Услуги связанные с аудиторской деятельностью

Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги. В Законе об аудиторской деятельности (ст. 1) указывается на следующие виды прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью:

  • 1) постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;
  • 2) налоговое консультирование, постановка, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;
  • 3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
  • 4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;
  • 5) юридическая помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
  • 6) автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
  • 7) оценочная деятельность;
  • 8) разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес- планов;
  • 9) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
  • 10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

Следует отметить, что указанные услуги могут оказываться не только

аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, но и специализированными бухгалтерскими и юридическими фирмами, независимыми оценщиками и т.п.

Прочие услуги, с точки зрения организации их оказания, могут быть классифицированы по следующим критериям.

По отношению к обязательному аудиту услуги можно подразделить на несовместимые и совместимые.

Несовместимыми с обязательным аудитом считаются те услуги, оказание которых одному и тому же клиенту невозможно одновременно (или с некоторым опережением по времени) с проведением аудиторской проверки. Это требование вытекает из положений ст. 8 «Независимость аудиторских организаций, аудиторов» Закона об аудиторской деятельности. К несовместимым закон относит услуги по ведению и восстановлению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности. Если подобные услуги оказывались аудиторской организацией своему клиенту, то проводить у него аудиторскую проверку разрешается только по прошествии трех лет после оказания указанных услуг (т.е. только на четвертый год). В противном случае аудитор вынужден был бы прямо или косвенно высказывать мнение о результатах собственного труда, а следовательно, его мнение стало бы необъективным. В различных странах перечень несовместимых с аудитом услуг может меняться, как правило, в сторону его расширения.

Совместимыми с обязательным аудитом считаются те услуги, которые нормативными актами по аудиту прямо нс отнесены к несовместимым.

По отношению к свободе предоставления услуги можно подразделить на услуги:

  • • осуществляемые (оказываемые) свободно;
  • • оказание (осуществление) которых возможно только при выполнении определенных правовыми актами условий.

Под определенными условиями понимаются тс случаи, когда оказание конкретной услуги требует наличия у оказывающей организации специальных разрешений, лицензий либо членства в профессиональных (саморегу- лируемых) организациях, выполнения обязательных условий осуществления деятельности и т.п. Так, образовательная деятельность в Российской Федерации является лицензируемой. Оценочная деятельность может осуществляться только при наличии в штате организации аттестованного специалиста-оценщика и при условии вступления организации в саморегу- лируемую организацию оценщиков и т.д.

  • См. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • См. Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности»(ст. 15, 23, 24).

Основные понятия

Анализ финансовой отчетности. Бухгалтерский аутсорсинг. Договор между компанией-клиентом и аутсорсером. Особенности аудита при формировании отчетности организации другой организацией. Сопровождающий (консультационный) аудит

Виды услуг при сопровождающем (консультационном) аудите

В эпоху всеобщей интеграции и глобализации, информационной революции и динамично развивающейся экономики России все более широкое развитие получает сопровождающий (консультационный) аудит. На рынке появилось множество продавцов этих услуг и в особенности предложений по ведению учета и бухгалтерского сопровождения деятельности компании-клиента вместо содержания своего штата финансовой (бухгалтерской) службы. Под бухгалтерским аутсорсингом подразумевается ведение бухгалтерского, налогового учета, а также составление бухгалтерской и налоговой отчетности (рис. 13.1).

Общепринятая классификация видов бухгалтерских услуг при сопровождающем (консультационном) аудите (аутсорсинг)

Рис. 13.1. Общепринятая классификация видов бухгалтерских услуг при сопровождающем (консультационном) аудите (аутсорсинг)

Аутсорсинг бухгалтерского и налогового учета сопряжен с разнообразными рисками для компании-клиента, начиная с предмета договора и постановки задач и заканчивая определением оптимальной цены договора и ответственности сторон. В итоге возникновение этих рисков ранжируется следующим образом:

  • • выбор компании-аутсорсера;
  • • ценообразование;
  • • вид и предмет договора;
  • • ответственность компании-аутсорсера;
  • • аудит отчетности компании-клиента.

О профессиональном уровне аутсорсера свидетельствуют его самостоятельное понимание, восприятие как обязанность и фактическое исполнение всех процедур по подготовке документов и контролю процессов, сопутствующих или формирующих базу для ведения учета и составления отчетности компании-клиента. От аутсорсера требуется (и он должен это знать) не только записать правильные проводки, заполнить учетные регистры и сформировать бухгалтерскую и налоговую отчетность, но и составить другую отчетность в соответствии с требованиями законодательства, еще проверить наличие и правильность составления первичных документов, а при необходимости оформить их. Наличия правильно оформленных первичных документов требуют Закон № 402-ФЗ и Налоговый кодекс РФ.

Степень профессионализма аутсорсера заключается в правильности оформления необходимых и достаточных первичных документов, фиксирующих сделки, а также в дальнейшей интерпретации в соответствии с действующим законодательством на документальной основе информации, отображаемой по соответствующим графам в формах отчетности.

При сопровождающем (консультационном) аудите выполняются следующие виды услуг:

  • • разработка учетной системы, учетные политики, рабочий план счетов и альбом типовых хозяйственных операций, автоматизация учета, восстановление учета, ведение учета и формирование отчетности, сопровождение и консультирование, регулярные услуги;
  • • формирование отчетности; бухгалтерской, налоговой, статистической, по МСФО, управленческой, в Пенсионный фонд РФ по персонифицированному учету, специальной;
  • • работа с внешними контролирующими органами: камеральные проверки, налоговые проверки, аудиторские проверки, представительство в суде, проверки другими контролирующими органами;
  • • формирование пакета первичных документов: документы по учету и движению персонала, инвентаризация активов и обязательств, сверка расчетов с контрагентами, контроль движения внутренних документов, представительство.

Виды и формы ответственности: деловая репутация, по претензиям налоговых органов, дополнительная ответственность (штрафные санкции), застрахованная ответственность (в части аудиторских услуг).

Независимый(аудиторский) контрольпредставляет собой независимуювневедомственную проверку бухгалтерской,финансовой отчетности, налоговыхдеклараций, платежно-расчетных и др.документов, с целью установлениядостоверности, полноты и точностиотражения соответствующей информации,а также определения соответствующихфинансовых и хозяйственных актовдействующему в РФ законодательству.

Аудит не подменяетгосударственный контроль зафинансово-хозяйственной деятельностьюпредприятий и организаций специальноуполномоченными на то государственнымиорганами.

Аудиторскаядеятельность строится в соответствии:

а) с принятыми поэтому вопросу законами и подзаконнымиактами;

б) аудиторскимистандартами.

В отношениинормативного регулирования аудитасложилась такая ситуация, когда различныедействующие источники права (Закон «ОЦентральном банке Российской Федерации»,Закон «О банках и банковской деятельности»,Закон «Об акционерных обществах» и др.)предполагают проведение аудита, но приэтом долгое время само понятие аудиторскогоконтроля законодательно определено небыло.

Аудиторскиестандарты представляют собой основные,общие рекомендации по процедурепроведения аудиторских проверок ипорядку составления заключений.Международная федерация бухгалтеровразработала и утвердила международныенормативы аудита, которые включают 29стандартов по аудиторскому контролю.

Виды аудита:

Аудиторскаяпроверка м.б. обязательной и добровольной(инициативной). Обязательный аудит длятех хозяйственных субъектов, ктопубликует свою финансовую отчетностьили для который предусмотренозаконодательством.

В зависимости оттого, кто осуществляет проверку, выделяютвнутренний и внешний аудит.

В зависимости отсферы проведения аудита делится на:банковский; страховой; аудит внебюджетныхфондов и бирж, инвестиционных фондов;общий аудит.

Счетная Палата рф: правовое положение.

СоветФедерации и Государственная Думаобразуют Счетнуюпалату. Законо Счетной палате определяет ее какпостоянно действующий орган государственногофинансового контроля, образуемыйФедеральным Собранием и подотчетныйему. Основные задачи:

-организация и осуществление контроляза своевременным исполнением доходныхи расходных статей федерального бюджетаи бюджетов федеральных внебюджетныхфондов по объемам, структуре и целевомуназначению;

-определение эффективности и целесообразностирасходов государственных средств ииспользования федеральной собственности;

-оценка обоснованности доходных ирасходных статей проектов федеральногобюджета;

-финансовая экспертиза проектовфедеральных законов и нормативныхправовых актов федеральных органовгосударственной власти;

-анализ выявленных отклонений отустановленных показателей бюджета иподготовка предложений по их устранению;

-контроль за законностью и своевременностьюдвижения бюджетных средств в Центральномбанке, уполномоченных банках и иныхфинансово-кредитных учреждениях;

-регулярное представление Парламентуинформации о ходе исполнения бюджетаи результатах проводимых контрольныхмероприятий.

Счетнаяпалата комплектуется из председателя,заместителя председателя, аудиторов иаппарата Счетной палаты. ГосударственнаяДума на 6 лет назначает председателя и6 аудиторов Счетной палаты.

СоветФедерации также на 6 лет назначаетзаместителя председателя и еще 6аудиторов. Аппарат Счетной палатысостоит из инспекторов и иных штатныхсотрудников, в служебные обязанностикоторых входит непосредственнаяорганизация и проведение контроля впределах компетенции Счетной палаты.Инспектор Счетной палаты наделяетсяправом беспрепятственно посещать любойконтролируемый объект, входить в любыепомещения, опечатывать кассы, служебныепомещения, склады и архивы, а приобнаружении подделок, подлогов и хищений– изымать необходимые документы,оставляя в делах акт изъятия и описьизъятых документов.

Контрольныеполномочия Счетной палаты распространяютсяна все государственные органы и учрежденияРФ, на федеральные внебюджетные фонды,организации, банки, финансово-кредитныеучреждения, общественные объединения,негосударственные некоммерческиеорганизации, если они получают,перечисляют, используют средствафедерального бюджета, используют либоуправляют федеральной собственностью,а также имеют налоговые, таможенные ииные льготы и преимущества.

По результатампроведенных контрольных мероприятийСчетная палата направляет органамгосударственной власти, руководителямпроверяемых предприятий, учреждений иорганизаций представления для принятиямер по устранению выявленных нарушений.В случаях выявления в ходе проверки иревизии фактов хищения государственныхсредств и иных злоупотреблений Счетнаяпалата передает материалы проверки илиревизии в правоохранительные органы.При выявлении на проверяемых объектахнарушений в хозяйственной, финансовойи коммерческой деятельности, наносящихущерб государству, Счетная палата имеетправо давать администрации проверяемыхпредприятий, организаций и учрежденийобязательные для исполнения предписания.Такое предписание может быть обжалованов судебном порядке. При неоднократномнеисполнении или ненадлежащем исполнениипредписаний Коллегия Счетной палатыпо согласованию с Государственной Думойможет принять решение о приостановлениивсех видов финансовых платежных ирасчетных операций по счетам проверяемыхпредприятий, организаций и учреждений.

Аудиторские организации и предприниматели аудиторы, осуществляющие свою деятельность единолично, могут проводить аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги.

В соответствии с нормами Закона Украины «Об аудиторской деятельности», к аудиту относят проверку бухгалтерской отчетности, учета, первичных документов и другой информации о финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования с целью определения достоверности их отчетности, учета, его полноты и соответствия действующему законодательству и установленным нормативам. При этом закон уточняет, что публичная бухгалтерская отчетность состоит из аудиторского заключения и форм финансовой отчетности, не составляют коммерческой тайны и определены законодательством для представления пользователям и публикации.

Итак, аудит в соответствии с национальным действующим законодательством и по объекту исследования сводится к аудиту финансовой отчетности, а по субъекту он может быть только внешним, то есть осуществляться независимым аудитором или аудиторской фирмой на договорной основе. По инициативе осуществления аудит может быть обязательным, проведение которого регламентируется действующим законодательством, и добровольным, когда аудит проводится по инициативе клиента. Вся остальная работа аудитора — это сопутствующие аудиту услуги.

Наряду с проведением аудита Национальные стандарты предусматривают сопутствующие аудиту услуги: обзорную проверку, операционную проверку и компиляцию (трансформацию учета). Зарубежная и национальная практика показывает, что ассортимент аудиторских услуг значительно шире.

Аудиторские услуги, как правило, не аттестованы, то есть не требуют представления аудиторского заключения и формальной отчетности аудитора в адрес клиента.

Среди них:

а) восстановление и ведение бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности, а также отчетности по ценным бумагам, проспектов эмиссии и тому подобное;

б) компиляция (трансформация бухгалтерского учета) — осуществление процедур трансформации учета по другим учетным стандартам. Такая работа состоит из сокращенного объема детализации данных и заканчивается созданием благоприятных в использовании, понятных таблиц и финансовой отчетности;

в) налоговое планирование и оптимизация налогообложения, составление деклараций о доходах и представление интересов клиента в налоговых службах;

г) консультационные услуги, предоставляемые обычно не только в области бухгалтерского учета и налогов, но и компьютерных систем (в том числе автоматизация бухгалтерского учета и аналитических работ), технологии производства и даже услуги по подбору кандидатов на руководящие должности.

На рис. 4.1 отражено аудиторские услуги, предоставляемые клиентам. Договор на проведение аудиторских услуг приведен в приложении 12.

Консультационные услуги

В консультационные относятся услуги: по постановке и восстановление бухгалтерского учета; составление деклараций о доходах и других платежей в бюджет; анализ финансово-хозяйственной деятельности; финансовой деятельности предприятия; консультирование по вопросам налогового законодательства и тому подобное.

Под процессом консультирования подразумевают форму оказания помощи в отношении содержания, процесса и структуры задачи (или серии задач), при которой консультант сам не отвечает за выполнение задач, но помогает тем, кто их выполняет. Кроме того, консультирование можно рассматривать как особую профессиональную деятельность, осуществляется на основании контракта между клиентом и аудиторской фирмой. Примерный договор на оказание консультационных услуг приведен в приложении 12. Фирма предоставляет услуги своим клиентам с помощью специально подготовленных и квалифицированных работников, которые помогают клиенту выявить и проанализировать проблемы, которые возникли. Анализируя эти проблемы, консультанты дают рекомендации по решению и способствуют, в случае необходимости, их выполнению.

Аудиторские услуги, предоставляемые клиентам

Крупные аудиторские фирмы могут проводить аудит и оказывать консультации по широкому кругу вопросов: общее руководство и управление финансами; управления маркетингом и сбытом; управления кадрами и трудовыми ресурсами и тому подобное. Некоторые фирмы предоставляют свои консультации в определенных областях, например, в строительстве, нефтедобывающей промышленности, страховой и банковском деле, предприятиям связи и транспорта, производственным и сельскохозяйственным предприятиям и т. Д.

Особое значение имеют консультационные услуги по юридическим вопросам и бухгалтерского учета. Разностороннее влияние юридических вопросов на бизнес может требовать советов по трудовому законодательству, налогообложения, гражданского права и других специальных отраслей законодательной деятельности. Часто от аудиторов наряду с проверкой требуют оценочных суждений о счетах и отчеты клиента или рекомендаций по совершенствованию финансовой работы. Аудиторские проверки часто готовят почву для важных управленческих решений.

При проведении консультаций с целью достижения наибольшего суммарного эффекта аудиторские фирмы должны комбинировать и использовать навыки и умения как специалистов-универсалов, так и узких специалистов, имеющих глубокие знания в определенных областях знаний. Будущий успех аудиторских фирм в значительной степени будет зависеть от способностей персонала в выборе ассортимента услуг, применения прогрессивных методов вмешательства в финансовую деятельность, улучшение качества услуг и честности работников.

Итак, консультирование надо рассматривать как профессиональную службу или как метод, обеспечивающий практические советы и помощь. При этом аудитор, который проводит консультации, должен обладать навыками, необходимыми для:

а) решение проблем и обмена опытом;

б) выявление проблем;

в) нахождение нужной информации;

г) анализа и синтеза;

г) разработка предложений по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности;

д) общения с людьми;

е) планирование изменений;

е) помощи клиентам в накоплении опыта;

ж) передачи методов управления и тому подобное.

Консультированию присущи единство принципов и методов. Основными методами консультирования является опрос, установление проблемы, решение проблемы и написания отчетов.

Консультационные услуги, как правило, имеют прикладной характер. Поэтому клиент активно участвует в работе на всех стадиях выполнения задания и производит под руководством аудиторов навыки установки и решения проблем.

Процесс консультирования представляет собой совместную деятельность консультанта и клиента с целью решения определенной задачи и осуществления желаемых изменений в организации-клиенте. На рис. 4.2 показан процесс консультирования.

Процесс консультирования охватывает два одинаково важных аспекта консультационного процесса: работу, для которой был приглашен консультант, и взаимоотношения между консультантом и клиентом. Лучше всего, когда обе стороны по окончании работы будут удовлетворены отношениями. Аудиторская деятельность — это предпринимательская деятельность, поэтому аудитору следует помнить, что успешно закончено задача оставляет открытыми двери для дальнейшего сотрудничества.

Завершающим этапом консультативного процесса является оценка. Без нее невозможно установить, выполнено поставленные задачи, и оправдывают полученные результаты потраченные на них средства. При консультировании оценивают прежде всего два основных аспекта задач: преимущества, полученные клиентом, и процесс консультирования. Обычные консультативные задачи порождают три вида преимуществ: новые возможности, которые приобретаются в виде новых умений и навыков; новые системы и формы поведения (новые информационные системы, системы маркетинга, организация семинаров и т. д.); новую ступень эффективности работы, который вызывает соответствующие изменения в экономических, финансовых, социальных и других показателях.

Схема процесса консультирования

При оценке процесса консультирования следует выяснить: как выполнен план-задание, был ли он реальным и достигнута его цель; или обеспечивалась достаточное количество и качество средств для выполнения задания; использовался надежный стиль консультирования и соответствовал он возможностям клиента и задаче, которая решается. Для оценки могут использоваться опроса, беседы и обсуждения при встречах. Оценки целесообразно предоставлять в виде краткого отчета, который может стать частью итогового отчета по выполнении задания.

Работа оформляется итоговым отчетом, который составляется в произвольной форме. Кроме общего обзора проделанной работы итоговый отчет должен указывать на реальные преимущества, полученные в результате изменений, давать клиенту рекомендации, что нужно сделать и чего следует избегать в будущем.

Добавить комментарий