Стратегический финансовый контроль

Введение

Глава I.Финансовый контроль как экономическаякатегория

    1. Сущность финансовогоконтроля

    2. Понятие и значение финансовогоконтроля

1.3 Функции и сущностьфинансового контроля

Глава II.Формы,виды и методы финансового контроля

2.1 Формы финансового контроля

2.2 Классификация финансовогоконтроля

Глава III.Государственный контроль

3.1 Контроль со стороны органовпредставителей власти

Глава IV.Негосударственный финансовый контроль

4.1 Аудит

4.2 Контроль банков

Заключение

Список литературы

Введение

В условиях перехода к рынку внашей стране происходит перестройкавсей системы финансового отношений,что не могло не затронуть финансовогоконтроля, как неотъемлемого элементасистемы управления финансами.

Развитие товарно-денежныхотношений породило разнообразие формсобственности, способствовало появлениюфинансового рынка, появились акционерныеобщества, общества с ограниченнойответственностью.

Кардинально изменилсяподход к управлению финансами предприятий,резко возросли требования к достоверностии своевременности информации, используемойфинансовым менеджером для принятиярешений по использованию финансовыхресурсов, инвестициям, выбору банка,страховой компании.

Использование товарно-денежныхотношений предполагает осуществлениеконтроля за правильным определениемзатрат живого и овеществленного трудаи за мерой потребления. Без правильнойорганизации учета и контроля запроизводством распределением продукции,за сохранностью собственности, нельзяобеспечить эффективное ведение хозяйства,повышения производительности труда,сложную работу всех отраслей народногохозяйства.

Финансыявляются неотъемлемой частью экономическихотношений, а финансовый контроль –неотъемлемой частью финансов. Поэтомусейчас происходят значительные изменениякак в задачах финансового контроля, таки в оценке его значении.

В современной системе финансовогоконтроля нашили воплощение принципы:единство содержания и постановка задачи,регулярность осуществления контролякак внутреннего, так и внешнего с цельюпредупреждения и своевременногоустранения недостатков.

Цельюданной работы является рассмотрениепонятия финансовый контроль, его видов,основных методов, а также показать какимобразом осуществляется контроль состороны властных структур РоссийскойФедерации.

Работасостоит из четырех глав, первые две изкоторых раскрывают само понятиефинансовый контроль, а последние двепосвящены двум его формам: государственномуи негосударственному. В первой главебудет раскрыто понятие финансовыйконтроль, во второй главе будут рассмотреныего виды, формы и методы. Третья главапосвящена контролю со стороны государства.По законодательству финансовый контрольв Российской Федерации осуществляетсясо стороны Президента, органовпредставительной власти и специализированныхорганов. Каким образом и на какомосновании осуществляется контроль состороны всех вышеперечисленныхгосударственных структур будетрассмотрено в соответствующих пунктахглавы третьей. Четвёртая глава посвященанегосударственному контролю, т.е.контролю со стороны негосударственныхструктур, прежде всего со стороныаудиторских фирм (или аудиторов –физических лиц).

Глава I.Финансовый контроль как экономическаякатегория

    1. Сущность финансового контроля

Контроль за состоянием экономики,развитием социально-экономическихпроцессов в обществе является важнойсферой деятельности по управлениюнародным хозяйством. Одним из звеньевсистемы контроля выступает финансовыйконтроль. Его назначение заключаетсяв содействии успешной реализациифинансовой политики государства,обеспечении процесса формирования иэффективного использования финансовыхресурсов во всех сферах и звеньяхнародного хозяйства. Роль финансовогоконтроля при переходе к рынку многократновозрастает.

Таким образом, финансовыйконтроль, с одной стороны, являетсяодной из завершающих стадий управленияфинансами, а с другой, он выступаетнеобходимым условием эффективностиуправления ими. Сложность пониманияфинансового контроля обусловленасложностью самой категории финансов.Так же как финансы являются основойлюбой сферы общественной деятельностии в то же время отражают их материальнуюрезультативность, так и финансовыйконтроль является как бы лакмусовойбумагой, на которой реально проявляетсявесь процесс движения финансовыхресурсов, начиная от стадии формированияфинансовых ресурсов, необходимых дляначала осуществления деятельности влюбой сфере, и кончая получениемфинансовых результатов этой деятельности.

Можно сказать, что финансовыйконтроль — это совокупность действий иопераций по проверке финансовых исвязанных с ними вопросов деятельностисубъектов хозяйствования и управленияс применением специфических форм иметодов его организации.

Для осуществления финансовогоконтроля создаются особые контрольныеорганы, укомплектованныевысококвалифицированными специалистами.Их права, обязанности и ответственностьстрого регламентированы, в том числе ив законодательном порядке.

Финансовый контроль как особаяобласть контроля, связанная с использованиемстоимостных категорий, имеет определеннуюсферу применения и соответствующуюцелевую направленность. Объектомфинансового контроля являются денежные,распределительные процессы приформировании и использовании финансовыхресурсов, в том числе в форме фондовденежных средств, на всех уровнях извеньях народного хозяйства.

Непосредственным предметомпроверок выступают такие финансовые(стоимостные) показатели, как прибыль,доходы, налог на добавленную стоимость,рентабельность, себестоимость, издержкиобращения, отчисления на различные целии в фонды. Эти показатели имеютсинтетический характер, поэтому контрольза их выполнением, динамикой, тенденциямиохватывает все стороны производственной,хозяйственной и коммерческой деятельностиобъединений, предприятий, учреждений,а также механизм финансово-кредитныхвзаимосвязей.

Сферой финансовогоконтроля являются практически всеоперации, совершаемые с использованиемденег, а в некоторых случаях и без них(бартерные сделки и т. п.).

Контролю подлежат не толькоплохо работающие предприятия иорганизации, но и имеющие нормальныерезультаты деятельности.

Финансовый контроль включаетпроверку: соблюдения требованийэкономических законов, оптимальностипропорций распределения и перераспределениястоимости валового общественногопродукта и национального дохода;составления и исполнения бюджета(бюджетный контроль); финансовогосостояния и эффективного использованиятрудовых, материальных и финансовыхресурсов предприятий и организаций,бюджетных учреждений, а также налоговыйконтроль; другие направления.

Перед финансовым контролем стоятследующие задачи: содействиесбалансированности между потребностьюв финансовых ресурсах и размерамиденежных доходов и фондов народногохозяйства; обеспечение своевременностии полноты выполнения финансовыхобязательств перед государственнымбюджетом; выявление внутрипроизводственныхрезервов роста финансовых ресурсов, втом числе по снижению себестоимости иповышению рентабельности; содействиерациональному расходованию материальныхценностей и денежных ресурсов напредприятиях, в организациях и бюджетныхучреждениях, а также правильному ведениюбухгалтерского учета и отчетности;обеспечение соблюдения законодательстваи нормативных актов, в том числе в областиналогообложения предприятий, относящихсяк различным организационно-правовымформам; содействие высокой отдачевнешнеэкономической деятельностипредприятий, в том числе по валютнымоперациям и др.

Финансовый контроль тесно связанс ответственностью предприятий,организаций, учреждений, а такжегосударственных и финансово-банковскихструктур за выполнение финансовойдисциплины. Эта ответственность можетбыть выражена как в административных,так и в экономических (материальных)мерах воздействия на нарушителяфинансовой дисциплины. Экономическиемеры воздействия конкретно проявляютсячерез финансовые санкции, являющиесятеми рычагами финансового механизма,которые содействуют повышениюэффективности производства, егоинтенсификации, экологическомуоздоровлению и т.д.

Проблема усиления финансовойответственности, действенностифинансового контроля требуют, с однойстороны, сокращения количества применяемыхсанкций, а, с другой, повышения ихрезультативности.

1. Понятие и значение финансовогоконтроля

Неотъемлемой составной частьюфинансовой деятельности государстваи муниципальных образований являетсяфинансовый контроль.

Наличие финансового контроляобъективно обусловлено тем, что финансамкак экономической категории присущине только распределительная, но иконтрольная функция. Поэтому использованиегосударством и муниципальнымиобразованиями для решения своих задачфинансов обязательно предполагаетпроведение с их помощью контроля заходом выполнения этих задач. Финансовыйконтроль осуществляется в установленномправовыми нормами порядке всей системойорганов государственной власти и органовместного самоуправления, в том числеспециальными контрольными органамипри участии общественных организаций,трудовых коллективов и граждан.

Значение финансовогоконтроля выражается в том, что при егопроведение проверяются, во-первых,соблюдение установленного правопорядка,в процессе финансовой деятельностиорганами государственной власти иместного самоуправления, предприятиями,учреждениями, организациями, гражданамии, во – вторых, экономическая обоснованностьи эффективность осуществляемых действий,соответствие их задачам государства имуниципальных образований. Такимобразом, он служит важным способомобеспечения законности и целесообразностипроводимой финансовой деятельности.

Требование соблюдения законностив деятельности по образованию,распределению и использованию денежныхфондов государства и субъектов местногосамоуправления имеет конституционнуюоснову: органы государственной власти,органы местного самоуправления,должностные лица, граждане и их объединенияобязаны соблюдать Конституцию РФ изаконы (ч.2 ст. 15 Конституции РФ).

Итак, финансовый контроль – этоконтроль за законностью и целесообразностьюдействий в области образования,распределения и использования денежныхфондов государства и муниципальныхобразований в целях эффективногосоциально – экономического развитиястраны и её регионов.

Финансовый контроль присущ всемфинансово-правовым институтам. Поэтому,помимо общих финансово – правовых норм,регулирующих организацию и порядокпроведения финансового контроля вцелом, имеются нормы, предусматривающиеего специфику в отдельных финансово –правовых институтах и закреплённыесоответствующим законодательством(например, в Налоговом или Бюджетномкодексах РФ).

Основными направлениямифинансового контроля в отношениях,регулируемых финансовым правом, являются:

Ч.жон. Внхан

«СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ» — НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ

Бюджетирование в современных корпорациях. В рамках терминологии, используемой в современных корпорациях, часто разделяют понятия планирования и программы действий, бюджета и бюджетирования.

Под планированием обычно понимается процесс постановки целей и разработка стратегий по их достижению.

Программа действий включает в себя описание комплекса мероприятий по реализации выбранных стратегий.

Под бюджетом понимается финансовое выражение включенных в план целей, стратегий и мероприятий, а также финансовые сметы, графики платежей и расходов; прогнозы финансовых результатов запланированных программ; оценка ресурсов и затрат, необходимых для достижения плановых результатов.

Бюджетирование (бюджетное управление) — это управленческая технология, используемая для обоснования принимаемых управленческих решений, включающая в себя процесс составления планов и оценки их исполнения с последующей корректировкой как самих планов, так и поставленных целей. Иными словами, в широком смысле бюджетирование представляет собой систему всеобщего планирования и контроля в рамках корпорации, что дает возможность определить, каким образом были достигнуты те или иные фактические результаты. По своей сути бюджетирование является инструментом достижения более высоких результатов деятельности организации посредством повышения эффективности процессов управления.

Главное назначение бюджетирования заключается в повышении финансово-экономической эффективности и финансо-

вой устойчивости предприятия путем координации усилий всех подразделений, нацеленных на достижение количественно определенного конечного результата. С помощью этого инструмента можно описывать будущие и фактически состоявшиеся события во взаимосвязи с процессами, происходящими в корпорации и ее подразделениях (рис. 1).

Современное понятие «бюджетирования»

Определение стратегических целей

адиционное понятие «бюджетирования»

¡2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

•приводит к неэффективному поведению. Бюджеты часто представляют собой наборы «неподвижных» показателей. После того, как бюджет одобрен, менеджеры обязаны его исполнять вне зависимости от текущей ситуации. Часто в случаях, когда бизнес-ситуация меняется уже после одобрения бюджета, это вызывает нежелательное или нерациональное поведение;

•не может четко показывать зависимость между работой отдельных подразделений и их финансовым результатом. В традиционной модели из-за недостаточной информации об общих планах компании управленческий кругозор менеджеров ограничен рамками собственного подразделения, в результате чего невозможно обеспечить сбалансированное распределение ресурсов;

•оторвано от стратегии, не соответствует требованиям современного динамично развивающегося бизнеса, препятствует внедрению инноваций, игнорирует понятие рыночной стоимости акционерного капитала.

Иерархическая модель традиционного бюджетного планирования была изобретена в начале ХХ века. В то время это был прогрессивный метод контроля издержек и ресурсов, который успешно практиковался такими крупными корпорациями, как General Motors, Siemens и DuPont. В современных условиях быстро меняющейся экономической среды эта модель работает неэффективно. Сегодня, как никогда, важно учитывать инициативу и знания сотрудников, находящихся внизу управленческой пирамиды. Традиционная система к этому не приспособлена .

Кроме перечисленных выше проблем бюджетирования, существует ряд прочих трудностей, с которыми приходится сталкиваться на практике. К ним можно отнести следующие:

•малая вовлеченность конкретных исполнителей в про-

цесс принятия решений (планирования и управления);

•отсутствие единообразия и четкого распределения прав и

обязанностей;

•высокая трудоемкость управления.

В 2007 г. консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers (PwC) опубликовала результаты обширного исследования на тему бюджетного планирования . В ходе данного исследования были обнаружены различные проблемы и недостатки, связанные с практикой бюджетирования. Общие итоги исследования были таковы.

Только 32% респондентов заявили, что в их организации можно проследить четкую связь между тем, что записано в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

бюджете, и тем, что происходит на самом деле. 40% респондентов считают, что они «оторваны от стратегии», и что именно эту взаимозависимость необходимо прежде всего восстановить.

В процессе подготовки бюджета очень много времени (56%) тратится на действия, не имеющие стратегической ценности (сбор данных, согласование и утверждение бюджета, подготовка итогового документа). При этом на анализ данных и выработку стратегии, т.е. наиболее ценные виды деятельности, уходит всего 44% от общего времени, потраченного на бюджетирование (рис. 2).

051015 2025

Рис. 2. Доля затрат на отдельные виды работ при бюджетировании

На вопрос «как осуществляется плановый процесс?» 34% респондентов дали ответ «сверху-вниз» (т.е. план разрабатывается руководством компании и приводится в исполнение подчиненными). Ровно столько же ответили «снизу-вверх» (инициатива исходит от сотрудников, находящихся на нижнем уровне в иерархии управления, и на основе этого руководством принимаются те или иные решения по планированию). Эти подходы к планированию и определяют общий стиль управления компании.

44% респондентов считали, что «укрепление связи между бюджетом и стратегией» является наиболее приоритетной задачей для улучшения системы бюджетирования (рис. 3)

Сокращение цикла бюджетирования

36%

Сокращение времени сбора данных

35%

Удаление барьеров внутри организационной структуры 31 %

Инвестиции на технологию

29%

Повышение точности прогнозирования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28%

Улучшение навыков бюджетирования

24%

Рис. 3. Сферы бюджетирования, где нужны улучшения

70% компаний продолжают процесс сбора и обработки бюджетных данных посредством устаревших процедур с помощью таблиц типа spreadsheets (Excel/Lotus). При этом необходимо отметить, что в основном (в 58% случаев) spreadsheet применяются в качестве дополнения к более современному программному обеспечению: например SAP, Oracle, PeopleSoft или BoB (Best-of-Breed planning systems). Чтобы избавиться от лишних действий, компания должна отказаться от использования устаревших процедур и полностью перейти на web-технологии, обеспечивающие быстрый сбор и анализ данных через сеть в режиме онлайн.

Данное исследование позволило сделать вывод, что процесс современного бюджетного планирования обязан соответствовать следующим требованиям:

•четкая связь со стратегией компании;

•избавление от лишних (дублирующих) действий;

•гибкость, предусматривающая непрерывное внесение изменений по мере надобности;

•обязательное применение современных web-технологий, стандартизирующих сбор данных;

•вовлечение в процесс всех работников компании.

Если процесс бюджетирования остается статичным, оторванным от стратегического плана, обремененным массой ненужных деталей, а его разработка, согласование и одобрение будет занимать долгие месяцы, то компания лишает себя важнейшего инструмента внутреннего управления и контроля.

Бюджетное управление начинается с фазы планирования. При планировании необходимо учитывать и человеческий фактор, который влияет на все бизнес-процессы, начиная с планирования и заканчивая получением запланированных результатов. Можно сказать, что важнейшим фактором в процессе бюджетирования является «человек». Во время планирования и бюджетирования возникают следующие типичные проблемы, связанные с человеческим фактором:

•неинформированность персонала о целях и процессе финансового планирования;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

•отсутствие необходимых навыков и знаний для участия в процессе бюджетирования;

•отсутствие специфической системы персональной ответственности и мотивации.

Если рассматривать российские предприятия, то в большинстве случаев их системы мотивации малоэффективны. Большая часть персонала с трудом представляет себе, каким образом их вознаграждение зависит от интенсивности труда и прочих результатов. Поэтому российским предприятиям следует повышать эффективность системы бюджетирования, учитывая важность следующих условий:

•подключение работников к единому плановому процессу в качестве непосредственных участников;

•увязка материальных и моральных стимулов для работников с бюджетными показателями;

•поощрение инициатив коллектива по решению плановых задач;

•налаживание связи между различными внутренними подразделениями компании, установление прямых контактов между финансовой службой и производством, отделом продаж и др.;

•отслеживание исполнения бюджета и осуществление мер быстрого реагирования в случае отклонения фактических показателей от запланированных.

Система бюджетирования «Самсунг электроникс рус», которая рассматривалась в качестве примера выше, также имеет некоторые недостатки, в том числе неэффективную связь бюджетной системы со стратегией компании.

Необходимо фактическое укрепление связи между бюджетной системой и проектами подразделений, начиная со стадии планирования, для того, чтобы иметь достаточные стандарты оценки выполняемости проектов соответствующих подразделений при исполнении бюджета. Только после этого можно вырабатывать эффективную и справедливую систему управленческого воздействия и мотивации, основанную на реальном уровне эффективности исполнения.

При этом нужна система, которая постоянно отслеживает отклонение между бюджетным планом и реальным исполнением, с тем, чтобы бюджет показал действительное положение компании.

Стандартизация структуры бюджетной системы между дочерними компаниями группы Самсунг важна для групповых управленческих решений. В настоящий момент во всем мире активно идет процесс стандартизации системы SAP дочерних компаний для внедрения МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности) в систему SAP Самсунга. При этом разнообразные бюджетные системы дочерних компаний также должны на определенном уровне стандартизироваться, и структуры подмодулей дочерних компаний должны каким-то образом поддерживать связи с этой стандартизированной системой.

Таким образом, составление бюджета следует рассматривать как бизнес-процесс. Иными словами, должна быть четко зафиксирована причинно-следственная связь между финансовыми вложениями и результатами хозяйственной деятельно-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сти предприятия. Однако результаты исследования показали, что на большинстве предприятий система бюджетирования не является четко организованной и дееспособной.

Новый подход к эффективному бюджетированию. В последнее время на фоне критики недостатков и ограничений традиционного бюджетирования появились две новых концепции бюджетирования, одна из которых получила название Децентрализованное бюджетирование (Beyond Budgeting) , другая — Бюджетирование, ориентированное на результат (БОР) (Performance Budgeting) .

В разработке модели Децентрализованного бюджетирования приняли участие свыше 50 крупных международных компаний. Было признано, что для децентрализации полномочий необходимо делегировать процесс принятия решений и создавать самоуправляемую рабочую среду, а также культуру личной ответственности. Эта концепция была разработана на основе анализа практической деятельности ряда компаний, которые в свое время предпочли отказаться от традиционного бюджетирования в пользу более гибкой модели. Новый подход предполагает следующее:

•изменение управленческой политики за счет введения принципов самоуправления, воспитания ответственности в работниках, расширения полномочий менеджеров, развития внутренней координации в компании в форме рыночных принципов, видоизменения роли топ-менеджеров;

•изменение управленческих процессов за счет введения гибких показателей, привязанных к меняющимся рыночным ориентирам, применения стратегий приспособления, использования ресурсов по системе Just in time (точно в срок), осуществления гибкого, многостороннего контроля, поощрения групп сотрудников из успешно работающих подразделений.

Если для традиционной модели характерна четкая иерархическая структура управления и строго определенная последовательность этапов планирования (стратегия — бюджет — бюджетный контроль), то принципами новой модели стали деле-

гирование власти, отсутствие иерархии, постановка целей в соответствии с текущей ситуацией.

Однако такой радикальный способ бюджетирования подходит не всем компаниям. Несмотря на успешный опыт отдельных корпораций6, концепция «Децентрализованного бюджетирования» пока не подходит для большинства обычных компаний. Методы, характерные для децентрализованного бюджетирования, будут действенны только в том случае, если у менеджеров среднего звена и рядовых сотрудников появятся соответствующие полномочия и ответственность.

Другой подход, также ведущий к улучшению системы бюджетирования — Бюджетирование, ориентированное на результат (БОР).

В самом общем виде БОР можно определить как технологию формирования бюджета, отражающую связь между бюджетными расходами и достигнутыми результатами. В отличие от традиционного постатейного бюджетирования при БОР исполнение бюджета оценивается не только с точки зрения степени исполнения тех или иных бюджетных статей, но и по степени достижения изначально поставленных целей и задач. Для этого разрабатывается и вводится специальная система показателей, позволяющих на регулярной основе отслеживать степень достижения целей и выполнения задач, проводить мониторинг и оценку эффективности бюджетных расходов.

Такой подход дает возможность оценить результативность бюджетных расходов, повысить ответственность распорядителей и получателей бюджетных средств за их эффективное использование и на основе полученных данных определить оптимальные пути использования имеющихся ресурсов в интересах компании.

БОР должно позволять проследить взаимосвязь между поставленными целями, осуществленными бюджетными расходами, выполненными мероприятиями и достигнутыми резуль-

6 Применив эту модель в процессе бюджетирования, некоторые компании, участвовавшие в разработке данной модели, получили хорошие финансовые показатели, в том числе, Svenska Handelsbanken (крупный шведский банк), Borealis (датская нефтяная компания), Groupe Bull (Французская компьютерная компания), Fokus Bank (норвежский банк) и другие.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

татами. Такая логика построения бюджета способствует повышению его прозрачности, а также повышению степени контроля реализации программ и расходования бюджетных средств. Для этого в сопроводительных документах к проекту бюджета должны присутствовать следующие данные:

•цели и задачи проекта;

•показатели результативности, которые позволяют оценить степень достижения намеченных целей, результативность и эффективность реализации каждого направления бюджетной политики;

•описание необходимых для достижения намеченных целей мероприятий, нужное для того, чтобы избежать дублирования функций и оценить, насколько оправдано проведение того или иного мероприятия, каких мероприятий не хватает, а также сколько стоит реализация мероприятия;

•объем финансовых средств, которые затрачены (или, как планируется, будут затрачены по проекту бюджета) на достижение поставленной цели.

В настоящее время в бюджетной документации большинство названных данных либо отсутствуют, либо не являются конкретными, измеряемыми величинами .

Использование программного подхода в бюджетировании дает ряд преимуществ:

•четкая ориентация расходов на достижение определенных целей;

•возможность мониторинга, контроля выполнения программ через систему индикаторов реализации программ (контроль за ресурсами и продуктами, а также за результатом программы);

•возможность применения конкурентных принципов распределения бюджетных ресурсов между программами на основе формализованной оценки их результативности и обоснованности.

Однако, рассматривая практику применения системы БОР в России, трудно найти примеры использования конкретных коли-

чественных показателей, позволяющих оценить степень достижения планируемых целей. Вместо этого описываются общие тенденции и мероприятия, часто без количественных оценок. Исходя из таких данных, проверить, в какой мере удалось их реализовать, зачастую не представляется возможным .

Учитывая вышесказанное, внедрение принципов программно-целевого бюджетирования в практику управления финансами компании можно начать с совершенствования управления целевыми программами, расширения практики финансирования расходов на программной основе. Необходимо установить требования, обеспечивающие четкое и конкретное формулирование программных целей и задач, внятное описание ожидаемых результатов, а также получение оценок результативности работы в терминах, позволяющих осуществлять «количественный» контроль.

На основе концепции Бюджетирования, ориентированного на результат, и использования системы количественных показателей, отражающих реальные бизнес-процессы, строится система Стратегического финансового контроля, которая представляет собой новый подход к комплексному управлению компаниями. Суть «Стратегического финансового контроля» заключается в следующем (рис. 4):

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

•контроль над стратегией и финансами должен осуществляться по схеме, предусматривающей взаимное влияние;

•при формировании операционного бюджета в бюджеты проектов должны включаться все расходы, связанные с реализацией проекта, включая расходы на планирование работы, непосредственное предоставление услуг, административное управление проектом, мониторинг реализации проекта и др.;

•определение расходов по проектам должно осуществляться в следующем порядке: уровень конкретных задач ^ уровень отдельных проектов ^ уровень общей стратегии;

•после определения расходов по проектам расходы всех подразделений компании должны быть разбиты по видам деятельности, направленным на достижение поставленных задач. Процесс может быть описан следующими формулами:

Рк = трК,

г=1

где Рк — все расходы на проект К; Рк — расходы каждого отдела i на проект К(г=1 ^ т);

IРК =1Рг ,

К=1г=1

где Рк — расходы на все проекты; К — номер проекта; Рг — расходы отдела компании г;

•количественные показатели для каждой задачи, поставленной при планировании проектов, описываются стандартизированными ключевыми индикаторами7 с целью управленческого воздействия с последующим распределением финансовых ресурсов;

•после определения потребностей в финансовых ресурсах по всем проектам и подразделениям финансовый контролер компании должен определить период и величину расходов, распределяя их по видам затрат (инвестиции, амортизация оборудования, резервы, постоянные и переменные затраты, прочие расходы и т. д.)

•осуществляется регулярный финансово-управленческий контроль выполнения ключевых управленческих задач, необходимых для обеспечения следующего цикла планирования и бюджетирования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, благодаря описанной технологии можно осуществлять сбалансированную интеграцию финансового контроля и задач проекта в рамках общей корпоративной стратегии.

При изменении логических процессов бюджетирования, а также при усовершенствовании системы бюджетирования необходимо учитывать и инфраструктуру планирования. Эта информационная система должна обладать высокой скоростью реагирования и высокой точностью данных в процессе бюджетирования.

7 KPI (Key Performance Indicator): набор основных показателей, измеряющих достижение стратегических целей и эффективность дея-

тельности компании.

Рис. 4. Общая схема «Стратегического финансового контроля»

Без автоматизации системы бюджетирования, без внедрения на современном предприятии стандартизированной системы управления базами данных (СУБД) трудно повышать эффективность принятия решений. Уровень программно-аппаратного обеспечения СУБД позволяет увеличить скорость обработки информации, количество охватываемых областей и точность получения сведений. Критерием качества СУБД является степень ее устойчивости и стандартизации процессов переработки данных. Необходима интегрированная система, способная функционировать длительное время, накапливать большое количество данных, а также позволяющая работать большому числу пользователей без сложных систем администрирования.

Опыт системной перестройки бюджетирования компании «Pfizer» показал, что автоматизация информационной системы для эффективного управления компании дает хорошие резуль-

таты. Pfizer Inc., созданная в 1849 г., является крупнейшей в мире фармацевтической компанией и одной из ведущих корпораций США. Имея многоуровневую организационную структуру, которая еще более усложнилась в последнее десятилетие в результате многочисленных слияний и поглощений, компания столкнулась с проблемами в области корпоративного планирования и бюджетирования. Руководство корпорации Pfizer оперативно отреагировало на возникшие трудности, выступив в 2005 г. с плановой инициативой под названием Адаптация к масштабу (Adapting to Scale), целью которой являлось упрощение внутренней отчетности, а также стандартизация планового процесса на основе автоматизированной системы планирования. Последнее было особенно актуальным, т.к. одна из главных проблем заключалась в том, что подразделения компании использовали разные компьютерные программы (Oracle, Hyperion, Cognos, Geac, spreadsheets и др.), которые плохо сочетались друг с другом .

В 2006 г. в компании Pfizer была сформирована специальная группа GBF (Global Budget and Forecasting) с задачей кардинально изменить процесс корпоративного планирования. Особое внимание было уделено вовлечению в процесс составления единого бюджета многочисленных локальных подразделений и филиалов корпорации, а также сокращению объема низкоэффективной бумажной работы. После шести месяцев интенсивной деятельности группа добилась:

•автоматизации ввода бюджетных данных;

•введения единообразной плановой системы/программы (до этого было 8 разных);

•значительного усовершенствования системы контроля уровня складских запасов;

•осуществления перехода на систему «скользящего» прогнозирования (Rolling forecasting).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В результате повышения уровня управленческого регулирования и стандартизации внутренних процессов на основе автоматизации информационной системы коэффициент валовой прибыли компании в 2007 г. достиг 84%, операционной прибыли —

31%, чистой прибыли — 17%, что заметно превышало показатели как основных конкурентов, так и отрасли в целом .

Практический опыт показывает, что основными факторами повышения эффективности при внедрении автоматизированной системы бюджетирования являются следующие:

•реальная возможность расчета многовариантных планов без привлечения дополнительных ресурсов;

•сокращение трудозатрат на проведение ежемесячного план-факторного анализа, проводимого после закрытия баланса бухгалтерией;

•экономия рабочего времени при повседневной деятельности пользователей по сравнению с прежней системой бюджетирования;

•возможность мониторинга затрат и оперативного управления ими;

•высокая степень надежности и достоверности получения отчетной информации и, как следствие, улучшение экономической обоснованности принимаемых решений;

•повышение профессиональных навыков персонала в области информационного управления.

Кроме того, внедрение автоматизированной системы бюджетирования показывает инвесторам ориентацию предприятия на долгосрочную перспективу и нацеленность на развитие бизнеса, а также является основой для применения новых инструментов управленческого контроля.

Итак, в качестве основных аспектов эффективности внедрения новых систем бюджетирования можно отметить следующие моменты.

1.Установление четко прослеживаемой связи между бюджетом и стратегическим планом. Особое внимание следует уделить включению в бюджет ключевых показателей стратегического плана компании.

2.Повышение степени внутренней координации. Для большой компании налаживание контактов внутри организаций, между ее многочисленными подразделениями, является

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

чрезвычайно важным условием эффективного планирования.

3.Стандартизация и упрощение моделей и процессов планирования. Использование единых стандартных инструментов и методов планирования позволяет существенно ускорить бюджетный цикл, а также заметно облегчает процесс согласования бюджета между различными подразделениями компании.

4.Стандартизация бюджетных данных и автоматизация их ввода. Необходимо максимально использовать все имеющиеся возможности автоматического ввода данных, чтобы ускорить бюджетный цикл.

5.Регулярное отслеживание исполнения бюджета, поддержание обратной связи. Надзор за процессом исполнения бюджета должен проводиться на постоянной основе. В этом смысле процесс планирования и прогнозирования не должен быть разорванным на отдельные бюджетные циклы, он должен сохранять свою целостность и непрерывность.

6.Концентрация внимания на стратегических показателях. Контроль не должен охватывать абсолютно все показатели, т.к. это требует слишком много ресурсов и времени. Оптимальный вариант — сосредоточиться на нескольких стратегически важных показателях. Умение правильно определять ключевые, имеющие стратегическое значение показатели деятельности компании, и отслеживать выполнение бюджета в соответствии с ними, является одной из главных составляющих успешного планирования.

7.Развитие системы быстрого реагирования. Эффективности добиваются те компании, которые в состоянии в кратчайшие сроки среагировать на изменившиеся экономические условия и выработать новый финансовый план. Эффективная система бюджетирования должна обеспечивать прозрачную оперативную взаимосвязь результатов не только с факторами, повлиявшими на их получение, но и с целями компании. На основе анализа результатов бюджетного

процесса руководство должно иметь возможность принимать решения, ориентированные на реализацию стратегии.

В результате исследования ситуации, сложившейся в рамках современной практики бюджетирования, автором предлагаются следующие шаги по совершенствованию интегрированной системы бюджетирования как системы управления деятельностью предприятия:

•разработка системы ключевых показателей эффективности, связав тем самым систему оперативного управления со стратегическим планированием;

•применение «универсальной» логики как к методам бюджетирования, так и к стратегическому управлению, что, в частности, включает в себя контроль исполнения и корректировку стратегии;

•развитие системы мотивации, четко увязывающей личные задачи сотрудников с целями компании.

Предлагаемая последовательность создания и внедрения подобных систем такова:

•разработка стратегии компании и поиск ключевых показателей, которые определяют результативность и степень реализации этой стратегии;

•разработка стратегического финансового плана или стратегического бюджета;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

•внедрение эффективной системы постоянного бюджетного контроля.

Литература и информационные источники

2.Jeremy Hope and Robin Fraser (2003). Beyond budgeting/Harvard Business School Publishing Corp.

3.PricewaterhouseCoopers (PwC) — 2007 Budgeting and Forecasting Study -http://www.pwc.com/extweb/pwcpublications.nsf/docid/C2D9FB96F792CFA3 852572B10049C87D (В международном опросе приняли участие свыше 200 крупных компаний из разных отраслей).

6.Гамукин В.В. Новации бюджетного процесса: бюджетирование, ориентированное на результат/Аналитический вестник. 2006. № 4. С. 46-54.

7.Никифоров С.М., Стрелец ОА. Бюджетирование, ориентированное на результат: проблемы и перспективы внедрения в российскую практику управления общественными финансами /СПС «Консультант».

Беликов А.П.

МЕХАНИЗМ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

11.16. ОСОБЕННОСТИ ПОНЯТИЯ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Беликов А.П., адъюнкт Академии управления МВД России

Перейти на Главное МЕНЮ

Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

В данной статье обосновывается необходимость уточнения понятийного аппарата механизма государственного финансового контроля в условиях становления в Российской Федерации рыночной экономики. Мы рассматриваем механизм государственного финансового контроля в качестве инструмента эффективного использования государственных ресурсов, так как контроль в сфере финансов является одной из важнейших функций современного государства.

Будучи обязательным элементом управления общественной собственностью механизм государственного финансового контроля призван выявлять нарушения установленных принципов законности, обеспечивать целевое и эффективное расходование финансовых ресурсов.

Механизм государственного финансового контроля является обязательным элементом управления общественными финансами, неотъемлемой частью системы государственного регулирования, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений установленных принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии, с тем чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, а в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в бу-дущем1.

Понятийный аппарат в любом исследовании требует постоянного уточнения, поэтому необходимо обратится к Толковому словарю русского языка2, где понятие «механизм» означает последовательность состояний, процессов, определяющих собою какое-нибудь действие, явление (в третьем значении). Бесспорно, раскрыть какое-либо понятие с помощью самого лучшего Толкового словаря русского языка в полном объеме невозможно.

В научной литературе можно встретить разные подходы к определению механизма государственного финансового контроля. Исследуя данный вопрос С.П. Опенышев и В.А. Жуков пишут, что механизм государственного финансового контроля состоит из следующих элементов: субъект контроля, объект контроля, предмет контроля, принципы контроля, метод контроля, техника и технология контроля, принятие решений

1Константинова Н.А. Совершенствование механизма государственного финансового контроля как инструмента устойчивого социально-экономического развития регионов. Дис. … к. э. н. — М., 2005. С. 69-70.

2Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; — 3-е изд., стереотипное, 1995. С. 897, 346.

по результатам контроля, оценка эффективности контроля3.

Е.Е. Лебедева, определяя механизм финансового контроля, отмечала, что: «Механизм финансового контроля представляет собой совокупность элементов, входящих в систему контроля. Наиболее существенными элементами контроля, от которых зависит эффективность проводимых контрольно-ревизионных мероприятий, являются объекты, предмет, методика, процесс контроля, и субъекты контроля4.

По мнению авторского коллектива учебника «Государственный финансовый контроль», механизм государственного финансового контроля составляют такие элементы как: субъект контроля, объект контроля, предмет контроля, принципы контроля, методы контроля; технология контроля, информационная база об объекте контроля (рис. 1).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сравнивая названные модели, можно убедиться, что состав механизма государственного финансового контроля определен предметнееС. П.Опе-

Рис. 1. Механизм государственного финансового контроля5

нышевым и В.А. Жуковым. Действительно, механизм государственного финансового контроля должен включать в себя, помимо субъекта и объекта контроля методы и предмет контроля.

Но и это определение представляется весьма расширительным. Едва ли обоснованно рассматривать в качестве неотъемлемых элементов механизма государственного финансового контроля технику и технологию контроля, принятие решений по результатам контроля, а также оценку эффективности контроля.

Поэтому мы считаем правомерным введение в научный и практический оборот свое определение: механизм государственного финансового контроля -это непрерывный процесс четкого функционирования каждого субъекта финансового контроля, на основе нормативной правовой базы, определяющей единую методику действий, задачи и функции в целях реализации экономической политики Российской Федерации (рис. 2).

3Бровкина Н.Д. Основы финансового контроля: учеб. Пособие / Под. ред. М.В. Мельник. — М.: Магистр, 2007. С. 42-43.

4Лебедева Е.Е. Совершенствование государственного финансового контроля за налоговыми доходами федерального бюджета. Дис. … к. э. н. — М., 2006. С. 26.

5 Степашин С.В., Столяров Н.С., Шохин С.О., Жуков В.А. Государственный финансовый контроль: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2004. С. 106.

Пробелы в российском законодательстве

2’2008

Рис. 2. Механизм государственного финансового контроля

Сказанное, конечно, не отрицает важность дальнейшего научного исследования механизма государственного финансового контроля, так как многие вопросы его формирования решаются без научнометодологического обоснования, что на практике ведет к просчетам и не дает должного эффекта.

Рецензия

Статья написана на достаточно актуальную на текущий момент тему. Контроль в сфере финансовых правоотношений является одной из важнейших функций современного государства. Как справедливо отмечает автор исследования, механизм государственного финансового контроля призван выявлять нарушения установленных принципов законности, обеспечивать целевое и эффективное расходование финансовых ресурсов. Значимость данной статьи как теоретического исследования состоит в том, что многие вопросы формирования механизма государственного финансового контроля решаются без научно-методологического обоснования, что на практике ведет к просчетам и не дает должного эффекта.

Автор аргументировано утверждает, что механизм государственного финансового контроля является обязательным элементом управления общественными финансами, неотъемлемой частью системы государственного регулирования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье дано определение механизма государственного финансового контроля, а также схема его осуществления.

Достоинством статьи является то, что автор правильно ставит цели, решение которых предусматривает позитивные изменения на наиболее важных участках функционирования органов государственного финансового контроля.

Представляется, что выводы, изложенные в настоящей статье, могут представлять достаточный интерес, как для исследователей финансового права, так и для широкого круга специалистов указанной области.

Вывод: статья А.П.Беликова может быть опубликована в открытой печати.

Научный руководитель — доцент кафедры организации финансово-экономического и тылового обеспечения Академии управления МВД России, к.ю.н., доцент В. В. Казаков

Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований» закрепляет осуществление контрольно-счетными органами внешнего государственного и муниципального финансового контроля в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий (ст. 10).

На основании Федерального закона «О Счетной палате РФ» контрольная и экспертно-аналитическая деятельность осуществляется путем проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в форме предварительного аудита, оперативного анализа и контроля и последующего аудита (контроля) в соответствии с утверждаемыми Счетной палатой стандартами внешнего государственного аудита (контроля) (ст. 14).

Итак, можно констатировать факт различных научных трактовок понимания форм финансового контроля, а также несогласованность данного вопроса в рамках нормативных правовых актов (см. параграф 1.4).

Наиболее оптимальной представляется точка зрения, согласно которой под формой финансового контроля понимают отдельную сторону проявления содержания финансового контроля в зависимости от времени совершения контрольных действий, где в качестве форм финансового контроля выступает предварительный, текущий и последующий контроль.

Предварительный контроль осуществляется в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам. Данная форма контроля проявляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов, смет расходов и доходов, проектов бюджетов, текстов договорных соглашений, учредительных документов и т.д. Таким образом, предварительный контроль способствует предотвращению неправильного, нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также отрицательных финансовых результатов деятельности хозяйственных органов в целом.

Текущий финансовый контроль производится в процессе исполнения финансовых планов в ходе осуществления хозяйственных или финансовых операций, когда проверяется соблюдение норм и нормативов расходования товарно-материальных ценностей и денежных средств. Текущий контроль в бюджетном процессе осуществляется в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами.

Последующий финансовый контроль осуществляется после завершения отчетного периода и финансового года в целом. Проверяется целесообразность расходования государственных денежных средств при исполнении бюджетов, выполнение финансовых планов предприятий и организаций, смет бюджетных учреждений. Последующий контроль в рамках бюджетного процесса проявляется в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Под методами финансового контроля понимаются приемы и способы его осуществления.

В зависимости от компетенций контрольных органов, а также направлений контрольных мероприятий методология осуществления финансового контроля различна. Методы финансового контроля (см. параграф 1.4) подразделяются на такие, как: ревизия, проверка, обследование, анализ, наблюдение, мониторинг, экспертиза и др.

Ревизия является одним из основных методов финансового контроля и характеризуется тем, что в процессе ее проведения осуществляется всесторонняя, комплексная проверка, направленная на установление соблюдения финансовой дисциплины на конкретном объекте субъектом экономической деятельности.

Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по проверке законности, целесообразности и эффективности совершенных в проверяемом периоде хозяйственных и финансовых операций, а также законности и правильности действий должностных лиц.

В соответствии со ст. 267.1 БК РФ под ревизией понимается комплексная проверка деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бюджетной (бухгалтерской) отчетности.

Ревизия основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств и товарно-материальных ценностей. При проведении ревизий (плановых, внеплановых) может использоваться комплекс приемов, таких как встречная проверка, восстановление количественного учета, контрольное сличение и т.д.

Ревизии осуществляются по поручению государственных, ведомственных или внутрихозяйственных органов управления. Вместе с тем ревизии проводятся Счетной палатой (ст. 14 Федерального закона «О Счетной палате РФ»), Росфиннадзор (п. 7.3 постановления Правительства РФ «О Федеральной службе финансово-бюджетного надзора») и др.

Задачи ревизии: проверка соблюдения субъектом хозяйствования законодательства в сфере экономических отношений; проверка законности совершаемых субъектом операций, обеспечение сохранности имущества и др.

Выделяют следующие виды ревизий в зависимости:

  • – от времени осуществления: плановые и внеплановые. Плановые проводятся в соответствии с заранее составленным планом ревизионной работы. Внеплановые проводятся внезапно и по инициативе хозяйственных или следственных органов;
  • – органов, ее проводящих: ведомственных и вневедомственных. Ведомственные осуществляются вышестоящими ведомственными организациями. Вневедомственные осуществляются по инициативе государственных контролирующих органов (контрольно-ревизионное управление, налоговая служба и др.);
  • – состава ревизионной группы: бухгалтерские и комплексные. Бухгалтерские проводятся специалистом в области бухгалтерского учета и контроля. Комплексные – группой ревизоров, в которую кроме бухгалтера входят специалисты других отраслей знаний – экономисты, товароведы, технологи и др.;
  • – объема проверяемой деятельности: полные и частичные (тематические). Полная комплексная ревизия финансово-хозяйственной деятельности проверяемого объекта предусматривает проверку: операций с денежными средствами; расчетных и кредитных операций; расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами; сохранности основных средств и нематериальных активов и операций с ними; сохранности производственных запасов, товарно-материальных ценностей и операций с ними; инвестиционных операций; расчетов по оплате труда, начисления налогов и внебюджетных платежей по расчетам с физическими лицами; калькулирования себестоимости продукции, товаров, работ, услуг; реализации продукции и формирования финансовых результатов; организации и состояния бухгалтерского учета и внутреннего (ведомственного) контроля. В целом полная ревизия охватывает все стороны хозяйственной деятельности ревизуемого объекта. При этом частичная – одну или несколько сторон (например, ревизия кассовых операций и т.п.);
  • – проверяемого периода: сплошные и выборочные. При сплошных ревизиях, проверяется вся документация. При выборочных – отдельные, наиболее значимые документы;
  • – содержания: документальные и фактические. По повторяемости контрольных действий: первичные, повторные, дополнительные. Повторные назначаются, если предыдущая ревизия признана некачественно проведенной или проведенной в отсутствие материально ответственных лиц (кроме установленных законом случаев). Дополнительные ревизии назначаются для проверки вопросов, не отраженных в акте ревизии, или в связи с вновь возникшими обстоятельствами.

Результаты проведенной ревизии оформляются актом, который подписывается ревизующим и уполномоченными на то должностными лицами проверенных субъектов, и докладываются органу государственного финансового контроля, назначившему ревизию. На основе акта ревизии принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, виновные привлекаются к ответственности, разрабатываются предложения по предупреждению нарушений.

Под проверкой понимается контрольное действие по определенному кругу вопросов, участку или эпизоду финансово-хозяйственной деятельности ревизуемой организации. Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации.

В соответствии со ст. 267.1 БК РФ под проверкой понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период.

Проверки подразделяются на камеральные и выездные, в том числе встречные проверки.

Под камеральными проверками в целях БК РФ понимаются проверки, проводимые по месту нахождения органа государственного (муниципального) финансового контроля на основании бюджетной (бухгалтерской) отчетности и иных документов, представленных по его запросу.

Выездные проверки в целях БК РФ – проверки, проводимые по месту нахождения объекта контроля, в ходе которых в том числе определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной (бухгалтерской) отчетности и первичных документов.

Под встречными проверками понимаются проверки, проводимые в рамках выездных и (или) камеральных проверок в целях установления и (или) подтверждения фактов по вновь открывшимся обстоятельствам и связанные с деятельностью объекта контрольной проверки.

Проверка может проводиться в виде:

  • – тематической проверки, которая проводится по определенному кругу вопросов или одной теме (вопросу) путем ознакомления на месте с отдельными сторонами хозяйственной и финансовой деятельности. При проведении тематической проверки используются приемы выборочного и документального контроля;
  • – счетной проверки отчетности, которая представляет собой совокупность специальных приемов контроля достоверности бухгалтерской отчетности, в том числе проверки согласованности показателей, прямо влияющих на налогооблагаемую базу, различных форм отчетности, сличение отдельных отчетных показателей с записями в регистрах бухгалтерского учета, проверку обоснованности учетных записей по данным первичных документов;
  • – счетно-аналитической проверки, которая представляет собой оценку финансово-хозяйственной деятельности организаций, предприятий и учреждений на основе методов документального и фактического контроля и экономического анализа с целью определения рациональности использования государственных финансовых и материальных ресурсов, полноты и своевременности исполнения финансовых обязательств перед государством;
  • – иных видов тематических проверок, проводимых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти, принятыми в пределах их компетенции с целью реализации закрепленных за ними функций и полномочий.

Экспертиза представляет собой метод предварительной оценки принятия финансовых решений с целью определения их экономической эффективности и юридических последствий. Примером применения такого метода контроля является проводимая Счетной палатой экспертиза проекта федерального бюджета с последующим составлением заключения, которое в обязательном порядке рассматривается Государственной Думой. Счетная палата строит свою работу на основе годовых и текущих планов и программ, которые формируются исходя из необходимости обеспечения всестороннего системного контроля за исполнением федерального бюджета с учетом всех видов и направлений деятельности Счетной палаты (ст. 13 Федерального закона «О Счетной палате РФ»), (Экспертиза как метод финансового контроля будет подробно рассмотрен в гл. 12.)

Наблюдение направлено на ознакомление с состоянием финансовой деятельности проверяемого субъекта.

Обследование, обычно, проводится для изучения отдельных сторон финансовой деятельности с использованием таких приемов, как анкетирование и опрос. Под обследованием в целях БК РФ понимаются анализ и оценка состояния определенной сферы деятельности объекта контроля. Результаты обследования оформляются заключением.

Анализ направлен на выявление нарушений финансовой дисциплины с помощью различных аналитических приемов и способов.

Под санкционированием операций понимается совершение разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) на соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (ст. 267.1 БК РФ).

На практике реализуются иные методы и приемы, используемые контрольными органами, например, инспектирование, пересчет, выборка, инвентаризация и др.

Добавить комментарий