Виды психологической подготовки

В спортивной литературе встречаются такие основные понятия: психологическая подготовка, психическая подготовка и психическая готовность. По нашему мнению, более правильными являются аргументы авторов, которые пользуются понятием «психологическая подготовка», поэтому есть необходимость выяснить его содержание.

П. А. Рудик приводит следующую характеристику психологической подготовки. Психологическая подготовка имеет целью сформировать необходимые спортсмену психические особенности личности с тем, чтобы развить у него необходимые для спорта психические качества и совершенствовать различные психологические процессы.

А. Ц. Пуни дает такое определение психологической подготовки – это система мероприятий, направленных на организацию сознания и деятельности спортсмена, сообразованных с предполагаемыми условиями на предстоящем соревновании.

М. Ванек и Ив. Мацак обосновывают психологическую подготовку как совокупность различных мероприятий, методов и средств, которые прямо или косвенно влияют на спортсмена и укрепляют его реакции, качества и отношения, необходимые для целенаправленных тренировок и для успеха в соревнованиях в соответствии с правилами спорта и общественной моралью.

Психолог В. М. Мельников считает, что психологическая подготовка спортсмена – это одна из сторон учебно-воспитательного процесса в спорте. Конечной ее целью является формирование и совершенствование значимых для спорта свойств личности путем изменения системы отношений спортсмена. Основной задачей этого процесса является создание психической готовности спортсмена: к продолжительному тренировочному процессу; к соревнованиям вообще; к конкретному соревнованию.

Известный спортивный специалист и тренер А. П. Чайников отмечает, что «психологическая подготовка к продолжительному тренировочному процессу и к соревнованию вообще осуществляется заблаговременно и называется общей психологической подготовкой, непосредственная же подготовка к конкретному соревнованию называется специальной психологической подготовкой». С этим единственным, обнаруженным в доступной литературе толкованием психологической подготовки трудно не согласиться, но только в первой его части, где формулируется само понятие психологической подготовки. Рассуждения об общей и специальной психологической подготовке, на наш взгляд, считаются спорными. Деление на общую и специальную подготовку всегда условно, и трудно установить грань между ними.

Например, поданным В. М. Мельникова, психические явления есть не что иное, как проявление психики человека. Спортивная психология делит психические явления на три основные группы: психические процессы; психические свойства личности; психические состояния. В свою очередь, психические процессы подразделяются: на познавательные (ощущения, восприятия, память, внимание, представления, воображение, мышление, речь); эмоциональные (чувства, эмоции); волевые (смелость, настойчивость, целеустремленность, выдержка, инициативность и др.).

Среди психических свойств личности выделяют такие наиболее важные, как темперамент, характер, способности, потребности, мотивы. В спортивной психологии наибольшее внимание уделяется изучению таких психических состояний, как стресс, монотония, утомление, напряженность.

В результате критической оценки существующих в литературе определений можно выделить основные положения в содержании психологической подготовки:

  • • создание специфического комплекса личностных свойств и состояний психических и моральных качеств, необходимых для упражнения в конкретной спортивной дисциплине;
  • • осуществление систематического и планомерного воздействия и самовоздействия на создание этого комплекса свойств, качеств и состояний у спортсмена и коллектива; осуществление оптимальной психической готовности спортсменов для успешного участия в каждом конкретном соревновании;
  • • принятие во внимание возрастных и индивидуальных психических особенностей участников соревнований и спортивного коллектива;
  • • устремленность психической готовности на победу.

Эти вышеперечисленные положения позволяют сформулировать наиболее емкое определение психологической подготовки: «Систематическое и планомерное воздействие и самовоздействие на спортсмена и спортивный коллектив для создания необходимого комплекса личностных свойств, психических состояний и моральных качеств, способствующих овладению конкретной дисциплиной и созданию оптимальной психической готовности на каждом соревновании сообразно индивидуальным и возрастным особенностям, с общей целью борьбы за завоевание спортивной победы».

Научные исследования показывают, что человек переживает различные психические состояния, которые имеют специфическое отражение в его деятельности. Поэтому перед психологами возникла задача изучения и классификации психических состояний (В. В. Медведев и др.): личностные и ситуативные состояния; глубокие и поверхностные состояния; положительные и отрицательные состояния; продолжительные и краткие состояния; более или менее осознанные состояния.

В зависимости от характера (Н. Д. Левитов) возникновения и протекания игровых состояний они бывают: динамическими и статическими; стабильными и вариативными; пластичными и непластичными.

По содержанию психические состояния у спортсменов делятся: на бодрость и утомление; хорошая спортивная форма и неудовлетворительная; положительные и отрицательные предыгровые состояния; оптимальная и слабая психическая готовность; психическая устойчивость и психическая неустойчивость и др.

Итак, обобщая обширные данные научных исследований Цв. Желязкова, Ф. Генова и др., можно представить следующую модель психической готовности спортсмена:

• наличие оптимизированного специфического комплекса личностных свойств, психических состояний и моральных качеств, необходимых для занятия конкретной спортивной

дисциплиной. Именно тогда спортсмены могут успешно овладевать ей и участвовать в ответственных соревнованиях;

  • • правильное программирование предстоящей спортивной деятельности и проявление ясной тактической мысли для решения тактических задач, что является важным элементом психической готовности;
  • • актуализация цели и мотивов участия в соревнованиях, что является другой основной составной частью психической готовности спортсменов;
  • • осуществление высокой идейной и моральной ориентации, что является особенно важным при международных соревнованиях;
  • • формирование большой уверенности в своих силах и силах спортивного коллектива. Однако эта уверенность должна основываться на правильной оценке соотношения сил между участниками спортивных соревнований;
  • • проявление положительного эмоционального накала для участия в соревновании. Сильные положительные эмоции играют большую мобилизующую роль мысли и воли спортсмена для решения сложных и трудных задач и проявления больших волевых усилий;
  • • умение спортсмена или спортивной команды реализовывать большие волевые усилия в спортивной деятельности;
  • • проявление стабильной психической устойчивости в сложных условиях соревновательной борьбы. Она выражается в успешной адаптации спортсмена или спортивной команды при переменном действии сильных, сверхсильных и многозначных положительных и отрицательных раздражителей.

Исходя из этого, можно отметить, что если психологическая подготовка спортсмена будет несистематической – стихийной, то тренер не сможет обеспечить психическую готовность спортсмена к действию.

— регуляцию психических состояний, сопутствующих решению этих задач.

Такая подготовка непосредственно включается в тренировочную деятельность спортсмена или проводится в виде специально организованных мероприятий. В процессе общей подготовки совершенствуются и корректируются свойства и черты личности (мотивационная направленность, психическая устойчивость), психические качества, оптимизируются психические состояния.

В повседневном тренировочном процессе психическая подготовка как бы включена в другие виды подготовки (физическую, техническую, тактическую), хотя имеет свои цели и задачи. Если цель психической подготовки — реализация потенциальных возможностей данного спортсмена, обеспечивающих эффективную деятельность, то многообразие частных задач (формирование мотивационных установок, воспитание волевых качеств, совершенствование двигательных навыков, развитие интеллекта, достижение психической устойчивости к тренировочным и соревновательным нагрузкам) приводит к тому, что любое тренировочное средство в той или иной мере способствует решению задач психической подготовки.

О специальных методах психической подготовки в повседневной тренировке можно говорить в тех случаях, когда возникает необходимость предупредить или, если это не удалось сделать, снизить психическое перенапряжение как следствие чрезмерных тренировочных нагрузок.

В том случае, когда психическая подготовка проводится в период, непосредственно предшествующий ответственному соревнованию, на первый план выдвигается формирование готовности к высокоэффективной деятельности в нужный момент. Отсюда — такие частные задачи, как ориентация на социальные ценности, формирование у спортсмена или команды психических «внутренних опор», преодоление «барьеров», психологическое моделирование условий предстоящей борьбы, форсированная оптимизация «сильных» сторон психической подготовленности спортсмена, установка и программа действий и т.д. На этом этапе особую психическую нагрузку несут также влияние окружения, состояние места занятий и восстановления, работа средств массовой информации, внимание и поведение любителей спорта.

Содержание психической подготовки, ее построение, средства и методы определяются спецификой вида спорта. В них больше различного, чем общего. Мало что можно сказать о психической подготовке спортсмена вообще, но очень много — баскетболиста, лыжника, стрелка и т.д.

Таким образом, психической подготовкой спортсмена (команды) называется процесс усиления его (ее) потенциальных психических возможностей в объективных результатах, адекватных этим возможностям.

Построение психической подготовки связано с использованием определенных принципов.

Принцип сознательности означает, что любые средства психической подготовки могут быть продуктивными лишь в том случае, если спортсмен применяет их сознательна, с верой в то, что данный прием соответствует его индивидуальности и будет полезным в данной конкретной ситуации. Нельзя насаждать средства психического воздействия административными методами. Более того, спортсмен должен не просто верить «на слово» в эффективность этих средств; осознанность — это знание механизмов их воздействия, владение навыками самоконтроля и самоанализа.

Принцип систематичности. Успех приносит лишь систематическое, целеустремленное, последовательное применение системы психических средств с учетом всех сопутствующих факторов. Систематичность предусматривает работу по плану и преемственность, когда каждoe новое воздействие содержит влияниe предшествующих и готовит к будущим.

Принцип всесторонности . Необходимо, чтобы средства и методы психической подготовки увязывались в единую структуру, обеспечивающую единство общей и специальной подготовки спортсмена, т.к. сами психические воздействия дают гораздо больший эффект, когда предусматривается воздействие не на одну узкую сферу, а на всю психику: направленность личности спортсмена, его нейродинамический статус, психомоторику, интеллект.

Принцип согласованности относится к технологии психической подготовки, организации ее мероприятий во времени. Мероприятия психического воздействия должны планироваться в увязке с другими мероприятиями, логически составляющими систему спортивной подготовки. Например, психорегулирующая тренировка (ПРТ) должна согласовываться с тренировочными занятиями и в зависимости от частных задач занимать самостоятельное место до занятий, после них или в перерывах (если предусматривается применение сокращенного варианта ПРТ).

Принцип индивидуализации требует от психолога или тренера всестороннего знания особенностей спортсмена с последующим выбором таких психических воздействий, которые соответствуют всем его индивидуальным свойствам и качествам .

Еще статьи в этом разделе

Быть готовым к школе — не значит уметь читать, считать и писать.
Быть готовым к школе — значит быть готовым всему этому научиться.

Л.А.Венгер

Актуальность, научная и практическая значимость.

Поступление ребенка в школу подводит итог его дошкольному детству. Однако для того, чтобы начало школьного обучения послужило основой для нового этапа развития, ребенок должен быть готов к нему психологически.

Проблемой психологической готовности к школе, ее изучением, обоснованием критериев готовности к школьному обучению занимались многие психологи, педагоги, физиологи. Интерес к указанной проблеме, по мнению Н.И. Гуткиной объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший, крепкий фундамент — залог надежности и качества будущей постройки.

Введение в школах ФГОС НОО нового поколения определяет ряд высоких требований к современному младшему школьнику. Психолого-педагогической основой концепции ФГОС являются:

  • партнерские отношения: общество-школа-семья-личность.
  • типы образовательных результатов: личностные, метапредметные, предметные.
  • типы универсальных учебных действий: личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные.

Программа «Тропинка к школе» позволяет комплексно решать задачи всесторонней психологической подготовки к школе детей, в рамках введения и учета ФГОС НОО.

Оригинальность программы состоит в использовании новых подходов и технологий в развитии:

  • игровые методы (подвижные, развивающие игры);
  • арт-терапевтические техники (свободное и тематическое рисование);
  • сказкотерапевтические техники (сочинение, рисование по мотивам сказок);
  • музыкотерапия (дополнение музыкальным сопровождением других приемов для усиления их воздействия);
  • интеллектуальные игры и задания;
  • коммуникативные игры.

Основное содержание работы.

Данная программа предназначена для работы с детьми от 5 до 7 лет и включает в себя 30 занятий, которые проводятся один раз в неделю. Продолжительность каждого занятия составляет 40 минут. Оптимальное количество участников 6-10 человек. Структура каждого занятия следующая:

  1. ритуал начала занятия (позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия);
  2. основное содержание занятия (отражает цель и задачи занятия);
  3. рефлексия прошедшего занятия (подведение итога занятия, выяснение его эмоционального состояния по отношению к занятию);
  4. ритуал прощания.

Начало и конец занятия ритуальные, что сохраняет у детей ощущение целостности и завершенности.

Занятия в программе построены таким образом, что один вид деятельности сменяет другой, что позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Поддержанию интереса к занятиям способствует использование сказочных, тематических сюжетов, а также персонажа Незнайки (игрушка на руку), который приходит к детям с каким-нибудь заданием, с приглашением отправиться в путешествие и т.п. В конце каждого занятия Незнайка приносит детям «монетку мудрости», на которой написана какая-то значимая мысль о знании, дружбе, труде в виде пословицы или поговорки (пример: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»). По окончании цикла занятий дети собирают Шкатулку с «монетками мудрости».

В завершении каждого занятия просматривается эмоциональное состояние каждого ребенка. Предварительно, у каждого в альбоме рисуется «Дерево настроения», на которое после каждого занятия ребенок приклеивает лепесток настроения разукрашенный им.

В течение курса создается книга «Летопись наших занятий». В эту книгу заносятся работы детей выполненные ими в результате парной, групповой работы (пример: «Две варежки», «Созвездие будущих первоклассников» и др.). Данная книга, фиксируя достижения каждого ребенка, позволяет объективно оценивать успехи и развитие группы в целом и каждого ребенка в отдельности.

Программа представлена: методическим пособием, в котором прописаны все 30 занятий, а также раздаточным и демонстрационным материалом, который активно используется на каждом занятии.

Результаты, выводы.

О результатах применения программы «Тропинка к школе» можно говорить исходя из динамики развития детей, которая отслеживается в процессе диагностического мониторинга (сравнительный анализ предварительной и конечной диагностики). Диагностика включает в себя тестирование по методике Л.А. Ясюковой «Готовность к школе. Прогноз и профилактика проблем в обучении»; а также отзывов родителей (анкетирование, беседы).

Данная программа апробировалось в течение 2009–2012 года с детьми дошкольного возраста в детских клубах и школе. По мониторингам за данный период времени более 95% детей прошедших работу по данной программе успешно адаптировались к школьной жизни, смогли успешно обучаться в рамках ФГОС НОО.

Пример одного из занятий в программе «Тропинка к школе» (занятие №4).

1. Ритуал начала занятия.

Игра «Я рад(рада) тебя видеть…»

Дети встают в круг и передают друг другу мячик со словами «Я рад тебя видеть… (Петя)».

Игра «Передай мяч как…»

Психолог просит детей представить, что сейчас мяч будет превращаться в разные вещи и его нужно будет предать так, как будто эта вещь.

  • Маленький котенок, который спит
  • Горячая картошка
  • Стакан до краев полный воды
  • Тяжелый арбуз

2. Основная часть занятия

Посмотрите, что принес нам Незнайка на занятие? (психолог показывает мешочек). Это мешочек со сказками. Какие вы знаете сказки? А сегодня мы попробуем сочинить свою сказку.

Игра «Мешочек сказок»

В этом мешочке находятся карточки с разными картинками, на них нарисованы какие-то сказочные вещи, персонажи и т. п. Вы по очереди вытаскиваете карточку, кладете ее на стол и начинаете рассказывать историю: «Однажды…». Затем следующий берет карточку из мешочка, кладет ее рядом с предыдущей и рассказывает продолжение истории и т. д.

А сейчас Незнайка предлагает нам немного отдохнуть.

Игра «Волшебное слово-пожалуйста»

Психолог называет различные движения (руки на пояс, руки вверх и т. д.). Дети должны выполнить только те движения, если психолог говорит слово «Пожалуйста» (Пример: пожалуйста руки в стороны).

Посмотрите, что Незнайка достал из своего кармана? (варежки)

Задание «Две варежки»

Дети объединяются в пары. Каждой паре необходимо договориться друг с другом, и украсить пару варежек. Каждый разукрашивает свою варежку, но узоры у двух варежек должны получиться одинаковые и красивые.

Данная работа оформляется на страницу книги «Летопись наших занятий».

3. Рефлексия прошедшего занятия

  • Чем мы сегодня занимались?
  • Что было интересным?
  • Что вызвало трудности?
  • Что понравилось больше всего?

А сейчас появляется еще один лепесток настроения, разукрасьте его тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и приклейте его к Дереву настроения. Какое у вас настроение?

Вы сегодня очень активно работали, смогли выполнить разные задания и Незнайка принес вам еще одну «монетку мудрости» (Знание лучше богатства). Психолог детьми обсуждает прочитанную мудрость и помещает монетку в шкатулку.

4. Ритуал прощания

Дети становятся в круг, соединяют свои ладошки в середине — «по типу ромашки» и все вместе произносят «До свидания».

Цели, задачи и принципы психологической подготовки к действиям в экстремальных условиях Основной целью психологической подготовки (ПП) является формирование профессионально-психологической подготовленности и повышение готовности сотрудников ПОО к действиям в экстремальных условиях. Она призвана обеспечить эффективную деятельность и законосообразное поведение сотрудника, а также успешное преодоление психологических трудностей при решении профессиональных задач, возложенных на ПОО в чрезвычайных (кризисных) ситуациях.

Задачами ПП выступают: формирование зрелой и адекватной мотивации, актуализация психологической экстремальной (боевой) готовности к несению службы в конкретной чрезвычайной ситуации; совершенствование профессионально-значимых экстремальных психологических качеств (способностей) личности сотрудника; повышение уровня экстремально-психологических знаний, умений, навыков; повышение морально-психологической устойчивости к экстремальным стрессовым воздействиям, укрепление уверенности в себе, самообладания, мужества, стойкости, смелости, разумной осмотрительности; формирование навыков оказания психологической само- и взаимопомощи, снятия эмоционального напряжения; развитие коммуникативной компетентности и навыков профессионального общения в критических ситуациях; изучение индивидуально-психологических особенностей сотрудников, углубление их самопонимания; экстремальное сплачивание и формирование благоприятного социально-психологического климата в подразделении.

К основным формам ПП относятся практические занятия, групповые дискуссии, ролевые игры и тренинги. Занятия должны тесно увязываться с другими видами профессионального обучения сотрудников в системе боевой, физической, правовой, огневой подготовки, а последние — включать в себя психологические элементы (вводные, создающие психологическое напряжение, неопределенность; стимулирующие принятие самостоятельных решений и т.д.).

При организации ПП к действиям в экстремальных условиях руководствуются следующими принципаи. 1) Принцип достаточности времени, выделяемого на ПП в общей структуре специальной экстремальной подготовки личного состава подразделения. 2) Принцип научной обоснованности, педагогического профессионализма (психологические факты, теории, методики; необходимость добиваться максимального психолого-педагогического эффекта от каждого занятия). 3) Реалистичность (связь с конкретной экстремальной ситуацией, с другими видами подготовки, приближенность условий обучения к реальным, наглядность, проблемность, моделирование). 4) Активный характер (преимущественно активные формы подготовки, ориентированные на решение психологических проблем оперативно-служебной деятельности, формирование навыков саморегуляции и психологического воздействия, оптимизацию межличностного взаимодействия в группе). 5) Гибкость (адаптированность к широкому спектру экстремальных условий и факторов, к конкретным экстремальным ситуациям и видам деятельности, к категориям сотрудников, к их индивидуально-личностным особенностям). 6) Обратная связь о результативности ПП, обеспечиваемая на этапе постэкстремальной психологической помощи и психологической реабилитации.

Задачи, содержание, организация и методы ПП личного состава конкретного ПОО или его подразделения, направляемого для несения службы в экстремальных условиях, могут уточнятся с учетом его предназначения, общей психологической подготовленности, опыта действий в сложных, критических ситуациях, образовательного уровня, стажа службы и должностной категории обучаемых.

Главное внимание при подготовке занятий целесообразно уделять подбору практических заданий обучаемым. Хорошо подбирать задания на материалах деятельности своего подразделения, его опыта, практики, конкретных событий, групп и людей, планируемых предстоящих действий. Можно использовать результаты дебрифингов, реальные видеоматериалы, данные оперативных сводок. Задания должны побуждать сотрудников психологически анализировать, прогнозировать, обосновывать события, условия и действия, а также выполнять их (в игровом варианте — в учебном классе, на полигоне или на местности) в психологически напряженных учебных условиях, максимально приближаемых к реальным. Содержание отдельных заданий и тренинговых ситуаций может демонстрироваться с помощью видеомагнитофонов или магнитофонов, фотографий, схем, рисунков или непосредственно отрабатываться на местности.

(И.О. Котенёв)

Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. Под общей редакцией профессора А. М. Столяренко. 2003.

Это два разных уровня его развития, и один из них должен плавно вытекать из другого. Детский сад, если ребенок посещает его, или родители дома постоянно готовят свое чадо именно к этому важному шагу – школе. Будущий первоклассник будет получать большой объем информации, для понимания и закрепления которой ему понадобятся все его приобретенные до этого момента качества. Понятие готовности ребенка к школе подразумевает собой такой уровень подготовленности, который дает возможность полноценно и без излишних нагрузок как обучаться, так и взаимодействовать с новым социумом. Здесь необходимо сделать акцент на важнейшие детали, такие как речь, память, мышление, внимание, определенный запас знаний, желание учиться, способность подчиняться установленным и общепризнанным правилам и т. д. Для того, чтобы наиболее точно понять, как осуществляется определение готовности ребенка к школе, надо рассмотреть эту проблему обстоятельно со всех сторон.

Итак, в чем заключается готовность ребенка к школе

Сначала его считают веселым и забавным карапузом, потом умным и серьезным малышом, и вот скоро школа… Готов ли он, сможет ли справиться, как себя поведет, как ему помочь? Сколько вопросов на эту тему, столько же должно быть и ответов…

Виды готовности ребенка к школе

Традиционно различаются следующие виды готовности ребенка к школе: психологическая, личностная, мотивационная, интеллектуальная, речевая, физиологическая, физическая и другие. Все эти виды в своей совокупности должны соответствовать должному уровню, который родители должны обеспечить своим детям наилучшим образом для их возможности обучаться и легко адаптироваться к новым условиям и требованиям школьного периода.

Психологическая готовность ребенка к школе

Так, при беседах с детьми на вопрос: «А почему ты хочешь идти в школу?», многие из них отвечали приблизительно так: «Я же уже большой и поэтому хочу учиться». Они, в этом возрасте видя, что взрослые, говоря об учебе, относятся к этому очень серьезно, сами начинают осознавать, что вступают в новый период жизни, который важен для их родителей. Проще говоря, ребенок, психологически готовый к обучению на новом уровне, уже стоит на первой ступени к становлению взрослым человеком.

Некоторые родители умудряются раз и навсегда отбить у своих сына или дочери охоту идти в школу путем угроз, таких как, например: «Не хочешь учиться считать, ну ничего, никуда не денешься, уж там-то будешь учиться как миленький…» или заставляют свое дитя с мучениями и слезами выполнять задания из учебника первого класса, считая, что таким образом они подготавливают его к школьным временам. Ничего из этого нельзя делать ни в коем случае.

Малыш еще не знает конкретно, что такое школа, он черпает информацию со слов взрослых. Родители должны заинтересовать ребенка, показать ему, что именно обучение сможет показать ему какой большой и интересный мир, рассказать, сколько нового и неизведанного он сможет узнать. Психологическая готовность ребенка к школе включает в себя сложнейший комплекс составляющих, которые являются результатом воспитания и развития ребенка в период до 6 или 7 лет.

Личностная готовность ребенка к школе

Дошкольный возраст является как раз тем периодом, когда ребенок начинает ощущать себя самостоятельной личностью. Происходит внутренняя перемена, и ребенок начинает понимать, что безвозвратно заканчивается один цикл в его жизни – детский сад, «маленькое детство» и начинается другой – «взрослый этап». Это очень важный процесс осознания, без которого адаптация к школе может проходить с определенными осложнениями. Личностная готовность ребенка к школе – это принятие им новой социальной позиции «школьника», с ее определенными правами и обязанностями, понимание своего нового статуса, желание учиться и получать знания, позитивный настрой, умение и готовность активно участвовать в жизни нового коллектива.

Большую роль тут играет мотивационная готовность ребенка к школе, когда он руководствуется определенными мотивами, объясняя свое желание идти в школу. Такими мотивами будут являться: учебный (пойду, потому что мне нравится учиться), познавательный (иду, потому что хочу получать новые знания), позиционный (хочу заниматься важным делом, буду это делать как взрослый). Мотивами, говорящими о несоответствующей подготовке будут: игровой (буду ходить в школу, потому что там много ребят, с которыми можно играть), социальный (ходить надо, чтобы потом на работу устроиться и зарабатывать) и внешний (придется учиться, так как мама заставляет).

Что такое психическая готовность ребенка к школе

Готовность психики ребенка определяется его внутренним миром, который успел сформироваться за период от 3 до 6 или 7 лет. Именно за это время дети начинают получать максимум уже хорошо осознаваемой информации. Так, окружающая их действительность уже не сводится только к дому, родителям, друзьям по детскому саду. Она начинает расширяться до пределов города и страны, а также приглашает войти в пространство взрослых отношений. Именно в дошкольном возрасте дети мыслят образными представлениями, используя во всем творческий подход и элементы игры. Постепенно они начинают осознавать себя как личности и приобретают способность к внутреннему и самостоятельному контролированию своего поведения. Появляется так называемый характер, который выражается в индивидуальных отношениях между ребенком и социальной действительностью. Происходит принятие этических норм, формирование мировоззрения и малыш окончательно формируется как личность, готовая к общению в социуме с соблюдением правил этого социума.

Так, психическая готовность ребенка к школе будет полной, если он успешно прошел, указанные стадии и оказался подготовленным к действиям в данном случае в новом коллективе и по новым правилам. Кроме того, благодаря развитию мышления и возникновению потребностей в новых знаниях, он испытывает желание учиться и познавать мир с новых сторон для того, чтобы быстрее стать взрослым и самостоятельным.

Существует много мнений на тему, готовы ли дети к учебе в 6 лет. Единственно верным решением здесь будет только индивидуальный подход. Если их психика готова к этому, то да. Согласно исследованиям, большой процент шестилеток все еще пытается познавать мир в виде игры, так их любимыми предметами становятся труд и рисование. А семилетки уже выбирают математику и письмо как самые интересные для них предметы. Понаблюдайте за своим чадом и не торопитесь делать из него вундеркинда раньше времени. Ум его никуда не денется, и он будет радовать вас отличными оценками, но возможно годом позже.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе

Для успешного обучения без выраженного напряжения дети должны интеллектуально соответствовать уровню первого класса. Здесь речь идет, во-первых, об их общих познаниях, связанных с окружающим миром, общественной жизнью и определенных навыках счета, знания букв и т.д. Во-вторых же, очень важно умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать самостоятельные выводы. Необходимо наличие способности находить причинно-следственные и пространственно-временные отношения. Конечно же, в таком возрасте еще нет логического мышления, в каком виде оно присутствует у взрослых, но это уже его прототип, хотя по сути это высшая форма пока что только образного мышления.

Так, совершенно не трудно оценить интеллектуальную готовность ребенка к школе с помощью обычного разговора. Малыш должен уметь рассказывать в свободной форме о себе и о своей семье, знать свой адрес и данные ближайших родственников, не только давать информацию об окружающем его мире — как природе, так и обществе, но и знать, как этим можно пользоваться. Анализируя имеющуюся у него информацию, сделать вывод и объяснить в разговоре с взрослым: «Почему происходит так, а не вот так», а получив определенные знания, уметь задавать встречные вопросы. Многие взрослые считают, что этот процесс познания и развития ребенка протекает сам собой при помощи вопросов, которые задает он сам. Это не так. Дети получают ответы, которые потом оказываются не связанными в одну систему никоим образом, поэтому и не возникает единой картины мира. Именно поэтому родители должны обеспечить правильную и полную подачу информации своим детям, которую они смогут анализировать и воспринимать во всей совокупности и взаимосвязи всех ее частей.

Речевая готовность ребенка к школе

Многие родители считают, что если ребенок имеет некоторые погрешности в речи, то это пройдет со временем как-нибудь само собой, или что «не один наш такой, соседский вон тоже до третьего класса по слогам читать не мог, а вон вырос же». Это очень распространенная ошибка. Если даже взять не сам процесс обучения, а для начала просто коллектив первого класса, в который придет малыш, то для того, чтобы в него влиться наилучшим образом, нужно обладать довольно быстрой, правильно сформированной речью. Речевая готовность ребенка к школе является важнейшим интеллектуальным показателем развития. Это надо обязательно помнить всем родителям. Не обладающие развитой речью, школьники, как правило, не справляются должным образом и с письмом. Это приводит к тому, что в принципе умные ребята начинают не успевать за темпом класса, что приводит в результате к плохим оценкам.

Если речь не разборчива из-за проблем в звукопроизношении, то обязательно надо обратиться к логопеду, для того чтобы специалист смог исправить эту проблему. Кроме этого существует масса специальных упражнений, которыми можно заниматься дома, излишне не напрягая детей, а осуществляя это в виде игры.

Бывает и так, что словарный запас, не достаточно велик, так, по норме считается, что он должен содержать не менее 1500-2000 слов. Тут необходимо уточнить, что ребенок обогащает свою речь путем подражания окружающим его людям. Это означает, что если родители будут сознательно много и правильно разговаривать или читать вместе с детьми, то данной проблемы наблюдаться не будет.

Отдельно надо отметить, что к 7 годам должен сформироваться правильный грамматический строй речи, включающий в себя правильное склонение слов и построение предложений. Только в таком случае речь сможет быть связной и, соответственно, устные ответы на уроках будут отличными.

При условии, что родители смогут обеспечить своему малышу развитие вышеперечисленных качеств коммуникативной речи, он сможет активно входить в контакт со своими сверстниками и педагогами, налаживать общение и успешно учиться.

Физиологическая готовность ребенка к школе

Очень важным аспектом является так называемая физиологическая готовность ребенка к школе, она выражается в удовлетворительном здоровье и нормальном функционировании всех систем организма. Именно поэтому перед поступлением в первый класс все дети должны проходить обязательное медицинское обследование, которое показывает. Соответствуют ли биологические и физические показатели формальному возрасту, опережают или отстают от него, а также наличие или отсутствие медицинских противопоказаний к учебе в школе. Следует заметить, что по соответствующей оценке принято разделять детей на пять групп по уровню подготовленности к школе. Причем процент абсолютно подготовленных дошкольников ничтожно мал. Совершенно здоровых детей в настоящее время очень мало. Но сильно расстраиваться не стоит, так как в возрасте 7 и 8 лет, детский организм достаточно интенсивно развивается и, к концу первого класса ребята, как правило, выравниваются и догоняют друг друга по вышеуказанным показателям.

Если же все-таки имеется рекомендация врача о том, что следует подождать год с поступлением, то в этом нет ничего страшного, просто необходимо прислушаться и позволить детскому организму как следует окрепнуть и как следует подготовиться к школьным нагрузкам. У каждого человека свой индивидуальный организм. Это необходимо учитывать и не наносить ему вред, как это делают некоторые родители, пытаясь доказать, что их дитя ничем не хуже остальных, и отправляют неокрепшего как следует малютку учиться, а он даже не может сам поднять и нести свой ранец.

Большое внимание уделяется развитию мелкой моторики кистей рук. Именно из-за ее слабого развития, как и из-за недостаточного опыта графического письма, первоклассникам довольно трудно даются письменные задания. Специалисты советуют в таких случаях чаще использовать занятия по лепке из пластилина, игры с конструктором из мелких деталей, которые позволяют улучшать мелкую моторику.

Физическая готовность ребенка к школе

По статистике при поступлении в первый класс, дети начинают болеть чаще. Происходит это не только потому, что они контактируют с большим количеством других ребят, но и из-за того, что именно в этот период, детский организм начинает перестраиваться на новый лад. Он начинает нести на себе увеличенные по отношению к прежним нагрузки, связанные непосредственно как с новым режимом дня (меньше игр и отдыха и больше учебных занятий) так и с психоэмоциональной усталостью, нервным и умственным напряжением. Именно здесь и нужно отметить то, как важна достаточная физическая готовность ребенка к школе.

Что может дать хорошая физическая подготовка детей? Это, в первую очередь, крепкое здоровье, развитый и выносливый организм, который сможет успешно противостоять новым нагрузкам, это отличный уровень физического развития, который обеспечит активное состояние, тем самым во многом определяя успешность учебы и отличную успеваемость. Связь хорошей физической подготовки и высокой умственной работоспособности абсолютно доказана благодаря многочисленным наблюдениям и исследованиям в этой области. Умственная работоспособность у первоклассников выражается в умении сосредотачиваться на определенном занятии в течении 25 минут, в способности самостоятельно работать, хорошо усваивать изучаемый материал и в отсутствии в последующем ярко выраженной утомляемости.

В детском саду физической подготовке детей уделяют много времени. Это подвижные игры, специальные физкультурные и закаливающие занятия. Так, занятия включают в себя бег, прыжки, плавание, спортивные подвижные игры и т.д. Если ребенок не посещает детский сад, то родители самостоятельно должны обеспечить ему соответствующие физические нагрузки. Ребенок должен быть активным и подвижным, это залог его здоровья как физического, так и умственного.

Специалисты уделяют также большое внимание все той же проблеме шести- и семилеток. Так как семилетние первоклассники являются более подготовленными и физически и имеют больше жизненного опыта, они с большей легкостью, нежели их младшие товарищи адаптируются к школе. Младшим приходится догонять старших для того, чтобы как минимум сравняться с ними, а это еще большая нагрузка и на физическое и психическое здоровье. Родителям нельзя об этом забывать.

Итак, что такое уровень готовности ребенка к школе

Существуют различные системы, диагностические задания и тесты, которые помогают определить уровень готовности ребенка к школе. В них в основном включаются одни и те же элементы:

  • оценка развития познания;
  • уровень базового опыта (интересы, хобби и др.);
  • оценка языкового развития;
  • уровень эмоционального развития и умения общаться;
  • удовлетворительно ли физическое состояние;
  • соответствие нормам зрительных памяти, восприятия и слуховой способности;
  • общая психологическая готовность.

Так, соответственно, определение готовности ребенка к школе будет производиться согласно удовлетворительным оценкам этих основных показателей.

Проблема готовности ребенка к школе

Некоторые родители считают, что их ребенка ко всем трудностям подготовит детский сад. В чем-то это утверждение верно, но никакие дошкольные учреждения не смогут дать любовь, понимание, показать маленькому человеку, что он является личностью. Кто как не родители смогут объяснить малышу, что с ним происходит, почему он находится в состоянии неудовлетворенности и тревоги. Он понимает, может быть и не совсем осознанно, что ему нужно занять свою нишу в обществе, показать всем и доказать в первую очередь самому себе, что он взрослеет, умеет отвечать за свои поступки, собирается в такой трудный путь как школа и совсем не боится трудностей. Если рядом не будет понимающих и помогающих родителей, возникнет проблема готовности ребенка к школе.

Лучше не допустить появление проблемы, чем потом долго искать пути ее решения, а иногда и безуспешно. Если хоть один из вышеуказанных видов готовности (психологический, мотивационный, психический и т.д.) не будет соответствовать должному уровню, и родители не в состоянии справиться с этой задачей, необходимо сразу же обращаться за помощью к детскому психологу. Он сможет, исходя из профессионального опыта, помочь ребенку преодолеть необходимые барьеры и покажет родителям каким образом в дальнейшем можно избежать подобных ошибок.

Добавить комментарий