Ст 534 ГК РФ

1. Договор поставки, аналогично договору розничной купли-продажи, является разновидностью договора купли-продажи с определенными особенностями:

1) субъекты договора поставки:

— продавец (поставщик) — физическое или юридическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность;

— покупатель — физическое либо юридическое лицо, также занимающееся предпринимательской деятельностью;

2) предмет договора поставки — товар, производимый или закупаемый продавцом-поставщиком;

3) цель договора поставки — всегда предпринимательская деятельность, то есть деятельность, направленная на получение прибыли и, соответственно, не связанная с использованием поставляемых товаров для личных, семейных, бытовых и т.п. нужд;

4) срок договора поставки — срок или сроки, которые должны быть соблюдены продавцом-поставщиком.

Таким образом, договор поставки — это сделка двух субъектов, направленная на осуществление предпринимательской деятельности, каковую и осуществляют продавец-поставщик и покупатель.

По своей юридической природе договор поставки является:

— консенсуальным;

— возмездным;

— двусторонним.

Из материалов судебной практики при этом следует, что условия о наименовании товара и его количестве являются существенными условиями договора поставки. Так, суд, рассматривая спор между ООО «ЭнергоСервис» и ОАО «Владимирская энергосбытовая компания» о предоставлении счетов-фактур по договору поставки, установил, что, исходя из универсального принципа определенности правовых отношений, условие договора о наименовании товара должно быть сформулировано с той степенью конкретности, которая позволяет индивидуализировать объект порождаемых договором обязательств (см. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22.04.2011 по делу N А11-1811/2010).

2. Применимое законодательство:

— Постановление Правительства РФ от 05.02.1998 N 162;

— Постановление Правительства РФ от 21.07.2008 N 549.

3. Судебная практика:

— Постановление Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 N 18;

— Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22.04.2011 по делу N А11-1811/2010;

— Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.09.1998 N А19-4099/98-5-Ф02-1065/98-С2;

— решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 21.05.2009 N А79-363/2009;

— Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2014 N 05АП-9913/2014;

— Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2009 N 18АП-8765/2008;

— решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 06.02.2009 N А79-7032/2008;

— Постановление ФАС Поволжского округа от 25.01.2012 N Ф06-11784/11 по делу N А57-4143/2011;

— Постановление ФАС Московского округа от 02.07.2009 N КГ-А41/4350-09;

— Постановление ФАС Центрального округа от 21.04.2009 N А23-2308/08Г-20-32(Ф10-972/09);

— Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2014 N 15АП-14446/2014;

— Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2014 N 15АП-18834/2013;

— Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2013 N 04АП-2052/13;

— Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2013 N 18АП-3933/2013.

1. Комментируемая статья предполагает возможность для государственного или муниципального заказчика отказаться от товаров, поставка которых предусмотрена государственным или муниципальным контрактом.

Определенных оснований для отказа комментируемая статья не содержит. При этом ст. ст. 34 и 95 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусматривают, что в государственный или муниципальный контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта. Также государственный или муниципальный заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

В случае отказа от товаров, поставка которых предусмотрена государственным или муниципальным контрактом, и если такой отказ повлек за собой расторжение или изменение договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, государственный или муниципальный заказчик должен возместить причиненные в связи с этим убытки.

2. Судебная практика:

— Определение ВАС РФ от 20.03.2012 N ВАС-2605/12;

— Определение СК по гражданским делам ВС РФ от 16.06.2004 N 63-Г04-6;

— Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2014 N 10АП-9223/14;

— Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 11.09.2014 N 03АП-4267/14;

— Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2014 N 09АП-31752/2014-ГК;

— Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2014 N 04АП-3230/13;

— Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2014 N 11АП-11015/14;

— Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2014 N 20АП-3630/14;

— Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2009 N 17АП-5666/2009-ГК;

— Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2011 N 09АП-24800/11;

— Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.05.2013 N Ф02-1674/13 по делу N А78-6395/2012;

— Постановление ФАС Московского округа от 22.02.2012 N Ф05-107/12 по делу N А40-141843/10-39-1237;

— Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2010 N 18АП-1184/2010;

— решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.12.2010 N А60-34146/2010-С12;

— Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24.04.2014 N Ф08-2560/14 по делу N А15-1458/2013;

— Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.05.2013 N Ф02-1676/13 по делу N А78-6394/2012;

— Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.01.2013 N Ф02-5605/12 по делу N А78-3090/2012.

1. Абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.

2. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

3. Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.

Комментарий к Ст. 543 ГК РФ

1. Комментируемая статья определяет обязанности сторон договора энергоснабжения по обеспечению надлежащего технического состояния и безопасности эксплуатируемых ими энергетических сетей, приборов и оборудования. Указанные обязанности носят преимущественно технический характер, а их содержание определяется по существу техническими нормами законов, иных правовых актов и принятых в соответствии с ними обязательных правил. Включение же этих технических норм в число условий договора энергоснабжения и, более того, в число его существенных условий предопределено тем обстоятельством, что возможность обеспечения надлежащих условий подачи энергии непосредственно зависит от соблюдения сторонами названных технических норм.

По общему правилу (п. 1 комментируемой статьи) обязанность по обеспечению надлежащего технического состояния и безопасности эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования возлагается на абонента, а в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей — на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (п. 2 комментируемой статьи).

Иной порядок установлен, в частности, п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307, в соответствии с которым собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления таким домом заключают договор о приобретении холодной и горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае последняя несет ответственность за режим и качество подачи холодной и горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное. Аналогичный порядок установлен п. 88 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 530.

2. Независимо от того, какая из сторон договора энергоснабжения отвечает за обеспечение надлежащего технического состояния и безопасности эксплуатируемых ими энергетических сетей, приборов и оборудования, на абонента возлагается обязанность по немедленному извещению энергоснабжающей организации о любых возникающих при пользовании энергией нарушениях надлежащего технического состояния сетей, приборов и оборудования. Это необходимо для безотлагательного принятия энергоснабжающей организацией мер по устранению соответствующих нарушений. Причем указанная обязанность обусловлена возникновением любых нарушений независимо от того, угрожают ли они безопасности энергетических систем.

3. Необходимой предпосылкой реализации установленных комментируемой статьей обязанностей по обеспечению надлежащего технического состояния и безопасности эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования является четкое определение границ эксплуатационной ответственности сторон по договору энергоснабжения.

Под границей эксплуатационной ответственности следует понимать линию раздела элементов энергетических сетей и оборудования по признаку ответственности сторон за состояние и обслуживание соответствующих энергопринимающих устройств и объектов сетевого хозяйства. Применительно к различным видам энергоснабжения понятие границы эксплуатационной ответственности регулируется Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. N 167, Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861, ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ «О теплоснабжении». По общему правилу граница эксплуатационной ответственности устанавливается по соглашению сторон, а при отсутствии такого соглашения определяется границей балансовой принадлежности. При этом акт разграничения балансовой принадлежности является неотъемлемой частью договора энергоснабжения.

На практике допускается установление границы эксплуатационной ответственности по месту соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью многоквартирного жилого дома, по колодцу (или камере), к которому подключены устройства и сооружения для присоединения абонента к коммунальной водопроводной или канализационной сети, или по стене тепловой камеры на вводе абонента, или по первым отключающим устройствам.

4. В силу п. 3 комментируемой статьи требования, которым должны соответствовать техническое состояние и эксплуатация энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.

Система государственного регулирования и контроля в электроэнергетике определена Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401 органом государственного энергетического надзора является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования определены действующими Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденными Приказом Минэнерго России от 13 января 2003 г. N 6, Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными Приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 г. N 115.

1. Абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.

2. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

3. Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.

Добавить комментарий