Социальная защита различных групп населения

Государственная социальная помощь

Положение об условиях, размерах, порядке назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в Орловской области

Положение об условиях, размере, порядке назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в Орловской области

Административный регламент предоставления Департаментом социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области, государственной услуги по социальной поддержке малоимущих граждан

Перечень товаров, которые могут быть приобретены малоимущими семьями и малоимущими одиноко проживающими гражданами на средства государственной социальной помощи

Государственная социальная помощь — предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров

Государственная социальная помощь оказывается в целях:

поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

адресного использования бюджетных средств;

усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;

создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;

снижения уровня социального неравенства;

повышения доходов населения.

Получатели государственной социальной помощи

Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:

денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты);

натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Социальное пособие — безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

Набор социальных услуг — перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Социальная доплата к пенсии — предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к страховой пенсии и (или) к пенсионному обеспечению, осуществляемому за счет средств федерального бюджета, с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии.

Социальный контракт — соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин — реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.

Субсидия — имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг.

Порядок назначения государственной социальной помощи

Государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

Сведения о назначении малоимущей семье или малоимущему одиноко проживающему гражданину государственной социальной помощи предоставляются органом социальной защиты населения по межведомственному запросу органа, уполномоченного на предоставление государственной или муниципальной услуги, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Государственная социальная помощь назначается по представленному в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания либо через многофункциональный центр заявлению гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи либо (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) заявлению опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина, в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг.

Сроки предоставления

Уведомление о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении должно быть направлено в письменной форме заявителю органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и представления им необходимых документов. При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом социальной защиты населения представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган должен дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.

Государственная социальная помощь на основании социального контракта

Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

В социальном контракте должны быть установлены:

1) предмет социального контракта;

2) права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи;

3) виды и размер государственной социальной помощи;

4) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта;

5) срок действия социального контракта;

6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта.

К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся:

1) поиск работы;

2) прохождение профессиональной подготовки, переподготовки;

3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности;

4) ведение личного подсобного хозяйства;

5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.

Орган социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта взаимодействует с органами службы занятости населения, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления в целях содействия в реализации получателями государственной социальной помощи мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.

Программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта.

Государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается на срок от трех месяцев до одного года исходя из содержания программы социальной адаптации. Данный срок может быть продлен органом социальной защиты населения по основаниям, установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта не влечет за собой прекращение оказания государственной социальной помощи в соответствии с настоящей главой без социального контракта или отказ в назначении государственной социальной помощи.

Отказ в назначении государственной социальной помощи

В случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи.

Отказ в назначении государственной социальной помощи по этим основаниям заявитель может обжаловать в вышестоящий орган социальной защиты населения и (или) в суд.

Основания для прекращения оказания государственной социальной помощи

Заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.

В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась.

Орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Прекращение оказания государственной социальной помощи может быть обжаловано заявителем в вышестоящий орган социальной защиты населения и (или) в суд.

Регламентирующие документы:

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»

Постановление Правительства Орловской области от 14 февраля 2014 года № 48 «Об утверждении Положения об условиях, размерах, порядке назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в Орловской области и Положения об условиях, размере, порядке назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в Орловской области»

Приказ Департамента социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области от 09.03.2021 г. № 110 «Об утверждении Порядка выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в Орловской области и Порядка выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в Орловской области Департаментом социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области»

Приказ Департамента социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области от 23.03.2021 г. № 147 «Об утверждении Перечня товаров, которые могут быть приобретены малоимущими семьями и малоимущими одиноко проживающими гражданами и иными категориям граждан, указанным в Федеральном законе от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», проживающим (пребывающим) на территории Орловской области, в целях реализации мероприятий, направленных на преодоление ими трудной жизненной ситуации»

КЛЮЧЕВЫЕ ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Панова Анна Алексеевна, Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ — Уральский Институт управления, г. Екатеринбург

E-mail: mart-2001@mail.ru

Аннотация. В данной статье раскрывается понятие «социального обеспечения» и рассматривается структура системы социального обеспечения в Российской Федерации. Также в статье содержится характеристика основных о форм социального обеспечения населения в Российской Федерации, таких как: пенсии, пособия, компенсационные выплаты.

Ключевые слова: система социального обеспечения, пенсия, пособие, компенсационная выплата.

Право на социальное обеспечение закреплено в статье 39 Конституции Российской Федерации. В ней провозглашается, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия закреплены законом. На данный момент государство осуществляет формирование финансовой базы и различных организационных структур, которые позволяют реализовывать данное право на социальное обеспечение. Государственная система социального обеспечения предполагает следующие подсистемы: обязательное социальное страхование, социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета, государственная социальная помощь.

Основными формами социального обеспечения являются: пенсии, пособия, компенсационные выплаты и социальные услуги. Также имеют место и другие формы социального обеспечения, как государственные (бюджетные и внебюджетные), так и международные .

Рассмотрим виды социального обеспечения, существующие в настоящий момент в Российской Федерации. Необходимо отметить, что социальное обеспечение можно разделить на две группы: виды социального обеспечения,

предоставляемые в денежном выражении (денежной форме) и виды социального обеспечения, предоставляемые в натуральном выражении (натуральной форме).

Обратимся к видам социального обеспечения, предоставляемым в натуральной форме:

-медицинская помощь;

-лекарственное обеспечение;

-санаторно-курортное лечение;

-социальные услуги, предоставляемые учреждениями социального обслуживания;

-специфические услуги, предоставляемые инвалидам (реабилитационные услуги, протезирование, профессиональное обучение, трудоустройство и т.д.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данные виды социального обеспечения предоставляются бесплатно или с частичной оплатой.

К видам социального обеспечения, предоставляемым в денежной форме можно отнести нижеследующее.

1.Пенсии. Это основной вид социального обеспечения для

нетрудоспособных граждан. Для эффективного функционирования пенсионная система должна иметь в своей основе действенный механизм управления и совершенное пенсионное законодательство. Уровень пенсионного обеспечения определяет уровень жизни нетрудоспособных граждан, пенсионеров,что

накладывает особую ответственность государственных органов (в том числе и законодательных) за принимаемые решения.

Словарь бизнес-терминов определяет пенсию как регулярную денежную пособие (обычно — ежемесячную), которое выплачивается лицам, достигшим пенсионного возраста (пенсии по старости), имеют инвалидность или потеряли кормильца . Иными словами данная выплата производится в установленном законом порядке определенным категориям лиц из социальных фондов и других источников, предназначенных для этих целей.

На данный момент все пенсии, которые выплачиваются на территории Российской Федерации можно разделить на два основных вида, опираясь на особенности законодательного регулирования и источники выплаты:

-пенсии по обязательному социальному страхованию (выплачиваются из сумм страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, аккумулированных в пенсионном фонде Российской Федерации);

-пенсии по государственному пенсионному обеспечению (финансирование которых производится за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению).

Пенсии по обязательному социальному страхованию делятся на трудовые и профессиональные. В соответствии с Законом о трудовых пенсиях, к данным

выплатам относятся: пенсии по старости, пенсии по инвалидности и пенсии по случаю потери кормильца.

2.Пособия. Это одна из важнейших форм обеспечения населения, которая является регулярной или единовременной и выплачивается из средств социального страхования или государственного бюджета.

В отличие от пенсий, выступающих в качестве постоянного и основного источника средств к существованию, пособия, как правило, являются помощью, временно заменяющей утраченный заработок или служащей дополнением к основному источнику средств к существованию (заработку или пенсии) .

Пособия в системе социального обеспечения, как правило, классифицируются:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-по целевому назначению:пособия, компенсирующие заработок

полностью или частично; пособия, предоставляемые как дополнительная материальная помощь.

-по продолжительности выплаты пособия:единовременные;

периодические (ежемесячные).

-по родам социального обеспечения, к которым относятся те или иные ° пособия: пособия по обязательному социальному страхованию; пособия по

государственной социальной помощи.

-по источнику выплаты: из социальных внебюджетных фондов; из федерального бюджета и т.д..

Действующее законодательство предусматривает следующие виды пособий:

-пособие по временной нетрудоспособности

-пособие по безработице

-пособие гражданам, имеющим детей: пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, ставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет; ежемесячное пособие на ребенка; единовременное пособие при передачи ребенка на воспитание в семью.

3.Компенсационные выплаты. Они выплачиваются наряду с пособиями. В российском законодательстве предусмотрены следующие виды компенсационных выплат:

-субсидии на выплату жилья и коммунальных услуг;

-компенсации отдельным категориям инвалидов (на санитарно-курортное лечение, на бензин и техническое обслуживание транспортных средств);

-единовременное пособие беженцам;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-единовременное пособие вынужденным переселенцам;

-компенсационные выплаты на питание обучающимся в государственных,

муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования;

-компенсационные выплаты на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье;

-компенсационные выплаты супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в период их проживания вместе с супругами в местностях, где они вынуждены не работать или не могут трудоустроиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства, а также по состоянию здоровья детей;

-компенсационныевыплатынеработающимженам лиц рядового и

начальствующего состава органов внутренних дел в отдельных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства;

-компенсационныевыплатынеработающимтрудоспособным лицам,

осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами;

-компенсационные выплаты студентам и аспирантам, находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям;

-компенсационныевыплатыматерям (илидругим родственникам,

Л(у)

фактически осуществляющим уходза ребенком),состоящим в трудовых

отношениях на условиях найма с организациями, и женщинам-военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература:

1.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2.Радонова А.В. Основные формы социального обеспечения и социальной защиты населения // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № 3(25). C.202-204

3.Пенсия по случаю потери кормильца/ Словарь бизнес-терминов. Академик.ру. 2001

4.Шарин В.И. Социальная помощь. — Екатеринбург: Полиграфист, 2002. — 237 с.

Физическая безопасность человека определяется комфортностью существования индивида: погодными условиями, наличием источников воды и пищи, отсутствием риска развития чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.

В современном мире социальная защита населения подразумевает не только охрану прав и свобод государством своих граждан от внешних врагов, но и, в первую очередь, поддержку своих граждан в их жизнедеятельности. Чем больше социальные гарантии государства, тем увереннее и безопаснее чувствуют себя его граждане.

Социальная защита населения – это система общественных отношений по обеспечению условий для оптимально комфортной жизнедеятельности населения. Социальная защита является одной из главных функций государства, осуществляемых всегда и при любых условиях, хотя возможности социальной защиты могут различаться в зависимости от социально-экономической и политической ситуации.

Социальная защита населения представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке и оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Она направлена на обеспечение определенного уровня доходов для тех слоев населения, которые в силу определенных причин не могут самостоятельно обеспечить свое существование (безработные, инвалиды, больные, сироты, старики, одинокие матери, многодетные семьи и т.д.); установление и поддержание необходимого материального и социального положения всех членов общества и др.

Назначение системы социальной защиты определяется посредством ее основных функций.

  • 1. Экономическая функция выражается в оказании материальной поддержки граждан в трудной жизненной ситуации, в содействии развитию общественного производства в целом и отдельных отраслей народного хозяйства, экономическому подъему зон приоритетного развития.
  • 2. Политическая функция направлена на выравнивание социального уровня различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку. Она призвана стабилизировать общественные отношения.
  • 3. Демографическая функция способствует стимулированию роста народонаселения страны, воспроизводству здорового поколения, росту продолжительности жизни.
  • 4. Социально-реабилитацонная функция связана с удовлетворением потребностей престарелых и нетрудоспособных граждан. Она выражается в создании условий, благоприятствующих сохранению их правового статуса и охране здоровья всех граждан.

В системе социальной защиты выделяют социальное обеспечение и социальные гарантии.

Под социальным обеспечением подразумевается материальное обеспечение малоимущих слоев населения, содержание и воспитание детей (ясли, детские сады, интернаты, лагеря отдыха и т.п.), содержание, обучение и оказание медицинской помощи нетрудоспособным, инвалидам и т.п.

Социальные гарантии – это социально-экономические нормативы, гарантирующие населению признанный обществом уровень потребления, т.е. обеспечивающие минимальный стандарт уровня жизни в соответствии с возможностями экономики. Социальные гарантии могут быть общенациональными, региональными, отраслевыми, а источниками их финансирования – федеральный бюджет, бюджетная система субъекта РФ и внебюджетные фонды.

Социальные гарантии подразумевают предоставление гражданам благ и услуг без учета трудового вклада и проверки нуждаемости (медицинское обслуживание, образование, пенсии, стипендии, социальные пенсии, пособия на ребенка, ритуальные пособия на погребение). Разновидностью социальных гарантий выступают социальные льготы, которые предоставляются отдельным группам населения (инвалиды, участники военных конфликтов, сироты и пр.). Среди социальных гарантий присутствуют и поддерживающие трудовое население – обязательное социальное страхование (государственная поддержка), которое призвано защищать население от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба: потеря трудоспособности, безработица, несчастные случаи, производственные травмы, профессиональные заболевания, потеря кормильца и пр. Социально уязвимым слоям населения предоставляется социальная поддержка в виде денежных и натуральных (одежда, еда и пр.) выплат, содействие и услуги здесь оказываются социальными службами, которые призваны не только помогать нуждающимся, но и определять категорию нуждающихся граждан.

Социальная поддержка населения, пострадавшего от ЧС, занимает одно из приоритетных мест в общей системе мер, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Основными направлениями этой деятельности являются:

  • • совершенствование законодательной и нормативной базы но вопросам социальной защиты населения, пострадавшего от ЧС;
  • • организация выплат единовременной помощи гражданам, пострадавшим от ЧС;
  • • компенсационные выплаты гражданам за материальный ущерб или увечья (заболевания), возникшие в связи с ЧС, а также с выполнением работ по ликвидации ЧС, и оказание гуманитарной помощи пострадавшим.

Организация социальной поддержки пострадавшего населения производится в рамках Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановления Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и других нормативных правовых актов.

Социальная поддержка помогает получить гражданам ощущение уверенности в завтрашнем дне, способствует снижению напряженности в обществе, улучшает психологическое качество жизни.

Добавить комментарий