Введение внешнего управления

Внешнее управление

Внешнее управление при банкротстве

Внешнее управление представляет собой процедуру банкротства, применяемую к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему.

Данная процедура вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов.
Внешнее управление вводится на срок не более 18 месяцев и может быть продлено на срок не более 6 месяцев.

С момента введения внешнего управления руководитель должника отстраняется от занимаемой должности. Внешний управляющий, в отличие от временного и административного, полностью заменяет руководителя должника, поскольку к нему переходят полномочия всех органов управления юридического лица, в том числе полномочия по распоряжению имуществом, за исключением совершения крупных сделок, а также сделок, в совершении которых имеется заинтересованность. Внешний управляющий вправе заключать такие сделки только с согласия собрания (комитета) кредиторов.

Одним из наиболее привлекательных для должника последствий внешнего управления является введение моратория на удовлетворение требований кредиторов.

Внешний управляющий обязан составить план в течение месяца (хотя на самом деле у него для этого будет несколько больший срок) с момента своего утверждения (а не с момента введения внешнего управления) представить его собранию кредиторов.

План внешнего управления должен быть разработан таким образом, чтобы в течение определенного (ограниченного) периода времени финансовое состояние должника восстанавливалось, т.е. реализация плана должна приводить к отсутствию признаков банкротства. Речь идет о признаках, достаточных для принятия решения о банкротстве должника, а не о признаках, достаточных для возбуждения производства по делу о банкротстве.
План внешнего управления должен быть разработан таким образом, что в соответствии с его мероприятиями должник — юридическое лицо к моменту окончания внешнего управления не будет иметь ни одного рубля задолженности (для должника-гражданина это не актуально, так как в отношении него внешнее управление не вводится; о статусе крестьянского (фермерского) хозяйства будет сказано позже).

Говорить о восстановлении платежеспособности можно, если не только отсутствуют признаки банкротства, но и должник имеет (в результате реализации плана) минимальное количество средств для продолжения функционирования. Вариантом решения проблемы может быть толкование, в соответствии с которым отсутствием признаков банкротства является возможность удовлетворения всех требований, включая те, срок исполнения которых наступит после окончания срока внешнего управления.

План внешнего управления должен содержать следующие параметры:

— конкретные мероприятия по восстановлению платежеспособности должника (их примерный перечень дан в ст.109);
— условия, порядок реализации и финансирования мероприятий;
— возможные расходы должника — как связанные, так и не связанные с реализацией предусмотренных в плане мероприятий;
— срок восстановления платежеспособности (он должен соответствовать сроку плана внешнего управления и в любом случае не превышать максимальные сроки, установленные ст.93);
— обоснование возможности восстановления платежеспособности в течение срока, установленного в плане (очевидно, этого можно достичь путем приведения расчета расходов и поступлений имущества должника в течение срока внешнего управления);
— разграничение компетенции между собранием и комитетом кредиторов по поводу утверждения сделок должника.

Закон перечисляет конкретные меры по восстановлению платежеспособности должника, которые могут быть предусмотрены планом внешнего управления.
Перечень этих мер не является исчерпывающим; иные мероприятия могут быть внесены в план в соответствии с целесообразностью, определяемой внешним управляющим. План внешнего управления может содержать указания на экономические мероприятия — перепрофилирование производства, закрытие нерентабельных производств (в качестве иных экономических мероприятий можно назвать открытие новых производств, модернизацию оборудования переквалификацию работников, определенные способы и этапы освоения новых производств и новых технологий и т.п.).

По итогам осуществления внешнего управления внешний управляющий обязан представить отчет на рассмотрение собрания кредиторов.

По результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего собрание кредиторов вправе принять одно из решений:

  • об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;
  • об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов;
  • об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
  • о заключении мирового соглашения.
  • Суд проверяет обоснованность решения собрания кредиторов и утверждает либо не утверждает отчет.

    Основным критерием для утверждения отчета внешнего управляющего является наличие признаков восстановления платежеспособности должника.

    Если внешнее управление завершается заключением мирового соглашения или погашением требований кредиторов, внешний управляющий продолжает исполнять свои обязанности в пределах компетенции руководителя должника до даты избрания (назначения) нового руководителя должника. Если же арбитражный суд принял решение о признании должника банкротом и утвердил конкурсным управляющим другое лицо, то внешний управляющий исполняет его обязанности до даты утверждения конкурсного управляющего.

    Мероприятия в процедуре внешнего управления:

    1) Уведомление руководителя должника о введении внешнего управления:

    Уведомить руководителя должника о введении и последствиях внешнего управления, назначении внешнего управляющего в порядке ст. 94 Закона.

    Срок:

    В течение 1 дней с момента Назначения.

    Рекомендации:

    Необходимо уведомить руководителя должника, главного бухгалтера.

    2) Уведомление собственника (учредителей) должника:

    Уведомить собственника имущества должника — унитарного предприятия, учредителя о введении и последствиях внешнего управления, назначении внешнего управляющего.

    Рекомендации:

    Одновременно с уведомлением администрации Должника, уведомляется собственник должника. Вместе с уведомлением собственнику предлагается в соответствии со ст. 94 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» определить представителя для участия в собраниях кредиторов, а также иное.

    3) Направление для публикации объявление о введении внешнего управления:

    Направить для публикации сведения о введении внешнего управления

    Срок:

    В течение 10 дней с момента Назначения.

    4) Приказ о передаче бухгалтерской и иной документации должника:

    Издать приказ о передаче органами управления должника бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей должника внешнему управляющему, о проведении инвентаризации и оценки имущества должника (ст. 94 Закона).

    Срок:

    В течение 1 дней с момента Назначения.

    Рекомендации:

    В приказе определить состав комиссии по приему передаче документации.

    5) Получение бухгалтерской и иной документации должника:

    Принять от органов управления должника бухгалтерскую и иную документацию должника, печати и штампы, материальные и иные ценности должника (ст. 94 Закона).

    В случае уклонения органов управления должника от передачи внешнему управляющему материальных и иных ценностей должника или сокрытия документации должника обратиться в АС с заявлением о выдаче исполнительного листа о принудительном исполнении решения АС о признании должника банкротом в части неисполнения Закона органами управления. Выданный исполнительный лист передать судебному приставу — исполнителю. Одновременно целесообразно обратиться в правоохранительные органы с заявлением о привлечении бывшего руководителя должника к ответственности по ст. 195 УК РФ.

    Срок:

    В течение 3 дней с момента Назначения.

    Рекомендации:

    После приказа приступить к приему – передаче документации. При этом оформляются акты приема-передачи.

    6) План внешнего управления – разработка:

    Разработать план внешнего управления и представить его для утверждения собранию кредиторов.

    Не позднее чем через месяц с даты утверждения, разработать план внешнего управления и в срок не позднее чем через два месяца предоставить его собранию кредиторов для утверждения.

    Срок:

    В течение 61 дней с момента Назначения.

    Рекомендации:

    С момента назначения внешний управляющий (ВУ) приступает к подготовке плана. После подготовке плана, до собрания проект плана рассылается кредиторам для ознакомления.

    7) Дата первого собрания кредиторов – определение:

    Определить дату собрания кредиторов. Прописать ее в программе в закладке Процедуры.

    Срок:

    В течение 31 дней с момента Назначения.

    Рекомендации:

    В соответствии с законом ВУ определяет дату первого собрания кредиторов и уведомляет об этом кредиторов.

    8) Уведомление ФССП о введении внешнего управления:

    Уведомить службу судебных приставов о введении процедуры внешнего управления в отношении должника.

    9) Уведомить налоговый орган по месту регистрации:

    Уведомить налоговый орган по месту регистрации предприятия о введении процедуры внешнего управления в отношении должника.

    10) Уведомление банка должника о введении внешнего управления:

    Уведомить банки должника о введении процедуры внешнего управления в отношении должника

    11) Запрос в контролирующие органы – отправка:

    Направить запросы в контролирующие органы, направленные на сбор сведений о должнике (в частности, на поиск и выявление имущества должника):

    — Земельная кадастровая палата

    — Комитет по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

    — Федеральная регистрационная служба

    — ГИБДД ГУВД

    — Налоговую инспекцию

    — Банки должника

    В зависимости от обстоятельств, список организаций может пополняться.

    12) Собрание работников должника – проведение:

    Провести собрание работников должника в целях их информирования о введении внешнего управления.

    Срок:

    В течение 10 дней с момента Назначения.

    Рекомендации:

    Необходимо для выбора представителя работников должника для участия в собрании кредиторов.

    13) Привлечение оценщика, бухгалтера, аудитора и др.:

    В случае необходимости, привлечь оценщиков, бухгалтеров, аудиторов и иных специалистов для проведения инвентаризации и оценки имущества должника, а также в целях правильного учета имущества должника и иных работ.

    Рекомендации:

    Для осуществления полномочий необходимо привлекать квалифицированных специалистов. При этом желательно согласовать смету расходов на их оплату, либо учесть эти платежи в плане внешнего управления.

    14) Проведение инвентаризации имущества должника:

    Провести инвентаризацию имущества должника (ст. 99 Закона). Конкурсную массу, выявленную в ходе инвентаризации включить в конкурсную массу программы.

    15. Анализ документации должника:

    Проанализировать документацию должника на предмет должной регистрации прав на недвижимое имущество.

    В случае необходимости провести работу по регистрации прав должника на недвижимое имущество.

    16. Анализ финансового состояния должника:

    Провести анализ финансового состояния, финансово-хозяйственной деятельности должника (ст. 99 Закона).

    Срок:

    В течение 31 дней с момента Назначения.

    17) Требование о взыскании задолженности, иск признании сделки должника недействительной:

    По результатам анализа финансово-хозяйственной деятельности должника (в случае необходимости):

    1) Предъявить к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании (ст. 99 Закона).

    2) Заявить отказы от исполнения договоров должника (ст.102 Закона).

    3) Предъявить иски о признании недействительными сделок, совершенных должником (ст. 103).

    18) Возврат имущества, находящегося во владении третьих лиц:

    Принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц (ст. 103 Закона).

    19) Реестр требований кредиторов:

    Организовать составление и ведение реестра требований кредиторов (ст. 99 Закона).

    Срок:

    В течение 3 дней с момента Назначения.

    20) Рассмотрение предъявленных требования кредиторов:

    Рассматривать предъявленные требования кредиторов, писать возражения на заявленные требования кредиторов и в АС (ст. 100 Закона).

    С даты получения требования кредиторов уведомить представителей учредителей (участников) должника или представителей собственника имущества должника — унитарного предприятия о получении требований кредиторов и предоставить указанным лицам возможность ознакомится с требованиями кредиторов и прилагаемыми к ним документами. Должны быть уведомлены В течение пяти дней с даты получения требования.

    По результатам рассмотрения АС требований, на основании определений вносить соответствующую запись в реестр требований кредиторов (ст. 100 Закона). Не позднее 14 дней после получения соответствующего требования.

    Уведомлять соответствующего кредитора о результатах рассмотрения его требований, в частности, заявлять возражения кредитору по предъявленным к должнику требованиям (ст. 101 Закона). Не позднее месяца с момента получения требования.

    21) Проведение собрания кредиторов:

    Созыв собрания кредиторов для рассмотрения плана внешнего управления.

    22) Промежуточный отчет в СРО:

    Направить реестр кредиторов, промежуточный отчет, протокол в СРО

    23) План Внешнего управления – представить в Арбитражный Суд:

    В случае утверждения плана внешнего управления собранием кредиторов, представить план в АС.

    Срок:

    Не позднее 5 дней с момента проведения Собрания Кредиторов.

    24) Ходатайство о признании должника банкротом:

    В случае если, в АС не представлен план внешнего управления, утвержденный собранием кредиторов и собранием кредиторов не заявлено ходатайство, АС может принять решение о признании должника банкротом и открытия конкурсного производства.

    Срок:

    В течение 122 дней с момента Назначения.

    25) Новый план внешнего управления:

    В случае отклонения плана собранием кредиторов, данное решение должно предусматривать срок созыва следующего собрания кредиторов для рассмотрения нового плана внешнего управления.

    Срок созыва не может превышать два месяца с даты принятия указанного решения.

    26) Отчет перед собранием кредиторов:

    Внешний управляющий отчитывается перед собранием кредиторов или комитетом кредиторов о ходе внешнего управления и реализации плана внешнего управления.

    27) Продажа предприятия должника:

    Продажа предприятия должника.

    Условия проведения торгов должны предусматривать получение денежных средств до истечения срока внешнего управления. Не позднее чем через месяц до истечения срока.

    Внешний управляющий (организатор торгов) обязан опубликовать сообщение о продаже предприятия на торгах в официальном издании, определяемом в соответствии со ст. 28 Закона, а также в местном печатном органе по месту нахождения должника. Не позднее, чем за тридцать дней до даты проведения торгов.

    В случае, если повторные торги были признаны несостоявшимися или предприятие не было продано, внешний управляющий публикует новое сообщение о продаже предприятия в порядке ст. 28 Закона. В течение четырнадцати дней с даты подведения итогов повторных торгов.

    Лицо, являющееся победителем торгов, и внешний управляющий подписывают договор купли-продажи предприятия. Не позднее, чем через десять дней с даты подведения итогов.

    Покупатель предприятия обязан уплатить цену продажи предприятия, определенную на торгах, в срок, указанный в сообщении о проведении торгов. Не позднее чем через месяц с даты подведения итогов торгов.

    28) Уступка прав требования должника:

    Уступка прав требования должника

    Продажа прав требования должника осуществляется внешним управляющим в порядке и на условиях, которые определены п. 3 и 5 статьи 111 Закона, если иное не установлено законом или не вытекает из существа требования. Условия договора купли-продажи права требования должника должны предусматривать:

    — получение денежных средств за проданное право требования (не позднее чем через пятнадцать дней с даты заключения договора купли-продажи);

    — переход права требования осуществляется только после его полной оплаты.

    29) Исполнение обязательств должника собственником имущества должника:

    Исполнение обязательств должника собственником имущества

    должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками)

    должника либо третьим лицом или третьими лицами (ст. 113 Закона)

    30) Уведомление управляющего и кредиторов о начале процедуры удовлетворения требований кредиторов:

    Собственник имущества должника — унитарного предприятия, учредители (участники) должника либо третье лицо или третьи лица обязаны в письменной форме уведомить арбитражного управляющего и кредиторов о начале процедуры удовлетворения требований кредиторов.

    После получения первого уведомления арбитражным управляющим исполнение обязательств должника перед кредиторами от других лиц не принимается.

    Если лицо, направившее уведомление, не начало исполнение обязательств в недельный срок после направления уведомления или в месячный срок не удовлетворило требования кредиторов в соответствии с п. 4 ст. 113, уведомление считается недействительным.

    31) Размещение дополнительных обыкновенных акций должника:

    Размещение дополнительных обыкновенных акций должника (Ст. 114. Закона).

    Размещение дополнительных обыкновенных акций должника может проводиться только по закрытой подписке.

    Срок размещения дополнительных обыкновенных акций должника не может превышать три месяца.

    Государственная регистрация отчета об итогах размещения дополнительных обыкновенных акций должника должна быть осуществлена не позднее чем за месяц до даты окончания внешнего управления.

    32) Особенности завершения процедуры банкротства:

    Особенности завершения процедуры банкротства и прекращения производства по делу о банкротстве при исполнении обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами (Ст. 116. Закона).

    По окончании исполнения обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами внешний управляющий обязан уведомить всех кредиторов, требования которых включены в реестр требований кредиторов, об удовлетворении этих требований. В течение десяти дней.

    Отчет внешнего управляющего направляется в арбитражный суд без рассмотрения отчета внешнего управляющего собранием кредиторов. Не позднее чем через четырнадцать дней.

    33) Отчет внешнего управляющего:

    Отчет внешнего управляющего (Ст.117 Закона).

    В случае, если в ходе внешнего управления удовлетворены в соответствии с настоящим законом все требования кредиторов, включенные в реестр требований кредиторов, внешний управляющий включенных в реестр требований кредиторов, уведомляет об этом лиц, требования которых были включены в реестр требований кредиторов, и представляет на утверждение арбитражного суда отчет внешнего управляющего. Не позднее чем через месяц с даты удовлетворения всех требований кредиторов.

    34) Рассмотрение собранием кредиторов отчета внешнего управляющего:

    Рассмотрение собранием кредиторов отчета внешнего управляющего (Ст. 118. Закона).

    В случаях, если отчет внешнего управляющего подлежит рассмотрению собранием кредиторов, собрание кредиторов созывается для рассмотрения отчета внешнего управляющего. Не позднее чем через три недели с даты заявления требования о проведении собрания кредиторов или не позднее чем через три недели с момента возникновения оснований для досрочного прекращения внешнего управления, или не позднее, чем за месяц до даты истечения установленного срока внешнего управления.

    Внешний управляющий обязан предоставить кредиторам возможность предварительного ознакомления с отчетом внешнего управляющего не менее чем за сорок пять дней до истечения установленного срока внешнего управления или не менее чем за десять дней до установленной даты созыва собрания кредиторов.

    35) Утверждение Арбитражным Судом отчета внешнего управляющего:

    Утверждение арбитражным судом отчета внешнего управляющего (Ст. 119 Закона).

    В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом отчет внешнего управляющего подлежит обязательному рассмотрению собранием кредиторов, рассмотренный собранием кредиторов отчет внешнего управляющего и протокол собрания кредиторов направляются в арбитражный суд не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов.

    Отчет внешнего управляющего и жалобы на его действия при их наличии рассматриваются арбитражным судом не позднее чем через месяц с даты получения отчета внешнего управляющего.

    При наличии ходатайства собрания кредиторов о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, а также в случае отказа арбитражного суда в утверждении отчета внешнего управляющего или непредставления указанного отчета в течение месяца со дня окончания установленного срока внешнего управления арбитражный суд может принять решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

    36) Отчет в саморегулируемую организацию:

    Направить реестр кредиторов, отчет, протокол

    37) Последствия вынесения определения о переходе к расчетам с кредиторами:

    Последствия вынесения определения о переходе к расчетам с кредиторами (Ст. 120 Закона)

    В определении о переходе к расчетам с кредиторами устанавливается срок окончания расчетов с кредиторами, который не может превышать шесть месяцев с даты вынесения указанного определения.

    38) Расчеты с кредиторами определенной очереди:

    Расчеты с кредиторами определенной очереди (Ст. 122 Закона).

    В определении арбитражного суда о начале расчетов с кредиторами определенной очереди устанавливаются:

    — очередь удовлетворения требований кредиторов, требования которых начинают удовлетворяться;

    — срок окончания расчетов с кредиторами такой очереди, который не может превышать два месяца с даты вынесения указанного определения;

    39) Прекращение полномочий внешнего управляющего:

    Порядок прекращения полномочий внешнего управляющего (Ст. 123 Закона).

    В случае, если внешнее управление завершается заключением мирового соглашения или погашением требований кредиторов, внешний управляющий продолжает исполнять свои обязанности в пределах компетенции руководителя должника до даты избрания (назначения) нового руководителя должника.

    В случае, если арбитражный суд принял решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и утвердил конкурсным управляющим другое лицо или если невозможно утвердить конкурсного управляющего одновременно с принятием такого решения, внешний управляющий исполняет обязанности конкурсного управляющего до даты утверждения конкурсного управляющего.

    Внешний управляющий обязан передать дела конкурсному управляющему не позднее чем через три рабочих дня с даты утверждения конкурсного управляющего.

    Внешнее управление — одна из процедур в деле о банкротстве, проводимая с целью возрождения компании-должника, восстановления ее платежеспособности. От финансового оздоровления отличается тем, что от управления отстраняется руководитель организации-должника и назначается другой специалист — внешний управляющий.

    Оставить заявку

    • Подробнее об услуге можно узнать в разделе банкротство Казань.
    • О полной процедуре рассказано в разделе процедура банкротства юридического лица.
    • С ценами можно ознакомиться в разделе стоимость банкротства.

    Введение внешнего управления

    Процедура внешнего управления предприятием вводится после наблюдения и/или финансового оздоровления. Для ее производства необходимо, чтобы организация-должник обладала необходимыми резервами для расчета с кредиторами.

    Решение о внешнем управлении организацией принимается собранием кредиторов или, в определенных случаях, арбитражным судом. Инициатором может быть административный управляющий, сам должник, кредиторы, заинтересованные третьи лица.

    Цель и мероприятия внешнего управления на стадии банкротства

    Внешнее управление как процедура банкротства включает в себя целый ряд мероприятий:

    • поиск инвесторов, привлечение новых финансовых потоков (только не кредитных);
    • реорганизация предприятия: изменение сферы деятельности, закрытие убыточных мощностей и пр.;
    • создание новой модели управления;
    • привлечение специалистов со стороны, повышение квалификации персонала, прохождение различных обучающих курсов;
    • запуск рекламной кампании,
    • совершение сделок и заключение соглашений.

    Основная цель внешнего управления компанией-должником — полное восстановление состоятельности предприятия для погашения задолженностей. Для этого составляется план мероприятий.

    Особенности внешнего управления организацией-должником

    На весь период внешнего управления организацией-должником назначается внешний управляющий, который фактически занимает должность руководителя. Назначается он судом и является одним из арбитражных управляющих. Специалист вправе осуществлять сделки, принимать решения о продаже, реорганизации и др.

    Другие особенности:

    • введение внешнего управления производится на основании решения собрания кредиторов, которое направляет в суд соответствующее ходатайство;
    • период данной процедуры — 1,5 года, при необходимости он может продлеваться на срок до полугода;
    • при внешнем управлении на требования кредиторов накладывается мораторий, то есть их исполнение откладывается на весь срок осуществления этой процедуры.

    При внешнем управлении составляется реестр требований кредиторов, на основании которого разрабатывается план действий. На протяжении процесса управляющий обязан предоставлять отчеты собранию кредиторов, а по требованию — суду.

    Завершение внешнего управления

    Внешнее управление имуществом и делами фирмы-должника завершается в установленные сроки или досрочно при восстановлении платежеспособности. Решение принимается на основании итогового отчета внешнего управляющего.

    В случае удовлетворения всех требований заключается мировое соглашение, а производство по делу завершается. Если процесс не дал эффективного результата, организация признается банкротом, проводится конкурсное производство с дальнейшей ликвидацией компании.

    Также в этом случае возможен и другой исход: если в отчете обнаружены грубые ошибки, а деятельность управляющего признана неэффективной и нецелесообразной, отчет отклоняется и назначается другой специалист.

    Добавить в «Нужное»

    Актуально на: 9 августа 2017 г.

    В течение месяца с того дня, когда арбитражным судом утвержден внешний управляющий, он должен разработать план внешнего управления должника. Это один из главных документов в такой процедуре банкротства, как внешнее управление, направленной на восстановление платежеспособности должника. Поэтому в плане в первую очередь должны быть прописаны меры по восстановлению платежеспособности, условия и порядок их реализации, а также связанные с этим расходы (п. 1 ст. 106 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ – далее Закона N 127-ФЗ).

    Планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры:

    • перепрофилирование производства;
    • закрытие нерентабельных производств;
    • взыскание дебиторки;
    • продажа определенного имущества должника;
    • исполнение обязательств должника его учредителями, участниками, третьими лицами;
    • замещение активов должника и т.д. (ст. 109 Закона N 127-ФЗ).

    Если говорить о структуре плана внешнего управления, то в нем кроме прочего должно быть прописано обоснование возможности восстановления платежеспособности должника с учетом приводимых в нем мер, причем к определенному (предполагаемому) сроку, который также указывается в плане (п. 2 ст. 106 Закона N 127-ФЗ). Помимо этого, план внешнего управления должен содержать разграничение компетенции собрания и комитета кредиторов, если такое разграничение не установлено собранием кредиторов или есть основания для перераспределения компетенции (п. 3 ст. 106 Закона N 127-ФЗ).

    Кем утверждается план внешнего управления

    В течение 2 месяцев с даты утверждения судом внешнего управляющего он должен созвать собрание кредиторов для рассмотрения плана внешнего управления (п. 1,2 ст. 107 Закона N 127-ФЗ). По итогам рассмотрения собрание принимает решение об утверждении плана либо решение об отклонении плана и:

    • необходимости открытия конкурсного производства, а также об обращении в суд с соответствующим ходатайством;
    • установлении срока созыва следующего собрания кредиторов, на котором предполагается рассмотреть новый план внешнего управления (не более 2 месяцев с даты принятия решения);
    • освобождении внешнего управляющего от исполнения им своих обязанностей с указанием причин для освобождения (п. 3 ст. 107 Закона N 127-ФЗ).

    Отметим, что план внешнего управления не должен утверждать арбитражный суд. Вместе с тем, представить его в суд нужно в течение 5 дней с даты проведения собрания кредиторов. Если же в течение 4 месяцев с даты введения процедуры внешнего управления утвержденный план так и не будет представлен в суд, как и не будет подано ходатайство об открытии конкурсного производства собранием кредиторов, у суда будут основания для признания должника банкротом и открытия конкурсного производства (п. 4,5 ст. 107 Закона N 127-ФЗ).

    План внешнего управления, реализация которого влечет нарушение чьих-либо прав или законных интересов, по ходатайству этих лиц может быть признан судом недействительным полностью или частично (п. 6 ст. 107 Закона N 127-ФЗ).

    Контроль за выполнением плана внешнего управления осуществляется посредством представления внешним управляющим отчетов о ходе внешнего управления и реализации плана по требованию кредиторов (п. 4 ст. 106 Закона N 127-ФЗ).

    Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс .

    Бесплатный доступ к системе на 2 дня.

    Самодуров А.А., Вязанкина Е.А. «Стратегии бизнеса», №1 за 2018 год

    В настоящее время в российской экономике сложилась ситуация, когда многим фирмам становится трудно занять свою нишу на рынке. Продолжающийся кризис в стране накладывает свой отпечаток и на деятельности предприятий.

    Данная тема является актуальной, поскольку многие фирмы закрываются из-за неспособности конкурировать, т.к. рынок сбыта переполнен аналогичными товарами и, как следствие, у таких фирм образуются огромные долги, и они уже не способны расплачиваться по своим кредитным обязательствам, тогда для них наступает период банкротства.

    В российском законодательстве банкротство, или несостоятельность, определяется как неспособность должника, признанная арбитражным судом, в полном объеме удовлетворить требования кредитов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение 3 месяцев после истечения установленного срока. Другими словами, банкротство наступает тогда, когда организация не способна выплатить кредитную задолженность в течение заданного срока.

    Факторов, приводящих предприятие в статус банкрота, множество. Их можно подразделить на внутренние и внешние.

    К внутренним относят те факторы, которые зависят от деятельности предприятия, к ним можно отнести:

    • низкая квалификация персонала,
    • несовершенная организационная структура,
    • просчеты в инвестиционной политике и в области снабжения,
    • нерациональное использование денежных средств,
    • низкий уровень контроля над финансовыми операциями и др.

    К внешним относятся те факторы, которые не связаны с ее деятельностью, такие как:

    • усиление конкуренции в отрасли;
    • снижение покупательской способности населения;
    • нестабильный уровень инфляции в стране;
    • повышение налогов, невостребованность товара на рынке и т.д.

    Мировая практика показывает, что угроза банкротства от внутренних факторов составляет 70-75%, а от внешних — 25-30%. Банкротство российских предприятий, по статистке арбитражных судов, гласит, что угроза несостоятельности от внешних и внутренних факторов примерно одинаковы, т.е. составляют 50%.

    В процедуре банкротства внешнее управление занимает третью ступень, и применяется она к должнику для восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению фирмой внешнему управляющему. Эта процедура вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов и длится не более 18 месяцев, однако она может быть продлена на срок до 6 месяцев.

    Стоит отметить, что внешнее управление распространяется только на юридических лиц или фермерские хозяйства.

    Внешнее управление регулируется гл. 6 Федерального закона № 127 . В ней рассматриваются его основные положения, а также полномочия внешнего управляющего.

    Также этот закон приводит ряд требований и мероприятий по восстановлению платежеспособности, однако он не является исчерпывающим, поэтому непредусмотренные моменты могут быть внесены в план внешнего управления в соответствии с целесообразностью, определяемой внешним управляющим. Так, например, могут быть введены мероприятия по реструктурированию предприятия, закрытие нерентабельного производства, открытие новых производств, модернизация оборудования и переквалификация работников, освоение новых технологий и закупка нового оборудования.

    Внешним управляющим может стать только квалифицированный специалист, он обязан иметь высшее юридическое или экономическое образование, также он должен пройти специальное обучение на курсах подготовки внешних управляющих для получения профессиональных знаний о несостоятельности. После освоения программы и успешной сдачи квалификационного экзамена кандидату выдается свидетельство -документ, подтверждающий наличие специальных знаний о несостоятельности.

    К особенностям внешнего управления можно отнести создание на предприятии определенных экономически-правовых условий, к ним можно отнести следующее:

    • действующие руководители приостанавливают свои полномочия, т.е. они не могут контролировать и управлять фирмой в этот период;
    • передача управления фирмой внешнему управляющему по решению суда;
    • в фирме вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов;
    • управляющий вправе отменить действие невыгодных сделок, которые еще не исполнены договором;
    • внешний управляющий вправе совершать крупные сделки только с согласия собрания (комитета) кредиторов.

    Под крупными сделками понимаются сделки или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более чем десять процентов балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату, предшествующую дате заключения такой сделки.

    Внешнему управляющему необходимо составить план по восстановлению платежеспособности должника, т.е. разработать конкретные мероприятия, в течение месяца с момента утверждения его арбитражным судом, а также представить его собранию кредиторов.

    При составлении плана управляющему стоит учитывать географическое положение фирмы, ее сферу деятельности, число конкурентов в данном секторе, размер долговых обязательств, объем производства и т.д.

    План должен быть разработан таким образом, чтобы по истечении срока внешнего управления у должника не должно быть ни рубля долга, а также наличие минимальных средств для продолжения работы предприятия. Поэтому стоит провести анализ работы фирмы за последнее время, по максимуму учесть все возможные сложности, которые могут появиться во время внешнего управления.

    Также в плане должен быть указан срок восстановления платежеспособности должника. Следовательно, при правильном составлении плана фирма-должник выйдет из кризисного положения.

    По требованию собрания кредиторов или комитета кредиторов внешний управляющий должен предоставлять им отчет о ходе внешнего управления и реализации плана внешнего управления.

    Окончанием процедуры внешнего управления является отчет о проведенных мероприятиях, который представляется собранию кредиторов и в последующем передается в арбитражный суд.

    Для более полного представления процедуры внешнего управления автор предлагает рассмотреть его преимущества и недостатки.

    Таблица 1 Преимущества и недостатки внешнего управления.

    Из таблицы видно, что преимуществ внешнего управления больше, чем недостатков. Однако, чтобы добиться положительного результата, внешний управляющий должен обладать специальными знаниями, быть заинтересованным в улучшении экономического положения предприятия.

    Если рассматривать внешнее управление со стороны кредитора, то при грамотном составлении плана внешним управляющим у кредитора появляется неплохой шанс возврата своих денежных средств, однако на практике это не всегда удается.

    Стоит отметить, что кредиторы могут предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Указанные требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность указанных требований документов. Внешний управляющий обязан включить в течение пяти дней с даты получения требований кредитора в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о получении требований кредитора.

    Для фирмы-должника представлен целый спектр преимуществ от внешнего управления.

    Во-первых, это восстановление работоспособности предприятия. Человек с новым взглядом на ситуацию, с еще не исчерпавшимся запасом идей готов предложить несколько способов выведения предприятия из кризисного положения и реализовать один из них на практике. Это позволит не только расплатиться по своим денежным обязательствам, но и запустить рабочий «механизм» заново.

    Во-вторых, одним из преимуществ внешнего управления является мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Он подразумевает приостановление должником выполнения своих денежных и имущественных обязательств перед кредиторами и в части налоговых платежей.

    Мораторий на требования кредиторов действует только по тем обязательствам, сроки по которым наступили до начала реабилитационной процедуры. Однако данное ограничение не распространяется на долги по зарплате, авторским гонорарам, алиментам.

    Таким образом, мораторий позволяет управляющему спокойно вывести компанию из кризисного состояния.

    В-третьих, это реструктурирование предприятия. Здесь подразумевается возможность изменения организационной структуры, реорганизация некоторых департаментов, увольнение сотрудников, тянущих предприятие на «дно». Это позволит избежать лишних затрат, а также покрытие некоторых долгов.

    При правильной постановке задачи внешний управляющий сможет найти оптимальные решения в сложившейся ситуации. Это позволит фирме не только расплатиться со своими долгами, но и выйти на новый уровень, повысить конкурентоспособность.

    Однако у внешнего управления есть свои недостатки. Внешний управляющий не знает всех особенностей предприятия, полностью ее истории, а также как она «вела» себя в определенный период времени. В этом случае внешнему управляющему также приходится действовать интуитивно, и такие принятые решения не всегда оказываются верными.

    Одним из недостатков является отсутствие 100%-ной гарантии возврата всех долгов и восстановления предприятия. Это может зависеть и от размера долгов, числа кредиторов, запущенности ситуации, а также от профессионализма самого внешнего управляющего.

    Для анализа результативности внешнего управления автор предлагает рассмотреть статистику дел, в которых проводилось внешнее управление в 2016 году.

    Таблица 2 Статистика дел, по которым проводится внешнее управление, представлена за 2016 г. .

    Из данной таблицы видно, что в 2016 году внешнее управление проходило в 865 фирмах-должниках. Из них лишь в 380 случаях было принято решение. Таким образом, результативность внешнего управления составляет почти 44%, это удовлетворительный результат, однако это не всегда говорит о плохом и медленном внешнем управлении, здесь немаловажным является количество новых заявлений о признании фирмы несостоятельной (банкротом).

    Для сравнения и более точного представления ситуации во внешнем управлении в России автор также предлагает проанализировать статистику дел в 2017 году.

    Таблица 3 Статистика дел, по которым проводится внешнее управление, представлена за 6 месяцев 2017 г. .

    Данная таблица показывает результаты внешнего управления. За 6 месяцев 2017 г. принято 166 решений, что составляет всего 25% из общего числа дел (659 дел). Если сравнить данные за весь 2016 год и 6 месяцев 2017 года, то можно отметить положительную тенденцию во внешнем управлении. Например, это остаток дел на конец отчетного периода: в 2016-м — 485 дел, в то время как в 2017-м за полгода этот показатель составляет уже 493, поэтому можно ожидать более положительного исхода дел во второй половине 2017 года.

    Для анализа эффективности процедуры внешнего управления автор предлагает рассмотреть причины принятых решений по результатам внешнего управления в делах о банкротстве. Для анализа результативности внешнего управления автор предлагает рассмотреть статистику дел, в которых проводилось внешнее управление в 2016 году.

    Таблица 4 Результаты проведения внешнего управления за 6 месяцев 2017 г. .

    Данная таблица показывает, что положительный результат внешнего управления занимает чуть больше 20%. Это говорит о несовершенстве внешнего управления, поскольку одним из его преимуществ, как отмечалось выше, является восстановление работоспособности предприятия, но и также недостатком является отсутствие 100%-ной гарантии его восстановления.

    Таблица 5 Причины прекращения производства по делу за 6 месяцев 2017 г. .

    Из данной таблице видно, что из всех принятых решений о прекращении дела (35 дел) за 6 месяцев 2017 года мировое соглашение составляет более 77%, это свидетельствует о грамотном внешнем управлении, которое позволило расплатиться с кредиторами.

    Таким образом, результативность внешнего управления зависит от :

    • количества кредиторов и размера долговых обязательств фирмы должника;
    • длительности процедуры банкротства;
    • сферы деятельности, а также географического расположенияпредприятия;
    • привлечения руководства должника к административной или уголовной ответственности в связи с противоправными действиями;
    • полноты мер, предпринятых внешним управляющим при создании плана и его реализации;
    • взыскания внешним управляющим дебиторской задолженности с контрагентов должника.

    На данный момент очень много предприятий сталкиваются с трудностями, об этом свидетельствует статистика внешнего управления.

    В России, к сожалению, нельзя сказать, что внешнее управление находится на достойном уровне, поскольку число положительных исходов в период внешнего управления мало. Отчасти это связано как раз с экономической ситуацией в стране. Необходимо изучение международного опыта внешнего управления, а также адаптирование его к российской экономике.

    Таким образом, для наиболее эффективной реализации внешнего управления внешнему управляющему необходимо производить мероприятия по устранению долговых обязательств фирмы-должника, усовершенствовать товар, внедрять технологии ноу-хау. Следует производить мониторинг рынка, это позволит изучить конкурентов. Грамотное составление плана и определение приоритетов позволит обеспечить достойный уровень конкурентоспособности.

    Список литературы

    1.Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О несостоятельности (банкротстве)»;

    2.Проблема банкротства юридических лиц // научный журнал «Дискурс». 2017. №4(6). стр 122;

    3.Рыбалка А. Сальников А. доклад «Банкротство юридических лиц в России: основные тенденции III квартал 2017 г.»;

    4.Отчет о работе арбитражных судов субъектов Российской Федерации по рассмотрению дел о банкротстве за 2016 год и 6 месяцев 2017 года.

    Версия для печати

    Добавить комментарий