Сколько надо работать

Сколько часов в день можно работать, чтобы не навредить здоровью и не перегореть
​ ​ ​

Работая по 12 часов в день, вы не станете продуктивнее. Зато рискуете возненавидеть свою жизнь и подорвать здоровье.

Эту статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.

Переработки могут не только приносить деньги, но и вредить психическому и физическому здоровью. Лайфхакер рассказывает, как этого избежать.

Как продолжительность рабочего времени связана с выгоранием

Выгорание — это не медицинский диагноз, а особый тип стресса. Часто он связан именно с работой. Это состояние Job burnout: How to spot it and take action. Mayo Clinic. физического и эмоционального истощения, сочетающееся с чувством недостатка времени и ощущения внутренней пустоты.

Профессиональное выгорание включено Burn‑out an «occupational phenomenon»: International Classification of Diseases. World Health Organization. в Международную классификацию болезней Всемирной организации здравоохранения. ВОЗ признаёт Mental health in the workplace. World Health Organization. , что работа полезна для психики, но указывает, что неблагоприятная рабочая среда может влиять на физическое и психическое здоровье человека. По данным организации, около 264 миллионов человек по всему миру страдают Mental health in the workplace. World Health Organization. от депрессии и тревожных расстройств, которые обходятся мировой экономике в один триллион долларов США.

Последствиями выгорания на работе могут Job burnout: How to spot it and take action. Mayo Clinic. быть:

  • чрезмерное напряжение, усталость, гнев, раздражительность, цинизм;
  • депрессия;
  • бессонница;
  • злоупотребление алкоголем и психотропными веществами, а также переедание;
  • сердечные заболевания и повышенное артериальное давление;
  • развитие сахарного диабета второго типа;
  • ослабление иммунитета.

Многие люди, испытывающие выгорание, считают, что оно не связано с их работой. При этом высокая нагрузка и сверхурочный труд — одни Job burnout: How to spot it and take action. Mayo Clinic. из факторов риска развития этого состояния. Время работы напрямую связано с классическим Farber B.A. Crisis in education : stress and burnout in the American teacher. San Francisco: Jossey‑Bass. 1991. типом выгорания, когда человек работает всё больше и больше, пытаясь разрешить профессиональные вопросы или получить значительное вознаграждение. При этом такое состояние способствует Aamodt M.G. Industrial/Organizational Psychology: An Applied Approach. Cengage Learning. 2015. ухудшению производительности работника, учащению опозданий и прогулов.

Сколько можно работать по закону

Согласно Трудовому кодексу РФ, продолжительность Ст. 91 ТК РФ нормальной рабочей недели не должна превышать 40 часов. Также ТК устанавливает Ст. 92 ТК РФ дополнительные ограничения рабочего времени для определённых групп людей:

  • для несовершеннолетних — 24 часа для подростков до 16 лет, 35 часов для работников в возрасте 16–18 лет;
  • для инвалидов I и II группы — 35 часов;
  • для работающих при опасных и вредных условиях труда третьей или четвёртой степени — 36 часов.

По просьбе работника работодатель должен Ст. 93 ТК РФ предоставить неполную рабочую неделю с пропорциональной оплатой труда:

  • беременным женщинам;
  • одному из родителей (попечителей) ребёнка до 14 лет;
  • членам семьи, ухаживающим за больным родственником.

Кроме того, законом устанавливается Ст. 94 ТК РФ продолжительность рабочей смены:

  • для несовершеннолетних — 4 часа в возрасте 14–15 лет, 5 часов с 15 до 16 и 7 часов с 16 до 18 лет; для совмещающих работу с учёбой — 2 часа в возрасте 14–16 лет и 4 часа для 16–18‑летних;
  • для инвалидов — согласно медицинскому заключению;
  • для работников вредных и опасных производств — 8 часов при 36‑часовой рабочей неделе и 6 при 30‑часовой (12 и 8 часов при наличии специального соглашения);
  • для творческих работников, сотрудников СМИ и учреждений культуры — согласно договору.

Перед праздничными нерабочими днями продолжительность смены сокращается Ст. 95 ТК РФ на 1 час, а при невозможности это сделать отработанное время компенсируется позднее. При шестидневной рабочей неделе смена перед выходными не должна превышать 5 часов.

Почему работая дольше вы не станете больше успевать

У продуктивности любого человека есть лимит. Работая дольше, вы далеко не всегда будете эффективнее.

Классическую 40‑часовую рабочую неделю уже давно пытаются признать неэффективной. Ещё в 1930 году знаменитый экономист Джон Мейнард Кейнс предположил Keynes J.M. Economic Possibilities for our Grandchildren. New York. 1930. , что в 2030 году рабочая неделя будет составлять всего 15 часов, потому что экономический и технический прогресс позволят это сделать.

В 2016 году в домах престарелых Швеции провели эксперимент Savage M. What really happened when Swedes tried six‑hour days? BBC. , введя шестичасовой рабочий день, но сохранив при этом зарплату сотрудников. Сверх этого времени их замещали дополнительно нанятые работники. В результате медсёстры стали работать продуктивнее и реже брали отгулы. Многих сотрудников, участвовавших в эксперименте, расстроила весть о том, что он закончен и нужно вернуться к восьмичасовому дню.

Впрочем, такой режим удобен не для всех: руководитель шведской технологической компании Эрик Гатенхольм попробовал Savage M. What really happened when Swedes tried six‑hour days? BBC. привить нововведение на своём производстве. Результатами Гатенхольм остался недоволен: сотрудники жаловались, что у них накапливается невыполненная работа.

В ноябре 2019 года Microsoft Japan опубликовала Microsoft four‑day work week ‘boosts productivity’. BBC. результаты эксперимента с введением четырёхдневной рабочей недели. Оказалось, что благодаря этому продуктивность возросла на 40%. Недаром именно японское подразделение Microsoft провело этот эксперимент: Япония — страна, в которой переработки считаются нормой и составляют Japan is facing a ‘death by overwork’ problem — here’s how companies are combatting it более чем 80 часов в месяц на человека.

Большое исследование о взаимосвязи количества рабочих часов и продуктивности выпустил Pencavel J. The Productivity of Working Hours. Discussion Paper. в 2014 году экономист Стэнфордского университета Джон Пенкейвел. Он сравнил работников начала XX века и современных и пришёл к выводу, что сегодня сосредоточенность на задаче значительно важнее для сотрудника, чем в прошлом, при этом она начинает сильно ухудшаться после 6 часов работы в день и 40 часов в неделю.

Рост и падение продуктивности в течение рабочего дня
График зависимости продуктивности от продолжительности рабочего дня: сплошная линия — в светлое время суток, пунктирная — в тёмное. Иллюстрация: Pencavel J. The Productivity of Working Hours. Discussion Paper

Ранее другое исследование Long Working Hours and Cognitive Function. The Whitehall II Study. American Journal of Epidemiology. финских медиков обнаружило связь между работой больше 55 часов в неделю и снижением когнитивных способностей.

Как длительность рабочего дня влияет на наше здоровье

В 2017 году австралийские медики опубликовали исследование Hour‑glass ceilings: Work‑hour thresholds, gendered health inequities. Social Science & Medicine. , основанное на опросе около 8 000 работающих людей. Учёные пришли к выводу, что рабочая неделя, длящаяся больше 39 часов, вредит психическому и физическому здоровью. Для женщин, которые к тому же выполняют всю работу по дому, и вовсе устанавливают планку рабочей недели в 34 часа. А исследование Long working hours and risk of coronary heart disease and stroke: a systematic review and meta‑analysis of published and unpublished data for 603 838 individuals. The Lancet. , опубликованное в журнале The Lancet, открыло следующую закономерность: люди, работающие больше 55 часов в неделю, на 33% чаще страдают от инсульта и на 13% чаще — от ишемических болезней.

Последствия для здоровья также могут быть специфичными при работе в определённых условиях. Рассмотрим их ниже.

При работе за компьютером

В России нормы работы за компьютером прописаны в СанПиН Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 3 июня 2003 г. N 118 «О введении в действие санитарно‑эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340‑03» 2.2.2/2.4.1340‑03 и «Типовой инструкции ТОИ Р‑45‑084‑01. Типовая инструкция по охране труда при работе на персональном компьютере по охране труда при работе на персональном компьютере».

Согласно им, рекомендуется:

  • проводить в день не больше 6 часов за компьютером;
  • каждые 45–60 минут делать 10–15‑минутные перерывы;
  • непрерывно находиться за компьютером не больше часа (по нормам СанПиН) или 2 часов (согласно «Типовой инструкции»).

Долгое сидение за компьютером прежде всего вредит Шуляк А.С. Компьютер и здоровье. Смоленский медицинский альманах. опорно‑двигательному аппарату и зрению. Длительное неподвижное положение ведёт к перенапряжению позвоночника и его искривлению, развитию остеохондроза и радикулита. От долгой работы за компьютером излишне напрягаются мышцы глаз, уменьшается количество слёзной жидкости (синдром сухого глаза), появляется резь в глазах, ухудшается зрение (компьютерный зрительный синдром). Также от длительной работы с клавиатурой и мышью могут болеть пальцы, кисти, запястья и плечи.

Чтобы избежать этих негативных эффектов, чаще делайте перерывы и зарядку в течение рабочего дня, обустройте своё компьютерное место правильно, а также постарайтесь не сидеть перед монитором дольше, чем рекомендуется.

При работе сидя

Длительное сидение приводит Шуляк А.С. Компьютер и здоровье. Смоленский медицинский альманах. к застою крови, а это, в свою очередь, ведёт к нарушению работы тканей, повреждению стенок сосудов и геморрою.

Когда вы долго сидите, то расходуете меньше энергии. От этого повышается What are the risks of sitting too much? Mayo Clinic. риск развития целого букета недугов: ожирения, гипертонии (повышенное артериальное давление) и сердечно‑сосудистых заболеваний, повышенного содержания сахара и холестерина в крови, даже рака. Люди, непрерывно сидящие более 8 часов в день, имеют такие же риски преждевременной смерти, как и те, кто страдает от ожирения или курит.

Физическая активность в течение 60–75 минут в день значительно снижает What are the risks of sitting too much? Mayo Clinic. вероятность негативных последствий. Также стоит во время сидячей работы делать перерывы каждые 30 минут.

При работе стоя

Стоячая работа помогает сжигать в два раза больше Energy expenditure of nonexercise activity. The American Journal of Clinical Nutrition. калорий, чем сидячая. Но при этом она же может вредить здоровью не меньше, так как значительно повышает нагрузку на позвоночник и стопы.

Длительное стояние на ногах повышает риск хронической венозной недостаточности, варикоза, болей в пояснице и ступнях, а также осложнений при родах. Оптимальное время, которое можно провести на ногах за день, — от 2 до 4 часов.

Стоит понимать, что под длительным понимается непрерывное стояние на ногах больше 8 часов без движения.

Для длительной стоячей работы не стоит выбирать обувь на плоской подошве. Специалисты рекомендуют Working On Your Feet. Occupational Health Clinics for Ontario Workers Inc. обуваться так, чтобы пятка была приподнята хотя бы на 6 мм над остальной стопой, при этом каблук должен быть не выше 5 см.

Также рабочая обувь должна If You Work on Your Feet. Healthline. быть вам по размеру и поддерживать свод стопы. Можно купить специальные ортопедические стельки.

Лучшей профилактикой нарушений будет совмещение сидячей и стоячей работы. А после длительного стояния на ногах делайте разминку: потянитесь на носках, разомните мышцы стопы. После рабочего дня желательно сделать массаж ног или на 15–20 минут поднять их вверх, чтобы восстановить нормальный кровоток.

Если чувствуете боль в ногах и она не проходит в течение нескольких дней, обратитесь к врачу.

При работе на свежем воздухе

Работа на улице и в неотапливаемых помещениях относится к особым условиям труда, так как может вызвать общее или локальное переохлаждение. И то, и другое нарушает МР 2.2.7.2129‑06 Режимы труда и отдыха работающих в холодное время на открытой территории или в неотапливаемых помещениях. координацию и способность выполнять точные операции, вызывает тормозные процессы в коре головного мозга, способствует развитию патологий.

Согласно ТК, работодатель обязан Ст. 22 ТК РФ обеспечить условия труда, которые не несут вреда здоровью работников, в частности предоставлять Ст. 109 ТК РФ оплачиваемые перерывы для обогрева и отдыха.

Длительность перерывов должна быть прописана в трудовом договоре. В помещении для обогрева температура должна быть около 21–25 °С. Нормы длительности и частоты перерывов изложены в рекомендациях МР 2.2.7.2129‑06 Режимы труда и отдыха работающих в холодное время на открытой территории или в неотапливаемых помещениях. Роструда. Согласно им, уже при температуре –10 °С каждые 2 часа следует делать 10‑минутные перерывы на обогрев.

За несоблюдение этих требований работодателю грозит штраф Ст. 5.27 КоАП РФ до 5 тысяч рублей для физических лиц и до 50 тысяч — для юридических.

При работе ночью

Ночная работа может Price M. The risks of night work. Monitor on Psychology. American Psychological Association. стать причиной беспокойства, сонливости, утомляемости, невнимательности и нарушения обменных процессов в организме. Она сбивает циркадные ритмы — внутренние биологические часы тела, отвечающие за переход организма в состояние сна и бодрствования.

Эволюционно так сложилось, что наш организм приспособлен к отдыху в тёмное время суток. Поэтому даже продолжительный сон после ночной смены не поможет компенсировать его недостаток. Более того, нарушение циркадных ритмов ведёт Mistimed sleep disrupts circadian regulation of the human transcriptome. Proceedings of the National Academy of the United States of America. к тому, что около 6% ДНК‑хромосом работают неправильно, то есть в неположенное время. При этом длительные рабочие смены (по 24 часа, например) несут не меньший вред. А усталость, в свою очередь, повышает риск развития сердечных Shift work and vascular events: systematic review and meta‑analysis. The British Medical Journal. заболеваний и рака Hansen J., Lassen C.H. Nested case‑control study of night shift work and breast cancer risk among women in the Danish military. Occup Environ Med. , появлению зависимостей от сигарет и алкоголя.

Циркадные ритмы достаточно сложно Price M. The risks of night work. Monitor on Psychology. American Psychological Association. сместить так, чтобы организм адаптировался к ночному бодрствованию. Для этого придётся работать при ярком свете ночью, а днём ходить в тёмных очках и спать в комнате, в которую совсем не проникает свет. Большинству людей это сделать не удастся. Чтобы избежать негативных последствий работы по ночам, гораздо эффективнее вести Hammond C. Is working at night bad for you? BBC. здоровый образ жизни: включить в распорядок дня занятия спортом, правильно питаться и отказаться от вредных привычек.

По закону Ст. 96 ТК РФ , при работе в ночное время (с 22 до 6 часов) продолжительность рабочего дня сокращается на час, и это приравнивается к одной смене днём. К работе в ночь не допускаются беременные женщины и несовершеннолетние. Женщины с ребёнком до трёх лет, инвалиды и родители детей‑инвалидов, а также работники, ухаживающие за больными родственниками, допускаются к ночной работе по заключению врача. Родители‑одиночки и опекуны детей до пяти лет допускаются к труду в тёмное время суток только с их письменного согласия и при отсутствии медицинских противопоказаний.

Помните, что работа — это не единственное, что важно в жизни. Баланс труда, отдыха и личного времени поможет вам радоваться каждому дню и меньше болеть.

Трудовой кодекс Российской Федерации:

Статья 92 ТК РФ. Сокращенная продолжительность рабочего времени

Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается:

для работников в возрасте до шестнадцати лет — не более 24 часов в неделю;

для работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет — не более 35 часов в неделю;

для работников, являющихся инвалидами I или II группы, — не более 35 часов в неделю;

для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, — не более 36 часов в неделю.

Продолжительность рабочего времени конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.

На основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, продолжительность рабочего времени, указанная в абзаце пятом части первой настоящей статьи, может быть увеличена, но не более чем до 40 часов в неделю с выплатой работнику отдельно устанавливаемой денежной компенсации в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами.

Продолжительность рабочего времени лиц в возрасте до восемнадцати лет, получающих общее образование или среднее профессиональное образование и совмещающих в течение учебного года получение образования с работой, не может превышать половины норм, установленных частью первой настоящей статьи для лиц соответствующего возраста.

Настоящим Кодексом и иными федеральными законами может устанавливаться сокращенная продолжительность рабочего времени для других категорий работников (педагогических, медицинских и других работников).

документа: Трудовой кодекс РФ в действующей редакции

Комментарии к статье 92 ТК РФ, судебная практики применения

В п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних» содержатся следующие разъяснения:

Сокращенная продолжительность рабочего времени для несовершеннолетних

В силу статей 92, 94 ТК РФ сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается: несовершеннолетним работникам в возрасте до шестнадцати лет — не более 24 часов в неделю, для работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет — не более 35 часов в неделю. При этом продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 5 часов для несовершеннолетних в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет и 7 часов — в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет. Для лиц, обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в течение учебного года нормы рабочего времени составляют не более 12 часов в неделю для работников в возрасте до шестнадцати лет и не более 17,5 часа в неделю — для работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет. При этом продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 2,5 часа для лиц в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет и 4 часа — в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет.

Позиция Конституционного Суда РФ

О компенсациях за работу во вредных и опасных условиях труда

С целью введения для лиц, осуществляющих трудовую деятельность во вредных и (или) опасных условиях, дополнительных гарантий, призванных компенсировать негативное воздействие на их здоровье обусловленных этими условиями факторов, законодатель в Трудовом кодексе Российской Федерации для указанных лиц предусмотрел комплекс компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, в том числе сокращенную продолжительность рабочего времени (часть первая статьи 92), ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (статья 117) и повышенную оплату труда (часть первая статьи 146 и статья 147), а также закрепил порядок их реализации (часть вторая статьи 117, части вторая и третья статьи 147, часть вторая статьи 219), предполагающий в том числе принятие Правительством Российской Федерации соответствующих нормативных правовых актов.

…Такое правовое регулирование, предполагающее установление компенсаций на основании оценки объективно существующих условий труда на каждом рабочем месте, выступает гарантией обеспечения конституционных прав работников на безопасные условия труда, отдых и охрану здоровья, согласуется с целями трудового законодательства (статья 1 Трудового кодекса Российской Федерации) и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан.

Отсутствие же нормативного правового акта, устанавливающего работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, в зависимости от класса условий труда сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 7 февраля 2013 года N 135-О, не освобождает работодателей от обязанности по предоставлению компенсаций в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, а именно с частью первой его статьи 92, статьей 117, частью первой статьи 146 и статьей 147 … всем работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, включая тех, чьи профессии, должности или выполняемая работа не предусмотрены Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, но работа которых в условиях воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса подтверждается результатами аттестации рабочих мест по условиям труда (определение Конституционного Суда РФ от 22.01.2014 N 21-О)

Понятие рабочего времени

«Время» — понятие, сконструированное на основе восприятия процессов, событий в протяженности, длительности в мире, т. е. понимание времени формируется в результате ощущения человеком последовательности событий как во внешнем материальном мире, так и во внутреннем — психологическом. Различными учеными выделяется физическое, биологическое, психологическое, социальное время; линейное, циклическое, спиральное и проч. В гуманитарных науках нередко противопоставляется природное и социальное время. Природа описывается главным образом количественно, а любое понимание человеческой общественной жизни требует качественного подхода. Часовое время уравнивается с естественным временем физического мира — суточными и сезонными циклами. Физическое время понимается как фиксированные и бесконечно делимые единицы, которые могут быть измерены. Часовое время рассматривается как адекватный способ измерения и в естественных, и в социальных науках. Таким образом, время в принципе всегда одно и то же. Во всех случаях это одна и та же понятийная конструкция. Можно сделать вы вод о тесной связи восприятия времени с жизнедеятельностью человека. Время оказывается понятием, отражающим целостную его жизнь, включая трудовую деятельность. В этом случае речь идет о рабочем времени, нормативах, получающих регламентацию в различных правовых актах.

В Конституции РФ закреплено одно из основных трудовых прав — право на ограничение законом рабочего времени, на выходные и праздничные дни.

Трудовой кодекс РФ рабочее время определяет в ст. 91. Рабочее время — время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законом и иными нормативными правовыми актами РФ относятся к рабочему времени.

К иным периодам времени относятся период простоя, оплачиваемых перерывов в течение рабочего дня, время нахождения в командировке, время междусменного отдыха в период пребывания на вахте и др.

Правовое регулирование рабочего времени направлено в основном на достижение следующих трех целей:

  • производительное использование рабочего времени;
  • охрана здоровья, длительное сохранение работоспособности, трудовой активности наемного работника;
  • повышение уровня профессиональной подготовки исполнителя — участника совместного, наемного, договорного труда.

Правовые нормативы рабочего времени

Правовой норматив рабочего времени — это норма рабочего времени, нашедшая закрепление в законодательстве о труде. В ТК РФ закреплены следующие правовые нормативы рабочего времени:

  • рабочая неделя;
  • рабочая смена (продолжительность ежедневной работы);
  • учетный период;
  • лимит занятости;
  • рабочий день.

Рабочая неделя — продолжительность рабочего времени в течение календарной недели (40 часов согласно ч. 2 ст. 91 ТК РФ) является наиболее общей его мерой, применяемой в условиях как пятидневной, так и шестидневной рабочей недели.

По своей продолжительности рабочая неделя может быть как нормальной, т. е. 40-часовой, так и сокращенной либо неполной. Основным видом рабочей недели является пятидневная. По структуре, которую определяет работодатель, пятидневная рабочая неделя состоит из пяти рабочих и двух выходных дней.

Как правило, шестидневная рабочая неделя устанавливается на предприятиях, где по характеру производства и условиям труда нецелесообразно введение пятидневной рабочей недели. Так, по графику шестидневной рабочей недели работают многие учебные заведения, большинство больниц и иные социальные учреждения.

Согласно ст. 95 ТК РФ накануне выходных дней продолжительность работы при шестидневной рабочей неделе не может превышать пяти часов.

Рабочая смена — это рабочий день при сменной работе. Смена — промежуток времени, по истечении которого сменяются работающие, занятые в одном и том же технологическом процессе. Она может быть дневной и ночной.

Установленные трудовым законодательством гарантии, обеспечивающие ограничение продолжительности ежедневной работы (смены), включают также правила, касающиеся продолжительности рабо ты накануне нерабочих праздничных и выходных дней, в ночное время.

Согласно ст. 95 ТК РФ продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час.

В непрерывно действующих организациях и на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены) в предпраздничный день, переработка компенсируется предоставлением работнику дополнительного времени отдыха или с согласия работника оплатой по нормам, установленным для сверхурочной работы.

Продолжительность работы (смены) в ночное время сокращается на один час без последующей отработки. Ночным считается время с 22:00 до 6:00. Работа в ночное время оплачивается в повышенном размере, устанавливаемом работодателем.

Не сокращается продолжительность работы (смены) в ночное время для работников, которым установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, а также для лиц, принятых для работы в ночное время, если иное не предусмотрено коллективным договором.

Продолжительность работы в ночное время уравнивается с продолжительностью работы в дневное время в тех случаях, когда это необходимо по условиям труда, а также на сменных работах при шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем. Список таких работ может определяться коллективным договором, локальным нормативным правовым актом.

К работе в ночное время не допускаются: беременные женщины; инвалиды; работники, не достигшие возраста 18 лет, за исключением лиц, участвующих в создании и (или) исполнении художественных произведений; другие категории работников согласно ТК РФ и иным федеральным законам. Женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, инвалиды, работники, имеющие детей-инвалидов, а также работники, осуществляющие уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, матери и отцы, воспитывающие без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет, а также опекуны детей указанного возраста могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия и при условии, если такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом указанные работники должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от работы в ночное время.

Порядок работы в ночное время творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видео- съемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, может устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным правовым актом, трудовым договором.

Учетный период позволяет установить количество отработанных работником часов за календарный период, соотнести их с установленной по закону нормой рабочего времени.

В этом смысле об учетном периоде можно говорить как о форме контроля над мерой рабочего времени, позволяющей выявлять ее фактическую переработку или недоработку определенного количества рабочих часов работником в установленный период времени. Такой период обычно закрепляется в локальных нормативных правовых актах, графиках сменности. Учетным периодом может быть месяц, квартал, иной период, но не более чем один год.

Лимит занятости — это установленный в законе предел занятости наемного работника в течение определенного календарного времени.

Например, работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени по инициативе работника по совместительству не должна превышать четырех часов в день. В дни, когда по основному месту работы работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день (смену). В течение одного месяца (другого учетного периода) продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников. Следовательно, законодатель закрепляет лимит дневной, недельной, годовой или иной занятости наемного работника.

Можно говорить и о наличии в действующем законодательстве о груде такого правового норматива рабочего времени, как рабочий день. Законодатель в ТК РФ упоминает об «общей продолжительности рабочего дня» (ч. 1 ст. 102), о работах, «интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня», что «рабочий день может быть разделен на части» (ст. 105, в заголовке (наименовании) которой законодатель также говорит о рабочем дне). При этом законодатель одновременно использует термины «смена» и «рабочий день», очевидно, подчеркивая тем самым их неидентичность.

Однако в ТК РФ нет прямого указания на продолжительность рабочего дня, как, например, это закреплено применительно к рабочей неделе в ч. 2 ст. 91 ТК РФ. Исходя из содержания этой части можно сделать вывод, что в Российской Федерации применяется при шестидневной рабочей неделе семичасовой рабочий день. Часть 3 ст. 95 ТК РФ накануне выходных дней при шестидневной рабочей неделе устанавливает пятичасовой рабочий день.

Если в КЗоТ РСФСР 1922 г. основным правовым нормативом рабочего времени объявлялся рабочий день, за сокращение которого и велась борьба рабочего класса до 1918 г., то в ТК РФ 2001 г. основным правовым нормативом рабочего времени становится рабочая неделя.

Правовые нормативы, определяющие режим рабочего времени

Трудовой кодекс РФ не дает легального определения режима рабочего времени.

Среди наиболее распространенных в практике работы предприятий и организаций режимов рабочего времени выделяются:

  • поденный учет рабочего времени;
  • суммированный учет рабочего времени;
  • режим ненормированного рабочего дня;
  • режим гибкого рабочего времени;
  • многосменный режим работы;
  • режим рабочего дня, разделенного на части.

Понятие и виды рабочего времени

Рабочее время — время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые относятся законом к рабочему времени (ст. 91 ТК РФ). Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

1. Сокращенное рабочее время — продолжительность рабочего времени менее нормальной продолжительности (36 — или 24-часовая рабочая неделя), но с полной оплатой. Устанавливается для работников:

  • • в возрасте до 16 лет — не более 24 часов в неделю;
  • • в возрасте от 16 до 18 лет — не более 35 часов в неделю;
  • • являющихся инвалидами I или II группы — не более 35 часов в неделю;
  • • занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда — не более 36 часов в неделю в порядке, установленном Правительством РФ.

2. Для учащихся образовательных учреждений в возрасте до 18 лет, работающих в свободное от учебы время, рабочее время не может превышать половины нормы работника соответствующего возраста.

По соглашению работника с работодателем может быть установлен неполный рабочий день или неполная рабочая неделя. Работодатель обязан установить режим неполного рабочего времени для работников по просьбе: беременной женщины; одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет).

3. Ограничения на продолжительность ежедневной рабочей смены:

  • • для работников в возрасте от 15 до 16 лет — 5 часов;
  • • от 16 до 18 лет — 7 часов;
  • • для учащихся учебных заведений, совмещающих в течение года учебу с работой: до 16 лет — 2,5 часа; с 16 до 18 лет — 3,5 часа;
  • • для инвалидов — в соответствии с медицинским заключением.

Продолжительность рабочего дня или смены накануне праздничного дня уменьшается на один час, накануне выходных дней (при шестидневной рабочей неделе) — не более пяти часов.

4. Работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени:

  • • совместительство (производится по инициативе работника) может быть внутреннее и внешнее и не может превышать четырех часов в день, 16 часов в неделю;
  • • сверхурочная работа (по инициативе работодателя) — допускается с письменного согласия работника для выполнения общественно необходимых работ, для предотвращения производственной аварии, устранения ее последствий и т. д. Продолжительность — не более четырех часов в течение двух дней подряд, 120 часов в год для каждого работника.

Тема: Зависимости между величинами: производительность, время затраченное на работу, выполненная работа.

Цель: ввести понятия «производительность», «выполненная работа», «время, затраченное на работу»

Задачи:

  • установить связь между величинами «производительность», «выполненная работа», «время, затраченное на работу» в ходе исследовательской работы учащихся;

  • Познакомить с новым видом задач на производительность;

  • Развивать навыки умножения и деления многозначного числа на однозначное;

  • Формировать навыки устных и письменных вычислений;

  • Воспитывать позитивное отношение к труду.

Оборудование: учебник, карточки для индивидуальной работы, табличка с пословицей – эпиграфом урока, карточки для введения в новую тему, песочные часы, таблица, стикеры — цветочки.

Ход урока

I. Организационный момент.

У.- Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку «пять»!

Слово учителя: Какую работу мы можем выполнить на сегодняшнем уроке математики? Решать задачи, думать над примерами, считать, записывать условие задачи и т.д.

— Надо нам сегодня поработать!

— А какие пословицы о труде вы знаете?

  • Не спеши языком, торопись делом.

  • Дело мастера боится.

  • Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

  • Рабочие руки не знают скуки.

— Эпиграфом нашего урока будет пословица. Прочитайте:

ВСЯКОЕ УМЕНИЕ ТРУДОМ ДАЁТСЯ

— Объясните значение пословицы.

II. Актуализация опорных знаний.

1.Индивидуальная работа. Умножение и деление многозначного числа на однозначное. Решение примеров на карточках.

Учащиеся решают примеры и делают проверку. (Взаимопроверка)

Вопросы после проверки:

— Какую работу выполняли? Кто быстрее справился? Почему?

2.Работа с классом. «Математическая разминка»

— Сколько богатырей у дядьки Черномора?

— Сколько месяцев в году, кроме летних?

— Сколько граммов в 4,5 килограммах?

— Количество букв в названии нашей страны увеличить в 400 раз.

— Мальчик лёг спать в 9 часов вечера, а смог заснуть только через три часа. Который час показывали часы?

— Количество месяцев зимы увеличьте в 320 раз.

— Умножьте количество букв в детском имени Александра на число слогов в нём же.

3. Повторение устных приёмов умножения и деления чисел, оканчивающихся нулями. Игра «Кто быстрей?» (Ответы спрятаны под звездой)

hello_html_b0d5aef.gifhello_html_7f0f5176.gifhello_html_b0d5aef.gif

140 · 5 = 700 45 000 · 2 = 90 000 700 · 6 = 4200

hello_html_b0d5aef.gifhello_html_b0d5aef.gifhello_html_b0d5aef.gif

800 · 9 = 7200 8 000 : 4 = 2 000 6 300 : 7 = 900

— Как решали данные примеры?

4. Математический диктант.

Чему равна сумма 120 и произведения чисел 30 и 5?

Найдите частное чисел 250 и 2.

Увеличьте 460 в 2 раза.

Увеличьте 380 на 200.

Сумма чисел 800, первое слагаемое 320. Найдите второе слагаемое.

Найдите произведение чисел 320 и 3.

Запишите частное чисел 4 800 и 4.

Запишите число, меньшее 1 800 в два раза.

При проверке объяснить способ вычисления.

III. Объяснение нового материала

1. Подготовка к восприятию нового материала

— Вот песочные часы, песок высыпается в нижнюю часть за 1 минуту. Перед вами карточки с заданиями. Сколько заданий вы успеете выполнить за одну минуту?

  1. Вычисли, чему равен периметр квадрата со стороной 60 см.

  2. Чему равен периметр прямоугольника со сторонами 8 см и 7 см?

  3. Вычисли периметр треугольника со сторонами 30 см, 45 см, 57 см.

  4. Вычисли длину стороны квадрата, периметр которого равен 48 см.

  5. Найди длину прямоугольника, периметр которого равен 30 см и ширина равна 5 см.

  6. Вычисли площадь прямоугольника со сторонами 7 см и 4 см.

  7. Чему равна ширина прямоугольника, если площадь его 45 кв. см, а длина равна 5 см?

  8. Длина прямоугольника – 54 мм, а ширина – на 24 мм меньше. Вычисли периметр и площадь прямоугольника.

— Минута закончилась. Переверните листок, проверьте правильность решения. Поставьте + или – за решение.

— Сколько заданий за 1 минуту выполнили?

— А сколько бы вы выполнили за 40 минут, если бы решали весь урок аналогичные задания? (3 · 40 = 120 з., 4 · 40 = 160 з. и т.д.)

— Что такое 40 минут? (Время выполнения задания)

— Что обозначает число 3? (Количество заданий, выполняемых за

1 минуту)

— А что обозначает число 120? ( Количество заданий, которое можно выполнить за урок)

2. «Открытие» детьми нового знания

— Как вы думаете, над чем сегодня предстоит работать? ( Будем учиться находить время работы, количество заданий, и всю работу)

Учитель:

— В математике существуют понятия: (карточки)

Время, затраченное на работу

Выполненная работа

Производительность

— А как вы понимаете слово «производительность»? (это объём работы, выполненный за единицу времени)

— В случае с заданиями на карточках, что будет являться производительностью труда? (количество заданий, которые выполнили за 1 мин.)

— Одинаковой ли была производительность у каждого из вас? (Разная)

— Когда умножали производительность своего труда на время 40 мин, что вы получили? (Количество заданий, которое можем выполнить за весь урок, объём всей работы)

— Почему объём работы оказался разным у разных учеников? (Потому что разная производительность труда)

3. Сообщение темы и цели урока. Работа по таблице.

4. Знакомство с единицами измерения производительности.

— Производительность ткацкого станка 9м/ч. — «Девять метров в час». Это значит, что за час можно изготовить 9 метров ковра.

ΙV. Первичное закрепление.

  1. Нахождение производительности. Задачи

Учащиеся чертят таблицу в тетрадях

А) Бригада посадила 1200 деревьев за 20 дней.

Б) Бассейн вместимостью 18 000 л наполнился через трубу за 6 ч.

В) 360 т кирпича машина перевезла за 60 рейсов.

Г) Мастерская переплела 600 книг за 10 дней.

Д) Комбайн собрал 8000 ц зерна за 10 дней.

Вывод: Чтобы найти производительность, надо выполненную работу разделить на время, затраченное на работу

— Глядя в таблицу, скажите, в каких единицах измеряется производительность?

2. Работа с правилом и формулой нахождения производительности.

Установка на запоминание правила и формулы.

Физминутка

Мы сейчас бревно распилим.

Пилим, пилим, пилим, пилим.

Мы сейчас дрова расколем.

Колем, колем, колем, колем.

Раз-два. Раз-два!

Будут на зиму дрова.

3. Сравнение задач. Задача «Рабочий в час изготавливает 20 деталей. Сколько деталей он сделает за 6 часов?»

Анализ задачи 1):

— Что нужно узнать в задаче? Сколько деталей изготовит рабочий за 6 часов, т.е. объём выполненной работы

— Что для этого надо знать? Сколько деталей он делает за час и время работы

— Известно, сколько деталей он делает за час? (производительность 20 деталей в час)

— Известно время, затраченное на работу? 6 часов

— Как найти объём выполненной работы? hello_html_61285aac.png

Решение: 20 · 6 = 120 деталей

Ответ: 120 деталей изготовят за 6 часов.

Анализ задачи 2): «Рабочий за 7 часов изготавливает 175 деталей. Сколько деталей рабочий делает за час?»

— Что известно в задаче? объём выполненной работы – 175 деталей и время работы – 7 ч

— Что нужно узнать? Производительность

hello_html_m5df6f9d2.png Как найдёте?

Решение: 175 : 7 = 25деталей в час

Ответ: 25 деталей в час изготавливал рабочий.

Анализ задачи 3): «Рабочий за час изготавливает 23 детали. Сколько времени он потратил, чтобы изготовить 184 детали?»

— Что нужно узнать в задаче? Время, затраченное на работу

— Что для этого надо знать? Выполненную работу и производительность

— Известен объём работы? Известна производительность?

— Как найти время, затраченное на работу? Выполненную работу разделить на производительность

hello_html_m150d55b1.png

Решение: 184 : 23 = 8 ч

Ответ: за 8 часовhello_html_f6da458.gifhello_html_f6da458.gifhello_html_f6da458.gif

— Сравнить задачи.

— Повторить, как найти производительность? Объём выполненной работы? Время, затраченное на работу?

V. Закрепление пройденного материала.

Задание повышенной сложности.

— решить задачу при помощи графа.

«Слесарь, штукатур, водитель, маляр, крановщик, токарь и плотник были в отпуске в разное время. Отпуск маляра был позже отпуска слесаря, отпуск которого был позже отпуска плотника. Отпуск токаря был раньше отпуска крановщика, но позже отпуска штукатура. Отпуск водителя был раньше отпуска плотника, но позже отпуска крановщика. Кто из рабочих был в отпуске раньше, кто позже?»

Рекомендации к решению.

Изображаем точками названия профессий людей. Учащиеся анализируют условие задачи. Далее нужно выбрать одно из отношений «раньше» или «позже». Например, выбрали отношение «раньше». Это слово записываем около рисунка. Читаем задачу снова, заменяя предложение со словом «позже» предложением со словом «раньше» и показываем это на рисунке с помощью стрелки: ведем стрелку от одного рабочего к другому, который ушёл в отпуск раньше.

hello_html_m503b5097.jpg

раньше

Ответ: Раньше всех пошёл в отпуск штукатур, позже всех – маляр.

VI. Рефлексия.

— С какими новыми понятиями познакомились на уроке?

— Какая производительность была у нас на уроке? Скажите одним словом.

— Можете теперь сказать, что всякое умение трудом даётся?

Добавить комментарий