Ввоз и вывоз культурных ценностей

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 15.04.1993 № 4804-I «О ввозе и вывозе культурных ценностей» под культурными ценностями понимаются движимые предметы материального мира независимо от времени их создания, имеющие историческое, художественное, научное или культурное значение.

Под вывозом культурных ценностей понимается перемещение культурных ценностей из Российской Федерации в иностранные государства, не являющиеся государствами — членами Евразийского экономического союза, без обязательства их обратного ввоза, под ввозом — перемещение культурных ценностей в Российскую Федерацию из иностранных государств, не являющихся государствами — членами Евразийского экономического союза, без обязательства их обратного вывоза.

Временный вывоз культурных ценностей, в соответствии с положениями указанной статьи, это перемещение культурных ценностей из Российской Федерации в иностранные государства, не являющиеся государствами — членами Евразийского экономического союза, с обязательством их обратного ввоза в установленный срок, а временный ввоз культурных ценностей — перемещение культурных ценностей в Российскую Федерацию из иностранных государств, не являющихся государствами — членами Евразийского экономического союза, с обязательством их обратного вывоза.

Вывоз культурных ценностей, в отношении которых правом Евразийского экономического союза установлен разрешительный порядок вывоза, осуществляется физическими лицами для личного пользования на основании заключения (разрешительного документа) на вывоз культурных ценностей, а физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, и юридическими лицами — на основании лицензии на вывоз культурных ценностей.

Заключение (разрешительный документ) на вывоз культурных ценностей и лицензия на вывоз культурных ценностей выдаются в каждом случае вывоза культурных ценностей.

Вывоз культурных ценностей, в отношении которых правом Евразийского экономического союза не установлен разрешительный порядок вывоза, осуществляется с учетом положений ст. 35.11 указанного Федерального закона.

Физические и юридические лица вправе вывозить ранее ввезенные в Российскую Федерацию культурные ценности, в том числе культурные ценности, имеющие особое значение, в отношении которых правом Евразийского экономического союза установлен разрешительный порядок вывоза, при предъявлении таможенным органам заключения (разрешительного документа) на вывоз культурных ценностей или лицензии на вывоз культурных ценностей, за исключением вывоза временно ввезенных в Российскую Федерацию культурных ценностей.

Временно ввезенные в Российскую Федерацию культурные ценности вывозятся без оформления заключения (разрешительного документа) на вывоз культурных ценностей или лицензии на вывоз культурных ценностей в соответствии с правом Евразийского экономического союза.

Вывоз личных наград, в том числе государственных, осуществляется награжденным физическим лицом без оформления заключения (разрешительного документа) на вывоз культурных ценностей при предъявлении таможенным органам документов, подтверждающих право на их ношение (удостоверений к наградам).

Вывоз культурных ценностей, которые находятся в розыске, может быть осуществлен только в целях их возврата собственнику или иному законному владельцу, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Не подлежат вывозу без обязательства их обратного ввоза следующие культурные ценности:

1. Культурные ценности, имеющие особое значение, за исключением случаев вывоза таких культурных ценностей физическим лицом — их автором;

2. Культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, иных государственных и муниципальных организациях Российской Федерации, осуществляющих постоянное хранение культурных ценностей;

3. Культурные ценности, включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации, Музейного фонда Российской Федерации, в национальный библиотечный фонд, в том числе находящиеся в частной собственности;

4. Археологические предметы.

В целях отнесения предметов к культурным ценностям проводится экспертиза культурных ценностей.

Экспертиза культурных ценностей проводится по заявлению физического или юридического лица, а также по обращению уполномоченного органа, таможенного или иного правоохранительного органа.

Обязательная экспертиза культурных ценностей проводится в отношении заявленных в качестве культурных ценностей движимых предметов, в отношении которых правом Евразийского экономического союза установлен разрешительный порядок вывоза, а также культурных ценностей, подлежащих обратному ввозу при их временном вывозе, при возвращении на территорию Российской Федерации.

Экспертиза культурных ценностей проводится на договорной основе экспертами по культурным ценностям.

Выдача заключения (разрешительного документа) на вывоз культурных ценностей осуществляется уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявления физического лица о выдаче заключения (разрешительного документа) на вывоз культурных ценностей для личного пользования и прилагаемых к нему документов

В случае, если к вывозу заявлены культурные ценности, имеющие особое значение, ранее на законных основаниях ввезенные в Российскую Федерацию, заявитель также представляет в уполномоченный орган экспертное заключение, оформленное при ввозе культурных ценностей, и копию таможенной декларации, подтверждающей факт законного ввоза культурных ценностей.

Государственные награды могут быть вывезены физическими лицами, которым они были переданы (вручены) для хранения, являвшимися супругом (супругой), отцом, матерью, сыном, дочерью, братом, сестрой, дедушкой, бабушкой, одним из внуков умершего награжденного, выезжающими из Российской Федерации в иностранные государства на постоянное место жительства, на основании заключения (разрешительного документа) на вывоз культурных ценностей.

Культурные ценности, в отношении которых правом Евразийского экономического союза не установлен разрешительный порядок вывоза, могут быть вывезены и временно вывезены без оформления заключения (разрешительного документа) на вывоз культурных ценностей или лицензии на вывоз культурных ценностей.

В отношении таких культурных ценностей по желанию заявителя может быть проведена экспертиза культурных ценностей, по результатам которой оформляется экспертное заключение.

Уполномоченный орган по желанию заявителя выдает уведомление, подтверждающее, что в отношении таких культурных ценностей правом Евразийского экономического союза не установлен разрешительный порядок вывоза.

В соответствии со ст. 260 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, культурные ценности, в отношении которых установлен разрешительный порядок вывоза, подлежат обязательному таможенному декларированию.

Таможенное декларирование товаров для личного пользования производится с использованием пассажирской таможенной декларации.

Сведения, подлежащие указанию в пассажирской таможенной декларации, определены Таможенным Кодексом Евразийского экономического союза.

Пассажирская таможенная декларация заполняется на русском языке, или на английском языке, или на государственном языке государства-члена, таможенному органу которого подана такая пассажирская таможенная декларация, а с разрешения таможенного органа — на другом иностранном языке, которым владеют должностные лица таможенного органа, которому будет подана такая таможенная декларация, и подается должностному лицу таможенного органа при следовании через красный канал в соответствующем пункте пропуска.

Влияние Луны 15 апреля 1993 года с 3:03 по 23:59

благоприятный период

23 лунный день. Двадцать третий лунный день — день провокаций и перемен.Желательно относиться спокойно к различным препятствиям, неприятностям и не сдаваться.Воздержаться от ссор и конфликтов, остерегаться агрессии.Желание остановить изменения может сделать этот день очень тяжелым.Смириться с тем, что перемены неизбежны.

🌘 Старая убывающая Луна или 4-я лунная фаза. Период лунного цикла от 3-й лунной четверти до новолуния.Энергетика живительных сил Солнца идет на спад. Это период, когда процессы в человеческом организме и психике ослаблены и не защищены. Эмоциональное состояние человека угасает, но рациональная составляющая еще велика. Время мудрости и размышления. Отличное время для подведения итогов и анализа событий в завершающихся лунных днях лунного месяца.Благоприятное время для различного рода обсуждений, совещаний и передачи опыта. Наилучшее время поправить свое здоровье. Все оздоровительные процедуры благоприятны. Физические нагрузки должны быть умеренными. За пару лунных дней до новолуния усильте свое внимание, так как наступит период неблагоприятных лунных дней называемых днями Гекаты.

♒ Луна в знаке Водолей. Усиление чувствительности и нервозности, стремления к свободе.Хочется изменить привычки, разрушить стереотипы.В дни Водолея для человека существует возможность полностью реализоваться.Под этим знаком можно заниматься любым интересным делом.Может быть частая смена настроения.

♃ Четверг. В этот день недели миром управляет Юпитер. Энергетика четверга — рассудительная, благоприятствующая, социально-активная.День государственных и общественных дел. День материального процветания.Занимайтесь общественно-политической деятельностью, законами, юриспруденцией, расширением сфер влияния, администрированием, профессиональным продвижением. Изучайте иностранные языки. Благоприятны дела связанные с деньгами, имуществом, торговлей. Хорошо путешествовать. Любым проблемам в этот день нельзя давать развиваться, нужно их гасить сразу. Не стремитесь на себя брать лидерство.В четверг не надо заниматься делами понедельника, среды и субботы.

Коллекционеров и торговцев произведениями искусства во все времена не останавливали границы и строгое законодательное регулирование оборота таких предметов.

Проблема борьбы с незаконным оборотом культурных ценностей носит международный характер и порой связана с противодействием группам, специализирующимся на хищениях, перепродаже и незаконном вывозе за рубеж произведений искусства, старинных монет и других ценностей.

При этом привлечь внимание правоохранителей и подвергнуться уголовному преследованию по своему незнанию могут добропорядочные пассажиры и пользователи международных почтовых сервисов.

Перемещение культурных ценностей через границу

Для культурных ценностей установлен особый порядок перемещения через границу. Физические и юридические лица имеют право на вывоз, временный вывоз, ввоз или временный ввоз культурных ценностей.

При этом физические лица могут ввозить и вывозить культурные ценности в порядке, предусмотренном для товаров, перемещаемых для личного пользования, с соблюдением установленных для перемещения таких предметов условий. Культурные ценности подлежат обязательному письменному декларированию гражданами с применением пассажирской таможенной декларации (ПТД).

Согласно ст. 5 Закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» к таковым относятся движимые предметы материального мира независимо от времени их создания, имеющие историческое, художественное, научное или культурное значение.

Перечень культурных ценностей, в отношении которых установлен разрешительный порядок вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза (далее – Союз), правила их вывоза из Российской Федерации в другие государства, не являющиеся государствами — членами Союза, определяются решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии.

Так, перечень культурных ценностей, подлежащих контролю при перемещении через таможенную границу Российской Федерации определен разделом 2.20 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – членами Союза в торговле с третьими странами, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 года № 30. В перечень, в частности входят, входят произведения живописи, скульптуры, печатные издания, монеты, антикварное оружие, музыкальные инструменты и др.

Правовое регулирование ввоза или вывоза культурных ценностей с территории одного государства — члена Союза на территорию другого государства — члена Союза имеет свои особенности.

В частности, несмотря на то, что в Союзе обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы (статья 29 Договора о Евразийском экономическом союзе), допускает возможность ограничения оборота отдельных категорий товаров, в том числе для охраны культурных ценностей.

Порядок ввоза и вывоза гражданами культурных ценностей

При ввозе физическими лицами в Российскую Федерацию, в том числе при их временном пребывании в стране, культурные ценности подлежат таможенному декларированию в письменной форме с применением ПТД.

Включенные в Единый перечень культурные ценности, иные предметы и документы освобождаются от уплаты таможенных пошлин, налогов вне зависимости от их стоимости и веса. При ввозе таможенному органу необходимо представить заключение уполномоченного эксперта об отнесении перемещаемых предметов к культурным ценностям. Соответствующий список экспертов по культурным ценностям с указанием специализации, в том числе осуществляющих экспертизу в аэропортах, размещен на сайте Министерства культуры.

Вывоз физическими лицами культурных ценностей в качестве товаров для личного пользования возможен при наличии заключения (разрешительного документа) и также предусматривает подачу ПТД.

Вывоз ранее ввезенных в качестве товаров для личного пользования культурных ценностей осуществляется при представлении таможенному органу ПТД, оформленной при ввозе культурных ценностей, содержащей идентификационные признаки указанных культурных ценностей (наименование, автор, год создания, материал и техника создания, размеры и др.).

В остальных случаях вывоз (временный вывоз) осуществляется при наличии заключения (разрешительного документа), выданного территориальным управлением Министерства культуры России, либо письменного уведомления об отсутствии необходимости разрешительного документа для вывоза.

В случае вывоза физическими лицами оружия, имеющего культурную ценность, но не отнесенного к антикварному оружию, помимо заключения (разрешительного документа), представляется заключение (разрешительный документ) Федеральной службы войск национальной гвардии.

Вывоз культурных ценностей физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, и юридическими лицами осуществляется на основании соответствующей лицензии.

Статьей 35.1 Закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» определены культурные ценности, не подлежащие вывозу без обязательства их обратного ввоза (имеющие особое значение, постоянно хранящиеся в государственных музеях и некоторые другие).

Минкультом разработаны методические рекомендации по оформлению документации при ввозе и вывозе культурных ценностей в Российскую Федерацию, которые размещены на сайте министерства.

Уголовная ответственность за контрабанду культурных ценностей

Незаконные вывоз и ввоз культурных ценностей могут повлечь уголовную ответственность по ст. 226.1 УК (контрабанда) или административную по одному из составов, предусмотренных гл. 16 КоАП (административные правонарушения в области таможенного дела). Также предусмотрена уголовная ответственность (ст. 190 УК) за невозвращение в установленный срок на территорию Российской Федерации культурных ценностей, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством.

Так, статьей 226.1 УК предусмотрена ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС культурных ценностей в крупном размере. Преступление относится к тяжким даже при основном неквалифицированном составе и наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

Квалифицирующими признаками преступления являются совершение преступления должностным лицом с использованием служебного положения, применение насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, а также совершение преступления в составе организованной группы (при этом как признак отсутствует предварительный сговор, но он может быть признан судом отягчающим обстоятельством). Самая строгая санкция статьи предусматривает наказание в виде лишения свободы до двенадцати лет.

Контрабанда возможна путем незаконного перемещения культурных ценностей как через таможенную границу Союза, так и через государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Союза.

Естественно, что при решении вопроса о наличии в действиях лица признаков состава преступления, предусмотренного ст. 226.1 УК, необходимо устанавливать принадлежность незаконно перемещенных предметов к культурным ценностям и их стоимость, для чего следователь и суд должны располагать соответствующими заключениями экспертов или специалистов.

Согласно примечанию 4 к ст. 226.1 УК крупным размером культурных ценностей признается их стоимость, превышающая сто тысяч рублей.

Наиболее типичным способом незаконного перемещения физическими лицами культурных ценностей является их провоз пассажирами в багаже при следовании автомобильным, железнодорожным и авиатранспортом. Нередки случаи пересылки культурных ценностей в международных почтовых отправлениях. Выявляются такие факты в ходе таможенного досмотра багажа или МПО.

Способы контрабанды

Контрабанда культурных ценностей возможна путем их перемещения вне установленных мест, с сокрытием от таможенного контроля, с недостоверным декларированием или недекларированием, а также с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о таких ценностях.

Сокрытие культурных ценностей от таможенного контроля представляет собой совершение любых действий, направленных на то, чтобы затруднить их обнаружение либо утаить их подлинные свойства, в том числе придание одним предметам вида других, использование тайников, специально изготовленных или приспособленных для контрабанды в предметах багажа, одежды или оборудованных на транспортных средствах.

Недекларирование как способ совершения контрабанды заключается в невыполнении лицом требований по декларированию товаров, то есть заявлению таможенному органу в установленной форме сведений о товарах, избранной таможенной процедуре и иных необходимых сведений. Возможно путем не заявления таможенному органу культурных ценностей либо их части (не заявляется часть культурных ценностей, либо при перемещении нескольких предметов в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном из них, либо таможенному органу представляются культурные ценности, отличные от тех, сведения о которых были заявлены в таможенной декларации).

Если декларантом заявлены не соответствующие действительности (недостоверные) сведения, то указанные действия рассматриваются как недостоверное декларирование товаров.

Также контрабанда возможна путем предоставления таможенному органу в качестве оснований или условий для перемещения культурных ценностей документов, содержащих недостоверные сведения о ввозимых или вывозимых предметах.

Незаконное перемещение предметов, совершенное с использованием изготовленного другим лицом поддельных официального документа, печати, полностью охватывается составом контрабанды и не требует дополнительной квалификации по ст. 327 УК. Если лицо использует подделанный им же официальный документ, содеянное квалифицируется как совокупность преступлений, предусмотренных статьями 327 и 226.1 УК РФ.

Что будет с изъятыми культурными ценностями?

По делам данной категории применяются положения главы 15.1 УК о конфискации предметов незаконного перемещения через границу и любых доходов от этого имущества, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу.

Если владельцем предметов контрабанды является лицо, признанное виновным в их незаконном перемещении, то такие предметы контрабанды подлежат конфискации.

В соответствии с ч. 3 ст. 81 УПК при вынесении приговора, а также определения или постановления о прекращении уголовного дела суд должен разрешить вопрос о признанных вещественными доказательствами предметах контрабанды.

В случае неустановления законных владельцев предметы контрабанды обращаются по решению суда в собственность государства. При этом споры о принадлежности предметов контрабанды, признанных вещественными доказательствами, разрешаются в порядке гражданского судопроизводства.

Заключение

Как показывает практика, зачастую граждане не декларируют перевозимые предметы из-за банального незнания таможенного законодательства, порядка ввоза и вывоза культурных ценностей, а также не осведомленности о том, какие предметы запрещено перемещать через границу. При пересылке предметов в международных почтовых отправлениях отправители и получатели не проверяют запрещены ли они к перемещению данным способом, не обращаются к актуальным информационным ресурсам Минкульта, таможенных органов и почтовых служб.

Транспортировка культурных ценностей строго контролируется. Чтобы не стать фигурантом уголовного дела, необходимо серьезно подойти к вопросу оформления разрешительной документации и заранее предусмотреть все нюансы перемещения культурных ценностей через границу.

Добавить комментарий