Структура национальной платежной системы

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

СТРУКТУРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ

СИСТЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРИНЦИПОВ

ОРГАНИЗАЦИИ

Ващекина Ирина Викторовна

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры банковского дела РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: Vaschekina@Mail.ru

В статье рассмотрены ключевые принципы работы платежных систем в соответствии с международными стандартами. Предложен дополнительный принцип работы платежной системы России в меняющихся политических и экономических условиях. Показана инфраструктура национальной платежной системы в соответствии с юридическими нормами. Исследуются институциональная обеспеченность населения платежными услугами; сложившаяся структура счетов, открытых клиентам, с которых можно осуществлять платежи, в том числе с использованием расчетных и кредитных карт; количество счетов с дистанционным доступом, открытых в кредитных организациях. Автор отмечает формирование различных видов платежных систем России в современных условиях. Ключевые слова: национальная платежная система, ключевые принципы работы, инфраструктура, институциональная обеспеченность платежными услугами.

Vashchekina, Irina V.

Стабильное функционирование платежной системы страны, надежное и эффективное выполнение ею своих основных функций в значительной степени предопределяются внешними условиями — сложившейся нормативно-правовой базой, эволюцией мировых товарных и финансовых рынков, политической ситуацией, динамично меняющейся обстановкой в стране и мире .

Многолетний процесс глобализации экономики повлек за собой распространение стандартных решений и инструментов, задающих типовую структуру платежной системы и не только обеспечивающих полную совместимость во внешних операциях, но и значительно облегчающих ее функционирование внутри страны .

В настоящее время для реализации международных инициатив по поддержанию финансовой стабильности с целью укрепления финансовой инфраструктуры, повышения ее надежности и прозрачности, действуют десять ключевых принципов работы системно значимых платежных систем, сформулированных Комитетом по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов. Эти принципы предназначены для использования в качестве универсального руководства, стимулирующего разработку и функционирование более безопасных и эффективных системно значимых платежных систем по всему миру.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые принципы носят весьма общий характер, и это предопределяет их применимость в течение длительного периода времени вне зависимости от конкретных обстоятельств. При этом они довольно четко задают условия, необходимые для бесперебойного регулирования потоков платежей в процессе совершенствования имеющихся, а также создания новых расчетных систем.

Любая действующая системно значимая платежная система в настоящее время отвечает этим десяти основным принципам. Важнейшая обязанность Центрального банка состоит в контроле за выполнением ключевых принципов всеми заинтересованными организациями. Это означает как оценку соответствия ключевым принципам существующих платежных систем, так и инициирование новых мер по их дальнейшему развитию в сторону повышения этого соответствия. Ключевые принципы относятся к системам, осуществляющим только перевод денежных средств, но применимы и к платежным аспектам значимых систем, в которых производятся расчеты по переводам ценных бумаг и по связанным с ними переводам. Они действуют вне зависимости от специализации и технических особенностей переводных систем, производящих как кредитовые, так и дебетовые переводы, как электронную, так и ручную обработку.

В первую очередь принципы выдвигают высокие требования к правовому обеспечению деятельности системы, включающему общую правовую инфраструктуру соответствующей юрисдикции (законы, касающиеся договоров, платежей, ценных бумаг, банковского дела, отношений должник — кредитор и банкротства), а также частные законы. Универсальность принципов допускает действие прецедентного и договорного права.

Во-вторых, для снижения финансовых рисков принципами обозначаются требования к правилам и процедурам системы, которые должны давать участникам четкое представление о ее влиянии на каждый из этих рисков, порождаемых ими в силу участия в системе. Финансовые риски должны осознаваться и оцениваться участниками (от оператора системы до клиентов). Важными факторами, определяющими место концентрации рисков, являются дейст-

вующие правила и процедуры системы. Они должны четко регулировать права и обязанности всех заинтересованных сторон, а также соотношение между правилами системы и другими компонентами правовой среды.

В-третьих, система должна обладать четкими процедурами управления кредитными рисками и рисками неликвидности, устанавливающими соответствующую ответственность оператора системы и участников, содержащими стимулы для управления этими рисками и их сдерживания. Таким образом, правила и процедуры платежных систем должны позволять не только выявлять высокие кредитные риски, но и риски нехватки ликвидности. Они должны распределять обязанности по нейтрализации и управлению рисками, давать возможность всем сторонам управлять и ограничивать свои риски, а также устанавливать лимиты на максимальный уровень кредитного риска каждого участника.

В обязательном порядке также применяется принцип ежедневных расчетов, согласно которому платежная система должна обеспечивать быстрый окончательный расчет в день валютирования, предпочтительно в течение дня или, как минимум, на его конец. Между моментом, когда платежи принимаются системой для расчета, и моментом фактического произведения окончательного расчета участники подвергаются кредитному риску и риску нехватки ликвидности, даже при проведении комплекса мероприятий по проверке уровня риска (например, соблюдения лимитов на кредиты или наличия ликвидности). При продлении до следующего дня (овернайт) эти риски увеличиваются. Это происходит, например, вследствие того, что закрытие неплатежеспособных институтов соответствующими надзорными органами обычно происходит между операционными днями. Требование ускоренного окончательного расчета помогает снизить эти риски.

Развитием этого принципа является следующий: система, в которой осуществ-

ляется многосторонний клиринг, должна быть способна как минимум обеспечить своевременное завершение ежедневных расчетов при неспособности участника с крупнейшим отдельным расчетным обязательством произвести платеж. Большинство систем многосторонних расчетов по нетто-балансу откладывают расчеты по обязательствам участников, что повышает степень кредитного риска и риска нехватки ликвидности для всех участников, поскольку один из них может оказаться неспособен выполнить свои обязательства по расчетам (при этом риск тем выше, чем дольше откладывается расчет).

Платежные системы на такой случай могут применять механизмы ограничения подобных рисков и обеспечения в неблагоприятных обстоятельствах доступа к ликвидности. Данный принцип не применяется к системам расчетов на валовой основе в режиме реального времени, но является основным универсальным минимальным стандартом для систем с многосторонним неттингом.

На практике часто устанавливают и более высокие стандарты. Если системы других типов, например, смешанные, включают в себя многосторонний неттинг или применяют отложенные расчеты, то Центральный банк проводит оценку весомости указанных рисков в них. В случае получения результатов, сравнимых по рискованности с рисками в системах многосторонних расчетов по нетто-балансу, этот принцип распространяется и на смешанные системы.

Шестой принцип состоит в том, что активы, используемые для платежей, предпочтительно должны быть требованиями к Центральному банку. Если же используются иные активы, то порождаемые ими кредитный риск и риск нехватки ликвидности должны быть незначительными или нулевыми. Большинство систем предполагают для расчета по платежным обязательствам передачу актива между участниками системы. Наиболее предпочтительной формой этого актива является остаток на счете

в Центральном банке, представляющий требование к ЦБ РФ. При использовании другого актива безопасность системы может быть снижена, если этот актив накладывает на своего держателя существенный кредитный риск или риск нехватки ликвидности. В некоторых платежных системах предусматривается минимальное использование расчетного актива (например, расчеты могут производиться путем взаимозачета требований).

Седьмой принцип задает требование высокой степени безопасности и операционной надежности системы. Она должна иметь запасные процедуры для своевременного завершения обработки данных за день. Система должна включать максимально высокие в техническом плане и разумные с коммерческой точки зрения стандарты безопасности, отвечающие стоимости проводимых операций. С развитием технологий эти стандарты постоянно повышаются. Для обеспечения завершения ежедневной обработки система должна поддерживать высокий уровень операционной эластичности, для чего ей следует иметь в своем распоряжении надежные технологии передачи данных.

Для осуществления этих требований приходится, как правило, дублировать практически все оборудование, защищать программное обеспечение от компьютерных мошенников и вредоносных программ. В организационном плане следует совершенствовать операционные процедуры с целью повышения их эффективности, располагать хорошо подготовленным персоналом, который может обеспечить ответственное управление системой и соблюдение всех надлежащих мер безопасности. Совокупность этих мер способствует правильной и быстрой обработке платежей и соблюдению процедур управления рисками. В зависимости от важности системы требования к обеспечению адекватной безопасности, эффективности и надежности могут повышаться.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Восьмой принцип утверждает, что средства осуществления платежей, предлагае-

мые системой, должны быть практичными для пользователей и эффективными для экономики. Все заинтересованные лица -операторы, пользователи, участники (например, банки и их клиенты), а также надзорные органы в равной степени заинтересованы в том, чтобы система обеспечивала максимальную результативность при адекватной безопасности и приемлемом уровне затрат. При прочих равных факторах они стремятся использовать меньше ресурсов.

Обычно при построении взаимодействия субъектов системы происходит поиск баланса между минимизацией издержек и другими целями. В рамках достижения этих целей конструкция системы, опирающаяся на выбранную технологию, должна ориентироваться на экономию издержек и практичное расходование ресурсов в зависимости от целей, конкретных особенностей системы и с учетом последствий для экономики в целом. Разработчики и операторы системы должны стремиться обеспечить заданный уровень качества с точки зрения функциональности, безопасности и эффективности при минимальных издержках. Наличие ликвидности в системе может стать важным фактором ее плавного беспрепятственного функционирования.

Девятый принцип касается открытости системы. Согласно ему платежная система должна иметь объективные и публично объявленные критерии участия, обеспечивающие справедливый и открытый доступ. Критерии доступа, стимулирующие конкуренцию между участниками, содействуют предоставлению все более эффективных и дешевых платежных услуг.

Следует, однако, стремясь повысить открытость, не вступать в противоречие с необходимостью защиты системы и ее участников от нежелательных воздействий извне, которые могут подвергнуть ее чрезмерному правовому, финансовому или операционному рискам. Любые ограничения доступа к информации для контролирующих органов и всех участников расчетов при этом

должны быть объективными и основываться на надлежащих критериях риска.

Прямым следствием этого принципа является заключительное требование: процедуры управления системой должны быть эффективными, подотчетными и транспарентными. Поскольку платежные системы способны оказывать существенное влияние на деятельность всего финансового и экономического сообщества, имеется особая потребность в эффективном, подотчетном и прозрачном управлении вне зависимости от того, является собственником и оператором системы Центральный банк или частная компания.

Механизмы управления должны обеспечивать подотчетность менеджеров системы не только перед собственниками, но и перед контролирующими государственными органами и, наконец, перед широким финансовым сообществом. Применение эффективных методов управления должно стимулировать менеджеров действовать в интересах развития системы, расширения круга ее участников.

Институты, обслуживаемые платежной системой, должны иметь информацию, а на основе ее анализа и возможность влиять на ее общие цели и функционирование. Существенным аспектом достижения подотчетности является прозрачность управленческих механизмов, т. е. доступ всех заинтересованных лиц к информации о решениях, воздействующих на функционирование системы, и о механизмах их принятия. Сочетание эффективного, подотчетного и прозрачного управления является основой для соблюдения всех десяти принципов в целом.

Перечисленные принципы не являются догмой, однако фактически признаются универсальными директивами функционирования платежных систем во всем мире, следование которым содействует успешному развитию национальной платежной системы по четырем направлениям: гармоничное развитие банковской системы с опорой на ключевую роль центрального банка, планирование и реали-

зация проектов, совершенствование институциональной структуры, разработка более безопасной, надежной и эффективной платежной инфраструктуры .

Первое направление выделяет роль Центрального банка как главного действующего лица в национальной платежной системе, важность мероприятий, проводимых им с целью обеспечения устойчивости национальной валюты и развития использования денег в качестве эффективного платежного средства.

Второе направление связывается со сложной комплексной структурой и высоким разнообразием субъектов национальной платежной системы. Основной принцип ее развития по этому направлению заключается в том, что планирование должно основываться на всестороннем понимании всех ключевых элементов системы и главных факторов, влияющих на ее развитие. Для успешного решения разнородных задач развития отдельных подсистем требуется выявлять весь спектр платежных потребностей пользователей системы, обосновывать и выделять четкие приоритеты развития системы, а далее обеспечивать эффективную реализацию принятого стратегического плана.

Третье направление связано с расширением и совершенствованием рыночного взаимодействия при оказании платежных услуг, вовлечением соответствующих заинтересованных сторон (поощрение проведения эффективных консультаций среди соответствующих заинтересованных в системе сторон), обеспечением устойчивой правовой базы для функционирования и развития национальной платежной системы.

Четвертое направление определяет выбор эффективных и безопасных безналичных платежных инструментов и услуг для потребителей, предприятий и органов государственной власти путем расширения и совершенствования инфраструктуры розничных платежей. С одной стороны, растущие потребности коммерческих организаций диктуют направление развития платежной системы в сторону оптимизации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

обслуживания крупных сумм, с другой -наблюдается устойчивый рост критичных по времени межбанковских платежей. Актуальной задачей остается координация расчетов в розничных системах, системах для крупных сумм и системах по ценным бумагам в целях эффективного управления потребностями в ликвидности и расчетными рисками, возникающими при их взаимодействии.

В соответствии с основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики важными элементами развития национальной платежной системы России являются модернизация платежных инструментов и совершенствование правил осуществления платежей и переводов денежных средств в стране с учетом международного опыта и российской банковской практики с целью повышения эффективности обработки платежей на всех этапах перевода денежных средств и сближения с международными стандартами.

С июля 2009 г. Банк России является членом Комитета по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов. Участие в Комитете дает возможность Центральному банку влиять на меры по совершенствованию не только внутренней, но и глобальной платежной и расчетной инфраструктуры, а также способствует поддержанию стандартов и практики регулирования в соответствии с ростом взаимозависимости среди различных сегментов инфраструктуры финансового рынка. Формально эта деятельность должна позитивно сказаться на финансовой стабильности России. Однако на фоне разразившегося в 2014 г. внешнеполитического кризиса, порожденного насильственной сменой власти в соседней Украине, выявилась проблема зависимости российской платежной системы от инструментов, привлекаемых извне. В новых условиях политические события могли повлиять на экономические решения, принимаемые в отношении России партнерами, ранее считавшимися надежными.

Способность реагировать на динамику внешней среды, перестраивать приоритеты и расставлять акценты в ассортименте услуг, адаптировать управленческую структуру к новым условиям, а также готовность всех составляющих платежной системы солидарно решать общие проблемы повышают надежность и работоспособность как всей системы, так и ее элементов .

Упомянутый кризис — далеко не первое чрезвычайное событие в череде периодических обострений системного платежного кризиса . Нестабильное состояние платежно-расчетных отношений является следствием перенасыщения денежной сферы долларами, широкой распространенности квазиденежных инструментов расчетов. По вышеуказанной причине актуальность приобретает новый, одиннадцатый принцип, выдвигаемый для национальной платежной системы России: правила, процедуры и технические средства системы должны обеспечивать возможность ее автономного функционирования при расчетах внутри страны.

Этот принцип является следствием второго и седьмого международных принципов, выдвигаемых для снижения финансовых рисков, высокой степени безопасности и операционной надежности системы, а также восьмого, в соответствии с которым средства осуществления платежей, предлагаемые системой, должны быть практичными для пользователей и эффективными для экономики.

В сложившихся обстоятельствах, когда вследствие принимаемых политических решений некоторые зарубежные партнеры приносят в жертву как собственную экономическую выгоду, так и потенциальные прибыли российских компаний, применение принципа возможной автономности к национальной платежной системе послужит укреплению стабильности как самой системы, так и экономики страны в целом.

Национальная платежная система в современных жестких внешнеэкономических условиях сможет сохранять высокий по-

тенциал при условии, что вектор денежно-кредитного регулирования будет направлен на расширение рублевой зоны, а кредитные механизмы — способствовать росту спроса на рубли. Этого результата можно достичь, если финансовой сфере удастся успешно прикладывать усилия к расширению рынков спроса и предложения товаров, услуг и капитала вне долларовых расчетов. При этом обеспечение потребности экономического оборота в платежных инструментах не должно уступать мировым стандартам.

Национальная платежная система, безусловно, не может в своей деятельности вступать в противоречие с уже существующими международными договоренностями. В первую очередь это касается экономического взаимодействия государств, находящихся в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Формирование платежной системы, в максимальной степени обеспечивающей потребности экономического и социального развития, устойчивость банковского сектора и в целом финансовой системы России, включая его международную (трансграничную) составляющую, становится объективным и необходимым условием и одновременно с этим приоритетной задачей. Возможная инфраструктура национальной платежной системы России в соответствии с действующими юридическими нормами показана на рисунке.

С внедрением новых технологий и организационных принципов глобальная инфраструктура платежей и расчетов получила толчок к развитию. Различные платежно-расчетные системы и финансовые рынки, которые они обслуживают, налаживают систему комплексных взаимосвязей, в результате которых бесперебойное функционирование одной системы оказывается все более зависимым от деятельности связанных с ней систем. Вышеизложенные принципы обеспечивают интегрируемость финансовой инфраструктуры рынка как внутри страны, так и при взаимодействии с аналогичными системами

других стран и наднациональными платежными системами.

Положительная динамика в банковской сфере, происходящая на фоне активного развития розничных платежей, привела к заметному расширению перечня платежных услуг, сопровождаемых использованием карт. В последние годы в геометрической прогрессии возрастают количественно и в объеме такие виды услуг, как переводы с карты на карту (что предопределяется простотой данной операции — отсутствует необходимость посещения банка или почтового отделения, не требуется заполнение бланков и квитанций), оплата через банкоматы, платежные терминалы и мобильные телефоны (в особенности по оплате жилищно-коммунальных услуг, услуг мобильной связи, интернет-провайдеров, провайдеров кабельного телевидения, банковских кредитов, госпошлин, штрафов и т. п.), социальные проекты (что позволяет упростить предоставление льгот, повысить уровень обслуживания их получателей, обеспечить контроль расходования средств), выпуск виртуальных карт (этот нематериальный подвид дебетовой карты порожден бурным развитием электронной торговли и представляет собой универсальный способ оплаты покупок в интернет-магазинах по всему миру).

Институциональная инфраструктура национальной платежной системы на начало 2016 г., по данным ЦБ РФ, показана в таблице.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По мере расширения спектра финансовых услуг в стране во все большей степени удовлетворяется спрос на них, нарастает зависимость экономики от стабильного развития финансовой сферы. В эпоху глобальных сетевых технологий и взаимопроникновения рынков системные сбои в работе банков и других финансовых агентов вызывают потрясения во всей экономике. Волновая реакция клиентов — юридических и физических лиц способна приводить к полноценным кризисам . Усиливающаяся роль финансово-банковской системы в экономике требует создания

комплексной системы управления рисками и эффективных организационных решений. Обеспечивая перемещение свободных денежных ресурсов между различными секторами экономики, распределяя риски между субъектами рынка и обслуживая потоки платежей участников бизнес-процессов на приемлемых для всех

уровнях рискованности, финансово-банковская система любой страны стремится к повышению надежности платежно-расчетных операций . Это приводит в конечном счете к формированию оптимально организованной национальной платежной системы.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПЛАТЕЖНАЯ СИСТЕМА

Значимая платежная система

Национально значимаяСистемно значимаяСоциально значимая

Оператор платежной системы

Ф

Ср

с

Оператор услуг платежной инфраструктуры

Ф

Платежный клиринговый центр

Операционный центр

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Расчетный центр

Оператор по переводу денежных средств

Оператор по переводу электронных денежных средств

Организация федеральной почтовой связи

А

Банковские платежные агенты

Операторы связи

Банковские платежные субагенты

р с

Рис. Инфраструктура платежной системы

Развитие институциональной инфраструктуры НПС*

Институциональная инфраструктура НПС (на конец периода)2012201320142015

Количество операторов по переводу денежных средств954922833735

Из них:

Банк России1111

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Внешэкономбанк1111

кредитные организации952920831733

Количество операторов платежных систем20303335

Из них:

Банк России1111

кредитные организации12191819

организации, не являющиеся кредитными7101415

Количество операторов услуг платежной инфраструктуры6692103100

Из них:

операционные центры23343535

платежные клиринговые центры21313635

расчетные центры22273230

Количество операторов электронных денежных средств388296104

ФГУП «Почта России»1111

Количество платежных систем, функционирующих на территории РФ20313335

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из них:

национально значимые—1018

системно значимые2222

социально значимые-455

* Составлено по данным официального сайта Центрального банка Российской Федерации. — URL: http://www.cbr.ru

Эволюция развития национальной платежной системы предусматривает расширение и улучшение рыночного взаимодействия. Финансовые организации постоянно стремятся к минимизации операционных издержек и рисков ликвидности с помощью модернизации механизмов и рынков платежных услуг. В докладах Комитета по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов (КПРС БМР) неоднократно подчеркивается, что интеграция клиринговых и расчетных систем,

принятие единых регламентов, а также применение общих телекоммуникационных провайдеров является способом увеличения предложения на рынке платежных услуг. Высокий уровень развития платежно-расчетных систем, их эффективная интеграция, а также необходимый контроль, анализ и наблюдение за ними обеспечат широкий доступ финансовых контрагентов к кредитным ресурсам, соблюдение единства финансового рынка и стабильное качество финансовых услуг.

Список литературы

1.Ахмадеев Р. Г., Короткова Е. М. Трансфертные операции в системе аффилированных компаний // European Social Science Journal. — 2015. — № 5. — С. 13-19.

2.Бектенова Г. С. Основные и сопутствующие риски, возникающие в процессе организации и реализации проектного финансирования // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. — 2015. — № 4 (82). — С. 30-36.

3.Ващекин А. Н. Оптовая коммерческая деятельность: функции и задачи в условиях кросс-санкций // Новая наука: теоретический и практический взгляд. — 2016. -№ 2-1 (63). — С. 32-34.

4.Ващекин А. Н. Формы интеграции оптовой и розничной торговли в России на современном этапе // Инновации и инвестиции. — 2013. — № 7. — С. 221-225.

5.Ващекина И. В. Развитие национальной платежной системы — международный опыт // Наука и образование в социокультурном пространстве современного общества : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции : в 3 ч. — Ч. 3. — Смоленск : ООО «НОВАЛЕНСО», 2016. — С. 54-56.

6.Ващекина И. В. Роль Центрального банка России в контроле и управлении рисками национальной платежной системы // Современные технологии управления — 2014 : сборник материалов Международной научной конференции. — Киров, 2014. — С. 18091817. — URL: http://eee-science.ru/course/view.php?id=60

7.Эюбов З. В. Влияние банковской системы на структурную перестройку экономики // Современные тенденции в науке, технике, образовании : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции : в 3 ч. — Ч. 3. — Смоленск : ООО «НОВАЛЕНСО», 2016. — С. 153-154.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Деньги некое принятое обществом самое ликвидное (обменное) мерило стоимости товаров и услуг выраженное в виде денег.

Термин денежные средства

Денежные средства это средства в отечественной и иностранной валютах, находящиеся в кассе, на расчетном, валютном и других счетах в банках на территории страны и за рубежом, в легко реализуемых ценных бумагах, а также в платежных и денежных документах.

РФ активно переходит на международные стандарты учета.

Термин по МФСО

К денежным средствам относятся денежные средства в кассе и на банковских депозитах до востребования.

Эквиваленты денежных средств – это краткосрочные высоколиквидные инвестиции, которые можно легко конвертировать в известные суммы денежных средств и которые подвержены лишь незначительному риску изменения стоимости. Под краткосрочным подразумевается период в три месяца с момента приобретения инвестиции, оставшийся до ее погашения.

Классификация и признание по МСФО

В состав денежных средств и их эквивалентов входят:

  • деньги в кассе;
  • денежные средства в пути;
  • деньги на текущих счетах компании (рублевых и валютных), доступные для использования;
  • банковские переводные векселя и прочие векселя, планируемые к погашению или продаже не более чем через 3 месяца с даты приобретения;
  • депозиты до востребования и сроком до трех месяцев;
  • прочие ценные высоколиквидные бумаги со сроками погашения или планируемые к реализации в срок не более трех месяцев с даты приобретения.

Инкассированные денежные средства, еще не перечисленные на расчетный счет в банке, включаются в состав денежных средств в пути.

Понятие денежных средств и расчетных операций

Денежные средства – это аккумулированные в денежной форме на счетах в банках доходы и поступления, находящиеся в постоянном хозяйственном обороте и используемые организацией для собственных целей. Денежные средства могут находиться также в кассе предприятия в виде наличных денег и денежных документов. Денежными средствами производятся расчеты с поставщиками и подрядчиками, заказчиками, с кредитными учреждениями, с бюджетом и с другими юридическими и физическими лицами по хозяйственным операциям. Денежные расчеты могут производиться либо наличными деньгами, либо в виде безналичных платежей.

Безналичные расчеты осуществляются с помощью платежных поручений и других расчетных документов, а также векселей, чеков, замещающих наличные деньги. Безналичные расчеты осуществляются путем перечислений по расчетным и текущим счетам клиентов в банках.

Бухгалтерский учет денежных потоков имеет важное значение для правильной организации денежной обращения, для правильной организации расчетов, для закрепления платежной дисциплины и эффективного использования финансовых ресурсов.

Основные функции денег

Деньги проявляют себя через свои функции. Обычно выделяют такие функции денег:

  1. Мера стоимости (иногда счётная единица).
    Разнородные товары приравниваются и обмениваются между собой на основании цены (коэффициента обмена, стоимости этих товаров, выраженных в количестве денег). Цена товара выполняет такую же измерительную функцию, как в геометрии длина у отрезков, в физике масса у тел. Для измерений не требуется досконально знать, что такое пространство или масса, достаточно уметь сравнивать искомую величину с эталоном. Денежная единица является эталоном для товаров. В условиях нетоварных денег возникает вопрос об использовании денег в качестве меры стоимости самих денег (продажа денег в качестве товара, обмен денег на деньги). Ряд авторов считает, что такая постановка вопроса не имеет смысла. Также от характера денег зависит, являются ли деньги устойчивой мерой стоимости. Некоторые авторы считают, что устойчивость сохраняется лишь пока товарная масса по стоимости многократно превышает денежную. При выходе товарно-денежного обращения на уровень баланса товарной и денежной массы деньги утрачивают эту функцию.
  2. Средство обращения.
    Деньги используются в качестве посредника в обращении товаров. Для этой функции крайне важны лёгкость и скорость, с которой деньги могут обмениваться на любой другой товар (показатель ликвидность). При использовании денег товаропроизводитель получает возможность, например, продать свой товар сегодня, а купить сырьё лишь через день, неделю, месяц и т. д. При этом он может продавать свой товар в одном месте, а покупать нужный ему совсем в другом. Таким образом, деньги как средство обращения преодолевают временны́е и пространственные ограничения при обмене.
  3. Средство платежа.
    Деньги используются при регистрации долгов и их уплаты. Эта функция получает самостоятельное значение для ситуаций нестабильных цен на товары. Например, был куплен в долг товар. Сумму долга выражают в деньгах, а не в количестве купленного товара. Последующие изменения цены на товар уже не влияют на сумму долга, которую нужно оплатить деньгами. Данную функцию деньги выполняют также при денежных отношениях с финансовыми органами. Сходную по смыслу роль играют деньги, когда в них выражают какие-либо экономические показатели.
  4. Средство накопления.
    Деньги, накопленные, но не использованные, позволяют переносить покупательную способность из настоящего в будущее. Функцию средства накопления выполняют деньги, временно не участвующие в обороте. В отличие от товаров, деньги не исчезают при потреблении. Однако нужно учитывать, что покупательная способность денег зависит от инфляции.
  5. Мировые деньги.
    Внешнеторговые связи, международные займы, оказание услуг внешнему партнёру вызвали появление мировых денег. Они функционируют как всеобщее платёжное средство, всеобщее покупательное средство и всеобщая материализация общественного богатства. До XX века роль мировых денег играли благородные металлы (в первую очередь, золото в форме монет или слитков). Сейчас мировыми деньгами обычно считают резервные валюты (в настоящее время это доллар США, швейцарский франк, евро, английский фунт, японская иена). Но для прямых международных платежей могут применяться деньги и других стран. Например, платёжная система CLS позволяет свободно конвертировать 18 валют. Любая из них выполняет роль международного платёжного средства.

Ценность денег

  • Ценность денег, как средства обращения, заключается в их покупательной способности. Покупательная способность не обязательно должна быть обусловлена действительной стоимостью, например, стоимостью золота, из которого деньги изготовлены или на которое они легко и гарантированно могут быть обменены (золотой запас). Она может определяться доверием держателей денежных средств (см. также паритет покупательной способности).
  • Ценность денег как средства сбережения определяется процентной ставкой, то есть ценой использования заёмных (взятых в долг) денег. При сравнении процентных ставок в разных валютах необходимо учитывать размер инфляции для получения правильного результата.

Основные функции учета денежных средств

  • Проверка правильности документального оформления и законности операций с денежными средствами, своевременное и полное отражение их в учете

  • Обеспечение своевременности, полноты, правильности расчетов по всем видам платежей и соблюдение правил и использования денежных средств

  • Своевременное проведение инвентаризации и выявлением ее результатов с отражением их в учете

  • Обеспечение сохранности денежных средств в местах их хранения, бесперебойное удовлетворение денежной наличностью текущих обязательств предприятия(исходя из условий расчета)

  • Управление денежными потоками и изыскание вариантов наиболее рационального их использования

Документальное оформление и учет кассовых операций

Для расчетов наличными деньгами каждая организация должна иметь кассу и вести кассовую книгу. Получение и расходование наличных денег из кассы регламентируется «Порядком ведения кассовых операций в РФ», утвержденным ЦБРФ от 22.09.93г. №40. В соответствии с этим документом помещение кассы должно быть специально оборудовано и оснащено охранной сигнализацией. Организация должна обеспечивать сохранность денежных средств в помещении кассы и при их транспортировке. Администрация предприятия несет в установленном законодательством порядке ответственность в случае, если по его вине были нарушены требования и не созданы условия хранения и транспортировки денежных средств.

С кассиром заключается договор о полной материальной ответственности, в соответствии с которым кассир обязан возместить ущерб, причиненный предприятию, как в результате умышленных действий, так и из-за недобросовестного выполнения своих обязанностей. У предприятия должна быть одна главная касса.

Если имеются филиалы, по приказам руководителя утверждается перечень лиц, которым поручается исполнение кассовых операций с возложением на них полной материальной ответственности.

Поступление налично-денежных средств в кассу оформляется приходным кассовым ордером(ф КО-1).

ПКО должны быть пронумерованы по порядку сначала отчетного года. Обязательные реквизиты ПКО:

  • Наименование организации

  • Наименование структурного подразделения

  • Номер документа

  • Дата составления

  • Корреспондирующие счета

  • Наименование юридического или физического лица, от которого получены денежные средства.

  • Сумма цифрами и прописью с выделением суммы НДС

  • Основание выдачи денег

  • Подпись главного бухгалтера и кассира

Для подтверждения приема денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру. Наличные деньги из кассы даются по расходному кассовому ордеру(ф №КО-2). Расходный кассовый ордер содержит следующие реквизиты:

  • Номер документа

  • Наименование организации

  • Корреспондирующие счета

  • Сумма цифрами и прописью

  • Наименование контрагента, которому выданы денежные средства

  • Основание выдачи денег

  • Наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность получателя

  • Подпись получателя и дата получения

  • Подпись руководителя и главного бухгалтера (+подпись кассира)

Не допускается исправлений, подчисток и помарок в кассовых документах. Приходные и расходные кассовые ордера до передачи в кассу регистрируются бухгалтером в журнале регистраций приходных и расходных кассовых документов.

Информация о поступлении и выдаче наличных денег фиксируется в кассовой книге. Каждая организация должна иметь только одну кассовую книгу. Листы кассовой книги сброшюрованы, пронумерованы, скреплены печатью и количество листов заверяется подписью руководителя и главного бухгалтера.

Записи в кассовой книге ведутся в двух экземплярах. Второй экземпляр является отчетом кассира. Отчет кассира помимо и расходных кассовых ордеров должен содержать оправдательные документы. Если организация ведет расчеты с физическими лицами, то она может иметь контрольно-кассовую технику в соответствии с ФЗ №54 от 22.05.03 «ФЗ о применении контрольно-кассовой техники». Если имеется кассовый аппарат, то в этом случае ведется книга кассира-операциониста, которая выдается в налоговых органах и должна быть сброшюрована и пронумерована. В книге кассира-операциониста ежедневно указываются показания суммирующих кассовых счетчиков на начало и конец года и распечатывается так называемым z-отчетом.

В главной кассе на конец рабочего дня денежные средства могут храниться в пределах установленного лимита. Лимит остатка кассы зависит от среднедневной выручки, зависит от средне-дневного расхода денежных средств, а также от режима работы предприятия. Лимит устанавливается обслуживающим банком и может быть изменен в случае увеличения суммы наличного денежного обращения. Если лимит не согласован с банком, он считается нулевым и любой остаток на конец дня считается сверхлимитной наличностью. Предприятие не имеет право накапливать денежные средства в кассе для погашения предстоящих расходов.

При превышении лимита на предприятие накладывается штраф в трехкратном размере сверх лимитной наличности и отдельно на руководителя накладывается административный штраф 50 минимальных размеров оплаты труда.

На территории РФ установлен предел расчетов наличными деньгами по одной сделке между юридическими лицами в сумме 100000 рублей. На физические лица – не распространяется. В случае нарушения – штраф в двойном размере и отдельно на руководителя административное взыскание 50 минимальных размеров оплаты труда.

Неоприходование(неполное) в кассу наличных денежных средств накладывается в трехкратном размере неоприходованной суммы в соответствии с кодексом административных правонарушений.

Поделиться с друзьями
Юридический блог
Дата: 14.03.2021

Подпишитесь в соц сетях

Публикуем ссылку на статью, как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Важно знать!
В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновить на сайте.

Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.

Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!
Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!
Анонимно
Профессионально

Задать вопрос юристу бесплатно

Ссылки по теме:
Суперфиций как альтернатива сервитуту
Владелец земельного участка может предоставить другому лицу право возвести сооружение на своей площади. Возникшие отношения, закрепляемые договором, носят название «суперфиций»

4623-17-2021

Жилое помещения
Предстоящее реформирование жилищного законодательства обозначило, среди прочего, проблему объекта регулирования этой комплексной отрасли — жилища. Понятие жилого помещения нуждается в фундаментальной проработке.

4153-17-2021

Дееспособность
Это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Подробнее …

27643-14-2021

Бухгалтер
Бухгалтер это специалист по бухгалтерскому учёту, работающий по системе учёта в соответствии с действующим законодательством. Подробнее …

5683-14-2021

В соответствии со статьями 25, 32 Банковского кодекса Республики Беларусь одной из основных целей деятельности Национального банка Республики Беларусь (далее – Национальный банк) является организация эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

В рамках достижения этой цели Национальный банк осуществляет управление функционированием платежной системы Республики Беларусь и надзор за ней посредством установления правил осуществления платежей, тарифной политики, управления ликвидностью, а также посредством сбора, накопления и анализа показателей, характеризующих состояние платежной системы Республики Беларусь.

Национальный банк определяет правила, сроки и стандарты проведения в Республике Беларусь расчетов в безналичной и наличной формах и ответственность за их нарушение.

Платежная система Республики Беларусь включает в себя платежную систему Национального банка, платежные системы банков Республики Беларусь, расчетно-клиринговую систему по ценным бумагам, систему безналичных расчетов по розничным платежам, автоматизированную информационную систему единого расчетного и информационного пространства.

Платежная система Национального банка включает в себя автоматизированную систему межбанковских расчетов* (далее – АС МБР) и автоматизированную банковскую систему ”Учетно-операционные работы» Национального банка, которая обеспечивает формирование электронных платежных документов Национального банка, его клиентов и проведение расчетов по выполнению денежных требований и обязательств между клиентами Национального банка.

Платежные системы банков включают автоматизированные банковские системы банков, которые обеспечивают формирование электронных платежных документов банков, их клиентов и проведение расчетов по выполнению денежных требований и обязательств между клиентами банка, имеющими счета в одном банке, филиале либо в филиалах одного банка, между банком и клиентом, между филиалами банка.

Расчетно-клиринговая система по ценным бумагам – система клиринга по совершаемым в открытом акционерном обществе ”Белорусская валютно-фондовая биржа» (далее – биржа) сделкам купли-продажи государственных ценных бумаг, ценных бумаг Национального банка и отдельных видов иных ценных бумаг, а также финансовых инструментов срочных сделок, определяемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Оператором расчетно-клиринговой системы по ценным бумагам является биржа, которая по результатам торгов ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок осуществляет вычисление требований и обязательств участников по денежным средствам и ценным бумагам, а также контролирует соблюдение принципа ”поставка против платежа». Межбанковские расчеты по результатам клиринга проводятся в платежной системе Национального банка.

Система безналичных расчетов по розничным платежам обеспечивает проведение безналичных расчетов с использованием для осуществления розничных платежей расчетных документов, банковских платежных карточек и иных платежных инструментов, средств платежа, систем дистанционного банковского обслуживания (интернет-банкинг, мобильный банкинг, SMS-банкинг и др.).

Автоматизированная информационная система единого расчетного и информационного пространства обеспечивает осуществление платежей в белорусских рублях за товары, работы, услуги, иных платежей, вытекающих из гражданско-правовых отношений, пожертвований на благотворительные счета и платежей в бюджет с использованием платежных инструментов, предусмотренных законодательством, а также вычисление денежных требований и обязательств по совершенным платежам всех банков на основе клиринга. Межбанковские расчеты по результатам клиринга проводятся в платежной системе Национального банка.

Национальный банк организует проведение межбанковских расчетов в белорусских рублях в АС МБР. В состав АС МБР входят система BISS, система передачи финансовой информации и автоматизированная система ”Центральный архив межбанковских расчетов».

Межбанковские расчеты в Республике Беларусь осуществляются в системе BISS, являющейся основным функциональным компонентом АС МБР. BISS (Belarus Interbank Settlement System) – система межбанковских расчетов, функционирующая на валовой основе, в которой в режиме реального времени осуществляются расчеты по срочным и несрочным денежным переводам, а также расчеты по результатам клиринга в смежных системах (расчетно-клиринговая система по ценным бумагам, системы расчетов с использованием банковских платежных карточек, автоматизированная информационная система единого расчетного и информационного пространства). Участниками системы BISS являются банки Республики Беларусь, банки-нерезиденты, небанковские кредитно-финансовые организации, биржа (далее – участники расчетов) и Национальный банк. Обязательным условием для осуществления расчетов в системе BISS является установление участниками расчетов корреспондентских отношений с Национальным банком путем заключения договора и открытия корреспондентского счета в Национальном банке. Национальному банку открывается счет для межбанковских расчетов.

Система передачи финансовой информации (СПФИ) представляет собой совокупность программно-технических комплексов, обеспечивающих надежную и безопасную передачу электронных платежных документов и электронных сообщений по межбанковским расчетам.

Автоматизированная система ”Центральный архив межбанковских расчетов» предназначена для автоматизации процессов комплектования, хранения, учета и использования электронных платежных документов, электронных сообщений и сопутствующей информации по межбанковским расчетам в центральном архиве межбанковских расчетов.

Техническую реализацию функции Национального банка по организации проведения межбанковских расчетов в АС МБР до 1 марта 2018 г. осуществлял Расчетный центр Национального банка. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 10 октября 2017 г. № 371 ”О Белорусском межбанковском расчетном центре» с 1 марта 2018 г. функции технического оператора АС МБР осуществляются созданным на базе Расчетного центра Национального банка открытым акционерным обществом ”Белорусский межбанковский расчетный центр» (далее – Расчетный центр). Расчетный центр имеет право электронной цифровой подписи электронных сообщений, создаваемых в результате проведения межбанковских расчетов, а также право дополнительного удостоверения электронной цифровой подписью исполненных электронных платежных документов. /

Режим работы системы BISS определяется графиком приема и обработки системой BISS электронных платежных документов и электронных сообщений (далее – график системы BISS). График системы BISS устанавливает время подготовки к началу операционного дня, продолжительность операционного дня и время закрытия операционного дня системы BISS. Продолжительность операционного дня системы BISS установлена с 9.00 до 17.30. При этом операционное время для приема электронных платежных документов и электронных сообщений – с 9.00 до 16.45, время для урегулирования обязательств между участниками расчетов и между участниками расчетов и Национальным банком – с 16.45 до 17.30. В выходные и праздничные дни система BISS не работает. После закрытия операционного дня системы BISS Расчетный центр осуществляет подготовку данных для автоматизированной системы ”Центральный архив межбанковских расчетов», резервное копирование и подготовку базы данных к следующему операционному дню системы BISS.

Межбанковские расчеты в системе BISS осуществляются с учетом следующих принципов:

  • разделение платежного потока на электронные платежные документы Национального банка, срочные электронные платежные документы и несрочные электронные платежные документы участников расчетов;
  • проведение межбанковских расчетов по электронным платежным документам Национального банка с использованием механизма обработки срочных электронных платежных документов независимо от наличия средств на счете для межбанковских расчетов;
  • проведение межбанковских расчетов по срочным электронным платежным документам на валовой основе в пределах денежных средств на корреспондентских счетах участников расчетов;
  • проведение межбанковских расчетов по несрочным электронным платежным документам с использованием механизма взаимозачета с учетом суммы резерва, устанавливаемого участниками расчетов для осуществления расчетов по несрочным электронным платежным документам;
  • отражение суммы каждого электронного платежного документа по корреспондентскому счету участника расчетов (счету для межбанковских расчетов Национального банка) индивидуально в полном размере. Частичная оплата электронных платежных документов не допускается.

Участники системы BISS на основании оформленных в соответствии с законодательством Республики Беларусь платежных документов от своего имени формируют электронные платежные документы и передают их в систему BISS. Передача электронных платежных документов в систему BISS осуществляется равномерно в соответствии с графиком системы BISS непосредственно после списания денежных средств со счетов клиентов либо со счетов по учету собственных платежей. В формируемых для передачи в систему BISS электронных платежных документах участниками системы BISS указывается статус: «Срочный» или «Несрочный». В формируемых для передачи в систему BISS электронных платежных документах участников расчетов по исполнению обязательств перед Национальным банком и электронных платежных документах Национального банка указывается статус «Срочный».

Поступающим в систему BISS электронным платежным документам в зависимости от указанного статуса автоматически присваиваются приоритеты:

  • срочным электронным платежным документам – приоритет ”450″, который может изменяться участником расчетов в диапазоне значений от максимального ”002″ до минимального ”900″
  • несрочным электронным платежным документам – единый приоритет ”999″.

При отсутствии (недостаточности) денежных средств на корреспондентском счете участника расчетов срочные электронные платежные документы помещаются в очередь ожидания средств. Очередь ожидания средств по срочным электронным платежным документам формируется в зависимости от времени их поступления и с учетом приоритетов. Обработка срочных электронных платежных документов из очереди ожидания средств осуществляется с учетом приоритета, а в пределах одного приоритета – с учетом времени их поступления по принципу ”первым получено – первым исполнено».

При отсутствии встречных электронных платежных документов и (или) недостаточности суммы резерва несрочные электронные платежные документы помещаются в очередь ожидания средств для обработки в следующем сеансе взаимозачета. Обработка несрочных электронных платежных документов из очереди ожидания средств осуществляется независимо от времени их поступления.

Участник расчетов может отозвать электронный платежный документ из очереди ожидания средств по срочным и несрочным электронным платежным документам путем передачи в систему BISS электронного сообщения.

В системе BISS допускается перевод несрочных (срочных) электронных платежных документов в срочные (несрочные) посредством направления участником расчетов в систему BISS соответствующих электронных сообщений на присвоение им приоритета.

Межбанковский расчет в системе BISS является окончательным и не подлежит аннулированию после изменения состояния корреспондентских счетов участников расчетов (счета для межбанковских расчетов Национального банка). Временем окончательности расчета в системе BISS является время изменения состояния корреспондентского счета участника расчетов (счета для межбанковских расчетов Национального банка), указываемое в выписке из корреспондентского счета участника расчетов (счета для межбанковских расчетов Национального банка).

* Подробное описание приведено в Инструкции о порядке функционирования автоматизированной системы межбанковских расчетов Национального банка Республики Беларусь и проведения межбанковских расчетов в системе BISS, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 26 июня 2009 г. № 88.

Добавить комментарий