Стратегия управления капиталом банка

Под стратегией управления собственным капиталом банка, на наш взгляд, следует понимать ключевые направления достижения уровня адекватности капитала, необходимого для реализации корпоративной миссии банка.

На наш взгляд можно выделить три типа стратегии управления собственным капиталом банка:

  • 1. Стратегия управления, основной упор в которой делается на обеспечение максимальной отдачи капитала, то есть на максимизацию прибыли при поддержании ликвидности: ПРИБЫЛЬ > ЛИКВИДНОСТЬ.
  • 2. Стратегия управления, в которой предпочтение отдается поддержанию ликвидности при заданной норме прибыли: ЛИКВИДНОСТЬ > ПРИБЫЛЬ.
  • 3. Стратегия, в которой ликвидность и прибыль уравновешены: ЛИКВИДНОСТЬ = ПРИБЫЛЬ.

При выборе той или иной стратегии управления собственным капиталом поведение банка на рынке и соответствующие управленческие мероприятия будут различными. Так, при выборе первой стратегии основной задачей управления собственным капиталом банка — насколько возможно снизить коэффициент иммобилизации, обеспечивать капитал на минимально возможном для покрытия риска уровне, причем риск, иногда осознанно занижается, так как при данной стратегии ликвидностью в некоторых моментах можно пренебречь ради прибыли. Основной упор в оценке банковской деятельности делается на показатели рентабельности. В целях наращивания прибыли без формирования дополнительных резервов под рисковые операции, часть активов переводится за баланс банка. Особое внимание уделяется направлениям использования прибыли. Дивидендная политика направлена на поддержание высокой курсовой стоимости акций. Наращивание капитала за счет внешних источников не приветствуется, а если и проводится, то умеренными темпами и по самому малозатратному пути. Основным достоинством модели является высокая рентабельность капитала, высокая норма прибыли, высокие дивиденды. Недостаток — высокие требования к квалификации всех банковских специалистов, а особенно менеджеров, управляющих капиталом, высокий риск потери ликвидности.

При выборе второй стратегии — основная цель управления капиталом банка — обеспечить настолько высокий уровень капитала банка, чтобы покрыть всевозможные риски с избытком, то есть иметь больший запас прочности банка. Экономической отдачей капитала в данном случае можно пренебречь. Выполнение нормативов обязательно. Риски иногда завышаются в целях подстраховки. Капитал наращивается быстрыми темпами, но не всегда эффективно. Достоинство модели — устойчивость в краткосрочном кризисном периоде при высоких рисках банковской деятельности. Недостаток — заниженная прибыль, низкие дивиденды, излишек ликвидности. Обычно такая модель выбирается банками, проводящими умеренную политику на рынке и занимающими относительно небольшую долю, либо банки, готовящиеся к внедрению агрессивной политики по захвату рынка в долгосрочной перспективе, либо крупными банками.

Третья стратегия является, по нашему мнению, самой оптимальной. В данном случае при управлении собственным капиталом должны соблюдаться два требования — эффективность и рентабельность капитала, и поддержание достаточной устойчивости. Банк ведет уравновешенную по рискам политику, прибыль растет небольшими темпами, дивиденды невелики и часто направляются на капитализацию. Каждый шаг оценивается с позиций его оптимальности. Достоинства данной модели очевидны, недостаток — весьма трудоемкий процесс управления капиталом, который возможен только с применением современных методов автоматизации процесса управления. Данная модель характерна для банков ориентированных на долгосрочную деятельность.

Поскольку, стратегия управления собственным капиталом банка является частью корпоративной стратегии и подчинена последней, следует рассмотреть данную зависимость.

При всем многообразии стратегий, основными типами стратегии российских банков, по мнению многих экономистов, являются — стратегия, ориентированная на снижение издержек и стратегия, ориентированная на дифференциацию продукта, а также стратегия фокусирования, отражающая приоритетность деятельности банка на том или ином сегменте рынка (рыночной нише).

В случае выбора банком стратегии, направленной на снижение издержек, то он ориентируется на широкую клиентуру и оказание стандартизированных услуг. Следовательно, затраты на управление и маркетинг в таком банке не велики. Риск концентрации практически исключен. Совокупный риск банковской деятельности диверсифицирован по клиентам. Требования к капиталу растут пропорционально росту доли банка на рынке. Скорее всего, в данном случае будет выбран третий тип стратегии управления капиталом или второй, учитывая, что в основе получения прибыли лежит снижение издержек, особенно накладных и операционных расходов, а не проведение высокорисковых и вместе с тем высокоприбыльных операций.

Стратегия дифференциации, наоборот, предполагает оказание банком индивидуализированных услуг, причем возрастает не только риск концентрации, (то есть рост доли операций на одного клиента), но и прочие банковские риски. Таким образом, повышаются требования к резервной части банковского капитала. Вместе с тем высоки издержки на производство уникальных банковских продуктов с малопрогнозируемой рентабельностью, что требует от банка обладания значительным капиталом в качестве ресурсной базы. Очевидно, что в данном случае банк склонен к риску, и основной стратегией управления капиталом будет первый тип.

Если основной целью деятельности банка является обслуживание учредителей, то здесь требования к величине капитала могут быть незначительны. Однако определяющими факторами в стратегии управления собственным капиталом будут требования, предъявляемые со стороны владельцев банка. Если же рассматривать стратегию фокусирования как некую специализацию банка, то здесь ключевым фактором, определяющим задачи управления капиталом, становится направление данной специализации.

В любом случае требования к капиталу должны отражать высокий риск концентрации.

Конечно, процесс разработки и реализации стратегии банковской деятельности весьма сложен и основан на всестороннем анализе внешней среды и внутренних возможностей банка. Однако, общим правилом является то, что стратегия деятельности должна быть ориентирована на достаточно длительный срок деятельности банка и должна включать в себя стратегические планы по всем направлениям деятельности банка. Иначе говоря, стратегия банковской деятельности включает в себя стратегический план развития кредитного бизнеса, бизнеса по привлечению ресурсов, трастового бизнеса, расчетного бизнеса и иных сфер деятельности банка. Составной частью стратегии банка является описание основных принципов банковского менеджмента как финансового, так и кадрового. Тактика деятельности должна отражать основные положения стратегического плана, а не вносить в него коррективы. Таким образом, управление тем или иным аспектом деятельности банка призвано сохранять целостность банковской стратегии. Ситуация, когда стратегию приходится менять, должна рассматриваться как форс-мажорное обстоятельство. То же самое касается и процесса управления собственным капиталом банка, который должен быть органичной составной частью реализации стратегии банка. Стратегия банка определяет и его размер, и масштабы его деятельности, что, в конечном итоге, оказывает существенное влияние на управление собственным капиталом банка.

Однако на выбор и формирование стратегии управления собственным капиталом банка оказывают влияние и иные факторы. Ни один коммерческий банк не существует изолированно от экономической и политической жизни общества. На банк как субъект рыночных отношений оказывает влияние значительное число факторов, которые непременно накладывают определенный отпечаток на деятельность банка и на процесс управления этой деятельностью. На процесс управления любым аспектом банковской деятельности оказывают влияние две группы факторов: факторы внешней и внутренней среды, которые представлены в разделе 1.1.

В случае незначительного влияния на банковский бизнес со стороны конкурентов приоритет отдается учету факторов влияния клиентов. Капитал банка, в данном случае, должен отвечать потребностям клиентов банка, а управление капиталом ориентировано на поддержание адекватного потребностям клиентов уровня и удержание завоеванной конкурентной позиции. Для привлечения и удержания клиентов банк должен, во-первых, располагать капиталом, достаточным для проведения всех операций необходимых его клиентам, а во-вторых, вести такую политику управления капиталом банка, которая бы укрепляла доверие клиентов к данному банку.

Прежде чем разрабатывать мероприятия по управлению собственным капиталом банка, необходимо не только определить, какие факторы оказывают влияние на собственный капитал банка и на процесс управления им, но и определить степень важности данных факторов для банка в данный момент управления.

При этом мы думаем, что систему оценки степени влияния факторов банк разрабатывает самостоятельно с учетом его приоритетов и ситуации в регионе, где он работает. Дело в том, что зачастую ситуация в банковской отрасли от региона к региону настолько отличается друг от друга и от делового центра России, что некоторые макрофакторы перестают оказывать решающее влияние на политику банка. Данная матрица может и должна быть существенно дополнена факторами, оказывающими влияние на собственный капитал на микроуровне и изнутри банка. Причем действие данных факторов, если это возможно, должно определяться не только приведенным в матрице образом, но и количественно, а также подтверждаться конкретными аналитическими данными.

Следует отметить, что менеджер по управлению капиталом банка, по нашему мнению должен быть обязательно в каждом банке. Он должен быть в составе планово-экономического управления банка и тесным образом взаимодействовать не только с аналитическими службами банка, но и с отделом внутреннего контроля или аудита. В управлении банком приоритетное место занимает управление операциями банка, что говорит о том, что банкиры находят управление активами и пассивами (привлеченными средствами в первую очередь) более легким или более важным, нежели управление капиталом. Функции управления капиталом в части депозитной политики и политики формирования

фондов, возложены на владельцев банка и зачастую не имеют под собой научного и рыночного обоснования. На наш взгляд, владельцы банка должны определить лишь стратегию управления собственным капиталом, оперативное планирование, разработку инструментов управления капиталом, контроль за состоянием капитала и дальнейшую корректировку выбранной стратегии, необходимо делегировать менеджеру по управлению капиталом банка.

После выбора стратегии банка и определения степени влияния тех или иных факторов на процесс управления капиталом банка необходимо выработать четкие положения о механизме управления капиталом и определить инструменты реализации выбранной стратегии, причем в соответствии с требованиями органов надзора.

Добавить комментарий