Станислав Попов внутренний аудит

Если в процессе аудита возникает необходимость использовать работу внутренних аудиторов, в таких ситуациях деятельность аудитора регулируется MCA 610 «Рассмотрение работы внутреннего аудита».

Внутренний аудит в организациях является основой, имеющейся на всех уровнях управления любой организации, особенно крупной, и обеспечивает оптимальный ход процесса управления на всех других его стадиях (планирование, организация и регулирование, учет, анализ). Основная цель внутреннего аудита – оптимизация процесса производства или, иными словами, снижение трудозатрат и обеспечение надлежащего качества выпуска продукции (работ, услуг). Для осуществления этой цели внутренний аудитор должен удостовериться в возможности исполнения сотрудниками организации своих должностных обязанностей наиболее эффективным образом.

Работа внешнего аудитора направлена в основном на то, чтобы определить законность отражения в учете хозяйственных операций. Внешний аудитор не обязан оценивать оптимальность и целесообразность хозяйственных операций, отраженных в бухгалтерском учете. Но внешний аудитор должен учитывать отчеты внутренних аудиторов, так как это экономит время проверки и способствует обеспечению надлежащего качества аудиторской проверки.

В качестве одной из второстепенных причин стремления руководства организовать приемлемую СВК может выступать возможность снижения издержек на внешний аудит.

Практически любая крупная корпорация имеет отдел внутреннего аудита, основными целями работы которого являются изучение и оценка эффективности выполнения различными подразделениями фирмы возложенных на них функций, а также изучение и оценка бухгалтерского и административного контроля. Служба внутреннего аудита создается в организации на добровольных началах в том случае, когда затраты на ее функционирование много меньше тех экономических выгод, которые приносит деятельность этой службы. Например, такая служба создается в холдингах, имеющих различные отраслевые и географические сегменты. Функции внутреннего аудита могут выполнять специальные службы или отдельные аудиторы, состоящие в штате экономического субъекта, ревизионные комиссии (ревизоры), привлекаемые для целей внутреннего аудита сторонние организации и (или) внешние аудиторы.

К институтам внутреннего аудита относятся назначаемые руководством и (или) собственниками экономического субъекта ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или группы внутренних аудиторов. Работа внутреннего аудита имеет для руководства и собственников экономического субъекта информационное и консультационное значение, она призвана содействовать оптимизации деятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей его руководства. Объекты внутреннего аудита могут быть разными в зависимости от особенностей экономического субъекта и требований его руководства и (или) собственников. Как правило, функции внутреннего аудита включают в себя:

  • • проверки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, их мониторинг и разработку рекомендаций по улучшению этих систем;
  • • проверки бухгалтерской и оперативной информации, в том числе экспертизу средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации такой информации и составления на ее основе отчетности, а также специальное изучение отдельных статей отчетности, включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам;
  • • проверки соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и (или) собственников;
  • • проверки деятельности различных звеньев управления;
  • • оценку эффективности механизма внутреннего контроля, изучение и оценку контрольных процедур в филиалах, структурных подразделениях экономического субъекта;
  • • проверки наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества экономического субъекта;
  • • работу над специальными проектами и контроль за отдельными элементами структуры внутреннего контроля;
  • • оценку используемого экономическим субъектом программного обеспечения;
  • • специальные расследования отдельных случаев, например подозрений в злоупотреблениях;
  • • разработку и представление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления.

Сходство между внутренними и независимыми внешними аудиторами заключается в методике и технике проведения проверок: и те и другие изучают записи бухгалтерской отчетности, процедуры их внесения и составляют рабочие отчеты. Однако причины и мотивация к изучению отчетности у внутренних и внешних аудиторов различны. Конечным результатом внутреннего аудита является формирование отчета для совета директоров банка с рекомендациями по улучшению операционных показателей. Внешние же аудиторы изучают отклонения от норм ведения учета на счетах, которые им кажутся подозрительными.

Требования и рекомендации для аудиторов при оценке работы внутреннего аудита установлены MCA 610 «Рассмотрение работы внутреннего аудита». Данный стандарт заставляет внешнего аудитора рассматривать работу внутреннего аудита и ее влияние на процедуры внешнего аудита, если такое влияние имеет место. Внутренний аудит определен в стандарте как деятельность по оценке, осуществляемая внутренней службой субъекта, в функции которой входят проверка, оценка и мониторинг адекватности и эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Раздел «Объем и цели внутреннего аудита» указывает, что на объем и цели внутреннего аудита влияют размеры, структура субъекта и требования его руководства. В состав внутреннего аудита входят один или несколько следующих элементов:

  • • обзор систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
  • • организация адекватных систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
  • • анализ систем и мониторинг их функционирования, а также представление рекомендаций по их усовершенствованию;
  • • проверка финансовой и хозяйственной информации;
  • • анализ экономичности и эффективности деятельности, включая нефинансовые средства контроля субъекта;
  • • проверка соблюдения законов, нормативных актов и прочих требований, а также политики, директив и прочих внутренних требований руководства.

Раздел «Взаимосвязь между внутренним аудитом и внешним аудитом» приводит различия в целях внутреннего и внешнего аудита (функциональные задачи внутреннего аудита меняются в зависимости от требований руководства, в то время как основная задача внешнего аудитора заключается в установлении существенных искажений в финансовой отчетности). Отмечается также, что в то же время независимые аудиторы могут использовать значительную часть результатов работы, проводимой отделом внутреннего аудита при проверке финансовой информации. Отдельные аспекты внутреннего аудита могут оказаться полезными при определении характера, сроков выполнения и объема внешних аудиторских процедур. Однако каким бы эффективным ни был внутренний аудит, внешние аудиторские процедуры полностью отменить нельзя. Иными словами, для того чтобы экономить время и деньги клиента, аудитор должен использовать отчеты внутренних аудиторов в своей работе, но в то же время не должен на них настолько полагаться, чтобы самому не проводить дополнительных аудиторских процедур. Внешний аудитор не дублирует работу внутреннего, а является его дополнительным оппонентом.

В разделе «Понимание и предварительная оценка внутреннего аудита» говорится, что внешний аудитор должен получить достаточное понимание деятельности внутреннего аудита. Это поможет спланировать аудит и разработать эффективный аудиторский подход. Оценивая функции внутреннего аудита, необходимо обратить внимание на его способность быть объективным, оценить характер и объем заданий, наличие адекватных технических навыков и профессионализма, качество планирования, контроля, наличие адекватных аудиторских пособий, рабочих программ и рабочих документов. В конечном счете предварительная оценка функций внутреннего аудита, данная внешним аудитором, влияет на мнение последнего относительно того, каким образом использование внутреннего аудита может изменить характер, сроки и объем внешних аудиторских процедур.

При изучении и предварительной оценке функций внутреннего аудита нужно учитывать следующие важные критерии:

  • • организационный статус службы внутреннего аудита;
  • • объем функций, т.е. характер и объем заданий, выполняемых внутренним аудитом;
  • • техническую компетентность внутренних аудиторов;
  • • профессиональную тщательность (надлежащим ли образом планируется, контролируется, изучается и оформляется документально внутренний аудит; имеются ли в наличии адекватные аудиторские пособия, рабочие программы и рабочие документы).

Подтверждением важности изучения и оценки внутреннего аудита является принятая в международной и национальной практике многоступенчатая процедура оценки, состоящая из трех этапов:

  • 1) общее знакомство с СВК;
  • 2) первичная оценка СВК;
  • 3) подтверждение достоверности оценки СВК.

Все этапы оценки надежности СВК или отдельных ее средств должны надлежащим образом документироваться с указанием аргументов, которыми руководствовались аудиторы, давая такую оценку или принимая на ее основании решения по планированию аудиторских процедур.

В разделе «Сроки взаимодействия и координации» говорится, что при планировании использования работы внутреннего аудита внешний аудитор должен рассмотреть предварительный план внутреннего аудита на данный период и обсудить его на самом раннем этапе. Отмечено, что если работа внутреннего аудита представляет собой один из факторов при определении характера, сроков и объема внешних аудиторских процедур, желательно предварительно согласовать сроки этой работы, объем аудиторской проверки, уровень проверки и предлагаемые методы формирования выборки, документальное оформление выполненной работы, процедуры обзора и отчетности. Внешний аудитор обязан информировать обо всех важных фактах, ставших известными внутреннему аудитору и которые могут повлиять на работу внешнего аудитора. Аналогично, внешний аудитор обычно информирует внутреннего аудитора о любых важных фактах, которые могут повлиять на работу внутреннего аудитора.

Международный стандарт обязывает на стадии предварительного планирования аудита изучить не только систему бухгалтерского учета экономического субъекта, но и СВК. Данная система в целом либо ее отдельные элементы существуют в каждой организации. Обычно аудиторы при определении стратегии проверки руководствуются результатами изучения и оценки СВК клиента.

Если при планировании проверки аудитор полагается на эффективность средств контроля клиента, то при непосредственном проведении аудиторских процедур необходимо постоянно подтверждать правильность первоначальной оценки.

В соответствии с разделом «Оценка и тестирование работы внутреннего аудита» внешний аудитор, если он намерен испробовать конкретную работу внутреннего аудита, должен оценить и тестировать эту работу, чтобы убедиться в ее адекватности для целей внешнего аудита. Подчеркивается, что оценка конкретной работы внутреннего аудита подразумевает установление адекватности объема работы и соответствующих программ, а также того, остается ли в силе предварительная оценка внутреннего аудита. Такая оценка конкретной работы может включать в себя рассмотрение следующих вопросов:

  • • выполняется ли работа лицами, имеющими адекватное образование и профессиональные навыки для работы в качестве внутренних аудиторов;
  • • надлежащим ли образом контролируется, проверяется и документально оформляется работа ассистентов;
  • • получены ли достаточные и уместные аудиторские доказательства, обеспечивающие надлежащую основу для сделанных выводов;
  • • являются ли сделанные выводы уместными в данных обстоятельствах и соответствуют ли подготовленные отчеты результатам выполненной работы;
  • • соответствующим ли образом рассмотрены любые исключения или необычные вопросы, выявленные при внутреннем аудите?

В разделе «Перспективы государственного сектора» говорится о том, что принципы данного стандарта применяются при аудиторской проверке финансовой отчетности в государственном секторе.

На основе MCA 610 разработано ПСАД «Изучение и использование работы внутреннего аудита». В российском стандарте определены действия аудиторской организации или аудитора, работающего самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя, по изучению работы внутреннего аудита, оценке ее влияния на объем и процедуры внешнего аудита, использованию результатов его работы.

Если аудиторская организация решит использовать работу внутреннего аудита, она должна продолжить изучение этой работы, ознакомиться с рабочими документами внутреннего аудита и убедиться в том, что:

  • • соответствующие программы и объем работы внутреннего аудита отвечают целям внешнего аудитора;
  • • работа внутренних аудиторов проводится по плану и документально оформляется;
  • • выводы (заключения) внутренних аудиторов достаточно обоснованы полученными ими данными и соответствуют существующим обстоятельствам, а содержание отчетов, подготовленных внутренними аудиторами, соответствует результатам выполненной ими работы;
  • • зоны повышенных рисков, известные специалистам экономического субъекта, учитываются при планировании работ и проверяются внутренним аудитором;
  • • отношение руководства и (или) собственников к замечаниям, предложениям и вопросам внутренних аудиторов конструктивное.

Содержание, сроки и объем проверок конкретной работы внутреннего аудита зависят от оценки внешним аудитором аудиторского риска, существенности объекта проверки и предварительной оценки службы внутреннего аудита. Такие проверки могут включать в себя тестирование объектов, уже проверенных внутренним аудитом, проверку других интересующих объектов, наблюдение за процедурами внутреннего аудита, иные приемы проверки по усмотрению аудитора.

Для эффективного использования работы внутреннего аудита аудиторской организации предлагается:

  • • рассмотреть план работы службы внутреннего аудита за интересующий период и обсудить этот план на возможно более ранней стадии аудита;
  • • определить порядок встреч с сотрудниками службы внутреннего аудита;
  • • заранее договориться о сроках проведения работ, объеме аудиторской выборки, уровнях тестов, методах определения выборки и порядке документального оформления выполненной работы, которая будет проведена внутренними аудиторами.

В случае использования работы внутренних аудиторов на эффективность аудиторской проверки могут повлиять:

  • • взаимная координация планов аудиторской проверки;
  • • обмен отчетами;
  • • регулярные рабочие встречи;
  • • свободный и открытый взаимный доступ к рабочей документации;
  • • совместное представление отчетов руководству и (или) собственникам экономического субъекта;
  • • общий порядок документирования аудита.

Аудиторская организация информирует руководство

и (или) собственников экономического субъекта и, возможно, руководителя службы внутреннего аудита о любых обнаруженных факторах, которые могут быть использованы для повышения эффективности и результативности работы внутреннего аудита в будущем. Аудиторская организация несет полную ответственность за выдачу аудиторского заключения, письменной информации аудитора руководству экономического субъекта по результатам аудита, а также за определение содержания, сроков и объема аудиторских процедур. Эта ответственность не уменьшается, если используются какие- либо результаты работы внутреннего аудита.

Как международный стандарт аудиторской деятельности, так и его российский аналог обязывают аудитора составлять программу оценки внутреннего аудита и отражать в своей рабочей документации не только все этапы оценки надежности СВК или отдельных ее средств, но и выводы, касающиеся конкретной работы внутреннего аудитора, которая была протестирована, изучена и оценена. Деятельность СВК нужна в основном для эффективного использования экономического потенциала коммерческой организации, обеспечения ее рационального функционирования.

Рабочие документы внутреннего аудитора, их сущность и назначение

Документирование проведения внутреннего аудита является одним из важнейших условий его квалифицированного проведения. Для аудитора, составляющего отчет о результатах проведенного аудита, рабочие документы (файлы) с подробным описанием планирования проверки, се хода, анализа системы внутреннего контроля и учета, выводов по результатам проверки отдельных разделов п документов, их подтверждающих, являются такими же первичными документами, при отсутствии которых подготовка достоверного отчета (заключения) невозможна. Наличие рабочей документации позволяет анализировать действия аудиторов и, следовательно, организовать как внутрифирменный, так и внешний контроль качества их работы.

Рабочие документы должны обеспечивать документальное подтверждение того, что проверка проведена надлежащим образом (глубоко и качественно), раскрывать методы аудита, объем проверенных документов и подтверждать полноту и качественность аудиторского заключения. Они должны также содержать пояснения о том, что книги и журналы, записи и т.п. отражают (не отражают) совершенные операции в соответствии с нормативной и законодательной базой РФ надлежащим образом. Кроме того, должно быть документально подтверждено, что проверка была должным образом спланирована, реализация плана аудиторами ежедневно контролировалась и в ходе аудита подвергалась рассмотрению, что при необходимости выполнялись соответствующие исследования.

Рабочие документы дают возможность возглавляющему проверку оценить работу как бригады в целом, так и каждого аудитора в отдельности и определить, не требуется ли изменить условия проведения проверки в последующих периодах.

Федеральный стандарт аудиторской деятельности «Планирование аудита» даст примерный перечень документов, которые могут быть включены в состав рабочей документации аудиторской организации. Однако это далеко не полный перечень возможных рабочих документов. Более широкий и подробный их перечень должен определяться внутренними стандартами службы внутреннего аудита.

Рабочие документы можно подразделить на четыре типа документов.

  • 1. Комплект документов сверки, который содержит:
    • o входящее сальдо по счетам от предшествующего периода;
    • o сальдо и обороты по счетам за текущий период;
    • o соответствие сальдо и оборотов по каждому счету Главной книги;
    • o корректировочные исправления, внесенные в ходе аудита;
    • o корректировочные исправления, внесение которых требуется по результатам аудита;
    • o окончательное сальдо по счетам за текущий период в тех случаях, когда его определение возможно.
  • 2. Комплект документов проверки — изучение расхождений в остатке на счете, определявшемся по разным источникам, т.е. соответствие данных первичных документов данным Главной книги. В этот комплект входят все документы (таблицы и т.п.), составляемые в ходе аудита правильности, правомерности и достоверности совершенных операций и их соответствия законодательным и нормативным документам РФ.
  • 3. Анализ сальдо на конец периода — в этом комплекте документов подытоживаются компоненты сальдо на конец периода и проверяется его достоверность, например, в аналитическом учете — отдельные покупатели или поставщики применительно к дебиторским и кредиторским задолженностям. Приводятся данные по сверкам, запросам, результатам инвентаризаций и т.п. с выводами о достоверности аналитических компонентов, формирующих сальдо в синтетическом учете.
  • 4. Комплект документов по анализу финансового состояния организации — в этом комплекте документов должны быть собраны в виде таблиц и расчетов все аналитические показатели, необходимые и связанные с проведением экспресс-анализа и детального анализа финансового состояния и баланса организации.

Правило (стандарт) «Планирование аудита» устанавливает, что во всех документах, входящих в состав рабочей документации, необходимо указывать следующие реквизиты:

  • o наименование документа;
  • o наименование экономического субъекта, в отношении которого проводится аудит;
  • o период, за который проводится аудит;
  • o дату выполнения аудиторской процедуры или составления документа;
  • o содержание документа;
  • o личную подпись лица, создавшего документ, се расшифровку либо легко идентифицируемое условное обозначение такого лица;
  • o дату проверки документа;
  • o личную подпись лица, проверившего документ, ее расшифровку либо легко идентифицируемое условное обозначение такого лица.

Вес корректировочные записи, внесенные в ходе аудита или требующиеся по его результатам, необходимо выполнять с соблюдением следующих требований:

  • o адекватное объяснение и выполнение проводки со ссылкой на необходимые нормативные и первичные документы;
  • o подытоживание должно осуществляться в рамках одного комплекта и по всем проведенным корректировкам, чтобы обеспечить текущий итог их влияния на активы, обязательства и прибыль с соответствующими выводами.

Аудиторская проверка должна сопровождаться обязательным документированием, т.е. отражать полученную информацию в рабочей документации аудита, к которому относятся:

  • o планы и программы проведения аудита;
  • o объяснения, пояснения и заявления работников подразделения по вопросам, вытекающим из существа проверки;
  • o копни первичных документов подразделения, свидетельствующие о хозяйственных операциях, фотографии объектов, акты, справки, протоколы, инвентаризационные описи и другие документы, составленные совместно с работниками, привлекаемыми для участия в проверке, служащие доказательством записей в акте проверки;
  • o регистры бухгалтерского учета;
  • o результаты инвентаризаций;
  • o бухгалтерская отчетность;
  • o записи об изучении и оценке систем оперативного складского учета, вопросники, схемы документооборота и другие;
  • o производственно-финансовый анализ фактических показателей подразделения;
  • o материалы, свидетельствующие о работе, выполненной не аудитором, но под его контролем;
  • o документы встречных проверок и объяснения лиц, не являющихся работниками данного подразделения;
  • o копни бухгалтерской, оперативной внутрихозяйственной отчетности.

Перечень рабочей документации аудита, прилагаемой к актам аудиторской проверки, определяет аудитор, проводящий проверку. Главное требование к этой документации — ее убедительность и весомость при доказательстве выводов и положений, основанных на материалах проверки. Ограничений по подбору доказательств не устанавливается.

Наиболее ценными считаются аудиторские доказательства, полученные аудитором непосредственно в результате исследования хозяйственных операций. Аудитор обобщает доказательства в собственных первичных документах (таблицы, расчеты). Это способствует пониманию собранной информации должностными лицами и учредителями предприятия, не имеющими специального образования.

Если аудитору не передали первичных документов, которые структурные подразделения должны вести, то аудитор отражает это в отчетном документе и оценивает, как это обстоятельство может повлиять на деятельность подразделения и всего предприятия и результаты проверки.

При обнаружении аудитором искажения сводных бухгалтерских документов или внутренней отчетности он должен описать вид искажения и определить фактор риска выявленного искажения:

  • 1) какие последствия возможны при неустановлении этого искажения с налоговой точки зрения;
  • 2) причину искажения — нарушение установленных правил организации и ведения бухгалтерского учета; изменение договорных отношений и недоведения их до подразделения; арифметические и логические ошибки, недосмотр в полноте учета; нетипичные сделки и другие, которые могут быть преднамеренными и непреднамеренными.

Выводы о виновности и ответственности работников, допустивших искажения в бухгалтерском учете, обязаны сделать должностные и иные лица, назначившие проверку. В компетенцию внутреннего аудитора не входит делать выводы о виновности или невиновности тех или иных лиц.

Сведения, содержащиеся в рабочей документации, являются конфиденциальными и не подлежат разглашению. Срок и порядок хранения данной документации определяются должностным лицом, назначившим проверку.

Определение, Миссия и Основные принципы профессиональной практики внутреннего аудита

являются составной частью Международных основ профессиональной практики внутреннего аудита (МОПП, (IPPF)), разработанных Международным Институтом внутренних аудиторов (The IIA), которыми внутренние аудиторы всего мира пользуются в своей ежедневной работе, начиная с 1947 года.
МОПП является основной межгосударственных и национальных законодательных и нормативных актов в области внутреннего аудита, на основе МОПП формируются соответствующие рекомендации отраслевых регуляторов в многих странах мира.
С подробной информацией о содержании МОПП можно ознакомиться на интернет-сайте Международного института внутренних аудиторов на стр. https://global.theiia.org/news/Pages/IIA-Introduces-Updated-Guidance-Framework.aspx
В настоящее время МОПП включают в себя 7 компонентов:

Обязательные для применения руководства:
Определение внутреннего аудита
Миссия
Кодекс этики
Стандарты
Принципы
Настоятельно рекомендуемые руководства:
Руководства по применению (б. «Практические указания»)
Дополнительные руководства (б. «Практические руководства»).
Logo_2_big for print.jpg

Тексты Определения, Миссии и Основных принципов профессиональной практики внутреннего аудита (сокр. – Принципы) переведены на русский язык Ассоциацией «ИВА» и размещены на сайте Международного института внутренних аудиторов.

Руководства по применению (бывшие «Практические указания») и Дополнительные руководства (бывшие «Практические руководства») доступны для ознакомления членам Ассоциации «ИВА» в Личном кабинете.

Определение внутреннего аудита

Внутренний аудит является деятельностью по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленной на совершенствование работы организации. Внутренний аудит помогает организации достичь поставленных целей, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления. https://global.theiia.org/standards-guidance/mandatory-guidance/Pages/Definition-of-Internal-Auditing.aspx

Миссия внутреннего аудита

Сохранение и повышение стоимости организации посредством проведения объективных внутренних аудиторских проверок на основе риск-ориентированного подхода, предоставления рекомендаций и обмена знаниями.
https://global.theiia.org/standards-guidance/Pages/Mission-of-Internal-Audit.aspx

Основные принципы профессиональной практики внутреннего аудита

Внутренний аудитор:

  1. Является образцом честности.

  2. Проявляет компетентность и профессиональное отношение к работе.

  3. Объективен и не подвержен ненадлежащему воздействию (независим).

  4. Выстраивает свою работу в соответствии со стратегией, целями и рисками организации.

  5. Обладает соответствующим статусом и необходимыми ресурсами.

  6. Качественно выполняет работу и постоянно совершенствуется.

  7. Выстраивает эффективные отношения с заинтересованными сторонами.
  8. Основывает работу на риск-ориентированном подходе.

  9. Проницателен, рассматривает вопросы в перспективе и нацелен на будущее.

  10. Способствует развитию организации.

Пояснения терминов, используемых в МОПП, частично приведены в Глоссарии (Словаре терминов), входящем в Стандарты. При переводе Миссии, Принципов, Определения, Кодекса этики, Стандартов и Практических указаний использованы термины из Глоссария с учетом особенностей постсоветской (прежде всего – российской) деловой практики и правил русского языка.

Copyright © by The Institute of Internal Auditors, Inc. All rights reserved.

***

Владелец авторских прав © The Institute of Internal Auditors, Inc. 247 Maitland Avenue, Altamonte Springs, Florida 32701-4201, USA (The IIA, международный Институт внутренних аудиторов).

Перевод на русский язык Миссии, Принципов, Определения внутреннего аудита, Кодекса этики, Международных профессиональных стандартов внутреннего аудита, и Практических указаний выполнен и публикуется Ассоциацией «Институт внутренних аудиторов» (Ассоциацией «ИВА») с разрешения владельца авторских прав The Institute of Internal Auditors Inc.

Переведенный текст во всех существенных аспектах идентичен оригинальному тексту на английском языке.

***

Условия использования текста Международных основ профессиональной практики (включая Миссию, Принципы, Определение, Кодекс этики, Стандарты, Практические указания, Практические руководства и Заявления о позиции) приведены на интернет-сайте The IIA на стр. https://global.theiia.org/standards-guidance/Pages/Permission-to-Reprint-and-Translate-IPPF.aspx

Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита

Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита (МПСВА, Стандарты) являются одной из составных частей Международных основ профессиональной практики (МОПП, (IPPF)). Стандарты изложены как принципы и предоставляют собой основу для проведения внутреннего аудита. Структура стандартов состоит из стандартов качественных характеристик, стандартов деятельности и стандартов практического применения.
В Стандартах используются термины, значение которых поясняется в Словаре терминов (Глоссарии). Для правильного понимания и применения Стандартов необходимо рассматривать в совокупности положения Стандартов, их интерпретации и конкретные значения терминов, приводимые в Глоссарии.

Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита (Стандарты) (перевод на русский язык в редакции от 27.12.2016)

International Standards for the Professional Practice of Internal Auditing (Standards)

————————————

Copyright © by The Institute of Internal Auditors, Inc. All rights reserved.

***

«Владелец авторских прав © The Institute of Internal Auditors, Inc.
Перевод на русский язык Определения внутреннего аудита, Миссии, Кодекса этики, Принципов, Стандартов, Руководств по применению и Практических указаний выполнен и публикуется Ассоциацией «Институт внутренних аудиторов» (Ассоциацией «ИВА») с разрешения владельца авторских прав The Institute of Internal Auditors Inc., 247 Maitland Avenue, Altamonte Springs, Florida 32701-4201, USA (The IIA, международный Институт внутренних аудиторов). Переведенный текст во всех существенных аспектах идентичен оригинальному тексту на английском языке.

***

***

Условия использования текста Международных основ профессиональной практики (включая Определение, Миссию, Кодекс этики, Принципы, Стандарты, Руководства по применению, Дополнительные руководства (а также ранее входившие в состав МОПП Практические указания, Практические руководства и Заявления о позиции)) приведены на интернет-сайте The IIA на стр. https://global.theiia.org/standards-guidance/Pages/Permission-to-Reprint-and-Translate-IPPF.aspx

Кодекс этики

ПРИНЦИПЫ

Внутренние аудиторы должны придерживаться следующих принципов.

  1. Честность

    Честность внутреннего аудитора является фундаментом, на котором основывается доверие к мнению аудитора.

  2. Объективность

    Внутренние аудиторы демонстрируют наивысший уровень профессиональной объективности в процессе сбора, оценки и передачи информации об объекте аудита. Внутренние аудиторы делают взвешенную оценку всех относящихся к делу обстоятельств и в своих суждениях не подвержены влиянию своих собственных интересов или интересов других лиц.

  3. Конфиденциальность

    Внутренние аудиторы уважительно относятся к праву собственности на информацию, которую они получают в процессе своей деятельности, и не разглашают информацию без соответствующих на то полномочий, за исключением случаев, когда раскрытие такой информации продиктовано юридическими или профессиональными обязанностями.

  4. Профессиональная компетентность

    Внутренние аудиторы применяют знания, навыки и опыт, необходимые для оказания услуг в сфере внутреннего аудита.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ

  1. Внутренние аудиторы:
    1.1) должны выполнять свою работу честно, добросовестно и ответственно;
    1.2) должны действовать в рамках закона и, если того требуют закон или профессиональные стандарты, раскрывать соответствующую информацию;
    1.3) не должны сознательно участвовать в акциях или действиях, дискредитирующих профессию внутреннего аудитора или свою организацию;
    1.4) должны уважать юридически и этически оправданные цели своей организации и вносить вклад в их достижение.

  2. Внутренние аудиторы:
    2.1) не должны участвовать в какой-либо деятельности, которая могла бы нанести ущерб их беспристрастности или восприниматься как наносящая такой ущерб. Это также распространяется на деятельность и отношения, которые могут противоречить интересам организации;
    2.2) не должны принимать в подарок ничего, что могло бы нанести ущерб их профессиональному мнению или восприниматься как наносящее такой ущерб;
    2.3) должны раскрывать все известные им материальные факты, которые, не будучи раскрыты, могут исказить отчеты об объекте аудита.

  3. Внутренние аудиторы:
    3.1) должны быть разумны и осмотрительны в использовании и сохранении информации, полученной в ходе выполнения своих обязанностей;
    3.2) не должны использовать информацию в личных интересах или любым другим образом, противоречащим закону или могущим нанести ущерб достижению юридически и этически оправданных целей организации.

  4. Внутренние аудиторы:
    4.1) должны участвовать только в тех заданиях, для выполнения которых обладают достаточными профессиональными знаниями, навыками и опытом;
    4.2) должны оказывать услуги внутреннего аудита в соответствии с Международными профессиональными стандартами внутреннего аудита;
    4.3) должны непрерывно повышать свой профессионализм, а также эффективность и качество оказываемых услуг.

Copyright © by The Institute of Internal Auditors, Inc. All rights reserved.
Permission has been obtained from the copyright holder, The Institute of Internal Auditors, 247 Maitland Avenue, Altamonte Springs, Florida 32701-420l, USA, to publish this translation, which is the same as the original in all material respects.
***
Владелец авторских прав © The Institute of Internal Auditors, Inc. 247 Maitland Avenue, Altamonte Springs, Florida 32701-4201, USA (The IIA, международный Институт внутренних аудиторов).

Перевод на русский язык Определения внутреннего аудита, Кодекса этики, Международных профессиональных стандартов внутреннего аудита и Практических указаний выполнен и публикуется Ассоциацией «Институт внутренних аудиторов» (Ассоциацией «ИВА») с разрешения владельца авторских прав The Institute of Internal Auditors Inc.
Переведенный текст во всех существенных аспектах идентичен оригинальному тексту на английском языке.

***

Условия использования текста Международных основ профессиональной практики (включая Определение, Кодекс этики, Стандарты, Практические указания, Практические руководства и Заявления о позиции) приведены на интернет-сайте The IIA на стр. https://global.theiia.org/standards-guidance/Pages/Permission-to-Reprint-and-Translate-IPPF.aspx

Добавить комментарий