Списание шин

Норма пробега автошин

Нормы пробега автомобильных шин, установленные Минтрансом России, используются в коммерческих учреждениях, владеющих собственным автопарком. Указанные нормы используют корпоративные владельцы автомобилей для списания отслуживших покрышек. Это могут быть предприятия, принадлежащие государству и частным лицам. Разница в том, что для первых установленные стандарты являются обязательными. Частные компании имеют возможность менять шины на транспорте раньше срока, указанного в нормативных документах.

Содержание

Нормы пробега различных автошин

Государственными стандартами установлены различные нормы пробега авторезины для транспорта разной грузоподъемности:

  • легковые и легкогрузовые машины, имеющие грузоподъемность до 2 т — 45 000 км
  • грузовые транспортные средства с грузоподъемностью 2-4 тонны — 60 000 км
  • тяжелые грузовики с грузоподъемностью, превышающей 4 тонны — 65-70 000 км
  • автобусы — 90-95 000 км

Расчет нормы пробега производится по установленным значениям и корректирующим коэффициентам. Коэффициенты применяют для автошин, используемых в экстремальных условиях. Между установленными российским и европейскими законодателями нормами существует большая разница. Например, минимальное значение пробега в Европе равняется 30 000 км, а максимальное устанавливается на отметке 120 000 км.

Нормы пробега и характеристики резины

Нормы пробега автомобильных шин устанавливаются в соответствии с прогнозируемым износом покрышек. Для определения этих стандартов использованы следующие характеристики авторезины:

  • качественный показатель, который в основном зависит от применяемых в производстве технологий
  • состав резиновой смеси, содержание в ней компонентов, увеличивающих эластичность и устойчивость к износу (каучук, силика)
  • индивидуальные показатели автошины: размер, сезонность, тип

Также учитываются условия эксплуатации резины и автомобиля. Необходимо делать поправку на содержание покрышек в необходимых условиях, регулярность диагностики и обслуживания автомобиля, стиль вождения, соблюдение водителем скоростного режима.

Производители шин самостоятельно устанавливают нормы пробега для своих покрышек. В первую очередь рекомендуется руководствоваться уровнем износа протектора. Для этого можно использовать специальные приспособления, измерять высоту протектора линейкой или ориентироваться на установленные производителем отметки.

Нормы пробега для автошин по ГОСТУ носят обязательный характер только для государственных учреждений и не всегда соответствуют реальной возможности использовать одни покрышки в течение указанного срока.

Из этой статьи вы узнаете:

  • к какому виду активов относятся шины и аккумуляторы;
  • как вести учет их приобретения, замены и списания.

Правила эксплуатации

Чтобы избежать ошибок в учете, надо знать сроки эксплуатации шин и аккумуляторных батарей (далее – АБ), а также понимать, когда можно их менять (см. таблицу).

Правила эксплуатации установлены:

  • для шин – в Эксплуатационных нормах среднего ресурса пневматических шин колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденных приказом Минтранса и связи от 20.05.06 г. № 488 (далее – Нормы № 488);
  • для АБ – в Эксплуатационных нормах среднего ресурса аккумуляторных свинцовых стартерных батарей колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденных приказом Минтранса и связи от 20.05.06 г. № 489 (далее – Нормы № 489). Кроме того, нужно ориентироваться на Правила эксплуатации аккумуляторных батарей, утвержденные приказом Минтранса от 02.07.08 г. № 795 (далее – Правила № 795).
Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/19398-0

АБ

Шины

Срок использования

Эксплуатационные нормы использования АБ установлены п. 3.10 Норм № 489. Срок эксплуатации зависит от степени выработки АБ.

Если нормы выработки АБ, установленные заводом-изготовителем в технической документации к АБ, выше тех, что предусмотрены в Нормах № 489, тогда следует применять нормы завода-изготовителя (п. 3.9 Норм № 489)

Зависит от фактического пробега шины. Степень износа шины определяется по высоте рисунка ее протектора.

Если заводом-изготовителем установлены другие нормы износа шин, то Нормы № 488 для определения износа не применяются (п. 3.8 Норм № 488)

Причина замены (списания)

Замена АБ производится в случае передачи АБ на техобслуживание (в ремонт) или в случае списания.

АБ списывается с баланса, если одновременно выполняются такие условия (п. 3.12, 3.13 Норм № 489):

– средний ресурс АБ, установленный Нормами № 489, выработан;

– достигнуто предельное состояние, при котором емкость АБ снижается до 40 % номинальной, а восстановление пригодности АБ невозможно или нецелесообразно;

Еще одно основание для списания АБ: обнаружены производственные или эксплуатационные дефекты АБ, которые не подлежат исправлению, либо такое исправление экономически нецелесообразно.

Внимание! Списанные АБ передают специализированному предприятию на утилизацию. Срок такой передачи – не позднее 3 месяцев с даты списания АБ (п. 9.9 разд. IX Правил № 795)

Замена шин производится в случае:

– передачи шины на восстановление (наварку), если такая шина классифицируется заводом-изготовителем как восстанавливаемая;

– сезонной замены шин (при переходе от летнего сезона к зимнему и наоборот);

– по другим причинам, которые могут появиться у предприятия.

Списание шин осуществляют (п. 3.2 Норм № 488):

– после окончания нормативного срока эксплуатации, если шины не подлежат восстановлению;

– независимо от срока эксплуатации шины – если выявлены эксплуатационные или производственные дефекты, а ремонт нецелесообразен

Документы для учета

Передачу шин и АБ со склада в эксплуатацию и наоборот оформляют Накладной-требованием на отпуск (внутреннее перемещение) материалов типовой формы № М-11, утвержденной приказом Минстата от 21.06.96 г. № 193 (далее – Приказ № 193).

Учет износа АБ ведется в Карточке учета наработки и отслеживания оборота АБ (приложение 12 к Правилам № 795). Кроме того, заполняются:

  • Журнал учета операций по техническому обслуживанию и ремонту АБ (приложение 10 к Правилам № 795) – для учета ремонтов АБ;
  • Журнал учета операций по техническому обслуживанию АБ во время хранения (приложение 11 к Правилам № 795) – для отражения работ по уходу за АБ в период, когда она не эксплуатируется.

Шины, приобретенные отдельно от автомобиля, учитываются в Карточке складского учета материалов (типовая форма № М-12, утвержденная Приказом № 193).

Учет износа шин (в т. ч. и приобретенных в составе автомобиля) ведется в Карточке учета пробега (наработки) пневматической шины (далее – карточка шин, приложение 5 к п. 7.1 Норм № 488).

Если шины классифицируются как восстанавливаемые, то на каждую поступившую после восстановления шину заводится новая карточка. Для заполнения карточки нужно знать схему маркировки шины. Разобраться в этом помогут рисунки 1–5 и таблицы 1, 2, размещенные в приложении 3 к п. 5.4 Норм № 488.

Бухгалтерский учет

Общие правила

Шины и АБ – это активы со сроком службы более года и значительной стоимостью. Поэтому на практике часто возникает вопрос:

Как учитывать шины и АБ – в составе запасов или в составе основных средств (далее – ОС)?

Ответ на этот вопрос зависит от способа приобретения шин и АБ.

Если шины и АБ приобретены вместе с автомобилем (установлены на нем) и их стоимость включена в цену автомобиля, то они учитываются в составе ОС (Инструкция, утвержденная приказом Минфина от 30.11.99 г. № 291, далее – Инструкция № 291, пояснения к субсчету 207 «Запасные части»). То есть в учете на субсчете 105 «Транспортные средства» отражается один объект ОС автомобиль. Аналогично ведется учет запасных шин, приобретенных вместе с автомобилем.

Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/19398-1

На заметку! Сезонная замена таких шин и их списание отражаются только в аналитическом учете предприятия. Это же относится и к АБ.

Если шины и АБ приобретены отдельно от автомобиля, тогда они относятся к составу запасов и учитываются на субсчете 207 (п. 6 П(С)БУ 9, Инструкция № 291). По дебету этого субсчета отражают оприходование шин и АБ, по кредиту – их расходование, реализацию и прочее выбытие.

Следующий вопрос, который возникает у бухгалтера:

Как учитывать расходы на замену шин и АБ?

Замена шин и АБ не относится к реконструкции, модернизации, техническому перевооружению и другим видам улучшений транспортных средств (п. 3.19 Положения о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденного приказом Минтранса от 30.03.98 г. № 102, далее – Положение № 102). Исходя из анализа п. 1.3, 3.13, 3.14 Положения № 102, такую операцию нельзя признать и ремонтом. Значит, замену шин и АБ можно отнести к тех­ническому обслуживанию автомобиля (далее – ТО).

Отметим, что данные операции не упомянуты ни в перечне операций ТО-1 (приложение А к Положению № 102), ни в перечне ТО-2 (приложение В). Однако замена шин включена в примерный перечень операций сезонного ТО. То есть сезонная замена шин – это однозначно ТО.

Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/19398-2

Возьмите на заметку! Чтобы замена шин и АБ считалась ТО, рекомендуем разработать на предприятии и утвердить приказом руково¬дителя подробный перечень операций ТО, руководствуясь Положением № 102.

Вариант учета на выбор

Учет шин, которые приобретены отдельно от автомобиля, можно вести с применением двух вариантов:

Вариант 1. Списание стоимости шин на расходы при передаче в эксплуатацию

При вводе в эксплуатацию (установке на автомобиль) стоимость шин включается в расходы отчетного периода – как расходы на поддержание автомобиля в рабочем состоянии (п. 15 П(С)БУ 9). Категория расходов зависит от направления использования автомобиля, на который шины устанавливаются (это могут быть расходы на производство, административные, сбытовые или прочие операционные расходы).

Если шина вводится в эксплуатацию впервые, то на расходы списывается её первоначальная стоимость. При повторных передачах в эксплуатацию шина опять списывается с баланса по чистой стоимости реализации.

После передачи шин в эксплуатацию учет шин ведется только в количественном выражении по материально ответственным лицам.

При возврате из эксплуатации на склад (при сезонной замене, для ремонта) шина приходуется на баланс по чистой стоимости реализации (п. 2.13 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету запасов, утвержденных приказом Минфина от 10.01.07 г. № 2, далее – Методрекомендации № 2; п. 24 П(С)БУ 9). Новую стоимость шины определяет комиссия, созданная на предприятии.

Возврат изношенных шин (как возвратных отходов). Если шины будут использованы на предприятии для собственных нужд (отличных от прямого назначения шины) или сданы в переработку в качестве вторсырья, тогда перед использованием (передачей) они приходуются на склад как возвратные отходы – по стоимости возможного использования либо по чистой стоимости реализации (п. 2.12 Методрекомендаций № 2).

Возврат изношенных шин для утилизации. Если шины сдаются на утилизацию, так как непригодны для дальнейшего использования, то контроль за их перемещением ведется только в аналитическом учете.

Передача для утилизации. Затраты на утилизацию включаются в состав прочих операционных расходов и отражаются на одноименном субсчете 949.

Вариант 2. Списание стоимости шин на затраты по окончании срока эксплуатации

При вводе шин в эксплуатацию их стоимость не списывается на расходы периода. Шины продолжают учитываться на балансе в составе запасов. Для учета шин в обороте используются субсчета третьего порядка, например:

  • 20711 «Шины на складе»;
  • 20712 «Шины в эксплуатации»;
  • 20713 «Шины, переданные в ремонт (на восстановление)» и т. п.

Возврат шин из эксплуатации (сезонная замена, ремонт) отражается только на соответствующих субсчетах. Балансовая стоимость шин не изменяется. Шины продолжают учитываться по первоначальной стоимости. Передача шин в ремонт и возврат из ремонта также не приводят к увеличению расходов. Шины продолжают числиться на балансе по первоначальной стоимости.

Возврат изношенных шин отражается только на соответствующих субсчетах.

Списание шин. Если принято решение о списании шин, то их стоимость будет списана с баланса и включена в расходы в зависимости от направления использования автомобиля, с колес которого они сняты (в расходы на производство, административные, сбытовые или прочие операционные расходы). Расходы на утилизацию учитываются как и при варианте 1.

Оприходование изношенных шин как возвратных отходов. Если шины будут использованы на предприятии для собственных нужд (отличных от прямого назначения шины) или сданы в переработку в качестве вторсырья, тогда перед использованием (передачей) они приходуются на склад как возвратные отходы – по стоимости возможного использования либо по чистой стоимости реализации (п. 2.12 Методрекомендаций № 2).

Передача на утилизацию. Если шина непригодна к использованию на предприятии, ее передают на утилизацию специализированному предприятию. В учете отражаются только расходы на утилизацию.

Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/19398-3

На заметку! Для обоих вариантов стоимость работ по ремонту (восстановлению) шин отражается в составе расходов текущего периода в зависимости от направления использования автомобиля. Там же учитывается и стоимость работ по замене (в т. ч. сезонной) шин (п. 3.19 Положения № 102). Такие расходы отражаются в учете проводкой Дт 23, 91–94 – Кт 685.

Аналогично ведется учет АБ. Только АБ не меняют по сезону. Как правило, АБ снимается с автомобиля один раз – когда полностью вырабатывает свой рабочий ресурс.

Какой вариант учета лучше выбрать?

Этот вопрос предприятие решает самостоятельно. А чтобы вы смогли сделать правильный выбор, приведем аргументы за и против применения каждого варианта.

Аргументы против применения:

  • варианта 1. Этот вариант предусмотрен согласно п. 23 П(С)БУ 9 только для учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов, а шины и АБ таковыми не являются. Кроме того, стоимость шин и АБ в процессе эксплуатации не отражается на бухгалтерских счетах;
  • варианта 2. Шины и АБ, которые находятся в эксплуатации, учитываются по первоначальной стоимости, то есть реальная стоимость активов предприятия завышается. Причина – запасы должны отражаться в бухучете и отчетности по наименьшей из двух оценок: либо по первоначальной стоимости, либо по чистой стоимости реализации (п. 24 П(С)БУ 9).

Аргументы за применение варианта 2. Такой вариант учета шин удобен тем, что предприятие не «теряет» шины. И он предусмотрен в Инструкции № 291. Считаем, что вариант 2 предпочтительнее, особенно для плательщиков налога на прибыль.

Налог на прибыль

Плательщики налога на прибыль, которые не корректируют финрезультат до налогообложения на разницы, отражают операции, связанные с приобретением, эксплуатацией, ремонтом и списанием шин и АБ, по правилам бухучета.

Для налогоплательщиков, которые корректируют финрезультат на разницы из разд. III Налогового кодекса (далее – НК), отметим:

  • операции с шинами и АБ, которые приобретены отдельно от автомобиля, не приводят к корректировкам финрезультата. При этом не имеет значения, использовался автомобиль в хозяйственной деятельности или нет. Корректировка финрезультата предусмотрена только на расходы по улучшению непроизводственных ОС (п. 138.1, пп. 138.3.2 НК). А расходы по операциям с шинами и АБ таковыми не являются;
  • если же шины и АБ приобретены в составе автомобиля, который предназначен для использования в нехозяйственной деятельности предприятия, – тогда капитальные расходы, связанные с шинами и АБ, которые оприходованы на субсчет 105 в составе такого автомобиля, в налоговом учете не отражаются (пп. 138.3.2 НК).

НДС

В момент приобретения шин и АБ у покупателя возникает налоговый кредит (при наличии зарегистрированной в ЕРНН налоговой накладной).

Если шины и АБ будут установлены на автомобиль, который используется в нехозяйственной деятельности или в операциях, не облагаемых НДС, то для корректировки налогового кредита придется начислить налоговые обязательства согласно п. 198.5 НК. База налогообложения – цена приобретения шин и АБ (п. 188.1 НК).

Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/19398-4

Будьте внимательны! В случае списания шин и АБ, которые еще не подлежат списанию по своим техническим характеристикам, можно сказать (при фискальном подходе), что шины и АБ перестают использоваться в хозяйственной деятельности предприятия. А значит, есть основания для начисления налоговых обязательств согласно п. 198.5 НК.

Передача шин в качестве вторсырья перерабатывающему предприятию рассматривается как их поставка, то есть на дату первого события в этой операции начисляются налоговые обязательства.

Применяем на практике

Пример. Учет приобретенных шин

Предприятие приобрело грузовой автомобиль. На автомобиле уже были установлены шины и была запасная шина. Для сезонной замены шин были приобретены 4 зимние шины стоимостью 4 800 грн (в т. ч. НДС – 800 грн). Шины, приобретенные вместе с автомобилем, передали на склад до наступления летнего сезона. Во время эксплуатации зимняя шина была повреждена и передана в ремонт. На время ремонта на автомобиль установили запасную шину.

Кроме того, в связи с выработкой ресурса было списано 10 отдельно приобретенных шин. После списания 4 шины оставили для хознужд предприятия, 3 – передали в качестве вторсырья на перерабатывающее предприятие, 3 – на утилизацию специализированному предприятию.

Предприятие ведет учет приобретенных шин по варианту 2 (см. выше).

(грн)

Автомобильные шины – упругая оболочка, устанавливаемая на дисковый обод. Именно шины гасят небольшие колебания, возникающие из-за неидеальных дорог, и компенсируют несогласованность траекторий колес. От характеристик шин зависят: комфорт при вождении, маневренность и устойчивость автомобиля. Однако даже самая качественная резина со временем приходит в негодность. Поэтому каждый водитель должен знать, как правильно определить степень износа шин, чтобы вовремя их заменить. Легковые и грузовые покрышки имеют разные периоды использования, зависящие как от первоначальных характеристик изделий, так и от условий эксплуатации.

Срок службы шин легковых и грузовых автомобилей в соответствии с нормативной документацией

Автошины изнашиваются не только из-за эксплуатационных нагрузок. Для них характерно естественное старение, поскольку резиновая смесь, из которой изготовлены покрышки, постепенно утрачивает эластичность и упругость. Использование такой резины приводит к ухудшению управляемости автомобилем и создает аварийно опасные условия из-за высокой вероятности разрыва автошины в пути.

В соответствии с ГОСТами 4754-97 и 5513-97 гарантийный срок службы автомобильных шин составляет 5 лет. Зарубежные производители заявляют, что рабочий ресурс шин – 5-10 лет. Законодательных актов, обязывающих водителей менять покрышки по истечению этого срока, нет, но с целью создания безопасных условий езды водитель должен принимать во внимание рекомендации ГОСТа. Производители обычно устанавливают собственные гарантийные сроки.

Таблица гарантийных сроков годности шин брендов «Мишлен» (Michelin), «Бриджстоун» (Bridgestone), «Нокиан» (Nokian), «Континенталь» (Continental), «Данлоп» (Dunlop), «Пирелли» (Pirelli), «Йокогама» (Yokohama):

Бренд

Гарантийный срок годности, заявленный производителем

Зависит от типа шин – 3-6 лет

5 лет

10 лет

Зависит от типа шин

Зависит от типа шин

5 лет

10 лет

В течение гарантийного срока ответственность за выявленные существенные недостатки возлагается на производителя. Владелец транспортного средства будет вынужден самостоятельно устранять дефекты, если имели место:

  • нарушение условий хранения автопокрышек, вследствие чего на изделиях появились определенные дефекты;
  • установка на диск, не соответствующий автошине;
  • деформации, коррозионный износ и сильное загрязнение обода;
  • сочетание покрышек и камер не соответствующих обозначений;
  • непрофессиональный монтаж авторезины;
  • эксплуатация автошины с неправильным внутренним давлением;
  • механические и химические повреждения покрышек;
  • установка покрышек с глубиной протектора, меньшей допустимого уровня;
  • отсутствие гарантийного талона;
  • монтаж на автомобиль с нарушенной геометрией оси или поврежденной подвеской;
  • использование шин, не соответствующих сезону;
  • предварительный ремонт изделий.

При интенсивной эксплуатации транспортного средства необходимость замены покрышек может наступить раньше окончания гарантийного срока годности. Поэтому нормативные документы устанавливают величину пробега, после которого следует задуматься о замене шин.

Максимальный нормативный пробег составляет:

  • для легкового автомобиля грузоподъемностью до 2 т – 45 тыс. км;
  • для грузовых грузоподъемностью 2-4 т – 60 тыс. км;
  • для грузовых грузоподъемностью свыше 4 т – 65-70 тыс. км.

Факторы, влияющие на износ шин легковых и грузовых автомобилей

Фактическая скорость износа покрышек может отличаться от нормативных показателей из-за целого перечня факторов, таких как:

  • Стиль вождения. При езде с резкими торможениями и рывками на старте покрышки изнашиваются гораздо быстрее, чем при аккуратном вождении.
  • Езда по дорогам с плохим покрытием. При попадании в ямы на автопокрышках возникают «грыжи», резко снижающие эксплуатационный период изделий.
  • Качество резиновой смеси, используемой при производстве автошин. Этот фактор сильно влияет на то, через сколько лет придется поменять шину. Низкокачественные изделия под воздействием абразивных частиц изнашиваются очень быстро.
  • Загруженность техники. Если автомобиль часто загружается выше установленной нормы, то резина истирается ускоренными темпами.
  • Исправность автомобиля. На неисправной технике резина изнашивается значительно быстрее.
  • Условия хранения автопокрышки в перерывах между их эксплуатацией.

Как проверить износ шин

Как проверить износ шин фото

Самостоятельно установить необходимость замены покрышек можно по следующим признакам:

  • Протектор стерся до критического уровня. Для того чтобы оценить износ шин, потребуется линейка с глубометром.

Таблица минимально допустимой глубины протектора для разных видов транспорта после внесения поправок от 01.01.2015 года

Минимально допустимая остаточная глубина протектора

Тип транспорта

0,8 мм

L – мотоциклы, мопеды, квадроциклы

1,0 мм

N2, N3, O3, O4 – грузовая техника с максимально допустимой массой свыше 3,5 тонн и прицепами с максимально допустимой массой свыше 3,5 тонн

1,6 мм

M1, N1, O1, O2 – легковые авто, грузовые автомобили и прицепы с максимально разрешенной массой менее 3,5 тонн

2,0 мм

M2, M3 – автобусы

4,0 мм

Зимняя резина с маркировкой M+S, M&S, M S, величина остаточной глубины протектора не зависит от того, на какую технику установлены покрышки – на легковую или грузовую

  • Появление одного или двух индикаторов износа – выступов по дну канавки беговой дорожки, соответствующих минимально допустимой глубине протектора.
  • Появление локальных повреждений – сквозных и несквозных порезов, пробоев, расслоений в каркасе, вздутий, местных отслоений протектора, боковин и герметизирующего слоя.
  • Для шипованных шин завершение срока службы устанавливается по количеству оставшихся на поверхности шипов. Если оно не превышает 50% от первоначального значения, то покрышки подлежат замене.
  • Образование трещин на поверхности.

Важно! Если наружные края автошины изнашиваются быстрее, то внутреннее давление недостаточное. Ускоренный износ центральной части свидетельствует о чрезмерном давлении. Изнашивание одной стороны сигнализирует о нарушении угла развала-схождения. Неравномерный износ поверхности – свидетельство агрессивного вождения с быстрым разгоном и резким торможением.

Как продлить срок службы шин

Продлить эксплуатационный период автошин можно с помощью следующих мероприятий:

  • регулярное прохождение технического обслуживания автомобиля;
  • проверка давления в автопокрышках – недостаточно накачанные и перекачанные шины гораздо быстрее выходят из строя;
  • балансировка колес;
  • осмотр авторезины на предмет появления повреждений;
  • периодический контроль степени износа покрышки путем проверки остаточной глубины протектора;
  • соблюдение условий сезонного хранения автошин.

Срок хранения шин

Нормативный документ, регламентирующий сроки и условия хранения шин, – ГОСТ 24779-81. Однако считается, что при создании нормативных условий хранения, авторезина после 5 лет нахождения на складе сохраняет характеристики, соответствующие свойствам нового изделия. При превышении этого срока характеристики изделий могут снизиться.

Основные требования к помещению, предназначенному для хранения автошин:

  • предотвращение попадания внутрь прямых солнечных лучей;
  • температура – от -30 до +35°C;
  • относительная влажность – до 80%.

Нормы износа и ходимости шин

Нормы эксплуатации автомобильных шин

Одним из важных показателей современной шины является ее ходимость или износостойкость.

Если обратиться к значению слова «ходимость», то можно определить ее как прочность (стойкость) предмета к изнашиванию или истиранию в процессе нормальной эксплуатации этого самого предмета.

Таким образом, определения «ходимость» и «износостойкость» являются синонимами. Они описывают одну и ту же функцию шины, но с разных сторон: ходимость – это пройденные километры, а износостойкость – способность шины противостоять истиранию.

Стоит отметить, что в настоящий момент не существует ни одного нормативного документа, регламентирующего интенсивность износа протектора, а также гарантирующего абсолютную величину пробега легковых шин. Такое положение обусловлено тем, что интенсивность износа резины протектора в значительной мере зависит от условий эксплуатации.

Индикаторы износа

Единственным показателем, по которому можно установить нормы ходимости шин – это индикаторы износа. Индикаторы износа – это выступы в водоотводных каналах шины, появление которых является основанием для прекращения использования шин.

Летний индикатор имеет высоту в 1,6 мм, в то время как зимний значительно выше и установлен на уровне 4 мм. Так же у каждой шинной компании есть свои рекомендации по срокам эксплуатации шины.

Например, компания MICHELIN рекомендует использовать шины, возраст которых не превышает 10 лет.

Факторы износа

К основным факторам, оказывающим влияние на ходимость или износ шин, относят:

— автомобильный

— дорожный

— эксплуатационный (водительский и сервисный)

— погодный (сезонный)

Автомобильный фактор: влияние автомобиля, его узлов и агрегатов

Одной из самых частых причин преждевременного выхода шины из строя является состояние автомобиля, а точнее его подвески.

Неотрегулированный сход-развал, повреждение или неправильная настройка подвески или системы подрессоривания автомобиля непременно скажется на шинах.

В результате этого, как правило, шины получают противоестественно быстрый износ части протектора или отдельных его элементов до появления индикаторов износа.

Однако, и юридически, и с точки зрения безопасности, даже частичное появление индикаторов износа на уровне протектора служит основанием для прекращения эксплуатации шины. Кроме этого, износ только части шины или отдельных его элементов протектора может привести к появлению шума и вибрации.

Дорожный фактор: влияние покрытия

Еще одним фактором, существенно влияющим на износ шин, является покрытие по которому осуществляется вождение.

Чем выше абразивные свойства покрытия, тем с большей интенсивностью будет «таять» протектор.

Кроме истирания резины, некоторые покрытия, имеющие в своей структуре крупные острые камни (щебенка, каменистые почвы) могут в буквальном смысле вырывать куски резины из протектора.

Таким образом, к естественному истиранию протектора добавляется эффект физического разрушения структуры резины в беговой дорожке. Поэтому стоит с особой осторожностью использовать дорожные шины вне асфальтовых покрытий.

Эксплуатационный фактор: агрессивность вождения, невнимательность к давлению в шинах, некачественный сервис

Влияние человека, как водителя и хозяина транспортного средства, нельзя недооценивать.

И если про агрессивность вождения (сюда относят езду с резкими разгонами и торможениями, скоростные прохождения поворотов и, порой, излишне активная рулежка) многие слышали и понимают, что это в буквальном смысле «жжет» резину на шинах, то про губительность неправильного давления знает гораздо меньшее количество водителей. Ведь истертые плечевые зоны шины при еще вполне высоком протекторе – это следствие пониженного давления в шинах, а излишне изношенная центральная часть шины – признак повышенного давления. Также не нужно забывать, что перегруз автомобиля выше нормы первым делом также скажется на ускоренном истирании протектора.

Кроме этого, к эксплуатационным факторам, снижающим ходимость шин, нужно отнести некачественный ремонт.

Даже самый простой прокол, отремонтированный непрофессионально, может привести к попаданию воды внутрь шины с последующим ржавлением стальных брекерных слоев.

Это приводит к волнообразной деформации протектора, что приведет к неравномерному износу. Подобный тип износа может привести к появлению вибрации и шума.

Сезонный фактор

Эксплуатируя зимние шины летом, водители не только получают ухудшение характеристик сцепления, но и повышенный износ резиновой смеси, которая является более мягкой, чем летняя и поэтому более подвержена абразивному износу. Использование же летних шин при отрицательных температурах приводит к выкрашиванию протектора, что также сокращает срок службы автомобильных шин.

Эксплуатационные нормы пробега шин

Нормы эксплуатации автомобильных шин

На автотранспортных предприятиях, занимающихся грузоперевозками, в отделе главного механика должен вестись учет эксплуатационного пробега шин, других расходных материалов.

На каждый тип шин существуют нормы пробега автомобильных шин.

Обычно предприятия стараются содержать парк машин одной или нескольких марок примерно равных грузовых и скоростных характеристик, типоразмеров.

Нормы обычно определены производителем шин и утверждены руководством предприятия. В случае, когда это невозможно сделать, вводятся временные нормы, продолжительность эксплуатации в таком случае должна соответствовать РД 3112199-1085-02 Минтранса (далее Документ)

Методика расчета нормы эксплуатации шин

Расчет проводят на основании среднестатистических данных пробега старых шин, установленных на данном ТС. Можно найти данные в Таблице 1 Документа

При этом учитываются коэффициенты К1 и К2, которые умножаются на среднестатистическую норму по формуле: Hi = H x K1 x K2.

Это и есть значение нормируемого пробега для шины, установленной на данную категорию автотранспортного средства. В таблице 1 большинство норм пробега установлен для отечественных машин и шин.

В таблицах 2, 3, 4, 5, 6 есть остальные данные для нахождения К1 и К2.

Автомобильная шина

Вот конкретный пример: поступила шина 175R16C на ГАЗ 3302 «Газель», модель Я-462. В графе пробег стоит 75 000 км, условия эксплуатации предполагается по автомобильным дорогам 2-категории, т.е.

поправочный коэффициент К1 =1,0. Далее находят К2, который определяет условия работы. Допустим, что руководство определило условие работы как 0,95 (частые поездки, перевозки пассажиров, другие).

Тогда Hi = H x K1 x K2= 75000 х1,0 х 0,95=71250 км.

В таблицу 1 вписывают автомобили парка предприятия. Затем по форме, указанной ниже, ведут учет пробега каждой шины.

Расчет нормы эксплуатации шин в таблице

Такую же карточку заводят на складские шины, только вместо пробега ведут учет времени хранения.

После того, как шину возьмут со склада, в графе «Техническое состояние шины при установке» делают отметку, что до установки она хранилась допустим 36 месяцев.

Время хранения, тоже учитываются при определении пробега, поэтому для данной шины может быть снижена статистическая норма пробега на год или полтора, определяет комиссия.

Эксплуатация шин

Как использовать поправочные коэффициенты пробега шин

Эксплуатационные нормы пробега автомобильных шин зависят от условий эксплуатации. В Документе Минтранса существуют поправочные коэффициенты, учитывающие эти условия. Какой из них применить указывает механик.

Спустило колесо

Некоторую сложность в определении статистического пробега вызывают шины зарубежного производства, потому что в классификаторе шин их может не быть, тогда пробег считают по рекомендации производителя, но с пометкой не более 2 лет, затем следует переосвидетельствование в составе комиссии, составляется акт на дальнейшую эксплуатацию с продлением нормы эксплуатационного пробега шин еще на 2 года. Таким образом для нее сложится статистический пробег, после того как шина выйдет из эксплуатации.

В каких случаях запрещено эксплуатировать шины

Для каждой из категорий автотранспортных средств существуют ограничения на дальнейшую эксплуатацию шин по состоянию износа протектора и других видимых повреждений. Эти ограничения входят в перечень неисправностей, предусмотренных ПДД.

Автомобиль на зимней дороге

Возраст шины тоже влияет на безопасность движения. Даже несмотря на отличное состояние протектора.

На боковине шины найдете месяц и год изготовления, например, 12/08 означает, что шина изготовлена на 12-неделе 2008 года.

Хотя максимальный срок службы шины составляет 10 лет, замените ее, если возраст составляет более 6 лет.

В некоторых случаях гниение шины может начаться значительно раньше, чем износ протектора, об этом сообщат маленькие трещинки, указывающие на сухость резины. Это может привести к отслоению.

Учет нормы пробега шин автотранспортных средств предотвратит использование просроченных шин. Каждый раз после изъятия шин с эксплуатации карточка учета закрывается, на вновь установленную шину заводится новая карточка.

Расчет

Техническая информация предоставляется в бухгалтерию с готовыми числовыми значениями поправочных коэффициентов.

На их основании делаются финансовые расчеты: остаточная стоимость шин с учетом износа за подотчетный период.

По окончании срока эксплуатации создается комиссия для списания шины и перевода на складской учет в категорию на переработку, если она не подлежит ремонту.

Норма пробега автошин — Обзоры автомобильных шин и отзывы владельцев

Нормы эксплуатации автомобильных шин

Нормы пробега автомобильных шин, установленные Минтрансом России, используются в коммерческих учреждениях, владеющих собственным автопарком. Указанные нормы используют корпоративные владельцы автомобилей для списания отслуживших покрышек.

Это могут быть предприятия, принадлежащие государству и частным лицам. Разница в том, что для первых установленные стандарты являются обязательными.

Частные компании имеют возможность менять шины на транспорте раньше срока, указанного в нормативных документах.

Государственными стандартами установлены различные нормы пробега авторезины для транспорта разной грузоподъемности:

  • легковые и легкогрузовые машины, имеющие грузоподъемность до 2 т — 45 000 км
  • грузовые транспортные средства с грузоподъемностью 2-4 тонны — 60 000 км
  • тяжелые грузовики с грузоподъемностью, превышающей 4 тонны — 65-70 000 км
  • автобусы — 90-95 000 км

Расчет нормы пробега производится по установленным значениям и корректирующим коэффициентам. Коэффициенты применяют для автошин, используемых в экстремальных условиях.

Между установленными российским и европейскими законодателями нормами существует большая разница.

Например, минимальное значение пробега в Европе равняется 30 000 км, а максимальное устанавливается на отметке 120 000 км.

Нормы пробега автомобильных шин устанавливаются в соответствии с прогнозируемым износом покрышек. Для определения этих стандартов использованы следующие характеристики авторезины:

  • качественный показатель, который в основном зависит от применяемых в производстве технологий
  • состав резиновой смеси, содержание в ней компонентов, увеличивающих эластичность и устойчивость к износу (каучук, силика)
  • индивидуальные показатели автошины: размер, сезонность, тип

Также учитываются условия эксплуатации резины и автомобиля. Необходимо делать поправку на содержание покрышек в необходимых условиях, регулярность диагностики и обслуживания автомобиля, стиль вождения, соблюдение водителем скоростного режима.

Производители шин самостоятельно устанавливают нормы пробега для своих покрышек. В первую очередь рекомендуется руководствоваться уровнем износа протектора.

Для этого можно использовать специальные приспособления, измерять высоту протектора линейкой или ориентироваться на установленные производителем отметки.

Нормы пробега для автошин по ГОСТУ носят обязательный характер только для государственных учреждений и не всегда соответствуют реальной возможности использовать одни покрышки в течение указанного срока.

  • Шины китайской компании Triangle Group
  • Срок годности автомобильных шин и можно ли использовать просроченные шины
  • Какая резина считается низкопрофильной. Плюсы и минусы низкопрофильной резины
  • Как ведет себя летняя резина при 0 градусов
  • Износ шин: причины и способы определения уровня износа резины
  • Самые износостойкие летние шины
  • Какую резину поставить на Ниву
  • Какие шины лучше? Выбираем лучшую резину для зимы и лета
  • зимних шипованных шин
  • Корейские шины — марки Hankook, Kumho, Nexen и Roadstone
  • Как выбрать шины для автомобиля
  • Японские производители шин — какие лучше?
  • Новинки зимних шин 2014 — 2015
  • Температура эксплуатации летней резины и ее влияние на показатели
  • Какое оптимальное давление в шинах Газель
  • уровень шума шипованных шин
  • шины roadstone отзывы

Срок службы автомобильных шин — заменяем вовремя

Нормы эксплуатации автомобильных шин

Автомобильные шины – это одни из наиважнейших составляющих автомобильных колёс. Шина представляет собой упругую оболочку, которая устанавливается на дисковой обод.

Именно шина контактирует с поверхностью дорожного полотна и предназначается для гашения небольших колебаний из-за несовершенства дорог, а также для компенсации несоответствия колёсных траекторий.Согласно истории, первая шина была сконструирована в 1846 году Робертом Томсоном.

Первые экземпляры нельзя было назвать надёжными. Они часто лопались и рвались. За почти уже двухвековую свою историю автомобильные шины постоянно совершенствовались и современные экземпляры намного превосходят своих предков, как по конструкции, так и по срокам эксплуатации.

Но вечного ничего не бывает, и автомобильные покрышки – не исключение. Рано или поздно они отслужат своё и нужно будет их заменить.

Срок службы покрышек – признаки его завершения

Срок эксплуатации автомобильных покрышек – это период, на протяжении которого производитель гарантирует возможность использования покрышек по назначению и несёт полную ответственность за любые несоответствия эксплуатационных характеристик и возникающие недостатки товара.Автомобильные шины, по словам производителей служат до десяти лет. Но на практике менять их приходиться приблизительно каждые 5-6 лет, а иногда – даже чаще, что зависит от многих факторов.

При оценке срока эксплуатации покрышек также необходимо учитывать величину пробега автомобиля (так как каждый автомобилист ездит по-разному, кто-то 10 км в день, а кто-то – и все 100).Согласно принятым правилам, нормы пробега автомобильных шин составляют:

1.Для легковых авто (грузоподъёмность до двух тонн) – 45 тысяч километров.

2.Для грузовых автомобилей (грузоподъёмность от двух до четырёх тонн) – 60 тысяч километров.

3.Для грузовых автомобилей (грузоподъёмность от четырёх тонн) – от 65 до 70 тысяч километров.

Хорошая резина – это залог безопасной езды. Но даже самая хорошая резина со временем изнашивается и теряет целостность. Поэтому водитель всегда должен следить за степенью износа покрышек.

Следить нужно как за летними, так и за зимними покрышками.

Иногда срок службы покрышек может не доходить даже до пяти лет, что, как уже отмечалось, обусловлено множеством факторов, которые рассмотрим дальше.

Как же заранее определить приближение завершения срока эксплуатации автомобильных шин?

1.Если протектор шины стёрся до уровня перемычек между протектором значит шины отслужили своё. Определить степень износа можно на глаз или при помощи инструментов. Для измерения высоты протектора используют линейку со специальным глубиномером.

Для летней резины данный параметр должен равняться больше 1,6 мм, а для зимней – больше, чем 4 мм. Если эти параметры меньше, стоит задуматься о замене автопокрышек.

При неравномерном износе по всей поверхности, замеры следует проводить на самом изношенном участке.

2.На поверхности некоторых шин присутствуют цифры разной глубины. И судить о степени износа можно по тому, сколько цифр видно в данный момент.

3.Если на авто шипованная резина, то о необходимости её замены можно судить по тому, какое количество шипов на ней осталось (если осталось меньше половины – её стоит заменить).

4.Маленькие трещинки на боковинах покрышки указывают на старение резины и являются предвестниками её скорой замены. А вот глубоки порезы на боковинах – тревожный сигнал для немедленной замены резины.

5.Вздутые боковины (так называемые, «грыжи») появляются из-за разрыва нитей кордового слоя и свидетельствуют о необходимости замены шин (иногда «грыжи» возникают с внутренней стороны колеса, поэтому следует всегда очень тщательно относиться к их осмотру).

Если вы обнаружили нечто подобное, то пора задуматься о замене покрышек. А для подтверждения своих опасений верным поступком будет обратиться к мастеру-специалисту, который точно диагностирует состояние покрышек.

Оцениваем срок использования автомобильных шин – верить ли производителю?

Автомобильные шины бывают разных видов, в зависимости от сезона для которого они предназначены:

1.Летние.

2.Зимние.

3.Всесезонные.

Для разных сезонов шины изготавливаются из разной резины. Летние шины изготовлены из более жёсткой резины по сравнению с зимними или всесезонными. Поэтому срок их службы также будет больше.

Что касается всесезонных покрышек, то их не рекомендуется использоваться в регионах, где температура в зимнее время года бывает намного ниже нуля, так как они не оправдают ваших ожиданий и прослужат очень недолго.

По словам производителей, срок службы автомобильных шин колеблется в пределах семи (для зимних) – десяти (для летних) лет. Но слепо верить подобным заявлениям не стоит.Дело в том, что на срок службы автомобильных шин влияет множество факторов, среди которых:

1.Характер вождения автомобилиста (например, у любителей экстремального вождения шины изнашиваются намного быстрее, чем у тех, кто ездит осторожно).

2.Качество дорожного покрытия, которое в нашей стране далеко от идеала.

3.На срок эксплуатации покрышек очень влияет качество автомобильной резины.

Дешёвая китайская резина прослужит намного меньше, чем резина от известных брендов (срок службы китайской резины – около двух сезонов, а брендовой – около семи). Но именитый бренд – ещё не залог успеха.

Ведь очень часто под лейблом известных брендов продаются подделки, а они, априори не могут прослужить очень долго (во время покупки обязательно помните об этом аспекте и выбирайте с умом).

4.Разные механические повреждения (к примеру, порезы, шишки после ударов, деформации в следствие экстренного торможения, ДТП и т. д.).

Как же определить причины износа автошин?Причин износа автомобильных шин довольно много.

И это не только постепенное стирание протектора при передвижениях на автомобильной дороге (в соответствии с величиной пробега, на который они рассчитаны).

Определить причины износа несложно (делается это по поверхности покрышки и рисунку протектора). Рассмотрим несколько вариантов.

1.Если внешние края покрышки изношены на порядок больше центральной части, значит в шинах было недостаточное давление. А если наоборот, центральная часть более изношена внешних краёв, значит давление было чрезмерным.

2.Если кромки протектора изношены только с одной стороны, значит были нарушены углы развала-схождения.

3.Неравномерные деформации покрышек свидетельствуют о пристрастии водителя к экстремальному вождению с резким торможением.

Подводя итог, стоит отметить, что производители, указывая сроки эксплуатации своих покрышек, ориентируются на идеальные условия. А каждый автомобилист должен самостоятельно прогнозировать для себя эти сроки, обращая внимание на рассмотренные аспекты.

Срок службы автомобильных шин – можно ли его увеличить?

Срок эксплуатации шин обусловлен режимом их использования, условиями хранения и другими факторами.

Но точно рассчитать это значение невозможно, так как в этом уравнении очень много переменных.

Чтобы автомобильные шины прослужили как можно дольше, необходимо регулярно за ними ухаживать и следить за тем, чтобы они не повреждались.

Рекомендации, как продлить срок службы автомобильных покрышек:

1.Необходимо делать своевременный технический осмотр всего автомобиля, в том числе и автопокрышек.

2.Ежемесячно осматривать автомобильные шины и при обнаружении подозрительных изменений, обратиться к специалистам в сервисный центр.

3.Ежемесячно (можно даже чаще) нужно проверять давления внутри колёс. И, если обнаружено несоответствие нормам, устранять его.

4.Каждые 15 тысяч километров пробега стоит проводить балансировку колёс.

5.Внимательно осматривать поверхность шин на предмет наличия шишек и посторонних предметов после ударов и резких движений на дорогах.

6.Если колёса меняются, то нужно обязательно сохранять первоначальное направление их движения. Иначе – будет происходить дополнительный износ поверхности шины.

7.После ремонта рулевого привода или замены шарниров на автомобиле, обязательно тщательно проверять углы установки колёс, а также регулярно следить за зазорами в подшипниках и наличием люфтов рулевого управления.

8.Обеспечивать правильное сезонное хранение резины на складе.

Исполняя эти простые правила, вы сможете быть уверенными в том, что срок службы ваших автомобильных покрышек будет максимально долгим, о процесс управления автомобилем станет более комфортным и безопасным.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, , и Instagram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

Правила эксплуатации автомобильных шин – как увеличить сроки? + видео

Нормы эксплуатации автомобильных шин

Правила эксплуатации автомобильных шин волнуют далеко не всех владельцев, а зря.

И вопрос даже не в экономии денежных средств, а в безопасности движения и надежности вашего транспорта в дальних поездках.

В данной статье обсудим вопросы бережного использования шин, гарантии, которые дает нам производитель, и ошибки, которые мы часто допускаем по незнанию.

Срок эксплуатации автомобильных шин зависит как от фирмы изготовителя, так и от характерных черт водителя, например, манеры езды, а также от своевременной диагностики состояния покрышек и давления в шинах и других факторов, о которых поговорим подробнее чуть ниже. Естественно, в наших силах увеличить этот срок или существенно снизить. Что касается производителя, то тут мы ничего нового не откроем, если скажем, что импортные товары служат почти в 2 раза дольше. Однако и стоят они дороже, но здесь уже каждый делает свои выводы, ездить ли дольше без забот или все же лучше чаще переодевать колеса.

В среднем, зарубежные зарекомендовавшие себя производители дают гарантию на свои шины на 120 000 км, а отечественные – лишь на 70 000 км.

Причем ответственность они готовы нести за товар, если вы обладаете умеренной манерой езды и постоянно следите за состоянием протектора и внутреннего давления.

В других же случаях объект спора с гарантии снимают. Эксплуатационные нормы пробега автомобильных шин важны на бюджетных предприятиях, которые должны аргументировать списание этого расходника.

Этот показатель регламентируется кроме паспорта от производителя еще и различными нормативными документами от Минтранса РФ.

И самое время завершить наш инструктаж обсуждением человеческих факторов, влияющих на срок службы шин. В первую очередь, хотелось бы покритиковать агрессивную манеру езды, в народе прослывшую спортивной.

Это большие скорости, резкие старты, пробуксовка, резкие повороты на предельных скоростях, заносы и прочее. Это однозначно снижает срок службы шин, причем существенно.

Если вы приверженец такой езды, то позаботьтесь о хороших усиленных покрышках, которые хоть частично снизят нагрузку на камеру колеса.

Кроме огромного фактора стиля езды существуют и мелкие особенности бережного использования шин.

Например, если вам предстоит дальняя дорога по трассе, где скорость будет высокая, то увеличьте давление в колесах на 10 %, так нагрев шин станет меньше.

При поездках по городу не наезжайте резко на препятствия, а острые выступы, типа бордюров, старайтесь и вовсе объезжать, а не преодолевать «в лоб».

Также паркуйтесь осторожнее, не врезайтесь во все те же бордюры. Не нагружайте в автомобиль много народа или вещей, перевозка веса, превышающего допустимый по паспорту, снижает срок службы шин.

Срок эксплуатации автомобильных шин – правила сервиса

Сначала поговорим о том, как правильно следить за состоянием колес и шин, чтобы продлить срок эксплуатации. Первый показатель, который вы возможно даже и не думали контролировать, – это давление шин.

Для измерения используется специальный прибор, который часто встроен в насос, а именно – манометр. Для каждого вида камер уточняйте необходимый параметр в паспорте производителя.

Понижает срок работы и чрезмерно высокое давление (но этот фактор чуть менее губителен), а также и чересчур низкое.

Понижаться давление в целых шинах может просто с течением времени из-за допустимого значения пропускания, но его последствия вы заметите не скоро. Также каждый резкий наезд на препятствие будет немного приспускать колесо.

Влияет на давление и агрессивная манера езды, скоростное прохождение поворотов и, конечно же, прокол, который даст о себе знать довольно быстро. Давление, сниженное хотя бы на 20 % от нормы, приведет к износу шин на 30 % быстрее, чем заявил изготовитель.

Давление, повышенное на такой же процент, сократит их жизнь всего лишь на 15 %.

Измеряйте давление прибором только на холодных шинах. Также следите, чтобы глубина протектора была не менее 1,8 мм, тогда все нормы эксплуатации будут актуальны при нормальном давлении.

Правила эксплуатации автомобильных шин – что еще может влиять на срок службы?

Есть еще несколько технических секретов, которые позволят увеличить время эксплуатации автомобильных шин. В первую очередь следите за другими составляющими системы управления вашей машины.

Речь идет о люфтах в рулевом отделе, шаровых опорах и подшипниках ступиц каждого колеса, а также подвески в целом. Важен и качественный монтаж, т.е.

балансировка, угол установки колес, особенно актуально производить качественную замену сезонных шин со всем комплексом сопроводительных настроек.

Мастера советуют еще один хитрый прием для равномерного износа шин, чтобы продлить общий срок службы – менять их местами.

Делать это полезно через каждые 60 000 км, причем осуществлять операцию попарно – переставлять передние между собой и задние, соответственно.

Не стоит менять направление вращения переставляемых шин (то есть элемент, крутящийся по часовой стрелке не стоит ставить в такое положение, где он станет ходить против часовой стрелки), это наоборот снизит срок службы.

Добавить комментарий