Содружество аудиторов

В связи с поступлением жалобы от физлица Шоргина С. Минфин издал приказ о проведении внеплановой проверки СОА НП «Аудиторская Палата России» (АПР), по результатам которой выявлены нарушения требований:

  • части 13 статьи 16, статьи 21 закона об аудиторской деятельности;
  • пункта 8 положения о порядке ведения госреестра СРО аудиторов (приказ Минфина № 41н от 30 апреля 2009 года);
  • пункта 6 положения о рабочем органе Совета по аудиторской деятельности (приказ Минфина № 146н от 29 декабря 2009 года).

В частности, в Минфин представлены недостоверные сведения о руководителе постоянно действующего коллегиального органа управления — центрального совета АПР Турбанове А.В., который был избран неуполномоченным органом. Минфин установил, что избрание данного руководителя отнесено уставом к компетенции общего собрания членов АПР, а не центрального совета.

По результатам проверки было вынесено предписание об устранении выявленных нарушений в установленный срок.

АПР обратилась в суд (дело № А40-45486/2015), полагая, что закон не предусматривает возможность инициирования внеплановой проверки гражданином, не являющимся аудитором, и не допускает проведение внеплановой проверки на основании обращения.

Суды трех инстанций отказали в удовлетворении требований, разъяснив, что государственный контроль за деятельностью СРО аудиторов проводится в форме плановых и внеплановых проверок (часть 3 статьи 22 закона об аудиторской деятельности). Основанием для внеплановой проверки может быть жалоба на действия (бездействие) СРО аудиторов, которая может быть подана аудитором, органами власти власти, ЦБ, другими СРО аудиторов, общественными объединениями или иными лицами.

Суды отметили, что предписание содержит четкое и конкретное указание, не допускающее его двоякого толкования — Аудиторская палата должна выбрать руководителя центрального совета общим собранием членов палаты.

Судья ВС (305-КГ16-2065 от 06.04.2016) отказал в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.

Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

В Российской Федерации саморегулирование осуществляется в соответствии с требованиями Закона о саморегулируемых организациях на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации.

Под субъектами предпринимательской деятельности понимаются индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие определяемую в соответствии с ГК РФ предпринимательскую деятельность, а под субъектами профессиональной деятельности — физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными законами.

Саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных Законом о саморегу- лируемых организациях и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида. Объединение в одной саморегулируемой организации субъектов предпринимательской деятельности и субъектов профессиональной деятельности определенного вида может предусматриваться федеральными законами. Примеры видов профессиональной деятельности, для которых законодательством РФ предусматривается обязательное саморегулирование, приведены в табл. 2.4.

Таблица 2.4

Виды профессиональной деятельности в Российской Федерации, требующие обязательного саморегулирования

Вид деятельности

Основание

Актуарная

Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. № 293-ФЗ «Об актуарной деятельности в Российской Федерации», ст. 11

Аудиторская

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», ст. 17

Инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства

Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ, гл. 6.1

Кадастровая

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», сг. 34

Мсдиаторская

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. Ха 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», ст. 18

Оценочная

Федеральный закон от 29 июля 1998 г. Ха 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ст. 22

Рекламная

Федеральный закон от 13 марта 2006 г. Ха 38-ФЗ «О рекламе», гл. 4

Ревизионная деятельность в сельскохозяйственных кооперативах

Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. Ха 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», ст. 33.1

Предметом саморегулирования является предпринимательская или про- фессиональная деятельность субъектов, объединенных в саморегулиру- емые организации.

Саморегулируемой организацией признается некоммерческая организация, созданная в соответствии с ГК РФ и Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», при условии ее соответствия всем установленным Законом о саморегулируемых организациях требованиям. К таким требованиям, в частности, относятся:

  • • наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации;
  • • обеспечение саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами.

Саморегулируемая организация разрабатывает и утверждает стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности (стандарты и правила саморегулируемой организации), иод которыми понимаются требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации. Федеральными законами могут устанавливаться иные требования, стандарты и правила, а также особенности содержания, разработки и установления стандартов и правил саморегулируемой организации.

Стандарты и правила саморегулируемой организации должны соответствовать федеральным законам и принятым в соответствии с ними иным нормативным правовым актам. Стандартами и правилами саморегулируемой организации могут устанавливаться дополнительные требования к предпринимательской или профессиональной деятельности определенного вида.

Саморегулируемая организация от своего имени и в интересах своих членов вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействующим не соответствующего федеральному закону нормативного правового акта, обязанность соблюдения которого возлагается на членов саморегулируемой организации, в том числе нормативного правового акта, содержащего не допускаемое федеральным законом расширительное толкование его норм в целом или в какой-либо части.

Саморегулируемая организация должна установить меры дисциплинарного воздействия в отношении членов саморегулируемой организации за нарушение требований стандартов и правил саморегулируемой органи- зации, а также обеспечить информационную открытость затрагивающей права и законные интересы любых лиц деятельности членов саморегулируемой организации.

Стандарты и правила саморегулируемой организации должны соответствовать правилам деловой этики, устранять или уменьшать конфликт интересов членов саморегулируемой организации, их работников и членов постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации.

Стандарты и правила саморегулируемой организации должны устанавливать запрет на осуществление членами саморегулируемой организации деятельности в ущерб иным субъектам предпринимательской или профессиональной деятельности, а также должны устанавливать требования, препятствующие недобросовестной конкуренции, совершению действий, причиняющих моральный вред или ущерб потребителям товаров (работ, услуг) и иным лицам, действий, причиняющих ущерб деловой репутации члена саморегулируемой организации либо саморегулируемой организации.

Саморегулируемая организация вправе применять следующие способы обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами:

  • 1) создание системы личного и (или) коллективного страхования;
  • 2) формирование компенсационного фонда.

Компенсационный фонд первоначально формируется исключительно в денежной форме за счет взносов членов саморегулируемой организации в размере не менее чем 3000 руб. в отношении каждого члена.

В случае применения в качестве способа обеспечения ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами системы личного и (или) коллективного страхования минимальный размер страховой суммы по договору страхования ответственности каждого члена не может быть менее чем 13 000 руб. в год.

Федеральными законами могут устанавливаться иные требования к порядку формирования компенсационного фонда саморегулируемой организации, его минимальному размеру, размещению средств такого фонда, страхованию ответственности членов саморегулируемой организации.

Размещение средств компенсационного фонда в целях их сохранения и прироста и инвестирование таких средств осуществляются через управляющие компании, если иное не установлено федеральным законом.

Контроль за соблюдением управляющими компаниями ограничений размещения и инвестирования средств компенсационного фонда, правил размещения таких средств и требований к инвестированию, а также за инвестированием средств компенсационного фонда, которые установлены Законом о саморегулируемых организациях и принятой саморегулируемой организацией инвестиционной декларацией, осуществляется специализированным депозитарием на основании договора об оказании услуг специализированного депозитария.

Доход, полученный от размещения и инвестирования средств компенсационного фонда, направляется на пополнение компенсационного фонда и покрытие расходов, связанных с обеспечением надлежащих условий инвестирования средств компенсационного фонда.

Саморегулируемая организация вправе заключать договоры только с управляющими компаниями и специализированным депозитарием, которые отобраны по результатам конкурса, проведенного в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации.

В объекты недвижимости может быть инвестировано не более 10% средств компенсационного фонда. В государственные ценные бумаги РФ должно быть инвестировано не менее 10% средств компенсационного фонда. Дополнительные требования к составу и структуре средств компенсационного фонда определяются инвестиционной декларацией, принятой саморегулируемой организацией.

Саморегулируемая организация в соответствии с федеральными законами в пределах средств компенсационного фонда саморегулируемой организации несет ответственность но обязательствам своего члена, возникшим в результате причинения вреда вследствие недостатков произведенных членом саморегулируемой организации товаров (работ, услуг).

Не допускается осуществление выплат из компенсационного фонда, за исключением выплат в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами, если иное не предусмотрено федеральным законом. Не допускается возврат взносов членам саморегулируемой организации, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Взыскание но обязательствам саморегулируемой организации, в том числе по обязательству о возмещении причиненного члену саморегулируемой организации вреда, не может быть наложено на имущество компенсационного фонда саморегулируемой организации.

Органами управления саморегулируемой организации являются:

  • • общее собрание членов саморегулируемой организации;
  • • постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегу- лируемой организации;
  • • исполнительный орган саморегулируемой организации.

В саморегулируемой организации функции постоянно действующего коллегиального органа управления могут осуществляться общим собранием членов саморегулируемой организации.

В случае если иное не установлено федеральным законом, для осуществления деятельности в качестве саморегулируемой организации некоммерческой организацией должны быть созданы специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности и рассмотрение дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных внутренними документами саморегулируемой организации.

Источниками формирования имущества саморегулируемой организации являются:

  • • регулярные и единовременные поступления от членов саморегулируемой организации (вступительные, членские и целевые взносы);
  • • добровольные имущественные взносы и пожертвования;
  • • средства, полученные от оказания услуг по предоставлению информации, раскрытие которой может осуществляться на платной основе;
  • • средства, полученные от оказания образовательных услуг, связанных с предпринимательской деятельностью, коммерческими или профессиональными интересами членов саморегулируемой организации;
  • • средства, полученные от продажи информационных материалов, связанных с предпринимательской деятельностью, коммерческими или профессиональными интересами членов саморегулируемой организации;
  • • доходы, полученные от размещения денежных средств на банковских депозитах;
  • • другие не запрещенные законом источники.

Федеральными законами могут устанавливаться ограничения источников доходов, получаемых саморегулируемыми организациями.

Порядок регулярных и единовременных поступлений от членов саморегулируемой организации определяется внутренними документами саморегулируемой организации, утвержденными общим собранием членов саморегулируемой организации, если иное не предусмотрено федеральным законом или уставом некоммерческой организации.

Ведение бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности саморегулируемой организации подлежит обязательному аудиту.

Саморегулируемая организация не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность.

Саморегулируемая организация не вправе учреждать хозяйственные товарищества и общества, осуществляющие предпринимательскую деятельность, являющуюся предметом саморегулирования для этой саморе- гулируемой организации, и становиться участником таких хозяйственных товариществ и обществ.

Саморегулируемая организация не вправе осуществлять следующие действия и совершать следующие сделки, если иное не предусмотрено федеральными законами:

  • • предоставлять принадлежащее ей имущество в залог в обеспечение исполнения обязательств иных лиц;
  • • выдавать поручительства за иных лиц, за исключением своих работников;
  • • приобретать акции, облигации и иные ценные бумаги, выпущенные ее членами, за исключением случаев, если такие ценные бумаги обращаются на организованных торгах;
  • • обеспечивать исполнение своих обязательств залогом имущества своих членов, выданными ими гарантиями и поручительствами;
  • • выступать посредником (комиссионером, агентом) по реализации произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг);
  • • совершать иные сделки в случаях, предусмотренных другими федеральными законами.

Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа саморегулируемой организации, нс вправе:

  • • приобретать ценные бумаги, эмитентами которых или должниками по которым являются члены саморегулируемой организации, их дочерние и зависимые общества;
  • • заключать с членами саморегулируемой организации, их дочерними и зависимыми обществами любые договоры имущественного страхования, кредитные договоры, соглашения о поручительстве;
  • • осуществлять в качестве индивидуального предпринимателя предпринимательскую деятельность, являющуюся предметом саморегулирования для этой саморегулируемой организации;
  • • учреждать хозяйственные товарищества и общества, осуществляющие предпринимательскую деятельность, являющуюся предметом саморегулирования для этой саморегулируемой организации, становиться участником таких хозяйственных товариществ и обществ.

Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа саморегулируемой организации, не вправе являться членом органов управления членов саморегулируемой организации, их дочерних и зависимых обществ, являться работником, состоящим в штате указанных организаций.

Федеральными законами, уставом некоммерческой организации или иными установленными ею требованиями может быть предусмотрено возложение на саморегулируемую организацию или ее работников дополнительных ограничений, направленных на устранение обстоятельств, влекущих за собой возникновение конфликта интересов, угрозу неправомерного использования работниками саморегулируемой организации ставшей известной им в силу служебного положения информации о деятельности членов саморегулируемой организации.

Федеральными законами могут быть установлены иные требования к некоммерческим организациям, объединяющим субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, для признания их саморе- гулируемыми организациями, а также могут быть установлены повышенные требования по сравнению с указанными в Законе о саморегулируемых организациях требованиями к саморегулируемым организациям.

Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации с даты внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций и утрачивает статус саморегулируемой организации с даты исключения сведений о некоммерческой организации из указанного реестра.

Членство субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях является добровольным, однако для отдельных видов профессиональной деятельности (см. табл. 2.4) предусмотрено обязательное членство субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях.

Субъект, осуществляющий различные виды предпринимательской или профессиональной деятельности, может являться членом нескольких саморегулируемых организаций, если такие саморегулируемые организации объединяют субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности соответствующих видов.

Субъект, осуществляющий определенный вид предпринимательской или профессиональной деятельности, может являться членом только одной саморегулируемой организации, объединяющей субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности такого вида.

Саморегулируемая организация обязана создать и вести в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сайт, в электронный адрес которого включено доменное имя, права на которое принадлежат этой саморегулируемой организации (официальный сайт).

Саморегулируемая организация обязана размещать на официальном сайте:

  • 1) сведения, содержащиеся в реестре членов саморегулируемой организации, в том числе сведения о лицах, прекративших свое членство в саморегулируемой организации;
  • 2) копии в электронной форме стандартов и правил саморегулируемой организации, а также внутренних документов саморегулируемой организации. К внутренним документам саморегулируемой организации относятся:
    • а) документы, устанавливающие порядок осуществления контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации и порядок применения мер дисциплинарного воздействия в отношении членов саморегулируемой организации,
    • б) положение о раскрытии информации, устанавливающее порядок обеспечения информационной открытости деятельности саморегулируемой организации и деятельности ее членов,
    • в) порядок размещения средств компенсационного фонда в целях их сохранения и прироста, направления их размещения (инвестиционная декларация) в случае, если формирование компенсационного фонда применяется в качестве способа обеспечения ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг),
    • г) требования к членству в саморегулируемой организации, в том числе установленные саморегулируемой организацией размеры вступительных взносов, членских взносов и порядок их уплаты, а также порядок прекращения членства в саморегулируемой организации,
    • д) иные документы, требования к разработке которых установлены федеральными законами, предусматривающими случаи обязательного членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях;
  • 3) информацию о структуре и компетенции органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации, количественном и персональном составе постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации (с указанием штатных должностей членов постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации, в том числе независимых членов, по основному месту работы), о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа саморегулируемой организации, и (или) о персональном составе коллегиального исполнительного органа саморегулируемой организации;
  • 4) решения, принятые общим собранием членов саморегулируемой организации и постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации;
  • 5) информацию об исках и о заявлениях, поданных саморегулируемой организацией в суды;
  • 6) информацию о способах и порядке обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами;
  • 7) информацию об управляющей компании, с которой саморегулируемой организацией заключен договор (ее наименование, место нахождения, информацию об имеющейся лицензии, номера контактных телефонов), о специализированном депозитарии, с которым саморегулируемой организацией заключен договор (его наименование, место нахождения, информацию об имеющейся лицензии, номера контактных телефонов), в случае, если формирование компенсационного фонда применяется в качестве способа обеспечения ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и размещение средств компенсационного фонда осуществляется через управляющую компанию;
  • 8) информацию о составе и стоимости имущества компенсационного фонда саморегулируемой организации в случае применения саморегули- руемой организацией компенсационного фонда в качестве способа обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами, а также информацию о фактах осуществления выплат из компенсационного фонда саморегулируемой организации в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами и об основаниях таких выплат, если такие выплаты осуществлялись;
  • 9) информацию о порядке осуществления аттестации членов саморегулируемой организации или их работников в случае, если федеральным законом и (или) саморегулируемой организацией установлено требование о прохождении аттестации членами такой саморегулируемой организации или их работниками;
  • 10) копию в электронной форме плана проверок членов саморегулируемой организации, а также общую информацию о проверках, проведенных в отношении членов саморегулируемой организации за два предшествующих года;
  • 11) годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность саморегулируемой организации и аудиторское заключение в отношении указанной отчетности (при его наличии);
  • 12) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование саморегулируемой организации, место ее нахождения, номера контактных телефонов и адрес электронной почты, полные и (в случае, если имеются) сокращенные наименования некоммерческих организаций, членом которых является саморегулируемая организация, места их нахождения, номера контактных телефонов и адреса электронной почты;
  • 13) иную предусмотренную федеральными законами и (или) саморегулируемой организацией информацию.

Саморегулируемая организация предоставляет информацию в федеральные органы исполнительной власти в порядке, установленном законодательством РФ.

Саморегулируемая организация наряду с раскрытием информации, указанной выше, вправе раскрывать иную информацию о своей деятельности и деятельности своих членов в порядке, установленном саморегулируемой организацией, если такое раскрытие не влечет за собой нарушение установленных членами саморегулируемой организации порядка и условий доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, а также возникновение конфликта интересов саморегулируемой организации, интересов ее членов и определяется саморегулируемой организацией в качестве обоснованной меры повышения качества саморегулирования и ипформационной открытости деятельности саморегулируемой организации и ее членов.

Саморегулируемой организацией должны быть предусмотрены способы получения, использования, обработки, хранения и защиты информации, неправомерное использование которой может причинить моральный вред и (или) имущественный ущерб членам саморегулируемой организации или создать предпосылки для причинения таких вреда и (или) ущерба.

Саморегулируемая организация несет перед своими членами ответственность за действия ее должностных лиц и иных работников, связанные с неправомерным использованием такой информации.

Саморегулируемая организация несет ответственность за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение обязанностей по раскрытию информации в соответствии с законодательством РФ.

Согласно Закону об аудиторской деятельности (ст. 17) саморегулируемой организацией аудиторов признается некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности.

Некоммерческая организация приобретает статус СРОА с даты ее включения в государственный реестр СРОА. Некоммерческая организация включается в государственный реестр СРОА при условии соответствия ее следующим требованиям:

  • 1) объединения в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее 700 физических лиц или не менее 500 коммерческих организаций, соответствующих установленным Законом об аудиторской деятельности требованиям к членству в такой организации;
  • 2) наличия утвержденных правил осуществления ВККР членов СРОА, принятых правил независимости аудиторов и аудиторских организаций и принятого кодекса профессиональной этики аудиторов;
  • 3) обеспечения СРОА дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами посредством формирования компенсационного фонда (компенсационных фондов) СРОА.

Для осуществления деятельности в качестве СРОА некоммерческой организацией должны быть созданы специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами СРОА требований Закона об аудиторской деятельности, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов и рассмотрение дел о применении в отношении членов СРОА мер дисциплинарного воздействия.

Формирование компенсационного фонда (компенсационных фондов) СРОА и размещение средств такого фонда (таких фондов) осуществляются в порядке, установленном Законом о саморегулируемых организациях.

На 2015 г. в Российской Федерации зарегистрировано пять СРОА (табл. 2.5).

Саморегулируемые организации аудиторов в Российской Федерации

№ п/п

Дата

включения в реестр сведений о СРОА

Полное наименование СРОА

Сокращенное наименование СРОА

Почтовый адрес (место нахождения) исполнительного органа СРОА

Дата принятия и номер приказа Минфина России о внесении сведений о СРОА в реестр

1 октября 2009 г.

Некоммерческое партнерство «Аудиторская палата России»

НП АПР

105120, Москва, 3-й Сыромятнический пер.,

Д. 3/9

От 1 октября 2009 г.

№ 455

30 октября 2009 г.

Некоммерческое партнерство «Институт профессиональных аудиторов»

НП «ИПАР»

117420, Москва, ул. Наметкина, д. 14, стр. 1, офис 419

От 30 октября 2009 г.

№514

27 ноября 2009 г.

Некоммерческое

партнерство

«Московская

аудиторская

палата»

«МоАП»

107031, Москва, Петровский пер., д. 8, стр. 2

От 26 ноября 2009 г.

№578

23 декабря 2009 г.

Саморегулируемая организация аудиторов Некоммерческое партнерство «Российская коллегия аудиторов»

СРО НП

«РКА»

103045, Москва, Колокольников пер., д. 2/6, стр. 1, офис 302

От 22 декабря 2009 г.

№ 675

30 декабря 2009 г.

Некоммерческое

партнерство

«Аудиторская

ассоциация

Содружество»

НП ААС

119192, Москва, Мичуринский пр-т, д. 21, корп. 4

От 30 декабря 2009 г.

№721

Саморегулируемая организация аудиторов наряду с функциями, установленными Законом о саморегулируемых организациях, разрабатывает и утверждает стандарты аудиторской деятельности СРОА, принимает правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекс профессиональной этики аудиторов, разрабатывает проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности, участвует в разработке проектов стандартов в области бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности, организует прохождение аудиторами обучения по программам повы[нения квалификации.

Саморегулируемая организация аудиторов наряду с правами, установленными Законом о саморегулируемых организациях, имеет право устанавливать в отношении аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, которые являются ее членами, дополнительные к требованиям, предусмотренным Законом об аудиторской деятельности, требования, обеспечивающие их ответственность при осуществлении аудиторской деятельности, разрабатывать и устанавливать дополнительные к мерам, предусмотренным законом, меры дисциплинарного воздействия на ее членов за нарушение ими требований Закона об аудиторской деятельности, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов, организовывать профессиональное обучение лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью.

Саморегулируемая организация аудиторов наряду с исполнением обязанностей, установленных Законом о саморегулируемых организациях:

  • 1) участвует в установленном порядке в создании, включая финансирование, и деятельности ЕАК;
  • 2) сообщает в уполномоченный федеральный орган об изменениях в сведениях о СРОА для внесения в государственный реестр СРОА, а также о возникшем несоответствии СРОА требованиям закона не позднее семи рабочих дней со дня, следующего за днем возникновения соответственно указанных изменений в сведениях или несоответствия;
  • 3) сообщает в уполномоченный федеральный орган о дополнительных к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, требованиях, предусмотренных СРОА в своих стандартах аудиторской деятельности, а также о дополнительных требованиях, включенных в принятые ею правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, и дополнительных нормах профессиональной этики, включенных в принятый ею кодекс профессиональной этики аудиторов, в порядке, сроки и по форме, которые определяются уполномоченным федеральным органом;
  • 4) представляет в уполномоченный федеральный орган отчет об исполнении СРОА, ее членом или членами требований законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, в порядке, сроки и по форме, которые определяются уполномоченным федеральным органом;
  • 5) подтверждает соблюдение аудиторами, являющимися членами этой СРОА, требования об обучении по программам повышения квалификации;
  • 6) не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения письменного запроса, представляет в уполномоченный федеральный орган, уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору и Совет но аудиторской деятельности при Минфине России по их запросам копии решений органов управления и специализированных органов СРОА;
  • 7) оказывает содействие представителям Совета по аудиторской деятельности при Минфине России в ознакомлении с деятельностью СРОА.

Представители уполномоченного федерального органа и Совета по аудиторской деятельности при Минфине России вправе присутствовать на собраниях (заседаниях) органов управления и специализированных органов СРОА, а также на иных проводимых ею мероприятиях.

Саморегулируемая организация аудиторов не может являться членом другой СРОА.

В случае если членами СРОА являются физические лица и (или) организации, не являющиеся соответственно аудиторами и аудиторскими организациями, в деятельности органов управления такой организации должна быть обеспечена независимость аудиторов и аудиторских организаций при осуществлении ими функций, непосредственно связанных с аудиторской деятельностью.

Члены постоянно действующего коллегиального органа управления и специализированных органов СРОА могут совмещать исполнение этих функций с аудиторской деятельностью (с участием в аудиторской деятельности).

Независимые члены постоянно действующего коллегиального органа управления СРОА должны составлять не менее одной пятой числа членов этого органа.

Обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности СРОА должен проводиться аудиторской организацией, являющейся членом другой СРОА.

Реестр членов саморегулируемой организации в соответствии со ст. 7.1 Закона о саморегулируемых организациях представляет собой информационный ресурс, содержащий систематизированную информацию о членах саморегулируемой организации, а также сведения о лицах, прекративших членство в саморегулируемой организации.

Лицо приобретает все права члена саморегулируемой организации с даты внесения сведений о нем, предусмотренных ст. 7.1 Закона о саморегулируемых организациях, в реестр членов саморегулируемой организации.

Реестр членов саморегулируемой организации содержит следующие сведения:

  • 1) регистрационный номер члена саморегулируемой организации, дату его регистрации в реестре;
  • 2) сведения, позволяющие идентифицировать члена саморегулируемой организации:
    • а) фамилия, имя, отчество, место жительства, дата и место рождения, паспортные данные, номера контактных телефонов, почтовый адрес, идентификационный номер налогоплательщика (для физического лица),
    • б) фамилия, имя, отчество, место жительства, дата и место рождения, паспортные данные, номера контактных телефонов, идентификационный номер налогоплательщика, дата государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, место фактического осуществления деятельности (для индивидуального предпринимателя),
    • в) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, дата государственной регистрации юридического лица, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, место нахождения юридического лица, номера контактных телефонов, идентификационный номер налогоплательщика, фамилия, имя, отчество лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица, и (или) руководителя коллегиального исполнительного органа юридического лица;
  • 3) сведения о соответствии члена саморегулируемой организации условиям членства в саморегулируемой организации, предусмотренным законодательством РФ и (или) внутренними документами саморегулируемой организации;
  • 4) сведения об обеспечении имущественной ответственности члена саморегулируемой организации перед потребителями произведенных им товаров (работ, услуг) и иными лицами, в том числе сведения о страховщике (включая сведения о месте его нахождения, об имеющейся лицензии и информацию, предназначенную для установления контакта) и о размере страховой суммы по договору страхования ответственности члена саморегулируемой организации, если требование, предусматривающее наличие такого договора страхования ответственности, является условием членства в саморегулируемой организации, о размере взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации в случае, если формирование компенсационного фонда применяется в качестве способа обеспечения ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг);
  • 5) сведения о результатах проведенных саморегулируемой организацией проверок члена саморегулируемой организации и фактах применения к нему дисциплинарных и иных взысканий (в случае, если такие проверки проводились и (или) такие взыскания налагались);
  • 6) иные предусмотренные саморегулируемой организацией сведения.

В отношении лиц, прекративших свое членство в саморегулируемой организации, в реестре членов саморегулируемой организации должна содержаться подлежащая размещению на официальном сайте информация о дате прекращения членства в саморегулируемой организации и об основаниях такого прекращения.

Раскрытию на официальном сайте подлежат сведения, за исключением сведений о месте жительства, паспортных данных (для физического лица, в том числе для индивидуального предпринимателя) и иных сведений, если доступ к ним ограничен федеральными законами.

Саморегулируемая организация ведет реестр членов саморегулируемой организации со дня внесения сведений о ней в государственный реестр саморегулируемых организаций.

Член саморегулируемой организации обязан уведомлять саморегули- руемую организацию в письменной форме или путем направления электронного документа о наступлении любых событий, влекущих за собой изменение информации, содержащейся в реестре членов саморегулируемой организации, в течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем наступления таких событий.

Дополнительные требования к порядку ведения реестра и составу сведений, включаемых в реестры членов СРОА, установлены Законом об аудиторской деятельности. В частности, этот закон устанавливает, что реестр аудиторов и аудиторских организаций — это систематизированный перечень аудиторов и аудиторских организаций. Контрольный экземпляр реестра аудиторов и аудиторских организаций — это свод реестров аудиторов и аудиторских организаций.

Ведение реестра аудиторов и аудиторских организаций осуществляется СРОА в отношении своих членов. Ведение контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций осуществляется уполномоченным федеральным органом.

Порядок ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций и контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций, а также перечень включаемых в них сведений устанавливаются уполномоченным федеральным органом.

Реестр аудиторов и аудиторских организаций подлежит опубликованию СРОА на их официальных сайтах в Интернете; контрольный экземпляр реестра аудиторов и аудиторских организаций подлежит опубликованию уполномоченным федеральным органом на его официальном сайте в Интернете.

Реестр аудиторов и аудиторских организаций и контрольный экземпляр реестра аудиторов и аудиторских организаций ведутся на бумажном и электронном носителях. При несоответствии между записями на бумажном носителе и электронном носителе приоритет имеют записи на бумажном носителе.

Сведения, содержащиеся в реестре аудиторов и аудиторских организаций, являются открытыми и общедоступными. Указанные сведения представляются СРОА по письменному запросу заинтересованного лица не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения письменного запроса.

Сведения о члене СРОА должны быть внесены СРОА в реестр аудиторов и аудиторских организаций не позднее семи рабочих дней со дня, следующего за днем вступления в силу решения о приеме в члены СРОА.

Саморегулируемая организация аудиторов не вправе:

  • 1) выдвигать какие-либо требования или условия при внесении в реестр аудиторов и аудиторских организаций сведений о лице, решение о приеме которого в члены этой СРОА вступило в силу;
  • 2) взимать плату за внесение сведений в реестр аудиторов и аудиторских организаций.

Аудиторская организация, аудитор обязаны в письменной форме уведомлять СРОА, членами которой они являются, о всех изменениях содержащихся в реестре аудиторов и аудиторских организаций сведений в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем возникновения таких изменений.

Сведения о прекращении членства аудиторской организации, аудитора в СРОА должны быть внесены в реестр аудиторов и аудиторских организаций не позднее семи рабочих дней со дня, следующего за днем прекращения членства.

Саморегулируемая организация аудиторов обязана в течение семи рабочих дней со дня, следующего за днем внесения сведений об аудиторской организации, аудиторе в реестр аудиторов и аудиторских организаций, а также со дня, следующего за днем внесения изменений в содержащиеся в реестре аудиторов и аудиторских организаций сведения об аудиторской организации, аудиторе, передавать соответствующую информацию в уполномоченный федеральный орган для внесения в контрольный экземпляр реестра аудиторов и аудиторских организаций, а также раскрывать такую информацию.

Уполномоченный федеральный орган в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения указанной информации, вносит соответствующие сведения или изменения в сведения в контрольный экземпляр реестра аудиторов и аудиторских организаций.

Саморегулируемая организация аудиторов ведет реестр аудиторов и аудиторских организаций в отношении своих членов, начиная со дня внесения сведений о ней в государственный реестр СРОА.

Саморегулируемые организации аудиторов, их члены и работники, получившие доступ к сведениям и документам, составляющим аудиторскую тайну, обязаны соблюдать требование об обеспечении конфиденциальности таких сведений и документов.

Добавить комментарий