Система наблюдений за состоянием окружающей среды

Понятие об экологическом мониторинге
Идея о необходимости систематического сбора, хранения и переработки данных о состоянии окружающей среды окончательно сформировалась в конце 1960-х годов. Уже в Стокгольме (1972 г.) на конференции по охране окружающей среды под эгидой ООН понятие «мониторинг» толкуется как комплексная система наблюдений, оценки и прогнозирования изменений состояния окружающей среды под воздействием антропогенных факторов. Сейчас под ним подразумевают совокупность территориально и хронологически организованных наблюдений за компонентами биосферы.
Система мониторинга — это открытая информационная система, приоритетами функционирования которой является защита жизненно важных экологических интересов человека и общества, сохранение природных экосистем; предотвращение кризисных изменений экологического состояния окружающей среды и предотвращение чрезвычайных экологических ситуаций.
Государственная система мониторинга окружающей среды — это система наблюдений, сбора, обработки, передачи, хранения и анализа информации о состоянии окружающей среды, прогнозирования его изменений и разработка научно обоснованных рекомендаций для принятия решений о предотвращении негативных изменений состояния окружающей среды и соблюдения требований экологической безопасности. Создание и функционирование системы мониторинга с целью интеграции экологических информационных систем, охватывающих определенные территории, основывается на принципах:
— согласованности нормативно-правового и организационно-методического обеспечения, совместимости технического, информационного и программного обеспечения ее составляющих;
— систематичности наблюдений за состоянием окружающей среды и техногенными объектами, влияющие на него;
— своевременности получения, комплексности обработки и использования экологической информации, поступающей и хранящейся в системе мониторинга;
— объективности первичной, аналитической и прогнозной экологической информации и оперативности ее доведения до органов государственной власти, органов местного самоуправления., Общественных организаций, средств массовой информации, население Украины, заинтересованных международных организаций и мирового сообщества.
Система мониторинга направлена на:
— повышение уровня изучения и знаний об экологическом состоянии окружающей среды;
— повышение оперативности и качества информационного обслуживания пользователей на всех уровнях;
— повышение качества обоснования природоохранных мероприятий и эффективности их осуществления;
— содействие развитию международного сотрудничества в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и экологической безопасности.
Основными задачами субъектов системы мониторинга являются:
— долгосрочные систематические наблюдения за состоянием окружающей среды;
— анализ экологического состояния окружающей среды и прогнозирование его изменений;
— информационно-аналитическая поддержка принятия решений в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и экологической безопасности;
— информационное обслуживание органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также обеспечение экологической информацией населения страны и международных организаций.

Субъекты экологического мониторинга в Украине
Министерство экологии и прородных ресурсов осуществляет наблюдение за состоянием атмосферного воздуха, поверхностных, подземных и морских вод, водных объектов в пределах природоохранных территорий, почв различного назначения, в том числе на природоохранных территориях, ландшафтов, по источникам промышленных выбросов и сбросов, радиационной обстановки, стихийными и опасными природными явлениями, в частности геологическими процессами, наводнениями, паводками, снежными лавинами, селями. Оно проводит государственное эколого-геологическое картирование территории Украины для оценки состояния геологической среды и ее изменений под влиянием хозяйственной деятельности.
Министерство по чрезвычайным ситуациям осуществляет наблюдение на территориях, подчиненных Администрации зоны отчуждения и зоны безусловного (обязательного) отселения, а также в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
Министерство здравоохранения проводит мониторинговые исследования в местах проживания и отдыха населения, в частности на природных территориях курортов.
Министерство аграрной политики ведет наблюдение за состоянием почв сельскохозяйственного использования, сельскохозяйственных растений и животных, а также продуктов из них, поверхностных вод сельскохозяйственного назначения.
Государственное агентство лесных ресурсов осуществляет надзор за состоянием почв земель лесного фонда, лесной растительности, охотничьей фауны и др..
Государственное агентство водныих ресурсов Украины наблюдает за состоянием рек, водохранилищ, каналов, оросительных систем и водоемов в пределах водохозяйственных систем комплексного назначения, систем межотраслевого и сельскохозяйственного водоснабжения, водоемов в зонах влияния атомных электростанций, поверхностных вод в пограничных зонах и местах их интенсивного производственно-хозяйственного использования орошаемых и осушаемых земель, подтоплением сельских населенных пунктов, прибрежных зон водохранилищ.
Государственное агентство земельных ресурсов проводит наблюдение за состоянием почв и ландшафтов, эрозионными и другими экзогенными процессами, пространственным загрязнением земель объектами промышленного и сельскохозяйственного производства, растительного покрова земель, береговых линий рек, морей, озер, водохранилищ, лиманов, заливов, гидротехнических сооружений.
Предприятия, учреждения и организации независимо от их подчинения и форм собственности, деятельность которых приводит или может привести к ухудшению состояния окружающей среды, обязаны осуществлять экологический контроль за производственными процессами и состоянием промышленных зон, собирать, хранить и безвозмездно предоставлять данные и / или обобщенную информацию для ее комплексного обработки, с этой целью между субъектами системы мониторинга и поставщиком информации заключается соглашение, которое подлежит регистрации в Минприроды или его органах на местах.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (Государственный экологический мониторинг)

комплексная система наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов (далее — экологический мониторинг). Экологический мониторинг включает в себя: мониторинг атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, объектов животного мира, уникальной экологической системы озера Байкал, континентального шельфа РФ, состояния недр, исключительной экономической зоны, внутренних морских вод и территориального моря РФ. Экологический мониторинг осуществляется в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе в районах расположения источников антропогенного воздействия, воздействием этих источников на окружающую среду; оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды вследствие природных и антропогенных воздействий; обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации о состоянии окружающей среды и её изменениях, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий таких изменений.
Организацию и осуществление экологического мониторинга обеспечивают в пределах своей ком-петенции в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти (МПР России, Минсельхоз России и др.) и подведомственные им федеральные службы и агентства. МПР России и др. федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции при осуществлении экологического мониторинга формируют государственную систему наблюдения за состоянием окружающей среды и обеспечивают её функционирование; взаимодействуют с органами государственной власти субъектов РФ по вопросам организации и осуществления экологического мониторинга, формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территориях субъектов РФ; осуществляют с участием органов исполнительной власти субъектов РФ сбор, хранение, аналитическую обработку и формирование государственных информационных ресурсов о состоянии окружающей среды и использовании природных ресурсов.
МПР России: координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по организации и осуществлению экологического мониторинга; согласовывает методические и нормативно-технические документы федеральных органов исполнительной власти по вопросам организации и осуществления экологического мониторинга; обеспечивает с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ совместимость информационных систем и баз данных о состоянии окружающей среды, а также создает условия для формирования и защиты государственных информационных ресурсов в этой сфере.
Информация, полученная при экологическом мониторинге, используется при: разработке прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и принятии соответствующих решений; разработке федеральных программ в области экологического развития РФ, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ, инвестиционных программ, а также мероприятий по охране окружающей среды; осуществлении контроля в области охраны окружающей среды (экологического контроля) и проведении экологической экспертизы; прогнозировании чрезвычайных ситуаций и проведении мероприятий по их предупреждению; подготовке данных для ежегодного государственного доклада о состоянии и охране окружающей среды.

Добавить комментарий