Тарифы ЖКХ на 2018 год

С 1 июля для москвичей увеличатся тарифы на жилищно-коммунальные услуги на 3,3–3,8% из расчета на 1 кв. м. Плата для семьи из трех человек, собственников квартиры площадью 64 кв. м, возрастет по приборам учета на 62 рубля на человека, по нормативам — на 108 рублей.

«Это ниже предельного индекса роста платы граждан за коммунальные услуги, установленного для Москвы федеральным правительством, — 5,5%», — пояснили агентству «РИА Новости» в департаменте экономической политики и развития столицы.

Низкий рост объясняется тем, что тарифы на ЖКХ не пересматривались и остались на уровне 2017 года, когда предельный индекс был на уровне 7%.

В целом тарифы повысятся следующим образом: на холодную воду и водоотведение — на 7,5%, на тепло — на 3,67%, на горячую воду — на 4,4%. Стоимость электроэнергии зависит от вида тарифов — одноставочные или многоставочные, и типа плиты — газовая или электрическая. В Москве рост составит от 0 до 7,3%, в Троицком и Новомосковском административном округах — от 2,7 до 9,4%.

Для 52 льготных категорий граждан предусмотрена широкая система льгот и субсидий на оплату ЖКХ, напоминает ТАСС.

С 1 июля изменение коммунальных тарифов ждет всех жителей России. Как отметили в Федеральной антимонопольной службе (ФАС) РФ, среднее по стране повышение не превысит 4%. Наибольший рост ждет Санкт-Петербург и Якутию — 6%. В Кемеровской области и Башкирии стоимость услуг ЖКХ увеличится на 5,9%. Повышение в 5,5%, помимо Москвы, ожидает Кировскую и Новгородскую области.

В мае Министерство строительства и ЖКХ разработало тарифные планы по оплате жилищно-коммунальных услуг для граждан по аналогии с сотовой связью. Сейчас ведомство заканчивает собирать предложения от участников рынка. Речь идет как минимум о трех тарифах.

Инфографика об изменении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) для населения в Москве за период с 2011 по 2018 годы.

На графике приведён ряд основных цен и тарифов, дающих наиболее существенный вклад в изменение платежей населения за жилищно-коммунальные услуги в г.Москве.

Кликнув на картинку, график откроется в новом окне в большем размере.

Для построения графика цены и тарифы брались на конец соответствующего года (включая 2018 год), согласно следующим нормативным документам:

— постановление Правительства Москвы от 13 декабря 2016 года N 848-ПП Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения ;

— постановление Правительства Москвы от 15 декабря 2015 года N 889-ПП Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения;

— постановление Правительства Москвы от 19 мая 2015 г. N 280-ПП «Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения»;

— постановление Правительства Москвы №748-ПП от 26.11.13 «Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2014 год»;

— постановление Правительства Москвы от 27 ноября 2012 г. № 671-ПП «Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2013 год»;

— постановление Правительства Москвы № 571-ПП от 29.11.11 «Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2012 год»;

— постановление Правительства Москвы от 30 ноября 2010 г. N 1038-ПП «Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2011 год»;

приказ ДЭПиР от 7 декабря 2017 года №350-ТР «О корректировке долгосрочных тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), техническую воду и водоотведение для потребителей акционерного общества «Мосводоканал» на 2018 год»;

приказ ДЭПиР от 15 декабря 2017 года №426-ТР «О корректировке долгосрочных тарифов на горячую воду (горячее водоснабжение), поставляемую публичным акционерным обществом «Московская объединённая энергетическая компания» потребителям с использованием закрытых систем горячего водоснабжения, на 2018 год»;

приказ ДЭПиР от 15 декабря 2017 года №425-ТР «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, и на услуги по передаче тепловой энергии публичного акционерного общества «Московская объединённая энергетическая компания» на 2018 год»;

приказ ДЭПиР от 29 ноября 2017 года №323-ТР «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населенияи приравненным к нему категориям потребителей города Москвы на 2018 год»;

приказ ДЭПиР от 25 июня 2018 года № 54-ТР «Об установлении розничных цен на природный газ, реализуемый населению города Москвы».

Изменение тарифов и цен на жилищно-коммунальные услуги для населения в г.Москве за 2011-2017 годы (в руб. и %) Тариф на конец 2011 года Тариф на конец 2018 года 2011- 2012 2012- 2013 2013- 2014 2014- 2015 2015- 2016 2016- 2017 2017- 2018 Общее изменение 2011-2018
Холодная вода 23,31 38,06 14,8% 6,2% 2,7% 5,9% 7,0% 7,2% 7,5% 63,3%
Водоотведение (канализация) 16,65 27,01 14,1% 6,1% 2,7% 5,8% 7,0% 7,2% 7,5% 62,2%
Электроэнергия (одностав. тариф, электроплиты) 2,66 4,30 5,6% 12,1% 4,1% 7,3% 7,1% 7,2% 6,4% 61,7%
Горячая вода 105,45 188,53 10,0% 8,4% 8,0% 11,5% 7,8% 10,6% 4,4% 78,8%
Отопление 1325,70 2279,95 8,7% 9,0% 9,6% 13,0% 8,1% 4,6% 3,7% 72,0%

Тарифы на 2021 год

Тарифы на ресурсы, поставляемые для предоставления коммунальных услуг гражданам, на 2021 год

Нормативные правовые акты:
Распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 18.12.2020 № 271-р «Об установлении тарифов на питьевую воду, техническую воду и водоотведение государственного унитарного предприятия «Водоканал Санкт-Петербурга» на территории Санкт-Петербурга на 2021-2025 годы»
Распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 16.12.2020 № 243-р «Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и закрытой централизованной системе горячего водоснабжения, предоставляемые гражданам, и тарифов на тепловую энергию и горячую воду для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2021 год»
Распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 16.12.2020 № 244-р «Об установлении тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, по Санкт-Петербургу на 2021 год»
Распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 18.12.2020 № 255-р «Об установлении розничных цен на природный газ, реализуемый обществом с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» населению на территории Санкт-Петербурга, на 2021 год»
Распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 18.12.2020 № 254-р «Об установлении розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, на территории Санкт-Петербурга на 2021 год»

Тарифы на коммунальные услуги с 01.01.2021 года

Наименование, единица измерения

с 01.01.2021 по 30.06.2021

с 01.07.2021 по 31.12.2021

Холодная вода, руб./м3

32,53

33,12

Водоотведение, руб./м3

32,53

33,12

Горячая вода, в многоквартирных домах с открытой и закрытой централизованной системой, руб./м3

109,10

112,81

Тепловая энергия, для расчета за коммунальную услугу по отоплению, руб./Гкал

1818,29

1880,11

Тепловая энергия, для расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и закрытой централизованной системе, руб./Гкал

1818,29

1880,11

Электрическая энергия в домах с газовыми плитами, руб./кВт∙ч:

Одноставочный тариф

4,82

4,89

Одноставочный тариф, дифференцированный по двум зонам суток

дневная зона (пиковая и полупиковая)

5,42

5,71

ночная зона

3,12

3,15

Одноставочный тариф, дифференцированный по трем зонам суток

пиковая зона

5,45

5,74
полупиковая зона

4,82

4,98

ночная зона

3,12

3,15

Электрическая энергия для населения в домах с электрическими плитами, руб./кВт∙ч

Одноставочный тариф

3,61

3,73

Одноставочный тариф, дифференцированный по двум зонам суток

дневная зона (пиковая и полупиковая)

4,06

4,28

ночная зона

2,34

2,36

Одноставочный тариф, дифференцированный по трем зонам суток

пиковая зона

4,11

4,33
полупиковая зона

3,61

3,73

ночная зона

2,34

2,36

Природный газ, руб./1000м3

6558,78

6768,78

Сжиженный газ, реализуемый из групповых газовых резервуарных установок, руб./кг

25,22

25,98

Размер платы за содержание жилого помещения на территории Санкт-Петербурга с 01.01.2021 по 30.06.2021г

Распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 16.12.2020 № 250-р «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения на территории Санкт-Петербурга на 2021 год»

N п/п

Наименование услуги (работы)

За 1 кв. м общей площади жилого помещения, руб. в месяц

За 1 кв. м площади комнат в общежитиях, руб. в месяц

Содержание жилого помещения <*>, в т.ч.:

Управление многоквартирным домом

3,73

5,63

Содержание общего имущества в многоквартирном доме (включает в себя услуги и работы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, за исключением услуг и работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных пунктами 4 — 11 настоящего приложения)

13,02

19,66

Текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме (включает в себя услуги и работы по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, за исключением услуг и работ по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных пунктами 4, 6 — 11 настоящего приложения) <**>

6,33

9,56

Уборка и санитарно-гигиеническая очистка земельного участка, входящего в состав общего имущества, содержание и уход за элементами озеленения, находящимися на земельном участке, входящем в состав общего имущества, а также иными объектами, расположенными на земельном участке, предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома

2,02

3,05

Очистка мусоропроводов (при наличии в составе общего имущества в многоквартирном доме)

1,67

2,52

Содержание и ремонт автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома (при наличии в составе общего имущества в многоквартирном доме)

0,34

0,51

Содержание и ремонт систем автоматизированной противопожарной защиты (при наличии в составе общего имущества в многоквартирном доме)

0,40

0,60

Содержание и текущий ремонт внутридомовых инженерных систем газоснабжения (при наличии в составе общего имущества в многоквартирном доме)

0,89

1,34

Эксплуатация коллективных (общедомовых) приборов учета используемых энергетических ресурсов (при наличии в составе общего имущества в многоквартирном доме), в т.ч.:

эксплуатация приборов учета электрической энергии

0,07

0,11

эксплуатация приборов учета тепловой энергии и горячей воды

0,54

0,82

эксплуатация приборов учета холодной воды

0,06

0,09

Содержание и текущий ремонт систем экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (при наличии в составе общего имущества в многоквартирном доме)

0,06

0,09

Содержание и ремонт лифтов (при наличии в составе общего имущества в многоквартирном доме) <***>

определяется в соответствии с приложением

Коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в т.ч.:
холодная вода

0,21

0,32

горячая вода

0,43

0,65

электрическая энергия:
в многоквартирных домах, не оборудованных стационарными электрическими плитами:
12.3.1.1 оборудованных лифтами

0,74

1,12

12.3.1.2 не оборудованных лифтами

0,42

0,63

в многоквартирных домах, оборудованных стационарными электрическими плитами

0,55

0,83

отведение холодной воды

0,21

0,32

12.5 отведение горячей воды

0,12

0,18

Размер платы за содержание жилого помещения на территории Санкт-Петербурга с 01.07.2021


п/п

Наименование услуги (работы)

За 1 кв.м общей площади жилого помещения, руб. в месяц

За 1 кв.м площади
комнат
в общежитиях, руб. в месяц

Содержание жилого помещения <*>, в т.ч.:

Управление многоквартирным домом

3,88

5,86

Содержание общего имущества в многоквартирном доме (включает в себя услуги и работы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, за исключением услуг и работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных пунктами 4 — 11 настоящего приложения)

13,66

20,63

Текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме (включает в себя услуги и работы по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, за исключением услуг и работ по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных пунктами 4, 6 — 11 настоящего приложения) <**>

6,33

9,56

Уборка и санитарно-гигиеническая очистка земельного участка, входящего в состав общего имущества, содержание и уход за элементами озеленения, находящимися на земельном участке, входящем в состав общего имущества, а также иными объектами, расположенными на земельном участке, предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома

2,10

3,17

Очистка мусоропроводов (при наличии в составе общего имущества в многоквартирном доме)

1,74

2,63

Содержание и ремонт автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома (при наличии в составе общего имущества в многоквартирном доме)

0,34

0,51

Содержание и ремонт систем автоматизированной противопожарной защиты (при наличии в составе общего имущества в многоквартирном доме)

0,40

0,60

Содержание и текущий ремонт внутридомовых инженерных систем газоснабжения (при наличии в составе общего имущества в многоквартирном доме)

0,98

1,48

Эксплуатация коллективных (общедомовых) приборов учета используемых энергетических ресурсов (при наличии в составе общего имущества в многоквартирном доме), в т.ч.:

эксплуатация приборов учета электрической энергии

0,07

0,11

эксплуатация приборов учета тепловой энергии
и горячей воды

0,54

0,82

эксплуатация приборов учета холодной воды

0,06

0,09

Содержание и текущий ремонт систем экстренного оповещения населения об угрозе возникновения
или о возникновении чрезвычайных ситуаций
(при наличии в составе общего имущества в многоквартирном доме)

0,07

0,11

Содержание и ремонт лифтов (при наличии
в составе общего имущества в многоквартирном доме) <***>

определяется в соответствии
с приложением

Коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в т.ч.:

холодная вода

0,21

0,32

горячая вода

0,45

0,68

электрическая энергия:

в многоквартирных домах, не оборудованных стационарными электрическими плитами:

оборудованных лифтами

0,75

1,13

не оборудованных лифтами

0,43

0,65

в многоквартирных домах, оборудованных стационарными электрическими плитами

0,56

0,85

отведение холодной воды

0,21

0,32

отведение горячей воды

0,12

0,18

Взнос на капитальный ремонт

Постановление от 22 декабря 2020 г. N 1141 «О минимальном размере взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге в 2021 году

МИНИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР

ВЗНОСА НА КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА

В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ В 2021 ГОДУ

N п/п

Тип многоквартирного дома

Минимальный размер взноса, руб./кв. м в месяц

«Дореволюционной постройки, не прошедшие капитальный ремонт» и «дореволюционной постройки, прошедшие капитальный ремонт»

Без лифта

11,50

С лифтом

12,00

«Сталинские», постройки 1931-1956 гг.», «конструктивизм», постройки 1918-1930 гг.» и «немецкие», постройки 1945-1948 гг.»

Без лифта

11,34

С лифтом

11,84

«Хрущевки» кирпичные, постройки 1957-1970 гг.»

Без лифта

11,12

С лифтом

11,62

«Хрущевки» панельные, постройки 1957-1970 гг.»

Без лифта

11,30

С лифтом

11,80

«Кирпичные, постройки 1970-1980 гг.» и «деревянные дома»

Без лифта

11,00

С лифтом

11,50

«Панельные, постройки 1970-1980 гг.»

Без лифта

11,20

С лифтом

11,70

«Кирпичные, «новое строительство», постройки после 1980 г.» и «дома, построенные после 1999 года, категории «новое строительство кирпичные»

Без лифта

11,06

С лифтом

11,56

«Панельные «новое строительство», постройки после 1980 г.» и «дома, построенные после 1999 года, категории «новое строительство панельные»

Без лифта

11,24

С лифтом

11,74

«Дома нового строительства, построенные после 1980 года, с наружными многослойными и(или) оштукатуренными ограждающими конструкциями (за исключением домов, ограждающие конструкции которых выполнены из панелей, и домов с вентилируемыми фасадами)»

Без лифта

11,50

С лифтом

12,00

«Дома нового строительства, построенные после 1980 года, с вентилируемыми фасадами»

Без лифта

11,25

С лифтом

11,75

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ТАРИФАМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 19 октября 2016 г. N 119-р

ОБ УСТАНОВЛЕНИИ НОРМАТИВОВ ПОТРЕБЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

НА ТЕРРИТОРИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДА АНАЛОГОВ

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.09.2005 N 1346 «О Комитете по тарифам Санкт-Петербурга» и на основании протокола заседания правления Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 19.10.2016 N 131:

1. Утвердить с 01.11.2016 нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных домов и жилых домах на территории Санкт-Петербурга согласно приложению 1 к настоящему распоряжению.

2. Утвердить с 01.11.2016 нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению в жилых помещениях многоквартирных домов и жилых домах и на общедомовые нужды на территории Санкт-Петербурга согласно приложению 2 к настоящему распоряжению.

3. Утвердить с 01.11.2016 нормативы потребления коммунальной услуги по водоотведению в жилых помещениях многоквартирных домов и жилых домах на территории Санкт-Петербурга согласно приложению 3 к настоящему распоряжению.

4. Определить, что при установлении нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению, холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению на территории Санкт-Петербурга применен метод аналогов.

5. Внести в распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 09.09.2015 N 97-р «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг на территории Санкт-Петербурга с применением метода аналогов» следующие изменения:

5.1. Исключить пункт 6 распоряжения.

5.2. Признать утратившими силу приложения 1, 2, 3 к распоряжению.

6. Распоряжение вступает в силу с 01.11.2016, но не ранее дня его официального опубликования.

Председатель

Комитета по тарифам

Санкт-Петербурга

Д.В.Коптин

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

к распоряжению

Комитета по тарифам

Санкт-Петербурга

от 19.10.2016 N 119-р

НОРМАТИВЫ

ПОТРЕБЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНОЙ УСЛУГИ ПО ОТОПЛЕНИЮ В ЖИЛЫХ

ПОМЕЩЕНИЯХ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ И ЖИЛЫХ ДОМАХ

НА ТЕРРИТОРИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

N п/п

Категория многоквартирного (жилого) дома

Норматив потребления (Гкал на 1 кв. метр общей площади жилого помещения в месяц)

многоквартирные и жилые дома со стенами из камня, кирпича

многоквартирные и жилые дома со стенами из панелей, блоков

многоквартирные и жилые дома со стенами из панелей, блоков, многоквартирные и жилые дома со стенами из дерева, смешанных и других материалов

Многоквартирные и жилые дома до 1999 года постройки включительно

I. Многоквартирные дома

Дома дореволюционной постройки, прошедшие капитальный ремонт

0,0241

Дома дореволюционной постройки, не прошедшие капитальный ремонт

0,0197

Дома постройки 1918-1930 гг. категории «Конструктивизм»

0,0207

Дома постройки 1931-1956 гг. категории «Сталинские»

0,0197

0,0197

Дома постройки 1957-1970 гг. категории «Хрущевки кирпичные»

0,0208

Дома постройки 1957-1970 гг. категории «Хрущевки панельные»

0,0204

Дома постройки 1970-1980 гг. кирпичные

0,0209

Дома постройки 1970-1980 гг. панельные

0,0205

Дома постройки 1980-1999 гг. включительно «Новое строительство кирпичные»

0,0215

Дома постройки 1980-1999 гг. включительно «Новое строительство панельные»

0,0208

Ветхий фонд

0,0279

0,0279

0,0279

Дома постройки 1945-1948 гг. категории «Немецкие»

0,0230

0,0230

0,0230

II. Жилые дома

Дома постройки до 1999 года включительно

0,0257

0,0257

0,0257

Многоквартирные и жилые дома после 1999 года постройки

I. Многоквартирные дома

Дома, построенные после 1999 года, категории «Новое строительство кирпичные»

0,0169

Дома, построенные после 1999 года, категории «Новое строительство панельные»

0,0162

II. Жилые дома

Дома, построенные после 1999 года

0,0203

0,0203

0,0203

Примечания:

1. Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению установлены в соответствии с требованиями к качеству коммунальных услуг, предусмотренными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. При определении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению учтены материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем, год постройки многоквартирных домов (до и после 1999 г.).

3. Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению рассчитаны на отопительный сезон продолжительностью 8 календарных месяцев, в том числе неполных.

4. Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению распространяются на общежития и коммунальные квартиры.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
к распоряжению
Комитета по тарифам
Санкт-Петербурга
от 19.10.2016 N 119-р

НОРМАТИВЫ
ПОТРЕБЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ПО ХОЛОДНОМУ И ГОРЯЧЕМУ
ВОДОСНАБЖЕНИЮ В ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ
И ЖИЛЫХ ДОМАХ НА ТЕРРИТОРИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

N п/п

Категория жилых помещений

Единица измерения

Норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению

Норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению

Многоквартирные и жилые дома с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением, оборудованные унитазами, раковинами, мойками, ваннами и(или) душем

м3 в месяц на человека

4,90

3,48

Многоквартирные и жилые дома с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением, без ванны и(или) душа

м3 в месяц на человека

4,22

2,30

Многоквартирные и жилые дома с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями, водоотведением, оборудованные унитазами, раковинами, мойками, ваннами и(или) душем

м3 в месяц на человека

8,48

Многоквартирные и жилые дома с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями, водоотведением, без ванны и(или) душа

м3 в месяц на человека

6,44

Многоквартирные дома с нецентрализованным горячим водоснабжением, централизованным холодным водоснабжением, водоотведением, с ванной и(или) душем (для целей самостоятельного производства исполнителем коммунальных услуг коммунальной услуги по горячему водоснабжению)

м3 в месяц на человека

3,48

Многоквартирные дома с нецентрализованным горячим водоснабжением, централизованным холодным водоснабжением, водоотведением, без ванны и(или) душа (для целей самостоятельного производства исполнителем коммунальных услуг коммунальной услуги по горячему водоснабжению)

м3 в месяц на человека

2,30

Многоквартирные дома с нецентрализованным горячим водоснабжением, централизованным холодным водоснабжением, водоотведением, с ванной и(или) душем

м3 в месяц на человека

4,90

Многоквартирные дома с нецентрализованным горячим водоснабжением, централизованным холодным водоснабжением, водоотведением, без ванны и(или) душа

м3 в месяц на человека

4,22

Многоквартирные и жилые дома без водонагревателей с водопроводом и канализацией, оборудованные раковинами, мойками и унитазами

м3 в месяц на человека

3,63

Многоквартирные и жилые дома без водонагревателей с централизованным холодным водоснабжением и водоотведением, оборудованные раковинами и мойками

м3 в месяц на человека

3,63

Многоквартирные и жилые дома с централизованным холодным водоснабжением, без централизованного водоотведения, оборудованные умывальниками, мойками, унитазами, ванными, душами

м3 в месяц на человека

4,90

Многоквартирные и жилые дома с централизованным холодным водоснабжением, без централизованного водоотведения, оборудованные умывальниками, мойками, унитазами

м3 в месяц на человека

1,50

Многоквартирные и жилые дома с водоразборной колонкой

м3 в месяц на человека

1,50

Дома, использующиеся в качестве общежитий, оборудованные мойками, раковинами, унитазами, с душевыми с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением

м3 в месяц на человека

4,90

3,48

Примечания:

1. Нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению установлены в соответствии с требованиями к качеству коммунальных услуг, предусмотренными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. При определении нормативов потребления коммунальных услуг учтены этажность, износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения, вид системы горячего водоснабжения, оснащенность жилых помещений водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием, а также наличие изолированных (неизолированных) стояков и(или) полотенцесушителей.

3. Нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению распространяются на коммунальные квартиры.

НОРМАТИВЫ
ПОТРЕБЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ПО ХОЛОДНОМУ И ГОРЯЧЕМУ
ВОДОСНАБЖЕНИЮ НА ОБЩЕДОМОВЫЕ НУЖДЫ НА ТЕРРИТОРИИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

N п/п

Категория жилых помещений

Единица измерения

Этажность

Норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению

Норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению

Многоквартирные дома с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением

м3 в месяц на кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме

от 1 до 5

0,036

0,022

от 6 до 9

0,055

0,034

от 10 до 16

0,076

0,046

более 16

0,089

0,053

Многоквартирные дома с нецентрализованным горячим водоснабжением, централизованным холодным водоснабжением, водоотведением

от 1 до 5

0,036

0,022

от 6 до 9

0,055

0,034

от 10 до 16

0,076

0,046

более 16

0,089

0,053

Многоквартирные дома с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями, водоотведением

от 1 до 5

0,047

от 6 до 9

0,074

Многоквартирные дома без водонагревателей с централизованным холодным водоснабжением и водоотведением, оборудованные раковинами, мойками и унитазами

от 1 до 5

0,030

от 6 до 9

0,045

от 10 до 16

0,061

более 16

0,071

Многоквартирные дома с централизованным холодным водоснабжением без централизованного водоотведения

0,030

Примечания:

1. Нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению установлены в соответствии с требованиями к качеству коммунальных услуг, предусмотренными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. При определении нормативов потребления коммунальных услуг учтены этажность, износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения, вид системы горячего водоснабжения, оснащенность жилых помещений водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием, а также наличие изолированных (неизолированных) стояков и(или) полотенцесушителей.

3. Нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению распространяются на общежития и коммунальные квартиры.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
к распоряжению
Комитета по тарифам
Санкт-Петербурга
от 19.10.2016 N 119-р

НОРМАТИВЫ
ПОТРЕБЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНОЙ УСЛУГИ ПО ВОДООТВЕДЕНИЮ В ЖИЛЫХ
ПОМЕЩЕНИЯХ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ И ЖИЛЫХ ДОМАХ
НА ТЕРРИТОРИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

N п/п

Категория жилых помещений

Единица измерения

Норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению

Многоквартирные и жилые дома с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением, оборудованные унитазами, раковинами, мойками, ваннами и(или) душем

м3 в месяц на человека

8,38

Многоквартирные и жилые дома с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением, без ванны и(или) душа

м3 в месяц на человека

6,52

Многоквартирные и жилые дома с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями, водоотведением, оборудованные унитазами, раковинами, мойками, ваннами и(или) душем

м3 в месяц на человека

8,48

Многоквартирные и жилые дома с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями, водоотведением, без ванны и(или) душа

м3 в месяц на человека

6,44

Многоквартирные дома с нецентрализованным горячим водоснабжением, централизованным холодным водоснабжением, водоотведением, с ванной и(или) душем (для целей самостоятельного производства исполнителем коммунальных услуг коммунальной услуги по горячему водоснабжению)

м3 в месяц на человека

8,38

Многоквартирные дома с нецентрализованным горячим водоснабжением, централизованным холодным водоснабжением, водоотведением, без ванны и(или) душа (для целей самостоятельного производства исполнителем коммунальных услуг коммунальной услуги по горячему водоснабжению)

м3 в месяц на человека

6,52

Многоквартирные и жилые дома без водонагревателей с водопроводом и канализацией, оборудованные раковинами, мойками и унитазами

м3 в месяц на человека

3,63

Многоквартирные и жилые дома без водонагревателей с централизованным холодным водоснабжением и водоотведением, оборудованные раковинами и мойками

м3 в месяц на человека

3,63

Дома, использующиеся в качестве общежитий, оборудованные мойками, раковинами, унитазами, с душевыми с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением

м3 в месяц на человека

8,38

<1> В т.ч. на водоотведение горячей воды — 3,48 м3 в месяц на человека.

<2> В т.ч. на водоотведение горячей воды — 2,30 м3 в месяц на человека.

Примечания:

1. Нормативы потребления коммунальной услуги по водоотведению определены исходя из суммы нормативов потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению и коммунальной услуги по горячему водоснабжению с учетом степени благоустройства многоквартирных домов и жилых домов.

2. При определении нормативов потребления коммунальной услуги по водоотведению учтены износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения, вид системы горячего водоснабжения.

3. Нормативы потребления коммунальной услуги по водоотведению распространяются на коммунальные квартиры.

  • Распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 26.05.2017 № 50-р «Об утверждении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Санкт-Петербурга»

Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях многоквартирных домов и жилых домах на территории Санкт-Петербурга

ПРИЛОЖЕНИЕ 4
к распоряжению
Комитета по тарифам
Санкт-Петербурга
от 09.09.2015 N 97-р

N п/п

Категория жилых помещений

Единица измерения

Количество комнат в жилом помещении

Норматив потребления

количество человек, проживающих в помещении

5 и более

Многоквартирные дома, жилые дома, общежития, не оборудованные в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи

кВт.ч в месяц на человека

4 и более

Многоквартирные дома, жилые дома, общежития, оборудованные в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи

кВт.ч в месяц на человека

4 и более

Примечания:

1. Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению установлены в соответствии с требованиями к качеству коммунальных услуг, предусмотренными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. При определении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению учтены количество комнат в квартире, площадь жилого дома, износ внутридомовых инженерных систем.

3. Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению распространяются на общежития и коммунальные квартиры.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 11

к распоряжению

Комитета по тарифам

Санкт-Петербурга

от 22.08.2012 N 250-р

Нормативы потребления сжиженного углеводородного газа, используемого для приготовления пищи и подогрева воды с использованием газовых приборов (кг/чел. в месяц)

при наличии централизованного горячего водоснабжения для газовых плит

при отсутствии централизованного горячего водоснабжения

для газовых плит и газового водонагревателя

для газовых плит при отсутствии газового водонагревателя

6,97

17,03

10,51

N п/п

Классификационные группы

Нормативы потребления сжиженного углеводородного газа, используемого на индивидуальное (поквартирное) отопление жилых помещений, кг/кв. м в месяц

Многоквартирные дома

Дома дореволюционной постройки, прошедшие капитальный ремонт

одноэтажные

2,24

выше одного этажа

1,79

Дома дореволюционной постройки, не прошедшие капитальный ремонт

одноэтажные

2,24

выше одного этажа

1,59

Дома постройки 1918-1930 гг. категории «Конструктивизм» (выше одного этажа)

2,06

Дома постройки 1931-1956 гг. категории «Сталинские»

одноэтажные

2,24

выше одного этажа

1,92

Дома постройки 1957-1970 гг. категории «Хрущевки кирпичные» (выше одного этажа)

1,70

Дома постройки 1957-1970 гг. категории «Хрущевки панельные» (выше одного этажа)

1,63

Дома постройки 1970-1980 гг. кирпичные (выше одного этажа)

1,59

Дома постройки 1970-1980 гг. панельные (выше одного этажа)

1,59

Дома постройки 1980-1999 гг. включительно категории «Новое строительство кирпичные» (выше одного этажа)

1,56

Дома постройки 1980-1999 гг. включительно категории «Новое строительство панельные» (выше одного этажа)

1,59

Ветхий фонд (дома деревянные) (выше одного этажа)

2,26

Дома постройки 1945-1948 гг. категории «Немецкие» (выше одного этажа)

1,82

Дома, построенные после 1999 года, категории «Новое строительство кирпичные» (выше одного этажа)

1,13

Дома, построенные после 1999 года, категории «Новое строительство панельные» (выше одного этажа)

1,19

Жилые дома

Дома постройки до 1999 года включительно

2,22

Дома, построенные после 1999 года

1,76

Примечания.

1. Нормативы потребления коммунальной услуги по газоснабжению сжиженным углеводородным газом установлены в соответствии с требованиями к качеству коммунальных услуг, предусмотренными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. При определении нормативов потребления коммунальной услуги по газоснабжению сжиженным углеводородным газом учтены конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем.

3. Норматив потребления коммунальной услуги по газоснабжению при использовании сжиженного углеводородного газа для подогрева воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии других газовых приборов и отсутствии централизованного горячего водоснабжения соответствует разности между нормативами потребления природного газа «для газовых плит и газового водонагревателя» и «для газовых плит при отсутствии газового водонагревателя».

4. Норматив потребления коммунальной услуги по газоснабжению сжиженным углеводородным газом на общедомовые нужды принимается равным 0.

5. Нормативы потребления коммунальной услуги по газоснабжению сжиженным углеводородным газом распространяются на общежития и коммунальные квартиры.

С 1 июля в России поднялась плата за жилищно-коммунальные услуги. Средний рост совокупного платежа за ЖКХ в этом году составил 4%. Но в отдельных регионах рост оказался значительно выше. Например, в Санкт-Петербурге тарифы повысятся на 5%, а в Новосибирской области только на 3%. Кроме того, с 1 июля в ряде регионов вырастет плата за вывоз мусора, поскольку она теперь будет взиматься с человека, а не с жилплощади.

Традиционно, в России с 1 июля повышены тарифы на услуги ЖКХ. Порог роста совокупного платежа за ЖКХ составляет 4%, рассказали в Минстрое. Это некий баланс между интересами населения и необходимостью поддерживать и развивать инфраструктуру, считают в ведомстве.

В Минстрое напомнили, что в 2017 году фактический рост размера платы граждан по 82 субъектам РФ составил 3,87%.

В Федеральной антимонопольной службе (ФАС), которая осуществляет мониторинг тарифов по субъектам Федерации, поясняют, что средний рост на 4% не означает, что платежка за коммунальные услуги подрастет ровно на эту сумму.

«В различных муниципальных образованиях могут быть разные проценты роста, как больше среднего по России, так и меньше. Превышение в ряде случаев должны согласовываться местными депутатами», — отметили в ФАС.

В Москве рост платы за «коммуналку» составит 5%, в Санкт-Петербурге платеж в среднем увеличится на 6%. В Калининградской, Мурманской, Сахалинской, и Тверской областях рост будет ниже среднего – 3,4%. А в Северной Осетии и Новосибирской области рост будет самым низким в стране – 3%.

«При этом в рамках этого ограничения местными органами регулирования может приниматься решение – на какие именно ресурсы тариф вырастет больше, а на какие — меньше или даже не изменится совсем. Например, плата за отопление может не вырасти вообще, а, на водоотведение — увеличиться на 5%, что в совокупности даст рост общей платежки не более, чем на 4%», — рассказали в Минстрое.

Есть вопросы к абсолютной величине тех тарифов, которые растут, поделилась мнением с «Газетой.Ru» директор Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ («ЖКХ-Контроль») Светлана Разворотнева.

«У нас по стране они сильно различаются. По идее, в Москве они должны расти медленнее, чем, например, в Северной Осетии, поскольку в столице лучше и новее инфраструктура», — говорит она.

Эксперт обратила внимание, что приведенные правительством средние цифры по росту оплаты за ЖКХ будут соблюдены, в этом сомневаться не приходится. Но в ряде регионов есть реальные причины, по которым сумма может увеличиться. Во-первых, речь идет об инвестиционной надбавке, которую вправе вводить органы самоуправления решением советов депутатов, например, если на конкретную территорию пришел концессионер и реализуется крупный инвестиционный проект.

Во-вторых, в настоящее время происходит переход регионов на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами, и платеж за вывоз мусора переходит из разряда жилищной услуги в коммунальную. Таким образом, если по старой схеме плата взималась с квадратного метра, то новые правила предполагают платеж с человека.

Как рассказали «Газете.Ru» в Минстрое, 6 регионов полностью перешли на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) и к оказанию коммунальной услуги. В их числе Астраханская и Ивановская области, город Севастополь, Республики Мордовия, Карелия и Чечня. Еще в 5 субъектах (Новгородской и Челябинской областях, Камчатском, Краснодарском и Ставропольском краях) система действует на территории отдельных муниципальных образований.

«В этих субъектах плата за обращение с ТКО взимается согласно тарифам, установленным региональным регулирующим органом. Эти данные имеют открытый характер и раскрываются органами регулирования и региональным оператором. В остальных субъектах плата за обращение с отходами взимается по старой схеме», — обратили внимание в Минстрое.

При этом Разворотнева привела пример удорожания коммуналки в ряде регионов, где уже живут по новым правилам.

«Конечно, те регионы, которые уже прошли этот путь, они показывают, что тарифы на мусор существенно возрастают. Ивановская область уже перешла на новую систему. Если ранее стоимость услуги по вывозу коммунальных отходов составляла 2,5 рубля с квадратного метра, то теперь с человека берут в районе 86 рублей, то есть 260 рублей за троих», — привела примерные расчеты собеседница «Газеты.Ru».

Разворотнева считает, что при таком раскладе выиграет тот, кто занимает большую площадь и живет один, а проиграют бедные семьи, в которых обычно проживает много человек на малой площади.

Таким образом, добавила эксперт, плата за ЖКХ в нескольких регионах может вырасти намного выше заявленных параметров.

Так или иначе, но полный переход на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами во всех регионах страны должен быть выполнен до 1 января следующего года.

«При этом уже сейчас реформа обращения с отходами, которая позволит систематизировать вывоз и переработку коммунальных отходов, а также исключить образование несанкционированных свалок, стартовала в 75 субъектах страны», — обратили внимание в Минстрое.

По данным ведомства, размер платы за вывоз отходов по новой системе зависит от плотности населения и протяженности зон деятельности регионального оператора, от наличия и количества объектов инфраструктуры по обращению с отходами, полигонов, пунктов сортировки, от необходимости строительства новых мощностей. Поэтому в каждом регионе тариф индивидуален.

Подорожает и капитальный ремонт. «В 2018 году средний размер взноса вырос всего на 16 копеек. По предварительным подсчетам экспертов он составит 6,76 руб., таким образом, изменился по сравнению с 2017 годом на 2,54%»,

— рассказала «Газете.Ru» исполнительный директор Ассоциации региональных операторов капитального ремонта Анна Мамонова.

Напомним, что размер взносов на капитальный ремонт для россиян устанавливается непосредственно регионами, и власти каждого субъекта страны сами принимают решение о необходимости его индексации.

Сейчас есть два способа накопления средств на такие нужды. В первом на счет регионального оператора или, другими словами, в «общий котел». Второй вариант предполагает сбор денег на специальный счет непосредственно конкретного дома, жители которого на общем собрании выбрали такой способ накопить на ремонт своего дома.

При этом увеличение минимального размера взноса на капремонт не происходит не по инициативе власти. Все большее число собственников, которые формируют фонд капремонта на спецсчетах, принимают решение об увеличении платы для того, чтобы ускорить проведение капитального ремонта в доме.

По словам Мамоновой, в этом году 49 регионов приняли решение оставить размер взноса на капремонт на уровне 2017 года. При этом 35 субъектов решили изменить минимальный размер платы. «В течение 2018 года размер взноса увеличится на территории Республики Саха (Якутия), Пермского края, Кемеровской области, Республика Хакасия», — уточнила она.

С 1 июля в России вырастают тарифы на коммунальные услуги.

Важно отметить, что ежегодное повышение тарифов ресурсоснабжающих организаций происходит в соответствии с основными параметрами социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий год.
Согласно Жилищному кодексу России применяются ограничения к совокупной плате за коммунальные услуги, в которую включается плата за услуги холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, тепло-, электро- и газоснабжения, рост платы за содержание жилья не учитывается.

Важно отметить, что регионы самостоятельно устанавливают тарифы ЖКХ с учетом границ, установленных на федеральном уровне.
Рост тарифов в среднем по Московской области с 1 июля 2018 года составит:

  • электроснабжение (для населения) – 5,0%;
  • водоснабжение – 3,8%;
  • водоотведение – 3,8%;
  • тепловая энергия – 3,6%;
  • газоснабжение (для населения) – 3,4%

Повышение стоимости услуг ЖКХ происходит из-за нестабильной экономической ситуации, которая сложилась в государстве. В 2017 году цена тарифов в среднем возросла на 8,7%. В этом же году показатель, ограничивающий рост тарифов, составляет 4,9%. Грядущий 2019 год также принесет с собой повышение стоимости услуг ЖКХ. В среднем тарифы планируют увеличить на 4,4%.
Цены на воду и газ также повысятся. В среднем разница между тарифами 2017 и 2018 годов составит 0,7-1,2%. Теплоснабжение также подорожало. Чтобы получать услугу, гражданам придется платить на 5,5-5,9% больше.
Повышение коммунальных услуг в 2018 году напрямую зависит от региона, в котором проживает гражданин. Так, сильный рост стоимости наблюдается в Вологодской области. Здесь произошло удорожание тарифов на 11%. Жителям Санкт- Петербурга ожидал не такой большой скачок стоимости. Здесь цены выросли на 9%. В других регионах тарифы поднялись на 8,7%.
Цена на услуги зависит от стоимости топлива. Регуляцией их размера занимается государство. Действие осуществляется при помощи разработки плана индексации предприятий. Поэтому правительство осуществило составление плана инвестиционных мероприятий в Газпром. Действие было выполнено для того, чтобы предотвратить рост цен на природный газ.
Помимо расчета на государственную поддержку, предприятия, функционирующие в отрасли нефтегазовой промышленности, должны развиваться за счет средств, которые принадлежат собственникам организации.
Из-за того, что количество добычи топлива при растущем спросе повышается, прибыль владельцев подобных компаний увеличивается. Все это в последующем может привести к тому, что цены на услуги ЖКХ снизятся.
Постоянные санкции со стороны других государств также негативно сказываются на размере тарифов. Применяемые меры приводят к тому, что иностранные инвесторы не могут осуществлять вложения в работу российских организаций и развитие экономики. Санкции ухудшают экономическую ситуацию в РФ в целом.
Стоит отметить, что стоимость коммунальных услуг в Москве значительно выше, чем в других регионах. Однако повышение цены осуществляется пропорционально. Другие регионы ощутят на себе повышение в меньшей степени. Легче всего придется жителям следующих республик: Дагестан; Северная Осетия; Кабардино-Балкария. Здесь цены вырастут всего на 3%. Чуть больше тарифы увеличатся в Тверском, Белгородском, Калужском, Мурманском и Тамбовском регионах. Здесь цены вырастут на 3,4%. Аналогичная ситуация ожидается на Чукотке, Сахалине и в Чечне.
Чуть сильнее цены подымут в Иркутской и Свердловской областях, а также в Приморском крае. Жители этих субъектов РФ должны будут платить на 5% больше. Граждане, проживающие в Башкирии, Кемеровском регионе, Якутии и на Камчатке столкнутся с ростом цен на 5,9-6%.
Не более, чем на 5,9-6% ожидается рост коммунальных платежей для населения в Кемеровском регионе и Башкирии, Камчатки, Якутии и Санкт-Петербурга. Самой дорогой в 2018 году будет коммуналка в Москве и Московской области – здесь суммы в ежемесячных платежках вырастут в среднем на 7%.

Добавить комментарий