обязательно.

Поскольку законом установлены максимально возможные сроки административного задержания, в протоколе целесообразно указать как время начала, так и время окончания задержания.

Учитывая, что административное задержание может быть применено лишь в исключительных случаях, когда это действительно нужно для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения постановления по делу, в протоколе об административном задержании в обязательном порядке указываются мотивы задержания.

Подчеркнем, что об административном задержании в обязательном порядке составляется самостоятельный протокол. Отражать перечисленные сведения в протоколе об административном правонарушении недопустимо. Нельзя также отражать эти сведения в других протоколах об осуществлении мер обеспечения производства по данному делу.

Протокол об административном задержании подписывается составившим его должностным лицом и задержанным лицом. Если задержанное лицо отказывается подписать протокол, то в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Принуждать задержанного к подписанию протокола об административном задержании недопустимо.

Срок административного задержания в общем случае не должен превышать 3 часов. Однако имеются исключения, предусматривающие возможность более длительного задержания. Так, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы РФ и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном морс, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне страны, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления его личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок до 48 часов. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, также может быть подвергнуто административному задержанию на срок до 48 часов.

Учитывая положение ст. 22 Конституции РФ о том, что до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов, административное задержание на больший срок недопустимо ни при каких обстоятельствах.

Задержанные должны быть освобождены до истечения максимально возможного срока их административного задержания, если отпала необходимость в дальнейшем ограничении свободы этих лиц.

В срок административного задержания лица, совершившего административное правонарушение, включается время фактического нахождения задержанного в специально отведенных для этого помещениях до момента его освобождения или до момента назначения наказания в виде административного ареста. Если административному задержанию предшествовало доставление лица в служебное помещение для составления протокола об административном правонарушении, то срок административного задержания исчисляется с момента его доставления. В случае административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, срок задержания исчисляется со времени его вытрезвления.

Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях: органов внутренних дел (полиции), ВВ МВД России, ведомственной охраны иных федеральных министерств или вневедомственной охраны территориального органа внутренних дел, военной автомобильной инспекции, пограничных органов и пограничных войск, таможенных органов, органов уголовно-исполнительной системы, а также в иных специальных учреждениях, создаваемых органами исполнительной власти субъектов РФ. Указанные помещения должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления задержанными лицами. Несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, содержатся отдельно от взрослых лиц. Условия содержания задержанных лиц, нормы питания и порядок медицинского обслуживания таких лиц определяются Правительством РФ.

Лицам, задержанным в административном порядке, разрешается иметь при себе одежду, головной убор, одну пару обуви по сезону, носовые платки, протезы или костыли (инвалидам), они могут при наличии медицинских показаний пользоваться лекарственными средствами.

Лица, которые, находясь в состоянии опьянения, утратили способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, способны причинить вред себе и окружающим, содержатся в основном в медицинских вытрезвителях. Они являются специализированными учреждениями полиции, выполняющими функции пресечения таких правонарушений, как появление граждан на улицах, стадионах, в скверах, парках, транспортных средствах общего пользования, других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, и оказывающими лицам, находящимся в средней или тяжелой степени опьянения, медицинскую помощь.

После полного вытрезвления лица, помещенного в медицинский вытрезвитель, производится его осмотр и дастся заключение о возможности выписки. При этом срок пребывания лица в вытрезвителе в любом случае должен быть нс менее 3 часов, но нс превышать одних суток. Помещение в медицинский вытрезвитель несовершеннолетних допускается лишь в исключительных случаях, когда невозможно установить их личность и место жительства и передать родителям или лицам, их заменяющим, либо представителям учреждений, отвечающим за их воспитание и содержание.

3. Привод. Если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины лица, в отношении которого ведется производство по этому делу, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, свидетеля, а их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, применяется привод указанных физических лиц, либо законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Привод осуществляется на основании определения о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела. Такое определение вправе вынести судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении.

Привод исполняется органом внутренних дел (полицией) в порядке, установленном МВД России. Сотрудник полиции, выделенный для исполнения привода, на основании имеющихся в определении сведений (фамилия, имя, отчество, год рождения и место проживания) обязан достоверно установить лицо, в отношении которого оно вынесено. По установлении лица, подлежащего приводу, исполнитель объявляет ему определение о приводе под расписку. Отказ от подписи с указанием мотивов отмечается в определении и заверяется исполнителем привода.

При ссылке лица, подлежащего приводу, на болезнь, лишающую его возможности следовать к месту вызова, такое заболевание должно быть удостоверено в установленном порядке врачом. О болезни, а также иных обстоятельствах, фактически препятствующих исполнению привода, немедленно извещаются судья, орган, должностное лицо, вынесшие определение о приводе.

При отсутствии у лица, подлежащего приводу, уважительной причины неявки ему объявляются сроки прибытия к месту вызова, разъясняются порядок и правила возмещения расходов, а также последствия уклонения от явки. Если лицо, подлежащее приводу, выразило желание добровольно следовать к месту вызова, у него берется письменное обязательство о явке к назначенному сроку, которое начальник органа внутренних дел (полиции) немедленно направляет судье, органу, должностному лицу, вынесшим определение о приводе.

В случае отказа от добровольной явки лицо, подлежащее приводу, доставляется к месту вызов;» принудительно путем сопровождения его сотрудником полиции. Применение оружия, наручников и связывание при этом категорически запрещаются. Лица, исполняющие привод, обязаны быть внимательными и вежливыми, не допускать действий, унижающих честь и достоинство доставляемого, по возможности удовлетворять его законные требования и просьбы.

Привод не может осуществляться в ночное время, кроме случаев, нс терпящих отлагательства. Привод несовершеннолетнего свидетеля, нс достигшего возраста 16 лет, производится с уведомлением его родителей либо иных законных представителей. Привод несовершеннолетнего лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, также, как правило, требует уведомления названных лиц. В целях обеспечения исполнения привода или устранения причин, препятствующих явке по вызову, орган внутренних дел (полиция) в необходимых случаях обращается за содействием к администрации предприятия, организации, учреждения по месту работы или учебы лица, подлежащего приводу.

Кроме того, привод осуществляется органом внутренних дел (полицией) на основании определения указанного органа, иного органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, в порядке, определенном названным нами приказом МВД России. Каким именно, и где он назван?

Юридическая консультация адвоката по уголовным делам в Самаре и Самарской области

Что нужно знать и как следует вести себя при задержании или аресте.

Много людей убеждено, что такой беды, как появление претензий лично к ним со стороны правоохранительных органов, не произойдет никогда. Отнюдь, даже при условии полного законопослушания такое случается и моя многолетняя адвокатская практика видела не мало подобных случаев.

Жизненные обстоятельства различны, но есть общие принципы на основе которых оказывается юридическая помощь, в этом мы и попытаемся разобраться.

Вас взяли и задержали или «арестовали» люди в гражданском или в форме и доставили в отдел полиции.

Знайте, что существуют два разных основания для задержания:

Административное задержание (иногда в Интернете его неграмотно называют «административный арест»*):

Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, которое может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении (статья 27.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.

Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе, т.е. обязательно попросите его Вам вручить и сделайте об этом отметку в своих «заявлениях в протоколе»! (статья 27.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Срок административного задержания не должен превышать три часа, однако он может быть продлен до 48 часов в случае если, необходимо установить личность задержанного или выяснить обстоятельства административного правонарушения, а так же если в отношении задержанного лица ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест* (статья 27.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Могу привести пример из моей практики: неких граждан доставили в наручниках в отдел полиции и стали там самым натуральным образом допрашивать о их деятельности на их предприятии (юридическая помощь естественно им не предлагалась, телефоны отобраны почти сразу, продержали в отделении с утра до вечера не составляя никаких протоколов не давая пить или есть, не давая никому сообщить о случившемся). Целью сотрудников полиции было: получить сведения об организации где граждане работают, при этом у них искусственно создавали впечатление о якобы противоправных действиях учредителей и руководителей их организации, давали понять, что и они при таких обстоятельствах могут быть привлечены к ответственности (уголовной, административной). Когда на место событий прибыл адвокат и потребовал объяснений происходящего, а именно: каков статус задержанных лиц, предъявить протокол задержания или доставления, по каким основаниям их задержали и отобрали телефоны, сотрудники полиции заявили, что никто никого не задерживал, телефоны не отбирали а граждане сами положили их на стол следователя/дознавателя и просили охранять, а граждане находятся в отделе добровольно и с ними ведется беседа, и вообще они свободны и могут идти.

Как оказалось, было «заказано» уголовное дело с целью рейдерского юридического захвата предприятия, для чего и арестовали прямо в налоговой инспекции одного из учредителей этой фирмы а с ним генерального директора и главного бухгалтера предприятия.

В день вышеназванного «задержания» всех отпустили домой сразу при появлении адвоката, а после 4 месяцев плодотворной работы по данному уголовному делу, оно было прекращено в связи с отсутствием события преступления. Но это уже скорее пример не из дел об административных правонарушениях, а из дел уголовного производства, о чем пойдет речь далее.

Задержание по подозрению в совершении преступления:

Задержание подозреваемого — мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления (статья 5 Уголовно-процессуального кодекса РФ).

Орган дознания, дознаватель, следователь или прокурор вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:

1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

2. При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу (статья 91 Уголовно-процессуального кодекса РФ)

После доставления подозреваемого в орган дознания, к следователю или прокурору в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права, предусмотренные статьей 46 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

В протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым.

О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого (статья 92 Уголовно-процессуального кодекса РФ)

Подозреваемый вправе:

1) знать, в чем он подозревается, и получить копию постановления о возбуждении против него уголовного дела, либо копию протокола задержания, либо копию постановления о применении к нему меры пресечения;

2) давать объяснения и показания по поводу имеющегося в отношении его подозрения либо отказаться от дачи объяснений и показаний. При согласии подозреваемого дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и при его последующем отказе от этих показаний, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 части второй статьи 75 Уголовно-процессуального кодекса РФ;

3) пользоваться помощью защитника с момента, предусмотренного пунктами 2 и 3 части третьей статьи 49 Уголовно-процессуального кодекса РФ, и иметь свидание с ним наедине и конфиденциально до первого допроса в качестве подозреваемого;

4) представлять доказательства;

5) заявлять ходатайства и отводы;

6) давать показания и объяснения на родном языке или языке, которым он владеет;

7) пользоваться помощью переводчика бесплатно;

8) знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания;

9) участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству, ходатайству его защитника либо законного представителя;

10) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения суда, прокурора, следователя и дознавателя;

11) защищаться иными средствами и способами, не запрещенными Уголовно-процессуального кодекса РФ (статья 46 Уголовно-процессуального кодекса РФ)

Дознаватель, следователь или прокурор не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого уведомляет кого-либо из близких родственников, а при их отсутствии — других родственников или предоставляет возможность такого уведомления самому подозреваемому (статья 96 Уголовно-процессуального кодекса РФ)

Итак, если Вы прочитали выше приведенные строки, которые являются неполным цитированием Уголовно-процессуального кодекса РФ, то Вы в общих чертах осведомлены об особенностях задержания, его сроках и своих правах, в том числе о праве задержанного лица получить квалифицированную юридическую помощь, каковую оказывает адвокат. Но, одно дело изучить теоретические сведения и совсем другое это попробовать применить на практике.

А на практике это происходит так: дознаватель, следователь и прокурор на улице граждан не ловят. К ним граждан доставляют. Доставляют, сотрудники полиции, каковые могут быть сотрудники в форме (например сотрудники ППС – патрульной постовой службы) или в гражданском (оперативники).

По факту задержания лица составляется не только протокол задержания, возникает так называемый «материал», который в худшем для «задержанного» случае превращается в «материалы уголовного дела».

Но давайте по порядку, итак «материал», это набор первичных документов направленных на установление признаков состава преступления, каковые позволят следователю, дознавателю или прокурору вынести постановление о возбуждении уголовного дела. Иначе говоря и как многие считают, задерживают не для того что бы развлечься, задерживают для того, что бы получить результат, оформленный определенным образом.

Материал содержит в себе фактические сведения, указывающие на признаки состава преступления. Таковые сведения зачастую получают от самого задержанного именно на первичном этапе развития ситуации. Чем характерен этот первичный этап? Тем, что с задержанным, прежде чем передать материал следователю для принятия решения, работают оперативники, которые зачастую используют то обстоятельство, что человек растерян, напуган, не знает, как себя вести и как объяснить ситуацию и не может ни с кем самостоятельно связаться.

Вот характерный пример: задержанному сообщают о том, что в соседнем кабинете, другой задержанный или некий «свидетель» уже дает изобличающие показания. И если он (задержанный) не успеет все рассказать первым, то всю вину повесят на него (задержанного) и он пойдет «паровозом» (т.е. будет представлен в ходе расследования уголовного дела организатором, т.е. наиболее виновным). При этом предлагают задержанному скорее во всем признаться и тем самым облегчить свою участь.

Другой способ давления это обсуждение вопроса о мере пресечения, ведь если уголовное дело возбужденно, то фигурант уголовного дела обретает процессуальный статус подозреваемого или обвиняемого, а в отношении этих лиц, орган ведущий предварительное расследование обязан избрать меру пресечения. Мера пресечения избирается или самим следствием, дознанием, в пределах своей компетенции или судом.

А это значит, что следователь или дознаватель может выйти в суд с ходатайством об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, т.е. «лояльность на усмотрение следователя». Конечно, не сам следователь или дознаватель решает вопрос об аресте, но он может поставить этот вопрос перед судом и тогда вероятность ареста весьма велика если есть к тому формальные основания, поверьте моему опыту.

На практике приходится сталкиваться со случаями, когда следствием или дознанием предлагается признать подозреваемому или обвиняемому спорные обстоятельства в обмен на подписку о не выезде. Согласитесь, что это очень не простая ситуация, когда приходится выбирать между подпиской о не выезде или вероятностью заключения под стражу. А ведь дома задержанного ждут дети, семья и т.п., … на что и рассчитывают люди в погонах.

При этом необходимо учитывать, что замена ареста на подписку о невыезде хоть и редко но бывает.

Итак, правило первое – не верьте. Иначе говоря, нужно критически относится к утверждениям лиц действующих в интересах обвинения (оперативник, следователь, прокурор, дознаватель), ибо их потенциальный интерес это – раскрытие преступления, а личность, которая в результате раскрытия становится «преступником» потенциальный интерес представляет во вторую очередь.

Правило второе: ни слова без адвоката. Об этом я уже подробно писал на своей страничке «Рекомендация адвоката при задержании сотрудниками полиции, ФСКН (наркоконтроля) и иных силовых ведомств».

Право на оказание квалифицированной юридической помощи, каковую оказывают адвокаты, возникает у задержанного с момента задержания. И согласитесь, что делать сапоги должен — сапожник, печь пироги – пекарь (кондитер), а формировать позицию защиты – адвокат. Это так же верно, как и то, что самолечение зачастую, приводит к тяжким последствиям.

Будучи задержанным молчите и открывайте рот только для того, что бы вежливо сказать: «Прошу Вас о факте моего задержания известить моих родственников (знакомых), что бы они могли пригласить мне адвоката, без юридической помощи адвоката говорить с Вами о чем либо отказываюсь». Данного правила придерживаются многие лучшие профессиональные адвокаты мира, включая Россию.

Обратите внимание на то обстоятельство, что юридическая помощь должна оказываться Вам тем адвокатом, которого пригласили Ваши друзья или родственники. Осторожничайте в получении юридической помощи от адвоката «приглашенного» следователем, дознавателем, прокурором. Лучше будет, если такой «дежурный» адвокат обеспечит передачу вашей просьбы о найме другого адвоката именно Вашими родственниками или друзьями которым Вы однозначно доверяете.

Основания к такой рекомендации следующие: адвокат есть в первую очередь независимый советник по правовым вопросам. Ударение в этом утверждении надо делать на слове — независимый. А о какой независимости может идти речь, если адвоката в дело приглашает следователь? Ведь если адвокат, приглашенный следователем будет оказывать юридическую помощь таким образом, что создаст следователю хоть какие нибудь процессуальные проблемы, то разве следователь пригласит такого адвоката для оказания юридической помощи второй раз? Но эта ситуации более подходит к Субъектам РФ в которых нет автоматизированной системы назначений адвокатов соответствующей палатой адвокатов данного региона, т.е. конкретного адвоката может выбирать сам следователь, а не адвокатское сообщество применительно законодательству о бесплатной юридической помощи или в силу работы адвокатов по назначению.

Не забывайте о потенциальном интересе следователя, его интерес заключается в том, что бы передать дело в суд, работа у него такая, а у работы есть свои показатели, в данном случае количество раскрытых и переданных в суд дел.

Будьте бдительны и не теряйте рассудок, если с Вами случилось что-то из вышеуказанного, ищите возможность уведомить родственников о том где Вы (не рассказывая подробностей и деталей посторонним людям при передаче) и что Вам нужен профессиональный адвокат, которого многие назвали бы лучшим адвокатом или «дорогим адвокатом». И не стесняйтесь такого требования, ведь от этого может зависеть Ваша дальнейшая жизнь и судьба.

Не могу обойти и следующего правила:

Адвокаты, которые утверждают о своих связях с «прокурорскими», «судейскими» и т.п., что мол за деньги решат Ваши проблемы (обычно называют очень большие суммы), попросту мошенники и преступники, так как в реальности они не способны решить таким способом Ваших проблем, а просто обманывают Вас и вымогают деньги под таким предлогом. Деньги Ваши никто из умных людей не возьмет, если Вы не Министр и не бывший сотрудник аппарата Президента, чтобы Вас лично знали «прокурорские», Вам следует это знать. А если Вы из «этих» названных персон — тем более денег не возьмут, раз уж в отношении Вас возбуждено уголовное дело. Поможет Вам только профессионализм вашей защиты и наличие у Вас реальной доказательственной базы в Вашей невиновности, поскольку презумпция невиновности в России давно не работает.

Именно поэтому адвокатам запретили давать своим клиентам обещание положительного результата выполнения поручения (п.2 ст.10 Кодекса профессиональной этики адвоката).

В любом случае не забывайте золотое правило: «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Именно к поиску и найму нужного Вам адвоката которому бы Вы доверили свою проблему, и следует отнести это правило в части «дело рук самих утопающих».

Примечание:

* административный арест — вид наказания применительно статьи 3.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции либо за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах до тридцати суток. Административный арест назначается судьей.

1. Административное задержание физического лица состоит в фактическом кратковременном ограничении свободы физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, за совершение им административного правонарушения, в доставлении его в место, определенное органом, ведущим административный процесс, и содержании в данном месте.

2. Административное задержание физического лица применяется в целях:

1) пресечения противоправной деятельности;

2) составления протокола об административном правонарушении, если составление его на месте выявления (совершения) административного правонарушения не представляется возможным;

3) установления личности;

4) обеспечения участия при рассмотрении дела об административном правонарушении;

5) пресечения сокрытия или уничтожения доказательств;

6) обеспечения исполнения административного взыскания в виде административного ареста или депортации.

3. По просьбе физического лица, задержанного за совершение административного правонарушения, о месте его нахождения в течение трех часов уведомляются совершеннолетние члены его семьи, близкие родственники, защитник, наниматель, с которым задержанный состоит в трудовых отношениях, администрация учреждения образования, учащимся или студентом которого он является. О задержании несовершеннолетнего уведомление родителей или лиц, их заменяющих, обязательно.

4. Иностранные граждане или лица без гражданства, задержанные за совершение административного правонарушения, без промедления должны быть информированы на понятном им языке о причинах их задержания и правах, которые они имеют.

5. Физическое лицо, в отношении которого применено административное задержание, срок которого длится свыше трех часов, содержится в местах, определяемых органами, ведущими административный процесс. Порядок и условия содержания физического лица, в отношении которого применено административное задержание, устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.

6. Административное задержание не допускается в отношении:

1) лица, занимающего высшую государственную должность Республики Беларусь, и лица, должность которого включена в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь;

2) члена Совета Республики, депутата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и депутатов местных Советов депутатов;

3) судьи;

4) народного заседателя.

7. Лица, указанные в части 6 настоящей статьи, задержанные за совершение административного правонарушения, должны быть освобождены немедленно после выяснения их личности.

Добавить комментарий