Срок сдачи статистической отчетности в таможню

Из статьи вы узнаете:

  • Как отчитываться в электронном виде
  • Новые сроки
  • Штрафы

Как отчитываться в электронном виде

Статистическая форма заполняется в личном кабинете на сайте ФТС. Раньше заполненную там форму можно было отправить там же, заверив электронной подписью, а можно было передать на бумаге — лично или заказным письмом (постановление Правительства РФ от 07.12.2015 № 1329).

С 24 июля 2020 года правила изменились. Теперь сдать статформу можно только в электронном виде с усиленной КЭП (постановление Правительства РФ от 19.06.2020 № 891). Подойдёт тот же сертификат, который вы используете для документооборота с налоговой и фондами.

Не все товары, перемещаемые между Россией и странами ЕАЭС, освобождены от таможенного контроля. Если, к примеру, вы экспортируете в Беларусь товары из 27 и 29 группы ТН ВЭД (отдельные нефтепродукты и природные газы), придётся подать таможенную декларацию. А для этого уже нужен специальный сертификат для работы в информационных системах ФТС. Уточнить, что вам подавать — статистическую форму или таможенную декларацию, — можно в региональной таможне.

Технически отправить отчётность можно только через личный кабинет на сайте ФТС. Вот как это сделать:

  1. Зайдите в личный кабинет участника ВЭД на сайте ФТС по адресу https://edata.customs.ru/FtsPersonalCabinetWeb2017/
  2. В нижнем правом углу выберите «Все сервисы».
  3. На открывшейся странице кликните «Статформы. С электронной подписью».
  4. Прочитайте инструкцию по заполнению, посмотрите видеоматериалы.
  5. Нажмите «Начать работу».

Изменения серьёзные, но для многих участников ВЭД это уже пройденный этап. По данным ФТС, в 2019 году 70 % статформ уже передавалось в электронном виде. В этом году перейти на электронную отчётность многих вынудила пандемия. Так что, вероятно, компаний, для которых отчетность через интернет станет нововведением, будет не так много, — отметила Наталья Лайша, эксперт по документообороту с таможенными органами.

Новые сроки

Постановление № 891 даёт участникам ВЭД два послабления по срокам.

Плюс два рабочих дня на представление отчёта. Статформы подаются в таможню ежемесячно. Раньше на это было установлено 8 рабочих дней по истечении месяца, когда отгружен или получен товар. Теперь — 10 рабочих дней.

Плюс 10 дней на исправление ошибок. Раньше если инспектор ФТС обнаруживал ошибки в статформе, это в любом случае оборачивалось для компании штрафом. Теперь у компании есть 10 дней, чтобы взамен некорректных сведений представить верные. Срок отсчитывается со дня, когда инспектор пришлёт в личный кабинет сообщение о выявленной ошибке. Если компания отправит правильные сведения в срок, к ответственности её не привлекут.

Штрафы

Компанию оштрафуют, если она не представила статформу, подала не вовремя или указала в ней недостоверные данные (ст. 19.7.13 КоАП РФ). Если после 24 июля, то есть после вступления в силу постановления № 891, организация направила статотчет на бумаге, это будет значить, что она не отчиталась вовсе, и её тоже ждёт штраф. Вот суммы штрафов:

При первичном нарушении При повторном нарушении
Для должностных лиц От 10 до 15 тыс. руб. От 20 до 30 тыс. руб.
Для юридических лиц От 20 до 50 тыс. руб. От 50 до 100 тыс. руб.

Чтобы не попасть в число оштрафованных, Наталья Лайша рекомендует внести в календарь сроки подачи статформ в ФТС, внимательно читать инструкции и проверять форму перед отправкой.

в>

В настоящее время в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза во взаимной торговле товарами, имеющими статус товаров Таможенного союза, между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией таможенный контроль не осуществляется, таможенные операции, связанные с выпуском товаров, не совершаются. В отношении таких товаров предусмотрено их статистическое декларирование – то есть декларирование для целей статистического учета объемов и номенклатуры экспорта и импорта.
Настоящая публикация представляет собой попытку построения (на уровне базовых элементов) своеобразного алгоритма действий субъекта хозяйствования, который в силу характера проводимой внешнеэкономической деятельности обязан осуществлять статистическое декларирование товаров.

Регистрация сделки в банке

В соответствии с подп. 1.11 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (с изм. и доп.) по каждому внешнеторговому договору, предусматривающему возмездную передачу товаров, общая стоимость которых с учетом приложений и дополнений к этому договору составляет 3000 евро в эквиваленте и более, экспортер (импортер) обязан до даты отгрузки (поступления) товаров либо проведения (поступления) платежей зарегистрировать сделку в банке, обслуживающем счет экспортера (импортера), в порядке, установленном Национальным банком. В настоящее время такой порядок регламентирован постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 16.04.2009 № 46 «Об утверждении Инструкции о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно­-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля».
Регистрационный номер сделки указывается в графе 22 статистической декларации. В случае отсутствия необходимости регистрации сделки в этой же графе указывается код документа, подтверждающего соблюдение требований в области валютного контроля, и производится запись «Регистрация сделки не требуется».
С целью определения необходимости регистрации сделки при пересчете в евро стоимости товаров, выраженной в иных валютах, используется официальный курс белорусского рубля, установленный Национальным банком Республики Беларусь по отношению к соответствующим иностранным валютам на дату заключения внешнеторгового договора.
Для регистрации сделки экспортер (импортер) представляет в один из банков, в котором открыт счет, дающий право экспортеру (импортеру) осуществлять расчеты в рамках внешнеторгового договора, заявление в двух экземплярах на регистрацию (перерегистрацию) сделки по установленной форме, оригинал или копию внешнеторгового договора, а при электронном документообороте – электронную копию внешнеторгового договора и заявление на регистрацию (перерегистрацию) сделки в электронном виде. Банк вправе дополнить форму заявления на регистрацию (перерегистрацию) сделки иной необходимой ему информацией. Регистрационный номер сделки, присваиваемый банком, состоит из трех частей, разделенных наклонной чертой.
Регистрация сделки осуществляется уполномоченным работником банка, обслуживающего счет экспортера (импортера), в день представления экспортером (импортером) или его уполномоченным представителем документа (документов), посредством которого (которых) оформлено заключение внешнеторгового договора, путем проставления на таком документе (таких документах) оттиска штампа банка с указанием регистрационного номера сделки и заверением его подписью уполномоченного работника банка. При электронном документообороте присваиваемый сделке регистрационный номер заверяется электронной цифровой подписью (ЭЦП).
Регистрация сделки не будет осуществлена банком, если:

  • в банк не представлены необходимые документы (внешнеторговый договор или документы, посредством которых оформлено заключение внешнеторгового договора);
  • банк, в который представлены документы, не обслуживает счет экспортера (импортера);
  • в представленном внешнеторговом договоре не предусмотрены:
    – стоимость товаров (ориентировочная стоимость – в случае невозможности установить действительную стоимость товаров в силу специфики товарной номенклатуры);
    – условия расчета, под которыми понимается обязательство осуществления одной стороной расчета до исполнения либо по факту исполнения обязательства другой стороной (с учетом норм, определяющих дату отгрузки (поступления) товаров).

За регистрацию (перерегистрацию) сделки плата не взимается.

Составление статистической декларации

В соответствии с определением, приведенным в подп. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 (в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 23.07.2012 № 323), статистическая декларация – декларация, которая представляется в виде электронного документа экспортером (импортером), грузоотправителем или грузополучателем для целей статистического учета экспорта (импорта) товаров, совершение таможенных операций в отношении которых в соответствии с законодательством не производится, по каждому факту отгрузки (поставки) товаров, осуществляемой по одной товарно­-транспортной накладной в рамках одного внешнеторгового договора, общая стоимость которых составляет сумму, эквивалентную 1000 евро и более, регистрируется в таможенных органах с использованием информационных систем и информационных технологий и является документом валютного контроля внешнеторговых операций.
В свою очередь периодическая статистическая декларация – декларация, которая представляется в виде электронного документа экспортером (импортером), грузоотправителем или грузополучателем для целей статистического учета экспорта (импорта) товаров, совершение таможенных операций в отношении которых в соответствии с законодательством не производится, по двум и более фактам отгрузок (поставок) товаров, общая стоимость которых составляет сумму, эквивалентную 1000 евро и более, за отчетный месяц в рамках одного внешнеторгового договора, регистрируется в таможенных органах с использованием информационных систем и информационных технологий и является документом валютного контроля внешнеторговых операций.
Составляется статистическая декларация с соблюдением формата и порядка ее заполнения, утвержденных постановлением ГТК Республики Беларусь от 26.01.2012 № 2 «О некоторых вопросах статистического декларирования товаров», вступившим в силу с 1 марта 2012 г. (в ред. постановления ГТК Республики Беларусь от 04.09.2012 № 26). Статистическая декларация составляется и представляется для регистрации в таможенный орган исключительно в виде электронного документа с использованием программных и технических средств, обеспечивающих взаимодействие с информационными системами таможенных органов Республики Беларусь при обмене электронными документами. Одним из разработчиков специального программного продукта, с применением которого осуществляется формирование электронных копий статистических деклараций, является РУП «Белтаможсервис».
Обращаем особое внимание на то, что подп. 1.1 п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30.04.2009 № 549 «О статистическом декларировании товаров» (с изм. и доп.) предусмотрена возможность представления статистической декларации не только экспортером (импортером), грузоотправителем (грузополучателем), но и таможенным представителем по поручению упомянутых заинтересованных лиц. Напомним, что реестр таможенных представителей ведет Государственный таможенный комитет, а ознакомиться с ним можно на официальном сайте ГТК Республики Беларусь по следующей ссылке: www.customs.gov.by/ru/regulation/business/VED/reesri. На сегодняшний день в рассматриваемый реестр включено свыше 50 субъектов хозяйствования, получивших в установленном порядке право оказывать услуги в качестве таможенных представителей.
Таким образом, не следует понимать, что заинтересованное лицо, выступающее стороной внешнеторговой операции, обязано для целей составления и представления статистических деклараций приобретать и самостоятельно осваивать новый программный продукт – в ряде случаев ему выгоднее обратиться за получением соответствующей услуги к таможенному представителю, оформив отношения с ним путем заключения договора.

Представление статистической декларации

Согласно подп. 1.16 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 в соответствии с каждым заключенным внешнеторговым договором резиденты обязаны по каждой экспортной (импортной) отгрузке (поставке) товаров, когда в соответствии с законодательством в отношении этих товаров совершение таможенных операций не предусмотрено, представить в центр статистического декларирования товаров статистическую декларацию или периодическую статистическую декларацию в порядке и случаях, установленных Советом Министров Республики Беларусь. Такие порядок и случаи определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.04.2009 № 549 «О статистическом декларировании товаров» (в ред. постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 14.10.2011 № 1374 и от 20.08.2012 № 768).
Так, статистическая декларация представляется экспортером (импортером) или грузоотправителем (грузополучателем), или таможенным представителем в единый центр статистического декларирования товаров, учрежденный по адресу: г. Минск, ул. Моглилевская, д. 45/3. Напомним, что ранее центров статистического декларирования товаров было много, их перечень утверждался постановлением ГТК Республики Беларусь от 15.04.2005 № 23 «Об учреждении центров статистического декларирования товаров», ныне утратившим силу. При этом также исключена норма, предусматривавшая в ряде случаев возможность представления статистических деклараций в пункты таможенного оформления, перечень которых утверждается постановлением ГТК Республики Беларусь от 20.08.2007 № 93 «О пунктах таможенного оформления».
Статистическая декларация представляется не позднее 7 рабочих дней с даты отгрузки товаров либо их поступления, а периодическая статистическая декларация – не позднее 7-­го числа месяца, следующего за отчетным.
Если в отчетном месяце по отдельным отгрузкам (поступлениям) товаров были зарегистрированы статистические декларации, то в случае представления за данный отчетный месяц периодической статистической декларации сведения из зарегистрированных в этом отчетном месяце статистических деклараций в ней не указываются. Представление периодической статистической декларации не требуется, если в данном отчетном месяце в отношении всех отгрузок (поступлений) товаров были зарегистрированы статистические декларации.
По усмотрению экспортера (импортера), грузоотправителя (грузополучателя) статистическая декларация может быть представлена и в отношении отгрузки (поступления) товаров, стоимость которых составляет менее 1000 евро. Соответственно периодическая статистическая декларация может быть представлена в отношении отгрузок (поступлений) товаров, общая стоимость которых составляет менее 1000 евро.
Для определения стоимости товаров в целях установления необходимости регистрации статистических деклараций при пересчете в евро стоимости товаров, выраженной в иных валютах, применяется официальный курс белорусского рубля к иностранной валюте, установленный Национальным банком, действующий на дату:
– отпуска со склада (списания с бухгалтерского учета реализованных товаров – если эта дата позднее даты отпуска товаров со склада на один и более рабочих дней);
– оприходования при импорте товаров.
В соответствии с нормой, предусмотренной подп. 4.6 п. 4 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14.10.2011 № 1374, существенно сокращен перечень документов, необходимых для целей регистрации статистической декларации. Так, для представления к регистрации статистической декларации у лица, ее представляющего, должны быть в наличии следующие документы:

  • внешнеторговый договор и дополнения (приложения) к нему, если сведения из указанных дополнений (приложений) используются при заполнении представляемой статистической декларации;
  • транспортные (перевозочные) документы. Если в соответствии с законодательством при отгрузке (поступлении) товаров не предусмотрено наличие транспортного (перевозочного) документа, допускается использование счета-­фактуры (инвойса) либо иных документов, предусмотренных законодательством, отражающих передачу товаров между резидентом и нерезидентом и достаточных для заполнения статистической декларации.

В отличие от порядка, действовавшего до 26 января 2012 г. (даты вступления в силу подп. 4.6 п. 4 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14.10.2011 № 1374), не требуется представления в таможенный орган указанных документов, достаточно лишь внесения в статистическую декларацию сведений о них.
В случае отгрузки товаров со склада автомобильным транспортом и дальнейшей его транспортировки иными видами транспорта в статистической декларации дополнительно указываются сведения о транспортном (перевозочном) документе на доставку товаров до аэропорта, железнодорожной станции и так далее.
В завершение отметим, что для целей ведения статистического учета экспорта (импорта) статистическому декларированию подлежат углеводородное сырье и нефтепродукты (коды 2707 10 900 0, 2709 00, 2710, 2713 20 000 0 ТН ВЭД ТС), ввозимые в Республику Беларусь из Российской Федерации и вывозимые из Республики Беларусь в Российскую Федерацию по любым сделкам.

Статистическая декларация: регистрация, внесение изменений и аннулирование

В соответствии с подп. 1.8 п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30.04.2009 № 549 регистрация статистических деклараций, внесение изменений в зарегистрированные, а также аннулирование зарегистрированных статистических деклараций осуществляются в порядке, устанавливаемом Государственным таможенным комитетом. С 1 марта 2012 г. такой порядок регламентируется постановлением ГТК Республики Беларусь от 26.01.2012 № 2 «О некоторых вопросах статистического декларирования товаров», утвердившим Инструкцию о порядке заполнения и регистрации статистической декларации и периодической статистической декларации, внесения изменений в зарегистрированные статистическую декларацию и периодическую статистическую декларацию, а также их аннулирования (в ред. постановления ГТК Республики Беларусь от 04.09.2012 № 26).
При поступлении статистической декларации в центр статистического декларирования товаров в ее отношении производится автоматизированный входной контроль. В случае выявления ошибок направленный документ в качестве статистической декларации не принимается. При этом статистическая декларация не считается представленной для целей регистрации. Заинтересованному лицу направляется электронное сообщение, содержащее перечень ошибок. В случае невыявления ошибок производится регистрация представления статистической декларации. Информация о регистрации представления декларации также направляется заинтересованному лицу.
При отсутствии оснований для отказа в регистрации производится регистрация статистической декларации с указанием в графе В декларации номера и даты ее регистрации. Заинтересованному лицу, представившему статистическую декларацию, посредством электронного обмена направляется электронное сообщение, содержащее информацию о регистрации статистической декларации.
В случае наличия оснований для отказа в регистрации статистической декларации заинтересованному лицу посредством электронного обмена направляется электронное сообщение об отказе в регистрации статистической декларации, содержащее информацию об основаниях для отказа.
В зарегистрированную статистическую декларацию допускается внесение изменений в случаях:

  • выявления опечаток, ошибок в сведениях, содержащихся в указанных декларациях, при наличии документов, подтверждающих достоверные сведения;
  • изменения законодательства;
  • вывоза за пределы территории Республики Беларусь товаров, которые ранее были переданы нерезиденту по внешнеторговому договору на территории Республики Беларусь, но фактически не были вывезены за пределы территории Республики Беларусь;
  • ввоза на территорию Республики Беларусь товаров, которые ранее были получены резидентом по внешнеторговому договору за пределами территории Республики Беларусь, но фактически не были ввезены на территорию Республики Беларусь;
  • выявления документально подтвержденных расхождений по количеству или номенклатуре отгруженных либо поставленных товаров по сравнению со сведениями, указанными в транспортных (перевозочных) либо коммерческих документах;
  • внесения изменений во внешнеторговый договор, предусматривающий передачу товара, в связи с изменением цены за его единицу по причине изменившихся мировых котировок на данный товар, а также в случае изменения страны назначения в отношении товаров, указанных в статистической декларации, согласно изменившимся условиям внешнеторгового договора;
  • если стоимость, подлежащая оплате резиденту за фактически реализованные нерезидентом товары, переданные ему по внешнеторговому договору комиссии, отличается от стоимости товаров, ранее указанной в статистической декларации, зарегистрированной по этому договору.

Для внесения изменений в зарегистрированную статистическую декларацию заинтересованное лицо ранее должно было представлять на имя начальника таможни, зарегистрировавшей такую декларацию, письменное обращение, в котором указывались основания для внесения изменений, а также сведения, содержащиеся в зарегистрированной статистической декларации, подлежащие изменению. К обращению необходимо было прилагать документ (документы), подтверждающий (подтверждающие) наличие основания (оснований) для внесения изменений в зарегистрированную статистическую декларацию. И лишь после принятия начальником таможни либо уполномоченным им лицом решения о внесении изменений в зарегистрированную статистическую декларацию заинтересованное лицо направляло статистическую декларацию с внесенными в нее изменениями, в отношении которых принято данное решение (корректирующую статистическую декларацию), подписанную ЭЦП, в уполномоченное подразделение таможенного органа. В настоящее время корректирующая статистическая декларация, составляемая в соответствии с установленными форматом и структурой (с указанием не претерпевших изменений, а также измененных сведений), подписанная ЭЦП заинтересованного лица, посредством электронного обмена направляется на регистрацию в центр статистического декларирования – требование о необходимости письменного обращения исключено.
Внесение изменений в зарегистрированную статистическую декларацию допускается в течение трех лет с даты ее регистрации.
Следует также отметить, что в соответствии с п. 4 постановления ГТК Республики Беларусь от 26.01.2012 № 2 внесение изменений в статистические декларации, зарегистрированные до 1 марта 2012 г., осуществляется в порядке, действовавшем до вступления в силу настоящего постановления. Напомним, что до вступления в силу упомянутого постановления действовал порядок, утвержденный постановлением ГТК Республики Беларусь от 30.04.2009 № 37 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения и регистрации статистической декларации и периодической статистической декларации, внесения изменений и аннулирования зарегистрированной статистической декларации и периодической статистической декларации».
Экспортер (импортер) или грузоотправитель (грузополучатель) обязан аннулировать зарегистрированную статистическую декларацию, если:

  • отгрузка товаров, указанных в ней, не состоялась;
  • зарегистрировано несколько статистических деклараций на одну внешнеторговую операцию;
  • в соответствии с законодательством произведено помещение товаров, указанных в статистической декларации, под одну из таможенных процедур, предусмотренных таможенным законодательством.

Зарегистрированная статистическая декларация должна быть аннулирована не позднее 10 рабочих дней после даты ее регистрации.
Для аннулирования зарегистрированной статистической декларации экспортер (импортер) или грузоотправитель (грузополучатель) ранее также был обязан направить в таможню, зарегистрировавшую такую декларацию, письменное обращение, содержащее основание (основания) для аннулирования статистической декларации. Решение об аннулировании зарегистрированной статистической декларации либо об отказе в ее аннулировании принимали начальник таможни либо уполномоченные на это должностные лица таможни. По результатам рассмотрения обращения экспортеру (импортеру) или грузоотправителю (грузополучателю) направлялся письменный ответ о принятом решении. В настоящее время требование о необходимости письменного обращения исключено – аннулирующая статистическая декларация направляется непосредственно в центр статистического декларирования товаров.
Если после отгрузки товаров, указанных в зарегистрированной статистической декларации, их передача нерезиденту не состоялась, такие товары подлежат статистическому декларированию в установленном порядке.

Определение показателей товарооборота, реально существующего между странами Евразийского экономического союза, производится с использованием данных, предоставляемых участниками взаимной торговли между Россией, Белоруссией, Казахстаном, Арменией и Киргизией. Статистическое декларирование – это статистическая форма, представляемая в таможню с целью учета перемещения груза при обоюдном товарообороте между Российской Федерацией и странами, входящими в членство Евразийского экономического союза. Передача недостоверных сведений, несвоевременное представление или непредставление данных учета перемещения товаров искажают статистику взаимной торговли. Такое нарушение относится к административному, а виновный субъект несет ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В декабре прошлого года (28 декабря 2016 года) принят и опубликован Федеральный закон № 510-ФЗ, изменивший редакцию Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Нововведения относятся к появлению новой статьи 19.7.13, которая затрагивает вопросы ответственности участников взаимной торговли. Таким образом, с 29 января 2017 года введена административная ответственность за непредставление, несвоевременное представление в таможенный орган либо искажение данных статистических форм учета перемещения товаров.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 года № 1329 «Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза», а также Федеральным законом от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» Правительство определило Федеральную таможенную службу в качестве уполномоченного органа, ответственного за ведение таможенной статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза.

Исходными данными при формировании статистики взаимной торговли являются сведения, содержащиеся в документах, представляемых ее участниками в таможенные органы. Таким образом, обязанность по представлению в таможенные орган сведений возложена на лиц, осуществляющих вывоз с территории либо ввоз на территорию государств-членов ЕАЭС товаров.

Обязанность представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров установлена для российских лиц, которые:

заключили сделку либо сделка заключена от их имени (по поручению), в соответствии с которой товары ввозятся (вывозятся) в Российскую Федерацию с территории государств-членов ЕАЭС;

а при отсутствии такой сделки – российское лицо, имеющее на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения ими.

Аналогичная обязанность указанных лиц закреплена в постановлении Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 года № 1329, которым определены порядок ведения статистики взаимной торговли, статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения.

Статистическая форма заполняется с использованием программного обеспечения, размещенного на официальном сайте Федеральной таможенной службы (www.customs.ru), независимо от наличия у лица квалифицированной усиленной электронной подписи в разделе «Представление статистической формы» через «Личный кабинет» и представляется:

При наличии у лица усиленной электронной подписи – в электронном виде с заверением электронной подписью заявителя в следующем порядке:

  • Вы заполняете электронную форму статформы;
  • проверяете правильность и полноту ее заполнения;
  • отправляете заполненную статформу в таможенный орган, заверив ее электронной подписью;
  • получаете регистрационный номер статформы, присвоенный ей при автоматической регистрации в таможенном органе. Направление статистической формы в таможенный орган на бумажном носителе не требуется. В настоящее время более 55% статистических форм подаются лицами, осуществляющими взаимную торговлю, в электронном виде.

или на бумажном носителе в следующем порядке:

  • заполняете электронную форму статформы;
  • проверяете правильность и полноту ее заполнения;
  • получаете системный номер и распечатываете статформу;
  • заверяете статформу подписью заявителя и печатью;
  • подаете статформу на бумажном носителе лично либо заказным почтовым отправлением в таможенный орган, в регионе деятельности которого ваша организация состоит на учете в налоговом органе.

Таможенный орган по получении статформы на бумаге, запрашивает ее в информационной системе по системному номеру, проверяет сведения и регистрирует ее, присвоив регистрационный номер.

Статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе.

Исходя из правил заполнения, лицо обязано своевременно, а именно не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров, представить таможенному органу, статистическую форму, содержащую достоверные сведения.

Например, отгрузка товара произведена российским лицом в адрес контрагента в марте 2017 года. Исходя из требований законодательства, указанным лицом не позднее 13 апреля (8-го рабочего дня) в таможенный орган должна быть подана статистическая форма, в которой отражаются проведенные с товаром операции. Заполнение статистической формы, но ее непредставление таможенному органу, влечет возможность привлечения лица, ее не подавшую, к административной ответственности.

Основная доля совершаемых нарушений приходится на нарушения, связанные с несвоевременным представлением таможенному органу статформ.

Датой представления статистической формы в электронном виде считается дата ее отправки посредством сети Интернет. Обращаю внимание, что в случае представления статистической формы на бумажном носителе датой ее представления считается не дата ее заполнения, а дата отправки по почте заказным письмом, указанная на почтовом штемпеле, либо дата фактической передачи в таможенный орган, т.е. дата регистрации в таможенном органе в соответствии с установленными правилами делопроизводства.

Так, если организация получила товар в мае, а представило статформу о его получении в таможенный орган в июле, а не на 9-ый рабочий день июня, то налицо нарушение срока ее представления. Такое нарушение также охватывается статьей 19.7.13, относится к административному, а виновный субъект несет ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом, даже незначительное нарушение срока представления статистической формы (1-2 дня) является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении.

Третьим способом совершения лицами правонарушения является представление в таможенный орган статистической формы, содержащей недостоверные сведения.

Обязательными к указанию являются следующие данные:

  • номера и даты соответствующих счетов на оплату и поставку (отгрузку) товаров (счет-фактура (инвойс), счет-проформа (проформа-инвойс);
  • номера и даты сопроводительных документов, подтверждающих правомерность перемещения товаров, в отношении которых установлены особенности регулирования ввоза и обращения на таможенной территории ЕАЭС. Это так называемые товары «изъятия», по которым Армения, Киргизия и Казахстан вправе применять ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа ЕАЭС. Отдельно хочу обратить внимание, что при ввозе в Россию таких товаров в рамках взаимной торговли, они помимо статистического декларирования подлежат дополнительному декларированию российским таможенным органам с одновременной доплатой разницы таможенных платежей.

Остальные сведения в графе 10 указываются при наличии документов: номер и дата контракта; номер и дата документа, подтверждающего соблюдение требований в области валютного контроля в соответствии с валютным законодательством (паспорт сделки), номер и дата выдачи документа, подтверждающего соблюдение ограничений, введенных мерами технического регулирования и экспортного контроля (разрешительные документы – декларации соответствия, лицензии).

В графе 12 «Описание товара» следует указывать наименование (торговое, коммерческое или иное традиционное название) товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами или счетом-фактурой, сведения о производителе (при наличии), а также дополнительные сведения, позволяющие идентифицировать товар. Отсутствие указанной информации в графах 10, 12 статформы является нарушением правил ее заполнения, свидетельствует о содержании в ней недостоверных сведений.

Встречаются случаи, когда несвоевременно представленная в таможенный орган статистическая форма одновременно содержит недостоверные сведения. Тогда лицо привлекается к административной ответственности за нарушение срока представления статформы и отдельно — за недостоверность представленных сведений, так как имеет место совершение нескольких самостоятельных противоправных действий, ответственность за каждое из которых предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, лица, осуществляющие операции по ввозу /вывозу товаров в Российскую Федерацию с территории государств-членов ЕАЭС, привлекаются к ответственности, если статистическая форма учета перемещения товаров:

  • или не представлена;
  • или несвоевременно представлена (т.е. с нарушением установленного срока);
  • или содержит недостоверные сведения.

Указанные действия являются противоправными и влекут за собой ответственность российских лиц по статье 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, санкция которой предусматривает назначение наказания в виде административного штрафа в размере от 20 тысяч до 50 тысяч рублей. Следует отметить, что за повторное совершение указанного нарушения частью второй статьи 19.7.13 предусмотрено назначение административного штрафа уже от 50 до 100 тысяч рублей.

К административной ответственности может быть привлечено и должностное лицо в случае совершения им правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо (ч. 3 ст. 2.1, ст. 2.4 КоАП России.)

Кроме того, к предпринимателям (лицам, осуществляющим деятельность без образования юридического лица) применяются те же санкции, что и к организациям.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях по данной статье относится к компетенции должностных лиц таможенных органов. Лицо может быть привлечено к ответственности только в том случае, если событие административного правонарушения совершено после 29 января 2017 года, т.е. после вступления в законную силу Федерального закона от 28 декабря 2016 года № 510-ФЗ.

В примечании 2 к статье 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях перечислены условия, при наличии которых лицо, совершившее указанное административное правонарушение, освобождается от ответственности.

Если заявитель сам заметил ошибку в представленном отчете о перемещении товаров, он имеет право ее исправить и добровольно подать заявление об аннулировании статистической формы с недостоверными данными. Одновременно в таможенные органы нужно представить правильный отчет. Для такого лица возможен вариант освобождения от административной ответственности. Это правомочно в том случае, если за день до подачи заявления об аннулировании неправильно составленной формы статотчетности таможенный орган не выявил административного правонарушения.

Либерализация административного законодательства в настоящее время позволяет заменить административное наказание в виде административного штрафа предупреждением. В части мер административной ответственности субъекты малого и среднего предпринимательства получили послабления. Теперь они могут рассчитывать на замену штрафа предупреждением.

Общие положения административного законодательства предусматривают назначение наказания в виде предупреждения только при условии совершения административного правонарушения впервые, при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда безопасности государства, а также при отсутствии имущественного ущерба (часть 2 статьи 3.4 КоАП России). Таким образом, наличие у лица одного лишь статуса субъекта малого либо среднего предпринимательства без учета характера совершенного правонарушения, степени опасности для охраняемых общественных отношений не является основанием для замены административного наказания.

Обязанность представления информации государственным органам является необходимым механизмом осуществления эффективного и своевременного государственного управления. Информация должна представляться в полном объеме и в установленные сроки, чтобы управленческие решения соответствовали фактическим обстоятельствам дела, были мотивированными и обоснованными.

Добавить комментарий