Цены на бензин 98

Новости рынка

15 рублей, 25 рублей, 30 рублей… Сегодня сложно представить, что когда-то в нашей стране цена литра топлива исчислялась копейками… Правда, одна копейка тогда стоила больше, чем нынешний рубль
Сегодня мало кто задумывается о том, что в период нефтяных открытий, а именно в конце 19-го века, из нефти производили только керосин, а всё остальное, в том числе бензин, применялось не по назначению, ну или по крайней мере не по привычному нам сегодня назначению. Лишь после того, как был сконструирован двигатель внутреннего сгорания бензин начал использоваться не в медицинских целях – в качестве антисептического средства, а как основной продукт нефтепереработки.
С началом эпохи повальной автомобилезации стоимость топлива стала постепенно расти. И особенно увеличивалась в периоды так называемых «нефтяных кризисов».
Для тех автомобилистов, кто слышал об СССР лишь от собственных родителей, будет интересно, что во времена, когда стоимость хлеба была равна 20 копейкам, один литр бензина можно было купить всего за 9 копеек. Если учитывать это соотношение, то на сегодняшний день литр этого топлива должен стоить максимум 10-ть рублей!
Как ни печально осознавать, но это всего лишь «должен» и «было» – такого мнения придерживаемся мы, простые обыватели, которые заправляют свои транспортные средства бензином, стоимостью 27-30 рублей за один литр. Ниже представлен список, который наглядно показывает, как менялись цены на бензин в период с 2001 по 2011 г. Ниже представлены цены на бензин АИ76/АИ92/АИ95 по годам соответственно:
2001 год – 6,5/7,9/9,1
2002 год – 7,6/9,8/11
2003 год – 9/11,3/12,5
2004 год – 12,5/14,4/15,5
2005 год – 14,3/16,8/18

Как сообщили в ФАС по Кировской области, ведомством проведен мониторинг стоимости автомобильного топлива на территории региона за 47-ю неделю текущего года. В ведомстве рассказали, что за последнюю неделю — с 9 по 16 ноября — розничные цены на бензин и дизельное топливо не изменялись.

По данным региональных антимонопольщиков, литр бензина марки АИ-92 на заправках «Лукойла» последний раз поднимался в цене 9 ноября: 44 рубля 17 копеек за литр 92-го. По данным на 1 ноября литр АИ-92 на этих заправках стоил 43 рубля 52 копейки.

На заправках «Чепецкнефтепродукт» 92-й бензин прибавил 50 копеек за литр также 9 ноября. 1 ноября на этих заправках 92-й стоил 43 рубля 30 копеек за литр.

Отметим, что в сравнении с 1 января 2020 года стоимость литра 92-го на обеих заправках выросла на 1,49% на «Лукойле» и на 1,15% на «Чепецкнефтепродукт».

По бензину марки АИ-95 ситуация такая же: в период с 9 по 16 ноября стоимость литра 95-го не увеличивалась. На данный момент цена на литр 95-го составляет 47 рублей 46 копеек на заправках «Лукойла» и 47 рублей 10 копеек на заправках «Чепецкнефтепродукт». По сравнению с 1 января 2020 года стоимость литра 95-го бензина увеличилась на 2,59% на «лукойловских» заправках и на 2,61% на заправках «Чепецкнефтепродукт».

А вот стоимость дизельного топлива в период с 9 по 16 ноября увеличилась. Так, на «Лукойле» литр «дизеля» 9 ноября стоит 48 рублей 87 копеек, а 16 ноября — уже 49 рублей 17 копеек. А вот на заправках «Чепечкнефтепродукт» стоимость дизтоплива уменьшилась в сравнении с 1 ноября текущего года. Тогда за литр «дизеля» просили 49 рублей, а с 9 по 16 ноября — 48 рублей 20 копеек.

По данным Росстата, с декабря прошлого года средние цены на бензин марки  АИ-92 выросли на 2,3%, марки АИ-95 и АИ-98 — на 2,6%. Дизельное топливо подорожало на 1,7%. Все это укладывается в пределы инфляции — рост, о котором заранее говорилось как о возможном в начале прошлого года.

В России с начала 2019 года в сфере налогообложения нефтепереработки действует демпфирующий механизм, препятствующий скачкам цен на АЗС как вверх, так и вниз и удерживающий их на стабильном уровне. Поэтому в 2021 году на розничном рынке топлива особых потрясений ожидать не приходится. Демпфирующий механизм выдержал пик нефтяного кризиса весной 2020 года, доказав свою состоятельность, и даже в случае резких изменений котировок барреля сумеет обеспечить стабильные цены на автомобильное топливо в 2021 году.

«Введенный в 2019 году механизм демпфера позволяет сохранять низкую волатильность российских цен на топливо при колебаниях нефтяных котировок на мировом рынке», — говорит главный экономист VYGON Consulting Сергей Ежов.  Он уточнил, что, с 1 января 2021 года на 5% увеличиваются акцизы и пороговые цены для расчета демпфера, есть и другие инфляционные факторы. Поэтому рост цен на топливо будет, но, как и в 2020 году, — в пределах инфляции.

Особое беспокойство вызвал рост цен на дизельное топливо, которое подорожало во второй половине 2020 года на 60 копеек. Но как пояснил Ежов, осенью рост цен на дизтопливо не превышал инфляцию потребительских цен, а в целом с начала 2020 года он оказался в 3 раза ниже. Причем во время карантинных ограничений весной цены на дизельное топливо даже падали.

К середине сентября с начала года его стоимость выросла менее чем на два процента. Цены сдерживают специальные меры, введенные правительством в прошлом году. Аналитики полагают, что бензин и дизель осенью будут расти в цене, но скачков не ждут.

Средние цены на автомобильный бензин с начала года к 16 сентября выросли всего на 1,7 процента до 44,6 рубля за литр, отчитался Росстат. Это даже ниже уровня инфляции — индекс потребительских цен с начала года составил 2,2 процента. Дизтопливо вообще подешевело на 0,3 процента до 46,15 рубля за литр.

По данным статистики, средняя цена бензина марки АИ-95 в первой половине сентября держалась на уровне 45,66 рубля за литр. Самый дорогой «девяносто пятый» по цене 51-59 рублей за литр продавался в отдаленных регионах страны — Якутии, Камчатке, Чукотке, Магаданской области. Следом за ними идут Нарьян-Мар и Симферополь с 49,48 и 49,43 рубля за литр. Из всех федеральных округов наиболее дорогой бензин в Южном. Цена литра АИ-95 там составляет 47,75 рубля.

Рост цен на 1,7 процента компенсирует только повышение НДС с 18 до 20 процентов с 1 января этого года. Если убрать налоговый фактор, то нефтяные компании сохранили цены на уровне конца прошлого года, хотя могли бы поднять их в пределах темпов инфляции, поскольку именно об этом они договорились с правительством в ноябре 2018-го. Соглашение о заморозке цен было рассчитано до апреля, но в конце марта было продлено еще на три месяца.

С 1 июля этого года заморозка отменена, но стоимость бензина на АЗС не растет. Ее сдерживает компенсационный механизм (демпфер, обратный акциз), введенный правительством с начала этого года. Нефтяникам из бюджета компенсируется часть недополученной по сравнению с экспортным паритетом прибыли. По оценке замминистра финансов Ильи Трунина, за полгода расходы на эти цели «приблизились к 140 миллиардам рублей».

Аналитики видят проблемы в том, как сегодня устроено регулирование цен на топливном рынке, но не ждут существенного роста цен в ближайшие месяцы. Применяемый сейчас демпфер выгоден вертикально-интегрированным нефтяным компаниям, а независимые сети АЗС находятся в тяжелом положении, считает аналитик ИК «Фридом Финанс» Евгений Миронюк.

Реалистичным выглядит сценарий, при котором цены на топливо вырастут в пределах инфляции

Сложившийся механизм ценообразования он называет далеким от рыночного, при этом регулятор способен заставить нефтяников увеличить предложение на внутреннем рынке в случае, если цены будут расти выше инфляции. С учетом того, что пока темпы роста цен на бензин ниже инфляции, «ожидаем незначительное ускорение роста цен в осенний период», говорит аналитик.

«Полагаю, что существенного скачка цен на бензин к концу года не будет, тем не менее планомерное повышение цен в условиях олигопольного рынка и необходимости НПЗ вставать на ремонты неизбежно», — в свою очередь полагает управляющий партнер Экспертной группы Veta Илья Жарский. По его оценке, цены на литр Аи-95 не поднимутся выше 50 рублей до конца этого года. Для Аи-92 эта граница проходит на уровне 46 рублей, считает эксперт.

Но более реалистичным выглядит сценарий, при котором цены вырастут в пределах инфляции. По прогнозам Минэкономразвития России, в декабре ее уровень составит 3,8 процента, диапазон оценок Банка России выше: 4-4,5 процента. Власти уже предупреждали нефтяников о том, что не стоит злоупотреблять доминирующим положением на рынке. Правительство помимо демпфера, как механизма сдерживания роста цен, обсуждало и более жесткие меры. Например, речь шла о введении запретительных пошлин на экспорт нефтепродуктов и даже сырой нефти. Премьер-министр Дмитрий Медведев в этом году после прекращения действия соглашения о заморозке уже напоминал нефтяникам об этом. «Если все-таки кто-то заиграется и посчитает, что теперь в отсутствие соглашений можно проводить какую-то самостоятельную политику на этом рынке, он за это поплатится. Придется тогда все-таки вернуться к той непопулярной идее для компаний, которую мы с вами неоднократно обсуждали», — говорил глава правительства.

Ограничение экспорта — это крайняя мера, и сейчас ее вводить никто не будет. Тем более что внутренний спрос на топливо и ситуация на мировом нефтяном рынке достаточно стабильны. Даже недавняя атака на нефтяные мощности Саудовской Аравии не привела к серьезной дестабилизации. Сейчас котировки марки Brent балансируют в районе 65 долларов за баррель, что примерно на 10 долларов ниже апрельских максимумов этого года и на 20 долларов меньше показателей прошлогоднего сентября. Чтобы выбить рынок из колеи, нужны большие потрясения, вроде окончательного срыва торговых переговоров США и Китая или эскалации конфликтов на Ближнем Востоке.

Добавить комментарий