Учет в дочерней компании

Материнское предприятие

Cтраница 1

Материнское предприятие ( parent) является таковым, если имеет одно или более дочерних предприятий. 

Материнское предприятие должно представлять консолидированную финансовую отчетность. Пользователи финансовой отчетности нуждаются в информации о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях финансового положения группы в целом. 

Материнское предприятие, публикующее консолидированную финансовую отчетность, должно включать в нее отчетность всех дочерних предприятий, как зарубежных, так и национальных. 

Для материнского предприятия целесообразно максимально снизить риск ущерба от непредвиденных действий интегрируемого предприятия. Поэтому выводить в число интегрируемых стоит только те предприятия, кооперация с которыми либо не имеет жизненной важности для материнского, либо полностью контролируется им. 

В частности, материнское предприятие несет субсидиарную ответственность по обязательствам дочернего при недостаточности его имущества, если несостоятельность дочернего предприятия вызвана учредившим его предприятием. С другой стороны, если материнское предприятие учредило дочернее, чтобы освободиться от ответственности перед кредиторами, то взыскание может быть обращено и на имущество, переданное материнским предприятием дочернему. 

Кроме того, материнское предприятие не желает допущения представителей инвесторов в свои органы управления, но допускает их приход в органы управления дочернего предприятия. 

Данные по задолженности материнского предприятия должны увязываться с данными его дочерних предприятий. Аналитический учет по счету 78 Расчеты с дочерними предприятиями ведется по каждому дочернему предприятию и видам задолженности в журнале-ордере 8, в котором ведется также и синтетический учет. 

Производится также перерасчет участий материнских предприятий относительно долей в собственном капитале включенных в концерн дочерних, ассоциированных и совместных предприятий. Этот перерасчет связан с консолидацией капитала и формированием консолидирующих проводок. Для этого в автоматизированных системах выделяются специальные модули. 

Иначе, стоимость инвестиций материнских предприятий в дочерние предприятия полностью исключается, а уставный капитал дочерних предприятий уменьшается на номинальную стоимость акций, приобретенных материнским предприятием. При пропорциональной консолидации капитала также определяется гудвилл — цена предприятия, рассчитываются и регулируются скрытые резервы. 

Существование контроля предполагается, когда материнское предприятие владеет прямо или косвенно более чем половиной акций с правом голоса, если только ( в исключительных случаях) не будет четко продемонстрировано, что такое владение не обеспечивает контроля. 

С учетом специфики рискованной ситуации материнское предприятие может приобретать ком механизмом функционирования, что является определенной формой диверсификации. Однако, как отмечалось, наиболее важно учесть фактор риска и его минимизацию на этаг действий при разработке управленческого решения. 

Дочернее предприятие ( общество) находится под контролем материнского предприятия, которое контролирует формирование его совета директоров или является владельцем более 50 % акционерного капитала по номинальной стоимости. 

КОНЦЕРН — группа дочерних предприятий ( организаций) вокруг материнского предприятия, которое держит их акции, чтобы осуществлять контроль за деятельностью. Для эффективного контроля достаточно иметь 10 — 15 % акций. 

Государства — члены Сообщества не должны требовать, чтобы материнское предприятие было акционером в своем дочернем предприятии или являлось его членом. 

Следует иметь в виду, что выводимое за пределы материнского предприятия производство, обладая сравнительно небольшими ресурсами, скорее всего, не сможет проявить достаточной гибкости в случае изменения внешней среды, и настройка на эти изменения потребует усилий со стороны материнского предприятия. Поэтому производство товаров, для которых продление жизненного цикла находится под сомнением, не следует передавать в дочерние образования. 

Полный бухгалтерский учет дочерней компании должен вестись в обязательном порядке. В налоговые и другие контролирующие органы страны в установленные сроки на равных условиях сдаются отчетные документы. Но процедура эта имеет свои особенности.

Особенности бухгалтерского учета

Процесс предоставления отчетных документов для таких фирм немного упрощен. Любое ответвленное предприятие хоть и числится на свободном балансе, имея свои консолидированные счета, все же является частью основной организации. Но дочерняя компания бухгалтерскую отчетность ведет самостоятельно. Она имеет:

  • свои документы;

  • всю первичную отчетность, которая формируется отдельно от главной фирмы;

  • своего директора (и иногда владельца);

  • личный юридический адрес;

  • номера и свидетельство о регистрации.

Вести дочерние компании бухучет обязаны согласно действующим правилам законодательства. Этим вопросом может заниматься как личный бухгалтер, так и штатный сотрудник основного предприятия. Но во всех бумагах указываются сведения об ответственном лице. Любая дочерняя компания бух учет может доверить и сторонним специалистам. Сегодня такая практика приветствуется. Подобными услугами пользуются многие современные юр лица.

Бухгалтерская и налоговая документация

В установленные сроки фирмы обязаны предоставлять отчетные документы в налоговые службы страны. Это может осуществляться раз в квартал, полгода, 9 месяцев или год. Бухгалтерская и налоговая отчетность дочерней компании составляется обычно на одну и ту же дату, что и в случае с основным предприятием. Здесь учитывается единая политика юридического субъекта.

Но следует помнить, что существуют определенные правила бухгалтерского учета в дочерней компании. Отдельно формируется база данных по приходу и расходу, накладным, имущественным ценностям. В консолидированную отчетную документацию вносится информация по всем результатам проведенных операций ответвленного юридического звена с момента перехода фактического контроля над ним со стороны основной организации.
В документах обязательно отражается бух проводка займа дочерней компании, если такой процесс происходил в период функционирования, отчет за который подается. Самостоятельно вести подобные дела иногда не под силу многим современным фирмам. На помощь придут сторонние организации, предоставляющие свои услуги. Опытные эксперты знают особенности бухгалтерского учета в дочерних компаниях. Они учитывают все нюансы в каждом отдельном случае. Специалисты грамотно и оперативно выполняют свою работу.

Общество признается дочерним, если другое (основное) общество в силу преобладающего участия в его уставном капитале (более 20 %) имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

Дочернее общество является самостоятельным субъектом гражданского оборота, обладающим правами юридического лица и не отвечает по долгам и обязательствам основного общества.

Создание дочернего общества может быть обусловлено множеством факторов, среди которых можно выделить оптимизацию структуры управления, обособление хозяйственных центров различных типов, снижение финансовых и налоговых потерь, повышение устойчивости бизнеса и управление имущественными рисками, реализации отдельных функций, создание холдинга, развитие внешнеэкономической деятельности.

От компании, которая хочет создать дочернее общество, требуются следующие документы:

  1. Устав
  2. Свидетельство ОГРН/ИНН
  3. Решение/Протокол о назначении на должность директора
  4. Паспорт директора

Схема создания дочернего общества состоит из следующих этапов:

Этап 1: Выбор названия, видов деятельности, системы налогообложения:

Общество может иметь полные/сокращенные наименования на русском, иностранном языке и языках народов РФ. Обязательным считается полное и сокращенное наименование на русском языке.

При выборе наименования не стоит называть компанию именами известных брендов или торговых марок, так как правообладатели могут подать в суд на компанию за нарушения авторских прав.

Также не стоит использовать слова «Российская Федерация», «Россия», «Москва», другие названия стран, субъектов РФ, городов, так как для их использования необходимо получить специальное разрешение.

Виды деятельности будущего общества необходимо выбирать из Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2). Один из видов деятельности должен быть основным, остальные дополнительными. Ограничений по количеству указываемых видов деятельности законодательно не предусмотрено, их может быть и 20 и 100. Из классификатора необходимо выбрать только те виды деятельности, которые состоят минимум из 4 цифр (например, 77.20).

При регистрации компании необходимо иметь в виду, что если юр.лицо в ООО будет владеть долей более 25%, то в соответствии с п. 14 ст. 346.12 НК РФ ООО имеет право применять только ОСНО.

В остальных случаях возможно применение любой системы налогообложения.

Этап 2: Подбор юридического адреса:

Адрес регистрации, в обиходе «юридический адрес», используется в качестве местонахождения единоличного исполнительного органа Общества, т.е. директора. Зарегистрировать ООО без адреса нельзя, так как по нему будет осуществляться связь с Обществом, направляться корреспонденция от налоговых органов, контрагентов, банков, фондов и т.д. Для регистрации может быть использован как собственный адрес (собственное жилое или нежилое помещение), так и арендованный.

Для регистрирующего органа необходимо предоставить гарантийное письмо и документ о праве собственности.

Этап 3: Составление учредительных документов создаваемого юридического лица:

Учредительным документом является Устав. Устав подлежит регистрации.

Этап 4: Подача документов на регистрацию:

Законодательно закреплено несколько способов подачи документов на регистрацию, а именно:

  1. Лично;
  2. Через представителя по нотариальной доверенности;
  3. Электронно, с помощью нотариуса:
  4. Электронно, с помощью собственной ЭЦП.

При личной подаче заявителю необходимо прийти в регистрирующий орган со следующим комплектом документов:

  • Заявление по форме Р11001
  • Решение об учреждении
  • Устав
  • Документы на адрес
  • Документ об оплате госпошлины
  • Устав Общества – заявителя
  • Решение/Протокол о назначении на должность директора

Нотариальное заверение документов не требуется, заявление подписывается в присутствии инспектора.

При подаче по нотариальной доверенности или через нотариуса необходимо заверить у нотариуса заявление на государственную регистрацию по форме Р11001 и/или саму доверенность.

Представитель по доверенности подает на регистрацию следующий комплект документов:

  • Заявление по форме Р11001
  • Решение об учреждении
  • Устав
  • Документы на адрес
  • Документ об оплате госпошлины
  • Нотариальную копию Доверенности

При подаче документов через нотариуса или с помощью собственной ЭЦП, не нужно платить госпошлину (ст. 333.35 НК РФ).

В соответствии со ст. 8 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129-ФЗ: регистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

После прохождения регистрации Заявитель получает Свидетельство о постановке на налоговый учет, Лист записи и экземпляр учредительного документа с отметкой регистрирующего органа.

При электронной подаче документы о государственной регистрации приходят на электронную почту заявителя и подписаны ЭЦП регоргана. В соответствии с Федеральным законом № 63-ФЗ «Об электронной подписи» документы с ЭЦП равнозначны документам с проставленной синей печатью.

Добавить комментарий