Судебные акты и требования юридической техники

Составление судебных актов – чрезвычайно ответственная сторона судебной деятельности. По юридической значимости все судебные акты можно разделить на три группы: основные, вспомогательные и дополнительные.

Основные, к которым относятся судебные решения и приговоры, – это то, ради чего по сути дела и осуществляется судопроизводство.

Судебное решение – это постановление суда первой инстанции, который решает дело по существу. Правила его составления, процедура вынесения, а также структура и содержание закреплены в ГПК РФ (ст. 198) и в разъяснении Верховного Суда РФ, данном в постановлении от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении». Основная особенность судебного решения как акта правосудия заключается в том, что им завершается рассмотрение дела по существу и восстанавливается законность и попранное право. Судебное решение выносится именем Российской Федерации.

Приговор – это «решение о невиновности или виновности подсудимого и назначении ему наказания либо об освобождении его от наказания, вынесенное судом первой или апелляционной инстанции (п. 28 ст. 5 УПК РФ).

Положения, содержащиеся в приговоре, могут иметь место и в других документах, например в обвинительном заключении следователя или обвинительном акте органа дознания. Но только в приговоре они могут стать основанием для назначения уголовного наказания.

Существует ряд признаков, отличающих приговор от иных процессуальных документов. Во-первых, постановление приговора осуществляется именем Российской Федерации, что делает его обязательным для всех субъектов права. Во-вторых, приговор определяет правовое положение лица, в отношении которого он вынесен (постановлен) на определенный в нем период времени. Вступивши в силу, он имеет преюдициальное значение, т.е. обязывает суды либо должностных лиц (прокуроров, следователей, дознавателей) принять без проверки и доказательств факты, которые стали основанием для его вынесения, в случае нового дела в отношении тех же лиц. В-третьих, только с момента оглашения приговора лицо может считаться виновным, ибо до этого действовал принцип презумпции невиновности.

Судебные акты должны удовлетворять ряду основных требований: законности, обоснованности, мотивированности, справедливости, полноты представления доказательного (фактического) материала.

Первым и безусловным требованием к судебному решению, приговору, как и к иным судебным актам, является законность.

При этом, как отмечается в постановлении Верховного Суда РФ, «решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права». Необходимо уточнить, что аналогия закона и аналогия права неприменимы по отношению к приговору по уголовному делу (ч. 2 ст. 3 УК РФ).

Неисполнение договора и нарушение обычая делового оборота также можно считать нарушением законности со всеми вытекающими последствиями.

При постановлении приговора, как и при принятии судебного решения, суды руководствуются постановлениями судов высшей инстанции, которые дают разъяснения по сложным и не вполне ясным правовым вопросам.

Если нормы национального права входят в противоречие с нормами международного права, содержащимися в международных договорах, которые наша страна заключила или к которым присоединилась, то в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ суды обязаны применять норму международного договора.

После вступления России в Совет Европы (1996) и ратификации Европейской Конвенции о защите нрав человека и основных свобод (1998) отечественные суды обязаны руководствоваться постановлениями Европейского Суда по правам человека, в которых дается толкование указанной Конвенции. Граждане РФ получили возможность обращаться в Европейский Суд за защитой своих, как они считают, нарушенных прав через полгода после того, как исчерпаны все внутринациональные правовые средства.

Обоснованность принятия судебных актов неразрывно связана с законностью и также относится к числу важнейших требований, предъявляемых к их содержанию.

Судебное решение, приговор являются обоснованными, если, как отмечается в вышеуказанном постановлении Верховного Суда, «имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов». Суд должен установить наличие события преступления, причастность либо непричастность к нему подсудимого, виновность либо невиновность его, форму вины, размеры ущерба и т.д. Обоснованность при постановлении приговора гарантируется точным следованием ст. 299 УПК РФ, которая устанавливает, что «при постановлении приговора суд в совещательной комнате разрешает следующие вопросы:

  • 1) доказано ли, что имело место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый;
  • 2) доказано ли, что деяние совершил подсудимый;
  • 3) является ли это деяние преступлением и какими пунктом, частью, статьей Уголовного кодекса Российской Федерации оно предусмотрено;
  • 4) виновен ли подсудимый в совершении этого преступления;
  • 5) подлежит ли подсудимый наказанию за совершенное им преступление;
  • 6) имеются ли обстоятельства, смягчающие или отягчающие наказание;
  • 6.1) имеются ли основания для изменения категории преступления, в совершении которого обвиняется подсудимый, на менее тяжкую в соответствии с частью шестой статьи 15 Уголовного кодекса Российской Федерации;
  • 7) какое наказание должно быть назначено подсудимому;
  • 7.1) имеются ли основания для замены наказания в виде лишения свободы принудительными работами в порядке, установленном статьей 53.1 Уголовного кодекса Российской Федерации;
  • 8) имеются ли основания для постановления приговора без назначения наказания или освобождения от наказания;
  • 9) какой вид исправительного учреждения и режим должны быть определены подсудимому при назначении ему наказания в виде лишения свободы;
  • 10) подлежит ли удовлетворению гражданский иск, в чью пользу и в каком размере;
  • 10.1) доказано ли, что имущество, подлежащее конфискации, получено в результате совершения преступления или является доходами от этого имущества либо использовалось или предназначалось для использования в качестве орудия преступления либо для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации);
  • 11) как поступить с имуществом, на которое наложен арест для обеспечения гражданского иска или возможной конфискации;
  • 12) как поступить с вещественными доказательствами;
  • 13) на кого и в каком размере должны быть возложены процессуальные издержки;
  • 14) должен ли суд в случаях, предусмотренных статьей 48 Уголовного кодекса Российской Федерации, лишить подсудимого специального, воинского или почетного звания, классного чина, а также государственных наград;
  • 15) могут ли быть применены принудительные меры воспитательного воздействия в случаях, предусмотренных статьями 90 и 91 Уголовного кодекса Российской Федерации;
  • 16) могут ли быть применены принудительные меры медицинского характера в случаях, предусмотренных статьей 99 Уголовного кодекса Российской Федерации;
  • 17) следует ли отменить или изменить меру пресечения в отношении подсудимого».

Мотивированность судебного акта. При постановлении приговора суд не может допускать произвольных действий и должен взвешивать все фактические обстоятельства, соотносить их с нормами права, с личностными особенностями фигурантов дела и др. Суд обязан объяснить, по каким мотивам он принял либо отверг те или иные доказательства, переквалифицировал статью, назначил то или иное наказание и т.д. В этом заключается суть мотивированности как одного из условия обеспечения законности и обоснованности судебного акта. Мотивированность не отличается той жесткостью, с которой законодатель подходит к требованию законности и обоснованности, но, как потребовал Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 29 апреля 1996 г. № 1 «О судебном приговоре»: «В приговоре необходимо мотивировать выводы суда относительно квалификации преступления по той или иной статье уголовного закона, его части либо пункту. Признавая подсудимого виновным в совершении преступления по признакам, относящимся к оценочным категориям (тяжкие или особо тяжкие последствия, крупный или значительный ущерб, существенный вред, ответственное должностное положение подсудимого и другие), суд не должен ограничиваться ссылкой на соответствующий признак, а обязан привести в описательно-мотивировочной части приговора обстоятельства, послужившие основанием для вывода о наличии в содеянном указанного признака. По делу в отношении нескольких подсудимых или по делу, по которому подсудимый обвиняется в совершении нескольких преступлений, суд должен обосновать квалификацию в отношении каждого подсудимого и в отношении каждого преступления».

Справедливость – неотъемлемая черта права. Если закон может быть неправовым и несправедливым, т.е. противоречащим праву, то право с древнейших времен олицетворяет собой справедливость. В Древней Греции это было понятие «Дике» (так же звали богиню справедливости, дочь Зевса и Фемиды). Древнеримским аналогом понятий о справедливости является «Эквитас». Дигесты Юстиниана начинаются с определения Цельса: «Право есть наука о хорошем и справедливом». И в наше время понятие справедливости фигурирует в таких фундаментальных документах, как конституции Индии, Испании и др. Справедливость – понятие философское, исторически изменчивое. Однако на каждом историческом этапе она представляет собой фундаментальную ценность, которая реализуется в практике правоприменения, в ходе судебного процесса. К тому же ч. 1 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. устанавливает, что «каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона». Это требование является для наших судов обязательным. Справедливость выражается в соразмерности и разумности наказания. Это достигается учетом характера и степени общественной опасности преступного деяния, личности виновного, наличия смягчающих либо отягчающих вину обстоятельств, целесообразности избранной меры в качестве воспитательного воздействия, последствий для семьи осужденного, прежде всего детей.

Качество судебного решения (приговора) в значительной степени зависит от полноты ответов на вопросы, имеющие значение для рассматриваемого дела, учета всех требований и возражений сторон.

Техника постановления приговора требует скрупулезного следования всем рассмотренным выше положениям.

Вспомогательные акты, оформляющие различные действия суда, связаны с возможным, но не обязательным поворотом событий, когда дело следует отложить, приостановить или производством прекратить. В гражданском процессе по этому поводу принимается определение, в уголовном – постановление. Перечень последних довольно внушительный. Вот примеры наиболее часто применяемых такого рода постановлений: о назначении предварительного следствия; о направлении уголовного дела по подсудности; о прекращении уголовного дела; о приостановлении производства по уголовному делу; об отложении судебного разбирательства; о назначении судебного заседания без предварительного слушания; об исключении доказательств; о приводе свидетеля; о роспуске коллегии присяжных заседателей и др.

Определения суда в ходе гражданского процесса также многообразны. Определение – это постановление суда первой инстанции, которым дело не разрешается по существу (ст. 224 ГПК РФ). По содержанию они могут быть:

  • 1) подготовительные, например о подготовке дела к судебному разбирательству, о назначении экспертизы и др.;
  • 2) пресекательные, суть которых в преграждении возможности совершения определенных процессуальных действий, например об отказе в принятии искового заявления, о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения и др.;
  • 3) заключительные, завершающие процесс, например определение о прекращении производства по делу ввиду отказа истца от иска или ввиду заключения сторонами мирового соглашения;
  • 4) частные определения, выносимые судом в отношении организаций или должностных лиц, в действиях которых суд усматривает нарушения закона и которые обязаны в месячный срок предоставить сведения о принятых ими мерах и др.;
  • 5) определения по вынесенному судебному решению и его исполнению, носящие разъяснительный характер по смыслу вынесенного решения и порядку его исполнения, но ни в коей мере его не меняющие.

Определения судов в основном касаются процессуальных вопросов, но могут в отдельных случаях разрешать и вопросы материального права, например о временном взыскании алиментов до рассмотрения дела по существу и др.

Со стороны юридической техники судебное определение должно содержать (см. ст. 225 ГПК РФ):

  • – указание на место и время вынесения определения;
  • – наименование суда, вынесшего определение, его состав, а также секретарь;
  • – список лиц, участвующих в деле, предмет спора или заявленное требование;
  • – вопрос, о котором выносится определение;
  • – мотивы, по которым суд пришел к своим выводам и ссылка на законы, которыми он руководствовался;
  • – судебное постановление;
  • – порядок и срок обжалования определения суда, если оно подлежит обжалованию.

Дополнительные акты – исключительно важные по значимости, но внешние по отношению к сути самого дела. Это протокол судебного заседания, назначение которого в беспристрастной и точной фиксации хода судебного процесса, вопросный лист присяжным заседателям и др.

Работа над составлением судебных решений и приговоров имеет свои юридико-технические особенности с точки зрения структурного построения, логики, языка.

Структурное построение судебного решения и судебного приговора принципиально не отличаются, хотя в ГПК РФ структура судебного решения предполагает четыре части: вводную, описательную, мотивировочную и резолютивную, а в УПК РФ приговор должен содержать три части, где первая и последняя такие же, как в ГПК РФ, а вторая и третья объединены в одну описательно-мотивировочную часть. Принципиального значения это не имеет, но юридический формализм требует точности. Что касается смысловой нагрузки этих частей, то, естественно, они принципиально отличаются в гражданско-правовом и уголовно-правовом процессах.

Содержание решения суда и его структурное построение определяется ст. 198 ГПК РФ. В вводной части констатируется, что решение выносится именем Российской Федерации; указывается дата вынесения решения (день подписания его судьей, принявшим решение); место принятия решения (место нахождения суда, а при выездной сессии – место слушания дела); полное наименование суда; фамилии и инициалы судей, рассматривающих дело; фамилия и инициалы секретаря, ведущего протокол судебного заседания; фамилия и инициалы прокурора, в случае его участия в деле; точное название сторон, других лиц, участвующих в деле, представителей; предмет спора или заявленное требование.

Описательная часть должна отражать существо вопроса, по поводу которого выносится определение. В нем излагается исковое требование в том виде, в каком оно представлено в исковом заявлении, а также все последующие изменения, касающиеся предмета, основания, цены иска и др. Должна быть точно изложена позиция ответчика, а в случае предъявления им встречного иска – суть последнего и все возможные возражения против него истца. Также должны быть четко зафиксированы объяснения всех лиц, участвовавших в деле, заключение прокурора, государственного или муниципального органа.

В мотивировочной части раскрываются мотивы, даются ссылки на конкретные нормы права, излагаются мнения лиц, участвующих в деле, приводимые ими доказательства правомерности их притязаний. Прежде всего суд определяет, подлежит ли исковое требование удовлетворению и в каком объеме, а если ответчик признает иск, то суд его принимает. Анализируя доказательства с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, суд устанавливает доказанность либо недоказанность приводимых фактов, и приводит доводы, дающие основания для данного заключения. Мотивом может служить в отдельных случаях и постановление Пленума Верховного Суда РФ. Мотивировочная часть дает основание для окончательного вывода суда, который делается в резолютивной части судебного решения.

В резолютивной части формулируются выводы суда, связанные с разрешением дела по существу: удовлетворяется ли иск; как распределяются судебные издержки, в каком порядке, в какой срок и в какой конкретно суд должно быть обжаловано судебное решение. Если решение заочное, то в нем указывается на возможность и порядок его пересмотра. Резолютивная часть четкая, императивная, без аргументаций. В резолютивную часть не вносятся все иные выводы суда, не связанные с разрешением дела по существу. Они оформляются в форме определения. Своеобразием отличаются резолютивные части дел по искам о признании (например, о признании отцовства или об оспаривании отцовства (материнства), иск о признании сделки недействительной); по категориям дел, предусмотренных ст. 195, 196, 201 АПК РФ.

Структура судебного приговора. Предусмотреть вопросы, которые могут найти отражение в приговоре, даже приблизительно невозможно. Однако среди их многообразия можно выделить три необходимые группы: вопросы, связанные с рассматриваемым преступлением; вопросы, касающиеся наказания; вопросы, связанные с гражданским иском. Все эти вопросы должны найти отражение в приговоре. Приговор, как говорилось выше, состоит из вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной частей.

Вводная часть начинается с провозглашения того, что постановление приговора, равно как и судебного решения, осуществляется именем Российской Федерации. Согласно ст. 303 УПК РФ приговор излагается на том языке, на котором проводилось судебное разбирательство. В вводной части обязательно должны быть указаны: дата и место постановления приговора; наименование суда, постановившего приговор, данные о составе суда, о секретаре судебного заседания, об обвинителе, о защитнике, о потерпевшем, о гражданском истце, гражданском ответчике и об их представителях; фамилия, имя и отчество подсудимого, дата и место его рождения, место жительства, место работы, род занятий, образование, семейное положение и иные данные о личности подсудимого, имеющие значение для уголовного дела; пункт, часть, статья УК РФ, предусматривающие ответственность за преступление, в совершении которого обвиняется подсудимый.

Описательно-мотивировочная часть, которая, как правило, начинается словами «Суд установил», должна быть исполнена с особой тщательностью, поскольку она является основанием определения меры ответственности подсудимого. Законодатель предусмотрел в процессуальном законе отдельными статьями порядок и характер изложения описательно-мотивировочной части оправдательного приговора и обвинительного приговора. Характерная деталь: на первое место поставлен оправдательный приговор, что отражает общегуманистическую направленность правосудия.

Описательно-мотивировочная часть оправдательного приговора, согласно ст. 305 УПК РФ, должна содержать: существо предъявленного обвинения; обстоятельства уголовного дела, установленные судом; основания оправдания подсудимого и доказательства, их подтверждающие; мотивы, по которым суд отвергает доказательства, представленные стороной обвинения; мотивы решения в отношении гражданского иска. При этом не допускается включение в оправдательный приговор формулировок, ставящих под сомнение невиновность оправданного.

Описательно-мотивировочная часть обвинительного приговора (см. ст. 307 УПК РФ) включает: описание преступного деяния, признанного судом доказанным, с указанием места, времени, способа его совершения, формы вины, мотивов, целей и последствий преступления; доказательства, на которых основаны выводы суда в отношении подсудимого, и мотивы, по которым суд отверг другие доказательства; указание на обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а в случае признания обвинения в какой-либо части необоснованным или установления неправильной квалификации преступления – основания и мотивы изменения обвинения; мотивы решения всех вопросов, относящихся к назначению уголовного наказания, освобождению от него или его отбывания, применению иных мер воздействия; доказательства, на которых основаны выводы суда о том, что имущество, подлежащее конфискации, получено в результате совершения преступления или является доходами от этого имущества либо использовалось или предназначалось для использования в качестве орудия преступления либо для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации); обоснование принятых решений но другим вопросам, указанным в ст. 299 УПК РФ.

Правила юридической техники требуют скрупулезного и точного описания реакции подсудимого на предъявленное обвинение. Он может приводить различные доводы, признавать вину, отрицать ее либо признавать частично. Дело суда разобраться и взвесить эти доводы, именно доводы, а не субъективную оценку, которую дает подсудимый своим действиям. Так же тщательно должны фиксироваться все элементы доказательной базы: показания подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетельские показания, экспертные заключения, вещественные доказательства, протоколы следственных и судебных действий и т.д. Конечно, чтобы быть объективным и беспристрастным, суд должен учесть все доказательства, а если он какие-то из них не принимает, то обязан привести для этого доводы. Если в ходе слушания дела отдельные эпизоды инкриминируемого преступления не подтвердились, да к тому же если это влечет за собой необходимость переквалификации преступления (и соответственно статьи УК РФ), в описательно-мотивировочной части приговора это также должно быть подробно обоснованно. Также в приговоре необходимо точно и обстоятельно сформулировать основания полного или частичного удовлетворения гражданского иска или отказа в нем, указав при этом его размеры, обоснованные соответствующими расчетами.

Резолютивная часть также различается в зависимости от характера приговора. Так, для оправдательного приговора (ст. 306) она должна содержать: фамилию, имя и отчество подсудимого; решение о признании подсудимого невиновным и основания его оправдания; решение об отмене меры пресечения, если она была избрана; решение об отмене мер по обеспечению конфискации имущества, а также мер по обеспечению возмещения вреда, если такие меры были приняты; разъяснение порядка возмещения вреда, связанного с уголовным преследованием.

В резолютивной части обвинительного приговора (ст. 308) указывается: фамилия, имя и отчество подсудимого; решение о признании подсудимого виновным в совершении преступления; пункт, часть, статья УК РФ, предусматривающие ответственность за преступление, в совершении которого подсудимый признан виновным; вид и размер наказания, назначенного подсудимому за каждое преступление, в совершении которого он признан виновным; окончательная мера наказания, подлежащая отбытию на основании ст. 69–72 УК РФ; вид исправительного учреждения, в котором должен отбывать наказание осужденный к лишению свободы, и режим данного исправительного учреждения; длительность испытательного срока при условном осуждении и обязанности, которые возлагаются при этом на осужденного; решение о дополнительных видах наказания в соответствии со ст. 45 УК РФ; решение о зачете времени предварительного содержания под стражей, если подсудимый до постановления приговора был задержан, или к нему применялись меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, или он помещался в медицинский или психиатрический стационар; решение о мере пресечения в отношении подсудимого до вступления приговора в законную силу; решение о порядке следования осужденного к месту отбывания наказания в случае назначения ему отбывания лишения свободы в колонии-поселении; ограничения, которые устанавливаются для осужденного к наказанию в виде ограничения свободы.

Если подсудимому предъявлено обвинение по нескольким статьям уголовного закона, то в резолютивной части приговора должно быть точно указано, по каким из них подсудимый оправдан и по каким осужден.

В случаях освобождения подсудимого от отбывания наказания или вынесения приговора без назначения наказания об этом также указывается в резолютивной части приговора.

Согласно ст. 309 в резолютивной части приговора, за исключением вопросов, указанных в ст. 306, 308 УПК РФ, должны содержаться: решение по предъявленному гражданскому иску в соответствии с ч. 2 настоящей статьи, суть которой в том, что при необходимости произвести дополнительные расчеты, связанные с гражданским иском, требующие отложения судебного разбирательства, суд может признать за гражданским истцом право на удовлетворение гражданского иска и передать вопрос о размере возмещения гражданского иска для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства. Также в резолютивной части приговора необходимо четко отразить решение вопроса о вещественных доказательствах и решение о распределении процессуальных издержек.

В резолютивной части приговора должно также содержаться разъяснение о порядке и сроках его обжалования в соответствии с требованиями гл. 45.1 УПК РФ о праве осужденного и оправданного ходатайствовать об участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции.

Приговор должен быть написан от руки или изготовлен с применением технических средств одним из судей, участвующих в его постановлении, и подписан всеми судьями, в том числе и судьей, оставшимся при особом мнении.

Язык и логика играют в судебном процессе и в судебных актах огромную роль. Речи выдающихся российских юристов, таких, как А. Ф. Кони, Ф. Н. Плевако, В. Д. Спасович, П. А. Александров и других блестящих судебных ораторов отличались высочайшим уровнем юридической техники. Многие из них можно считать эталонами с точки зрения логики, доказательности, точности словоупотребления, совершенства литературной формы. И судебную речь, и правильно составленный судебный акт с полным основанием можно рассматривать как особую литературную форму.

При составлении юридических актов используется весь комплекс языковых средств: лексических, синтаксических, стилистических.

Неточное словоупотребление, двусмысленность, неубедительность умозаключений и формулировок, т.е. нарушение лексических правил, вполне могут привести к серьезным противоречиям и вызвать нежелательные последствия. Фраза, построенная по такой формуле: «один студент шел в пальто, а другой в университет», хотя с точки зрения грамматики на первый взгляд и не кажется неправильной, на самом деле абсурдна. Подобные несуразицы – не такая уж редкость в документах и правоохранительных органов.

Все, что говорилось выше о логике и языке, в полной мере применимо к языку судебных актов, хотя можно отметить определенное своеобразие последних. Язык судебных актов определенен и строг, в нем недопустимы всякого рода жаргонизмы, в том числе и профессиональные, например «откат», «крыша». Даже употребляемые в полемике во время судебной тяжбы двух российских олигархов, они вызвали в английском суде непонимание и удивление. Каждый русский человек понимает, что означает «накатать телегу», «настучать на соседа», отправить «анонимку», но при постановлении приговора этим выражениям необходимо подыскать адекватные и вполне юридически приемлемые понятия, например, соответственно, «ложно обвинить», «сообщить в компетентные органы сведения, касающиеся деятельности соседа», «отправить анонимное сообщение» и т.д. Язык приговора и судебного решения нс допускает образности, эмоциональной окрашенности, которая достигается различными литературными приемами, например, «пьян в стельку», «танцевали до упаду» и т.д.

Как и в нормотворчестве, в судебной практике следует избегать синонимов, поскольку абсолютно точных синонимов практически нс бывает. Если речь идет о какой-то обыденной ситуации, о банальной краже, то едва ли следует употреблять выражения, уместные для описания явлений крупной социально-политической значимости. Это может звучать до известной степени комично.

Отступление от синтаксических правил может привести к поистине трагическим последствиям. Все помнят, что значит запятая в словосочетании «казнить нельзя помиловать» или запятая и точка вместо вопросительного и восклицательного знака в словосочетании «Я неправ извините» («Я неправ, извините.» – означает разрешение конфликта. «Я неправ? Извините!» – означает завязку конфликтной ситуации).

Очень важно помнить о согласовании членов предложения. Часто употребляются слишком сложные предложения, что делает их трудными для понимания. Психологи считают, что предельное число придаточных предложений не должно быть более семи. Конечно, у классиков литературы встречаются очень разветвленные предложения, но художественное произведение и юридический акт – разные литературные жанры. Если в приговоре для большей убедительности используется прямая речь, то ее не следует редактировать, а нужно указать на лицо, которому она принадлежит.

Стилистические правила сводятся к следующему.

Вводная часть практически стандартна, в ней важно только соблюсти все согласования.

Описательная часть не имеет какого-либо стилевого клише, пишется в свободной манере, но обязательно от третьего лица, должна быть краткой и максимально информативной. Следует избегать всего, что не имеет отношения к делу. Приговор суда имеет помимо чисто юридического еще и воспитательное значение. Он оглашается в присутствии большого числа людей, поэтому независимо от предмета посягательства и способа совершения преступления в нем не должно содержаться подробностей, которые могут причинить вред: описание способов совершения террористического акта, изготовления наркотических средств, совершения безнравственных действий и т.д. Однако всегда нужно помнить, что погоня за краткостью не является самоцелью, она не должна наносить ущерб полноте изложения сути дела.

Мотивировочная часть должна быть наиболее четкой и продуманной как с точки зрения содержания, так и построения. Здесь важен четкий анализ и ясный стиль изложения, нс допускающий неопределенности, форма и содержание не должны приноситься в жертву друг другу.

Резолютивная часть отличается императивностью стиля, в ней содержится вывод, заключение, к которому приходит суд через вводную, описательную и мотивировочную части. Чаще всего это четко построенное предложение, в котором нс должно быть ничего лишнего. Если резолютивную часть нельзя уложить в одно предложение, то стилистически она должна состоять из нескольких предложений, смысл которых легко воспринимается на слух и доступен для понимания любого человека, не искушенного в юриспруденции.

Предугадать наперед все возможные лингвистические тонкости, с которыми может столкнуться суд при постановлении приговора, дело заведомо бесполезное. Поэтому каждому юристу необходимо уметь пользоваться справочной литературой, разного рода словарями и, конечно, постоянно повышать свой общекультурный уровень.

  • Более подробно см.: Кудрявцева Е. В., Прокудина Л. А. Как написать судебное решение., 2012.
  • Примеры типичных лингвистических ошибок приводятся в работах: Антоненко Г. А. Словесность в юриспруденции. Ростов н/Д, 1999; Ивакина Η. Н. Порядок слов в правовых документах // Советская юстиция. 1991. № 2; Крысин Л. П., Статкус В. Ф. Обвинительное заключение: язык и стиль. М., 2002; Кашанина Т. В. Юридическая техника: учебник. М., 2011; Мирецкий С. Г. Приговор суда. М., 1989; Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия: материалы науч.-практ. конф. Ростов н/Д, 2011.

Одна из причин, по которой простые смертные идут к юристам за помощью, является невозможность самостоятельно составить грамотно юридический документ. Такая же проблема подстерегает новоиспечённых юристов, которых не учат в институтах искусству юридического письма и всё приходится постигать тернистым путём долгой практики.

Как составить юридический документНо если для граждан создано великое множество различных образцов документов, которые можно найти в интернете и просто вписать туда свои данные, то практикующие молодые юристы такими писульками не отделаются. Не профессионально, знаете ли.

Однако не стоит бояться своей работы. Да, конечно, юридические знания и навыки, несомненно, являются частью составления грамотного документа, так же как и грамматика с лексикой. Но вы всегда должны помнить, что основные ваши соратники при составлении любого документа (письма, претензии, иска, заявления, жалобы) – это простота изложения и творческий подход.

Как составить юридический документ

В школе я не умела писать сочинения. Для меня было мукой высосать из пальца личностные характеристики Печорина или душевные терзания Анны Карениной. А вот письма писала с удовольствием и получала от этого наслаждение, которое не знакомо молодому поколению, общающемуся посредством соцсетей.

Так вот, когда вы составляете юридический документ, помните, что вы пишите сочинение, но так, как если бы писали письмо. Ведь читать ваш опус будет такой же человек, как и вы, независимо от рангов и регалий, и ему должно быть понятно то, что он читает.

Краткость – сестра таланта. А. П. ЧеховКак составить юридический документ

Представьте, что вам дали прочитать рецепт вишнёвого пирога, написанный буквально по-дурацки: не «возьмите тесто и раскатайте его скалкой», а «возьмите смесь муки, воды, сахара и яиц и раскатайте это цилиндрическим предметом кухонной утвари». Думаю, после такого рецепта желание печь пирог отпадёт раз и навсегда.

То же самое и с документом. Он должен быть составлен так, чтобы его было легко читать. И это главное! А всё остальное само собой приложится.

ПЛАН

Итак, с чего обычно начинается сочинение? Правильно, с плана. Но чтобы составить план для юридического сочинения, надо изучить доказательственную базу. Вы же должны знать, что конкретно хотите написать, или хотя бы иметь какие-то мысленные наброски. Для этого необходимо перешерстить законодательство, чтобы иметь представление о том, как вы будете отстаивать свои интересы, на что опираться.

Пример. Допустим, ваш подрядчик подал иск в суд о взыскании неустойки за просрочку оплаты подрядных работ. Изучив внимательно все документы, вы установили, что у подрядчика тоже рыльце в пушку, так как он просрочил выполнение работ. Договорная неустойка за просрочку выполнения обязательства в вашем случае не установлена, значит, вы можете применить взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами. А учитывая, что у вас появились встречные требования, то вы уже пишите не отзыв, а встречный иск.

Всё, примерные аргументы сформированы. Теперь план составить легко. Для этого надо всего лишь помнить правила написания «юридических сочинений»: вступление, описание, вывод. Причём описаний и выводов может быть несколько. Всё это поможет соблюсти логическое изложение мыслей. Помните о том, что каждое ваше резюме должно вытекать из предыдущего умозаключения, чтобы, в конце концов, подвести общий итог всему изложенному.

Смутно пишут о том, что смутно себе представляют. М. В. ЛомоносовКак составить юридический документ

Краткий пример. Налоговой вынесено решение о привлечении ООО к ответственности по ст. … и взыскании штрафа в сумме.

ООО привлечено к ответственности за несвоевременное представление сведений по форме 2-НДФЛ. (суть событий — вступление)

Ст. … установлены обстоятельства, смягчающие ответственность за данное правонарушение, перечень обстоятельств не является исчерпывающим. (ссылка на закон — описание)

Однако при вынесении своего решения налоговый орган не учёл наличие следующих смягчающих обстоятельств.(промежуточный вывод)

Причиной неполучения налоговым органом в установленный срок сведений по форме 2-НДФЛ явилось…

Вместе с тем в ходе выездной налоговой проверки было установлено добровольное полное перечисление налога на доходы физлиц (отражено в Акте), а значит требования налогового законодательства по исчислению, удержанию и перечислению налога были соблюдены ООО.(суть событий и ссылка на ненормативный акт — описание, промежуточный вывод)

Таким образом, несвоевременная передача сведений не может быть признана умышленной, при том, что общество добровольно уплатило налог, а значит вредных последствий для бюджета не возникло. Кроме того, общество впервые совершило данное правонарушение.

В связи с этим считаем назначенный штраф абсолютно не соразмерным последствиям совершённого правонарушения. (промежуточный вывод)

Согласно ст. … при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее, чем в 2 раза.(ссылка на закон — описание)

Учитывая, что все вышеуказанные обстоятельства являются смягчающими для ответственности ООО, размер штрафа подлежит уменьшению.(окончательный вывод)

На основании изложенного и руководствуясь ст. …, прошу: уменьшить размер штрафа.

Заметьте, что апелляционные и кассационные жалобы по своему содержанию очень похожи на отзывы к исковым заявлениям. То есть их смысл в том, чтобы «отбить» доводы оппонента или выводы суда, изложенные в судебном акте. Поэтому они должны быть разделены на части, каждая из которых посвящается разбору определённого вопроса.

Теперь очень важный момент. Каждая повествующая часть вашего сочинения должна содержать ссылки на нормативную базу и вывод о том, что оппонентом не выполнены требования законодательства или заключённого договора и что за это грозит. Например:

По условиям договора (п. 3.1) Ответчик должен был поставить товар в течение 10 дней с момента оплаты, то есть не позднее 1 апреля 2015 г. Однако, до настоящего времени товар нами не получен. – это констатация

Согласно п. 8.1 договора, в случае просрочки поставки товара могут быть начислены пени в размере 0,1% от стоимости товара за каждый день просрочки. – ссылка

Соответственно пени за просрочку поставки составляют 30 000-00 рублей. – это вывод

Легко читать? По-моему, да и понятно любому человеку, даже не имеющему юридического образования. Ваш текст должен быть одной большой лаконичной логической цепочкой с изложением фактов и выводов, примерно так:

— заключён договор, каковы обязательства ваши и оппонента;

— сроки выполнения обязательств, практическое их выполнение (причины);

— ссылки на нормативную базу, которая нарушена или соблюдена;

— ваш вывод о том, что должно быть присуждено.

Иногда можно пойти и от обратного, то есть сначала изложить выводы, а потом сопоставить их с вашей проблемой. Тут уже надо подключать творческую жилку.

ССЫЛКИ НА ЗАКОНЫ

Следующая важная деталь – не переписывать дословно законы, а брать из них только необходимые выдержки, позволяющие обратить внимание на суть вашего дела. То есть надо извлечь из закона основную мысль. Это также способствует краткости и ясности изложения.

Всё нужно делать как можно проще, но не проще простого. А. ЭнштейнКак составить юридический документ

Например, посмотрите, как выглядит в оригинале очень часто используемая статья 395 ГК:

  1. За пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Вам бы понравилось такое перечитывать? Не думаю, тем более что статью и так юристы знают почти наизусть. Поэтому примените только ту её часть, которая наиболее отражает суть вашей проблемы:

В силу ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие уклонения от их возврата подлежат уплате проценты на сумму этих средств.

Либо:

В случае уклонения лицом от возврата денежных средств подлежат уплате проценты за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ).

Всё! Ключевая фраза здесь – уклонение от возврата, то есть вы делаете акцент на то, что ваш должник отказывается вернуть вам некие денежные средства и ответственность за это прямо предусмотрена законом.

Ещё одна важная норма ГК, которую можно использовать буквально в каждом случае – это надлежащее исполнение обязательств. Вот как это выглядит в оригинале:

ст. 309 ГК РФ

Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

ст. 310 ГК РФ

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.

Вот как это использую я:

В соответствии со ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.

Как составить юридический документНе бойтесь поиграть с формулировками, переставить слова местами, чтобы сделать ударение на какое-то из них. Это придаёт убедительность вашему тексту, при этом не загромождает его ненужными фразами, позволяя оставаться лёгким. Ведь ваш текст и так будет загружен указанием различных дат, наименований документов и лиц, сумм и ссылок на нормативные акты. Именно поэтому важно излагать всё лаконично и по существу.

Также не забывайте, что все ваши аргументы, вытекающие из законодательства, должны подкрепляться документальными доказательствами.

ГРАМОТНЫЙ ТЕКСТ

Предпоследний момент – это текст, изложенный без орфографических ошибок и с соблюдением правил делопроизводства. Читая неграмотные тексты, сразу возникает чувство неуважения к себе со стороны автора. Я просто ухожу с сайтов, на которых изложен неграмотный контент, потому что мне неприятно спотыкаться на каждом слове. Представьте, каково же судьям или вашим оппонентам читать коряво написанный текст, вызывающий брезгливое презрение.

Если у вас проблемы с русским языком, то в сети много сервисов по проверке грамматики, например, орфограммка.ру. Ну а порядок составления документов придётся изучить (поля, абзацы), или хотя бы подсмотреть, как красиво написаны законы.

И последнее. Отбросьте категоричность, причём это касается не только составления документов, но и общения с оппонентом. Возражать надо со знанием дела, а не пускать пыль в глаза. Ведь вы излагаете свою точку зрения, а не представляете истину в последней инстанции. Выражайтесь нормативными формулировками, это поможет вам избежать недопонимания с вашим оппонентом: не «вы должны были нам…», а «обязательства должны выполняться в соответствии…».

Я понимаю, что лёгким это только кажется, но никто не рождается мастером, всему надо учиться. Надеюсь, эта статья поможет вам хоть немного разобраться в том, как правильно составить юридический документ и, возможно, облегчит понимание порядка его составления.

Нет ничего невозможного. Ваш юрист.

Составление юридических документов представляет собой облачение в текстовую форму их правового содержания. Правила составления разных юридических документов различны, однако есть возможность выделить нечто общее, нс зависящее от вида документа.

Любой документ должен быть оформлен юридически грамотно и содержать правильные сведения обо всех событиях, которые освещает автор, его составивший. Документ необходимо составлять на специальных бланках или стандартных листах бумаги. В случае исправления в документах делается специальная оговорка «Исправленному верить», которая заверяется подписью и печатью. При перечеркивании необходимо, чтобы исправленный текст был виден.

Можно выделить следующие основные требования к тексту юридического документа:

  • 1) директивность и официальность – формулировки юридического документа должны носить волевой характер, предполагающий независимость исполнения норм права от отношения субъектов, индивидов, от согласия или несогласия с этим предписанием;
  • 2) логическая полнота и законченность текста – в юридическом документе его смысл должен быть целостно выражен и не оставлять возможности для дополнения путем, если можно так выразиться, домысливания невыраженных положений документа, осуществляемого в форме расширительного толкования, основанного на аналогии, в юридическом документе должны найти место все без исключения атрибуты законченных фраз, положений и правил, субъект правоотношений не должен нуждаться в разъяснении смысла выраженных в документе предписаний;
  • 3) точность и определенность юридической формы, которая предполагает наибольшую конкретизацию значения содержащихся в документе формулировок и выражений; текст документа должен быть исчерпывающе понятен, смысл его не должен быть «растворен» среди неясных фраз, способных иметь несколько значений;
  • 4) максимальная экономичность, оптимальная емкость, компактность формулировок – юридический документ должен быть лаконичным, т.е. предельно кратким (но не в ущерб полноте содержащейся в нем информации);
  • 5) спокойствие и бесстрастность – при создании юридического документа следует остерегаться экспрессивных и образных средств языка, недопустимы пышность, торжественность, риторика, пафос, экспрессия, исключается использование слов в их переносном значении (троп) направленных на усиление мысли образных преувеличений (гипербол), образных сравнений (метафор), аллегорий;
  • 6) культура стиля и языка документа – правильное составление текстовых конструкций в соответствии с правилами русского языка, соблюдение при написании правил грамматики, синтаксиса, пунктуации и, самое главное, стилистики;
  • 7) использование легально определенных юридических терминов для обозначения понятий, неизвестных в обычном языке, или имеющих в праве иное значение, нежели в общепринятом языке, является тем инструментом, который позволяет обеспечить всеобщую ясность, популярность законодательства, в котором для обеспечения его полноты и краткости используется специальная единая для всей системы права терминология.

Изложение материала должно осуществляться логически целостно, последовательно, в соответствии с общими правилами логики. Текст документа рекомендуется разделять на несколько основных смысловых частей. Наиболее известна логическая схема составления правоприменительных и инициирующих юридических документов: в них выделяются части:

  • • вводная (определение субъектов, создающих документ, объекта и характера отражаемых в документе правоотношений);
  • • описательная (определение фактических обстоятельств дела, являющихся основанием для издания документа);
  • • мотивировочная (указания на нормы права, являющиеся, по мнению авторов документа, регуляторами определенных в описательной части общественных отношений);
  • • резолютивная (определение субъективных прав и обязанностей конкретных участников правоотношений – устанавливаемых или инициируемых).

Можно рассмотреть особый вид юридических документов – нормативные правовые документы.

Структура нормативных правовых документов определяется правилами общей логики, а также логики закона. Наиболее важные из них, определяющие целые направления правового регулирования, предваряются преамбулами, которые служат для концентрированного изложения декларативных положений, общих целей правового регулирования. За ними следует изложение общих положений в порядке, определяемом степенью их обобщенности: принципы правового регулирования, дефиниции (легальные определения терминов), юридические конструкции, презумпции, фикции и пр. Далее следует изложение конкретных предписаний, в ходе которого опять-таки большое значение имеет соблюдение правил общей логики: от общего к специальному, от простого к сложному, от важного к второстепенному, от более простого к более сложному, от более важного к второстепенному, от общего правила к исключению (если таковые есть, что, впрочем, нежелательно). Завершают структуру нормативного акта заключительные положения (служащие для логической связки предписаний) и переходные положения (определяющие порядок вступления акта в силу).

В похожей форме правила общей логики применяются и для составления остальных видов юридических документов.

Продолжаем тему, начатую в статье «Виды нормативных правовых актов». В предлагаемом материале речь пойдет о правилах оформления нормативных правовых актов, установленных в рамках юридической техники.

Документоведческий и юридический подходы к правилам оформления документов

Требования к оформлению документов, сформулированные с позиций документоведения, закрепляются в инструкциях и правилах по делопроизводству. В правовых дисциплинах указанные требования развиваются в рамках так называемой юридической техники и включаются в нормативные правовые акты и методические пособия, отличающиеся по структуре, содержанию, терминологии от разработок по делопроизводству. Между требованиями юридической техники и правилами делопроизводства нет непроходимой границы, поскольку они обращены к одному объекту – документу. Вместе с тем можно констатировать наличие двух массивов правил оформления документов, которые в части своих положений совпадают, а в части – расходятся. Существенным является то, что в документоведении и правовых дисциплинах сложились различные подходы к структуре документа и его реквизитам.

Документоведение исходит из того, что документ состоит из отдельных элементов – реквизитов, одним из которых является текст документа. Перечень трех десятков реквизитов документа закреплен в настоящее время в ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».

Правовые дисциплины подразделяют документ на содержательную часть и реквизиты. Последним отводится вспомогательная роль. Они служат для идентификации документа, придания ему юридической силы. Например, в Законе Свердловской области от 10.03.1999 № 4-ОЗ «О правовых актах в Свердловской области» (в ред. от 19.11.2008) приводятся следующие определения:

Содержательная часть правового акта – выраженное в письменном виде языковое, знаковое, графическое, словесно-терминологическое закрепление содержащихся в нем норм права или индивидуальных предписаний, а также иных положений, в том числе разъясняющих цели и мотивы его принятия. Реквизиты правового акта – обязательные сведения, включаемые в текст правового акта для признания его действительным.

В юридической литературе можно найти высказывания о том, что трактовка понятия реквизитов документа, изложенная в названном стандарте, является отражением не всегда оправданной тенденции формализации и унификации элементов документов и не должна быть поводом для изменения традиционного юридического понимания реквизитов нормативного правового акта.

Отмеченные различия в подходах документоведов и юристов к установлению структуры документа затрудняют выработку единых правил оформления правовых актов. Состав и содержание этих правил, порядок их изложения в конкретных органах управления зачастую зависят от того, какие подразделения их разрабатывали (юридическая служба или служба делопроизводства). Так, трудно найти объяснения тому, что органы местного самоуправления при установлении правил оформления своих нормативных правовых актов используют различные методические основания. Например, Положение о порядке подготовки, принятия и издания постановлений и распоряжений главы администрации Вятскополянского района (утверждено постановлением главы администрации Вятскополянского района Кировской области от 08.09.2008 № 101) изложено в соответствии с ГОСТ Р 6.30-2003, а Положение о муниципальных правовых актах Новоуральского городского округа (утверждено решением Думы Новоуральского городского округа от 28.02.2007 № 44, в ред. от 26.11.2008) сформулировано в русле юридической традиции противопоставления содержательной части правового акта и реквизитов.

Понятие и значение юридической техники

Процесс нормотворчества активно идет на федеральном и региональном уровнях, что во многом объясняет большой интерес к вопросам юридической техники. По этой тематике публикуются научные работы, готовятся диссертационные исследования, издаются учебные и справочные пособия. Курс юридической техники читается во многих юридических вузах.

Вопрос об установлении понятия «юридическая техника» является дискуссионным. В данном случае мы не будем углубляться в эту проблему. Отметим только, что в словарях, нормативных правовых актах, литературе можно найти различные трактовки понятия «юридическая техника». Например, Большой юридический словарь под ред. проф. А.Я. Сухарева определяет юридическую технику как совокупность определенных приемов, правил, методов, применяемых как при разработке содержания и структуры правовых актов, так и при их претворении в жизнь. Элементами юридической техники выступают юридическая терминология, юридические конструкции, способы построения нормативно-правовых актов. Видами юридической техники являются законодательная техника, судебная техника и т.д.

В самом общем плане под юридической техникой понимается совокупность определенных приемов, правил, методов, применяемых при разработке содержания и структуры правовых актов. Юридическая техника включает в себя правила подготовки, оформления, публикации и систематизации нормативных правовых актов, терминологию, юридические конструкции, язык и стиль правовых актов. Наиболее разработанным разделом юридической техники признается законодательная техника. В литературе наряду с термином «юридическая техника» в близком значении используются и другие понятия: законодательная, законотворческая, правотворческая, нормотворческая техника.

Определения понятий «юридическая техника», «правила юридической техники» приводятся в законах субъектов Российской Федерации

■ Закон Орловской области от 15.04.2003 № 319-ОЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Орловской области» (в ред. от 07.11.2008): юридическая техника – средства и приемы, при помощи которых обеспечиваются юридическое содержание правового акта и его словесно-документальное изложение.

■ Закон Кабардино-Балкарской Республики от 03.08.2002 № 52-РЗ «О правовых актах в Кабардино-Балкарской Республике» (в ред. от 12.01.2009): юридическая техника – система правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации правовых актов.

■ Закон Республики Бурятия от 19.06.1996 № 321-I «О законопроектной деятельности в Республике Бурятия» (в ред. от 19.12.2008): юридическая культура и техника – способы и приемы изложения содержания и структуры законопроекта, обеспечивающие четкость, ясность, определенность текста закона, его внутреннюю логику.

■ Закон Челябинской области от 30.05.2002 № 87-ЗО «О нормативных правовых актах Челябинской области» (в ред. от 29.11.2007): правила юридической техники, применяемые при подготовке нормативных правовых актов Челябинской области, – совокупность способов, приемов, применяемых при разработке, изложении, оформлении нормативных правовых актов Челябинской области.

■ Закон Курганской области от 08.10.2004 № 444 «О нормативных правовых актах Курганской области» (в ред. от 10.11.2008): правила юридической техники – совокупная связь определенных приемов (юридическая терминология, юридические конструкции, способ построения нормативных правовых актов), применяемых при разработке содержания и структуры нормативных правовых актов.

Юридико-технический уровень нормативного правового акта является, по общему признанию, одним из важнейших показателей его качества. Юридическая техника – один из важнейших инструментов предупреждения и исправления юридических ошибок. Краткий анализ этих ошибок дан в Методических рекомендациях по юридико-техническому оформлению законопроектов (рекомендованы Советом Государственной Думы для использования при осуществлении законопроектной деятельности, направлены письмом Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 18.11.2003 № вн2-18/490).

Извлечение

из Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов

Разнобой реквизитов и рубрик законодательных актов, отсутствие их стереотипной структуры, единого стиля изложения, несовпадение в разных законодательных актах обозначений наименований и нумерации структурных единиц акта являются свидетельством юридико-технического несовершенства законодательства.

Ошибок, связанных с содержанием и формой изложения законопроектов, пока еще довольно много и объясняются они во многом недостаточным опытом разработчиков. Зачастую в Государственную Думу направляются недостаточно технически отработанные законопроекты, содержащие неточные и расплывчатые предписания, противоречия и пробелы. Не все готовящиеся законопроекты унифицированы по структуре и стилю изложения, соответствуют действующему законодательству, не всегда выдерживается единство терминологии. Многие недавно принятые законы страдают излишней декларативностью предписаний, отсутствием в ряде случаев тщательно отработанного механизма действия его норм и обеспечения их реализации, что отрицательно сказывается на применении законов.

К сожалению, в настоящее время отсутствует необходимая нормативная база по данным вопросам.

Нормативная и методическая база правил юридической техники

Правила юридической техники могут фиксироваться в нормативных правовых актах (например, в законах субъектов Российской Федерации о нормотворчестве, положениях и правилах, принимаемых органами государственной власти и местного самоуправления), излагаться в форме рекомендаций или существовать в виде обычаев. В настоящее время все большая часть указанных правил получает нормативное закрепление. Особенно активно этот процесс идет на уровне субъектов Российской Федерации. На федеральном уровне требования юридической техники регламентируются в основном в подзаконных нормативных правовых актах. В обобщенном виде такие требования предполагалось урегулировать в главе «Правила законодательной техники» Федерального закона «О нормативных правовых актах Российской Федерации» (законопроект № 96700088-2), который был рассмотрен в первом чтении в 1996 г., однако так и не был принят.

Правила оформления проектов законов изложены в уже упомянутых Методических рекомендациях по юридико-техническому оформлению законопроектов, получивших одобрение Совета Государственной Думы в 2003 г. Особое внимание при разработке Методических рекомендаций было уделено следующим вопросам:

● структура статьи законодательного акта и законодательного акта в целом;

● порядок оформления внесения изменений в законодательные акты;

● порядок составления перечней законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу;

● порядок употребления ссылок в законодательных актах;

● разграничение понятий «исключение» и «признание утратившими силу».

Наиболее заметным нормативным правовым актом по вопросам юридической техники, принятым на федеральном уровне, являются Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 (в ред. от 29.12.2008). Следует отметить, что требования к оформлению правовых актов изложены в Правилах весьма лаконично в нескольких пунктах (п. 6–9). Мало дополнительной информации дают и Разъяснения о применении Правил, утвержденные приказом Минюста России от 04.05.2007 № 88.

Федеральные органы исполнительной власти и федеральные структуры, не относящиеся к системе органов исполнительной власти (Банк России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования Российской Федерации и др.), принимают свои положения и правила по оформлению нормативных правовых актов. Большинство из них полностью воспроизводит состав и содержание Правил, утвержденных Правительством РФ. Некоторые ведомственные разработки, не вступая в противоречие с указанными Правилами, более подробно описывают требования к оформлению нормативных правовых актов (например, Положение о порядке подготовки нормативных правовых актов Федеральной службы судебных приставов и направления их на государственную регистрацию, утвержденное приказом ФССП России от 12.01.2006 № 3). Отдельные же ведомственные разработки имеют расхождения с Правилами, утвержденными Правительством РФ (например, Правила подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденные приказом МВД России от 27.06.2003, в ред. от 20.09.2006; Положение о порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России от 15.09.1997 № 519, утвержденное приказом Банка России от 15.09.1997 № 02-395, в ред. от 18.04.2002).

Некоторые общие требования к нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации сформулированы в Рекомендациях по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (утверждены приказом Минюста России от 29.10.2003 № 278, в ред. от 26.08.2008).

Извлечение

из Рекомендаций по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации

18. В ходе юридической экспертизы рекомендуется оценить также соблюдение правил юридической техники при подготовке акта, т.е. наличие набора реквизитов, построение, правильность использования юридической терминологии. Соответствующие правила формально не установлены на федеральном уровне, однако по сложившейся практике акт, как правило, имеет следующие элементы:

форма акта;

наименование органа, принявшего акт (в целях определения компетенции данного органа);

название акта, в котором должен быть в краткой форме отражен предмет правового регулирования и которое должно соответствовать содержанию правового акта;

дата и место принятия и (или) подписания акта;

номер акта;

полное наименование должности лица, подписавшего акт;

источник официального опубликования;

дата (срок) вступления в силу.

Во многих субъектах Российской Федерации требования юридической техники урегулированы в законах, и прежде всего в специальных законах о правовых актах и правотворчестве. Например:

● Закон Липецкой области от 27.03.1997 № 64-ОЗ «О нормативных правовых актах Липецкой области» (в ред. от 07.06.2008);

● Закон Свердловской области от 10.03.1999 № 4-ОЗ «О правовых актах в Свердловской области» (в ред. от 19.11.2008);

● Закон Ярославской области от 07.03.2001 № 16-З «О правовых актах Ярославской области» (в ред. от 07.10.2008);

● Закон города Москвы от 14.12.2001 № 70 «О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы» (в ред. от 13.12.2006);

● Закон Республики Мордовия от 21.02.2002 № 10-З «О правовых актах Республики Мордовия» (в ред. от 30.09.2008);

● Закон Челябинской области от 30.05.2002 № 87-ЗО «О нормативных правовых актах Челябинской области» (в ред. от 29.11.2007);

● Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 25.02.2003 № 14-ОЗ «О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (в ред. от 25.09.2008);

● Закон Орловской области от 15.04.2003 № 319-ОЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Орловской области» (в ред. от 07.11.2008);

● Закон Курганской области от 08.10.2004 № 444 «О нормативных правовых актах Курганской области» (в ред. от 10.11.2008);

● Закон Ленинградской области от 11.12.2007 № 174-ОЗ «О правовых актах Ленинградской области».

В региональных законах обычно указывается, что органы, издающие правовые акты, вправе на основе положений закона устанавливать правила их оформления. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации активно пользуются этим правом, издавая подзаконные акты, включающие правила юридической техники. В качестве примеров можно назвать следующие акты:

● Положение о порядке подготовки, издания и опубликования нормативных правовых актов Губернатора края и Правительства края (утверждено постановлением Губернатора Хабаровского края от 27.09.2002 № 432, в ред. от 10.12.2007);

● Правила подготовки проектов правовых актов (утверждены Указом Губернатора Омской области от 08.05.2003 № 82, в ред. от 28.12.2007);

● Положение о порядке подготовки и внесения проектов постановлений и распоряжений Кабинета Министров Чувашской Республики (утверждено постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 17.01.2006 № 8, в ред. от 25.12.2007);

● Порядок подготовки проектов правовых актов Губернатора края и Совета администрации края (утвержден Указом Губернатора Красноярского края от 27.02.2006 № 19-уг, в ред. от 05.09.2007);

● Правила подготовки нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (утверждены постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 01.11.2008 № 224-п);

● Правила оформления проектов законов Костромской области и проектов постановлений Костромской областной Думы (утверждены постановлением Костромской областной Думы от 16.12.2008 № 3512).

На муниципальном уровне в качестве источников правил юридической техники выступают законы и другие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также методические пособия, разрабатываемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации для применения в органах местного самоуправления. В качестве примера таких пособий можно назвать Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению нормативных правовых актов представительного органа муниципального образования Нижегородской области (утверждены распоряжением Правительства Нижегородской области от 07.09.2007 № 1382-р).

Органы местного самоуправления также активно принимают свои нормативные правовые акты, включающие правила юридической техники. Например:

● Положение о порядке подготовки и издания правовых актов Главы города Нижнего Новгорода, главы Администрации города Нижнего Новгорода (утверждено постановлением главы местного самоуправления от 09.03.1999 № 33, в ред. от 04.07.2008);

● Положение о порядке подготовки, издания и вступления в силу правовых актов Главы города Ставрополя (утверждено постановлением Главы города Ставрополя от 14.07.2004 № 3172, в ред. от 14.02.2005);

● Порядок подготовки и издания правовых актов администрации города и главы администрации города Перми (утвержден постановлением администрации города Перми от 19.07.2006 № 1232, в ред. от 31.12.2008);

● Правила подготовки и оформления проектов муниципальных правовых актов главы Администрации города Курска и Администрации города Курска (утверждены постановлением Администрации города Курска от 01.07.2008 № 1578).

В большинстве случаев разработки местных органов самоуправления соответствуют положениям законов субъектов Российской Федерации о правовых актах. В них используется традиционный юридический подход, противопоставляющий содержательную часть правового акта и реквизиты. Вместе с тем можно найти примеры положений и правил по вопросам оформления муниципальных нормативных правовых актов, изложенных с документоведческих позиций. Так, в Правилах подготовки и оформления муниципальных правовых актов Магаданской городской Думы (утверждены решением Магаданской городской Думы от 17.05.2007 № 60-Д) сказано, что они подготовлены на основе ГОСТ Р 6.30-2003 и Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (утверждена приказом Минкультуры России от 08.11.2005 № 536).

Окончание в следующем номере.

Секретарь-референт. 2009. № 1. С. 17–23; № 2. С. 17–20.

Добавить комментарий