Управление запасами в логистике

Оптимальное управление запасами предполагает получение четкого ответа на два основных вопроса: когда нужно распорядиться о пополнении запаса и сколько необходимо при этом заказывать товаров идущих в запас.

Существует две основные модели управления запасами: система с фиксированным объемом или размером заказа, называемая также моделью экономического размера заказа или Q-модель и система с фиксированной периодичностью заказа, называемая периодической моделью или Р-моделью.

Сущность Q-модели заключается в том, что как только запас товара достигнет заранее определенного минимального значения или точки заказа, этот товар заказывается. Достижение минимального уровня может возникнуть в любой момент и зависит от интенсивно- сти спроса.

На практике Q-модель используется в следующих случаях:

  • — большие потери в результате отсутствия запаса;
  • — высокие издержки по хранению запаса;
  • — высокая стоимость заказываемого товара;
  • — высокая степень неопределенности спроса.

Использование Q-модели предполагает постоянный контроль остатка запасов. Эта модель требует, чтобы каждый раз, когда производится изъятие ресурсов из запаса, выполнялась проверка, достигнута ли точка очередного заказа.

В качестве критериев оптимальности выбирают минимум совокупных расходов по доставке и хранению.

При управлении запасами по P-модели период, через который предприятие направляет заказ поставщику, остается неизменным. Например, каждый понедельник менеджер фирмы просматривает остатки товаров и заказывает их до заранее определенной максимальной нормы. Размер заказываемой партии товара определяется разностью предусмотренного нормой максимального товарного запаса и фактического запаса. Поскольку для исполнения заказа требуется оптимальныи период времени, то величина заказываемой партии увеличивается на размер ожидаемого расхода на этот период.

Система контроля за состоянием запасов с фиксированной периодичностью заказа применяется в следующих случаях: условия поставки позволяю т получать заказы различными по величине партиями; расходы по размещению заказа и доставке сравнительно невелики; по тери от возможного дефици та незначи тельны.

К наиболее распространенным дополнительным моделям управления запасами относят: «Модель с установленной периодичностью пополнения запасов до определенного уровня» и модель «Минимум-максимум»

«Модель с установленной периодичностью пополнения запасов до определенного уровня» является смешанной от двух основных моделей. Она ориентирована на работу при значительных колебаниях спроса. Чтобы предотврати ть завышение объемов запасов, содержащихся па складе, или их дефицит, заказы производятся в установленные моменты времени и при достижении запасом порогового уровня. Система включает в себя элемент P-модели, т. е. установленную периодичность оформления заказа и элемент Q-mo- дели, т. е. отслеживание порогового уровня заказа.

Отличительной особенностью системы является то, что заказы делятся на две категории — плановые и дополнительные. Плановые заказы произволятся через заданные интервалы времени, а дополнительные заказы — при отклонении темпов потребления от запланированных.

Модель «Минимум-максимум» также содержи т в себе элементы основных систем управления. Модель ориентирована на ситуацию, когда затраты на учет запасов и издержки на оформление заказа настолько значительны, что становятся соизмеримы с потерями от дефицита запасов. Поэтому в рассматриваемой системе заказы производятся не через каждый заданный интервал времени, а только при условии, что запасы на складе в этот момент оказались равными или меньше установленного минимального уровня. В этом случае размер рассчитывается гак, чтобы поставка пополнила запасы до максимально желательного уровня. Таким образом, система работает лишь с двумя уровнями запасов — минимальным и максимальным.

Запасы в логистической системе являются разновидностью материального потока. Поэтому работа с запасами позволяет снизить затраты на физическое товародвижение и повысить качество обслуживания покупателей. Использование логистического подхода к управлению запасами приводит к повышению пропускной способности склада и товаропроводящей системы в целом.

Кафедра «Экономика»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Логистика»

реферат на тему «Управлениезапасами в логистической системе»

1. Реферат на тему»Управление запасами в логистическойсистеме»2

Введение2

1.1. Экономическаясущность запасов и их классификация,цели, задачи и функции управлениязапасами в логистике4

1.2. Основные системыуправления запасами11

1.2.1. Системауправления запасами с фиксированнымразмером заказа12

1.2.2. Система сфиксированным интервалом времени междузаказами15

1.2.3. Сравнениеосновных систем управления запасами.17

1.2.4. Прочие системыуправления запасами18

Заключение21

Список литературы22

2. Тестовое задание23

3. Задачи25

1.Реферат на тему «Управление запасамив логистической системе»
Введение

В настоящее время использованиеконцепции логистики в управлениизапасами рассматривается предприятиямив качестве одного из резервов подостижению конкурентного преимущества.Это объясняется усилением конкурентнойборьбы, как между товаропроизводителями,так и между посредниками, усложнениемтехнологий производства и распределенияпродукции, появлением большого количествановых видов продукции и их модификаций,которые предназначены для разнообразныхи зачастую весьма специфическихтребований потребителя. Соответственноувеличивается количество не толькоготовых изделий, но и материальныхресурсов, требуемых для их изготовления.

Процессы управления производствомтоваров и их распределением чрезвычайноусложняются по всей логистической цепи,следовательно, усложняются процедурыуправления и контроля прохожденияматериальных потоков по звеньямлогистической цепочки. Это требуетповышения эффективности распределенияресурсов всех видов, в том числепребывающих в форме товарно-материальныхзапасов.

Ни одно современное производствоне может обойтись без функций хранениясырья и материалов, полуфабрикатов икомплектующих изделий, инструментов иинвентаря.

Многие результирующие показателихозяйственной деятельности предприятияв значительной степени зависят от того,как решаются проблемы, связанные схранением товарно-материальных запасови поддержанием определенного их уровня,оптимизация которого может бытьосуществлена за счет использованиялогистики.

Возникновение запасов обусловленоестественными природными иэкономико-технологическими условиями.Необходимость образования запасовсвязана также с разделением труда,условиями производства и потреблениятоваров, которые разобщены как вовремени, так и в пространстве.

Запасы представляют собойзначительную часть оборотных средствлюбого предприятия и соответственновлекут за собой большую частькапиталовложений, поэтому так важно,чтобы запасами управляли эффективно,а капиталовложения в них не становилисьнеоправданно большими.

Самая большая и постоянная заботапо поводу запасов связана с их стоимостью.В бухгалтерском балансе предприятиязапасы отражаются как активы. Однакоиз этого совсем не следует, что увеличениезапасов всегда имеет позитивный эффект.Если исходить из создания наибольшегозапаса готовой продукции, то предприятиерискует произвести больше товаров, чемсможет продать. Следует также учитывать,что издержки хранения материальныхзапасов занимают второе место послепроизводственных издержек. При этомзапасы готовой продукции стоят намногодороже, чем запасы сырья или полуфабрикатовв незавершенном производстве. Затратына хранение материальных запасовзначительны, поэтому прибыль на капитал,вложенный в материальные запасы, должнабыть также высока и не меньше, чем отиного использования такой же суммыденежных средств с аналогичным риском.Излишние материальные запасы часторассматриваются как «расточительство».

1.1. Экономическая сущность запасов и ихклассификация, цели, задачи и функцииуправления запасами в логистике

Объективная необходимостьсоздания и поддержания запасовопределяется двумя основными причинами– несоответствием объема поставкиобъему их разового потребления и разрывомво времени и пространстве между моментомпоступления товара и его потреблением.

Наиболее типичными целямисоздания запасов являются повышениеэффективности производства, эффективноеобслуживание потребителей, страхованиесбоев в поставках, защита от повышениязакупочных цен, экономия на оптовыхскидках, экономия на транспортировке,стремление хозяйствующих субъектов кэкономической безопасности, чтовыражается в недопущении дефицита илиотрицательного уровня запасов.

При наличии дефицита запасовпредприятие может столкнуться с такимиосновными проблемами, как:

  • задержка с отправкой ужезаказанного товара потребителям илиневыполнение данного заказа. Это влечетза собой дополнительные затраты напродвижение и отправку того заказа,который нельзя выполнить за счетимеющихся запасов;

  • потеря клиента, когда приотклонении заказа поставщиком постоянныйзаказчик обращается с заказом вкакую-либо другую фирму. В данном случаевозникают издержки, связанные состоимостью упущенной выгоды, то естьвыручки или прибыли, потерянной из-занеосуществления данной сделки;

  • потеря сбыта, когда отсутствиезапаса оборачивается не только потерейконкретной торговой сделки, но и тем,что заказчик переходит на другойисточник снабжения.

В стоимость дефицита запасов,помимо стоимости упущенных сделок илинереализованных заказов, входят такжепотери времени и финансовых средств наизготовление дополнительного объемапродукции, на переналадку оборудования,а также потери времени из-за перерывовв производстве при переходах междусложными технологическими процессами.

В литературе имеется большоеколичество вариантов классификациизапасов, в основу которых кладутсяразличные критерии:

1. По месту продукции в логистическомканале (цепи) и ее виду запасы:

  • материальных ресурсов;

  • незавершенного производства;

  • готовой продукции;

  • тары;

  • возвратных отходов.

2. По отношению к базиснымлогистическим функциям запасы:

  • совокупные;

  • в снабжении;

  • производственные

  • сбытовые (товарные).

3. По отношению к комплекснымлогистическим функциям запасы:

  • складские;

  • транспортные (в пути, транзитные);

  • грузопереработки.

4. По функциональному назначениюзапасы:

  • текущие (регулярные);

  • страховые (гарантийные);

  • подготовительные;

  • сезонные;

  • продвижения;

  • спекулятивные;

  • устаревшие (неликвидные).

5. По отношению к звеньямлогистической системы или логистическимпосредникам запасы:

  • у поставщиков;

  • у потребителей;

  • у торговых посредников;

  • у посредников в физическомраспределении.

По месту продукции в логистическомканале (цепи) и ее виду укрупненно можновыделить запасы сырья и материалов,незавершенного производства, готовойпродукции, тары и возвратных отходов.

По отношению к базиснымлогистическим активностям запасыподразделяются на запасы в снабжении,производственные запасы, сбытовые(товарные) запасы в системе дистрибьюциии совокупные товарно-материальныезапасы.

Запасы в снабжении – этоматериальные ресурсы, находящиеся влогистических каналах (цепях) отпоставщиков до материальных складовтоваропроизводителя, предназначенныедля обеспечения производства готовойпродукции.

Производственные запасы – этозапасы сырья, материалов и незавершенногопроизводства, предназначенные дляобеспечения производственной программыв пределах производственно-технологическихподразделений фирмы.

Сбытовые (товарные) запасы – этозапасы готовой продукции, находящиесяна складах фирмы-производителя и вдистрибутивной сети и предназначенныедля удовлетворения спроса потребителей(продажи).

Снабженческие, производственныеи сбытовые запасы составляют совокупныетоварно-материальные запасы фирмы,являющиеся объектом оптимизациилогистического менеджмента с позицииобщих издержек.

По отношению к комплекснымлогистическим функциям можно выделитьскладские, транспортные и запасыгрузопереработки.

Складские запасы – это запасыпродукции, находящиеся на складахразличного типа и уровня определенныхзвеньев логистической системы каквнутрифирменных, так и логистическихпосредников.

Транспортные запасы (запасы впути, транзитные запасы) – это запасыматериальных ресурсов, незавершенногопроизводства или готовой продукции,находящиеся в процессии транспортировкиот одного звена логистической системык другому или в пределах одного из них.

К специфическим складским запасамотносятся запасы в процессе грузопереработкибез логистической операции хранения(например, перевалка в одном транспортномузле с одного вида транспорта на другой,консолидация, сортировка и др.)

По функциональному назначениюзапасы подразделяются на текущие,страховые (гарантийные), подготовительныеи сезонные.

Текущий запас – основная частьпроизводственного (сбытового) запаса,предназначенная для обеспечениянепрерывности процесса производства(сбыта) между двумя смежными поставками.

Страховая, или гарантийная, частьзапасов производственных и сбытовыхпредназначена для сведения к минимумулогистических и финансовых рисков,связанных с непредвиденными колебаниямиспроса на выпускаемые товары, невыполнениемдоговорных обязательств по поставкамсырья и материалов (нарушением сроков,объемов поставок, качества поставляемыхресурсов и т.п.), сбоями впроизводственно-технологических циклахи другими непредвиденными обстоятельствами.

Подготовительный запас – частьпроизводственного (сбытового) запаса,предназначенная для подготовки сырья,материалов или готовой продукции кпроизводственному или личному потреблению.Наличие данного вида запаса вызванонеобходимостью выполнения определенныхфункций по приемке, оформлению,погрузке-разгрузке, дополнительнойподготовке (растариванию, чистке,рихтовке и т.д.) к потреблению.

Сезонные запасы – это запасысырья, материалов и готовой продукции,создаваемые и поддерживаемые при явновыраженных сезонных колебаниях спросаи характера производства.

Запасы продвижения готовойпродукции формируются и поддерживаютсяв дистрибутивных каналах для быстройреакции на проводимую фирмой маркетинговуюполитику продвижения товара на рынок,обычно сопровождаемую широкомасштабнойрекламой в СМИ. Эти запасы должныудовлетворять возможное резкое увеличениеспроса на товары фирмы.

Спекулятивные запасы сырья,материалов, полуфабрикатов обычносоздаются фирмами в целях защиты отвозможного повышения цен на них иливведения протекционистских квот илитарифов.

Устаревшие (неликвидные) запасы,как правило, образуются, когда товарыне находят сбыта. Задачей логистическогоменеджмента является предотвращениевозможности появления таких запасов.

При управлении запасами влогистике к формированию и поддержаниюзапасов предъявляются следующиетребования:

  • размер запаса должен бытьдостаточным для обеспечения непрерывностипроцессов производства и обращения,т.е. непрерывности потока товарно-материальныхценностей;

  • запас должен быть максимальносокращен, а его мобильность должна бытьмаксимально высокой, так как эторавнозначно сокращению издержек какв сфере производства, так и в сфереобращения;

  • издержки, связанные с обретениеми хранением запасов, должны стремитьсяк минимуму, что должно обеспечитьснижение потерь от иммобилизацииоборотных средств в запасах.

Проблема управления запасамиконкретизируется в следующих вопросах:

  1. Какой уровень запасов нужноиметь на каждом предприятии дляобеспечения требуемого уровняобслуживания потребителей?

  2. В чем состоит компромисс междууровнем обслуживания потребителя иуровнем запасов в логистическойсистеме?

  3. Какие объемы запасов должныбыть созданы на каждой стадиилогистического и производственногопроцесса?

  4. Должны ли товары отгружатьсянепосредственно с предприятия?

  5. Существует ли компромисс междувыбранным способом транспортировкии запасом?

  6. Каковы общие уровни запасов наданном предприятии, связанные соспецифическим уровнем обслуживания?

  7. Как изменяются затраты наподдержание запасов в зависимости отизменения количества складов?

  8. Как и где следует размещатьстраховые запасы?

Управление запасами в логистикевключает достижение следующих основныхцелей:

  • рационального размещениязапасов в сфере производства ипотребления;

  • формирования оптимальногообъема, структуры и уровня запасов;

  • оперативного учета и контролянад состоянием запасов;

  • оперативного регулированиязапасов в различных звеньях логистическойцепи.

Следовательно, проблема оптимизациизапасов в логистике заключается внахождении компромисса между двумяразноплановыми требованиями: сокращениемразмеров запасов, недопущение дефицитаи бесперебойным товароснабжением.

Достижение указанных целейпредполагает решение следующих задач:

  1. совершенствования нормированиярасхода материальных ресурсов и запасовв сфере производства и обращения;

  2. ускорения продвижения ресурсовот места производства до местапотребления;

  3. ускорения оборачиваемостизапасов во всех звеньях товародвижения;

  4. доведения уровня запасов донеобходимого минимума и ограничениявремени их нахождения на складахминимальными сроками;

  5. минимизации запасов сырья,материалов и готовой продукции;

  6. вовлечения в хозяйственныйоборот и максимального использованиясверхнормативных, неликвидныхматериальных ресурсов;

  7. разработки и внедренияавтоматизированных логистическихсистем управления запасами.

Функции логистического управлениязапасами укрупненно образуют две группыоперативные функции и координационныефункции.

Оперативные функции логистическогоуправления запасами связаны снепосредственным управлением движениемматериальных потоков в сфере снабжения,производства и распределения и включаютв себя:

  • управление движением сырья иматериалов;

  • управление движением отдельныхчастей;

  • управление движением комплектующих;

  • управление движением готовойпродукции от поставщика или пункта ихприобретения к производственнымпредприятиям, складам или торговымхранилищам.

Функции логистической координациивключают в себя:

  • выявление и анализ потребностив материальных ресурсах для осуществленияхозяйственной деятельности предприятия;

  • анализ рынков поставок и сбытатоваров, на которых действует предприятие,прогнозирование поведения участниковэтих рынков;

  • обработку данных, касающихсязаказов и потребностей клиентов.

Все вышеперечисленные функциикоординации невозможны без оптимизациивеличины материальных и товарныхзапасов, что, в свою очередь, подразумеваетпланирование их величины, анализ иоценку их фактического состояния,контроль и только затем приведениефактического состояния к желаемому, тоесть координацию.

1.2. Основные системы управления запасами

Логистическая система управлениязапасами проектируется с цельюнепрерывного обеспечения потребителякаким-либо видом материального ресурса.Реализация этой цели достигаетсярешением следующих задач:

  • учет текущего уровня запаса наскладах различных уровней;

  • определение размера гарантийного(страхового) запаса;

  • расчет размера заказа;

  • определение интервала временимежду заказами.

Для ситуации, когда отсутствуютотклонения от запланированных показателейи запасы потребляются равномерно, втеории управления запасами разработаныдве основные системы управления, которыерешают поставленные задачи, соответствуяцели непрерывного обеспечения потребителяматериальными ресурсами. Также системамиявляются система управления запасамис фиксированным размером заказа исистема управления запасами с фиксированныминтервалом времени между заказами.

1.2.1. Система управления запасами сфиксированным размером заказа

Само название говорит обосновополагающем параметре системыразмера заказа. Он строго зафиксировани не меняется ни при каких условияхработы системы. Определение размеразаказа является поэтому первой задачей,которая решается при работе с даннойсистемой управления запасами.

В отечественной практике зачастуювозникает ситуация, когда размер заказаопределяется по каким-либо частныморганизационным соображениям. Например,исходя из удобства транспортировки иливозможности загрузки складских помещений.Между тем в системе с фиксированнымразмером заказа объем закупки долженбыть не только организационно, но иэкономически обоснованным.. Посколькумы рассматриваем проблему управлениязапасами в логистической системеотдельной организации или логистическойсистемы, то критерием оптимизации долженбыть минимум совокупных затрат нахранение запасов и повторение заказа.Данный критерий учитывает три фактора,действующих на величину названныхсовокупных затрат:

  • используемую площадь складскихпомещений;

  • издержки на хранение запасов;

  • стоимость оформления заказа иоплату заказанной продукции.

Эти факторы тесно взаимосвязаны,причем само направление их взаимодействиянеодинаково. Желание максимальносэкономить затраты на хранение запасоввызывает рост затрат на оформлениезаказов и оплату заказанной продукции.Экономия затрат на повторение заказакомпенсирует потери, связанные ссодержанием излишних складских помещений,и, кроме того, снижает уровень обслуживанияпотребителя. При максимальной загрузкескладских помещений значительноувеличиваются затраты на хранениезапасов, более вероятен риск появлениянеликвидных запасов. Задача оптимизациисовокупных затрат позволяет найтикомпромисс между этими факторами иобеспечить наиболее выгодное ихсочетание.

Использование критерия минимизациисовокупных затрат на хранение запасови повторный заказ не имеют смысла; есливремя исполнения заказа продолжительно,спрос испытывает существенные колебания,а цены на заказываемое сырье, материалы,полуфабрикаты и прочее сильно колеблются.В таком случае нецелесообразно экономитьна содержании запасов. Это, вероятнеевсего, приведет к невозможностинепрерывного обслуживания потребителя,что не соответствует цели функционированиялогистической системы управлениязапасами. Во всех других ситуацияхопределение оптимального размера заказаобеспечивает уменьшение издержек нахранение запасов без потери качестваобслуживания.

Оптимальный размер заказа покритерию минимизации совокупных затратна хранение запаса и повторение заказарассчитываются по формуле Уилсона:

,

где – оптимальный размер заказа, шт.;

–затраты на поставку единицызаказываемого продукта, руб.;

–потребность в товарно-материальныхзапасах на определенный период, шт.

–затраты на хранение единицызапасов, руб./шт.

Затраты на поставку единицызаказываемого продукта ()включают следующие элементы:

  • стоимость транспортировкизаказа;

  • затраты на разработку условийпоставки;

  • стоимость контроля исполнениязаказа;

  • затраты на выпуск каталогов;

  • стоимость форм документов.

Исходные данные для расчетапараметров системы следующие:

  • потребность в заказываемомпродукте, шт.;

  • оптимальный размер заказа, шт.;

  • время поставки, дни;

  • возможная задержка поставки,дни.

Расчетными параметрами системыявляются:

  • гарантийный запас, шт;

  • пороговый уровень запаса, шт;

  • максимальный желательный запас,шт.

Гарантийный (страховой) запаспозволяет обеспечивать потребность навремя предполагаемой задержки поставки.При этом под возможной задержкой поставкиподразумевается максимально возможнаязадержка. Восполнение гарантийногозапаса производится в ходе последующихпоставок через использование второгорасчетного параметра данной системы –порогового уровня запаса.

Пороговый уровень запаса (другоеназвание – точка заказа) определяетуровень запаса, при достижении которогопроизводится очередной заказ. Величинапорогового уровня рассчитывается такимобразом, что поступление заказа на складпроисходит в момент снижения текущегозапаса до гарантийного уровня. Прирасчете порогового уровня задержкапоставки не учитывается.

Третий основной параметр системыуправления запасами с фиксированнымразмером заказа – максимально желательныйзапас. В отличие от предыдущих двухпараметров он не оказывает непосредственноговоздействия на функционирование системыв целом. Этот уровень запаса определяетсядля отслеживания целесообразной загрузкипроизводственных мощностей и площадейс точки зрения критерия минимизациисовокупных затрат.

1.2.2. Система с фиксированным интерваломвремени между заказами

Система с фиксированным интерваломвремени между заказами – вторая ипоследняя система управления запасами,которая относится к основным. Классификациясистем на основные и прочие вызванатем, что две рассматриваемые системылежат в основе всевозможных иных системуправления запасами. В системе сфиксированным интервалом времени междузаказами, как ясно из названия, заказыделаются в строго определенные моментывремени, которые отстоят друг от другана равные интервалы, например, один разв месяц, один раз в неделю, один раз в 14дней и т. п.

Определить интервал временимежду заказами можно с учетом оптимальногоразмера заказа. Расчет интервала временимежду заказами можно производитьследующим образом:

,

где N – количество рабочих днейв году, дни;

– потребность в заказываемомпродукте, шт.;

– оптимальный размер заказа,шт.

Полученный с помощью формулинтервал времени между заказами неможет рассматриваться как обязательныйк применению. Он может быть скорректированна основе экспертных оценок. Например,при полученном расчетном результате(4 дня) возможно использовать интервалв 5 дней, чтобы производить заказы одинраз в неделю.

Исходные данные для расчетапараметров системы следующие:

  • потребность в заказываемомпродукте, шт.;

  • интервал времени между заказами,дни;

  • время поставки, дни;

  • возможная задержка поставки,дни.

Расчетными параметрами системыявляются:

  • гарантийный запас, шт;

  • максимальный желательный запас,шт;

  • размер заказа, шт.

Гарантийный (страховой) запас,как и для случая, о котором говорилосьвыше, позволяет обеспечивать потребностьна время предполагаемой задержкипоставки (под возможной задержкойпоставки также подразумеваетсямаксимально возможная задержка).Восполнение гарантийного запасапроизводится в ходе последующих поставокчерез пересчет размера заказа такимобразом, чтобы его поставка увеличилазапас до максимального желательногоуровня.

Максимально желательный запасопределяется в ходе мониторингаподдержания целесообразной загрузкиплощадей с точки зрения минимизациисовокупных затрат.

Так как в рассматриваемой системемомент заказа заранее определен и неменяется ни при каких обстоятельствах,постоянно пересчитываемым параметромявляется именно размер заказа. Еговычисление основывается на прогнозируемомуровне потребления до момента поступлениязаказа на склад организации. Расчетразмера заказа в системе с фиксированныминтервалом времени между заказамипроизводится по формуле:

,

где – размер заказа, шт.;

– максимальный желательныйзапас, шт.;

– текущий запас, шт.;

–ожидаемое потребление за времяпоставки, шт.

Как видно из формулы, размерзаказа рассчитывается таким образом,что при условии точного соответствияфактического потребления за времяпоставки ожидаемому поставка пополняетзапас на складе до максимальногожелательного уровня. Действительно,разница между максимальным желательными текущим запасом определяет величинузаказа, необходимую для восполнениязапаса до максимального желательногоуровня на момент расчета, а ожидаемоепотребление за время поставки обеспечиваетэто восполнение в момент осуществленияпоставки.

1.2.3. Сравнение основных систем управлениязапасами.

Можно предположить идеальную,сугубо теоретическую ситуацию, в которойисполнение заказа происходит мгновенно(другими словами, время поставки равнонулю). Тогда заказ можно производить вмомент, когда запасы материальныхpecypсов на складе равны нулю. При постояннойскорости потреблении обе рассмотренныесистемы управления запасами (сфиксированным размером заказа и сфиксированным интервалом времени междузаказами) становятся одинаковыми, таккак заказы будут производиться черезравные интервалы времени, а размерызаказов всегда будут равны друг другу.Гарантийные запасы каждой из двух системсведутся к нулю.

Сравнение рассмотренных системуправления запасами приводит к выводуо наличии у них взаимных недостатков ипреимуществ.

Система с фиксированным размеромзаказа требует непрерывного учетатекущего запаса на складе. Напротив,система с фиксированным интерваломвремени между заказами требует лишьпериодического контроля количествазапаса. Необходимость постоянного /четазапаса в системе с фиксированным размеромзаказа можно рассматривать как основнойее недостаток. Напротив, отсутствиепостоянного контроля за текущим запасомв системе с фиксированным интерваломвремени между заказами является ееосновным преимуществом перед первойсистемой.

Следствием преимущества системыс фиксированным интервалом временимежду заказами является то, что в системес фиксированным размером заказамаксимальный желательный запас всегдаимеет меньший размер, чем в первойсистеме. Это приводит к экономии назатратах по содержанию запасов на складеза счет сокращения площадей, занимаемыхзапасами, что, в свою очередь, оставляетпреимущество системы с фиксированнымразмером заказа перед системой сфиксированным интервалом времени междузаказами.

1.2.4. Прочие системы управления запасами

Разобранные выше основные системыуправления запасами базируются нафиксации одного из двух возможныхпараметров – размера заказа или интервалавремени между заказами. В условияхотсутствия отклонений от запланированныхпоказателей и равномерного потреблениязапасов, для которых разработаны основныесистемы, такой подход является вполнедостаточным.

Однако на практике чаще встречаютсяиные, более сложные ситуации. В частности,при значительных колебаниях спросаосновные системы управления запасамине в состоянии обеспечить бесперебойноеснабжение потребителя без значительногозавышения объема запасов. При наличиисистематических сбоев в постановке ипотреблении основные системы управлениязапасами становятся неэффективными.Для таких случаев проектируются иныесистемы управления запасами, которыеи названы прочими.

Каждая из основных систем имеетопределенный порядок действий. Так, всистеме с фиксированным размером заказа,заказ производится в момент достиженияпорогового уровня запаса, величинакоторого определяется с учетом времении возможной задержки поставки. В системес фиксированным интервалом временимежду заказами размер заказа определяетсяисходя из наличных объемов запаса иожидаемого потребления за время поставки.

Различное сочетание звеньевосновных систем управления запасами,а также добавление принципиально новыхидей в алгоритм работы системы приводитк возможности формирования по сути делаогромного числа систем управлениязапасами, отвечающими самым разнообразнымтребованиям. Наиболее распространенныепрочие системы, это система с установленнойпериодичностью пополнения запасов допостоянного уровня и система»Минимум–максимума».

Система «Минимум–максимум» каки система с установленной периодичностьюпополнения запасов до постоянногоуровня, содержит в себе элементы основныхсистем управления запасами. Как и всистеме с фиксированным интерваломвремени между заказами, здесь используетсяпостоянный интервал времени междузаказами. Система «Минимум–максимум»ориентирована на ситуацию, когда затратына учет запасов и издержки на оформлениезаказа настолько значительны, чтостановятся соизмеримы с потерями отдефицита запасов. Поэтому в рассматриваемойсистеме заказы, производятся не черезкаждый заданный интервал времени, атолько при условии, что запасы на складев этот момент оказались равными илименьше установленного минимальногоуровня. В случае выдачи размеррассчитывается так, чтобы поставкапополнила запасы до максимальногожелательного уровня. Таким образом,данная система работает лишь с двумяуровнями запасов – минимальным имаксимальным, чему она и обязана своимназванием.

Гарантийный (страховой) запаспозволяет обеспечивать потребителя вслучае предполагаемой задержки поставки.Как и система с установленной периодичностьюпополнения запасов до постоянногоуровня, гарантийный запас используетсядля расчета порогового уровня запаса.

Пороговый уровень запаса всистеме «Минимум–максимум» выполняетроль «минимального» уровня. Если вустановленный момент времени этотуровень пройден, т.е. наличный запасравен пороговому уровню, или не достигаетего, то заказ оформляется. В противномслучае заказ не выдается, и отслеживаниепорогового уровня, а также выдача заказабудут произведены только через заданныйинтервал времени.

Максимальный желательный запасв системе «Минимум–максимум» выполняетроль «максимального» уровня. Его размеручитывается при определении размеразаказа. Он косвенно (через интервалвремени между заказами) связан с наиболеерациональной загрузкой площадей складапри учете возможных сбоев поставки инеобходимости бесперебойного снабженияпотребления.

Постоянно рассчитываемымпараметром системы «Минимум–максимум»является размер заказа. Как и в предыдущихсистемах управления, запасами, еговычисление основывается на прогнозируемомуровне потребления до момента поступлениязаказа на склад организации.

Заключение

Современное предприятие, чтобывыпускать определенную продукцию,вынуждено получать различные материальныересурсы от многих других предприятийи организаций, в том числе территориальноотдаленных от него.

Так как поставка сырья и материаловот поставщика к потребителю в большинствеслучаев осуществляется периодически,а их потребление происходит, как правило,непрерывно и поэтому не совпадает повремени с поступлением, то для обеспечениябесперебойной работы предприятиевынуждено создавать определенные запасынужных ему материалов, сырья полуфабрикатов,топлива и др. ресурсов.

Запасы представляют собойзначительную часть оборотных средствлюбого предприятия и соответственновлекут за собой большую частькапиталовложений, поэтому так важно,чтобы запасами управляли эффективно,а капиталовложения в них не становилисьнеоправданно большими.

Тем не менее, многие предприятия,особенно в России, не уделяют особенноговнимания контролю уровня запасов,недооценивают необходимость ихоптимизации, в результате обычнойситуацией является вложение в запасыгораздо большего объема финансовыхсредств, чем это действительно необходимо.

При определении оптимальногоразмера запасов предприятию необходимонайти компромисс между двумя требованиями:обеспечить наличие ресурсов в количестве,достаточном для поддержания бесперебойностипроцессов производства и реализациипродукции, и избежать их дефицита влогистической системе и избежатьсоздания излишних (сверхнормативных)запасов, которые увеличивают логистическиеиздержки и отвлекают оборотный капитал.

Списоклитературы

1. Гаджинский А.М. Основы логистики:учебное пособие. – М.: ИВЦ «Маркетинг»,2000. – 122 с.

2. Сергеев В.И. «Менеджмент вбизнес-логистике». – М.:Информационно-издательский дом «Филинъ»,2002. – 722 с.

3. Уваров С.А. Логистика: общаяконцепция, теория, практика. – СПб.:»ИНВЕСТ-НП», 2000. – 232 с.

4. Логистические системы итехнологии перевозочного процесса,основанные на логистике / Л.Миротин,В.Ташбаев // Транспорт: наука, техника,управление: сборник обзорной информации.– 2006. — №2.

2.Тестовое задание

1. Укажите, с какимисистемами взаимодействует логистика:

а) маркетингом;

б) производством;

в) ценообразованием.

2. Определитестатистический коэффициент использованиягрузоподъемности, если известно, чтофактический объем перевезенного грузаравен 4 тоннам, а возможное количество,которое могло быть перевезено, составляет5 тонн:

а) 0,7; б) 0,5; в) 0,8; г) 0,9.

3. Выберите условие,которое необходимо учитывать присоставлении маятникового маршрута:

а) наилучшее решениепри такой системе маршрутов, при которойсокращаются порожние и нулевые пробегиавтомобиля;

б) эффективнее использоватьподвижной состав;

в) перевозить максимальноеколичество продукции.

4. Определите годовыезатраты выполнения заказа, если известно,что издержки выполнения заказа — 10денежных единиц, годовой спрос — 1470единиц, оптимальный размер партиипоставки — 35 единиц (дляопределения годовых затрат выполнениязаказа необходимо издержки выполнениязаказа, приходящиеся на единицу товара,необходимо умножить на количествотовара, реализованного за год и разделитьна размер партии):

а) 400 денежных единиц;

б) 420 денежныхединиц;

в) 309 денежных единиц;

г) 405 денежных единиц.

5. Укажите, по какимпризнакам классифицируются складыфирм:

а) по назначению, виду и характерухранимых материалов;

6) по типу здания, месту расположенияи масштабу действий;

в) по степени огнестойкости.

6. Определите часовуюпроизводительность конвейера приперемещении штучных грузов, если весштучного груза составляет 40 кг, расстояниемежду штучным грузом -2м, скоростьдвижения конвейера -15 м/сек ():

а) 1000 т/ч.;

б) 1100 т/ч.;

в) 1080 т/ч.;

г) 1 095 т/ч.

7. Известно, что таравагона составляет 15 тонн, а грузоподъемность– 60 тонн. Определите коэффициент тарывагона (коэффициент тары – равный массепорожнего вагона деленной нагрузоподъемность):

а) 0,31; б) 0,35; в) 0,25; г) 0,27.

8. Укажите издержки, относящиеся к хранению запасов (издержкихранения запасоввключают в себя расходы, связанные сфизическим содержанием товаров наскладе, и возможные проценты на капитал,вложенный в запасы):

а) затраты на складское хранение;

б) затраты на содержание складов;

в) затраты на транспортныеперевозки;

г) капитальные затраты.

9. Выберите показатель,который является основой для анализасистемы логистики:

а) предельные издержки;

б) общие издержки;

в) постоянные издержки.

10. Определите элементыматериально-технической базы транспорта:

а) транспортные средства;

б) путевое и дорожное хозяйство;

в) технические устройства исооружения.

3.Задачи

Задача 1.

Опишите, в чем заключаетсятранспортное обслуживание логистическихопераций.

Транспортное обслуживаниелогистических операций

п/п

Вид транспорта

Особенности

Роль влогистике

Железнодорожнаятранспортная система

Достоинства:

высокаяпровозная пропускная способность;

регулярностьперевозок не зависит от климатическихусловий;

невысокаясебестоимость перевозок.

Недостатки:

большиекапитальные вложения;

невысокаяскорость доставки (280км в сутки);

отсутствиеподъездных путей на предприятиях.

хищенияи потери,

длительные простои.

Этотвид транспорта хорошо приспособлендля перевозки различных партий грузовпри любых погодных условиях.
Онобеспечивает возможность сравнительнобыстрой доставки груза на большиерасстояния.
Здесь можно эффективноорганизовать выполнениепогрузочно-разгрузочных работ.

Сравнительно невысокаясебестоимость перевозки грузов, атакже наличие скидок.

Морская иречная транспортная система

Достоинства:

высокаяпровозная способность;

небольшиекапитальные вложения;

невысокаясебестоимость.

Недостатки:

сезонностьработы;

небольшаяскорость перевозки;

необходимостьсоздавать большие портовые хозяйства.

Являетсясамым крупным перевозчиком вмеждународных перевозках. Имеетнизкие грузовые тарифы и высокаяпровозная способность.

Автомобильныйтранспорт

Достоинства:

большаяманевренность и подвижность;

высокаяскорость доставки грузов

доставкабез промежуточных перегрузов

возможностьмалого грузооборота на короткиерасстояния.

Недостатки:

низкаяпроизводительность труда;

высокаястоимость

состояниедорожной сети.

Традиционноиспользуется для перевозок на короткиерасстояния.

С егопомощью груз может доставляться «отдверей до дверей» с необходимойстепенью срочности.

Онобеспечивает регулярность поставки,а также возможность поставки малымипартиями.

Предъявляютсяменее жесткие требования к упаковкетовара.

Трубопроводнаятранспортная система

Достоинства:

самаянизкая себестоимость;

низкиекапитальные вложения;

возможностьповсеместного использования.

Недостатки:

узкаяспециализация.

Обеспечиваетнизкую себестоимость при высокойпропускной способности. Высокаястепень сохранности грузов.

Воздушнаятранспортная система

Достоинства:

высокаяскорость доставки грузов;

большаядальность.

Недостатки:

оченьвысокая себестоимость.

зависимостьот погоды

ограниченностьобъема перевозки

Имеет наивысшуюскорость при транспортировке,возможность достижения отдаленныхрайонов, высокая сохранность грузов.

Задача 2.

Рассчитать параметры системы»минимум – максимум», если годоваяпотребность в материалах составляет1550 штук, число рабочих дней в году –226, оптимальный размер заказа – 75 штук,время поставки – 10 дней, возможнаязадержка в поставках – 2 дня.

Параметры системы управлениязапасами «минимум – максимум»

п/п

Показатель

Порядокрасчета

Потребность,шт.

Интервалвремени между заказами, дни

==22675=16950

Время поставки,дни

Возможнаязадержка в поставках, дни

Ожидаемоедневное потребление, шт./ день

=:=1550:226=7

Ожидаемоепотребление за время поставки, шт.

==107=70

Максимальноепотребление за время поставки, шт.

=(+)=(10+2)7=84

Гарантийныйзапас, шт.

=-=84-70=14

Пороговыйуровень запаса, шт.

=+=14+70=84

Максимальныйжелательный запас, шт.

=+=84+169507=

=118734

Оптимальныйразмер заказа

Число рабочихдней в году

Понятие материального запаса является одним из ключевых в логистике. Взятое из природы сырье, прежде чем в виде готового изделия попасть к конечному потребителю, перемещается, соединяется с другими материалами, подвергается производственной обработке. Продвигаясь по материалопроводящей цепи, сырье (а впоследствии, полуфабрикат и готовый продукт) периодически задерживается, ожидая своей очереди вступления в ту или иную производственную или логистическую операцию.

Общепринятая формулировка гласит: материальные запасы — это находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс личного или производственного потребления. Создание запасов всегда сопряжено с расходами. Основные виды затрат, связанных с созданием и содержанием запасов:

• замороженные финансовые средства;

• расходы на содержание специально оборудованных помещений — складов (распределительных центров и т.д.);

• оплата труда специального персонала;

• постоянный риск порчи, хищения.

Наличие запасов — это расходы. Однако отсутствие запасов — это тоже расходы, только выраженные в форме разнообразных потерь. К основным видам потерь, связанных с отсутствием запасов, относят:

• потери из-за простоя производства;

• потери от отсутствия товара на складе в момент предъявления спроса;

• потери от закупки мелких партий товаров по более высоким ценам и др.

Несмотря на то что содержание запасов сопряжено с определенными затратами, предприниматели вынуждены их создавать, так как отсутствие запасов может привести к еще большей потере прибыли. При этом рациональное управление запасами позволяет обеспечить бесперебойность производственного и торгового процесса при минимальных расходах на содержание запасов.

Какие же мотивы заставляют предпринимателей создавать материальные запасы?

Возможность колебания спроса. Если не иметь достаточного страхового запаса, не исключена ситуация, когда платежеспособный спрос не будет удовлетворен, т.е. предприниматель рискует остаться без товара на прилавках и отпустить клиента с деньгами и без покупки.

Сезонные колебания спроса некоторых видов товаров. В основном это касается продукции сельского хозяйства и легкой промышленности. Скидки за покупку крупной партии товаров (оптовые скидки).

Предпринимательство. Цена на некоторые товары может резко возрасти. Предприятие, сумевшее предвидеть этот рост, создает запас с целью получения прибыли за счет изменения рыночной цены.

Снижение издержек, связанных с размещением и доставкой заказа. Процесс оформлений и доставки каждого нового заказа сопровождается рядом издержек: издержки административного характера, связанные с поиском поставщика, проведением переговоров с ним, командировками, междугородными переговорами и т.п.; издержки на транспортировку заказа. Снизить эти затраты можно сократив количество заказов, что равносильно увеличению объема заказываемой партии и, соответственно, повышению размера запаса.

Возможность нарушения установленного графика поставок, связанная с недобросовестной деятельностью поставщиков и перевозчиков, стихийными бедствиями и т.д.

Снижение издержек, связанных с производством единицы изделия. Можно выпускать изделия малыми партиями по мере возникновения спроса. Тогда запасы будут небольшими, однако постоянные переналадки производства увеличат себестоимость единицы изделия. Другой путь — выпустить одну большую партию и держать готовый продукт в запасе. В этом случае расходы, связанные с запуском изделия в производство, распределятся на большое количество изделий, что может снизить себестоимость единицы даже при возросшем запасе.

Возможность равномерного осуществления операций по производству и распределению. Наличие запасов в системе распределения позволяет осуществлять процесс реализации более равномерно, вне зависимости от ситуации в производстве. Наличие производственных запасов сглаживает колебания в поставках сырья и полуфабрикатов, обеспечивает равномерность процесса производства.

Возможность немедленного обслуживания покупателей. Выполнить заказ покупателей можно одним из следующих способов: произвести заказанный товар (если покупатель согласен ждать); закупить заказанный товар; выдать заказанный товар немедленно из имеющегося запаса. Однако в условиях Конкуренции возможность немедленного удовлетворения заказа может оказаться решающей в борьбе за потребителя.

Сведение к минимуму простоев производства из-за отсутствия запасных частей. Поломки оборудования, разнообразные аварии могут привести при отсутствии запасов деталей к остановке производственного процесса. Особенно это важно для предприятий с непрерывным циклом производства, так как в этом случае остановка производства может обойтись слишком дорого.

Упрощение процесса управления производством. Речь идет о создании запасов полуфабрикатов на различных стадиях производственного процесса внутри предприятия. Наличие этих запасов позволяет снизить требования к степени согласованности производственных процессов на различных участках, а следовательно, и соответствующие издержки на организацию управления этими процессами.

Перечисленные причины свидетельствуют о том, что предприниматели как в торговле, так и в промышленности вынуждены создавать запасы, так как в противном случае увеличиваются издержки обращения, т.е. уменьшается прибыль. В то же время запас не должен превышать некоторой оптимальной величины. Логистический процесс позволяет без повышения уровня запасов снизить издержки, связанные с производством единицы изделия, свести к минимуму простои производства из-за отсутствия запасных частей, а также выполняет ряд других функций запасов.

В процессе превращения сырья в готовую продукцию и последующего движения продукции до конечного потребителя создаются два основных вида запасов: запасы производственные и запасы товарные. Каждый из них, в свою очередь, делится на три вида: запасы текущие; запасы страховые; запасы сезонные (рис.6.1). Определим особенности выделенных видов запасов.

Запасы производственные — запасы, находящиеся на предприятиях сферы материального производства, предназначенные для производственного потребления. Цель создания производственных запасов — обеспечить бесперебойность производственного процесса.

Запасы товарные — запасы готовой продукции на складах предприятий-изготовителей, а также запасы на пути следования товара от поставщика к потребителю, т.е. на предприятиях оптовой, мелкооптовой и розничной торговли, в заготовительных организациях и запасы в пути.

Классификация материальных запасов

Рис. 6.1. Классификация материальных запасов

Запасы товарные подразделяются, в свою очередь, на запасы товарные средств производства и запасы товарные предметов потребления. Запасы готового металлопроката на складах службы сбыта металлургического комбината относятся к товарным запасам средств производства. Примером товарного запаса предметов потребления может служить запас готовой обуви на складе готовой продукции обувной фабрики.

Запасы текущие — основная часть производственных и товарных запасов. Эта категория запасов обеспечивает непрерывность производственного или торгового процесса между очередными поставками. Величина текущих запасов постоянно меняется.

Запасы страховые — предназначены для непрерывного обеспечения материалами или товарами производственного или торгового процесса в случае различных непредвиденных обстоятельств, например, таких, как:

• отклонения в периодичности и величине партий поставок от предусмотренных договором;

• в случаях возможных задержек материалов или товаров в пути при доставке от поставщиков;

• в случае непредвиденного возрастания спроса.

При нормальном ходе производственного или торгового процесса величина страхового запаса не меняется.

Запасы сезонные — образуются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки. Примером сезонного характера производства может служить производство сельскохозяйственной продукции. Сезонный характер потребления имеет потребление бензина во время посевной и уборочной страды. Сезонный характер транспортировки обусловлен, как правило, отсутствием постоянно функционирующих дорог.

Выделяют также следующие виды материальных запасов: переходящие; подготовительные; неликвидные; запасы в пути и др.

К переходящим запасам относят остатки ресурсов материальных средств на конец отчетного периода. Данный вид запасов обеспечивает непрерывность производственного или торгового процесса от начала периода, следующего за отчетным, до момента очередной поставки.

Запасы подготовительные — это часть производственных запасов, которые требуют дополнительной подготовки перед использованием их в производственном процессе. К данной категории относят также часть товарных запасов, которые создаются в связи с необходимостью подготовки товаров к отпуску потребителям.

Запасы неликвидные — это длительно неиспользуемые производственные или товарные запасы. Образуются в связи с ухудшением качества товаров в процессе хранения, а также вследствие морального износа. К неликвидным запасам относят также неиспользуемые запасы, которые образуются в результате прекращения выпуска продукции, для изготовления которой они предназначались.

Запасы в пути — это запасы, находящиеся на момент учета в процессе транспортировки. Время пребывания запасов в пути определяется с момента погрузки на транспорт до прибытия груза к месту назначения.

Выходные данные учебного пособия:

Логистика: конспект лекций : пособие для подготовки к экзаменам / М.А. Чернышев . — Ростов н/Д : Феникс, 2010. — 285 с. — (Зачет и экзамен).

учебного пособия «Логистика: конспект лекций : пособие для подготовки к экзаменам».

Сущность и параметры стратегий управления запасами

Разработка стратегии управления запасами осуществляется с целью непрерывного обеспечения потребителя материальными ресурсами, сырьем или готовой продукцией посредством реализации системы мероприятий по поддержанию размера запаса в заданных пределах.

Элементами стратегии управления запасами являются:

  • • система контроля и учета уровня запаса на складах, включающая в себя решения вопросов о частоте (периодичности) контроля и определения параметров учета и контроля;
  • • система организации заказа на пополнение запаса, в рамках которой определяются решения по определению условий, при которых делается заказ на пополнение запаса, и способа расчета размера заказа на пополнение запаса;
  • • модели расчета параметров текущего, страхового, подготовительного запасов.

Регулировать уровень запаса можно следующими тремя основными способами:

  • 1) изменять величину заказа (размер партии поставки);
  • 2) изменять период между заказами (интервал поставок);
  • 3) одновременно изменять величину заказа и интервал между поставками. Параметры, необходимые для описания стратегий управления запасами, представлены в табл. 6.15.

Таблица 6.15. Основные параметры стратегий управления запасами

Основные параметры стратегий управления запасами

Виды и алгоритм формирования стратегий управления запасами

Многообразие стратегий управления запасами объясняется возможностью комбинации различных методов управления запасами в процессе решения практических задач. Стратегии управления запасами можно подразделить на три группы:

  • 1) периодические стратегии (продукция заказывается через равные промежутки времени);
  • 2) стратегии с точкой заказа (стратегии с одинаковым размером заказа);
  • 3) комбинированные стратегии. Классификация стратегий представлена на рис. 6.20.

Классификация стратегий управления запасами

Рис. 6.20. Классификация стратегий управления запасами

Периодические стратегии подразумевают, что заказ на пополнение запаса делается в определенные, заранее установленные моменты времени период между заказами — постоянная величина (Тсл = const). Контроль за уровнем запасов на складе осуществляется только в момент размещения заказа (t3).

В стратегии оперативного управления объем заказа (Qt) переменный и рассчитывается таким образом, чтобы уровень запаса после поставки достиг максимально желаемого уровня (5|11ах). В классической трактовке стратегии равномерной поставки объем заказа постоянен (Qopl = const).

Стратегии с точкой заказа предполагают размещение заявки на пополнение запаса по достижении определенного уровня запаса на складе — так называемой точки заказа (ROP) или заранее установленного минимально допустимого уровня (5min или 5). Стратегии с точкой заказа предполагают непрерывный или периодический контроль уровня запаса (Л —* О или А = = const). Объемы заказов могут быть как постоянными, так и переменными.

В стратегии с фиксированным размером заказа заказ на пополнение запаса делается по достижении определенного порогового уровня текущего запаса, или точки заказа. Объем заказа является постоянной величиной (G^Qo/.r ™nst).

Стратегия двух уровней, или минимаксная стратегия, предусматривает, что заявка на пополнение запаса размещается каждый раз по достижении определенного минимального уровня запаса (5min или s), объем заказа переменный и рассчитывается таким образом, чтобы уровень запаса после поставки достиг максимально желаемого уровня (5тах).

Комбинированные стратегии предполагают, что размещение заказа на пополнение запасов происходит при различной комбинации условий «ROP (точка заказа)» и (периодичность заказов)». Контроль за состоянием запасов на складах может быть как периодическим (Д = const), так и непрерывным (Д —* 0). Объем заказа, как правило, переменный и делается из расчета того, чтобы после поставки был достигнут определенный максимально желательный уровень запаса (51пах).

На рис. 6.21 в обобщенном виде представлены элементы процесса формирования стратегий и основные факторы, влияющие на их выбор.

Существующие стратегии управления запасами в основном рассчитаны на работу в системах, где спрос непрерывен либо умеренно дискретен. Однако на практике нередко возникают ситуации редкого и импульсного спроса.

Редкий спрос характеризуется небольшим расходом материальных ресурсов, при этом моменты появления потребности неравномерно распределены во времени и отделены друг от друга продолжительными промежутками «нулевого» потребления.

При импульсном спросе потребность в материальных ресурсах также имеет сильно выраженный дискретный характер: сравнительно большие объемы («всплески») потребления сменяются продолжительными периодами «нулевого» спроса. В ситуациях редкого и импульсного спроса невозможно сделать точный прогноз потребности или определить страховой запас, поэтому рассмотренные системы управления запасами (простые и комбинированные) в этих случаях не подходят.

В ситуации с импульсным и редким спросом следует прежде всего определить причины, обусловливающие подобный характер потребления мате

Формирование стратегий управления запасами

Рис. 6.21. Формирование стратегий управления запасами

риальных ресурсов, а уже после этого подбирать индивидуальные решения, представляющие собой синтез методик теории управления запасами, менеджмента и маркетинга.

Вопросы практики

На автотранспортном предприятии проанализировали движение запаса запасных частей для автобусов. Ряд позиций имеет стабильный спрос, по другим наблюдается импульсный характер требований. Например, это характерно для воздушных фильтров. Па рис. 6.22 показан график потребности в фильтрах, который подтверждает наличие «импульсного» спроса.

Рис. 6.22. «Импульсный» расход материальных ресурсов (воздушные фильтры для автобусов)

Анализ требований ремонтной зоны транспортного предприятия показывает, что потребность в воздушных фильтрах обусловлена периодичностью проведения технического обслуживания автомобилей (ТО-1 проводится через 20 тыс. км пробега; ТО-2 — через 60 тыс. км пробега), что и объясняет ярко выраженный дискретный характер спроса. Поскольку потребность в воздушных фильтрах строго регламентирована и связана с периодичностью технического обслуживания, то постоянный запас этого материального ресурса на складе автотранспортного предприятия держать не нужно. Можно разбить автобусы на группы обслуживания и для каждой группы производить замену в определенное время, заранее заказав необходимое количество фильтров.

Для выбора стратегии управления запасами рекомендуется смоделировать работу каждой из них и затем выполнить сравнение на основе следующих показателей: суммарный дефицит, потери при дефиците, средний уровень запаса, затраты на хранение, затраты, связанные с организацией работы системы при данной стратегии (затраты на доставку, мониторинг уровня запасов), прибыль.

Основная причина ошибок в складском учете – это отсутствие квалифицированных складских работников – кладовщиков. Опытные кладовщики и без современной информационной системы могут вести и поддерживать складской учет в идеальном состоянии.

Поэтому, конечно, отсутствие квалификации, а также безответственное отношение к работе, являются основной причиной ошибок в складском учете. В случае, если вы нашли нужных сотрудников, вопрос остается только к производительности – сколько номенклатурных позиций может вести вручную один кладовщик.

Вести складской учет, а значит приход товара от поставщиков и отгрузки клиентам, используя бумажные носители или небольшие «самописные» программы может позволить себе только небольшая фирма с небольшим количеством товарных позиций и клиентов. Как только компания «вырастает», ей необходима единая информационная система. Ведение складского учета в корпоративной информационной системе – обязательная составляющая современной компании.

Складской учет – это база основного бизнес-процесса компании – обслуживание клиента, без него не будет продаж, отгрузок товаров клиентам. Поэтому и ведение складского учета входит в базовый функционал любой информационной системы. На сегодняшний день существуют доступные по стоимости информационные системы для ведения основных складских операций.

Следующей распространенной ошибкой в ведении складского учета является то, что инвентаризации проводятся редко. Хотя существуют компании, в которых инвентаризации вообще не проводятся. О важности инвентаризаций и о том, как их проводить написано много.

Кроме инвентаризаций, которые проводятся централизованно, для качественного ведения складского учета необходимо ежедневно выборочно проводить инвентаризации по некоторых позициям. И квалифицированные кладовщики это делают. Здесь важно, чтобы эти выборочные инвентаризации проводились по категориям АВС. То есть, по товарам категории А инвентаризации следует проводить чаще, чем по товарам других категорий.

Третьей главной ошибкой в управлении запасами является то, что компании не используют показатели эффективности управления запасами.

4.3. Ключевые показатели эффективности управления запасами.

Как и любые показатели эффективности, они показывают, на каком уровне находится тот или иной процесс, в данном случае процесс управления запасами. Ведь то, что не измеряется, невозможно улучшить. Измерение эффективности помогает нам определить резервы и направления улучшения работы по управлению запасами. К показателям эффективности относятся:

  • Степень удовлетворения заказов (спроса) покупателей.
  • Оборачиваемость запасов.
  • ROI– рентабельность инвестиций в запасы.

Рассмотрим первый из них – степень удовлетворения спроса покупателей. Этот показатель показывает процент спроса, который может быть удовлетворен непосредственно из запаса в течение установленного периода. Это показатель доступности запаса в момент, когда он необходим для покупателя. Рассчитывается он как отношение отгруженного товара к заказанному товару.

Показатель рассчитывается в процентах – 80%, 90% и т.д.

О чем говорит такой показатель степени удовлетворения? В первую очередь показатель 80% показывает, что 20% продаж потеряно, потому что был дефицит товаров на складе в тот момент, когда он понадобился клиенту. И 20% является резервом повышения объема продаж и дохода компании.

Второй показатель эффективности управления запасами- оборачиваемость запасов. Во многих компаниях используется этот показатель работы управления запасами и логистики в целом. Если еще кто-то не использует, необходимо вводить это в практику, потому что каждый дополнительный оборот приносит дополнительную прибыль. Но этот показатель обязательно нужно использовать в паре с показателем удовлетворения спроса покупателей, потому что при высокой оборачиваемости могут быть дефициты на складе, а это в целом компании приносит больше потерь, потому что влияет на удержание клиентов.

Рентабельность вложений в запасы (ROI) является вариантом показателя рентабельности инвестиций, который используется при обобщающей оценке эффективности бизнеса и вложений в бизнес. Специфика заключается в том, что рассматривается специальный вид рентабельности и не рассматриваются издержки, которые не зависят от принимаемых логистами решений о закупках (речь идет о накладных расходах, основных средствах, дебиторской и кредиторской задолженности и т.п.). Чем выше показатель рентабельности инвестиций в запасы, тем лучше.

Добавить комментарий