Тетрадь посещения на дому классного руководителя, образец

Анализ посещения семей классным руководителем

В статье рассматриваются цели посещения семьи сотрудником ОО, приводится акт посещения на дому учащегося классным руководителем. Рассматриваются случаи, когда обязательно требуется протокол диагностики семьи при посещении квартиры. Одной из распространенных форм взаимодействия образовательного учреждения и семьи является посещение школьника на дому, когда классный руководитель или социальный педагог знакомится с условиями жизни ученика. Процедура посещения семьи классным руководителем время от времени вызывает резонанс в обществе, поскольку не всегда ясны ее цели и задачи, либо они неверно трактуются. Некоторые родители расценивают визит педагога как посягательство на личное пространство семейства. По результатам наблюдений и бесед в ряде случаев в образовательное учреждение передается заполненный акт посещения семьи классным руководителем.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Классный руководитель в современной школе

Цель посещения семьи классным руководителем. План индивидуальной работы с семьями учащихся

Ольга Перькова Акт обследования жилищно-бытовых и материальных условий семьи несовершеннолетнего. Жилищные условия комнатная квартира на 1 этаже кирпичного дома. Состояние квартиры хорошее, ребенку созданы необходимые условия для благополучного проживания и учебы. Санитарное состояние : при проверке не обнаружено нарушений санитарно-гигиенических норм. В комнатах чисто. Вещи, игрушки разложены аккуратно.

Несовершеннолетнему созданы условия : имеется комната, где он делает уроки и отдыхает, в квартире тепло, уютно, ребенок обеспечен питанием, одет число, опрятно. Психологический климат в семье : все члены семьи хорошо контактируют друг с другом, взаимоотношения положительные. Признаки неблагополучия : явных признаков неблагополучия при посещении квартиры не обнаружено.

У ребенка имеются все необходимые для учебы принадлежности, имеется место для выполнения домашней работы. Но у ребенка наблюдается ярко выраженная потребность быть в центре внимания окружающих. Ребенок часто отвлекается, занимается посторонними делами во время занятий, стремление преодолевать трудности отсутствуют. К учебной деятельности относится несерьезно, общественные поручения выполняет неответственно.

Причины отсутствия неуважительные проспал уроки или нет желания посещать школу в определенные дни, преимущественно во вторник и четверг. Родители перед уходом на работу всегда будят ребенка. Обследование детей логопедической группы воспитателем. Обследование детей по образовательным областям проводится в начале учебного года и заканчивается в конце сентября. Главная задача обследования. Этот проворный и пугливый зверёк всегда привлекает особенное внимание ребят в контактных зоопарках и в городских парках, где белки не без опаски, но с удовольствием принимают угощения от посетителей.

Международный день гор Проблемам горных регионов посвящен праздник Международный день гор, который был учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в году. Горы покрывают более четверти поверхности Земли и являются домом для почти И взрослые и дети ждут от нового года чего-то волшебного, сказочного. А главный волшебник нового года Дорогие друзья, доброе время суток! Предлагаю вам мастер-класс по изготовлению елочной игрушки «Белочка -красавица» из ниток для вязания. Шаблоны Готовое оформление для рефератов, папок-передвижек.

Конкурсы на сайте Для педагогов и воспитателей Для детей. Заказать документ Дипломы и свидетельства для педагогов, воспитателей, детей. Воспитателю, педагогу, учителю — МААМ. Свой сайт — бесплатно. Нажмите здесь и зарегистрируйтесь сейчас! Конкурсы Свидетельства и дипломы Шаблоны Создать сайт. Поиск Поиск материала Поиск коллег Общение Коллеги советуют. Акт обследования жилищно-бытовых и материальных условий семьи несовершеннолетнего. Домашний адрес : Состав семьи : Жилищные условия комнатная квартира на 1 этаже кирпичного дома.

Библиотека изображений:. Опубликовано в разделах: Семья. Материалы по теме Школа Темочки. Ольга Перькова Все публикации. День белок на МААМ. Международный день гор. Проблемам горных регионов посвящен праздник Международный день гор, который был учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в году. Наступила зима, а значит, не за горами новый год! ЦЕЛЬ: Учить детей передавать в лепке фигуру человека, соблюдая соотношение частей по величине.

Показ Рождественского вертепа и беседа с детьми старшего Золотые публикации. Лучшее 3 дня. Развитие речи дошкольников в ходе игровых обучающих ситуаций в ДОУ. Картинки: Новогодняя разрезная картинка с поросенком и снеговиком. Картинки: Шаблон кармана для новогоднего лэпбука. Картинки: Варежки Деда Мороза. Идея: Вовченко Е. Редакция: , РФ, Волгоград, ул. Мира, д. Получить дипломы.

Ольга Перькова Все публикации Акт обследования жилищно-бытовых и материальных условий семьи несовершеннолетнего. Опубликовано: 23 мая в Скачать и печатать. День белок на МААМ Этот проворный и пугливый зверёк всегда привлекает особенное внимание ребят в контактных зоопарках и в городских парках, где белки не без опаски, но с удовольствием принимают угощения от посетителей.

Выводы после посещения семьи классным руководителем

ВЫВОДЫ критериев и показателей социально опасного положения несовершеннолетнего не выявлено, родители надлежащим образом занимаются воспитанием, содержанием и развитием детей. Психолого-педагогическая карта составляется школьным психологом после постановки учащегося или его семьи на учет к социальному педагогу. Такие посещения происходят не в рамках должностных полномочий, по сути являются вашими добровольными визитами вежливости, за которые при этом ваша образовательная организация не имеет права вам выплачивать зарплату. Муниципальный социально-реабилитационный консилиум разрабатывает программу реабилитации и контролирует ее выполнение представителями межведомственной рабочей группы, анализирует результаты выполнения программы и назначает, при необходимости, дополнительные этапы прохождения реабилитации. В настоящий момент подсистему задействуют 52 муниципальных образования, около 2 учреждений и более 5 пользователей.

В настоящее время обществу нужны нравственные, образованные, предприимчивые люди, которые умеют строить достойную жизнь, базирующуюся на истине, добре, красоте. В план работы классного руководителя входит воспитание полноценного гражданина страны, готового учиться, работать на ее благо, защищать ее в случае необходимости.

Организация работы классного руководителя. Проблема помощи детям и подросткам с отклонениями в поведении обозначена в нашем обществе особенно остро агрессия, хамство, наглость, цинизм. Сегодня каждое одиннадцатое преступление совершает подросток. К сожалению, факторов, негативно влияющих на развитие и поведение детей и подростков, как внешних, так и внутренних, много.

Акт посещения неблагополучной семьи образец

Войти через uID. Данный материал адресован классному руководителю. Проведён анализ работы за год по различным направлениям. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся. Цель программы: создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Участие учеников 6 б класса в торжественной линейке, флеш -мобе. Собрали канцелярские принадлежности.

Классным руководителям

Ольга Перькова Акт обследования жилищно-бытовых и материальных условий семьи несовершеннолетнего. Жилищные условия комнатная квартира на 1 этаже кирпичного дома. Состояние квартиры хорошее, ребенку созданы необходимые условия для благополучного проживания и учебы. Санитарное состояние : при проверке не обнаружено нарушений санитарно-гигиенических норм. В комнатах чисто.

Департаменотом образования города Москвы. Федотова Надежда Ивановна,.

Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе в прошедшем году. В начале прошедшего учебного года ставились следующие воспитательные задачи:. ЦЕЛЬ: развитие диалогической личности каждого учащегося в рамках компетентностно-ориентированного подхода.

Анализ работы классного руководителя Чернышевой С.А. за 2017-18 год

Цель посещения. В момент посещения. Алексей — сын, М.

Методика работы классного руководителя по выявлению семей социального риска. Кондратьева Н. Василий Александрович Сухомлинский. Семья — это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества Ф. Семья-это общество в миниатюре, со всеми его достижениями, противоречиями.

Отчет классного руководителя о посещении семей на дому

В настоящее время обществу нужны нравственные, образованные, предприимчивые люди, которые умеют строить достойную жизнь, базирующуюся на истине, добре, красоте. В план работы классного руководителя входит воспитание полноценного гражданина страны, готового учиться, работать на ее благо, защищать ее в случае необходимости. Важно сочетать разные формы работы, чтобы добиться оптимального результата. Важные аспекты Современная семья формируется и существует в условиях новой общественной ситуации. В качестве фундамента нравственных идеалов подростков и детей гарантом их индивидуальной и социальной защищенности выступает учебно-воспитательное учреждение. Семья и окружающая среда воздействует на морально-нравственное формирование личности ребенка. Именно старшее поколение является важным звеном передачи младшему поколению исторического и социального опыта, деловых и эмоциональных взаимоотношений. Вам будет интересно: Как повысить грамотность по русскому языку: упражнения, диктанты, тесты.

Учитель наблюдает за родителями во время посещения семьи, на классном собрании, в коллективных делах. стоящая перед классным руководителем — отслеживание «потенциальной группы риска.

Жгунь ул. Советская, д. Жгунь, ул. В доме на момент посещения находились Ф. Кроме того, классный руководитель или социальный педагог при посещении ребенка может оказывать конкретную социальную, психологическую помощь, выступая в роли посредника.

Организация работы классного руководителя по профилактике преступлений и правонарушений учащимися

План работы родительского комитета 3А класса. Распределение обязанностей между членами родительского комитета. Учёба членов РК: беседа о правах и обязанностях членов родительского комитета.

Муниципальное автономное. Формы работы с родителями. В работе с родителями надо сочетать коллективные и индивидуальные формы. Наиболее распространенной формой является посещение семьи школьника.

Кроме того визит в семью является основой социального сопровождения граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и представляет собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяет установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявлять ее проблемные ситуации, оказывать незамедлительную помощь.

Возраст, год рождения, место рождения: Марина 14 лет, Ратичи, Александр 5 лет, Адрес, телефон: д. Ратичи, д.

Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе в прошедшем году. В начале прошедшего учебного года ставилась цель воспитательной деятельности:. Воспитательные задачи, поставленные в начале прошлого учебного года, являются целесообразными, так как они способствуют воспитанию всесторонне развитой личности. Основные направления, методы и средства педагогического влияния соответствовали возрастным и психологическим особенностям младших подростков. Классные часы носили различную тематику и были направлены на развитие личности ребенка. Кроме того, классным руководителем проводились беседы по правилам дорожного движения и безопасности жизнедеятельности детей.

Чтобы создать для школьника комфортные условия, в том числе и в классном коллективе, на помощь приходит классный руководитель. И чтобы сделать это максимально грамотно, он как минимум должен пообщаться с родителями, возможно, оговорить какие-то нюансы. Посещение педагогами семей на дому — совершенно оправданная практика. Ничего плохого в этом нет.

Острая Елена Михайловна

Проблема формирования готовности к социальной реадаптации девиантных подростков стоит остро перед всем педагогическим коллективом СРЦ. Особенно трудно в период нестабильности в обществе оказалось подросткам. Среди них усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали проявляться жесткость и агрессивность. Резко возросла детская преступность. Рост подростковой преступности увеличивается темпами, заметно опережающими темпы роста правонарушений в других возрастных группах.

Вопросы коррекции поведения имеют особое значение в подростково-юношеском возрасте и отличаются своей спецификой.

Одной из составляющих в воспитательном процессе является индивидуально-воспитательная работа. Индивидуальный подход в воспитательной работе – это не простое общение с детьми, это педагогической искусство, педагогическое мастерство. Правильно организованная индивидуальная работа способствует формированию нравственной культуры, способности к самоорганизации.

Для умелого прогнозирования воспитательного процесса, достижения определенного уровня воспитанности подростков с девиантным поведением необходимо изучить и знать причины их поступков, научиться управлять их поведением. Успех в воспитательной работе зависит во многом от того, сумеет ли педагог при выборе средств воздействия на подростка найти ключ к уму и сердцу, учесть присущие конкретному подростку черты характера, психологические особенности, жизненный опыт, помочь раскрыть и реализовать свои возможности.

Под индивидуально-воспитательной работой понимается система психолого-педагогических воздействий по отношению к каждому подростку, направленная на максимально целесообразный учет его возрастных, социальных и индивидуально-психологических особенностей в целях всестороннего развития.

Система индивидуальной воспитательной работы включает в себя:

  • Субъекта деятельности (педагога) и объекта индивидуальной воспитательной работы (конкретного воспитанника)
  • Цель и задачи индивидуальной воспитательной работы;
  • Планирование
  • Изучение и учет индивидуальных особенностей подростков.
  • Выбор оптимальных форм, методов и приемов психолого-педагогического воздействия для формирования у воспитанника положительных качеств и их развития.
  • Обучение практике индивидуальной воспитательной работы;
  • Контроль, коррекция воспитательных воздействий.

Цель и задачи индивидуальной воспитательной работы формируются:

  • на основе всестороннего знания и учета индивидуальных особенностей воспитанников, изучения его личностных качеств, его сильных и слабых сторон;
  • осуществляется выбор оптимальных форм, методов, приемов психолого-педагогического воздействия в целях формирования у подростка необходимых положительных качеств и их дальнейшего развития, оказания помощи в выявлении причин имеющихся у них недостатков;
  • систематических анализ достигнутых результатов в целях коррекции индивидуального воздействия или его видоизменения, когда работа недостаточно эффективна.

Цель и задачи индивидуальной воспитательной работы:

1. Обеспечить психолого-социальную реабилитацию детей и подростков через коррекцию, обучение и воспитание.

2. Создать психолого-социальные условия для успешной адаптации воспитанников.

3. Выявление психологических и социальных причин нарушения межличностных отношений воспитанников.

4. Организация и проведение мероприятий по коррекции искаженных нравственных представлений воспитанников, отклонений в развитии эмоционально-волевой сферы, характерологических особенностей личности:

    • Изучение личностных особенностей несовершеннолетних. Диагностика и коррекция отклонений в личностном развитии (тревожность, агрессивность, и другие девиации).
    • Коррекция чувства неполноценности, неуверенности в своих силах, стабилизация самооценки.
    • Помощь в преодоление проблем, связанных с особенностями подросткового возраста.
    • Помощь в овладении методами самовоспитания, развития самостоятельности.
    • Развитие форм, средств и способов общения.
    • Работа по преодолению детских поведенческих проявлений в раннем юношеском возрасте.
    • Помощь в преодолении и профилактике вредных привычек (курение, токсикомания, наркомания, алкоголизация) последствий девиантного поведения.

Основные принципы индивидуальной воспитательной работы:

1. Повседневное внимание каждому подростку, сочетаемое с высокой требовательностью и заботой о его жизни, быте, досуге.

2. Все требования должны быть конкретными, понятными и определенными.

3. Органически сочетаться с уважением к воспитанникам

4. Соблюдение чувства меры в критике недостатков воспитанника и опора на его положительные качества. Критика должна быть принципиальной, доброжелательной. Критиковать можно поступки, но не личность.

5. Подход к подростку должен быть с «оптимистической гипотезой”, глубокой верой в него.

6. Недопущение стихийности и самотека в отборе и использовании путей и средств в решении воспитательных задач.

7. Оперативно реагировать на поведение каждого воспитанника.

8. Оперативно изменять формы и методы воздействия на личность при необходимости;

9. Планомерность в деле оказания воспитательного влияния на подростка.

10. Преемственность и согласованность воспитательных воздействий.

Методы и формы индивидуальной воспитательной работы.

Методы воспитательного воздействия – это конкретные пути и способы достижения определенной цели, совокупность средств, приемов, способов воздействия на сознание, чувства, волю, поведение с целью формирования необходимых качеств.

Индивидуальная воспитательная работа в учреждении ведется по следующим направлениям:

1. Изучение личного дела.

2. Ознакомительная беседа. В ходе беседы необходимо показать дружеское расположение к воспитаннику, проявить искренний интерес, поощрять стремление подростка рассказать о себе. В ходе беседы желательно не делать каких-либо записей (допускается записать адрес, данные о родственниках, родителях).

3. Непосредственное изучение осуществляется в ходе беседы, наблюдения, смоделированной ситуации, совместной деятельности.

4. Психологическое изучение и рекомендации по совместной воспитательной работе с подростком.

5. Использование наказаний: порицание, выговор, лишение увеселительных мероприятий, обсуждение на психолого-педагогическом консилиуме.

6. Учет нарушений поведения.

7. Немедленное реагирование на нарушения поведения.

8. Использование поощрений: благодарность, похвальная грамота, экскурсионная поездка.

9. Использование экрана самоорганизации.

10. Групповые коррекционные психологические и воспитательные занятия.

11. Шефская работа: работа в парах.

12. Вовлечение в занятия по интересам (кружковая работа).

13. Моделирование проблемных ситуаций.

14. Использование критики.

15. Коллективные творческие дела: трудовые дела, культурно-массовые мероприятия, проведение досуга.

16. Обучение конкретным социальным навыкам (практические занятия).

17. Воспитание успехом.

В социально-реабилитационном центре разновозрастные группы детей. В соответствии с этим воспитателем разработаны коррекционно-развивающие программы: для разновозрастной группы воспитанников.

Цели и методы реализации каждой из программ дифференцированы в зависимости от возраста детей.

В работе с группой воспитанников рекомендуется дифференциация

· по возрасту – деление на возрастные подгруппы на занятиях: от 3 до 6 лет и от 7 до 10 лет (младшая группа), с 11 до 14 и с 15 до 18 лет (старшая группа)

· по уровню развития (интеллектуального, физического, психического, эмоционально-волевого) – дифференциация целей и задач на занятиях для разных групп детей, распределение заданий адекватно способностям детей, как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности воспитанников, создание ситуации успеха путём посильных трудовых поручений; адекватного возможностям ребёнка, распределению ролей в ролевых играх и т.д.

Содержательная основа уровневой дифференциации – наличие нескольких вариантов программы, отличающихся глубиной и объемом материала. Воспитанникам предлагается усвоить адекватную программу (вариант). Исключается уравниловка и усреднение детей; создаются щадящие условия для слабых; появляется возможность более эффективно работать с трудными детьми, плохо адаптирующимися к общественным нормам; повышается уровень Я-концепции ребёнка: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать успех, избавиться от комплекса неполноценности. На индивидуальных занятиях с более сильными и способными детьми готовятся, в том числе, работы на конкурсы городского, областного и всероссийского уровней.

Индивидуальный подход к детям с расстройством эмоционально-волевой сферы, поведенческими нарушениями, ЗПР и т.д. проявляется в том, чтобы: на ранних стадиях с помощью медико-психологической и социально-педагогической диагностики выявить первичное нарушение в развитии; начать применять специальное обучение и психолого-педагогическую поддержку сразу же после диагностики; проводить реабилитацию по индивидуальной программе; регулярно контролировать, проводить мониторинг хода развития в процессе абилитации и реабилитации; особым образом организовать образовательную среду и жизненное пространство, адекватное нарушению. Результаты диагностик специалистов и медицинские диагнозы заносятся в протокол консилиума, который проводится по результатам адаптационного периода. Опираясь на данные консилиума, воспитатель планирует индивидуальную работу с воспитанником, в соответствии с его особенностями и потребностями.

Педагог реализует различные виды педагогической поддержки детей с педагогической запущенностью, задержкой психического развития:

· адаптация содержания — очищение материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;

· одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;

· оптимальность темпа;

· ориентация на более ранний возраст (в школу с 8 – 9 лет);

· преобладание игровой деятельности (обучение в игре).

Воспитание детей с умственной отсталостью ведётся через формирование положительных привычек (доведение до уровня автоматизма культурно-гигиенических навыков, самообслуживания, соблюдение режима и элементарных социальных норм поведения).

В работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью воспитателем применяются следующие методы:

· при групповом взаимодействии ребёнок рядом с воспитателем,

· постоянный контроль,

· отсутствие лишних, отвлекающих раздражителей,

· смена видов деятельности,

· для умственной деятельности – составная деятельность: слушание + практическое занятие (рисование, лепка, аппликация, опыт и т.д.),

· предоставление возможности выплеска энергии,

· похвала при формировании норм поведения. С детьми с задержкой речевого развития (плохо говорящими) проводятся дополнительные игры и занятия на развитие речи, обогащение словаря, классификацию, ведётся совместная работа с логопедом и дефектологом.

С агрессивными детьми педагог может проводить игры

· на приемлемый выход агрессии, негативных эмоций «Мешочек крика», » Нарисуй «врага», свой гнев» (смять, порвать листок) и др.,

· игры с водой, песком, глиной и др., направленные на снятие физического напряжения ребёнка,

релаксацию с помощью музыки, звуков природы, чтения сказок, прослушивание колыбельных песен перед сном. С детьми с нарушениями здоровья: с заболеваниями опорно-двигательной системы проводятся дополнительные занятия на предупреждение дальнейшего развития плоскостопия, нарушения осанки – корригирующая гимнастика, уменьшается силовая нагрузка на стопы и позвоночник при физкультурных кружковых занятиях и играх;

· с заболеваниями ЛОР-органов проводятся индивидуальные занятия по формированию навыков профилактики простудных заболеваний (самомассажа, точечного массажа, закаливания и т.д.);

· детям с заболеваниями сердечно-сосудистой системы и другими хроническими заболеваниями, которым противопоказана излишняя физическая нагрузка, ограничиваются физические нагрузки в подвижных и спортивных играх, в физкультурных кружковых занятиях и трудовых поручениях даются индивидуальные задания;

· детям с патологиями зрения проводится дополнительно гимнастика для глаз, у них дозированная зрительная нагрузка, демонстрационный материал на занятиях без лишних деталей, имеет яркий цвет (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный), чёткий контур, контрастный по отношению к фону, размер не менее 15 – 20 см., раздаточный материал – не менее 5 см., обеспечивается достаточная освещённость в группе.

Вся индивидуальная работа с различными категориями детей отражена в ежедневных календарных планах воспитателя.

Проблема формирования готовности к социальной реадаптации девиантных подростков стоит остро перед всем педагогическим коллективом СРЦ. Особенно трудно в период нестабильности в обществе оказалось подросткам. Среди них усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали проявляться жесткость и агрессивность. Резко возросла детская преступность. Рост подростковой преступности увеличивается темпами, заметно опережающими темпы роста правонарушений в других возрастных группах.

Вопросы коррекции поведения имеют особое значение в подростково-юношеском возрасте и отличаются своей спецификой.

Одной из составляющих в воспитательном процессе является индивидуально-воспитательная работа. Индивидуальный подход в воспитательной работе – это не простое общение с детьми, это педагогической искусство, педагогическое мастерство. Правильно организованная индивидуальная работа способствует формированию нравственной культуры, способности к самоорганизации.

Для умелого прогнозирования воспитательного процесса, достижения определенного уровня воспитанности подростков с девиантным поведением необходимо изучить и знать причины их поступков, научиться управлять их поведением. Успех в воспитательной работе зависит во многом от того, сумеет ли педагог при выборе средств воздействия на подростка найти ключ к уму и сердцу, учесть присущие конкретному подростку черты характера, психологические особенности, жизненный опыт, помочь раскрыть и реализовать свои возможности.

Под индивидуально-воспитательной работой понимается система психолого-педагогических воздействий по отношению к каждому подростку, направленная на максимально целесообразный учет его возрастных, социальных и индивидуально-психологических особенностей в целях всестороннего развития.

Система индивидуальной воспитательной работы включает в себя:

  • Субъекта деятельности (педагога) и объекта индивидуальной воспитательной работы (конкретного воспитанника)
  • Цель и задачи индивидуальной воспитательной работы;
  • Планирование
  • Изучение и учет индивидуальных особенностей подростков.
  • Выбор оптимальных форм, методов и приемов психолого-педагогического воздействия для формирования у воспитанника положительных качеств и их развития.
  • Обучение практике индивидуальной воспитательной работы;
  • Контроль, коррекция воспитательных воздействий.

Цель и задачи индивидуальной воспитательной работы формируются:

  • на основе всестороннего знания и учета индивидуальных особенностей воспитанников, изучения его личностных качеств, его сильных и слабых сторон;
  • осуществляется выбор оптимальных форм, методов, приемов психолого-педагогического воздействия в целях формирования у подростка необходимых положительных качеств и их дальнейшего развития, оказания помощи в выявлении причин имеющихся у них недостатков;
  • систематических анализ достигнутых результатов в целях коррекции индивидуального воздействия или его видоизменения, когда работа недостаточно эффективна.

Цель и задачи индивидуальной воспитательной работы:

1. Обеспечить психолого-социальную реабилитацию детей и подростков через коррекцию, обучение и воспитание.

2. Создать психолого-социальные условия для успешной адаптации воспитанников.

3. Выявление психологических и социальных причин нарушения межличностных отношений воспитанников.

4. Организация и проведение мероприятий по коррекции искаженных нравственных представлений воспитанников, отклонений в развитии эмоционально-волевой сферы, характерологических особенностей личности:

    • Изучение личностных особенностей несовершеннолетних. Диагностика и коррекция отклонений в личностном развитии (тревожность, агрессивность, и другие девиации).
    • Коррекция чувства неполноценности, неуверенности в своих силах, стабилизация самооценки.
    • Помощь в преодоление проблем, связанных с особенностями подросткового возраста.
    • Помощь в овладении методами самовоспитания, развития самостоятельности.
    • Развитие форм, средств и способов общения.
    • Работа по преодолению детских поведенческих проявлений в раннем юношеском возрасте.
    • Помощь в преодолении и профилактике вредных привычек (курение, токсикомания, наркомания, алкоголизация) последствий девиантного поведения.

Основные принципы индивидуальной воспитательной работы:

1. Повседневное внимание каждому подростку, сочетаемое с высокой требовательностью и заботой о его жизни, быте, досуге.

2. Все требования должны быть конкретными, понятными и определенными.

3. Органически сочетаться с уважением к воспитанникам

4. Соблюдение чувства меры в критике недостатков воспитанника и опора на его положительные качества. Критика должна быть принципиальной, доброжелательной. Критиковать можно поступки, но не личность.

5. Подход к подростку должен быть с «оптимистической гипотезой”, глубокой верой в него.

6. Недопущение стихийности и самотека в отборе и использовании путей и средств в решении воспитательных задач.

7. Оперативно реагировать на поведение каждого воспитанника.

8. Оперативно изменять формы и методы воздействия на личность при необходимости;

9. Планомерность в деле оказания воспитательного влияния на подростка.

10. Преемственность и согласованность воспитательных воздействий.

Методы и формы индивидуальной воспитательной работы.

Методы воспитательного воздействия – это конкретные пути и способы достижения определенной цели, совокупность средств, приемов, способов воздействия на сознание, чувства, волю, поведение с целью формирования необходимых качеств.

Индивидуальная воспитательная работа в учреждении ведется по следующим направлениям:

1. Изучение личного дела.

2. Ознакомительная беседа. В ходе беседы необходимо показать дружеское расположение к воспитаннику, проявить искренний интерес, поощрять стремление подростка рассказать о себе. В ходе беседы желательно не делать каких-либо записей (допускается записать адрес, данные о родственниках, родителях).

3. Непосредственное изучение осуществляется в ходе беседы, наблюдения, смоделированной ситуации, совместной деятельности.

4. Психологическое изучение и рекомендации по совместной воспитательной работе с подростком.

5. Использование наказаний: порицание, выговор, лишение увеселительных мероприятий, обсуждение на психолого-педагогическом консилиуме.

6. Учет нарушений поведения.

7. Немедленное реагирование на нарушения поведения.

8. Использование поощрений: благодарность, похвальная грамота, экскурсионная поездка.

9. Использование экрана самоорганизации.

10. Групповые коррекционные психологические и воспитательные занятия.

11. Шефская работа: работа в парах.

12. Вовлечение в занятия по интересам (кружковая работа).

13. Моделирование проблемных ситуаций.

14. Использование критики.

15. Коллективные творческие дела: трудовые дела, культурно-массовые мероприятия, проведение досуга.

16. Обучение конкретным социальным навыкам (практические занятия).

17. Воспитание успехом.

В социально-реабилитационном центре разновозрастные группы детей. В соответствии с этим воспитателем разработаны коррекционно-развивающие программы: для разновозрастной группы воспитанников.

Цели и методы реализации каждой из программ дифференцированы в зависимости от возраста детей.

В работе с группой воспитанников рекомендуется дифференциация

· по возрасту – деление на возрастные подгруппы на занятиях: от 3 до 6 лет и от 7 до 10 лет (младшая группа), с 11 до 14 и с 15 до 18 лет (старшая группа)

· по уровню развития (интеллектуального, физического, психического, эмоционально-волевого) – дифференциация целей и задач на занятиях для разных групп детей, распределение заданий адекватно способностям детей, как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности воспитанников, создание ситуации успеха путём посильных трудовых поручений; адекватного возможностям ребёнка, распределению ролей в ролевых играх и т.д.

Содержательная основа уровневой дифференциации – наличие нескольких вариантов программы, отличающихся глубиной и объемом материала. Воспитанникам предлагается усвоить адекватную программу (вариант). Исключается уравниловка и усреднение детей; создаются щадящие условия для слабых; появляется возможность более эффективно работать с трудными детьми, плохо адаптирующимися к общественным нормам; повышается уровень Я-концепции ребёнка: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать успех, избавиться от комплекса неполноценности. На индивидуальных занятиях с более сильными и способными детьми готовятся, в том числе, работы на конкурсы городского, областного и всероссийского уровней.

Индивидуальный подход к детям с расстройством эмоционально-волевой сферы, поведенческими нарушениями, ЗПР и т.д. проявляется в том, чтобы: на ранних стадиях с помощью медико-психологической и социально-педагогической диагностики выявить первичное нарушение в развитии; начать применять специальное обучение и психолого-педагогическую поддержку сразу же после диагностики; проводить реабилитацию по индивидуальной программе; регулярно контролировать, проводить мониторинг хода развития в процессе абилитации и реабилитации; особым образом организовать образовательную среду и жизненное пространство, адекватное нарушению. Результаты диагностик специалистов и медицинские диагнозы заносятся в протокол консилиума, который проводится по результатам адаптационного периода. Опираясь на данные консилиума, воспитатель планирует индивидуальную работу с воспитанником, в соответствии с его особенностями и потребностями.

Педагог реализует различные виды педагогической поддержки детей с педагогической запущенностью, задержкой психического развития:

· адаптация содержания — очищение материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;

· одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;

· оптимальность темпа;

· ориентация на более ранний возраст (в школу с 8 – 9 лет);

· преобладание игровой деятельности (обучение в игре).

Воспитание детей с умственной отсталостью ведётся через формирование положительных привычек (доведение до уровня автоматизма культурно-гигиенических навыков, самообслуживания, соблюдение режима и элементарных социальных норм поведения).

В работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью воспитателем применяются следующие методы:

· при групповом взаимодействии ребёнок рядом с воспитателем,

· постоянный контроль,

· отсутствие лишних, отвлекающих раздражителей,

· смена видов деятельности,

· для умственной деятельности – составная деятельность: слушание + практическое занятие (рисование, лепка, аппликация, опыт и т.д.),

· предоставление возможности выплеска энергии,

· похвала при формировании норм поведения. С детьми с задержкой речевого развития (плохо говорящими) проводятся дополнительные игры и занятия на развитие речи, обогащение словаря, классификацию, ведётся совместная работа с логопедом и дефектологом.

С агрессивными детьми педагог может проводить игры

· на приемлемый выход агрессии, негативных эмоций «Мешочек крика», » Нарисуй «врага», свой гнев» (смять, порвать листок) и др.,

· игры с водой, песком, глиной и др., направленные на снятие физического напряжения ребёнка,

релаксацию с помощью музыки, звуков природы, чтения сказок, прослушивание колыбельных песен перед сном. С детьми с нарушениями здоровья: с заболеваниями опорно-двигательной системы проводятся дополнительные занятия на предупреждение дальнейшего развития плоскостопия, нарушения осанки – корригирующая гимнастика, уменьшается силовая нагрузка на стопы и позвоночник при физкультурных кружковых занятиях и играх;

· с заболеваниями ЛОР-органов проводятся индивидуальные занятия по формированию навыков профилактики простудных заболеваний (самомассажа, точечного массажа, закаливания и т.д.);

· детям с заболеваниями сердечно-сосудистой системы и другими хроническими заболеваниями, которым противопоказана излишняя физическая нагрузка, ограничиваются физические нагрузки в подвижных и спортивных играх, в физкультурных кружковых занятиях и трудовых поручениях даются индивидуальные задания;

· детям с патологиями зрения проводится дополнительно гимнастика для глаз, у них дозированная зрительная нагрузка, демонстрационный материал на занятиях без лишних деталей, имеет яркий цвет (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный), чёткий контур, контрастный по отношению к фону, размер не менее 15 – 20 см., раздаточный материал – не менее 5 см., обеспечивается достаточная освещённость в группе.

Вся индивидуальная работа с различными категориями детей отражена в ежедневных календарных планах воспитателя.

Проблема формирования готовности к социальной реадаптации девиантных подростков стоит остро перед всем педагогическим коллективом СРЦ. Особенно трудно в период нестабильности в обществе оказалось подросткам. Среди них усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали проявляться жесткость и агрессивность. Резко возросла детская преступность. Рост подростковой преступности увеличивается темпами, заметно опережающими темпы роста правонарушений в других возрастных группах.

Вопросы коррекции поведения имеют особое значение в подростково-юношеском возрасте и отличаются своей спецификой.

Одной из составляющих в воспитательном процессе является индивидуально-воспитательная работа. Индивидуальный подход в воспитательной работе – это не простое общение с детьми, это педагогической искусство, педагогическое мастерство. Правильно организованная индивидуальная работа способствует формированию нравственной культуры, способности к самоорганизации.

Для умелого прогнозирования воспитательного процесса, достижения определенного уровня воспитанности подростков с девиантным поведением необходимо изучить и знать причины их поступков, научиться управлять их поведением. Успех в воспитательной работе зависит во многом от того, сумеет ли педагог при выборе средств воздействия на подростка найти ключ к уму и сердцу, учесть присущие конкретному подростку черты характера, психологические особенности, жизненный опыт, помочь раскрыть и реализовать свои возможности.

Под индивидуально-воспитательной работой понимается система психолого-педагогических воздействий по отношению к каждому подростку, направленная на максимально целесообразный учет его возрастных, социальных и индивидуально-психологических особенностей в целях всестороннего развития.

Система индивидуальной воспитательной работы включает в себя:

  • Субъекта деятельности (педагога) и объекта индивидуальной воспитательной работы (конкретного воспитанника)
  • Цель и задачи индивидуальной воспитательной работы;
  • Планирование
  • Изучение и учет индивидуальных особенностей подростков.
  • Выбор оптимальных форм, методов и приемов психолого-педагогического воздействия для формирования у воспитанника положительных качеств и их развития.
  • Обучение практике индивидуальной воспитательной работы;
  • Контроль, коррекция воспитательных воздействий.

Цель и задачи индивидуальной воспитательной работы формируются:

  • на основе всестороннего знания и учета индивидуальных особенностей воспитанников, изучения его личностных качеств, его сильных и слабых сторон;
  • осуществляется выбор оптимальных форм, методов, приемов психолого-педагогического воздействия в целях формирования у подростка необходимых положительных качеств и их дальнейшего развития, оказания помощи в выявлении причин имеющихся у них недостатков;
  • систематических анализ достигнутых результатов в целях коррекции индивидуального воздействия или его видоизменения, когда работа недостаточно эффективна.

Цель и задачи индивидуальной воспитательной работы:

1. Обеспечить психолого-социальную реабилитацию детей и подростков через коррекцию, обучение и воспитание.

2. Создать психолого-социальные условия для успешной адаптации воспитанников.

3. Выявление психологических и социальных причин нарушения межличностных отношений воспитанников.

4. Организация и проведение мероприятий по коррекции искаженных нравственных представлений воспитанников, отклонений в развитии эмоционально-волевой сферы, характерологических особенностей личности:

    • Изучение личностных особенностей несовершеннолетних. Диагностика и коррекция отклонений в личностном развитии (тревожность, агрессивность, и другие девиации).
    • Коррекция чувства неполноценности, неуверенности в своих силах, стабилизация самооценки.
    • Помощь в преодоление проблем, связанных с особенностями подросткового возраста.
    • Помощь в овладении методами самовоспитания, развития самостоятельности.
    • Развитие форм, средств и способов общения.
    • Работа по преодолению детских поведенческих проявлений в раннем юношеском возрасте.
    • Помощь в преодолении и профилактике вредных привычек (курение, токсикомания, наркомания, алкоголизация) последствий девиантного поведения.

Основные принципы индивидуальной воспитательной работы:

1. Повседневное внимание каждому подростку, сочетаемое с высокой требовательностью и заботой о его жизни, быте, досуге.

2. Все требования должны быть конкретными, понятными и определенными.

3. Органически сочетаться с уважением к воспитанникам

4. Соблюдение чувства меры в критике недостатков воспитанника и опора на его положительные качества. Критика должна быть принципиальной, доброжелательной. Критиковать можно поступки, но не личность.

5. Подход к подростку должен быть с «оптимистической гипотезой”, глубокой верой в него.

6. Недопущение стихийности и самотека в отборе и использовании путей и средств в решении воспитательных задач.

7. Оперативно реагировать на поведение каждого воспитанника.

8. Оперативно изменять формы и методы воздействия на личность при необходимости;

9. Планомерность в деле оказания воспитательного влияния на подростка.

10. Преемственность и согласованность воспитательных воздействий.

Методы и формы индивидуальной воспитательной работы.

Методы воспитательного воздействия – это конкретные пути и способы достижения определенной цели, совокупность средств, приемов, способов воздействия на сознание, чувства, волю, поведение с целью формирования необходимых качеств.

Индивидуальная воспитательная работа в учреждении ведется по следующим направлениям:

1. Изучение личного дела.

2. Ознакомительная беседа. В ходе беседы необходимо показать дружеское расположение к воспитаннику, проявить искренний интерес, поощрять стремление подростка рассказать о себе. В ходе беседы желательно не делать каких-либо записей (допускается записать адрес, данные о родственниках, родителях).

3. Непосредственное изучение осуществляется в ходе беседы, наблюдения, смоделированной ситуации, совместной деятельности.

4. Психологическое изучение и рекомендации по совместной воспитательной работе с подростком.

5. Использование наказаний: порицание, выговор, лишение увеселительных мероприятий, обсуждение на психолого-педагогическом консилиуме.

6. Учет нарушений поведения.

7. Немедленное реагирование на нарушения поведения.

8. Использование поощрений: благодарность, похвальная грамота, экскурсионная поездка.

9. Использование экрана самоорганизации.

10. Групповые коррекционные психологические и воспитательные занятия.

11. Шефская работа: работа в парах.

12. Вовлечение в занятия по интересам (кружковая работа).

13. Моделирование проблемных ситуаций.

14. Использование критики.

15. Коллективные творческие дела: трудовые дела, культурно-массовые мероприятия, проведение досуга.

16. Обучение конкретным социальным навыкам (практические занятия).

17. Воспитание успехом.

В социально-реабилитационном центре разновозрастные группы детей. В соответствии с этим воспитателем разработаны коррекционно-развивающие программы: для разновозрастной группы воспитанников.

Цели и методы реализации каждой из программ дифференцированы в зависимости от возраста детей.

В работе с группой воспитанников рекомендуется дифференциация

· по возрасту – деление на возрастные подгруппы на занятиях: от 3 до 6 лет и от 7 до 10 лет (младшая группа), с 11 до 14 и с 15 до 18 лет (старшая группа)

· по уровню развития (интеллектуального, физического, психического, эмоционально-волевого) – дифференциация целей и задач на занятиях для разных групп детей, распределение заданий адекватно способностям детей, как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности воспитанников, создание ситуации успеха путём посильных трудовых поручений; адекватного возможностям ребёнка, распределению ролей в ролевых играх и т.д.

Содержательная основа уровневой дифференциации – наличие нескольких вариантов программы, отличающихся глубиной и объемом материала. Воспитанникам предлагается усвоить адекватную программу (вариант). Исключается уравниловка и усреднение детей; создаются щадящие условия для слабых; появляется возможность более эффективно работать с трудными детьми, плохо адаптирующимися к общественным нормам; повышается уровень Я-концепции ребёнка: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать успех, избавиться от комплекса неполноценности. На индивидуальных занятиях с более сильными и способными детьми готовятся, в том числе, работы на конкурсы городского, областного и всероссийского уровней.

Индивидуальный подход к детям с расстройством эмоционально-волевой сферы, поведенческими нарушениями, ЗПР и т.д. проявляется в том, чтобы: на ранних стадиях с помощью медико-психологической и социально-педагогической диагностики выявить первичное нарушение в развитии; начать применять специальное обучение и психолого-педагогическую поддержку сразу же после диагностики; проводить реабилитацию по индивидуальной программе; регулярно контролировать, проводить мониторинг хода развития в процессе абилитации и реабилитации; особым образом организовать образовательную среду и жизненное пространство, адекватное нарушению. Результаты диагностик специалистов и медицинские диагнозы заносятся в протокол консилиума, который проводится по результатам адаптационного периода. Опираясь на данные консилиума, воспитатель планирует индивидуальную работу с воспитанником, в соответствии с его особенностями и потребностями.

Педагог реализует различные виды педагогической поддержки детей с педагогической запущенностью, задержкой психического развития:

· адаптация содержания — очищение материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;

· одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;

· оптимальность темпа;

· ориентация на более ранний возраст (в школу с 8 – 9 лет);

· преобладание игровой деятельности (обучение в игре).

Воспитание детей с умственной отсталостью ведётся через формирование положительных привычек (доведение до уровня автоматизма культурно-гигиенических навыков, самообслуживания, соблюдение режима и элементарных социальных норм поведения).

В работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью воспитателем применяются следующие методы:

· при групповом взаимодействии ребёнок рядом с воспитателем,

· постоянный контроль,

· отсутствие лишних, отвлекающих раздражителей,

· смена видов деятельности,

· для умственной деятельности – составная деятельность: слушание + практическое занятие (рисование, лепка, аппликация, опыт и т.д.),

· предоставление возможности выплеска энергии,

· похвала при формировании норм поведения. С детьми с задержкой речевого развития (плохо говорящими) проводятся дополнительные игры и занятия на развитие речи, обогащение словаря, классификацию, ведётся совместная работа с логопедом и дефектологом.

С агрессивными детьми педагог может проводить игры

· на приемлемый выход агрессии, негативных эмоций «Мешочек крика», » Нарисуй «врага», свой гнев» (смять, порвать листок) и др.,

· игры с водой, песком, глиной и др., направленные на снятие физического напряжения ребёнка,

релаксацию с помощью музыки, звуков природы, чтения сказок, прослушивание колыбельных песен перед сном. С детьми с нарушениями здоровья: с заболеваниями опорно-двигательной системы проводятся дополнительные занятия на предупреждение дальнейшего развития плоскостопия, нарушения осанки – корригирующая гимнастика, уменьшается силовая нагрузка на стопы и позвоночник при физкультурных кружковых занятиях и играх;

· с заболеваниями ЛОР-органов проводятся индивидуальные занятия по формированию навыков профилактики простудных заболеваний (самомассажа, точечного массажа, закаливания и т.д.);

· детям с заболеваниями сердечно-сосудистой системы и другими хроническими заболеваниями, которым противопоказана излишняя физическая нагрузка, ограничиваются физические нагрузки в подвижных и спортивных играх, в физкультурных кружковых занятиях и трудовых поручениях даются индивидуальные задания;

· детям с патологиями зрения проводится дополнительно гимнастика для глаз, у них дозированная зрительная нагрузка, демонстрационный материал на занятиях без лишних деталей, имеет яркий цвет (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный), чёткий контур, контрастный по отношению к фону, размер не менее 15 – 20 см., раздаточный материал – не менее 5 см., обеспечивается достаточная освещённость в группе.

Вся индивидуальная работа с различными категориями детей отражена в ежедневных календарных планах воспитателя.

Наталья Константиновна Катович, начальник управления воспитательной и идеологической работы научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь, кандидат педагогических наук, доцент, отличник образования Республики Беларусь.

Сфера научных интересов:
теоретико-методологические и учебно-методические основы воспитания в учреждениях общего среднего образования Республики Беларусь;
теория педагогической регионализации.

Взаимодействие семьи и школы: актуальные стратегии и формы

Взаимодействие семьи и школы представляет собой процесс совместной деятельности по согласованию целей, форм и методов семейного и школьного воспитания. Ценностная основа такого взаимодействия – создание условий для успешной самореализации ребенка, его личностного роста, формирования мотивации к учению, сохранения физического и психического здоровья, социальной адаптации. Также сотрудничество семьи и школы направлено на гармонизацию взаимоотношений между педагогами, учащимися и родителями, своевременное выявление проблем семейного воспитания, упреждение семейного неблагополучия и эффективную социально-педагогическую и психологическую поддержку семьи, повышение ответственности родителей за воспитание детей.

В реальной практике взаимодействие семьи и учреждения общего среднего образования может быть успешным, если представляет собой четко выстроенную систему, которая может включать следующие направления:

  • изучение семей учащихся, их образовательных и информационных потребностей и запросов, воспитательного и культурного потенциала;
  • использование различных форм взаимодействия, наполнение их современным содержанием;
  • создание условий для включения родителей в деятельность учреждения общего среднего образования как равноправных субъектов;
  • повышение педагогической, правовой, информационной культуры субъектов образовательного процесса;
  • организация родительского всеобуча;
  • формирование единого информационного пространства, способствующего неконфликтному взаимодействию педагогов, детей, родителей.

На современном этапе развития общего среднего образования можно выделить несколько стратегий взаимодействия школы и семьи.

Стратегия развития открытого сообщества школы и семьи предполагает организацию открытого взаимодействия, выстраивание длительных взаимоотношений, наращивание практики и опыта устойчивых педагогических традиций.

Стратегия быстрого реагирования направлена на оперативное вмешательство в жизнь ребенка и семьи, оказавшихся в социально опасном положении. Характеризуется применением поддерживающих технологий, социальной направленностью деятельности специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждений образования. Реализуется в соответствии с принятыми в Республике Беларусь нормативными правовыми актами.

Стратегия смешанного типа включает элементы первой и второй, а также предполагает реализацию комплексного подхода к решению актуальных проблем развития личности учащегося, его ближайшего окружения.

В построении системы взаимодействия семьи и школы можно выделить три этапа.

I. Знакомство.

Определяются общие цели, общие ценности и ресурсная база сторон. Наличие общих целей – важный фактор для построения взаимодействия. Большое значение имеет и определение «взаимной полезности» участников, т. е. изучение возможностей (ресурсов) друг друга, позволяющих распределить усилия сторон для достижения желаемого эффекта в совместной работе. Здесь администрации школы целесообразно актуализировать потенциал педагогического коллектива, чтобы родители знали о том, что в учреждении общего среднего образования, например, работают уникальные специалисты, что школа участвует в интересных проектах или что значительная часть ее выпускников добилась успеха в дальнейшей жизни.

В этой связи на первом этапе необходимо провести как минимум два мероприятия: мониторинг родительских запросов и ресурсов и собственный «ценностный аудит». Основным итогом первого этапа должно стать желание родителей осуществлять совместную деятельность с учреждением общего среднего образования

II. Планирование совместной деятельности.

Планирование воспитательной работы с семьей в условиях класса представляет собой совместную деятельность классного руководителя, родителей (при необходимости и учащихся), в ходе которой выявляются актуальные проблемы образования, определяется смысл и содержание взаимодействия. Такого рода сотрудничество позволяет совместными усилиями достигать поставленных целей, находить соответствующий баланс интересов и возможностей; учитывать имеющиеся ресурсы и потенциал всех заинтересованных сторон, формировать чувство разделенной ответственности семьи и школы за процесс воспитания личности учащегося.

Планирование работы с семьей в условиях учреждения образования в целом включает:

  • планирование работы родительского комитета, заседаний попечительского совета;
  • проведение общешкольных родительских собраний;
  • взаимодействие с предприятиями-шефами, общественными организациями.

Все эти обязательные компоненты годового плана реализуются с учетом актуальных проблем развития личности учащегося, условий семейного воспитания, задач образовательного процесса.

В процессе налаживания совместной деятельности особую актуальность приобретают такие понятия как «обратная связь» и «открытость каналов коммуникации». Педагогам необходимо регулярно изучать мнение родителей о качестве данного процесса и его результатах. Основным итогом второго этапа должно стать умение родителей участвовать в совместной деятельности, т. е. их определенная компетентность, основанная на доверии к учреждению общего среднего образования. Доверие, в свою очередь, порождает и желание продолжать сотрудничество в тех формах, которые приемлемы для конкретной семьи.

III. Непосредственное взаимодействие.

Взаимодействие современных учреждений образования с семьей характеризуется широким диапазоном форм, методов, содержания школьно-семейного воспитания. В отечественной и зарубежной педагогической практике уже накоплен определенный опыт работы школы с различными категориями семей (Е.П. Арнаутова, Е.В. Бондаревская, В.С. Богословская, Е.В. Гребенников, В.В. Мартынова, М.П. Осипова, Е.К. Погодина, В.В. Чечет и др.). Он направлен на повышение психолого-педагогической и правовой культуры родителей, усвоение гуманистических ценностей и их реализацию в системе семейного воспитания, формирование семейно-педагогической общности, предупреждение семейного неблагополучия и повышение ответственности родителей за воспитание детей.

Необходимым условием партнерских отношений в системе «семья – школа» является их добровольность, которая понимается как наличие свободы и осознанности выбора в разных формах взаимодействия. Осознанность выбора появляется там, где родители подготовлены к такому выбору и реально оценивают свои возможности (педагогическую компетентность, ресурсы разного рода и т. д.).

Вторым условием эффективного взаимодействия семьи и школы является долговременность отношений, т. е. нацеленность участников на продолжительный и неоднократный характер взаимодействия.

Третий признак эффективных отношений – взаимная ответственность, основа которой закладывается в самом начале совместной деятельности. Очень важно понимать, что не всегда родительская ответственность появляется сразу: она воспитывается так же, как и любое качество личности.

Актуальной задачей деятельности учреждений общего среднего образования является разработка и внедрение модели взаимодействия семьи и школы, основанной на современных подходах.

Структура такой модели может представлять собой сочетание четырех направлений:

  • диагностика и изучение семьи;
  • просветительская работа, обучение родителей;
  • включение родителей в воспитательный процесс;
  • подготовка учащихся к семейной жизни.

Подобная модель может быть внедрена как на уровне учреждения образования, так и на уровне класса. С ее помощью классный руководитель может компетентно осуществлять свои функциональные обязанности в отношении семьи каждого учащегося.

Очень важным направлением работы по реализации данной модели является ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА как инструментарий для выявления объективной оценки развития личности учащегося, наличия или отсутствия у педагогов, учащихся и их родителей чувства удовлетворенности жизнедеятельностью учреждения общего среднего образования и результатами процесса воспитания.

С целью изучения запросов родительской общественности по организации образовательного процесса, психологического микроклимата семьи, мнения родителей об учреждении общего среднего образования могут быть использованы следующие методики:

  • выявления мнения родителей об оказании образовательных услуг;
  • педагогической поддержки и необходимого педагогического просвещения;
  • исследования удовлетворенности родителей работой школы.
  • Используя диагностический инструментарий, учреждение общего среднего образования получает возможность объективно оценить:
  • профессионализм и компетентность педагогического коллектива в сфере сотрудничества с семьей;
  • запросы родителей по психолого-педагогическому просвещению и оказанию образовательных услуг;
  • взаимоотношения взрослых и детей, семьи и учреждения образования.
  • Результаты диагностики определяют стратегию по оптимизации взаимодействия семьи и школы в течение всего периода обучения ребенка.

Важным направлением взаимодействия школы и родителей является работа педагогического коллектива по ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ РОДИТЕЛЕЙ.

Формирование позиции ответственного и осознанного родительства должна развиваться в процессе открытого диалога школы и семьи, участия родителей в планировании воспитательной работы класса и школы, деятельности органов самоуправления (родительского комитета, совета общественности по месту жительства), общественных клубов и ассоциаций, а также при включении в другие совместные дела.

Современным родителям не хватает навыков помощи ребенку при освоении образовательных программ; навыков эффективного общения с ребенком; правовых знаний в области образования (государственные образовательные стандарты, правила приема в учреждения общего среднего образования и вузы, формы участия родительской общественности в жизнедеятельности учреждения общего среднего образования и т. д.). В этой связи можно выделить три направления обучения родителей:

  • как воспитателя;
  • как учителя своего ребенка;
  • как союзника, партнера.

Педагогическая наука и практика накопили богатый методический арсенал по проведению работы с родителями в данных направлениях.

Родительское собрание – основная форма работы с семьей, проводится с целью просвещения, обучения, оказания индивидуальной помощи родителям. Предполагает обсуждение актуальных проблем воспитания с привлечением специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждения образования, социально-педагогических центров, центров социальной защиты, учреждений здравоохранения, правоохранительных органов, представителей заинтересованной общественности.

Консультация (индивидуальная и групповая) для родителей – советы, разъяснения по какому-либо вопросу воспитания и развития личности ребенка. Могут носить психологический, педагогический, юридический, медицинский характер, сочетаться с другими формами работы с родителями.

Встреча с администрацией, учителями класса проводится ежегодно. На этой встрече педагогический коллектив знакомит родителей со своими требованиями, нормативными документами, целями и задачами воспитания. Выясняются запросы родителей и возможности сотрудничества.

День открытых дверей – открытое мероприятие в образовательном учреждении, которое позволяет родителям (друзьям, родственникам) непосредственно знакомиться с условиями образования детей в школе в ходе различных видов педагогической деятельности (проведения факультативных занятий, заседаний клубов, тренировок спортивных секциях, занятий в объединениях по интересам и др.).

Родительский день – открытое школьное мероприятие для родителей, которое часто является синонимом Дня открытых дверей. Позволяет родителям учащихся познакомиться с работой школы, поучаствовать в мастер-классах или других мероприятиях. На современном этапе развития информационного образовательного пространства действуют просветительские сайты «Родительский день», организованы страницы на сайтах учреждений образования, которые содействуют самообразованию родителей и решению актуальных проблем воспитания. Их работа позволяет родителям познакомиться с различными аспектами развития личности ребенка, а так же обсудить их с единомышленниками на форуме.

Родительский всеобуч – форма работы с широким охватом родителей, проводится с целью повышения их психолого-педагогической культуры, ответственности за воспитание детей, предупреждения или преодоления актуальных проблем воспитания в семье, обучения и развития личности учащегося. Предполагает программу системных последовательных действий (мероприятий) и применение соответствующих технологий в условиях реального или виртуального образовательного пространства (интернет-ресурсы).

Вечер вопросов и ответов ‑ форма работы с родителями, которая проводится на основе опроса родителей, с учетом выявленных проблемы по различным аспектам воспитания учащихся.

Диспут – обсуждение педагогами и родителями в неформальной обстановке проблем воспитания детей.

Досуг родителей и детей (совместный) – форма работы, дающая возможность детям и родителям в свободное время заниматься разнообразной деятельностью по своему выбору на основе перечня возможных в данном учреждении образования или предусмотренных совместным планированием. К подобным видам деятельности можно отнести семейные праздники, День именинников, День семьи, День здоровья, рыцарские турниры, спортивные состязания «Папа, мама, я – спортивная семья», «Всей семьей – на старт!», семейные ток-шоу, коллективные творческие дела («Праздник труда», «Салатный пир», «Семейный коллаж»), конкурсы и фестивали творчества родителей и детей на различные темы («Мой родны кут», «Бульбяны фэст», «Паэтычная субота», «Инсценировка из жизни замечательных семей»), КВН, викторины и др.

Конференция по обмену опытом воспитания детей ‑ тематическое мероприятие, где может обсуждаться один или несколько актуальных вопросов, а также представляться положительный опыт и традиции семейного воспитания.

Лекторий для родителей – форма педагогического просвещения, которая способствует ознакомлению с теорией и практикой воспитания на современном этапе, повышению их педагогической культуры, выработку конструктивных подходов к воспитанию детей. Лекторий проводится по специально разработанной программе. Для чтения лекций и консультаций могут привлекаться узкие специалисты и наиболее подготовленные педагоги.

Родительский университет – представляет собой системный, комплексный подход к проблеме психолого-педагогического просвещения родителей. В ходе систематических знаний участники получают разносторонние знания о развитии ребенка, особенностях воспитания и обучения. При этом организаторы должны широко использовать мультимедийные технологии (цифровые и аналоговые аудио-, видеоустройства) для просмотров видеосюжетов, фотоматериалов, презентаций, воспроизведения лекций, выступлений известных ученых, практиков и др.

В текущем учебном году реализация республиканского проекта «Родительский университет» станет актуальной формой просветительской работы с родителями. Разработка идеи проекта и программы его деятельности принадлежит ученым БГПУ им. М. Танка. Примерная программа работы по проекту «Родительский университет» представлена в приложении 3 к инструктивно-методическому письму Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году» (см. на сайте Министерства образования Республики Беларусь).

Школа для родителей может объединять участников в группы в зависимости от проблем, с которыми сталкиваются родители, возраста учащихся, наличия или отсутствия опыта воспитания (школа молодых родителей, школа для родителей будущих первоклассников, школа для родителей одаренных детей, школа отцов и т.д.).

В рамках школы для родителей могут работать педагогические мастерские, которые позволяют в активной, творческой, интересной форме осваивать сложные психолого-педагогические понятия, необходимые знания, справляться с актуальной проблемой воспитания ребенка в семье.

Ток-шоу для родителей – публичное мероприятие, которое ставит своей целью привлечь педагогическую, родительскую общественность и учащихся к обсуждению или возможному решению актуальной и общей для всех проблемы.

Клубы для родителей ‑ объединения активных родителей по интересам с целью общения, обсуждения актуальных проблем воспитания детей в семье, организации досуга, совместной деятельности.

Круглый стол ‑ форма обсуждения актуальных проблем воспитания учащихся. Во время таких встреч родители и педагоги на равных оказываются за общим столом. Предполагается ограниченное число наиболее активных участников, выступающих с докладом. Ведущий обеспечивает условия для эффективного диалога, сохранность смысловой конвы мероприятия в ходе обсуждения злободневных проблем; высказывание различных точек зрения, мнений, для поиск возможных путей выхода из сложных ситуаций.

Информационный бюллетень ‑ периодическое издание, посвященное событиям, произошедшим в школе, адресованное педагогам, родителям, представителям администрации. Основными задачами издания являются: расширение информационно-образовательного пространства, информирование о возможностях и результатах участия семьи в образовательном процессе.

Виртуальная гостиная ‑ форма дистанционного самообразования и взаимодействия с семьей, это интерактивная и креативная среда, которая является вариантом виртуализации взаимодействия школы и семьи.

Гостиные могут включать в себя ряд актуальных разделов, быть своеобразной виртуальной школой для родителей, родительским университетом, педагогической мастерской, форумом для вопросов и ответов и неформального общения, презентативной доской, виртуальной консультацией и др.

Педагогический коллектив учреждения общего среднего образования должен прикладывать большие усилия для ВКЛЮЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС. Эта работа традиционно активизируется в период тематических недель (Неделя матери, Неделя семьи), накануне Дня защитников Отечества, 8 Марта. Популярны среди родителей спортландии «Папа, мама, я – спортивная семья», спортивные соревнования с участием родителей по пионерболу, мини-футболу, волейболу, настольному теннису и др. В ходе таких мероприятий учреждение общего среднего образования создает условия, когда и дети, и родители испытывают удовольствие от общения друг с другом. Таким образом обогащается и досуговая сфера семьи.

Родители – специалисты в различных областях – могут активно вовлекаться в информационно-просветительскую, профориентационную работу, например, в проведение тематических лекториев (в том числе, кинолекториев по здоровому образу жизни, правовому просвещению), привлекаться классными руководителями для проведения информационных часов и других воспитательных мероприятий.

Одним из важных направлений деятельности учреждений общего среднего образования является ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ.

Многие проблемы современной семьи связаны с ценностными ориентирами и культурой общества, отдельной личности, с уровнем образованности и воспитанности. Анализ причин кризиса молодой семьи указывает на отсутствие готовности молодых людей к ответственному выполнению обязанностей супругов и родителей, на недостаток необходимых знаний и умений для конструктивной реализации актуальных потребностей, успешного общения и совместной деятельности в ближайшем окружении. Формирование готовности молодежи к вступлению в брак и созданию семьи, формирование традиционных семейных ценностей является одной из приоритетных педагогических задач, от решения которой зависит не только благополучие их будущих семей, но и общества в целом.

С целью формирования ценностного отношения подрастающего поколения к институту брака и семьи в учреждениях общего среднего образования рекомендована для использования в образовательном процессе учебная программа факультативных занятий «Основы семейной жизни» для IX–XI классов. Содержание программы направлено на изучение правовых и нравственных основ семейной жизни, на формирование позитивного образа семьи, уважительного отношения к семье, ее духовным ценностям, родительству.

Программа факультативных занятий включает 3 раздела. В разделе «Подготовка к браку и семейной жизни» (IX класс) рассматриваются гендерные различия юношей и девушек, особенности добрачных отношений, факторы и мотивы брачного выбора, личностные качества, необходимые для семейной жизни, раскрывается понятие «готовность к браку и семейной жизни». В разделе «Семья как социальный институт» (X класс) дается характеристика основных функций семьи, раскрываются правовые основы брачно-семейных отношений, особенности ролевой структуры и динамики семьи, культура семейного общения, хозяйственно-экономическая сфера семейной жизни, семейный бюджет и эстетика быта, анализируются причины и последствия нарушения семейных отношений. В завершающем разделе «Семья и дети» (XI класс) рассматриваются такие темы, как особенности молодой семьи, планирование семьи, роль отца и матери в воспитании детей, стили семейного воспитания, семейные традиции и организация семейного досуга, социальная поддержка семьи.

В программе факультативных занятий большое внимание уделено формированию качеств личности учащихся, умений и навыков, необходимых для будущей семейной жизни. Этому способствуют практико-ориентированная направленность факультативных занятий, использование активных форм обучения ‑ тренингов, дискуссий, круглых столов, творческих заданий, проектов и др.

Для реализации учебной программы факультативных занятий в 2020 году издано пособие для педагогов учреждений общего среднего образования «Основы семейной жизни. Подготовка к браку и семейной жизни. 9 класс» (авторы В. В. Мартынова, Е. К. Погодина). В пособии представлена модель организации занятий по учебной программе факультативных занятий «Основы семейной жизни» для учащихся IX классов, конспекты факультативных занятий, дидактические и раздаточные материалы.

В ближайшей перспективе готовятся к выпуску пособия «Основы семейной жизни. Семья как социальный институт. 10 класс», «Основы семейной жизни. Семья и дети. 11 класс».

Разностороннее развитие личности учащегося требует единства, согласованности действий семьи и школы в процессе воспитания. Актуальная задача деятельности учреждения общего среднего образования – обеспечить взаимополезный союз семьи и школы, в центре внимания которого должны находиться интересы ребенка.

Литература:

  1. Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году».
  2. Концепция воспитания детей и учащейся молодежи / Выхаванне і дадатковая адукацыя. – 2015. ‑ № 10 – С. 3–22.
  3. Катович, Н. К. Формы и методы взаимодействия семьи и школы: пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования / Н. К. Катович, Т. П. Елисеева. – Минск : Национальный институт образования, 2011. – 208 с.
  4. Методический инструментарий классного руководителя: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / Н. К. Катович ; под ред. Н. К. Катович. – Минск : Национальный институт образования, 2020. – 192 с. : ил.
  5. Осипова, М.П. Педагогическое взаимодействие с семьей: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / М. П. Осипова, Е. Д. Осипов. Минск : ИВЦ Минфина, 2015. – 192 с.
  6. Чечет, В. В. Педагогика семьи: пособие / В. В. Чечет. – Минск : БГПУ, 2015. – 176 с.

Курс профессиональной переподготовки «Организация образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Курс повышения квалификации «Использование мини-проектов в школьном: начальном, основном и среднем общем и среднем профессиональном естественнонаучном образовании в условиях реализации ФГОС»
Курс повышения квалификации «Воспитание и социализация учащихся в условиях реализации ФГОС»
Курс повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты профессиональной компетентности педагогических работников в условиях реализации ФГОС»
Курс повышения квалификации «Теория и практика инклюзивного обучения в образовательной организации в условиях реализации ФГОС»
Курс повышения квалификации «Содержательные аспекты профессионального и личностного развития педагогических работников в рамках реализации профессионального стандарта»
Курс повышения квалификации «Основы педагогического дизайна»
Курс повышения квалификации «Основы музейной педагогики в работе учителя как одно из условий реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)»
Курс повышения квалификации «Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий в соответствии с ФГОС ДО»
Курс повышения квалификации «Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий в соответствии с ФГОС НОО»
Курс повышения квалификации «Профориентация школьников: психология и выбор профессии»
Курс повышения квалификации «Техники креативного мышления как инструмент формирования общих компетенций по ФГОС»
Курс повышения квалификации «Инструменты и методы воспитания российской гражданской идентичности согласно ФГОС»

Добавить комментарий