Сельскохозяйственное страхование 2017

Проблемы экономики и менеджмента

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

\

УДК 368.5:631.155.6

А.В. Безкровный

аспирант, кафедра менеджмента, Белоцерковский национальный аграрный университет

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СТРАХОВАНИЯ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Аннотация. Проанализирована роль государственного вмешательства в процесс страхования урожаев сельскохозяйственных культур. Предложены инновационные мероприятия касательно повышения эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных производителей на рынке страхования.

Ключевые слова: аграрное страхование, субсидии, страховые платежи, управление рисками, стабилизационный счет.

A.V. Beskrovny, graduate student, department of management, Belotserkovskiy National Agrarian University

STATE SUPPORT OF INSURANCE IN AGRICULTURE

Keywords: agrarian insurance, subsidies, insurance payments, management of risks, stabilizing account.

Сельское хозяйство, являясь одной из ключевых и жизненно важных отраслей общественного производства, является, в то же время, наиболее рисковым сектором экономики, поскольку производственный процесс связан с природно-климатическими и биологическими факторами. Среди ученых, которые занимаются проблематикой страхового рынка аграрного сектора, следует выделить Зуб Г.И., Гудзь О.Е. и других. Но в современных условиях ведения сельского хозяйства возникают новые дискуссионные вопросы по поводу роли государства относительно регулирования страхования урожаев сельскохозяйственных производителей, которые нуждаются в решении, требуют последующих исследований с целью поиска оптимальных мер для защиты сельхозпроизводителей. Эти и другие проблемы требуют анализа состояния и динамики рынка агрострахования в Украине и теоретического обоснования роли государства в регулировании страхования урожаев сельскохозяйственных культур как средству снижения негативного влияния погодных рисков на финансовые результаты сельскохозяйственных производителей Украины.

Рынок агрострахования в Украине в 2011 г. продолжал развиваться не глядя даже на отсутствие государственной поддержки и по основным показателям получены результаты в 2011 г. лучше, чем в 2010 и 2009 гг. Как и в предыдущем 2010 г., в 2011 г. на рынке преобладало классическое страхование урожая с незначительными объемами

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ 2 (18) — 2013

Проблемы экономики и менеджмента

формального страхования аграрных рисков, в основном по страхованию банковских залогов . На результаты деятельности страховых компаний в сегменте аграрного страхования урожаев продолжало влиять повышение цен как на материально энергетические ресурсы, так и на сельскохозяйственную продукцию в целом. Через такое повышение цен увеличивались страховые суммы и, соответственно, суммы собранных страховых премий, что и вызывало потребность сельскохозяйственных производителей в государственной финансовой поддержке для проведения страхования урожая.

Проанализировав влияние государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей на основе данных о страховании урожаев аграриями за 20072011 гг., можем определить количественное влияние изменений уровня государственной поддержки путем субсидирования страховых операций для сельхозпроизводителей на объем инвестиций, направленных в сельское хозяйство Украины .

Уравнение регрессии является таким:

С = 13,009x + 1168,8(1)

где: С — объемы субсидий на агрострахование, полученных сельскохозяйственными предприятиями, млн грн;

х — объем инвестиций, авансированных в сельскохозяйственное производство.

Следовательно, в соответствии с этим уравнением увеличение уровня государственной поддержки на 1 млн грн позволит привлечь 1182 млн грн инвестиций в сферу АПК Украины за счет государственных гарантий последствий хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий, что помогло бы обеспечить стабильность финансового состояния субъекту хозяйствования в системе АПК Украины в случае наступления потерь через неблагоприятные природные явления. Но поскольку такая компенсация одновременно способствовала и снижению ставки страховой премии, то эффект был большим, чем соответственно коэффициенту в уравнении сложной регрессии. Но, внедренные в Украине виды страхования рассчитаны лишь на риски гибели или потери продукции, то есть только на производственные риски, и не покрывают риски в результате колебания рыночных цен. Страховые продукты и государственные страховые программы, которые предусматривают комплексное снижение рисков падения доходов производителей, в отечественной экономике отсутствуют. Повышением эффективности государственной помощи сельскохозяйственным производителям на рынке страхования должно было бы стать формирование счетов стабилизации их доходов при поддержке государства . Участие производителей в открытии такого счета должно быть вполне добровольным. Стабилизационный счет открывается в уполномоченном коммерческому банку и на средства, размещенные на нем, насчитываются проценты. Учитывая средний уровень страховых тарифов ежегодный платеж на пополнение такого счета агропроизводителем предлагается на уровне 2,5% от стоимости реализованной сельскохозяйственной продукции. Дополнительно средства на счет стабилизации дохода должны поступить из государственного (2%) и регионального бюджетов (1%). В случае убыточности сельскохозяйственного товаропроизводителя средства счета стабилизации

№ 2 (18) — 2013

Проблемы экономики и менеджмента

дохода позволят поддержать его доходы и платежеспособность. Если производитель принимает решение относительно выхода из программы по формированию такого счета, ему возвращаются внесенные средства с начисленным на них процентом. Средства же, внесенные государством с процентами, пополняют Фонд аграрного страхования.

И так, эффективное обеспечение управления рисками в сельском хозяйстве, как доводит анализ его современного состояния в Украине и мировой опыт, нуждается, во-первых, в переориентации разовых мероприятий государства по частичному покрытию убытков производителей от чрезвычайных событий в систематическую комплексную деятельность по снижению возможных рисков, во-вторых, сочетание усилий товаропроизводителей и государства, которое предусматривает: усовершенствование нормативно правовой базы по страхованию рисков, государственные программы стабилизации доходов; усовершенствование методик оценки рисков, определения страховых тарифов; создание, с учетом особенностей производственных и рыночных рисков в аграрном секторе, новых страховых продуктов, в том числе по страхованию доходов; внедрение счетов стабилизации доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей. Последующие исследования по данной тематике будут сосредоточены на инновационных мероприятиях по страхованию урожаев сельскохозяйственных культур.

Список литературы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.Гудзь О.С. Страхування агроризиюв та напрями розвитку агрострахування в Укра!ш / О.С. Гудзь // Економша АПК. — 2010. — № 8. — С. 72-76.

2.Международная финансовая корпорация . — Режим доступа: http://www.agroinsurance.com.ua (дата обращения 16.09.2012)

3. Статистичний щорiчник «Сшьське господарство Укра!ни» за 2011 рш / Мшютерство аграрно! полПики i продовольства. — Режим доступа: http://www.minagro.gov.ua. (дата обращения 16.09.2012).

4. Розвиток аграрно’1 економiчноi науки в Укрш’ш та и завдання в умовах освоення ринково! системи господарювання : матерiали восьмих рiчн. зборiв Всеукр. Конгресу вчених економютсв-аграрниюв, Ки!в, 20-21 черв. 2010 р. — К. : ННЦ «1АЕ»,

2010.- 410 с.

List of references:

1.Gudz O.E. Insurance ahroryzykiv and trends of agricultural insurance in Ukraine / O.E. Gudz // Economy APC. — 2010. — № 8. — P. 72-76.

2.International Financial Corp. . — URL: http://www.agroinsurance.com.ua (circulation date 16/09/2012)

УДК 368.5 (140+571)

Л.К. Улыбина- профессор кафедры финансов, д.э.н., Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина (ulibinalk@mail.ru),

Ulybina L.K. — Professor of Finance, Doctor of Economics, Kuban state agrarian University name I. T. Trubilin, Russia;

Ю.Б. Тураев- соискатель, Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина (ulibinalk@mail.ru),

Turaev Yu.B. — applicant, Kuban state agrarian University name I. T. Trubilin, Russia;

Н.С. Григорян- Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина (nina_grigoryan_4@mail.ru),

Grigoryan N. S. — Kuban state agrarian University name I. T. Trubilin;

С. С. Григорян- Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина (grigoryan1.sanasar.ru@mail.ru),

Grigoryan S. S. — Kuban state agrarian University name I. T. Trubilin.

СОСТОЯНИЕ РЫНКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ THE CONDITION OF THE MARKET OF AGRICULTURAL INSURANCE IN RUSSIA

Аннотация. В статье раскрывается сущность сельскохозяйственного страхования. Сельскохозяйственное страхование в различных странах имеет свои особенности и уровень развития. Проводится оценка состояния рынка сельскохозяйственного страхования в Российской Федерации. Для выявления уровня развития рынка данного вида страхования, проводится оценка динамики количества заключенных договоров, объема страховых премий и страховых выплат по сельскохозяйственному страхованию. Таким образом, были выделены Топ-10 страховых компаний, ведущих свою деятельность в сфере сельскохозяйственного страхования. Сельскохозяйственное страхование в Российской Федерации находится на стадии развития, свидетельством чему являются новшества, вводимые в данный рынок страховых услуг, которые делают сельскохозяйственное страхование более выгодным и удобным для страхователей. Важную роль в развитии сельскохозяйственного страхования играет государственная поддержка данного сегмента страхового рынка.

Ключевые слова: сельскохозяйственное страхование, договор страхования, страховая премия, страховая выплата, страховщик, страхователь, страховая организация.

Сельскохозяйственное производство — это особый вид деятельности, отличительными чертами которого являются:

1)полученная продукция сельского хозяйства выступает также исходным материалом для собственного производства;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2)продолжительная длительность производственного процесса;

3)рабочее время меньше производственного;

4)сдвиг по срокам выполнения одних и тех же видов работ (сев, удобрение, уборка и тому подобное) и другие .

Сельскохозяйственное производство подвергается постоянным рискам, что связано с прямым взаимодействием с окружающей средой: риски паводка, засухи, болезней животных, заморозков, нашествия вредоносных насекомых и так далее. Высокая вероятность рисков побуждает сельхозпроизводителей использовать сельскохозяйственное страхование.

Сельскохозяйственное страхование — это подотрасль имущественного страхования, которая подразумевает страхование сельскохозяйственных культур и животных от воздействия неблагоприятных природных условий.

Сельскохозяйственное страхование для сельскохозяйственных производителей является недешевой услугой. Высокие риски, сопровождающие аграриев, и высокая зависимость результатов деятельности от многих факторов отражается в достаточно высоких страховых тарифах. Для доступности данного вида страхования во многих странах

практикуется государственная поддержка сельскохозяйственного страхования. Данный механизм поддержки во всех странах индивидуальный, то есть устанавливается, исходя из типа экономического и политического устройства .

В отношении сельскохозяйственного страхования в России разрабатывается план на очередной год. Данный план разрабатывается Минсельхозом России и содержит следующие основные положения:

1)объекты сельскохозяйственного страхования по видам, группам сельскохозяйственных культур, многолетних насаждений, страхование которых подлежит государственной поддержке;

2)объекты сельскохозяйственного страхования по видам, половому, возрастному составу сельскохозяйственных животных, страхование которых подлежит государственной поддержке;

3)объекты сельскохозяйственного страхования по видам, возрастному составу объектов товарной аква-культуры (товарного рыбоводства), страхование которых подлежит государственной поддержке;

4)ставки для расчета субсидий при сельскохозяйственном страховании урожая сельскохозяйственной культуры, посадок многолетних насаждений;

5)ставки для расчета субсидий при сельскохозяйственном страховании сельскохозяйственных животных;

6)ставки для расчета субсидий при сельскохозяйственном страховании объектов товарной аквакуль-туры (товарного рыбоводства) .

Динамику страхового рынка отражает множество показателей, одним из которых является изменение численности заключенных между страховщиком и страхователем договоров (рисунок 1). Страховой договор -это соглашение между страховщиком и страхователем, по которому страховщик должен возместить страхователю ущерб, который был нанесен в результате установленного в договоре страхового случая.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Рисунок 1 — Динамика заключенных договоров сельскохозяйственного

страхования

В настоящее время прослеживается тенденция увеличения количества заключенных договоров сельскохозяйственного страхования. В 2016 году был резкое сокращение договоров страхования (на 22,37 %), однако, в последующие годы наблюдалось наращивание темпов роста, и уже в 2018 году было заключено 65,4 тыс. договоров страхования.

Сельскохозяйственное страхование имеет первостепенное значение именно для аграриев, а не для животноводческих компаний, так как компании, занимающиеся растениеводством, подвержены большим рискам.

В агростраховании с марта 2019 года начали действовать новшества, которые сделали данный вид страхования более доступным и выгоднее. Данные новшества закреплены в Федеральном законе от 27.12.2018 .№563-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования» и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»:

1)отменен порог гибели урожая — отмена порога в 20 % отклонения объема урожая от запланированного. В садах данный порог составлял 30% площади земельных участков, где лишились жизнеспособности многолетние насаждения;

2)предельная сумма страхования уменьшена до 70 % — согласно прежней версии, страховую сумму можно было уменьшить до 80 % от страховой стоимости. От страховой суммы зависит размер страховой премии, то есть той суммы, которую страхователь должен уплатить страховщику за страхование, следовательно, страхователи стали платить меньше а страховой полис;

3)безусловная франшиза составляет 50 % — в прежней версии она не должна была превышать 30 % от страховой суммы. Согласно новым границам, франшиза должна быть не менее 10 % и не более 50 % от страховой суммы;

4)экспертиза посевов проводится «постфактум» — в случае разногласия между страховщиком и страхователем по поводу размера ущерба инспекцию должен проводить независимый эксперт. При возможности оценить объект непосредственно (выехать на поле и оценить посевы), то эксперт проводит исследование на месте, но если объект оценить непосредственно не возможно, то эксперт проводит исследование, опираясь на документы, предоставленные страхователем и страховщиком (например, авиационные или космические снимки);

5)расширен список страховых случаев — к списку были добавлены такие события, как сильный ливень, сильный и/или продолжительный дождь, раннее установление или появление снежного покрова и промерзание верхнего слоя почвы. Для животноводов добавился также один страховой случай — возникновение на территории страхования очаговой заразной болезни, из-за которой пришлось уничтожить сельскохозяйственных животных.

Данные новшества, по мнению государства, должны сделать сельскохозяйственное страхование более выгодным и справедливым.

Интенсивность деятельности страховщиков отражает динамика собранных страховых премий. Страховая премия — это денежная сумма, которую страхователь должен внести страховщику за предоставленные им услуги страхования по договору страхования. Рассмотрим динамику собранных страховых премий по сельскохозяйственному страхованию (рисунок 2) .

16000 14000 12000 10000 8000 6000 4000 2000 0

2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 2 — Динамика собранных страховых премий по сельскохозяйственному страхованию

За последние 5 лет, объем собранных страховых премий постепенно снижается. В 2018 году, по сравнению с 2014 годом, было собрано на 74,61 % меньше страховых премий.

Замедление темпов развития сельскохозяйственного страхования привело к оптимизации государственной поддержки сельскохозяйственного страхования. Господдержка данного вида страхования закреплено в Федеральном законе от 25 июля 2011 года №260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства». С 2017 года государственная поддержка сельскохозяйственного страхования проводится в рамках «единой субсидии». .

Благодаря государственной программе поддержки сельскохозяйственных производителей страхователи (сельхозпроизводители) могут вернуть 50 % страховых взносов. Механизм для использования страхователе достаточно прост и доступен (рисунок 3).

Объем собранных премий, млн руб.

3731,2

Рисунок 3 — Механизм государственной поддержки сельскохозяйственного

страхования

Рассмотрим Топ-20 регионов Российской Федерации по объему страховых премий, в том числе по страхованию с господдержкой (таблица 1).

Таблица 1 — Топ-20 субъектов РФ по объему страховых премий, 2018 г.

Субъект РФОбъем страховых премий, млн руб.Изменение объема рынка (2018/2017 гг.), %

Всегогосподдержка

Г. Москва518,8264,3-0,4

Воронежская область258,5163,0-52,6

Краснодарский край237,54,4-20,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Республика Татарстан213,8122,018,4

Брянская область200,3156,124,6

Белгородская область189,70,8-1,4

Орловская область175,0172,6-45,5

Ставропольский край169,60,4-32,6

Липецкая область135,7121,6-40,3

Пермский край105,793,2-3,6

Самарская область104,0100,01287,2

Омская область101,088,048,3

Республика Карелия88,40,0145,9

Пензенская область80,069,019,8

Г. Санкт-Петербург78,964,619,2

Ростовская область75,065,2-44,7

Республика Мордовия72,959,3-26,0

Республика Башкортостан72,230,7-9,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чувашская Республика67,44,93,7

Волгоградская область57,553,0220,1

Всего3002,01615,3Х

Оценка объема страховых премий по регионам РФ показала, что большая часть страховых премий была собрана в Москве, после которой с большим отрывом следует Воронежская область и Краснодарский край. Больший объем страховых премий, собранных по страхованию с господдержкой, приходится на Москву, Орловскую область, Воронежскую область и Брянскую область. В целом можно отметить, что больше половины страховых премий было собрано по страхованию с государственной поддержкой. Значительный прирост страховых премий наблюдается в Самарской области (более чем в 12 раз). Объем рынка, составлявший 7,5 млн руб. в 2017 году, достиг в 2018 году 104 млн руб. Такие огромные результаты были достигнуты благодаря оптимизации страхования озимых культур посредством государственной поддержки. В 2018 году данная область стала лидером в России по размеру застрахованной площади озимых сельскохозяйственных культур — застраховано 115 тыс. га, что составляет около 27 % озимого клина (почти 422 тыс. га озимых по итогам сева, обнародованным в конце ноября). Регион, в том числе организовал господдержку страхования животных. Краснодарский край на протяжении многих лет выступал одним из флагманов агрострахования — еще в 2016 г. здесь было застраховано почти 0,5 млн га посевов. Но в 2017 г. и начале 2018 г. край перестал субсидировать расходы аграриев на страховую защиту. Однако, на 2019 год на агрострахование с господдержкой в регионе запланированы средства как в федеральном, так и в краевом бюджетах. Из них 334,5 млн руб. — на страхование растениеводства, 5 млн руб. — животноводство. Таким образом, край не только восстанавливает поддержку страхования в растениеводстве, но и впервые подключится к субсидированию страхования сельскохозяйственных животных.

Одним из ключевых элементов страхования является страховая выплата. Страховая выплата — это денежная сумма, выплачиваемая страховщиком страхователю при наступлении страхового случая в качестве возмещения.

Размер страховой выплаты и сроки оплаты устанавливаются в договоре страхования. Рассмотрим динамику страховых выплат по сельскохозяйственному страхованию (рисунок 4).

5,4

Страховые выплаты по сельскохозяйственному страхованию

3 2

1 0

Рисунок 4 — Динамика страховых выплат по сельскохозяйственному

страхованию

Резкое сокращение объема страховых выплат наблюдается в 2015 году и в 2017 году. В 2018 году объем выплат продолжил незначительно сокращаться, что является положительной тенденцией для страховщиков. По графику видно, что примерно половина страховых выплат производится по страхованию с господдержкой.

В 2017-2018 гг. выплаты по страхованию с господдержкой занимали больший удельный вес в совокупности страховых выплат, что отражает сокращение страхования, осуществляемого без государственной поддержки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассмотрим распределение объема страховых выплат по сельскохозяйственному страхованию по федеральным округам Российской Федерации в 2018 году (рисунок 5).

5 4

Выплаты по сельскохозяйственному страхованию, осуществляемые с господдержкой

2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

3,11%

0,13% 4,98%

4,94%

Центральный ФО

Северо-Западный ФО

Южный ФО

Приволжский ФО

Рисунок 5 — Объем страховых выплат по сельскохозяйственному страхованию по федеральным округам РФ, 2018 г.

Большая доля страховых выплат приходится на Приволжский федеральный округ (664246 тыс. руб.), что связано с природными условиями, в которых находится данный федеральный округ, которые вызывают дополнительные финансовые риски. Значительную долю в объеме страховых выплат занимают также Центральный (450441,9 тыс. руб.) и Южный (242993 тыс. руб.) федеральные округа. На данных территориях сосредоточено большое количество сельхозпроизводителей и преобладают также риски, связанные с климатическими условиями

В последнее врем наблюдается сокращение численности страховщиков, действующих в сфере сельскохозяйственного страхования. Так, если в 2017 году насчитывалось 33 страховщика, то в 2018 году их численность сократилась до 27. Из 27 компаний, занимающихся сельскохозяйственным страхованием, лишь 9 заключают договора страхования с государственной поддержкой. В данной ситуации на рынке страхования от сельскохозяйственных рисков выделили Топ-10 страховых компаний, которые охватили 97,1 % рынка (таблица 2).

Лидером на рынке сельскохозяйственного страхования является АО СК «РСХБ-Страхование», который занимает 43,9 % рынка. В совокупности объем выплат составил 1,57 млрд руб., где максимальная выплата составила 371 млн руб., которая была произведена в сегменте страхования сельскохозяйственных животных в результате эпизоотии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2 — Показатели деятельности Топ-10 страховщиков, занимающихся сельскохозяйственным страхованием, за 2018 г.

Объем премий,Объем выплат,Количество договоров

Наименованиетыс. руб.тыс. руб.страхования, шт.

ВсегогосподдержкаВсегогосподдержкаВсегогосподдержка

АО СК «РСХБ-Страхо-

вание»16375668121578212334216422461255

АО «АльфаСтрахова-ние»67255645380317965520733839

ПАО СК «Росгосстрах»2882071798889739189854174437

ООО СК «Согласие»2457131360543230929911536218

АО «Страховая группа АВАНГАРД-ГАРАНТ»1829491829491887411887411515

САО «ВСК»168989604342526182151651

АО «СОГАЗ»1385354995473187-30615

ПАО САК «ЭНЕРГО-

ГАРАНТ»134306110780562275613951673

АО СО «Талисман»11400310774222803228034535

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СПАО «Ингосстрах»38825-4422-206-

Из представленных страховых компаний можно выделить СПАО «Ингосстрах», которая не использует государственную поддержку в сельскохозяйственном страховании, однако, вошла в Топ-10 страховых компаний, действующих в данной сфере. Данный факт может свидетельствовать о том, что компания востребована на рынке страховых услуг даже без господдержки.

Большая часть договоров страхования была заключена в ПАО СК «Росгосстрах», которая по данному критерию является лидером, то есть доверие страхователей к данной организации выше, чем к другим, а также это может быть связано с выгодными условиями страхования.

По прогнозам специалистов в 2019 году ожидается оживление рынка сельскохозяйственного страхования, что связано с изменениями правил страхования с господдержкой. Самым важным из них является отмена порога гибели урожая и многолетних насаждений для признания страховым случаем (ранее граница была на уровне 20 %). Также фактором развития сельскохозяйственного страхования является расширение перечня рисков и введение возможности их комбинации. Кроме того, изменен принцип субсидирования: в рамках единой

субсидии предусмотрен лимит средств на страхование в размере 1,5 млрд руб. Все это дает основания предполагать двукратный рост застрахованных площадей в 2019 году.

1.Окорокова О. А Развитие сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой в России / О. А Окорокова, Ю. Б. Ту раев, К А Назаретян, Н. Т. Кумпилов //Экономика и управление: проблемы, решения. — 2018. — Т. 5. — № 4. — С. 73-82.

2.Союз «Единое объединение страховщиков а1рпромышленнош комплекса- Национальный союз агростраховшиков» ¡Электронный ресурс]. — режим доступа: http://Www.maLmpresstsmir^^

3.Сплетухов Ю. А. Сельскохозяйственное страхование в России и за рубежом: сравнительная характеристика // Ю. А. Сплетухов // Финансовый журнал. — 2018. — №1. — с. 87-99.

4.Улыбина Л. К. Региональное сельскохозяйственное страхование: развитие в конспекте глобальных преобразований // Л. К. Улыбина, О. А. Окорокова, Ю. Б. Тураев, Я. Л. Буркова // Экономика и управление: проблемы, решения. — 2018.

-Т. 4. — № 10. — С. 49-55.

5.Улыбина Л. К. Современные тенденции функционирования системы страхования рынка страховых услуг // Л. К. Улыбина // в сб.: Итоги научно-исследовательской работы за 2017 год сб. ст. по матер. 73-й научн.-практ. конф. препод. -2018. — С. 543-544.

6.Улыбина Л. К. Страхование имущественных интересов в регионе // Л. К. Улыбина, О. А. Окорокова, С. О. Мар-карян, О. А. Григорян // Экономика и управление: проблемы, решения.- 2018.- Т. 4.- № 10.- С. 10-16.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-Special Issue 14. — С. 392-397.

-Т. 7. — № 3.14. — Special Issue 14. — P. 431 — 438.

Л.В. Чебуханова — аспирант кафедры «Финансы и кредит», Российский университет дружбы народов (РУДН), Chebukhanova-lv@rudn.ru,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ФИНАНСИРОВАНИЕ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СИНГАПУРЕ FINANCING SMALL INNOVATION ENTERPRISES IN SINGAPORE

Аннотация. В статье рассмотрены основные методы финансирования малых инновационных предприятий в Сингапуре. Малые и средние предприятия оказывают прямое влияние на развитие инновационной экономики. Однако в настоящее время недостаток финансирования инновационных предприятий является актуальной проблемой.

В Сингапуре 99% предприятий являются малыми. Для инновационных предприятий предлагаются различные инструменты финансирования, такие как гранты, венчурное и ангельское финансирование, выход на ры-

Принят Государственной Думой 11 декабря 2018 года

Одобрен Советом Федерации 21 декабря 2018 года

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 25 июля 2011 года N 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 31, ст. 4700; N 50, ст. 7359; 2013, N 30, ст. 4084; 2014, N 52, ст. 7535; 2016, N 22, ст. 3094; 2018, N 18, ст. 2579) следующие изменения:

1) в статье 2:

а) пункт 2 признать утратившим силу;

б) пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3) падеж сельскохозяйственных животных — смертность сельскохозяйственных животных вследствие заразных болезней, включенных в перечень, утвержденный уполномоченным органом, а также массовых отравлений, опасных для производства сельскохозяйственной продукции природных явлений и стихийных бедствий, пожаров;»;

в) в пункте 6 слова «и которые допущены к использованию» заменить словами «, допущенных к использованию»;

г) в пункте 8 слова «заключивший со страховщиком договор сельскохозяйственного страхования» заменить словами «заключивший со страховщиком (страховщиками) договор (договоры) сельскохозяйственного страхования (сострахования) (далее — договор сельскохозяйственного страхования)»;

д) в пункте 13 слова «на двадцать и более процентов» исключить;

е) в пункте 14 слова «более чем на тридцати процентах площади земельных участков, занятых посадками многолетних насаждений,» исключить;

ж) пункт 15 изложить в следующей редакции:

«15) утрата (гибель) сельскохозяйственных животных — имевшие место в период действия договора сельскохозяйственного страхования падеж сельскохозяйственных животных и (или) убой (уничтожение) сельскохозяйственных животных в результате наступления событий, предусмотренных частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона;»;

2) в статье 3:

а) часть 1 дополнить предложениями следующего содержания: «Нормативные правовые акты высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации должны предусматривать в том числе срок обращения сельскохозяйственного товаропроизводителя за государственной поддержкой в сфере сельскохозяйственного страхования, перечень документов, необходимых для получения государственной поддержки, срок принятия уполномоченным органом субъекта Российской Федерации решения о предоставлении или об отказе в предоставлении государственной поддержки, срок перечисления уполномоченным органом субъекта Российской Федерации бюджетных средств на возмещение части затрат сельскохозяйственного товаропроизводителя на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования. О принятом решении сельскохозяйственный товаропроизводитель уведомляется уполномоченным органом субъекта Российской Федерации в срок не позднее десяти дней с даты его принятия. Указанные нормативные правовые акты размещаются на официальных сайтах уполномоченных органов субъектов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».»;

б) часть 3 изложить в следующей редакции:

«3. Предусмотренные частью 2 настоящей статьи субсидии предоставляются при наличии в нормативных правовых актах высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации условия о перечислении уполномоченным органом субъекта Российской Федерации бюджетных средств на возмещение части затрат сельскохозяйственного товаропроизводителя на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования, на расчетный счет страховщика на основании заявления сельскохозяйственного товаропроизводителя, при этом:

1) в случае, если страховой тариф, указанный в договоре сельскохозяйственного страхования в отношении определенного объекта сельскохозяйственного страхования, меньше предельного размера ставки для расчета размера субсидии по данному объекту сельскохозяйственного страхования или равен ему, размер субсидии равен пятидесяти процентам от страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования;

2) в случае, если страховой тариф, указанный в договоре сельскохозяйственного страхования в отношении определенного объекта сельскохозяйственного страхования, превышает предельный размер ставки для расчета размера субсидии по данному объекту сельскохозяйственного страхования, размер субсидии равен пятидесяти процентам от суммы, рассчитанной как произведение страховой суммы и предельного размера ставки для расчета размера субсидии по данному объекту сельскохозяйственного страхования.»;

в) в части 4 слова «в порядке, установленном Правительством Российской Федерации» заменить словами «уполномоченным органом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности»;

3) статью 4 изложить в следующей редакции:

«Статья 4. Требования к договору сельскохозяйственного страхования и условия оказания государственной поддержки

1. Государственная поддержка сельскохозяйственным товаропроизводителям оказывается по договору сельскохозяйственного страхования, отвечающему следующим требованиям и условиям:

1) страхование объектов сельскохозяйственного страхования от воздействия событий, предусмотренных статьей 8 настоящего Федерального закона, либо от воздействия одного или нескольких таких событий осуществляется с учетом плана сельскохозяйственного страхования, указанного в статье 6 настоящего Федерального закона;

2) при страховании урожая сельскохозяйственных культур, посадок многолетних насаждений договор сельскохозяйственного страхования заключен:

а) в отношении одного или нескольких видов сельскохозяйственных культур, посадок многолетних насаждений на всей площади земельных участков в субъекте Российской Федерации, на которой сельскохозяйственным товаропроизводителем выращиваются данные сельскохозяйственные культуры, многолетние насаждения;

б) в срок не позднее пятнадцати календарных дней после окончания сева или посадки сельскохозяйственной культуры, за исключением многолетних насаждений, а также многолетних трав посева прошлых лет;

в) до момента прекращения вегетации (перехода в состояние зимнего покоя) многолетних насаждений;

3) при страховании сельскохозяйственных животных договор сельскохозяйственного страхования заключен:

а) в отношении всего имеющегося у сельскохозяйственного товаропроизводителя поголовья сельскохозяйственных животных одного или нескольких видов в субъекте Российской Федерации;

б) на срок не менее чем один год;

4) при страховании одного или нескольких объектов товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) договор сельскохозяйственного страхования заключен:

а) в отношении одного или нескольких видов объектов товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), имеющихся у сельскохозяйственного товаропроизводителя;

б) на срок не менее чем один год;

5) договор сельскохозяйственного страхования:

а) вступил в силу и сельскохозяйственным товаропроизводителем уплачено не менее пятидесяти процентов начисленной по этому договору страховой премии;

б) не может быть прекращен до наступления срока, на который он был заключен, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 958 Гражданского кодекса Российской Федерации;

в) заключен на страховую сумму в размере не менее семидесяти процентов страховой стоимости объекта сельскохозяйственного страхования;

г) предусматривает установление безусловной франшизы в размере не менее десяти процентов и не более пятидесяти процентов страховой суммы в отношении каждой сельскохозяйственной культуры, группы многолетних насаждений;

д) может предусматривать установление безусловной франшизы или агрегатной безусловной франшизы в размере, не превышающем тридцати процентов страховой суммы, которые определяются с учетом вида, пола и возрастного состава сельскохозяйственных животных, вида и возрастного состава объектов товарной аквакультуры (товарного рыбоводства). Агрегатная безусловная франшиза применяется для совокупности страховых случаев в течение срока действия договора сельскохозяйственного страхования.

2. Доля страховой премии, применяемая при расчете страховых тарифов и предназначенная для осуществления страховых и компенсационных выплат страхователям и выгодоприобретателям, должна составлять не менее восьмидесяти процентов.

3. Определение страховой стоимости объектов сельскохозяйственного страхования и размера их утраты (гибели) осуществляется по методикам, предусмотренным статьей 3 настоящего Федерального закона.»;

4) часть 1 статьи 5 дополнить предложением следующего содержания: «Экспертиза проводится на основании обследования объектов страхования, если обследование возможно на момент проведения экспертизы, а также на основании представленных страховщиком и (или) страхователем соответствующих документов, информации и материалов, полученных в том числе в результате мониторинга с использованием авиационных и космических средств.»;

5) части 1 и 2 статьи 8 изложить в следующей редакции:

«1. Оказание государственной поддержки в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется при страховании рисков утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры, в том числе урожая многолетних насаждений, утраты (гибели) посадок многолетних насаждений в результате воздействия всех, нескольких или одного из следующих событий:

1) воздействие всех, нескольких или одного из опасных для производства сельскохозяйственной продукции природных явлений и стихийных бедствий (атмосферная, почвенная засуха, суховей, заморозки, вымерзание, выпревание, град, крупный град, сильная пыльная (песчаная) буря, ледяная корка, сильный ливень, сильный и (или) продолжительный дождь, раннее появление или установление снежного покрова, промерзание верхнего слоя почвы, половодье, наводнение, подтопление, паводок, оползень, переувлажнение почвы, сильный и (или) ураганный ветер, землетрясение, сход снежных лавин, сель, природный пожар);

2) проникновение и (или) распространение вредных организмов, если такие события носят эпифитотический характер;

3) нарушение электро-, и (или) тепло-, и (или) водоснабжения в результате опасных природных явлений и стихийных бедствий при страховании сельскохозяйственных культур, выращиваемых в защищенном грунте или на мелиорируемых землях.

2. Оказание государственной поддержки в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется при страховании рисков утраты (гибели) сельскохозяйственных животных в результате воздействия всех, нескольких или одного из следующих событий:

1) заразные болезни животных, включенные в перечень, утвержденный уполномоченным органом; возникновение на территории страхования сельскохозяйственных животных, определенной в договоре сельскохозяйственного страхования, очага заразной болезни животных, включенной в указанный в настоящем пункте перечень, для ликвидации которого по решению органов и (или) должностных лиц, имеющих на это право в соответствии с ветеринарным законодательством Российской Федерации, производится убой (уничтожение) сельскохозяйственных животных; массовые отравления;

2) воздействие всех, нескольких или одного из опасных для производства сельскохозяйственной продукции природных явлений и стихийных бедствий (удар молнии, землетрясение, сильная пыльная (песчаная) буря, ураганный ветер, сильная метель, буран, наводнение, обвал, сход снежных лавин, сель, оползень);

3) нарушение электро-, и (или) тепло-, и (или) водоснабжения в результате опасных природных явлений и стихийных бедствий, если условия содержания сельскохозяйственных животных предусматривают обязательное использование электрической, тепловой энергии, воды;

4) пожар.»;

6) часть 6 статьи 9 дополнить предложением следующего содержания: «Формы и сроки предоставления объединением страховщиков в Банк России сведений, указанных в пункте 2 части 4 настоящей статьи, устанавливаются Банком России.».

Статья 2

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2019 года.

2. Оказание государственной поддержки в сфере сельскохозяйственного страхования сельскохозяйственным товаропроизводителям на основании договоров сельскохозяйственного страхования в отношении объектов сельскохозяйственного страхования, заключенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 25 июля 2011 года N 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и положениями иных нормативных правовых актов, регулирующих сельскохозяйственное страхование, осуществляемое с государственной поддержкой, в редакциях, действовавших до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Президент Российской Федерации В. Путин

Москва, Кремль
27 декабря 2018 года
№ 563-ФЗ

Добавить комментарий