Внешнеэкономической деятельности

Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России

Т.Б. Саутиева

Кандидат географических наук, доцент (Пятигорский филиал РГТЭУ)

Внешнеэкономическая деятельность любой страны в той или иной степени и в разных формах регулируется государством, но цели и методы этого регулирования зависят от социально-экономического строя общества, состояния национальной экономики и его положения в мировом сообществе.

Государственное регулирование ВЭД должно способствовать восстановлению экономики страны и обеспечению ее дальнейшего социально-экономического развития. Механизм государственного регулирования ВЭД должен защищать общенациональные интересы РФ, вместе с тем он должен учитывать интересы мирового сообщества, единые правила, процедуры, нормативы и стандарты, рекомендуемые им для всех стран мира.

Национальные интересы РФ требуют активизации участия РФ в системе международного разделения труда, наращивания ее экспортного потенциала, особенно наукоемкой продукции и ограничения экспорта сырья, энергоносителей. Импортная политика РФ должна быть направлена на стимулирование импорта высоких технологий и прогрессивных видов техники, а также тех товаров, потребности в которых РФ не может полностью удовлетворить за счет собственного производства из-за ограниченности ресурсов или по соображениям экономической нецелесообразности. Должен быть ограничен импорт тех товаров, которые РФ вполне способна производить в необходимых количествах при обоюдовыгодном уровне затрат.

Мировое сообщество через международные организации (ГАТТ/ВТО, МВФ и др.) способно оказывать эффективное воздействие на экономическую политику отдельных стран, добиваясь от них определенных уступок в области режима регулирования ВЭД в пользу стран мирового сообщества. Принимая часть требований международных организаций в обмен на уступки с их стороны, РФ ограничивает тем самым свои возможности защиты национальных интересов, отказывается от части своих суверенных прав в области регулирования ВЭД. Сложность достижения положительного для РФ баланса интересов усугубляется объективными факторами -природно-климатическими и историческими особенностями страны, которые негативно сказываются на эффективности производственной и инвестиционной деятельности и снижают конкурентоспособность российских товаров.

РФ расположена преимущественно в зоне холодного климата. Это определяет необходимость повышенных по сравнению со странами Европы и Америки расходов на отопление производственных помещений, жилья и сферы обслуживания. Значительные колебания светового дня по периодам года определяют повышение затраты на освещение. Относительно низкая концентрация населения, размещение производительных сил на огромную территории определили значительно большую чем в других странах протяженность коммуникаций и более высокие затраты на транспорт и связь. Значитель-

ная часть территории РФ, годной для ведения сельского хозяйства, относится к зонам рискованного земледелия. Они определяли необходимость осмотрительного, взвешенного подхода при проведении экономических реформ, в первую очередь к реформированию налоговой системы, либерализации цен, кредита и процентной политики. На первый взгляд может показаться, что решение этих вопросов является внутренним делом РФ, входит в компетенцию исключительно российских органов власти и не затрагивает ее отношений с другими странами. Однако, при более глубоком и тщательном рассмотрении этих проблем, оказывается, что их решение неизбежно отражается на отношении РФ с другими странами, выходит за рамки узко национальных интересов,создает определенные проблемы при формировании системы регулирования ВЭД РФ.

В настоящее время активно ведутся переговоры о присоединении РФ к ВТО. Тяжелое положение экономики РФ, низкая конкурентоспособность российских товаров, вызванная в значительной мере ошибками и просчетами при проведении реформ, существенно ослабляют позиции РФ в переговорном процессе. Россия не может и не должна соглашаться на те условия приема в ВТО, которые противоречат ее национальным интересам, подрывают ее безопасность. В то же время она не может ожидать существенных уступок со стороны западных партнеров. Необходимо тщательно изучить все возможности защиты национального рынка и помощи российским товаропроизводителям, которые допускаются условиями членства РФ в ВТО, и определить тот предел уступок западным партнерам, на которые РФ может согласиться без существенного ущерба для своей экономики и внешней безопасности.

В рыночной экономике государственное регулирование ВЭД осуществляется прежде всего экономическими методами. Они разнообразны и включают таможенный тариф, систему налогов и сборов, субсидирование производства и экспорта продукции, ее льготное кредитование и страхование, но цели их использования, формы и место в системе регулирования ВЭД определяются каждой стороной с учетом специфики национальных условий — уровня экономического

развития страны, ее геополитического положения, места в системе мирового сообщества, участия в международных и региональных союзах и соглашениях и т.п. РФ не имеет большого опыта государственного регулирования ВЭД. Для нее весьма полезно изучить и критически использовать опыт других стран с учетом российской специфики, особенно опыта развитых стран.

Целью государственного регулирования ВЭД в этих странах является обеспечение свободного доступа к сырью и прочим естественным ресурсам других стран, к их рынкам для сбыта. Они заинтересованы также в защите национального рынка, в поддержке национальных товаропроизводителей, в создании благоприятных условий для инвестирования капиталов в другие страны, в том числе в развивающиеся. Учитываются также интересы национальной безопасности своих стран. В этих странах отлажена эффективность стимулирования экспорта товаров.

Высокая конкурентоспособность товаров развитых стран упрощает им задачу защиты национального рынка и национальных товаропроизводителей. Они, как правило, защищают только те сегменты рынка, которые особенно чувствительны к иностранной конкуренции. В подобных случаях они умело используют различные способы регулирования импорта товаров и помощи отечественным производителям. Высокая эффективность и конкурентоспособность производства позволяет им отстаивать идеи либерализации ВЭД перед странами мирового сообщества. Но их экономика отнюдь не является полностью открытой, как это представляют некоторые российские экономисты.

Примерами того, насколько плотно и надежно защищают эти страны национальный рынок и национальное производство от иностранной конкуренции, служат массовые случаи дискриминации странами ЕС и США российских товаров — текстиля, цветных и черных металлов, поскольку российский экспорт этих товаров очень чувствителен для производителей аналогичных товаров в указанных странах. Страны Запада не стесняются применять в отношении российских товаров административные методы защиты (квотирования), за отмену которых они весьма активно выступают. Но они проводят

эту политику достаточно квалифицированно, гибко и эффективно, что позволяет им одновременно выступать в роли поборников открытой экономики и полной либерализации ВЭД.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основу государственного регулирования ВЭД составляет тарифное регулирование. Оно направлено преимущественно на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Правовая основа тарифного (а частично и нетарифного) регулирования определяется Законом РФ «О таможенном тарифе» введенным в действе с 19 июля 1993 г., и Таможенным кодексом, который вводился в действие поэтапно в 1994 г.1 В системе тарифного регулирования решающую роль играют ввозные пошлины. Экспортные пошлины применяются в исключительных случаях в отдельных странах, главным образом в развивающихся, а импортные пошлины в определенных условиях могут быть использованы в целях стимулирования экспорта. Например, для производства продукции на экспорт могут применяться узлы и детали, получаемые по импорту. Для повышения конку-

рентоспособности изделий эти узлы и детали могут импортироваться беспошлинно.

Таможенная пошлина — вид платежа, взимаемый государственным органом — таможней. Таможенные пошлины могут классифицироваться различными способами. В зависимости от направленности различаются экспортные, импортные и транзитные пошлины.2

Экспортные пошлины устанавливаются для товаров, изготовленных на территории РФ и вывозимых для потребления за границей (нефть и нефтепродукты, металлы и полуфабрикаты из них и др.).

Их задача:

-пополнение доходной части федерального бюджета;

-защита экономической безопасности страны;

-предотвращение вывоза из страны остродефицитных товаров и ресурсов.

С 1 февраля 2002 года в РФ были установлены следующие ставки экспортных пошлин на сырую нефть (Таблица).

Таблица

Ставки экспортных пошлин на сырую нефть

Цена на Urals, долл. за баррельСтарая шкала, долл. за тоннуНовая шкала, долл. за тонну

ниже 12,500

12,5 — 15,01,780

15,0 — 17,54,450 — 6,39

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17,5 — 20,08,06,39 — 12,78

20,0 — 22,512,4512,78 — 19,16

22,5 — 25,017,7819,16 — 25,55

25,0 — 27,524,0025,55 — 32,85

27,5 — 30,030,2332,85 — 40,15

30,0 — 32,536,4540,15 — 47,45

Источник: «Финансовая Россия», №1, 2GG2. С.5.

Импортные таможенные пошлины обеспечивают:

-пополнение доходной части бюджета и регулирование состояния платежного баланса;

-насыщение внутреннего рынка товарами, не производимыми в стране (особенно оборудованием и лекарствами);

-рационализацию структуры импорта путем затруднения ввоза товаров, нежелательных на национальном рынке;

-защиту отечественных производителей от неблагоприятного воздействия международной конкуренции;

-прогрессивную перестройку отраслевой структуры национальной экономики.

Если экспортные пошлины не приветствуются ВТО, то импортные пошлины получили широкое распространение. В странах ЕС импортные тарифы на говядину составляют 213%, пшеницу — 168%; в США на сахар -244%, сталь — 30%, молоко — 83%.3

В России с 1 октября 2001 года введены временные ставки ввозных таможенных пошлин. Минимальная ставка — 5%, максимальная — 10% вместо 20%. Все измененные ставки делятся на две группы. Ставки на ввоз одежды, электрооборудования, некоторых продуктов питания и др. могут меняться без предварительного согласования с Таможенным комитетом. Ставки на лекарства, летательные аппараты, промышленное оборудование и др. в одностороннем порядке изменены быть не могут. На радиодетали и компьютеры введена единая ставка — 10% вместо прежних, колебавшихся от 5% до 20%. На основные виды сырьевых товаров ставка определена в 5% вместо 5-15%. Это должно противодействовать «серому» импорту. В целях содействия обновлению производственного аппарата отечественной промышленности ставки на импортное технологическое оборудование определены в 5-10% вместо прежних 10-15%.4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Транзитные пошлины взимаются за провоз товаров через территорию суверенного государства. При этом используются соответствующие национальная транспортная и логистическая системы. Размер пошлины может достигать 5-10% заявленной стоимости груза.

В зависимости от торгово-политического статуса и правовой базы применения различаются следующие таможенные пошлины:

-автономные или генеральные — устанавливаются государством в одностороннем порядке, самостоятельно; применяются при импорте из стран, с которыми нет межгосударственных торговых соглашений;

-конвенционные или договорные -применяются для импорта из стран, с которыми подписаны соглашения о взаимном предоставлении различных режимов осуществления внешнеторговых операций (например, режима наибольшего благоприятствования);

-преференциальные — используются для создания наиболее благоприятных условий для импорта из стран, пользующихся торговыми преимуществами.5

По методу взимания таможенные пошлины делятся на:

-адвалорные, исчисляемые как процент от таможенной стоимости товара (при торговле машинотехнической, наукоемкой сложной продукцией);

-специальные — устанавливаются в денежной форме за единицу измерения качества товара (штуки, баррели, тонны и др.). Применяются для одновременных массовых товаров, прежде всего сельскохозяйственной продукции, в также в тех случаях, когда установить цену товара сложно или есть подозрение в массовых злоупотреблениях при установлении таможенной стоимости товара;

-комбинированные, основанные на сочетании адвалорного и специального методов. Они фиксируются в процентах от таможенной стоимости товара с указанием «не менее указанной суммы за единицу товара» (груз от 50 кг до 200 кг, не превышающий по стоимости 10 тыс. долл., облагается по единой ставке в размере 30% таможенной стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг).6

При формировании таможенных пошлин необходимо определить их экономическую природу и выполняемые ими функции. Они определяют принципы и методы обоснования пошлин.

В экономической литературе нет единого представления о природе таможенных пошлин и выполняемых ими функциях.

До последнего времени преобладало мнение, согласно которому таможенные пошлины — это разновидность налога. Оно сложилось еще в годы советской власти, когда таможенные пошлины не играли роли в регулировании внешнеэкономической деятельности.

В условиях рыночной экономики и либерализации ВЭД таможенные пошлины стали важнейшим экономическим регулятором ВЭД. С помощью таможенных пошлин государство может поощрять ввоз или вывоз соответствующих товаров или ограничивать их, ставить в равные экономические конкурентные условия отечественных товаропроизводителей и их иностранных конкурентов, проводить определенную экономическую, научно-техническую, экологическую, валютнофинансовую политику области ВЭД, направлять деятельность субъектов ВЭД в русло общегосударственных интересов.

Это требует индивидуального подхода к обоснованию пошлины по каждому конкретному товару, их координации с национальными и мировыми издержками и ценами, учета параметров потребительских свойств и качества товаров и т.п. Отнесение таможенных пошлин к одной из разновидностей налога делает ненужными такие обоснования пошлин и исключает их практическую возможность.

Различия между национальными и мировыми издержками и ценами, определяемые относительно устойчивыми различиями в национальных условиях производства продукции в разных странах, и являются объективной основой формирования таможенных пошлин.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таможенные пошлины как экономический инструмент регулирования ВЭД стали применяться в РФ в 1992 году. Их введение было вызвано либерализацией ВЭД, которая осуществлялась «шоковым» способом. Для обоснования пошлин не было своевременно подготовлена научно-методическая информационная и правовая база.

Весь механизм экономического регулирования ВЭД в части внешнеторгового оборота ограничивается в настоящее время

импортными пошлинами. При отсутствии должного экономического обоснования, без увязки уровня импортных пошлин с национальными и интернациональными издержками и ценами эти пошлины не могут эффективно выполнять возложенные на них функции.

В отличие от других стран РФ практически не использует для защиты национального рынка и национального производства антидемпинговые, компенсационные и специальные пошлины, хотя имеются веские причины для применения таких пошлин по ряду товаров, импортируемых из стран Запада. Например, из стран ЕС РФ импортирует значительное количество продуктов питания. Производство этих продуктов, в отличие от РФ, субсидируется на государственном и межгосударственном уровне странами ЕС в весьма значительных масштабах. Это дает основание для РФ применить по этим товарам компенсационные пошлины, что поставило бы производителей сельскохозяйственной продукции в РФ и в странах ЕС в равные конкурентные условия. Но сельскохозяйственные продукты не являются в этом отношения исключением.

Наряду с таможенно-тарифными, экономическими методами регулирования ВЭД, в мировой практике широко используются также административные методы.

Административное регулирование ВЭД осуществляется государством с помощью системы методов. Они охватывают практически все сферы ВЭД. Особое место в системе административного регулирования ВЭД играют квотирование, контингентирование и лицензирование. Квота — наиболее часто применяемая форма количественного ограничения экспорта и импорта. Она может осуществляться на межгосударственном и национальном уровнях. Квотирование применяется на уровне в качестве гарантии удовлетворения внутренних потребностей и поддержания уровня цен (экспортные квоты) и для ограничения проникновения иностранных товаров на национальные рынки. Она может использоваться в качестве ответной меры, в отношении тех стран, которые устанавливают импортные квоты для товаров из других стран. Так, США и страны ЕС применяют квотирование импорта текстиля и не-

которых цветных металлов из РФ. В данном случае квотирование является открытой формой протекционизма, используемой для защиты национальных рынков и национальных производителей. Тем не менее США и страны ЕС считаются некоторыми российскими экономистами демократического толка образцами открытой экономики, которых РФ должна поддерживать. До подражания дело не доходит. Напротив, РФ не применяет в отношении этих стран ответных мер в виде квотирования импорта из этих стран, например, алкогольной продукции и табачных изделий, хотя исключительно высокий уровень потребления этих товаров, превышающий медицинские нормы и интересы охраны здоровья населения России не только позволяют, но и диктуют необходимость таких мер. Но кризисное состояние экономки РФ, крайняя заинтересованность страны в увеличении экспорта продукции любой ценой ради получения валюты, необходимой для оплаты импорта, обслуживания и погашения иностранных долгов, финансовая зависимость от стран Запада затрудняют применение ответных мер со стороны РФ в отношении стран Запада.

Квотирование может иметь временный характер. Например, в период сева и сбора урожая, при возникновении трудностей с обеспечением АПК горючим, могут быть установлены временные квоты на экспорт горючего на эти периоды.

При улучшении экономического положения страны и выхода ее экономики на траекторию устойчивого развития может резко увеличиться потребность в определенных видах сырья и энергоносителей. Для обеспечения устойчивого роста экономики, возможно, потребуется квотирование экспорта дефицита материальных ресурсов ради обеспечения внутренних потребностей.

Квотирование может применяться в качестве совместной с другими странами меры по регулированию экспорта для проведения совместной ценовой политики. Оно может вызываться также необходимостью выполнения РФ ее обязательств по отношению к другим странам международных обязательств по поставкам товаров.

В настоящее время для РФ наиболее важное значение имеет квотирование импор-

та следующих товаров: продовольствия, потребительских товаров широкого потребления, некоторых видов технологического оборудования, алкогольных напитков, табачных изделий.

Лицензирование — разрешительный порядок ввоза и вывоза товаров. Лицензии дают право на ввоз и вывоз квотируемых товаров, специфических товаров (по списку правительства), а также товаров двойного назначения — ядерных материалов,драгоценных металлов, психотропных средств и наркотических средств.

Лицензирование отдельных видов деятельности — контроль компетентных уполномоченных государственных органов за осуществлением отдельных видов деятельности. В целях упорядочения и контроля за отдельными видами деятельности согласно Постановлению Правительства РФ от 11 февраля 2001 года №135 определены следующие органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование. Важнейшие из них:

-Министерство внутренних дел;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-Министерство здравоохранения;

-Министерство промышленности и

науки;

-Министерство сельского хозяйства;

-Министерство транспорта;

-Министерство труда и социальных вопросов;

-Министерство финансов;

-Министерство экономического развития и торговли;

-Министерство энергетики;

-Государственный комитет по стандартизации.7

Методическое руководство деятельностью федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, возложено на Министерство экономического развития и торговли.

Лицензии выдаются на основании:

-по квотируемым товарам — документов, подтверждающих поставку товара в пределах квоты или в случае экспорта организацией посредником — договора на поставку товаров;

-для товаров двойного назначения -заключение комиссии по экспортному контролю РФ;

-по специфическим товарам — разрешение соответствующего министерства и ведомства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лицензии оформляются на один товар; если в договоре указаны многие товары, то лицензии оформляются на каждый товар в отдельности. Лицензии могут распределяться следующими способами:

-на основе явных предпочтений;

-по наличию соответствующих ресурсов у субъектов ВЭД для ведения внешнеторговых операций по соответствующим товарам;

-аукционным способом путем продажи лицензии, что обеспечивает государству получение определенного дохода.

Состояние российской экономики, жестокая конкуренция с которой сталкиваются российские товаропроизводители со стороны иностранных фирм на мировом и национальном рынках вызывают необходимость государственного регулирования ВЭД в РФ, в том числе с использованием административных методов. Это касается экспорта и импорта товаров, регулирования их объемов и структуры.

Продолжающееся вытеснение российских производителей с национального и мирового рынков, снижение российского экспорта продукции обрабатывающих отраслей,

особенно наукоемкой продукции, низкое качество импортируемых товаров, продолжающийся вывоз капиталов из России свидетельствуют о важности и неотложности мер по усилению государственного регулирования ВЭД.

Усиление государственного регулирования ВЭД, диктуемое состоянием экономики РФ и сферы ВЭД требует воссоздания эффективной системы государственного регулирования ВЭД с использованием всех методов, включая административные. Чем скорее и эффективнее будет решена эта задача, тем скорее можно ожидать, что сфера ВЭД РФ будет функционировать эффективно в общенациональных интересах, способствовать социально-экономическому возрождению России и укреплению ее безопасности.

Примечания:

1Международные экономические отноше-ния./Под редакцией Б.П. Супруновича. — М.: 1 995. -С.62.

2Михайлин А.Н. Краткий толковый словарь-справочник по внешнеэкономической деятельности. — М.: Книга сервис, 2003. — С.107.

3″Время тп». 22 марта 2002. С.4.

4″Ведомости». 1 ноября 2001. С.1.

5Михайлин А.Н. Указ. соч., с.1 08.

6Там же, с. 108-1 09.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7Там же, с.52-53.

ОПЕЧАТКИ

По техническим причинам в журнале «Российский внешнеэкономический вестник», №7 за 2006 год допущены следующие опечатки:

1. На с. 3, колонка вторая, строка 16 сверху, после слова «управления» и до «4» следует читать: «таможенным делом; 3) общий рынок, когда снимаются барьеры для перемещения товаров, капиталов и рабочей силы;».

2.На с. 53, таблица 2, колонка последняя, строка первая сверху — вместо «10,2» следует читать

Развитие внешней торговли предприятия — ключевая задача роста устойчивости любого предприятия. Внешнеэкономическая деятельность компании это комплекс правовых и экономических отношений в сфере внешнеэкономической деятельности, складывающейся между российскими компаниями (резидентами) и иностранными организациями и фирмами (нерезиденты).

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) – это отрасль хозяйственной деятельности, которая осуществляется в производственной, научно — технической сфере, экспорте, импорте товара и выходе предприятий на международный рынок сбыта.

Внешнеэкономическая деятельность осуществляется как на уровне государства, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов.

Услуги по развитию бизнеса WhatsApp +79169906144

Формы внешнеэкономической деятельности

Основные формы внешнеэкономической деятельности:

  • государственное регулирование внешнеэкономической деятельности;
  • внешнеторговая деятельность предприятия, организации;
  • международная кооперация производства.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности является составляющей частью экономической политики государства.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД) — это комплекс экономических, правовых и административно-управленческих мер со стороны государства в лице его органов с целью формирования благоприятных условий хозяйствования для субъектов ВЭД, обеспечивающих их экономическую поддержку и правовую защищенность на внутреннем и внешнем рынках.

Эти меры направлены на совершенствование механизма экспортных операций по реализации товаров, услуг и прав интеллектуальной собственности, готовой продукции на международных рынках, а также на поддержку положительного сальдо внешнеторгового баланса и обеспечение хозяйственной безопасности в национальном масштабе.

Цели государственного регулирования ВЭД

При осуществлении внешнеэкономической деятельности на уровне государства, основной целью является межгосударственные отношения, поддержка правовых, торговых и политических институтов, которые увеличивают эффективность сотрудничества. Эффективная внешнеэкономическая деятельность государства приводит к увеличению роста национального дохода, усовершенствованию научно- технического прогресса, роста производства и повышения капиталовложений.

  • формировании благоприятного правового климата для осуществления в рамках действующего законодательства и международных договоренностей, деятельности национальных хозяйствующих субъектов в сфере внешнеэкономической деятельности как внутри страны, так и за ее пределами;
  • создании условий экономического стимулирования внешнеторговых операций, с целью поступления валютной выручки и формирования национального дохода государства, по приоритетным направлениям;
  • обеспечении условий эффективной внешнеэкономической деятельности каждого хозяйствующего субъекта;
  • координации участия страны в условиях глобализации мирового хозяйства в международном разделении и кооперировании труда и выходе ее на новые рынки, в первую очередь с конкурентоспособной наукоемкой продукцией, которая должна быть основой экспортного потенциала страны;
  • совершенствовании структуры внешнеэкономической деятельности путем повышения удельного веса в экспортных операциях доли услуг (туризм, сервисное обслуживание, техническое содействие на коммерческой основе), машинотехнической продукции, разрабатываемой на базе новейших достижений науки и техники, и патентов, лицензий при последовательном курсе на снижение поставок необработанного сырья, природных ископаемых и вынужденного импорта отходов от переработки поставленного ранее радиоактивного сырья:
  • регулировании торговых отношений между странами и на региональном уровнях;
  • содействии отечественным экспортерам за рубежом, оказание им различного рода информационного, консультационного, юридического и другого содействия при проведении операций с зарубежными контрагентами, контроль за сохранением стабильного положительного сальдо во внешней торговле;
  • регулировании платежного баланса страны в части операций, относимых к внешнеэкономической деятельности, и своевременном погашении внешней задолженности при осуществлении контроля за сохранением независимого от иностранных кредиторов, развития экономики;
  • обеспечении соблюдения приоритета национальных экономических интересов в процессе участия государства в мировом хозяйстве.

Внешнеторговая деятельность предприятия

Предприятие является самостоятельным субъектом, который занимается производством и реализацией своей продукции и оказанием услуг.

Внешнеэкономическая деятельность предприятия – это сфера деятельности, которая направлена на расширение внешних границ для реализации своего товара.

Осуществление внешнеэкономической деятельности предприятия основано на подписании контрактов с иностранными контрагентами.

Развитие внешнеэкономической деятельности позволяет предприятию расширить рынок сбыта, свободу действий в принятии решений для осуществления производственных задач.

Мероприятия предприятий по осуществлению внешнеэкономической деятельности

Внешнеторговая деятельность предприятия осуществляется в виде обмена товаров или услуг за получение соответствующего вознаграждения.

К комплексу услуг по осуществлению внешнеэкономической деятельности, можно отнести следующие мероприятия:

  • изучение внутреннего рынка, того государства куда планируют ввезти товар;
  • изучение конъюнктуры рынка;
  • проведение рекламных мероприятий по продвижению своего товара;
  • рассмотрение дополнительных коммерческих предложений с целью расширения рынку сбыта;
  • проведение переговоров с иностранными контрагентами;
  • заключение новых контрактов на поставку товаров или оказание услуг.

Виды внешнеторговых операций

В международной практике выделяют следующие виды внешнеторговых операций, а именно:

  • Экспорт – это режим, при котором товары вывозятся за таможенную территорию своего государства.
  • Импорт – это режим, при котором товар ввозится в нашу страну.
  • Реэкспорт – продажа товара с вывозом его за территорию страны ранее импортированного, но который не был дополнительно переработан или реализован.
  • Реимпорт – покупка товара с ввозом его из-за границы ранее экспортированного и не подвергшегося дополнительной переработке или реализации.

Международная кооперация производства

Международная кооперация производства – это совместная производственно-экономическая, научно-техническая деятельность, направленная на разделение основных обязанностей по сбытовой деятельности.

Основные преимущества МКП:

  • увеличение объемов взаимных поставок комплектующих материалов между субъектами внешнеэкономической деятельности, что приводит к увеличению объема реализованных товаров;
  • экономия валютных средств предприятия;
  • увеличение технического оснащения производственных процессов. Источник
  • Союзконсалт
    Экономика Белоруссии Экспорт Импорт
    ₽60,000.00
  • Услуга торговый советник
    Выход на рынок Австрии! Найдем Клиентов, Покупателей
    ₽30,000.00
  • Союзконсалт
    Выход на рынок Армении — комплексное сопровождение
    ₽60,000.00

Экспортная стратегия предприятия любой компании реализуется через конкретные виды ВЭД и известные мировой практике формы международной торговли, выбор которых осуществляется в процессе ее разработки и во многом определяет цели присутствия и характер работы на внешнем рынке экспортеров-нроизводителей. Возможность их использования зависит от многих составляющих, присущих конкрентному предприятию, и накладывает на него определенный круг обязательств. В первую очередь — по исполнению всего комплекса внешнеэкономических функций и работ по выходу на внешний рынок; по обеспечению производственных процессов необходимыми капиталовложениями, производственными мощностями, материалами и комплектующими и квалифицированным персоналом в целях создания конкурентоспособной экспортной продукции и обеспечения гарантий выполнения экспортных поставок.

Различают следующие виды ВЭД:

  • • внешнеторговая деятельность;
  • • международное инвестиционное сотрудничество;
  • • международная производственная кооперация;
  • • валютные и финансово-кредитные операции.

Внешнеторговая деятельность (ВТД) — это область предпринимательства в системе международного обмена товарами, услугами, работами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности, связанная с подготовкой и осуществлением внешнеторговых операций и сделок.

В основе процессов ВТД лежит косвенный метод исполнения внешнеторговых операций на базе традиционных международных коммерческих сделок купли-продажи, т.е. при помощи внешнеторговых посредников и передачи им полномочий но продаже и доставке продукции иностранному покупателю на условиях договора комиссии или агентского соглашения. Следовательно, в отличие от ВЭД внешнеторговая деятельность не имеет под собой производственной основы.

В российской практике ВЭД большинства экспортоориентированных компаний и предприятий обеспечивается преимущественно посредством ВТД. Такую форму реализации экспортной стратегии используют в основном небольшие предприятия-производители с ограниченными производственными и финансовыми возможностями, которые не в состоянии выполнить весь комплекс внешне-экономических функций. В значительной степени это связано также с отсталостью российских участников ВЭД от современной практики международной торговли, процессов и форм взаимодействия с зарубежными партнерами, низким профессиональным уровнем или отсутствием опыта работы на зарубежных рынках.

В рамках крупных компаний и предприятий — производителей экспортной продукции, обладающих достаточным опытом работы на международном рынке, ВТД сконцентрирована в составе функциональной деятельности специально созданных внешнеторговых фирм (ВТФ) в структуре самого предприятия.

В то же время ВТД положила в основу функционирования организаций-посредников в лице отраслевых и региональных внешнеэкономических объединений, обслуживающих и представляющих интересы российских экспортоориентированных компаний на зарубежных рынках. Значительная часть процессов в рамках ВТД связана с совершением импортных операций по закупке продукции иностранных производителей.

При экспортных поставках ВТД сопровождается большим объемом работ по обеспечению подготовительных этапов выхода на зарубежный рынок и заключению внешнеторговых сделок. В их числе — маркетинговые исследования внешнего рынка, проведение конъюнктурно-экономических прогнозных оценок и расчетов по обеспечению эффективности сделок, проработка условий контракта, поиск иностранного партнера.

Кроме того, ВТД связана со значительным объемом сопутствующих ей операций, способствующих продвижению экспортной продукции от продавца к иностранному покупателю. Среди них — транспортные, складские, экспедиторские, брокерские, консалтинговые, консигнационные, страховые, расчетно-финансовые и валютно-кредитные, таможенные и другие операции, которые реализуются преимущественно через специализированных посредников. Весь комплекс подготовительных работ требует поиска необходимой информационной базы, ее изучения и проработки, особенно в отношении конъюнктурных параметров зарубежных товарных рынков и выявления обстоятельств предстоящей работы на них, связанных с национальными системами регламентирования ввоза иностранной продукции.

Ввиду неразвитости других форм ВЭД в практике российских компаний, кроме как ВТД, для большинства из них последняя остается наиболее предпочтительной в работе с иностранными партнерами на международном рынке.

Международное инвестиционное сотрудничество (МИС) как один из способов осуществления ВЭД предполагает взаимодействие отечественных предприятий с иностранными партнерами на основе взаимно выгодного объединения усилий финансового, научно- и производственно-технического характера. Целями такого сотрудничества в сфере ВЭД являются привлечение новых технологий и расширение производственной базы для развития процессов выпуска конкурентоспособной экспортной продукции, соответствующей международным критериям, систематического обновления товарной структуры и совершенствования качественных параметров в целях облегчения процессов доступа на зарубежные рынки и увеличения объемов реализации. Достижению этих задач способствуют полученные преимущества от участия в международном разделении труда, а также обновление технологической структуры производства за счет прогессивных технологий и систем управления в результате совместной производственно-хозяйственной деятельности с привлеченными зарубежными партнерами.

Подобные задачи могут быть решены за счет организации совместного производства или создания совместных предприятий. Совместное предпринимательство в области производства продукции возможно прежде всего на базе обмена промышленными технологиями, программными продуктами в области организации и управления и оказания комплексных услуг с последующим формированием совместных программ выпуска и реализации продукции, а также долевого распределения полученной прибыли между партнерами.

Кроме того, международное инвестиционное сотрудничество осуществляется в рамках образования и функционирования концессий, консорциумов, смешанных акционерных компаний, международных неправительственных организаций и т.п.

Международная производственная кооперация (МПК) в составе ВЭД предприятий также представляет одну из форм сотрудничества между иностранными партнерами в различных, но конструктивно связанных между собой процессах технологического разделения труда. Сам технологический процесс разделения труда означает распределение его участников в цепи создания и реализации продукции по основным его фазам — от изучения потребностей на внутренних и внешних рынках до доведения ее до конечных потребителей.

Производственная кооперация с иностранным партнером характерна для однородных сфер производства и обращения в направлении научно-технического, инвестиционного и сервисного развития, например в обрабатывающей промышленности.

В международной практике под производственным кооперированием принято понимать совместную деятельность, при которой обеспечивается соблюдение ряда необходимых условий:

  • 1) обязательное присутствие в качестве непосредственных субъектов производственной кооперации промышленных компаний и предприятий разных стран;
  • 2) распределение между партнерами производственно-технических заданий в рамках согласованной программы;
  • 3) закрепление за каждым из партнеров производственной специализации исходя из основных целей кооперационных соглашений;
  • 4) осуществление между партнерами взаимных или односторонних поставок товаров с реализацией производственных программ в рамках кооперации;
  • 5) закрепление в договорных соглашениях главных целевых функций и объекта кооперации — выпуска готовой продукции, ее компонентов и разновидностей, а также использование соответствующей технологии;
  • 6) долгосрочность и стабильность производственно-экономических отношений между партнерами;
  • 7) координация хозяйственной деятельности иностранных партнеров в согласованной области деятельности, избранной в качестве главной составляющей такого сотрудничества.

Согласованность действий партнеров в рамках производственной кооперации достигается путем:

  • • совместного планирования выпуска экспортной и импортозамещающей продукции, в том числе на долгосрочной основе;
  • • прогнозирования и совместного ведения инновационных разработок, обеспечения их необходимыми материалами, испытательными стендами и научно-технической документацией;
  • • организации производственных процессов по выпуску экспериментальной продукции;
  • • подготовки специалистов.

При этом собственность партнеров по МПК не обособляется, а сотрудничество строится по возмездной основе и строится по принципу прямых связей между производителями однородной продукции.

Прямые производственные и научно-технические связи предприятий, объединений и организаций разных стран в современных условиях являются одними из главных средств осуществления специализации и производственной кооперации, обмена передовым производственным и научно-техническим опытом, освоения новой техники и технологий, создания экспериментальных образцов машин и оборудования. Они способствуют решению задач по дальнейшему развитию экспортного производства на основе использования возможностей международной кооперации, прежде всего по новейшим и принципиально новым видам продукции и технологий, модернизации производства и экономии ресурсов, увеличения выпуска продукции, соответствующей по техническому уровню и качеству мировым критериям.

В рамках прямых производственных связей решаются задачи не только производственной и научно-технической кооперации, но и создания совместных производств и предприятий, согласованности номенклатуры и объемов экспортно-импортных поставок продукции и оказания услуг в рамках кооперации. Внешнеторговые отношения при этом осуществляются на принципах взаимо- выгоды и равноправия.

К сожалению, отечественные компании недостаточно участвуют в международных транснациональных кооперационных связях, которые в современных условиях сопровождают производство технически сложной и наукоемкой продукции. Исключением является производственная кооперация с зарубежными компаниями в области автомобилестроения, объемы которой в последний период значительно возросли одновременно расширив сектор импортозамещения на российском рынке. Согласно прогнозным оценкам, при сохранении темпов и объемов промышленной сборки легковых автомобилей к 2020 г. их продажа на внутреннем рынке России может достичь 88% от совокупного размера потребления. В 2008 г. этот показатель был на уровне 52%’.

Наиболее интенсивно производственное сотрудничество в сфере автопрома развивается с производственными компаниями Германии, в частности Volkswagen Group. На ее базе создано сборочное производство в Калуге в рамках образованной компании Volkswagen Group Rus по выпуску четырех марок автомобилей немецкого концерна — Volkswagen, Skoda, Audi, Seat. В результате, объем продаж автомобилей выпущенных компанией на внутреннем рынке России в 2011 г. увеличился лишь за год на 40%, т.е. до 130,4 тыс., заняв 7,1% рынка .

Производственная кооперация в сфере ВЭД в России в большей степени получила распространение в рамках предпринимательской деятельности в регионах приграничной и прибрежной торговли.

Валютные и финансово-кредитные операции в качестве вида ВЭД следует рассматривать в первую очередь как сопутствующие, сопровождающие любую внешнеторговую сделку в виде финансовых обязательств, связанных с обеспечением платежа за поставленную продукцию через конкретные формы расчета, а также валютных операций, совершаемых в целях страхования рисков во избежание курсовых потерь.

Однако как валютные, так и финансово-кредитные операции осуществляются в качестве самостоятельных специфических видов ВЭД в непроизводственной сфере, например, в банковско-финансовой, обслуживающей внутренний валютный рынок и внешнеторговые платежи в системе международных расчетов, в области страхового дела и т.п.

Наряду с рассмотренными понятиями в мировой практике утвердился термин «предпринимательская деятельность», удовлетворяющий критериям реализации и рациональности, имеющий более универсальную категорию — «деловые отношения», означающий любую деятельность в сфере частного права, осуществляемую фирмами и направленную на извлечение прибыли. Например, национальное право ряда западноевропейских стран — Бельгии, Германии, Франции, Испании — содержит понятие «коммерческая деятельность».

Соглашения сторон в области предпринимательской деятельности офрмляюгся в составе договора, именуемого предпринимательским, концепция которого была разработана Институтом права и международной предпринимательской практики, созданным Международной торговой палатой в 1979 г.

Виды ВЭД и режимы их осуществления отражены на рис. 1.2.

Виды и режимы ВЭД

Рис. 1.2. Виды и режимы ВЭД

  • Источникиправового регулирования ВЭД

    • Нормативныеправовые акты – Закон о ВнешнеторговойДеятельности от 25 ноября 2004 №347з; ЗаконРеспублики Беларусь от 25 ноября 2004года «О мерах по защите экономическихинтересов Республики Беларусь приосуществлении внешней торговлитоварами»; Указ Президента РеспубликиБеларусь от 27 марта 2008 г. № 178 «О порядкепроведения и контроля внешнеторговыхопераций».

    • Международноеправо -КонвенцияООН от 11 апреля 1980 г. о договорахмеждународной купли-продажи товаров

    • Правовойобычай

    • Внутригосударственноеправо

МестоВЭД в системе законодательства РБвопрос дискуссионный. Определеннойпозиции по данному вопросу до сих порнет. На данный момент, выделить отдельнуюотрасль невозможно, так как ВЭД охватываетабсолютно различные общественныеотношения, не являющиеся однородными.

Понятие, цели, задачи государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Государственноерегулирование ВЭД – совокупность мер,принимаемых государством и призванныхсовершенствовать ВЭД в интересахнациональной экономики, защищать от»чрезмерной» внешней конкуренции.

Целии задачи Государственного регулированияВЭД схожи с правовым регулированиемВЭД. Это обусловлено тем, что правовоерегулирование ВЭД является основныминструментом Государственногорегулирования ВЭД.

Основнаяцель– эффективное участие в международномразделении труда на основе использованияконкурентных преимуществ страны дляповышения уровня и качества жизнинаселения посредством реализациинаучно-технического прогресса, динамичногоразвития экономики и социальной сферыпри сохранении воспроизводственногопотенциала природного комплекса страныв интересах нынешнего и будущих поколений.

Задачи:

·создать политические, экономические иправовые условия для закрепления позицийбелорусских товаропроизводителей наимеющихся и новых рынках сбыта;

·расширить торгово-экономические связис различными странами, региональнымисоюзами и международными экономическимиорганизациями;

·продолжить курс на либерализацию внешнейторговли при условии обеспеченияэкономической безопасности и защитысоциально-эколого-экономическихинтересов страны во внешнеэкономическойдеятельности;

·проводить в рамках общепринятых процедурполитику разумного протекционизма вотношении отечественных товаропроизводителейпри сохранении адекватной конкурентнойсреды;

·обеспечить реализацию конкурентныхпреимуществ страны при осуществлениивнешней торговли;

Методы и принципы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Статья4.Основные принципы государственногорегулирования внешнеторговой деятельности

Государственноерегулирование внешнеторговой деятельностив Республике Беларусь осуществляетсяс учетом следующих основных принципов:

реализациивнешнеторговой политики как составнойчасти единой внешней политики РеспубликиБеларусь;

обеспечениянациональной безопасности РеспубликиБеларусь, в том числе в экономическойсфере;

единстватаможенной территории РеспубликиБеларусь;

приоритетаэкономических мер государственногорегулирования внешнеторговой деятельности;

невмешательствав частные дела при осуществлениивнешнеторговой деятельности, заисключением случаев, когда такоевмешательство осуществляется наосновании правовых норм в интересахнациональной безопасности, общественногопорядка, охраны здоровья населения,защиты нравственности, прав и свободдругих лиц;

обеспечениявыполнения обязательств, принятыхРеспубликой Беларусь по международнымдоговорам, и реализации прав, возникающихиз международных договоров РеспубликиБеларусь;

примененияв отношении другого государства (группыгосударств) мер государственногорегулирования внешнеторговой деятельностис учетом взаимности;

выборамер государственного регулированиявнешнеторговой деятельности, являющихсяне более обременительными для ееучастников, чем это необходимо дляобеспечения эффективного достиженияцелей, преследуемых данными мерами;

обоснованностии объективности применения мергосударственного регулированиявнешнеторговой деятельности;

гарантированияправа на судебную защиту прав, свободи законных интересов участниковвнешнеторговой деятельности;

гласностив применении мер государственногорегулирования внешнеторговойдеятельности.ст.4, Закон Республики Беларусь от 25.11.2004 N347-З «О государственном регулированиивнешнеторговой деятельности»

Методыгосударственного регулирования ВЭД(ВТД) – приёмы воздействия государствана ВЭД (ВТД).

Государственноерегулирование внешнеторговой деятельностиосуществляется посредством:

таможенно-тарифногорегулирования;

нетарифногорегулирования;

запретови ограничений внешней торговли услугамии объектами интеллектуальной собственности;

мерэкономического и административногохарактера, содействующих развитиювнешнеторговой деятельности,предусмотренных главой7настоящего Закона.ст.7, Закон Республики Беларусь от 25.11.2004 N347-З «О государственном регулированиивнешнеторговой деятельности»

Добавить комментарий