Стандарт должностной инструкции специалиста по социальной работе

1. Общие положения

1.1. На должность специалиста по социальной работе при отсутствии медицинских противопоказаний принимается лицо, имеющее высшее (бакалавриат, специалитет) или среднее профессиональное образование либо прошедшее профессиональную переподготовку в соответствии с профилем деятельности.

1.2. Специалист по социальной работе должен знать:

1) нормативные правовые акты в сфере социальной защиты населения;

2) национальные стандарты Российской Федерации в сфере социального обслуживания;

3) основные направления политики социальной защиты населения на федеральном, региональном, муниципальном уровнях;

4) цели, задачи и функции органов и учреждений социального обслуживания;

5) типы и характеристики граждан — получателей социальных услуг;

6) типологию проблем граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, различной этиологии (социальные, социально-медицинские, социально-психологические, социально-правовые и др.);

7) национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания, народные традиции;

8) социокультурные, социально-психологические, психолого-педагогические основы межличностного взаимодействия, особенности психологии личности;

9) виды, структуру и содержание документов, необходимых для оказания социальных услуг;

10) теорию и технологию социальной работы и условия их применения;

11) основы комплексных подходов к оценке потребностей граждан в предоставлении социальных услуг и мер социальной поддержки;

12) методы диагностики трудной жизненной ситуации;

13) особенности социальной работы с разными лицами и группами населения;

14) основы документоведения, современные стандартные требования к отчетности, периодичности и качеству предоставления документации, ведение которой относится к кругу полномочий специалиста по социальной работе;

15) основы самоорганизации и самообразования специалистов по социальной работе;

16) требования к конфиденциальности личной информации, хранению и оперированию персональными данными граждан, обратившихся за получением социальных услуг и социальной поддержкой;

17) российский и зарубежный опыт практической социальной работы;

18) основы проектирования, прогнозирования и моделирования в социальной работе;

19) основы составления индивидуальной программы предоставления социальных услуг;

20) основные типы проблем, возникающих у граждан — получателей социальных услуг;

21) основные формы и виды социального обслуживания;

22) способы активизации личностных ресурсов и ресурсов социального окружения;

23) инфраструктуру реализации социальных услуг в муниципальном образовании, ресурсы местного сообщества;

24) состав документов, необходимых для оказания социальных услуг гражданам, обратившимся в социальные службы и учреждения;

25) регламенты ведения документации;

26) систему социальных служб и учреждений социального обслуживания на региональном и муниципальном уровне, их цели, задачи и функции;

27) цели, принципы и основы административно-организационной деятельности по реализации социального обслуживания населения;

28) цели, принципы и основы организации социального посредничества между получателем социальных услуг и различными социальными институтами для представления интересов граждан — получателей социальных услуг и решения его социальных проблем;

29) регламент межведомственного взаимодействия;

30) сферу профессиональной ответственности специалистов смежных профессий (психолог, социальный педагог, юрист, дефектолог, реабилитолог и др.);

31) методы и технологию самоактуализации граждан — получателей социальных услуг;

32) основы валеологии, социальной медицины;

33) экономические основы социальной работы;

34) правовые основы социальной работы;

35) психологические и социально-педагогические основы социальной работы;

36) психологию личности;

37) возрастную психологию;

38) функции и технологию деятельности службы занятости населения;

39) особенности применения социальных технологий в Российской Федерации и за рубежом;

40) основы самоорганизации и самообразования специалистов по социальной работе;

41) Правила внутреннего трудового распорядка;

42) требования охраны труда и правила пожарной безопасности;

43) ……… (другие требования к необходимым знаниям)

1.3. Специалист по социальной работе должен уметь:

1) проводить индивидуальный опрос граждан с целью выявления их трудной жизненной ситуации;

2) осуществлять социальное консультирование;

3) анализировать устные и письменные обращения граждан в организацию социальной защиты населения;

4) фиксировать полученную от гражданина информацию;

5) хранить и обрабатывать персональные данные;

6) обеспечивать проверку поступившей от гражданина информации;

7) вносить полученную информацию в базы данных в соответствии с требованиями программного обеспечения;

8) устанавливать контакты с социальным окружением гражданина;

9) обобщать и систематизировать информацию, касающуюся трудной жизненной ситуации и методов ее преодоления;

10) обеспечивать эффективное взаимодействие с гражданами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;

11) проявлять чуткость, вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение к гражданам и учитывать их физическое и психологическое состояние;

12) использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией, в том числе в глобальных сетях;

13) работать с документами, составлять отчеты по итогам выполнения деятельности;

14) повышать свою профессиональную квалификацию в области реализации трудовой функции;

15) прогнозировать результаты оказания социальных услуг и социальной поддержки гражданину, нуждающемуся в их получении;

16) конкретизировать цель оказания социальных услуг и социальной поддержки гражданину на основе проведенной диагностики и с учетом его жизненных планов;

17) обосновывать использование конкретных технологий социальной работы, видов и форм социального обслуживания и мер социальной поддержки в отношении конкретного случая;

18) применять методы диагностики личности, способностей и склонностей, позволяющих актуализировать позицию гражданина, обратившегося за получением услуг, и обеспечить реализацию самопомощи и взаимопомощи;

19) взаимодействовать с другими специалистами, учреждениями, организациями и сообществами при оказании социальных услуг и мер социальной поддержки;

20) учитывать индивидуальные особенности гражданина, обратившегося за получением социальных услуг;

21) соотносить индивидуальную программу социального обслуживания с его социальными ожиданиями и потребностями;

22) повышать свою профессиональную квалификацию в области реализации трудовой функции;

23) выявлять проблему гражданина, находящегося в трудной жизненной ситуации, оценивать возможности ее решения с помощью привлечения профильных специалистов (учреждений);

24) оформлять документы, необходимые для принятия нуждающихся граждан на социальное обслуживание (постоянное или временное), или оказание мер социальной поддержки;

25) выбирать оптимальные способы решения проблемы гражданина посредством формирования и согласования с гражданином индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки;

26) направлять получателей социальных услуг в специализированные социальные учреждения (подразделения) и/или к профильным специалистам;

27) использовать оптимальное сочетание различных форм и видов социального обслуживания, технологий социальной реабилитации, адаптации, коррекции и др.;

28) выбирать наиболее эффективные технологии социальной работы, применимые к индивидуальным особенностям получателей социальных услуг и их жизненных ситуаций;

29) обеспечивать координацию деятельности специалистов в решении актуальных задач социального обслуживания граждан;

30) обеспечивать комплексный подход в реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки гражданам со стороны специалистов смежных профессий (психолог, реабилитолог, социальный педагог, юрист, дефектолог и др.);

31) обеспечивать интеграцию деятельности различных государственных и общественных организаций в реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки;

32) обеспечивать представление интересов получателей социальных услуг;

33) мотивировать граждан — получателей социальных услуг к активному участию в реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки, использовать методы и технологии самоактуализации;

34) реализовывать услуги по социальному сопровождению граждан в процессе осуществления реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки;

35) составлять социальный паспорт семьи и гражданина для обеспечения комплексной оценки процесса и результатов реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки;

36) организовывать проведение индивидуальных профилактических мероприятий с гражданами по месту жительства (фактического пребывания) в виде консультаций, содействия в организации занятости, оздоровления, отдыха, предоставления социальных, правовых, медицинских, образовательных, психологических, реабилитационных и иных необходимых услуг;

37) использовать основы правовых знаний в сфере оказания социальных услуг и мер социальной поддержки;

38) повышать свою профессиональную квалификацию в области реализации трудовой функции;

39) быть готовым участвовать в пилотных проектах и использовать инновационные технологии социального обслуживания населения с учетом индивидуальных особенностей получателей социальных услуг;

40) ……… (другие навыки и умения)

1.4. Специалист по социальной работе в своей деятельности

руководствуется:

1) ……… (наименование учредительного документа)

2) Положением о ……… (наименование структурного подразделения)

3) настоящей должностной инструкцией;

4) ……… (наименования локальных нормативных актов, регламентирующих

трудовые функции по должности)

1.5. Специалист по социальной работе подчиняется непосредственно ……… (наименование должности руководителя)

1.6. ……… (другие общие положения)

2. Трудовые функции

2.1. Деятельность по реализации социальных услуг и мер социальной поддержки населения:

1) выявление граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

2) определение объема, видов и форм социального обслуживания и мер социальной поддержки, в которых нуждается гражданин для преодоления трудной жизненной ситуации либо предупреждения ее возникновения;

3) организация социального обслуживания и социальной поддержки граждан с учетом их индивидуальной потребности.

2.2. ……… (другие функции)

3. Должностные обязанности

3.1. Специалист по социальной работе исполняет следующие обязанности:

3.1.1. В рамках трудовой функции, указанной в подпункте 1 пункта 2.1 настоящей должностной инструкции:

1) осуществляет организацию первичного приема граждан;

2) осуществляет первичную проверку и анализ документов, свидетельствующих о проблемах граждан, обратившихся за получением социальных услуг и мер социальной поддержки;

3) выявляет недостающую информацию и (или) информацию, требующую дополнительной проверки;

4) осуществляет сбор и обработку дополнительной информации, свидетельствующей о проблемах гражданина, обратившегося за предоставлением социальных услуг или мер социальной поддержки;

5) проводит диагностику трудной жизненной ситуации гражданина, устанавливает ее причины и характер;

6) выявляет и оценивает индивидуальную потребность гражданина в различных видах и формах социального обслуживания и социальной поддержки;

7) консультирует граждан, обратившихся в систему социальной защиты населения, о возможностях предоставления им социального обслуживания и мер социальной поддержки;

8) консультирует граждан, обратившихся в органы социальной защиты населения, относительно документов, необходимых для получения определенного вида социальных услуг и мер социальной поддержки;

9) ведет учет граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в предоставлении им различных видов социальных услуг и социальной поддержки;

10) выявляет обстоятельства возникновения трудной жизненной ситуации путем организации обследований, мониторинга условий жизнедеятельности граждан по месту жительства (фактического пребывания), определения причин, способных привести их в положение, представляющее опасность для жизни и (или) здоровья, анализа данных статистической отчетности, проведения, при необходимости, выборочных социологических опросов населения;

11) ведет необходимую документацию в соответствии с современными стандартными требованиями к отчетности, периодичности и качеству предоставления документации.

3.1.2. В рамках трудовой функции, указанной в подпункте 2 пункта 2.1 настоящей должностной инструкции:

1) осуществляет выбор технологий, видов и форм социального обслуживания, мер социальной поддержки, необходимых для достижения конкретной цели;

2) согласовывает с гражданином цели оказания социальных услуг и предоставления мер социальной поддержки;

3) выявляет потенциал гражданина и его ближайшего окружения в решении проблем, связанных с трудной жизненной ситуацией;

4) осуществляет разработку и согласование с гражданином индивидуальной программы предоставления социальных услуг и мер социальной поддержки;

5) планирует действия по достижению целей оказания социальных услуг и социальной поддержки гражданину;

6) определяет необходимый объем услуг по реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и мер социальной поддержки;

7) устанавливает сроки и периодичность предоставления социальных услуг (постоянные, периодические, разовые) по реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг;

8) обеспечивает комплексное взаимодействие с другими специалистами, учреждениями, организациями и сообществами по оказанию помощи в преодолении трудной жизненной ситуации гражданина и мер по предупреждению ее ухудшения.

3.1.3. В рамках трудовой функции, указанной в подпункте 3 пункта 2.1 настоящей должностной инструкции:

1) осуществляет организацию помощи в оформлении документов, необходимых для принятия на социальное обслуживание или оказания мер социальной поддержки;

2) организовывает оказание социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-правовых, социально-экономических, социально-реабилитационных услуг, услуг по социальному сопровождению граждан, а также мер социальной поддержки;

3) обеспечивает посредничество между гражданином, нуждающимся в предоставлении социальных услуг или мер социальной поддержки, и различными специалистами (учреждениями) с целью представления интересов гражданина и решения его социальных проблем;

4) осуществляет организацию межведомственного взаимодействия с целью реализации потребностей граждан в различных видах социальных услуг;

5) консультирует по различным вопросам, связанным с предоставлением социальных услуг и оказанием мер социальной поддержки;

6) выявляет и оценивает личностные ресурсы граждан — получателей социальных услуг и ресурсы их социального окружения;

7) содействует активизации потенциала и собственных возможностей граждан — получателей социальных услуг, расширению возможностей самопомощи и взаимопомощи;

8) содействует мобилизации собственных ресурсов граждан и ресурсов их социального окружения для преодоления трудной жизненной ситуации и профилактики ее ухудшения;

9) организовывает работу по вовлечению в социальную работу институтов гражданского общества;

10) организовывает профилактическую работу по предупреждению появления и (или) развития трудной жизненной ситуации.

3.1.4. В рамках выполнения своих трудовых функций исполняет поручения своего непосредственного руководителя.

3.1.5. ……… (другие обязанности)

3.2. При исполнении своих обязанностей, специалист по социальной работе

соблюдает принципы гуманности, справедливости, объективности и

доброжелательности, профессионально-этические требования к деятельности

специалиста по социальной работе.

3.3. ……… (другие положения о должностных обязанностях)

4. Права

Специалист по социальной работе имеет право:

4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений, в совещаниях по их подготовке и выполнению.

4.2. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по данным поручениям, выданным заданиям.

4.3. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения поручения.

4.4. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций.

4.5. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.

4.6. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.

4.7. ……… (другие права)

5. Ответственность

5.1. Специалист по социальной работе привлекается к ответственности:

— за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством о бухгалтерском учете;

— за правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, — в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;

— за причинение ущерба организации — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. ……… (другие положения об ответственности)

6. Заключительные положения

6.1. Настоящая инструкция разработана на основе Профессионального стандарта «Специалист по социальной работе», утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.10.2013 N 571н, с учетом ……… (реквизиты локальных нормативных актов организации)

6.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).

Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается ……… (подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей инструкции(в журнале ознакомления с должностными инструкциями); в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом)

6.3. ……… (другие заключительные положения).

Одно из основных направлений деятельности Центров социального обслуживания — предоставление необходимых социальных и доврачебных услуг одиноким и одиноко проживающим пожилым гражданам и инвалидам, полностью или частично утративших способность к самообслуживанию. Предоставить соцработника вам могут как на постоянной основе, так и временно (на срок от одного до шести месяцев) — например, на время тяжелой болезни или отъезда ухаживающего за вами родственника.

Где получить соцработника?

Чтобы к вам приставили соцработника, нужно подать заявление в специальную комиссию районного комплексного центра или центра социального обслуживания. Соцработника «выдают» только по медицинскому заключению. Официально это называется «прием на нестационарное социальное обслуживание».

Помощь социального работника на дому вправе получить следующие группы льготников:

  • граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет);
  • инвалиды;
  • несовершеннолетние и семьи с детьми, находящиеся в трудной жизненной ситуации;
  • многодетные семьи;
  • семьи с детьми-инвалидами;
  • другие граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Правом внеочередного приема на нестационарное социальное обслуживание пользуются:

  • инвалиды и участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица;
  • одинокие граждане старше 80 лет и одинокие инвалиды старше 70 лет;
  • инвалиды боевых действий;
  • одинокие и одиноко проживающие граждане пожилого возраста и инвалиды, неспособные самостоятельно ухаживать за собой и лишенные постороннего ухода, помощи и поддержки.

Правом первоочередного приема на нестационарное социальное обслуживание пользуются:

  • супруги погибших участников и инвалидов Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, не вступившие в повторный брак;
  • граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненные к ним категории граждан;
  • реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий.

При этом льготники, имеющие родных, получают право на помощь соцработников в том случае, если домочадцы не могут обеспечить им помощь и уход по объективным причинам. Например, это могут быть продолжительная болезнь, инвалидность, пенсионный возраст, отдаленность проживания от нуждающегося в уходе родственника, частые и продолжительные командировки и другие обстоятельства.

В случае наличии у льготника бактерио- или вирусоносительства, хронического алкоголизма, карантинных инфекционных заболеваний, тяжелых психических расстройств, активных форм туберкулеза, венерических или других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения, вам имеют право отказать в социальном обслуживании на дому.

Пожилой человек или его официальный представитель должен написать заявление в органы социальной защиты населения (образец заявления должны предоставить в организацию, куда он обратился). К заявлению необходимо приложить:

Заключение из поликлиники об отсутствии противопоказаний в оказании социальных услуг.

Справку с Пенсионного фонда о размере пенсии.

Справку из ЖЭКа о составе семьи.

Паспорт обратившего человека. Если обращается его законный представитель, тогда и он должен предъявить свой паспорт.

Приняв заявление, создается специальная комиссия, которая оценивает, какую помощь нужно регулярно предоставлять пенсионеру.

Комиссия составляет индивидуальную программу предоставления соцуслуг, на основе акта обследования материально-бытового положения клиента.

В этот документ специалист вносит такую информацию:

  • фамилия, имя, отчество пенсионера;
  • адрес, номер телефона, год рождения;
  • категория клиента, номер пенсионного удостоверения, размер пенсии;
  • данные паспорта;
  • место работы до того, как клиент вышел на пенсию;
  • инвалидность;
  • состав семьи, общий доход;
  • жилищно-бытовые условия (удовлетворительные, или неудовлетворительные);
  • наличие близких родственников;
  • Заключение специалиста.

Если в заключении прописано, что пенсионер нуждается в посторонней помощи, тогда орган соцзащиты заключает договор на оказание услуг.

Договор заключается со дня подписания и действует до конца календарного года. Если ни одна из сторон не уведомила другую о прекращении действия договора, тогда документ продлевается автоматически еще на год.

В договоре на оказание социальных услуг на дому должна быть прописана следующая информация:

  • Полное наименование исполнителя а также данные клиента.
  • Предмет договора –оказание социальных услуг в соответствии с индивидуальным планом.
  • Обязанности сторон договора. Клиент должен находиться дома в согласованные с исполнителем дни.
  • А также прописано на каких условиях пенсионеру предоставляются услуги: бесплатно, на частичной оплате или на полной оплате.
  • Если исполнитель не соблюдает условий договора, несвоевременно приходит на помощь, то он обязан возместить клиенту причиненный ущерб. Клиент, в свою очередь, при систематическом нарушении правил поведения или отказе от уплаты за дополнительные услуги, может быть снят с социального обслуживания.
  • Подписи сторон договора, дата.

Обязанности соцработников

Соцработник может приходить как 2-3 раза в неделю, так и ежедневно (кроме субботы, воскресенья) в зависимости от степени нуждаемости престарелого подопечного, его физического состояния. Но не реже двух раз в неделю. Частота посещений, а также перечень работ, которые должен выполнять соцработник, прописывается в договоре.

В его обязанности входят:

  1. покупка и доставка для подопечного продуктов, горячих обедов из соседних с домом торговых предприятий, а также непродовольственных товаров и лекарств. Норма разовой доставки: для одного человека — не более 4 кг, для семьи из двух человек — не более 6 кг, для семьи из трех человек — не более 9 кг;
  2. приготовление еды: разогрев пищи, чистка сырых овощей, нарезка бутербродов, кипячение чайника
  3. при необходимости — кормление подопечного;
  4. помощь в ремонте и уборке квартиры;
  5. доставка воды, топка печей, помощь в покупке топлива (для проживающих в домах без центрального отопления и (или) водоснабжения);
  6. сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратная их доставка;
  7. оплата жилья и коммунальных услуг — снятие показаний счетчика, заполнение квитанций, посещение организаций ЖКХ, единых расчетно-кассовых центров, внесение платы;
  8. помощь в написании писем, а также доставка книг, покупка газет и журналов, оформление подписки на газеты и журналы;
  9. помощь при заказе «социального такси», а также в посещении театров, выставок и других культурных мероприятий;
  10. социально-медицинская и санитарно-гигиеническая помощь (уход с учетом состояния здоровья);
  11. содействие в проведении медико-социальной экспертизы, при необходимости — в госпитализации, посещение в больнице, сопровождение в лечебно-профилактические учреждения;
  12. психологическая поддержка;
  13. помощь в получении путевок на санаторно-курортное лечение, а также зубопротезных и протезно-ортопедических услуг;
  14. помощь в получении образования и (или) профессии инвалидами в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями, а также содействие в трудоустройстве;
  15. правовые услуги (помощь в оформлении документов, исключая случаи оформления документов, затрагивающих интересы третьих лиц; содействие в получении льгот, бесплатной помощи адвоката, пенсии и прочих социальных выплат, в т. ч. в оформлении документов на отказ от «социального пакета» в Пенсионном фонде РФ);
  16. оформление документов на предоставление ритуальных услуг умершим одиноким гражданам или оказание помощи в организации похорон их нетрудоспособным родственникам;
  17. дополнительные услуги, оказываемые специализированными отделениями помощи на дому:
  • наблюдение за состоянием здоровья;
  • оказание экстренной доврачебной помощи;
  • выполнение медицинских процедур, перевязок, инъекций по назначению лечащего врача;
  • кормление ослабленных больных.

Обратите внимание: перечисленные выше услуги входят в московский перечень гарантированных услуг, которые предоставляются бесплатно. Дополнительная помощь, оказываемая пожилым людям по их просьбе сверх перечня, предоставляется за частичную или полную плату по договору с организацией социального обслуживания.

В 2020 году социальные услуги для пенсионеров в России предоставляются бесплатно или же на условиях частичной оплаты (если речь идет о дополнительных услугах). Если человек обратится за помощью в негосударственную, а частную организацию по предоставлению социальной услуги пожилому населению, ему придется частично платить за услуги, но только при условии, что его доход будет не меньше 1,5 прожиточного минимума.

Кстати, каждый соцработник ведет журнал, куда вносятся все покупки и услуги, предоставленные подопечному. После чего подопечный ставит в журнале свою подпись. Документ ежемесячно проверяют заведующие отделениями Центра.

Разовые услуги

Те, кто нуждается в помощи соцработника, но не имеет права на постоянное обслуживание, или не нуждается в постоянном обслуживании, могут воспользоваться сектором «Мобильная социальная служба» при Центрах соцуслуг. Этот сектор существует специально для оказания разовых услуг, в том числе дополнительных услуг, не входящих в Территориальный перечень гарантированных государством социальных услуг.

Туда могут обратиться:

  • инвалиды и лица с ограничениями жизнедеятельности;
  • лица, достигшие пенсионного возраста;
  • лица, не достигшие пенсионного возраста, нуждающиеся в социальной помощи;
  • семьи, имеющие детей-инвалидов;
  • одинокие матери, разведенные женщины и мужчины, вдовы и вдовцы, воспитывающие детей, в т.ч. детей-инвалидов;
  • многодетные семьи.

Пример разовых услуг: доставка технических средств реабилитации, оказание на дому услуг по уходу за детьми-инвалидами, сопровождение детей-инвалидов в учреждения дополнительного образования и др.

Периодичность оказания разовых услуг определяется в зависимости от индивидуальной потребности клиента, продолжительность (не более 4 часов в день с учетом проезда сотрудника к месту оказания услуги и обратно) и перечень услуг устанавливается центром социального обслуживания по предварительной заявке и личному заявлению обратившегося.

За получением социальной услуги теперь может обратиться не только инвалид или пенсионер, но и любой гражданин, который нуждается в социальном обслуживании.

По вопросам предоставления социальных услуг можно обратиться в территориальные отделы соцзащиты (собесы), комплексные центры, дома-интернаты. Если заявление поступит в органы местного самоуправления, опеки, медицинские или даже общественные организации, оно должно быть незамедлительно передано по месту назначения.

После этого гражданин получит конкретный документ — индивидуальную программу, в которой будут записаны рекомендованные социальные услуги, в которых человек нуждается, и форма их предоставления. Индивидуальную программу составит авторитетная межведомственная комиссия. С этим документом можно обратиться в любую организацию: государственную, частную, коммерческую или общественную. По месту жительства или в соседнем муниципальном образовании. Единственное условие — поставщик услуг должен быть включен в государственный областной реестр, находящийся в ведении департамента соцзащиты населения.

Если раньше право на бесплатное обслуживание имели пенсионеры и инвалиды, у которых среднедушевой доход не превышал прожиточный минимум, то теперь в расчет берутся уже полтора прожиточных минимума. В результате должно увеличиться количество жителей области, которых будут обслуживать бесплатно.

В стационаре, а это самая затратная форма, бесплатно будут обслуживать детей и пострадавших от вооруженных конфликтов, чрезвычайных ситуаций. Для остальных категорий плата не может превышать 75% доходов.

Качество услуг будут контролировать члены Общественного совета, который создан при департаменте соцзащиты. Включившимся в реестр поставщикам услуг гарантировано финансовое сопровождение областного бюджета. Социальная помощь теперь будет оказываться в порядке нуждаемости, а не автоматически при достижении какого-то возраста или статуса.

Нуждаемость в услугах будет определяться комиссионно. Например, если человек одинок и не может себя самостоятельно обслуживать, то он получит направление в дом-интернат. Если же пенсионер активен, то ему будут предоставляться услуги на дому.

Список центров социального обслуживания, в которых функционирует сектора «Мобильная социальная служба»

Название Центра

Адрес, телефон

Восточный административный округ

КЦСО «Новогиреево»

ул. Кусковская, д. 23, корп. 2,
тел. (495) 309-43-52

КЦСО «Вешняки»

Реутовская ул., д.6а,
тел. (495) 375-87-97

КЦСО «Сокольники»

ул. Стромынка, д.19 корп.2,
тел. (499) 785-21-83

Западный административный округ

ЦСО «Можайский»

ул. Гришина, д. 8, корп. 3,
тел. (495) 446-02-05

ЦСО «Кунцевский»

ул. Партизанская, д. 7, корп. 3,
тел. (495) 417-07-27

ЦСО «Проспект Вернадского»

ул. Лобачевского, д. 66А
тел. (499) 432-96-37

Зеленоградский административный округ

КЦСО «Савелки»

г. Зеленоград, корп. 623,
тел. (499) 734-90-32

КЦСО «Зеленоградский»

г. Зеленоград, корп. 205 а,
тел. (499) 736-92-06

КЦСО «Ковчег»

г. Зеленоград, корп. 1124,
тел. (499) 710-25-65

КЦСО «Крюково»

г. Зеленоград, корп. 1552,
тел. (499) 733-02-93

КЦСО «Солнечный»

г. Зеленоград, корп. 826,
тел. (499) 710-67-54

Северный административный округ

КЦСО «Западное Дегунино»

ул. Ивана Сусанина, д. 2, корп. 1,
тел. (495) 906-08-77

КЦСО «Войковский»

ул. З. и А. Космодемьянских, д. 24а,
тел. (495) 450-84-79

КЦСО «Савеловский»

ул. 1-я Хуторская, д.5 А
тел. (499) 760-72-61

КЦСО «Головинский»

ул. Онежская, д. 2,
тел. (495) 456-54-51

Северо-Восточный административный округ

ЦСО «Лианозово»

ул. Новгородская, д. 32
тел. (495) 909-77-11

КЦСО «Бутырский»

Огородный проезд, д.21,
тел. (495) 618-06-93

ЦСО «Ростокино»

ул. Бажова, д. 5
тел. (499) 181‑16-23

Северо-Западный административный округ

ЦСО «Строгино»

Строгинский бул., д. 5,
тел. (499) 740-11-12

КЦСО «Хорошево-Мневники»

пр-т Маршала Жукова, 47, корп. 1,
тел. (499) 720-39-80

КЦСО «Северное Тушино»

Виллиса Лациса ул., д. 25, корп. 1,
тел. (495) 944-46-09

Центральный административный округ

КЦСО «Таганский»

ул. Земляной вал, д. 68, стр. 1,
тел. (495) 915-17-42, (495) 915-25-27

КЦСО «Басманный»

ул. Бауманская, д. 36, стр. 2,
тел. (499) 267-28-69

КЦСО «Мещанский»

Переяславский пер., д.6,
тел. (499) 763-17-62, (499) 763-17-43

Юго-Восточный административный округ

ЦСО «Рязанский»

ул. Зеленодольская, д.4,
тел. (495) 379-98-11, (495) 786-22-70

ЦСО «Марьино»

Люблинская улица, 159
тел. (495) 345‑85-01

ЦСО «Печатники»

ул. Гурьянова, д.49,
тел. (495) 354-48-91, (495) 353-31-38

КЦСО «Лефортово»

ул. Госпитальная, д.6, стр.2,
тел. (495) 360-69-47, (499) 263-23-87

Юго-Западный административный округ

ЦСО «Обручевский»

ул. Новаторов, д. 36, корп. 5,
тел. (495) 936-22-43

ЦСО «Коньково»

ул. Профсоюзная, 88/20,
тел. (495) 335-55-35

КЦСО «Южное Бутово»

ул. Веневская, 1,
тел. (495) 716-36-72

Южный административный округ

ЦСО «Чертаново Южное»

ул. Чертановская, д. 60,
тел. (495)387-05-63

ЦСО «Орехово-Борисово Северное»

ул. Шипиловская, д. 9, корп. 2,
тел. (495) 343-41-09, (495) 343-11-95

ЦСО «Нагорный»

ул. Фруктовая, д. 5, корп. 3,
тел. (499) 794‑74-87

Социальные услуги для граждан в Троицком и Новомосковском административных округах предоставляются по адресу п. Московский, мкрн. 3, стр. 2а; тел. (495) 276-09-95, (495)-276-23-60. Здесь находятся: отделение социального обслуживания на дому; отделение социально-медицинского обслуживания на дому; отделение срочного социального обслуживания, включая кабинет выдачи технических средств реабилитации; сектор «Мобильная социальная служба».

Телефон для справок: с вопросами можно обращаться на круглосуточную «горячую линию» Департамента социальной защиты населения Москвы — (495) 691-34-78.

Диагностическая функция. Основываясь на принципе адресности социальной работы, специалист определяет степень необходимости и достаточности социальной помощи для конкретного клиента, выявляет социальные и личностные ресурсы, которые могут быть использованы в целях улучшения его жизненной ситуации.

В целостной диагностической процедуре можно условно выделить два взаимосвязанных и взаимозависимых блока: диагностику социальной среды клиента и диагностику личности клиента. При этом первый блок направлен преимущественно на выявление социальных ресурсов, оптимизирующих ситуацию, и деструктивных факторов, «проблемных точек» среды, вызывающих ухудшение ситуации; второй блок направлен на выявление личностных ресурсов клиента.

Полученная при этом информация в целом позволяет ответить на вопрос о соотношении активности клиента и специалиста в совместной деятельности, направленной на помощь (самопомощь) в трудной жизненной ситуации. При организации взаимодействия с клиентом специалист стремится не брать на себя решение его проблем, а мобилизовать личностные ресурсы клиента, сделав стимулирование процесса самопомощи основным направлением работы. Однако для этого необходимо ответить на вопрос: каковы реальные возможности клиента? Необоснованно полагаясь на отсутствующие или недостаточно развитые личностные ресурсы клиента, специалист может спровоцировать развитие ситуации, в которой клиент не сможет самостоятельно преодолеть трудности, что повлечет за собой неуверенность, тревожность и даже негативист- ские тенденции восприятия работы со специалистом.

Прогностическая функция реализуется на уровне практической работы с клиентом (клиентами) и на административно-управленческом уровне. В обоих случаях при реализации прогностической функции специалист использует результаты проведенной социальной диагностики. В технологическом алгоритме эти уровни связаны последовательно. На основании поставленного «социального диагноза» специалист определяет потенциалы оптимизации наличной ситуации, степень вероятности позитивного разрешения проблем, а также качественный уровень ожидаемого результата.

Специалист участвует в прогнозировании и программировании процесса социального развития конкретного микросоциума, который является объектом его профессиональной деятельности. Прогностическая деятельность на административно-управленческом уровне может быть направлена на развитие системы конкретного учреждения социального обслуживания населения, а также на систему органов и учреждений социальной защиты города, района, субъекта РФ. На основе зондажно-информационного обследования, информационно-целевого анализа различной документации, социального картографирования и других методов социальной диагностики выявляются недостатки в деятельности различных институтов, участвующих в социальной работе, определяются альтернативные траектории усовершенствования их деятельности, а также оптимальное соотношение возможных затрат и результатов в контексте каждой альтернативы.

Физические, психические, социальные, духовные возможности, помогающие преодолевать трудную жизненную ситуацию и ее последствия, восстанавливать или формировать свои личностные или социальные качества, способствующие повышению социального статуса, у разных людей разные. Если в одном случае социальный работник ожидает хорошего результата работы с клиентом, то в другом — результативность может быть объективно снижена непреодолимыми обстоятельствами. В качестве примера рассмотрим социальную работу с двумя категориями клиентов: с безработными и лицами с ограниченными возможностями. В ситуации человека, потерявшего работу, утрачен существенный ресурс личности — участие в производственной деятельности, что влечет за собой ряд проблем различного характера. Однако восстановление данного ресурса позволяет устранить практически все неблагоприятные для человека последствия. В этом случае можно предполагать высокую результативность работы.

В ситуации социальной помощи лицу с ограниченными возможностями потеря такого ресурса, как «здоровье», во многих случаях необратима. Тогда речь идет о компенсации утраченного ресурса, т.е. о максимально полном замещении его другим ресурсом. Здесь важно определить, какими будут идеальный результат, т.е. достижимый при максимально благоприятном стечении обстоятельств (при этом «идеальность» определяется не относительно результатов работы с другими людьми, а относительно того положения, в котором находится клиент в момент прогнозирования развития его ситуации), и оптимальный результат, который понимается как наиболее гармоничное соотношение затрат и достижений при решении социальных проблем клиента. На основании рсального прогноза определяются направленность, этапы и результативность возможного вмешательства.

Организаторская функция. Специалист по социальной работе организует деятельность по оказанию социальной помощи клиенту или группе лиц. При этом в процессе организации деятельности специалист может занимать ряд позиций: исполнителя четко определенных заданий (поручений), организатора отдельного направления деятельности, координатора усилий различных лиц по организации конкретной деятельности.

Виды деятельности, организуемые специалистами по социальной работе, существенным образом варьируют в зависимости от специфики учреждения, категорий обслуживаемых и основных потребностей клиентской группы. Специалист определяет в первую очередь ее целевой компонент. Важно, чтобы цели деятельности были адекватны той социальной проблематике, которая актуальна для конкретного городского микрорайона, поселка, села или другого типа поселения.

Определив цель деятельности (например, организация досуга для детей из малообеспеченных семей микрорайона), специалист подбирает оптимальные формы достижения этой цели (массовый праздник, организация работы спортивных секций, кружков по интересам и т.д.), выбор цели и формы деятельности во многом обусловливает ее содержание.

Организаторская функция позволяет на деятельностном уровне изменять жизненную ситуацию клиента (или группы клиентов); при этом возникает обратная связь по отношению к реализации диагностической и прогностической функций. Деятельность строится на основании поставленного «социального диагноза» и прогноза развития ситуации.

В процессе деятельности происходят социальные изменения, которые фиксируются с помощью второго витка социальной диагностики, причем от степени изменений и их соответствия поставленной цели зависят эффективность деятельности и адекватность прогноза. При этом процесс развивается по спирали, т.е. на основании новых диагностических данных делается новый прогноз и организуется деятельность для достижения социально значимых целей.

Посредническую функцию часто называют основной функцией специалиста по социальной работе. Общество — сложная многокомпонентная самоорганизующаяся система. Каждый член социума вовлечен во множество социальных связей, зависимостей, в совокупности составляющих микросоциум личности. Успешное функционирование человека в микросоциуме обусловлено рядом субъективных и объективных факторов, нарушение какой-либо социальной связи влечет за собой ощутимые последствия для человека в виде самых разных жизненных проблем.

Так, например, потеря здоровья (инвалидизация) рождает множество проблем: социально-экономические — лишение привычного уровня обеспеченности, дисбаланс в сфере потребления (большая часть доходов тратится на поддержание уровня здоровья, платные медицинские процедуры, лекарства и т.д.), вынужденный уход из производственной сферы; социально-психологические — сокращение круга общения, ощущение собственной бесполезности, снижение самооценки, формирование негативно окрашенной Я-концепции и др.; социально-педагогические — трудности в воспитании детей, межличностные конфликты в семье и другие жизненные обстоятел ьства.

Для решения возникших трудностей и проблем необходима помощь специалистов различных направлений, однако состояние личности, находящейся в тяжелой жизненной ситуации, не позволяет человеку сделать несколько «стартовых усилий», т.е. искать координаты специалиста, записываться на прием, рассказывать о своих проблемах.

Специалист по социальной работе, являясь, по определению многих авторов, «проводником социальных перемен», обеспечивает связь клиента со всеми необходимыми ему службами. Для реализации посреднической функции специалист аккумулирует информацию обо всем спектре предоставляемых в учреждениях услуг, условиях, формах, методах работы с клиентами. Социальный работник осуществляет связь с нужным специалистом, может охарактеризовать жизненную ситуацию клиента (с его согласия), т.е. фасилитирует процесс оказания профессиональной помощи представителями других профилей и, следовательно, процесс получения помощи клиентом.

Инновационная функция. Специалист по социальной работе в деятельности, направленной на преобразование социума, стремится к использованию наиболее эффективных методов и технологий работы.

Чтобы совершенствовать систему социальной поддержки населения, деятельность специалиста должна носить инновационный характер, т.е. включать в себя новые методические, технологические компоненты.

Инновационная функция специалиста реализуется в творческом подходе к принятым технологиям социальной работы (постоянном анализе их использования, выявлении сильных и слабых сторон, введении новых технологических компонентов), в интеграции в практику социальной помощи существующего инновационного опыта (в том числе опыта учреждений, имеющих статус экспериментальных площадок, опыта других регионов Российской Федерации, зарубежных стран и т.д.).

Мотивационная функция социального работника выражается в создании мотивообразующих условий для включения клиента в дсятельность по преодолению трудной жизненной ситуации, а не в том, чтобы решить за него его проблему. Наличие односторонней активности в системе взаимодействия «специалист —клиент» чревато, во-первых, развитием иждивенческой позиции клиента, возникновением социальных ожиданий удовлетворения потребностей без собственных усилий и, во-вторых, низкой эффективностью деятельности.

Возникшая у человека трудная жизненная ситуация может быть преодолена только в результате его собственных усилий, специалист по социальной работе в этом случае поддерживает, направляет, корректирует действия личности, обеспечивает наличие необходимой информации, снимает или уменьшает противодействие различных социальных барьеров, но не «решает проблему за клиента».

Среди основных препятствий, затрудняющих принятие и реализацию активной деятельностной позиции относительно существующей проблемы, можно назвать: неуверенность клиента в своих силах, страх неудачи; отсутствие или недостаток информации, обеспечивающей эффективность деятельности; отсутствие социальных умений и навыков реализации, необходимых для решения проблемы поведенческой траектории.

Для преодоления выявленных у клиента трудностей специалист использует следующие методы и приемы работы:

  • — консультирование, направленное на повышение самооценки клиента;
  • — включение клиента в деятельность, способствующую достижению положительного результата (создание ситуации успеха);
  • — социальное научение клиента, включающее информативный и поведенческий блоки, и др.

Защитная функция специалиста по социальной работе реализуется в случаях, когда трудная жизненная ситуация вызвана неправомочными действиями третьих лиц, нарушающими права и свободы клиента. Специалист может выступать в качестве инициатора судебного разбирательства по установленному факту нарушения прав и свобод клиента, свидетеля на судебном заседании, а также, если это необходимо, в качестве общественного защитника.

Профилактическая функция. Современная социальная ситуация в Российской Федерации характеризуется интенсивной динамикой развития социальных патологий: распространением наркомании, алкоголизма, проституции среди несовершеннолетних. Социальные патологии продвигаются, как правило, из более крупных населенных пунктов в мелкие.

Анализ ситуации в крупных городах позволяет прогнозировать развитие неблагоприятных социальных явлений в других типах поселений.

Устранение негативных последствий формирования стереотипов девиантного поведения требует крупных финансовых затрат. Кроме того, эффективность подобной деятельности при наличии устойчивых поведенческих отклонений не всегда соотносится с показателями затратности ресурсов. Поэтому реализация профилактической функции — одно из основных направлений социальной работы.

Добавить комментарий