Стандарт события после отчетной даты для госсектора

Согласно нормам Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 7/98 «События после отчетной даты» событием после отчетной даты признается факт хозяйственной деятельности, который оказал или может оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности организации и который имел место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности за отчетный год.

Событиями после отчетной даты называют только те «влияющие» события, которые произошли до подписания отчетности. Все, что случилось позднее, а именно между подписанием бухгалтерской отчетности и ее утверждением, к событиям после отчетной даты уже не относится. Примером события после отчетной даты является объявление годовых дивидендов по результатам деятельности акционерного общества за отчетный год.

Содержание

Понятие термина «событие после отчетной даты»

Отчетной датой считается дата окончания отчетного периода. Как правило, дата окончания отчетного периода — это 31 декабря отчетного года. Под датой подписания отчетности подразумевается дата, проставленная при подписании бухгалтерской отчетности.

Согласно пункту 3 ПБУ 7/98 событием после отчетной даты признается факт хозяйственной деятельности, который оказал или может оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности организации и который имел место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности за отчетный год.

Таким образом, под событиями после отчетной даты подразумеваются события, которые действительно произошли, но о которых на дату составления бухгалтерской отчетности еще не было известно.

Существенность события

При оценке событий после отчетной даты составитель бухгалтерской отчетности должен учитывать существенность этих событий. Соблюдение принципа существенности приводит к отражению в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации, без знания о которой невозможна достоверная оценка пользователями бухгалтерской отчетности финансового состояния, движения денежных средств или результатов деятельности организации.

Так как ПБУ 7/98 не устанавливает специальных критериев для определения существенности, то существенность событий после отчетной даты определяется организацией исходя из общих требований бухгалтерской отчетности. В зависимости от оценки характера показателя и конкретных обстоятельств его возникновения, организация самостоятельно решает вопрос о том, является ли данный показатель существенным.

Таким образом, факты хозяйственной жизни, признаваемые событиями после отчетной даты, подлежат отражению в годовой отчетности при условии их существенности.

Критерии существенности событий после отчетной даты

Выделяют два критерия существенности событий после отчетной даты (п. 6 ПБУ 7/98):

  • умалчивание о событии не позволяет достоверно оценить финансовое состояние, движение денег или финансовые результаты деятельности компании;

  • изменения в отчетности, обусловленные событиями после отчетной даты, превышают уровень существенности, установленный в учетной политике организации.

Согласно пункту 6 ПБУ 7/98 все существенные события после отчетной даты подлежат отражению в бухгалтерской отчетности за отчетный период независимо от того, являются последствия этих событий благоприятными или нет.

Таким образом, если организация признала после отчетной даты существенным, то это событие или его последствия следует отразить в бухгалтерской отчетности. Причем независимо от того, положительно или отрицательно они повлияли на финансовое состояние организации.

Отметим, что в соответствии с пунктом 8 ПБУ 7/98, последствия событий после отчетной даты должны быть оценены в денежном выражении. Если возможности такой оценки нет, то это обстоятельство должно быть указано в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.

Способы отражения в бухгалтерской отчетности последствий события, совершившегося после отчетной даты

В соответствии с пунктом 7 ПБУ 7/98 последствия события, которое свершилось после отчетной даты, должны быть отражены в бухгалтерской отчетности одним из двух способов:

1) уточнение данных о соответствующих активах, обязательствах, капитале, доходах и расходах организации. То есть уточнение данных осуществляется путем отражения последствий события на счетах бухгалтерского учета в отчетном периоде заключительными оборотами этого периода;

2) раскрытие соответствующей информации в пояснительной записке к бухгалтерскому балансу. Отметим, что действующими правилами бухгалтерского учета в других формах отчетности возможность раскрытия информации не предусмотрена.

Выбор одного из вышеприведенных способов отражения последствий события после отчетной даты в бухгалтерской отчетности зависит от того:

  • какие данные изменятся в результате события, которое произошло после отчетной даты;

  • а также от того, когда возникли хозяйственные условия, признаваемые событиями после отчетной даты, — до или после этой даты.

Так, если соответствующие данные отражались в Бухгалтерском балансе, то и изменения должны вноситься в Бухгалтерский баланс. А если соответствующие данные отражались в других формах отчетности, то и изменения должны вноситься именно в эти формы.

Далее, если хозяйственные условия, признаваемые событиями после отчетной даты, возникли до этой даты, то они должны отражаться в соответствии с п. 9 ПБУ 7/98 на счетах бухгалтерского учета заключительными оборотами отчетного периода.

А если хозяйственные условия, признаваемые событиями после отчетной даты, возникли после этой даты, то согласно п. 10 ПБУ 7/98 в отчетном периоде никаких бухгалтерских записей не производится.

Порядок отражения существенных событий после отчетной даты в бухгалтерской отчетности

Порядок отражения существенных событий в бухгалтерской отчетности зависит от их вида.

Первый вид существенных событий после отчетной даты: события после отчетной даты, подтверждающие факты отчетного года

События после отчетной даты этого вида, хотя и произошли в текущем году, связаны с фактами хозяйственной жизни (сделками, операциями, событиями) отчетного года. Можно сказать, что они возникли еще в прошлом году, но стали известны только сейчас.

Согласно пункту 9 ПБУ 7/98 в общем случае события, которые:

  • произошли после отчетной даты;

  • подтверждают существовавшие на отчетную дату хозяйственные условия, в которых организация вела свою деятельность;

должны отражаться в синтетическом и аналитическом учете заключительными оборотами отчетного периода до утверждения годовой бухгалтерской отчетности в общеустановленном порядке. Таким образом, факты хозяйственной жизни, признанные событиями после отчетной даты первого вида, нужно отражать в бухучете заключительными оборотами декабря. Отчетность надо скорректировать так, как будто они произошли в отчетном году, а не в текущем (п. 9 ПБУ 7/98).

Например, в ситуации с получением информации о банкротстве крупного дебитора, который, как выяснилось, уже в отчетном году был в процессе банкротства, можно на 31 декабря сформировать резерв по сомнительным долгам. А, возможно, и вообще списать его задолженность как безнадежную, если организация считает, что шансов получить деньги нет.

В приложении к ПБУ 7/98 «События после отчетной даты» есть примерный перечень фактов хозяйственной жизни, относящихся к событиям после отчетной даты первого вида. В частности, в нем упомянуты дивиденды, объявленные дочерними компаниями, за отчетный и предыдущие годы. Если их размер существенен для организации, то дивиденды можно показать в доходах уже на 31 декабря отчетного года.

Помимо записей заключительными оборотами декабря, ПБУ 7/98 предлагает в текущем году, на дату возникновения хозяйственного факта, признанного событием после отчетной даты первого вида, делать (п. 9 ПБУ 7/98):

  • сторнировочные (или обратные) проводки на сумму декабрьских записей;

  • проводки в общем порядке.

Такие проводки фактически нивелируют друг друга. Поэтому можно ограничиться декабрьскими записями. Согласны с этим и специалисты Минфина.

Второй вид событий после отчетной даты: события после отчетной даты, говорящие о фактах текущего года

События после отчетной даты второго вида признаются факты хозяйственной жизни текущего года. Непосредственно на показатели годового отчета они не влияют. Однако при оценке финансового состояния организации их непременно нужно учитывать.

Приведем примеры хозяйственных фактов, признаваемых событиями после отчетной даты второго вида (п. 10 ПБУ 7/98):

  • объявлены дивиденды к выплате за отчетный год;

  • принято решение о реорганизации;

  • начата или планируется реконструкция ОС;

  • заключена крупная сделка по приобретению/выбытию ОС (финвложений), одобрен кредит;

  • уничтожена значительная часть активов организации в результате чрезвычайной ситуации (пожара, аварии и т. п.).

События после отчетной даты, которые свидетельствуют об изменении хозяйственных условий, в которых организация ведет свою деятельность, в соответствии с требованиями пункта 10 и 11 ПБУ 7/98 подлежат отражению в пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах.

При этом в отчетном периоде никакие записи в бухгалтерском (как в синтетическом, так и в аналитическом) учете не производятся. Таким образом, в отчетном году события после отчетной даты второго вида никак не отражаются, следовательно, не корректируют показатели годового отчета. Но в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах необходимо (пп. 10, 11 ПБУ 7/98):

  • раскрыть сущность, подробно описать характер этих событий;

  • указать денежную оценку их последствий (либо отметить невозможность такой оценки).

Как правильно проводить отбор событий после отчетной даты

События, произошедшие после отчетной даты, отбираются по следующим основаниям:

  • объективные причины, в случаях, когда установлены разные сроки сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности;

  • выделение и отражение в отчетности событий после отчетной даты, фактически произошедших в отчетном году;

  • причины соблюдения интересов пользователей в соответствии с действующим законодательством.

События после отчетной даты и пояснительная записка к годовой отчетности

События после отчетной даты необходимо указать в пояснительной записке к годовой отчетности. В частности, надо указать: характер события после отчетной даты (пожар, снижение стоимости основных средств, решение о реорганизации компании, планируемая реконструкция, крупная сделка и т. д.) и сумму, в которую оно оценивается.

Сизонова О., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 259н утвержден Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Обесценение активов» (далее – Стандарт № 259н). Данный документ будет применяться при ведении бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях с 1 января 2018 года и составлении ими бухгалтерской отчетности начиная с отчетности 2018 года.

Среди бухгалтеров бюджетной сферы термин «обесценение активов» ранее не применялся. Между тем в коммерческих организациях данное понятие используется в силу положений МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов». Таким образом, с 2018 года аналогичный документ будет действовать и для бюджетников.

Прежде чем освещать положения одноименного стандарта для государственных (муниципальных) учреждений, напомним, что признается активом в соответствии с п. 36 Федерального стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности государственного сектора» (далее – Стандарт № 256н), и ознакомимся с основными понятиями Стандарта № 259н.

Активом признается имущество, включая наличные и безналичные денежные средства, принадлежащее субъекту учета или находящееся в его пользовании, у которого есть полезный потенциал или от которого ожидается поступление экономической выгоды.

Обесценение актива – это снижение его стоимости, превышающее плановое (нормальное) в связи с владением (пользованием) таким активом (нормальным физическим и (или) моральным износом), сопряженное со снижением ценности актива (п. 5 Стандарта № 259н).

Убыток от обесценения актива – превышение остаточной стоимости актива над его справедливой стоимостью за вычетом затрат на выбытие актива.

Затраты на выбытие актива – затраты, непосредственно связанные с выбытием актива, генерирующего денежные потоки, актива, не генерирующего денежные потоки, или единицы, генерирующей денежные потоки, за исключением расходов по процентам. Например: затраты на демонтаж актива и прямые затраты на предпродажную подготовку актива, затраты на юридические услуги, ведение переговоров, иные аналогичные затраты. При этом не являются затратами на выбытие актива расходы на выплату выходных пособий и иные расходы, связанные с сокращением или реорганизацией деятельности субъекта учета, следующей за выбытием актива, генерирующего денежные потоки, актива, не генерирующего денежные потоки, или единицы, генерирующей денежные потоки.

Активы, генерирующие денежные потоки (далее – активы ГДП), – активы, целью владения которыми является получение экономических выгод (доходов) в форме денежных средств или их эквивалентов (далее – положительный денежный поток, денежные потоки) независимо от факта получения такого дохода.

Активы, не генерирующие денежные потоки (далее – активы нГДП), – активы, у которых есть полезный потенциал и целью владения которыми не является получение денежных потоков.

Группа активов – совокупность активов, сходных по сути или функциям, выполняемым в деятельности субъекта учета, информация о которой раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности одной статьей (обобщенно).

Единица, генерирующая денежные потоки (единица ГДП), – это наименьшая идентифицируемая группа активов, пригодная для получения положительных денежных потоков. Группа активов идентифицируется как единица ГДП, если из общего денежного потока, полученного в рамках деятельности субъекта учета, можно обособить денежный поток, возникающий в результате использования данной группы активов.

Единица ГДП объединяет как активы, от самостоятельного использования которых ожидаются поступления полезного потенциала и целью владения которыми не является получение денежных потоков, так и активы, при самостоятельном использовании которых возможно получение положительного денежного потока (далее – актив в ЕГДП).

Группа активов, используемых для производства продукции, работ, услуг, в том числе для внутреннего потребления субъектом учета, может квалифицироваться как единица ГДП.

Необходимо отметить, что Стандарт № 259н не применяется в отношении следующих видов активов:

1) запасы;

2) финансовые активы, если иное не предусмотрено данным стандартом;

3) другие активы в случаях, когда порядок их обесценения, а также раскрытия информации об их обесценении в бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется согласно положениям иных федеральных стандартов, единой методологии бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) учреждений.

Стандарт № 259н устанавливает единые требования:

  • к порядку выявления признаков обесценения активов, снижения убытка от обесценения активов и классификации и состава признаков;

  • к порядку признания (восстановления) убытков от обесценения активов в бухгалтерском учете, к реклассификации активов для целей обесценения;

  • к информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности в результате признания (восстановления) убытков от обесценения активов.

Иными словами, Стандарт № 259н предписывает учреждениям госсектора отражать в бухгалтерском учете убыток от обесценения, если актив учитывается на балансе по стоимости, превышающей его справедливую стоимость (сумму, которая может быть получена посредством его продажи или восстановления), при необходимости восстанавливать убыток от обесценения актива и раскрывать данную информацию в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Признаки обесценения актива

Выявление признаков обесценения актива осуществляется в рамках проведения инвентаризации активов и обязательств перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, путем анализа наличия любых признаков, указывающих на возможное обесценение актива (далее – тест на обесценение, признаки обесценения) (п. 6 Стандарта № 259н):

1) индивидуально для каждого актива нГДП;

2) индивидуально для каждого актива ГДП;

3) для каждой единицы ГДП.

Признаки обесценения актива могут быть внешние и внутренние. Приведем их в таблице:

Внешние признаки обесценения актива (п. 7 Стандарта № 259н)

Внутренние признаки обесценения актива (п. 8 Стандарта № 259н)

1) существенные (долгосрочные – более периода, за который осуществляется планирование деятельности субъекта учета) изменения в законодательстве РФ, внешней и внутренней политике, экономике, технологиях, которые произошли в течение отчетного года или произойдут в ближайшем будущем и которые неблагоприятно влияют (окажут влияние) на деятельность субъекта учета;

2) значительное снижение справедливой стоимости актива за отчетный год по сравнению со снижением справедливой стоимости актива в результате его эксплуатации и (или) устаревания (нормального физического и (или) морального износа);

3) отсутствие либо значительное снижение потребности в продукции, работах, услугах, обеспечиваемых активом

1) моральное устаревание и (или) физическое повреждение актива, снижающие его полезный потенциал;

2) существенные долгосрочные изменения в степени и (или) способе использования актива, которые произошли в течение отчетного периода или ожидаются в ближайшем будущем и которые неблагоприятно повлияют на деятельность субъекта учета (например, консервация (простой) актива, принятие решения о прекращении или реструктуризации деятельности субъекта учета, в которой используется актив, принятие решения о выбытии актива ранее ожидаемого срока владения и (или) использования такого актива субъектом учета, принятие решения о существенном уменьшении срока полезного использования актива);

3) принятие решения о приостановлении создания объекта имущества на неопределенный срок;

4) значительное ухудшение финансовых (экономических) результатов использования актива либо появление данных, указывающих, что финансовые (экономические) результаты использования актива ухудшатся по сравнению с ожиданиями. Например, такими признаками являются:

– для актива нГДП – сокращение срока полезного использования, объема производства, обеспечиваемого активом, по сравнению с тем, что предполагалось первоначально;
– для активов ГДП – снижение запланированных результатов движения денежных средств либо значительное увеличение запланированных убытков, возникающих от использования данного актива;

5) резкое увеличение расходов субъекта учета на эксплуатацию или обслуживание актива по сравнению с тем, что было первоначально запланировано

Соответственно, учреждение должно на конец каждого отчетного периода оценить, нет ли каких-либо признаков обесценения активов. В случае выявления любого такого признака учреждением принимается решение о необходимости определения справедливой стоимости актива с учетом существенности влияния на нее обнаруженных признаков обесценения.

Определение справедливой стоимости актива

Справедливая стоимость актива рассчитывается учреждением с применением метода рыночных цен либо амортизированной стоимости замещения (п. 11 Стандарта № 259н).

Для справки: При использовании метода рыночных цен справедливая стоимость актива (обязательства) определяется на основании текущих рыночных цен или данных о недавних сделках с аналогичными или схожими активами (обязательствами), совершенных без отсрочки платежа(п. 55 Стандарта № 256н).

При определении справедливой стоимости актива по методу амортизированной стоимости замещения последняя рассчитывается как разница между стоимостью восстановления (воспроизводства) актива или стоимостью его замены (в зависимости от того, какая из этих величин меньше) и суммой накопленной амортизации, рассчитанной на основе такой стоимости (п. 56 Стандарта № 256н).

Стоимость восстановления (воспроизводства) актива определяется как стоимость полного восстановления (воспроизводства) полезного потенциала актива (например, стоимость восстановления здания в случае его разрушения).

Стоимость замены актива рассчитывается на основе рыночной цены покупки аналогичного актива с сопоставимым оставшимся сроком его полезного использования (например, стоимость замены разрушенного здания иным зданием с сопоставимым сроком полезного использования).

Учреждение использует тот метод, который позволяет наиболее достоверно оценить справедливую стоимость актива. Выбранный метод устанавливается в решении об определении справедливой стоимости актива. Одновременно при принятии такого решения оценивается необходимость корректировки в отношении актива оставшегося срока его полезного использования.

Признание убытка от обесценения актива

Согласно п. 15 Стандарта № 259н решение о признании убытка от обесценения актива, являющегося государственным (муниципальным) имуществом, принимается в порядке, аналогичном принятию решения о списании такого имущества, установленном в соответствии с законодательством РФ.

Для справки: Положение об особенностях списания федерального имущества утверждено Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834.

Таким образом, можно сделать вывод, что решение о признании убытка от обесценения актива будет тоже приниматься постоянно действующей комиссией по принятию и выбытию активов в порядке, установленном законодательством.

Вместе с тем в Стандарте № 259н не указано, каким документом будет оформляться решение комиссии. Возможно, что для этих целей в учетной политике необходимо утвердить первичный учетный документ, на основании которого в бухгалтерском учете будет отражаться убыток от обесценения актива (например, акт о снижении стоимости актива (обесценении) с прилагаемым расчетом убытка от его обесценения).

Алгоритм признания убытка от обесценения актива в бухгалтерском учете таков (п. 15 Стандарта № 259н):

Обратите внимание: накопленный убыток от обесценения объекта основных средств отражается в учете обособленно от стоимости объекта основных средств по аналогии с суммой накопленной амортизации по данному объекту (п. 43 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утвержденного Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н).

Таким образом, можно сделать вывод, что начисление убытка от обесценения объекта основных средств в бухгалтерском учете будет осуществляться на отдельном счете или субсчете. Кроме того, потребуется корректировка первичных документов по учету нефинансовых активов (для отражения в них накопленного убытка от обесценения). Предполагаем, что по этому вопросу Минфин внесет дополнения в инструкции по бухгалтерскому учету и (или) даст рекомендации по переходу на применение федеральных стандартов.

Восстановление убытка от обесценения актива

В силу п. 18 Стандарта № 259н восстановление убытка от обесценения актива осуществляется субъектом учета в случае выявления по результатам теста на обесценение признаков, указывающих на то, что убыток, признанный в предыдущих периодах, больше не существует или снизился (далее – признаки снижения убытка от обесценения актива).

Признаки снижения убытка могут быть внешние и внутренние:

Внешние признаки снижения убытка от обесценения актива (в том числе до нуля) (п. 19 Стандарта № 259н)

Внутренние признаки снижения убытка от обесценения (в том числе до нуля) (п. 20 Стандарта № 259н)

– существенные долгосрочные изменения в законодательстве РФ, внешней и внутренней политике, экономике, технологиях, которые произошли в течение отчетного периода или произойдут в ближайшем будущем и которые оказывают благоприятное влияние на деятельность субъекта учета;
– значительное увеличение справедливой стоимости актива за отчетный период;
– восстановление либо значительное увеличение потребности в продукции, работах, услугах, обеспечиваемых активом

– появление данных о том, что эксплуатационные характеристики актива стали или станут значительно лучше, чем ожидалось;
– существенные долгосрочные изменения в степени и (или) способе использования актива, которые произошли в течение отчетного периода или ожидаются в ближайшем будущем и которые благоприятно повлияют на деятельность субъекта учета;
– принятие решения о возобновлении создания актива или доведения его до состояния, пригодного для использования;
– появление данных, показывающих, что финансовые (экономические) результаты владения (пользования) активом значительно улучшились или улучшатся по сравнению с ожиданиями;
– существенное снижение затрат на приобретение, эксплуатацию или обслуживание актива по сравнению с теми, что были первоначально запланированы

Кроме того, согласно п. 21 Стандарта № 259н на снижение (в том числе до нуля) убытка от обесценения актива ГДП указывает наличие экономических выгод (положительного денежного потока) от владения (пользования) активом, по которому проводится тест на обесценение, рассчитанных при объединении показателей отчетного периода с показателями будущих периодов.

Таким образом, в случае выявления любого из признаков снижения убытка от обесценения актива учреждение принимает решение об определении справедливой стоимости актива (порядок рассмотрен выше).

Порядок отражения операций, связанных с фактом снижения убытка от обесценения актива в бухгалтерском учете, будет отличаться в зависимости от ситуации:

1) если имеются признаки того, что определенный в предыдущие периоды убыток от обесценения актива больше не существует или снизился, но сумма убытка от обесценения актива не подлежит восстановлению, комиссия принимает решение только о корректировке оставшегося срока полезного использования такого актива (п. 23 Стандарта № 259н);

2) восстановление убытка от обесценения актива, признанного в предыдущие периоды, производится в случае изменения метода определения справедливой стоимости актива с момента последнего признания убытка от обесценения (п. 24 Стандарта № 259н).

Алгоритм восстановления убытка от обесценения в бухгалтерском учете во второй ситуации будет таким (п. 24 – 28 Стандарта № 259н):

  • стоимость актива увеличивается до его справедливой стоимости, но в пределах суммы, по которой актив учитывался бы при отсутствии обесценения за вычетом амортизации;

  • восстановление убытка от обесценения актива отражается в составе доходов текущего финансового года;

  • после признания (восстановления) убытка от обесценения актива нормы амортизации по данному активу должны корректироваться, чтобы его измененная остаточная стоимость списывалась равномерно в течение оставшегося срока его полезного использования;

  • восстанавливаемая сумма убытка от обесценения актива в отношении единицы ГДП подлежит распределению на активы, включаемые в ее состав, пропорционально значениям остаточной стоимости этих активов. Отнесение части восстановленного убытка на актив нГДП, который создает полезный потенциал для единицы ГДП, не допускается;

  • при распределении восстановленной суммы убытка от обесценения единицы ГДП остаточная стоимость отдельных активов не должна увеличиваться сверх справедливой стоимости (если она поддается определению) или остаточной стоимости, которая была бы определена (за вычетом амортизации), если бы в предшествующие периоды в отношении актива не признавался убыток от обесценения, в зависимости от того, какая из этих величин меньше.

Величина рассчитанной таким образом суммы восстановления убытка от обес­ценения актива должна распределяться пропорционально на другие активы в составе единицы ГДП.

В Стандарте № 259н обращено внимание на то, что восстановление убытка от обесценения актива и переоценка актива – это разные операции (и в учете они различаются). В стандарте, в частности, указано, что любое увеличение остаточной стоимости актива сверх его первоначальной стоимости за вычетом амортизации является переоценкой. Отражение в учете такой переоценки активов возможно только при наличии в нормативных правовых актах, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, положений, регулирующих порядок переоценки данных активов.

Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности

В бухгалтерской (финансовой) отчетности в результате признания (восстановления) убытков от обесценения актива подлежит раскрытию следующая информация по каждой группе активов:

1) сумма убытков от обесценения актива, признанная в течение периода в составе расходов, и статьи отчетности, в которые включены эти убытки;

2) сумма восстановленного убытка от обесценения актива, признанная в течение периода в составе доходов, и статьи отчетности, по которым эти убытки были восстановлены.

По суммам убытка от обесценения актива, признанного или восстановленного в течение периода, субъект учета раскрывает следующую информацию (п. 32 Стандарта № 259н):

  • события и обстоятельства, которые привели к признанию или восстановлению убытка;

  • сумму признанного или восстановленного убытка;

  • группу, к которой относится актив, если предоставление такой информации предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

  • методы, использованные для определения справедливой стоимости при проведении теста на обесценение.

Указанная информация предоставляется вместе с другими сведениями, раскрываемыми для каждой группы активов в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности. Например, такая информация может включаться в сверку остаточной стоимости основных средств на начало и конец периода согласно требованиям Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства».

При этом необходимо учитывать следующие особенности.

В отношении единицы ГДП раскрытие информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется обособленно(п. 33 Стандарта № 259н).

По совокупным убыткам от обесценения актива и совокупному восстановлению убытка, признанным в течение отчетного периода, по которым вышеуказанная информация не раскрывалась, субъект учета отражает в бухгалтерской (финансовой) отчетности следующую информацию (п. 34 Стандарта № 259н):

  • основные группы активов, на которые влияют убытки от обесценения, и основные группы активов, на которые влияют восстановления убытков;

  • основные события и обстоятельства, которые привели к признанию этих убытков и их восстановлению.

* * *

В заключение обобщим все сказанное.

Стандарт № 259н предписывает учреждениям государственного сектора:

  • отражать в бухгалтерском учете убыток от обесценения актива, если он учитывается на балансе по стоимости, превышающей его справедливую стоимость (сумму, которая может быть получена посредством его продажи или восстановления);

  • восстанавливать убыток от обесценения актива в случае выявления признаков, указывающих на то, что убыток, признанный в предыдущих периодах, больше не существует или снизился;

  • раскрывать данную информацию в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Соответственно, учреждение должно на конец каждого отчетного периода проанализировать, нет ли каких-либо признаков обесценения активов либо снижения убытка от обесценения актива в предыдущих периодах. При выявлении любого такого признака учреждение принимает решение о необходимости определения справедливой стоимости актива.

В бухгалтерском учете накопленный убыток отражается едино­временно в составе расходов отчетного периода. При этом сумма ранее начисленной амортизации актива не корректируется.

Восстановление убытка от обесценения актива, признанного в предыдущие периоды, производится в случае изменения метода определения справедливой стоимости актива с момента последнего признания убытка от обесценения и отражается в составе доходов текущего финансового года.

Стандарт № 259н применяется одновременно со Стандартом № 256н и иными нормативными актами по бухгалтерскому учету и отчетности.

В соответствии со статьями 165 и 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3823; 2007, № 18, ст. 2117; № 45, ст. 5424; 2010, № 19, ст. 2291; 2013, № 19, ст. 2331; № 52, ст. 6983; 2014, № 43, ст. 5795; 2016, № 27, ст. 4278; 2017, № 14, ст. 2007; № 30, ст. 4458; № 31, ст. 4811; № 47, ст. 6841), статьями 21 и 23 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 50, ст. 7344; 2013, № 30, ст. 4084; № 44, ст. 5631; 2017, № 30, ст. 4440), подпунктом 5.2.21(1) Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 31, ст. 3258; 2012, № 44, ст. 6027), в целях регулирования бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений и составления бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений приказываю:

1. Утвердить прилагаемый федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (далее — Стандарт).

2. Установить, что Стандарт применяется при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений с 1 января 2019 года, составлении бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений начиная с отчетности 2019 года.

3. Департаменту бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (Романову С.В.) обеспечить методологическое сопровождение применения Стандарта.

Министр А.Г. Силуанов

Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 мая 2018 г.
Регистрационный № 51123

Утвержден
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 30 декабря 2017 г. № 274н

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»

1. Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» разработан в целях обеспечения единства системы требований к бухгалтерскому учету государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, бюджетному учету активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства (далее — бухгалтерский учет), формированию информации об объектах бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, бюджетной отчетности (далее — бухгалтерская (финансовая) отчетность).

2. Настоящий Стандарт устанавливает единые требования к формированию, утверждению и изменению учетной политики, а также правила отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности последствий изменения учетной политики, оценочных значений и исправлений ошибок.

3. Положения настоящего Стандарта применяются одновременно с применением положений федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора»1 (далее — Стандарт Концептуальные основы).

4. Положения настоящего Стандарта применяются при ведении бухгалтерского учета, раскрытии информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности, если иное не установлено другими федеральными стандартами бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, единой методологией бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленной в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений2 (далее — нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности).

II. Термины и их определения

5. Термины, определения которым даны в других нормативных правовых актах, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, используются в настоящем Стандарте в том же значении, в каком они используются в этих нормативных правовых актах.

6. В настоящем Стандарте используются следующие термины в указанных значениях.

Перспективное применение измененной учетной политики — применение измененной учетной политики к фактам хозяйственной жизни, возникающим после даты соответствующего изменения учетной политики.

Ретроспективное применение измененной учетной политики — применение измененной учетной политики к фактам хозяйственной жизни таким образом, как если бы измененная учетная политика применялась с момента возникновения соответствующего факта хозяйственной жизни. Ретроспективное применение измененной учетной политики выполняется путем корректировки сравнительных показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий год (годы).

Оценочное значение — рассчитанное или приблизительно определенное значение какого-либо показателя, необходимого для ведения бухгалтерского учета и (или) отражаемого в бухгалтерской (финансовой) отчетности, при отсутствии точного способа его определения.

К оценочным значениям относятся:

а) сроки полезного использования объектов основных средств и нематериальных активов;

б) величины оценочных резервов;

в) величины амортизационных отчислений;

г) величины стоимости нефинансовых активов в случаях, предусмотренных федеральными и (или) отраслевыми стандартами бухгалтерского учета для организаций государственного сектора;

д) иные значения показателя, необходимого для ведения бухгалтерского учета и (или) отражаемого в бухгалтерской (финансовой) отчетности, рассчитываемые или приблизительно (оценочно) определяемые на основе экспертных заключений (профессиональных суждений) при отсутствии точного способа его определения.

Перспективное признание результатов изменения оценочного значения — признание результатов изменения оценочного значения в бухгалтерском учете и отражение их в бухгалтерской (финансовой) отчетности в том отчетном периоде, в котором произошло изменение, и в будущих отчетных периодах, на которые указанное изменение оказывает влияние.

Ретроспективный пересчет бухгалтерской (финансовой) отчетности — исправление ошибки предшествующего года (годов) путем корректировки сравнительных показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий год (годы) таким образом, как если бы ошибка не была допущена.

Предельная дата представления бухгалтерской (финансовой) отчетности — последний рабочий день срока направления бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекту консолидированной отчетности или органу, уполномоченному принимать бухгалтерскую (финансовую) отчетность (далее — уполномоченный орган), установленного субъектом консолидированной отчетности в целях организации формирования им консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности.

III. Формирование, утверждение и изменение учетной политики, раскрытие учетной политики

7. Субъект учета формирует учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности, выполняемых им в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий и (или) функций, руководствуясь законодательством Российской Федерации, настоящим Стандартом, иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также учетной политикой органа, осуществляющего полномочия и функции учредителя.

В случае если в отношении какого-либо объекта бухгалтерского учета нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, не установлены правила его отражения в бухгалтерском учете, субъект учета по согласованию с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и с финансовым органом публично-правового образования, осуществляющего консолидацию отчетности субъекта учета и (или) отчетности его учредителя, определяет учетную политику исходя из требований Стандарта Концептуальные основы.

8. Учетная политика формируется главным бухгалтером субъекта учета или иным физическим (юридическим) лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

Учетная политика утверждается руководителем субъекта учета.

В случае если ведение бухгалтерского учета и (или) составление бухгалтерской (финансовой) отчетности передано в соответствии с законодательством Российской Федерации по договору (соглашению) другому государственному (муниципальному) учреждению, организации (далее — централизованная бухгалтерия), особенности организации ведения бухгалтерского учета и (или) составления бухгалтерской (финансовой) отчетности устанавливаются таким договором (соглашением) с учетом положений настоящего Стандарта, иных нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В случае передачи руководителем учреждения ведения бухгалтерского учета и (или) составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации централизованной бухгалтерии, бухгалтерская отчетность составляется и представляется централизованной бухгалтерией от имени учреждения в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности и настоящим Стандартом. Бухгалтерская отчетность, составленная централизованной бухгалтерией, подписывается руководителем учреждения, передавшего ведение учета, руководителем и бухгалтером-специалистом централизованной бухгалтерии, осуществляющей ведение бухгалтерского учета.

Представление централизованной бухгалтерией бухгалтерской (финансовой) отчетности учреждения, в отношении которого централизованная бухгалтерия осуществляет ведение бухгалтерского учета, пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется по согласованию с руководителем указанного учреждения.

9. Актами субъекта учета, устанавливающими в целях организации и ведения бухгалтерского учета учетную политику субъекта учета (далее — документы учетной политики), утверждаются:

а) методы оценки объектов бухгалтерского учета, порядок признания (постановки на учет) и прекращения признания (выбытия из учета) объектов бухгалтерского учета, и (или) раскрытия информации о них в бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

б) Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета (номера счетов бухгалтерского учета) либо коды счетов бухгалтерского учета и правила формирования номера счета бухгалтерского учета;

в) порядок проведения инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета;

г) формы первичных (сводных) учетных документов, регистров бухгалтерского учета, иных документов бухгалтерского учета, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета, по которым законодательством Российской Федерации не предусмотрены обязательные для их оформления формы документов. Утвержденные субъектом учета формы документов бухгалтерского учета должны содержать обязательные реквизиты и соответствовать требованиям, предусмотренным Стандартом Концептуальные основы;

д) правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения в бухгалтерском учете в соответствии с утвержденным графиком документооборота и (или) порядком взаимодействия структурных подразделений и (или) лиц, ответственных за оформление фактов хозяйственной жизни, по предоставлению первичных учетных документов для ведения бухгалтерского учета;

правила документооборота, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения их в бухгалтерском учете в соответствии с утвержденным графиком документооборота, технология обработки (представления (обмена) учетной информации при условии ведения бухгалтерского учета и (или) составления бухгалтерской (финансовой) отчетности централизованной бухгалтерией;

е) порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего контроля;

ж) порядок признания в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты;

з) иные способы ведения бухгалтерского учета, необходимые для организации ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектом учета.

Основные положения учетной политики и (или) копии документов учетной политики подлежат публичному раскрытию на официальном сайте субъекта учета (централизованной бухгалтерии) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

10. Бюджетные и автономные учреждения, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, а также бюджетные и автономные учреждения и (или) государственные (муниципальные) унитарные предприятия, осуществляющие на основании соглашений полномочия государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица органов государственной власти (государственных органов), органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, являющихся государственными (муниципальными) заказчиками, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности (далее — организации, осуществляющие полномочия получателя бюджетных средств), при формировании учетной политики предусматривают особенности организации и ведения бухгалтерского учета в части операций по исполнению указанных полномочий в соответствии с положениями настоящего Стандарта и иных нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

11. Учетная политика применяется последовательно из года в год.

12. Изменение учетной политики производится в случаях:

а) изменения законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

б) формирования или утверждения субъектом учета новых правил (способов) ведения бухгалтерского учета, применение которых позволит представить в бухгалтерской (финансовой) отчетности релевантную и достоверную информацию;

в) существенного изменения условий деятельности субъекта учета, включая его реорганизацию, изменение возложенных на субъект учета полномочий и (или) выполняемых им функций.

13. Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения. Изменение учетной политики в течение отчетного года, не связанное с изменением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов, принятием и (или) изменением нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности производится субъектом учета по согласованию с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и с финансовым органом соответствующего публично-правового образования.

14. Изменением учетной политики не считается:

а) применение правила (способа) организации и ведения бухгалтерского учета для отражения фактов хозяйственной жизни, которые отличны по существу от фактов хозяйственной жизни, имевших место ранее;

б) утверждение нового правила (способа) организации и ведения бухгалтерского учета для отражения фактов хозяйственной жизни, которые возникли в деятельности субъекта учета впервые.

15. Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенные изменения показателей, отражающих финансовое положение, финансовые результаты деятельности субъекта учета (субъекта консолидированной отчетности) и (или) движение денежных средств субъекта учета, оцениваются в денежном измерении (стоимостном выражении). Оценка в денежном измерении (стоимостном выражении) последствий изменения учетной политики производится на дату, с которой применяются указанные изменения.

16. Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов, принятием и (или) изменением нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности согласно положениям нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности. Если указанными нормативными правовыми актами не определяются требования по отражению последствий изменения учетной политики, то такие последствия отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в соответствии с пунктом 17 настоящего Стандарта.

17. Последствия изменения учетной политики, вызванного причинами, отличными от указанных в пункте 16 настоящего Стандарта, и оказавшие или способные оказать существенные изменения показателей, отражающих финансовое положение, финансовые результаты деятельности субъекта учета (субъекта консолидированной отчетности) и (или) движение денежных средств субъекта учета, отражаются в бухгалтерской (финансовой) отчетности путем ретроспективного применения измененной учетной политики. При этом подлежат корректировке показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности на начало отчетного периода (входящие остатки) по статье «Финансовый результат экономического субъекта» бухгалтерского баланса, а также, в случае возможности корректировки, показатели связанных статей бухгалтерской (финансовой) отчетности за самый ранний год, предшествующий году, для которого в бухгалтерской (финансовой) отчетности раскрываются сравнительные показатели. Информация о корректировке сравнительных показателей предшествующего года (годов) раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности отчетного года.

Суммы корректировок сравнительных показателей отражаются в периоде, в котором произошло изменение учетной политики записями по счетам бухгалтерского учета согласно нормативным правовым актам, регулирующим ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В случае ретроспективного применения измененной учетной политики утвержденная бухгалтерская (финансовая) отчетность за предшествующий год (годы) не подлежит пересмотру, замене и повторному представлению пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности.

18. В случаях, когда оценку в денежном измерении (стоимостном выражении) последствий изменения учетной политики в отношении предшествующих годов (ретроспективное применение измененной учетной политики) осуществить не представляется возможным, субъект учета применяет измененную учетную политику к фактам хозяйственной жизни, возникающим после изменения учетной политики (перспективное применение измененной учетной политики).

19. Ретроспективное применение измененной учетной политики не представляется возможным, если оценка в денежном измерении (стоимостном выражении) последствий такого изменения:

а) не может быть произведена в связи с недостаточностью (отсутствием) информации за соответствующий предшествующий год;

б) требует использования оценочных значений, основанных на информации, которая не была доступна на дату представления бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий год.

20. Раскрытие в бухгалтерской (финансовой) отчетности информации о положениях учетной политики субъекта учета (о применяемых способах ведения бухгалтерского учета, составе и содержании документов учетной политики) осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В отношении последствий изменения учетной политики, оказавших или способных оказать существенные изменения показателей, отражающих финансовое положение, финансовые результаты деятельности субъекта учета (субъекта консолидированной отчетности) и (или) движение денежных средств, субъектом учета в Пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности раскрывается следующая информация:

а) обоснование изменения учетной политики;

б) содержание изменения учетной политики;

в) порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской (финансовой) отчетности, включая указание на обстоятельства, в связи с которыми применяется выбранный способ ведения бухгалтерского учета, и дату, с которой он применяется в связи с изменением учетной политики;

г) в случае ретроспективного применения измененной учетной политики:

— суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской (финансовой) отчетности за каждый из предшествующих годов, для которых в бухгалтерской (финансовой) отчетности раскрываются сравнительные показатели;

— сумма корректировки, относящаяся к годам, предшествующим тем, для которых в бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта учета раскрываются сравнительные показатели. Указанная сумма корректировки раскрывается в отношении сопоставимых показателей в случае, когда такие корректировки возможно определить.

21. В случае если раскрытие информации, предусмотренной пунктом 20 настоящего Стандарта, невозможно осуществить относительно сравнительных показателей по году (годам) предшествующему году изменения учетной политики, то указанная информация раскрывается в Пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности одновременно с раскрытием информации о применении измененной учетной политики.

22. Документы учетной политики, а также иные документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, подлежат хранению субъектом учета (централизованной бухгалтерией) не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз.

IV. Отражение изменений оценочных значений в бухгалтерской (финансовой) отчетности и раскрытие информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности

23. Корректировка оценочного значения, отраженного в бухгалтерском учете, бухгалтерской (финансовой) отчетности, вследствие изменения допущений, обстоятельств, информации на основе которых были определены суммовые величины оценочных значений, не является исправлением ошибки и изменением учетной политики. Информация о таких корректировках не подлежит раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с пунктами 15-22 настоящего Стандарта.

24. Изменение метода определения (расчета) оценочного значения является изменением учетной политики и подлежит раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта учета в соответствии с пунктами 15 — 22 настоящего Стандарта.

25. В случае если изменение величины какого-либо показателя бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности не является следствием изменения учетной политики, такое изменение признается изменением оценочного значения.

Оценочные значения и их изменения отражаются в бухгалтерском учете согласно нормативным правовым актам, регулирующим ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Изменение оценочного значения отражается в бухгалтерской (финансовой) отчетности перспективно, а именно:

а) в периоде, в котором произошло изменение, если такое изменение влияет на показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности только данного отчетного периода;

б) в периоде, в котором произошло изменение, и в будущих периодах, если такое изменение влияет на бухгалтерскую (финансовую) отчетность данного отчетного периода и бухгалтерскую (финансовую) отчетность будущих периодов.

26. В Пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности об изменении оценочного значения приводится:

а) описание изменения оценочного значения, повлиявшего на показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности за отчетный период, с указанием денежных (стоимостных) значений таких изменений;

б) описание изменения оценочного значения, которое повлияет на показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности за периоды, следующие за отчетным, с указанием денежных (стоимостных) значений таких изменений. В случае когда определить влияние изменения оценочного значения на показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности за будущие периоды в денежном (стоимостном) значении не представляется возможным об этом указывается в Пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности.

V. Отражение исправлений ошибок в бухгалтерской (финансовой) отчетности

27. Ошибкой в бухгалтерской (финансовой) отчетности для целей настоящего Стандарта считается пропуск и (или) искажение, возникшее при ведении бухгалтерского учета и (или) формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности в результате неправильного использования или не использования информации о фактах хозяйственной жизни отчетного периода, которая была доступна на дату подписания бухгалтерской (финансовой) отчетности и должна была быть получена и использована при подготовке бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее — ошибка отчетного периода).

Датой подписания бухгалтерской (финансовой) отчетности для целей настоящего Стандарта считается дата подписания полного комплекта бухгалтерской (финансовой) отчетности.

28. Исправление выявленной ошибки производится в бухгалтерском учете дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью способом «Красное сторно» и дополнительной бухгалтерской записью.

29. Ошибка отчетного периода, выявленная в ходе осуществления внутреннего контроля после подписания бухгалтерской (финансовой) отчетности, но до предельной даты ее представления, исправляется путем выполнения в соответствии с пунктом 28 настоящего Стандарта записей по счетам бухгалтерского учета, последней отчетной датой отчетного периода и (или) путем формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащей уточненные показатели с учетом выявленных и исправленных ошибок (далее — уточненная бухгалтерская (финансовая) отчетность).

30. Ошибка отчетного периода, выявленная в ходе камеральной проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности после предельной даты ее представления, но до даты ее принятия уполномоченным органом, исправляется по решению уполномоченного органа исходя из существенности ошибки, повлиявшей на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности, путем выполнения в соответствии с пунктом 28 настоящего Стандарта записей по счетам бухгалтерского учета на конец отчетного периода, и (или) путем формирования уточненной бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Уточненная бухгалтерская (финансовая) отчетность повторно направляется уполномоченному органу, а также иным пользователям, которым была представлена бухгалтерская (финансовая) отчетность до ее уточнения. В Пояснениях к уточненной бухгалтерской (финансовой) отчетности приводится информация об изменениях в ранее представленную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, с указанием причин внесения исправлений и их содержания.

Датой принятия бухгалтерской (финансовой) отчетности уполномоченным органом для целей настоящего Стандарта считается дата проставления им отметки (направления уведомления) о принятии бухгалтерской (финансовой) отчетности по результатам проведения камеральной проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности.

31. Ошибка отчетного периода, выявленная в ходе осуществления внутреннего финансового контроля, внешнего финансового контроля, а также внутреннего контроля или внутреннего финансового аудита после даты принятия бухгалтерской (финансовой) отчетности, но до даты её утверждения, исправляется в соответствии с пунктом 30 настоящего Стандарта.

Датой утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности для целей настоящего Стандарта считается дата утверждения отчета об исполнении бюджета соответствующего публично-правового образования или дата утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

32. Ошибка отчетного периода, выявленная после даты утверждения квартальной бухгалтерской (финансовой) отчетности отражается путем выполнения в соответствии с пунктом 28 настоящего Стандарта записей по счетам бухгалтерского учета в период (на дату) обнаружения ошибки и (или) путем раскрытия в Пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности информации о существенных ошибках, выявленных в отчетном периоде, с описанием ошибки (содержания и суммы), а также суммовых значений выполненных корректировок бухгалтерской (финансовой) отчетности.

33. Ошибка отчетного периода, выявленная после даты утверждения годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее — ошибка предшествующего года), отражается путем выполнения в соответствии с пунктом 28 настоящего Стандарта записей по счетам бухгалтерского учета в период (на дату) обнаружения ошибки и (или) ретроспективного пересчета бухгалтерской (финансовой) отчетности. Корректировке подлежат сравнительные показатели, раскрываемые в бухгалтерской (финансовой) отчетности за отчетный год, начиная с того предшествующего года, в котором была допущена ошибка, за исключением случаев, когда осуществление такой корректировки не представляется возможным. Скорректированные сравнительные показатели предшествующего года (годов) приводятся в бухгалтерской (финансовой) отчетности отчетного года обособленно с отметкой «Пересчитано».

Ретроспективный пересчет бухгалтерской (финансовой) отчетности не представляется возможным в случаях, аналогичных перечисленным в пункте 19 настоящего Стандарта.

В случае ретроспективного пересчета бухгалтерской (финансовой) отчетности утвержденная бухгалтерская (финансовая) отчетность за предшествующий год (годы) не подлежит пересмотру, замене и повторному представлению пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Если ошибка была допущена ранее предшествующего года, для которого в бухгалтерской (финансовой) отчетности раскрываются сравнительные показатели, корректировке подлежат входящие остатки по статье «Финансовый результат экономического субъекта» бухгалтерского баланса, а также значения связанных статей бухгалтерской (финансовой) отчетности за самый ранний предшествующий год, для которого в бухгалтерской (финансовой) отчетности раскрываются сравнительные показатели.

В случае, когда однозначно отнести суммы корректировок к конкретному предшествующему году не представляется возможным, корректировке подлежат входящие остатки по статье «Финансовый результат экономического субъекта» бухгалтерского баланса, а также значения связанных статей бухгалтерской (финансовой) отчетности за самый ранний предшествующий год, к которому такие корректировки возможно применить, либо на начало отчетного года.

34. В отношении ошибок предшествующих годов в Пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности за отчетный год раскрывается следующая информация:

а) описание ошибки;

б) сумма корректировки по каждой статье бухгалтерской (финансовой) отчетности за каждый из предшествующих годов, для которых в бухгалтерской (финансовой) отчетности раскрываются сравнительные показатели;

в) общая сумма корректировки на начало самого раннего из предшествующих годов, для которого в бухгалтерской (финансовой) отчетности раскрываются сравнительные показатели;

г) описание причин, по которым корректировка сравнительных показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности за один или несколько предшествующих годов не представляется возможным, а также описание способа отражения исправления ошибки с указанием периода, в котором отражены исправления.

1 Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. № 256н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации от 27 апреля 2017 г., регистрационный номер 46517).

2 Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 апреля 2011 г., регистрационный номер 20558), с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 26 октября 2012 г. № 139н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 декабря 2012 г., регистрационный номер 26195), от 29 декабря 2014 г. № 172н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 4 февраля 2015 г., регистрационный номер 35854), от 20 марта 2015 г. № 43н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 1 апреля 2015 г., регистрационный номер 36668), от 17 декабря 2015 г. № 199н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 января 2016 г., регистрационный номер 40889), от 16 ноября 2016 г. № 209н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 декабря 2016 г., регистрационный номер 44741), от 14 ноября 2017 г. № 189н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 декабря 2017 г., регистрационный номер 49217), от 7 марта 2018 г. № 42н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации от 28 марта 2018 г., регистрационный номер 50553).

Документ

Приказ Минфина России от 30.06.2020 № 130н

  • Централизация учета
  • Казначейский учет
  • Правила подписания электронных документов
  • Изготовление бумажных копий электронных документов
  • Принятие к учету скан-копий документов
  • Первоначальная стоимость объектов, полученных по необменным операциям
  • Стоимость активов при отчуждении не в пользу организаций бюджетной сферы

25 сентября 2020 г. вступили в силу изменения в федеральный стандарт «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н (далее – СГС «Концептуальные основы»). Стандарт устанавливает единые требования к ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности организациями бюджетной сферы, поэтому важно изучить все изменения.

Централизация учета

Раздел «Общие положения» стандарта дополнен пунктом 4.1. Положения стандарта, которые касаются ведения учета и составления отчетности отдельных учреждений, распространены и на централизованную бухгалтерию (иное учреждение), если ей переданы полномочия по ведению учета (составления отчетности) учреждений.

Дополнена норма п. 14 СГС «Концептуальные основы» о единой учетной политике при централизации учета. Стандарт действует с 01.01.2018, т.е. с начала применения федеральных стандартов организациями бюджетной сферы. Положениями о единой учетной политике при централизации учета стандарт дополнен с 16.07.2019 (приказ Минфина России от 10.06.2019 № 94н). Позже аналогичные нормы были внесены в федеральный стандарт «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н.

По действовавшим нормам централизованным бухгалтериям следовало разрабатывать единую учетную политику для обслуживаемых учреждений. Теперь уточнено, что единую учетную политику необходимо разрабатывать и при централизации учета через Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ, муниципальных образований (они поименованы в стандарте как уполномоченные органы). Речь идет о ситуациях, когда таким органам передаются полномочия по начислениям физическим лицам, ведению бюджетного учета и составлению отчетности согласно постановлению Правительства РФ от 27.12.2019 № 1890.

Уточнены (дополнены) формулировки, которые касаются централизации учета. В связи с положениями по единой учетной политике введено новое понятие «Рабочий план счетов централизованного бухгалтерского учета».

Казначейский учет

С 01.01.2021 будут вступать в силу стандарты, которые касаются казначейского учета и отчетности. Подробнее читайте .

Эти изменения не случайны – с 01.01.2021 вступят в силу поправки в БК РФ, которые касаются совершения операций через систему казначейских платежей. В связи с этим с 01.01.2021 будут применяться новые формулировки в СГС «Концептуальные основы». Положения п. 6 стандарта о представлении индивидуальной бухгалтерской (финансовой) отчетности дополнены формулировками о казначейском учете, движении денежных средств через систему казначейских платежей.

Правила подписания электронных документов

Нормативными актами в области бухгалтерского (бюджетного) учета установлена возможность применения электронных первичных документов и регистров вместо бумажных (ч. 5 ст. 9, ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, далее – Закон № 402-ФЗ, разд. 1 методических указаний, утв. приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н, далее – Приказ № 52н).

Аналогичные положения содержит п. 32 СГС «Концептуальные основы». Ранее в нем была установлена необходимость подписания электронных документов электронными квалифицированными подписями. Теперь это правило изменено. Допускается использовать простую электронную подпись вместо квалифицированной в случаях, установленных СГС «Концептуальные основы» и иными нормативными актами, которые регулируют ведение учета и составление отчетности. Это случаи, когда электронные документы содержат несколько подписей ответственных лиц. Утверждающие подписи (руководителя, главного бухгалтера или уполномоченных ими лиц) должны быть квалифицированными, подписи других ответственных лиц могут быть простыми электронными.

К примеру, в акте о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104) есть подписи председателя и членов профильной комиссии, исполнителя и ответственного лица, а также утверждающая подпись руководителя. В случае оформления этого документа в электронном виде утверждающая подпись должна быть электронной квалифицированной подписью, подписи других лиц могут быть простыми электронными. Аналогичные изменения внесены в Приказ № 52н (приказ Минфина России от 15.06.2020 № 103н, вносящий поправки, вступает в силу с 27.09.2020).

Изготовление бумажных копий электронных документов

Пункт 32 СГС «Концептуальные основы» дополнен положениями об изготовлении копий электронных документов и их заверении. Уточнено, что если учреждению необходимо представить электронный документ другому лицу или в госорган, то копия на бумажном носителе изготавливается за счет учреждения. Аналогичная норма содержится в ч. 6 ст. 9, ч. 7 ст. 10 Закона № 402-ФЗ, разд. 1 методических указаний, утв. Приказом № 52н.

Внесено положение о заверении копий электронных документов на бумажном носителе. Такой порядок должен устанавливаться учетной политикой. Ранее аналогичное положение содержалось в разд. 1 методических указаний, утв. Приказом № 52н.

Принятие к учету скан-копий документов

Пункт 32 СГС «Концептуальные основы» дополнен порядком принятия к бухгалтерскому учету скан-копий документов, сформированных на бумажном носителе и подписанных собственноручными подписями. Они могут быть приняты к бухгалтерскому учету при одновременном выполнении следующих условий:

  • скан-копии соответствуют положениям, установленным в п. 26 СГС «Концептуальные основы»;
  • скан-копии подписаны квалифицированной электронной подписью лица, ответственного за оформление первичного документа и (или) лица, ответственного за формирование (передачу) скан-копий.

Похожие положения внесены в Приказ № 52н.

Первоначальная стоимость объектов, полученных по необменным операциям

Пункт 52 СГС «Концептуальные основы» дополнен в части определения стоимости объектов бухгалтерского учета (активов, обязательств), полученных по необменным операциям.

Если речь идет о поступлении объектов от собственника (учредителя), других организаций бюджетной сферы, то они ставятся на учет по стоимости, указанной передающей стороной. Для нефинансовых активов это ранее было установлено:

  • пунктом 29 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н);
  • пунктом 24 федерального стандарта «Основные средства», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н (далее – СГС «Основные средства»);
  • пунктом 24 федерального стандарта «Запасы», утв. приказом Минфина России от 07.12.2018 № 256н (далее – СГС «Запасы»).

Если речь идет об иной необменной операции (к примеру, безвозмездное поступление нефинансовых активов от организаций небюджетной сферы), теперь действует следующий порядок определения стоимости объектов.

Объекты ставятся на учет по справедливой стоимости либо по стоимости из документов передающей стороны. Основываясь на положениях п. 22 СГС «Основные средства», п. 22 СГС «Запасы», приоритетной является справедливая стоимость актива.

Если объекты не могут быть оценены по справедливой стоимости и в передаточных документах нет данных о стоимости объектов, то они принимаются к учету по стоимости, по которой они были учтены у передающей стороны.

Организации, которые не относятся к бюджетной сфере, не применяют стандарты бухгалтерского учета госфинансов. Соответственно, они не обязаны сообщать учреждению сведения о стоимости объектов. Поэтому при заключении договоров целесообразно согласовать предоставление необходимых сведений.

Если данные предыдущего правообладателя (балансодержателя) о стоимости поступивших объектов недоступны, они принимаются к учету в условной оценке «один объект, один рубль».

Подобный порядок определения стоимости объектов установлен с 01.01.2020 для материальных запасов (п. 22 СГС «Запасы»).

Стоимость активов при отчуждении не в пользу организаций бюджетной сферы

Уточнено положение, которое ранее было установлено для основных средств и материальных запасов в соответствующих стандартах. Если учреждение отчуждает (продает, передает безвозмездно) активы организациям небюджетной сферы, их следует учесть перед передачей по справедливой стоимости. Результат переоценки активов до справедливой стоимости отражается в составе финансового результата. При этом применяется подстатья 176 «Доходы от оценки активов и обязательств» КОСГУ (п. 9.7.6 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017).

Добавить комментарий