Специальные условия труда

Главное, что нужно знать

Данная проверка необходима для того, чтобы оценить уровень воздействия вредных факторов на сотрудников во время их профессиональной деятельности. Оценивается также использование средств индивидуальной защиты персонала. Это целый комплекс процедур, которые призваны обнаружить все негативные факторы, которые могут быть на рабочем месте у человека. Должны проводить такую проверку все, кто был зарегистрирован в налоговом органе как ИП или юридическое лицо. После проведения данной процедуры каждому месту присваивается свой класс, исходя из уровня вредности. Деньги за проведение мероприятия платит работодатель. Каждые 5 лет аттестация повторяется.

Что касается сотрудников офиса

Пока не вышел Федеральный закон о СОУТ, офисные работники не подвергались такой проверке. Но с 2015 года ситуация изменилась. Теперь все, кто работает с компьютерной техникой, тоже проходят аттестацию. Исключением являются только надомные и дистанционные сотрудники. Но СОУТ для офиса имеет упрощенную форму, здесь отсутствует экспертиза и измерения, которые предусмотрены законом. Если вредных условий комиссия не обнаруживает, то заполняется декларация, что место соответствует государственным требованиям и человек может здесь работать. Данная декларация действует в течение пяти лет. Однако когда на производстве имеет место несчастный случай, то возможно проведение повторной внеплановой проверки.

СОУТ для офиса имеет упрощенную форму.

Следует отметить, что аттестации подлежат только те места, где человек проводит за компьютерной техникой больше 50% своего рабочего времени. Если же меньше, то проверка не понадобится.

Упрощенная форма

Причины, по которым в офисе проводится упрощенная аттестация, следующие:

  • В офисах много одинаковых рабочих мест, и поэтому комиссии нет необходимости проверять их все, достаточно 20%.
  • Некоторые сотрудники офисов работают удаленно, и к ним аттестация не применяется.
  • Измерения и экспертизы не проводятся, если на работе не обнаружено вредных факторов, а в офисах их обычно нет.

Но все-таки вредные для здоровья факторы в офисах присутствуют, они такие:

  • ЭМ-поле, которое возникает из-за работы офисной техники.
  • Труд сотрудников напряженный.
  • Рабочие поверхности могут создавать блики.

Но перечисленные факторы комиссия не считает однозначно вредными, поэтому просто не учитывает их при проведении СОУТ. Документация на офисную технику не подлежит проверке, потому доказать ее безопасность не представляется возможным. А напряженность работы – это вещь, которая вообще трудно поддается классификации и является субъективной.

И в заключение

В 2017 году компаниям, которые еще не осуществили СОУТ в своих офисах, нужно это обязательно сделать, дабы избежать проблем с контролирующими органами. Такой проверки бояться не стоит, ведь она имеет упрощенную форму, и комиссия редко придирается. После проведения специальной оценки условий труда у офисных работников работодатель получает соответствующую декларацию, которую через пять лет надо будет получать снова.

Поэтому в заключение скажем, что, согласно новому федеральному закону, аттестация рабочих мест офисных работников является обязательной для всех ИП и юридических лиц.

Вопрос:
Как посчитать количество аналогичных рабочих мест при проведении СОУТ в дошкольном учреждении? В нашем детском саду в одном здании находится 8 групп, в которых работают 16 воспитателей, сколько будет аналогичных мест?

Ответ:
Аналогичными рабочими местами считаются рабочие места, которые располагаются в одном или нескольких идентичных производственных помещениях, оснащенных однотипным оборудованием, инструментами, системами вентиляции, отопления, кондиционирования воздуха, освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции с использованием одинакового оборудования и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

На основании ст. 16 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-фз «О специальной оценке условий труда» при выявлении аналогичных рабочих мест специальная оценка условий труда проводится в отношении 20% рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

Исходя из этого у Вас в детском саду 16 аналогичных рабочих мест, на 3-х из которых необходимо провести специальную оценку условий труда и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

На аналогичные рабочие места заполняется одна карта специальной оценки условий труда.
В отношении аналогичных рабочих мест разрабатывается единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников.

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

► Нормативные документы, регулирующие проведение специальной оценки условий труда
► Понятие, цели, сроки и обязанность работодателя по проведению СОУТ
► Порядок проведения СОУТ в организации
► Ответственность работодателя за непроведение специальной оценки условий труда
► Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы

1. Нормативные документы, регулирующие проведение специальной оценки условий труда

— Закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»;

— Приказ Минтруда РФ от 24 января 2014 г. № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению»;

— Приказ Минтруда РФ от 5 декабря 2014 г. № 976н «Об утверждении методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты»;

— Приказ Минтруда РФ от 7 февраля 2014 г. № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда»;

— Постановление Правительства РФ от 14 апреля 2014 г. № 290 «Об утверждении перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей».

2. Понятие, цели, сроки и обязанность работодателя по проведению СОУТ

В соответствии с требованиями ст. 212 Трудового кодекса РФ и вступившего с 1 января 2014 года в силу 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» все организации обязаны проводить СОУТ.

СОУТ проводят взамен аттестации рабочих мест по условиям труда (АРМ).

Специальная оценка условий труда — это комплекс мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника.

Цели СОУТ:
— выявить на рабочих местах вредные и опасные производственные факторы;
— оценить их воздействие на работника;
— определить степень отклонения полученных значений от установленных нормативов;
— установить работникам, занятым на рабочих местах с вредными условиями труда, гарантии и компенсации;
— освободить работодателей от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам.

Спецоценку на рабочем месте проводят не реже одного раза в пять лет.
Срок исчисляют со дня утверждения итогового отчета.

СОУТ должны провести:
организации, в которых не проводилась аттестация рабочих мест, либо проводилась, но срок дей
ствия результатов закончился;организации, в которых образованы новые рабочие места или изменился технологический процесс.

Все организации обязаны провести спецоценку до 31 декабря 2018 года.

Работодателю предоставляется срок до 12 месяцев на проведение специальной оценки условий труда на вновь созданных рабочих местах. Отсчет начинается со дня ввода их в эксплуатацию.

Три группы рабочих мест требуют безотлагательной спецоценки, если на них ранее не проводили АРМ, либо истек ее срок действия:
1-я группа: рабочие места сотрудников, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
2-я группа: рабочие места, предполагающие гарантии и компенсации за работу с вредными или опасными условиями труда;
3-я группа: рабочие места, на которых по результатам ранее проведенных АРМ или СОУТ были установлены вредные или опасные условия труда.

Спецоценку не проводят в отношении условий труда:
надомников;дистанционных
работников;
работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

3. Порядок проведения СОУТ в организации

1. Утвердить приказом работодателя состав комиссии по проведению СОУТ и график ее проведения. В обязательном порядке в ее состав включить: специалиста по охране труда и представителя выборного органа первичной профсоюзной организации или иного аналогичного органа.

2. Составить список рабочих мест, которые необходимо оценить.

3. Выбрать аккредитованную организацию, которая проведет спецоценку и заключить с ней договор.

Список аккредитованных организаций опубликован на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты РФ.

Перечень аккредитованных организаций проводящих специальную оценку условий труда на территории города

№ п/п

Наименование организации

Адрес местонахождения, контактные данные

ОАУ «Центр охраны труда Белгородской области»

ул. Пугачева, 5
тел./факс: (4722) 32–08–16, 33–44–78, 33–61–03, 32–69–18
e-mail: cotbo@yandex.ru

ООО «Миларм-Сервис»

Свято-Троицкий б-р, 17
Деловой центр «Славянский», оф. 510
тел./факс: (4722) 32–09–99
e-mail: milarm@bk.ru

ООО «Белгородский санитарно-эпидемиологический сервис»

пр-т. Б.Хмельницкого, 195
тел./факс: (4722) 35–78–30, 35–81–83
e-mail: belses@bk.ru

ООО «Эксперт»

пр-т. Б.Хмельницкого, 133в, 4 этаж, оф. 401
тел./факс: (4722) 26–13–62, 42–13–62
e-mail: ekspert-bel@yandex.ru

4. Идентифицировать и провести измерения вредных и опасных производственных факторов — проводит аккредитованная организация.

5. Утвердить отчет по результатам спецоценки. В течение тридцати календарных дней под роспись ознакомить всех сотрудников с результатами проведенной СОУТ.

6. Разместить результаты спецоценки на официальном сайте организации.

7. Проинформировать ФСС о результатах спецоценки, отразив ее результаты в отчете по форме 4-ФСС.

8. Подать декларацию в ГИТ в Белгородской области (г. Белгород, ул. Николая Чумичова, 124, тел: (4722) 31–75–50) в течение 30 дней с момента утверждения итогового отчета. Декларация действительна в течение пяти лет со дня утверждения отчета. Срок действия декларации может быть продлен на следующие пять лет.

4. Ответственность работодателя за непроведение специальной оценки условий труда

В соответствии с ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусматривает:

Предупреждение или наложение административного штрафа

Для юридических лиц

от 60 тысяч до 80 тысяч рублей

Для должностных лиц

от 5 тысяч до 10 тысяч рублей

Для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

от 5 тысяч до 10 тысяч рублей

За повторное нарушение в соответствии с ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусматривает:

Наложение административного штрафа

Для юридических лиц

от 100 тысяч до 200 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Для должностных лиц

от 30 тысяч до 40 тысяч рублей или дисквалификация на срок от одного года до трех лет

Для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

от 30 тысяч до 40 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток

5. Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы

Кто должен проводить специальную оценку условий труда арендатор или арендодатель?
Согласно ст. 8 п. 1 Федерального закона № 426-ФЗ, обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Таким образом, поскольку лица, работающие у арендатора, не являются работниками арендодателя, проведение СОУТ и все связанные с ней затраты возлагаются на арендатора, если обратное не прописано в рамках заключенного договора аренды.

Является ли изменение наименования организации основанием для проведения внеплановой специальной оценки условий труда?
В соответствии со статьей 17 Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» изменение наименования организации не является основанием для проведения внеплановой специальной оценки условий труда. Соответственно, если изменилось наименование организации, но условия труда, оборудование, обязанности работников не изменились, необходимо оформить протокол заседания комиссии со следующим решением: «Признать карты специальной оценки условий труда № _____ от «__» _________ 20__ г. «Наименование организации», действительной для рабочих мест «Новое наименование организации».

Требуется ли проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах, на которых работники заняты исключительно работой на персональных компьютерах (ПК)?
Ранее аттестация рабочих мест, на которых работники исключительно были заняты на персональных компьютерах, не проводилась.
Федеральным законом № 426-ФЗ не проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах, на которых работники исключительно заняты на персональных компьютерах, не предусмотрено.
Соответственно, необходимо провести СОУТ на данных рабочих местах.
Не проведение СОУТ будет нарушением трудового законодательства.

Что делать работникам при их несогласии с результатами специальной оценки условий труда?
В случае несогласия работника с результатами специальной оценки условий труда он может обратиться в Государственную инспекцию труда в Белгородской области.

Владимир Алистархов, эксперт по вопросам правового характера

До последнего времени в российском законодательстве не было четких процедур, обязывающих работодателя (в том числе под контролем работника) с помощью специализированных организаций проводить оценку условий труда работников на рабочем месте.

Вышеуказанное обстоятельство ставило в невыгодное положение работников, а также, в какой-то степени, экономило денежные средства работодателей на обустройство рабочих мест.

23 декабря 2014 года Государственной думой РФ в последнем чтении приняты законопроект № 337970-6 «О специальной оценке условий труда» и законопроект № 337978-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценки труда».

Федеральные законы № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О специальной оценке условий труда» и № 421-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценки труда» вступили в силу с 01.01.2014 года после подписания их Президентом России.

В связи с этим имеет практический смысл проанализировать указанные Федеральные законы с целью облегчения их дальнейшего использования как работодателями, так и работниками, а также другими сторонами, имеющими непосредственное отношение к проведению специальной оценки условий труда.

Основные положения Федерального закона № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О специальной оценке условий труда» (далее по тексту – Федеральный закон № 426-ФЗ).

Федеральный закон № 426-ФЗ предусматривает порядок проведения специальной оценки условий труда работников на рабочих местах, в т.ч. с целью соблюдения прав работников, касающихся безопасности ведения трудовой деятельности на рабочих местах.

Под специальной оценкой условий труда понимается единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов для работников на рабочих местах.

Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона № 426-ФЗ специальную оценку условий труда нет необходимости проводить в отношении надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями-физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Специальная оценка условий труда работников проводится специализированной организацией, состоящей в реестре соответствующих организаций, который будет вестись федеральным органом власти.

Федеральный закон № 426-ФЗ устанавливает обязанности работодателя при проведении специальной оценки условий труда, в том числе к ним относятся:

— обеспечение проведения специальной оценки условий труда;

— предоставление организации, которая проводит специальную оценку условий труда, сведений, документов, информации и соответствующих разъяснений;

— ознакомление под подпись работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте, а также работодатель обязан разъяснить работнику все вопросы по проведению специальной оценки условий труда;

— проведение мероприятий по улучшению условий труда;

— декларирование в государственный орган о соответствии условий труда требованиям законодательства.

Федеральный закон № 426-ФЗ устанавливает обязанность работника при проведении специальной оценки условий труда ознакомиться с ее результатами.

При этом работник вправе присутствовать при проведении оценки условий труда, получать разъяснения по вопросам ее проведения и обжаловать ее результаты.

Согласно Федеральному закону № 426-ФЗ результаты проведения специальной оценки условий труда могут быть использованы для:

— улучшения условий труда работников;

— контроля за условиями труда работников;

— обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;

— организации медицинских осмотров работников;

— соблюдение гарантий и компенсаций работников;

— установления дополнительного тарифа страховых взносов, расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и др.

Федеральный закон № 426-ФЗ устанавливает классификацию условий труда, которая делит условия труда по степени вредности и опасности на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.

Предусмотрены Федеральным законом № 426-ФЗ и внеплановые специальные оценки условий труда при вводе в эксплуатацию рабочих мест по предписанию трудовой инспекции, при изменении технологического процесса и замене производственного оборудования, при несчастном случае на рабочем месте, при изменении состава материалов и сырья и пр.

Внеплановая проверка должна быть проведена в течение шести месяцев после наступления вышеуказанных обстоятельств.

Государственный контроль за соблюдением требований Федерального закона № 426-ФЗ осуществляет соответствующий федеральный орган исполнительной власти, а также инспекция труда профессиональных союзов, которая осуществляет профсоюзный контроль.

Как указывалось выше, Федеральный закон № 426-ФЗ вступил в силу с 01.01.2014 года за исключением ст. 18, которая вступит в силу с 01.01.2016 года.

Статья 18 Федерального закона № 426-ФЗ предусматривает передачу результатов проведения оценки условий труда в Федеральную государственную информационную систему учета для хранения и использования информации с целью выработки и реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере труда.

Основные изменения, которые вносятся Федеральным законом № 421-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценки труда» (далее по тексту – Федеральный закон № 421-ФЗ).

В связи с достаточно объемным Федеральным законом № 421-ФЗ целесообразно рассмотреть наиболее значимые изменения, вносимые в отдельные законодательные акты.

1. Статьей 3 Федерального закона № 421-ФЗ вносится изменение в ст. 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно которым при исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не будут включаться работники, условия труда которых отнесены к вредным или опасным условиям труда.

2. Статьей 4 Федерального закона № 421-ФЗ внесено изменение в п. 2 ст. 6 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования)», согласно которому в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица теперь будут указываться периоды работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в том числе периоды работы на вредном производстве, если класс условий труда на рабочем месте соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда. Изменения вступят в силу с 01.01.2015 года.

3. Статьей 5 Федерального закона № 421-ФЗ внесены изменения в ст. 143 Уголовного кодекса РФ, согласно которым ужесточается уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда в сравнении с предыдущей редакцией Уголовного кодекса РФ.

4. Статьей 9 Федерального закона № 421-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 15 декабря 2001 года 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в том числе статья 33.2 дополнена пунктом 2.1, которым установлены дополнительные тарифы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии в зависимости от результатов специальной оценки условий труда.

Величина тарифа страховых взносов зависит от установленного в результате специальной оценки условий труда класса условий труда, к которым относятся оптимальный, допустимый, вредный и опасный. Изменения вступят в силу с 01.01.2015 года.

5. Статьей 10 Федерального закона № 421-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в том числе пункт 3 статьи 27 изложен с учетом того, что засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы на вредном производстве, если класс условий труда на рабочих местах по работам соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

6. Статьей 11 Федерального закона № 421-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе в кодекс добавлена статья 5.27.1, согласно которой предусмотрена административная ответственность за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение.

Изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях вступят в силу с 01.01.2015 года.

7. Статья 12 Федерального закона № 421-ФЗ вносит значительные изменения в Трудовой кодекс РФ в связи с законодательством о специальной оценке условий труда.

Помимо технических моментов изменения касаются реализации прав работниками, которые предоставлены им законодательством о специальной оценке условий труда, а также обязанностей работодателей по соблюдению законодательства о специальной оценке условий труда.

В том числе согласно новой редакции ст. 117 Трудового кодекса РФ работникам установлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в размере семи календарных дней (минимум), если условия труда работников на рабочих местах по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным и опасным условиям труда.

8. Статьей 13 Федерального закона № 421-ФЗ вносятся изменения в Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

В том числе статья 58.3 указанного федерального закона дополнена частью 2.1, согласно которой установлены дополнительные тарифы страховых взносов в зависимости от класса условий труда (оптимальный, допустимый, вредный, опасный), установленного при проведении специальной оценки условий труда.

Несомненные плюсы ФЗ «О специальной оценке условий труда».

1. Достаточно четкая и понятная процедура проведения специальной оценки условий труда со всеми правами и обязанностями сторон.

2. Невключение государственных органов в процедуру проведения специальной оценки условий труда, им отведена только контролирующая функция.

3. Установлены классы условий труда (оптимальный, допустимый, вредный, опасный).

4. В зависимости от классов условий труда установлены некоторые льготы для работников, в том числе дополнительный оплачиваемый отпуск, дополнительные тарифы страховых взносов и др.

5. Определены параметры, предъявляемые к организациям, которые проводят специальную оценку условий труда.

Установлено право работников контролировать проведение специальной оценки условий труда, в том числе через профсоюзные организации, знакомиться с результатами проведенной оценки.

Некоторые отрицательные моменты и рекомендации.

1. Увеличение расходов работодателей на оборудование рабочих мест может «бумерангом» ударить по доходам работников, что, возможно, потребует дополнительных компенсаций работодателям (по крайней мере, на начальной стадии исполнения требований законодательства) со стороны государства.

2. Из ФЗ «О специальной оценке условий труда» непонятно, каким образом будет осуществляться государственный контроль за проведением специальной проверки условий труда.

В связи с этим необходимо дополнительно разработать процедуру проверки достоверности сведений о результатах проведения специальной проверки условий труда, так как при ее отсутствии есть вероятность злоупотреблений со стороны государственных органов.

3. Представляется целесообразным разработать перечень ограничений в отношении компаний, которые могут проводить специальную оценку условий труда с целью исключения из них компаний связанных или родственных компаниям-работодателям.

Независимость компаний, проводящих специальную оценку условий труда, необходима для соблюдения прав работников.

4. В целом следует признать, что изменения в российское законодательство, связанные с проведением специальной оценки труда, являются положительным моментом для работников, которые трудятся на вредном и опасном производстве.

Насколько результаты специальной оценки условий труда будут отражать реальные условия работы работников, можно будет оценить уже в недалеком будущем.

Добавить комментарий