Участие ИП в госзакупках 44 ФЗ

В закупках госорганов и госкомпаний могут участвовать не только организации, но и индивидуальные предприниматели.

Руководитель департамента нормативно-правового регулирования B2B-Center и преподаватель нескольких образовательных курсов по закупкам Дмитрий Казанцев рассказывает, как ИП могут получить заказы по законам №№ 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Содержание

Может ли ИП участвовать в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ?

Ограничений в законах нет. Индивидуальные предприниматели могут принимать участие в закупках наравне с физическими и юридическими лицами. Формально для этого достаточно получить усиленную квалифицированную подпись. С ее помощью регистрируются в Едином реестре участников закупок для участия по 44-ФЗ, и на ЭТП, на которых проходят закупки по 223-ФЗ.

Однако часть закупок по 223-ФЗ может проходить не в электронном, а традиционном виде — на бумаге. В таких закупках ограничения для ИП встречаются. Например, заказчик может запрашивать у поставщика выписку из ЕГРЮЛ или требовать наличия определенного числа сотрудников нужной квалификации. Подобные условия могут быть экономически обоснованы со стороны заказчика. Но фактически ИП не может предоставлять выписку из ЕГРЮЛ и содержать большой штат подходящих сотрудников. Поэтому в подобных закупках могут участвуют только компании с юридическим лицом.

Какие сферы в закупках подходят для ИП?

Нельзя сказать, что есть сферы, которые заточены только под индивидуальных предпринимателей. Но есть направления, которые подходят больше всего. Это клининговые услуги, консалтинг, туризм, поставки офисной мебели и канцелярских товаров, текущий (не капитальный) ремонт.

ИП без проблем могут претендовать на заказы, для выполнения которых не нужны специализированные знания или специальное оборудование. Кроме того, советую обратить внимание на закупки коммерческих заказчиков. Как правило, с ними возникает меньше сложностей, а сами организаторы закупок больше заинтересованы в поставщике качественных услуг и товаров.

Есть ли отличия в правилах закупок для ИП?

Принципиальных отличий нет, но встречаются различия в требованиях к документам. Индивидуальные предприниматели и организации представляют разные пакеты: например, ИП, в отличие от юрлица, предоставляет не выписку из ЕГРЮЛ, а выписку из ЕГРИП.

Квалификационные требования для поставщиков, как правило, одинаковые:

  1. Отсутствие процедуры банкротства;
  2. Отсутствие долгов по налогам;
  3. Наличие лицензии, если она требуется для закупки;
  4. Деятельность компании не остановлена в административном порядке.

Есть ли у заказчиков предубеждения, что с ИП работать опаснее?

Нельзя сказать, что такое встречается. Но стоит отметить, что заказчики часто предъявляют к участникам закупок довольно высокие требованиями, которые могут быть неподъемными для индивидуальных предпринимателей.

Например, если заказчик закупает большой объем дорогого оборудования, то может выдвигать повышенные требования к качеству его изготовления, складированию и обслуживанию после покупки, а также к финансовому обеспечению контракта в повышенном размере. Подобные условия могут выполнить только крупные компании. Поэтому чем сложнее закупка, тем меньше шансов у ИП принять в ней участие.

Может ли заказчик ограничивать участие ИП в своих закупках?

Легальных способов нет: заказчики не имеют права написать в документации, что в закупке не могут участвовать индивидуальные предприниматели.

Но есть экономические ограничения. ИП должен понимать, что для участия в госзакупках по 44-ФЗ нужно иметь запас денег. Их надо будет заморозить в качестве обеспечения заявки и обеспечения выполнения контракта. Это внушительные суммы, которые могут достигать одной трети цены всего контракта. Кроме того, надо заложить риски неплатежей со стороны госзаказчиков. Такое порой бывает.

В закупках по 223-ФЗ заказчики также могут выставить подобные требования и для ИП это будет невыполнимой задачей.

Есть ли требования к продолжительности работы ИП?

Подобные требования встречаются, но они всегда связаны с условиями конкретной закупки. Например, в дорогостоящих закупках или закупках сложной продукции и услуг. Если заказчик выбирает подрядчика для медицинского обслуживания работников, то такой контракт вряд ли отдадут компании, которая работает на рынке меньше года.

Кроме того, такие требования могут предъявлять не только заказчики. В госзаказе опыт работы в определённой сфере является в некоторых закупках требованием закона 44-ФЗ.

Может ли госзаказчик не оплатить работу?

Да, такое случается. Поэтому поставщик еще до участия в закупке должен проверить заказчика. Вас должно насторожить, если заказчик каждый раз отдает контракт одному и тому же поставщику или постоянно судиться со своими контрагентами.

В госзаказе важно не только фактически выполнить контракт, но и все правильно оформить — получить акт приема работы и пройти приемку результатов. По разным причинам заказчик может затянуть приемку работ или товаров, а значит и оплату выполненного контракта. Поэтому советуем закладывать такие риски в стоимость контракта и вашу бизнес-модель.

Есть ли у ИП преимущества по сравнению с юрлицами?

Есть только одно преимущество. ИП может соответствовать критериям микропредприятия, а значит получать преференции для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Заказчики, работающие по закону № 44-ФЗ, обязаны проводить для такого бизнеса 15% своих закупок, а заказчики по 223-ФЗ — 20% (из них 18% с помощью специальных закупок, к участию в которых приглашается только малый и средний бизнес). То есть микропредприятие может участвовать в обычных и преференционных закупках, тем самым увеличивая рынок сбыта.

Что еще стоит учесть ИП при участии в закупках?

Всегда внимательно изучайте закупочную документацию до подачи предложения. Надо рассчитать ваши финансовые резервы, заложить в бюджет обеспечение заявки и выполнения контракта, обратить внимание на штрафные санкции. Как правило, для поставщика они максимальны.

Внимательно стоит отнестись даже к тем условиям будущего контракта, которые кажутся вам несущественными. Да, заказчики могут принимать эквиваленты закупаемых товаров, но так бывает не во всех закупках. Заказчик вправе потребовать от вас выполнения всех условий контракта. Например, может отказаться принимать оборудование, которое отличается только цветом или дизайном.

Перед принятием решения об участии в закупках заказчикам необходимо узнать, во сколько им обойдется участие в электронных торговых процедурах. Сколько же стоит участие в электронных торгах?

Зачастую поставщики не задумываются о том, во сколько им обойдется участие в электронных торговых процедурах. Это неправильно, особенно для новичков, так как в этом случае они не могут рассчитать свои силы и рискуют впустую потратить деньги и время, оставшись, в итоге, ни с чем.

Приведем примерный размер затрат и расскажем, какие операции могут быть переданы на аутсорсинг.

Электронная подпись. Для участия в электронных закупках необходим «входной билет», каковым является электронная подпись, придающая юридическую значимость документам на ЭТП. Ее годовая стоимость может составлять от 3000 руб. (зависит это от того, каково количество ЭТП, где она может использоваться, и от срока действия приобретенного сертификата).

Аккредитация на ЭТП обычно бесплатна. При отсутствии желания или возможности пройти аккредитацию на электронных торговых площадках самостоятельно можно обратиться к нам. Стоимость такой помощи с аккредитацией на одной площадке составляет 500 руб., на всех федеральных ЭТП – около 2500 руб.

Что касается обеспечения заявки в рамках госзакупок по Закону № 44, то она обычно составляет 1 процент от первоначальной цены государственного контракта, однако может варьироваться в пределах 0,5 – 5 процентов. После завершения процедуры сумма обеспечения вам будет возвращена. Её могут удержать, только если вы стали победителем, но от заключения контракта уклонились. В таком случае обеспечение будет перечислено заказчику как компенсация.

Работа на электронной торговой площадке. В соответствии с Законом №44 и Постановлением №615, стоимость участия бесплатна, а по Закону № 223 стоимость участия в тендерах зависит от ЭТП и ее регламента. Можно выбрать два варианта: вы вносите плату лишь в случае победы либо приобретаете тариф, предусматривающий неограниченное участие в тендерах, проводимых на этой площадке.

На подготовку документов, требующихся для участия в электронных торгах, тоже надо будет потратиться. Придется оплатить запрос экспертных актов, сертификатов, а также свидетельств. При подготовке заявки в нашей компании за ее услуги придется заплатить от 2500 руб. (сумма зависит от сложности и сроков подготовки документации).

Обеспечение государственного контракта. После того, как вы одержите победу в электронном аукционе на госконтракт, вам понадобится обеспечение 5 – 30 процентов от первоначальной цены, иначе контракт не подпишут. Вам вернут всю сумму обеспечения при выполнении обязательств в полном объеме, то есть, без штрафов, неустоек и пеней.

Зачастую поставщики эту сумму не желают «замораживать» на длительный период, поэтому используют гарантию банка: 2 – 6 процентов от суммы обеспечения. Вам не вернут комиссию банка, зато в обороте останутся собственные средства. Обеспечение контракта предусматривается для госзакупок (но есть исключения), а при коммерческих закупках оно не обязательно.

Вывод. Затраты, хоть и незначительные, все же имеются: обеспечение заявки (возвращается), электронная подпись, обеспечение государственного контракта в рамках закупок (возвращается). Что касается остальных расходов, то они опциональны: только если вы нуждаетесь в помощи специалистов. Если сравнивать с суммой контракта, то эти цифры очень незначительны.

Перед тем, как принять решение об участии в закупках, нужно ответить на ряд вопросов.

  • Сможете ли вы предоставить обеспечение самостоятельно или же потребуются кредитные средства?
  • Есть ли у вас достаточно опыта для победы в тендере со значительным размером обеспечения?
  • Готовы ли вы потерять денежные средства, которые потратите на участие в проводимом тендере, если не одержите победу?

Ответив на эти вопросы, принимайте решение, участвовать вам в тендере или нет. Если есть сомнения — обращайтесь, поможем!

Теги: электронный аукцион, торги, электронная торговая площадка,

Для чего создана система госзакупок

Время от времени все государственные и муниципальные организации, органы власти и бюджетные учреждения закупают для своих нужд товары, либо заказывают работы или услуги. По закону данные структуры не вправе обратиться к первому попавшемуся поставщику или подрядчику. Каждая госзакупка должна быть запланирована, обоснована и выставлена на торги. Потенциальные поставщики и подрядчики участвуют в торгах, по итогам которых выявляется победитель, предложивший самые выгодные условия поставки. С победителем заключают контракт, и только после этого он становится поставщиком для той или иной бюджетной структуры.

Система госзакупок (ее также называют контрактной системой) обеспечивает добросовестную конкуренцию среди претендентов в поставщики. Кроме того, такая система позволяет всем желающим получить информацию о торгах, победителях и заключенных контрактах. Наконец, благодаря контрактной системе государство контролирует процесс выбора поставщиков с целью пресечения предвзятости и коррупции со стороны госструктур.

Какими законами регулируются госзакупки

На сегодняшний день принято два закона, регулирующих государственные закупки. При этом каждая закупка совершается в рамках либо одного, либо другого закона.

Если государственное или муниципальное учреждение приобретает товар, работу или услугу за счет бюджетных средств, такая закупка происходит в рамках Федерального закона от 05.04.13 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон № 44-ФЗ).

Если бюджетное учреждение осуществляет закупку за счет грантов, средств субподряда или собственных средств, такая закупка регулируется Федеральным законом от 18.07.11 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон № 223-ФЗ). Этот же закон действует и в случае, когда в роли покупателя или заказчика выступает госкомпания с долей участия государства выше 50%, либо ее «дочка» или «внучка». Закон № 223-ФЗ также применяется в случаях, когда товары работы или услуги приобретаются субъектами естественных монополий (нефтегазовыми компаниями, РЖД и проч.) или организациями, которые занимаются регулируемыми видами деятельности (энергетика, водоснабжение).

У каждого из двух указанных законов есть своя специфика. Основное отличие в том, что Закон № 44-ФЗ регулирует все этапы сделки, тогда как Закон № 223-ФЗ устанавливает только общие принципы. Информация о том, какой именно закон действует в отношении той или иной закупки, размещена в свободном доступе. Благодаря этому каждый поставщик или подрядчик может заранее изучить все нюансы и лучше подготовиться к торгам.

Какие поставщики и подрядчики могут участвовать в торгах

Согласно статье 31 Закона № 44-ФЗ поставщиком может стать любое юридическое или физическое лицо (в том числе ИП), если оно:

  • не находится в процессе банкротства или ликвидации;
  • деятельность не приостановлена;
  • не имеет задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджет;
  • не имеет непогашенной или неснятой судимости по преступлениям в сфере экономики;
  • не аффилирован с заказчиком;
  • не является оффшорной компанией;
  • в течение двух предшествующих лет не привлекалось к административной ответственности на основании статьи 19.28 КоАП РФ «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица».

Заказчик вправе установить дополнительное условие — чтобы поставщик не значился в реестре недобросовестных поставщиков (его ведет Федеральная антимонопольная служба).

Закон № 223-ФЗ позволяет заказчикам устанавливать собственные требования к поставщикам и подрядчикам. Эти требования должны быть прописаны в положении о закупке, принятом данным заказчиком, и размещены в свободном доступе (часть 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Как проходят торги

Госзаказчик формирует извещение о закупке, то есть делает объявление о том, что он намерен проводить отбор поставщика. Извещение размещается в Единой информационной системе (ЕИС) на сайте www.zakupki.gov.ru.

Многие опытные поставщики пользуются для поиска информации специальным веб-сервисом «Контур.Закупки». В сервисе можно искать закупки по типу торгов, по отрасли, по региону, по цене или заказчику. Но самое главное — в «Контур.Закупках» поставщик может настроить шаблоны запросов о торгах по «своим» товарам (работам, услугам) и получать на электронную почту уведомления о том, что в системе появились интересующие его торги, конкурсы или аукционы. Такие уведомления позволяют поставщику принимать решения об участии в торгах раньше конкурентов.

Закупки Подключиться к сервису «Контур.Закупки»

Извещение заказчика содержит информацию о товаре, работе или услуге, которая будет закупаться, и сведения о госзаказчике. Также в извещении указана начальная (максимальная) цена контракта (НМЦ). Это предельно возможная сумма, которую заказчик готов заплатить поставщику или подрядчику. Подразумевается, что в процессе торгов претенденты будут предлагать более низкую стоимость контракта, и выиграет, скорее всего, тот, чья цена окажется меньше других. Помимо этого, в извещении о закупке госзаказчик указывает способ ее проведения: аукцион, конкурс, и т.д. Некоторые способы являются электронными, другие относятся к «бумажным».

Поставщики и подрядчики, желающие побороться за контракт, подают свои заявки на участие в торгах. Если закупка проводится «бумажным» способом, заявки подаются в запечатанных конвертах (лично или по почте). Если закупка проводится электронным способом, заявки подаются на электронной торговой площадке, которая указана в извещении. В любом случае к заявке прикладываются определенные документы: сведения об ИНН, справка об отсутствии задолженности перед бюджетом и проч.

Далее проходят сами торги, которые, по сути, сводятся к рассмотрению заявок и выбору наилучшего претендента. Занимается этим закупочная комиссия, которую создает госзаказчик. По итогам торгов объявляют победителя, с которым заключается контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги.

Какие финансовые вложения нужно сделать для участия в торгах

Участие в торгах требует от поставщиков и подрядчиков определенных денежных вложений. Во-первых, в момент подачи заявки в большинстве случаев необходимо внести обеспечительный платеж. Его размер устанавливает заказчик в диапазоне от 0,5 % до 5 % от начальной (максимальной) цены контракта. Практика показывает, что чаще всего заказчик утверждает обеспечительный платеж в размере 5% от НМЦ. Если претендент проигрывает торги, данную сумму он получает обратно в течение одного или пяти рабочих дней — в зависимости от способа проведения торгов. Победитель тоже получает деньги назад после подписания контракта.

Во-вторых, поставщик, признанный победителем, обязан внести еще один обеспечительный платеж. Его величину устанавливает заказчик в следующем диапазоне: от 5% до 30% НМЦ при сумме контракта не более 50 миллионов рублей, и 10% до 30% при сумме контракта свыше 50 миллионов рублей. В определенных случаях вместо данного платежа можно предоставить банковскую гарантию. Если победитель торгов в полном объеме выполнит все условия контракта, обеспечительный платеж ему вернут. Сроки возврата законом не регулируются. Каждый заказчик устанавливает их на свое усмотрение и прописывает в извещении о закупке.

Добавим, что для участия в торгах, которые проводятся в электронном виде, понадобится электронная подпись. С ее помощью поставщик или подрядчик сможет подписать заявку на участие и ряд других электронных документов.

Электронная подпись Получить сертификат электронной подписи для работы в системе госзакупок через час

Когда поставщик получит деньги от заказчика

Для госзакупок, совершенных в рамках Закона № 44-ФЗ, срок оплаты контракта составляет 30 календарных дней с даты подписания заказчиком документа о приемке. Если поставщик относится к субъектам малого предпринимательства или к социально ориентированным некоммерческим организациям, то срок оплаты контракта уменьшается до 15 рабочих дней.

Закон № 223-ФЗ дает заказчикам право установить свои сроки оплаты контракта. Эти сроки должны быть прописаны в положении о закупке, принятом данным заказчиком, и размещены в свободном доступе (часть 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Куда пожаловаться, если права нарушены

Проигравший участник торгов может счесть, что его права были нарушены. Причиной для такого вывода могут стать необоснованное, на его взгляд, отклонение заявки на участие, несправедливый выбор победителя и проч. Чтобы отстоять свои права, можно обратиться с жалобой в Федеральную антимонопольную службу. Если она вынесет решение, которое не устроит участника торгов, ему следует подать иск в арбитражный суд.

Добавить комментарий