СанПИН санитарные зоны

✚ Разработка проекта СЗЗ, консультации по сроку годности экологических проектов и программ, сопровождение на экспертизе в Роспотребнадзоре от опытной команды «ГеоЭксперта».

Гарантируем соблюдение
необходимых
сроков
Сделаем всё
«От и до”
Окажем бесплатные
консультационные
услуги

Санитарно-эпидемиологическое заключение на проект СЗЗ и Решение об установлении СЗЗ – два официальных документа, которые определяют законность оформления СЗЗ и правомерности ограничений, действующих на территории вокруг объекта НВОС. Оба документа выдаются на неограниченный срок и могут быть признаны недействительными, то есть требовать переоформления, только в двух случаях: изменения технологических процессов на объекте или внесения поправок в законодательство.

Внесение изменений в проект СЗЗ

Отсутствие формального срока годности проекта СЗЗ и требования подавать новую заявку с определенной периодичностью не означает, что единожды согласованная СЗЗ больше не потребует разработки проекта. Изменения технологии производства, видов деятельности, состава и объема выбросов, расположения источников загрязнения и установка систем очистки – все эти факторы могут быть выявлены в ходе проверки надзорными органами. А по правилам установления СЗЗ (№222-ПП РФ) собственник объекта обязан в течение года со дня изменений разработать и подать на утверждение актуальный проект СЗЗ, включая все расчеты, протоколы, обоснования. Предыдущие границы СЗЗ становятся уже не легитимными. Срок годности нового проекта СЗЗ вновь будет ограничен вероятными изменениями на объекте или в законодательстве.

Смолицкий

Ведущий эксперт:

Смолицкий И.А., начальник отдела проектирования ГеоЭксперт

Выпускник географического факультета МГУ им. Ломоносова. Участвовал в проведении процедуры ОВОС крупных инвестиционных проектов федерального и международного уровня: «Южный поток”, «ВСМ-2 «Москва-Казань», АО НПК «Уралвагонзавод».

Если объект или предприятие оказывает негативное воздействие на ОС, что может сказаться на здоровье людей, то вокруг него устанавливается санитарно-защитная зона (СЗЗ). На этой территории нельзя стоить жилые дома, так же в отношении СЗЗ действуют и другие ограничения.

Основные определения проекта санитарно-защитной зоны

Размер СЗЗ зависит от класса опасности предприятия. Действующее законодательство устанавливает границы таких зон для объектов, исходя из санитарной классификации. Если предприятие не относится ни к одной из категорий, но оно имеет источники выбросов, то для него также необходимо установить санитарную зону.

Границы СЗЗ определяются в рамках проектной документации. Проект СЗЗ должен включать в себя такие разделы:

  • краткая характеристика объекта содержит общие сведения о предприятии, а также описание производственных особенностей. В этот раздел включают также анализ процесса образования отходов, водопотребления и водоотведения;
  • в разделе, описывающем воздействие предприятия на воздух, указываются природные особенности территории, фоновые концентрации, степень загрязненности воздушных масс, вносятся данные расчетов в отношении выбросов предприятия. Сюда же входит планирование мероприятий по мониторингу состояния ОС;
  • производится оценка рисков для здоровья населения, проживающего в непосредственной близости;
  • физические факторы воздействия позволяют установить точные границы СЗЗ исходя из фактического воздействия производства на ОС и здоровье человека. Завершает данный раздел обоснование установленных границ.

Завершает проект перечень всех работ, которые были проведены в ходе разработки проекта. Также к проекту прилагаются расчетные сметы, схемы и таблицы.

Нормативные документы и акты для разработки проекта СЗЗ

Российское природоохранное законодательство в последние годы очень сильно изменилось. Появились новые нормативные акты, но в то же время продолжают действовать старые приказы, инструкции и методически рекомендации.

Если говорить о процессе разработке проекта ССЗ, то основными документами в этой сфере являются:

  1. Закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ с последующими дополнениями и изменениями.
  2. Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ. В данный документ были внесены изменения, вступающие в силу с 10.01.2021 г.
  3. Правительственное постановление N 222от 03.03.2018 года «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон …».
  4. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны …».

Также при разработке проекта учитываются санитарные требования в отношении уровня шума (СНиП 23-03-2003), уровня производственных вибраций (СН 2.2.4/2.1.8.566-96), качества атмосферного воздуха (СанПиН 2.1.6.1032-01) и т.д.

Рассчитать стоимость проекта СЗЗ?

Количество источников выбросов?
шт.

Количество источников шума?
шт.

Количество площадок?
шт.

Классы опасности объекта санитарно-защитной зоны

При установлении СЗЗ учитывается классификация промышленных объектов, установленная СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03:

  • первый класс с размером СЗЗ 1000 м;
  • второй класс с размером СЗЗ 500 м;
  • третий класс с размером СЗЗ 300 м;
  • четвертый класс с размером СЗЗ 100 м;
  • пятый класс с размером СЗЗ 50 м.

Размеры установленных санитарных зон могут быть изменены. Для этого необходимо разработать проект, который бы обосновал данные изменения.

Предприятия, которые относятся к 1-3 классу санитарной классификации, должны в обязательном порядке разрабатывать и согласовывать проект СЗЗ. Для остальных объектов наличие проекта СЗЗ не является обязательным. Но наличие такой документации позволит избежать претензий со стороны местного населения и контролирующих органов.

Если предприятию не нужно устанавливать санитарную зону, то данный факт также придется доказывать при помощи разработки проекта СЗЗ.

Разница между категорией объекта и классом опасности

Все промышленные объекты имеют определенный класс опасности, присвоенный исходя из степени негативного воздействия на ОС. Такие нормы прописаны в действующем природоохранном законодательстве. Но данная классификация не имеет ничего общего с санитарным делением на классы опасности СЗЗ.

Разница между данными классами опасности следующая:

  1. Категория объекта НВОС рассчитывается исходя из того, какие последствия для окружающей среды могут возникнуть в результате аварийной ситуации на объекте. Деление всех предприятий на такие классы необходимо для всестороннего контроля над соблюдением экологических требований, а также для расчета выплат в казну за негативное влияние на ОС.
  2. Класс СЗЗ подразумевает размер буферной территории, на границе которой концентрации вредных веществ в воздухе является нормальной. Это же касается уровня шума и вибраций. Фактические размеры санитарной зоны могут быть больше или меньше установленных границ.

Если предприятие отнесено к первой категории НВОС, то оно обязано разрабатывать и утверждать Комплексное Экологическое Разрешение (КЭР). Но это не означает автоматически, что для данного промышленного объекта будет установлена СЗЗ 1 класса.

В то же время наличие СЗЗ высшего класса, исходя из санитарной классификации, не является основание для обязательного получения предприятием КЭР.

Что такое установленная СЗЗ?

С точки зрения действующего законодательства, санитарно-защитные зоны могут быть:

  • ориентировочными. Это такие санитарные зоны, размеры которых установлены СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03;
  • расчетными. Размеры СЗЗ могут быть определены в ходе проведения всестороннего исследования. Рассчитывать санитарные зоны необходимо в случае, если предприятие не внесено в СанПиН;
  • окончательными (установленными). Это СЗЗ с утвержденными в Роспотребнадзоре границами.

Для того, чтобы установить окончательные границы СЗЗ необходимо подготовить проект, где они были бы обоснованы натурными исследованиями и расчетами. Данный документ должен быть согласован в ФБУЗ, после чего он утверждается Роспотребнадзором.

Процедура согласования проекта СЗЗ

После того, как проект СЗЗ был разработан, потребуется его согласовать. Эта процедура непростая. В нее входит три основных этапа:

  1. Рассмотрение проекта федеральным бюджетным учреждением здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии». Эта организация подведомственна Роспотребнадзору, ее отделения есть в каждом регионе РФ. ФБУЗ проводит экспертизу документа и выдает соответствующее заключение. Если проект был составлен с нарушениями или является не полным, то его возвращают заявителю с соответствующими рекомендациями. После доработки проектной документации необходимо повторно обратиться в ФБУЗ. Получение заключения в этой организации является платной услугой. Стоимость зависит от сложности проекта.
  2. Далее экспертное заключение ФБУЗ направляется в территориальный отдел Роспотребнадзора. Сам проект на согласование в эту инстанцию не направляется, решение принимается на основании проведенной в ФБУЗ экспертизы. Результатом этого этапа я должно стать получение заключения о том, что проект соответствует всем санитарным нормам. Выдается санитарно-эпидемиологическое заключение бесплатно.
  3. Утверждение полученного заключения. Если объекты отнесены к 1 и 2 санитарной категории, то документы рассматривает Главный санитарный врач страны. Заключения других предприятий направляются Главным санитарным врачам конкретного региона. После утверждения заключение будет возвращено в территориальный Роспоребнадзор, где его окончательно оформят и передадут заявителю.

Через год после прохождения данной процедуры потребуется пройти еще один тап согласования. Роспотребнадзор даст оценку достаточности установленных границ СЗЗ. Для этого необходимо в течение всего года проводить мониторинг факторов негативного воздействия. Полученные данные оформляются в виде протокола и вносятся в проект.

После всестороннего изучения новых данных уполномоченный орган вынесет решение о том, является ли размер СЗЗ достаточным или его нужно изменить. Процедуру согласования СЗЗ можно считать завершенной после того, как организация получит документы с установленной санитарной зоной. Данное заключение должно быть подтверждено постановлением Главного санитарного врача.

Оценка риска здоровью населения и кому она нужна?

Оценка риска здоровья населения представляет собой исследование в ходе которого, изучаются все вредные эффекты, возникающие из-за влияния среды обитания на людей. Согласно действующему законодательству такую оценку необходимо проводить при подготовке проекта СЗЗ. Такие требования есть в двух нормативных документах:

  • в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 указано на необходимость проведения оценки промышленными объектами с расчетными СЗЗ 1 и 2 класса. В то же время в этом документе называется нецелесообразным проведение работ по оценке рисков для здоровья в том случае, если размеры установленной СЗЗ в два раза превышают ориентировочные значения. Также не нужно оценивать возможные риски для кладбищ, животноводческих и птицеводческих ферм;
  • в то же время Правила установки СЗЗ, принятые Постановлением Пр. РФ № 222 от 03.03.2018 не делают никаких исключений. Согласно данному документу, проект СЗЗ должен включать в себя оценку риска для здоровья людей в обязательном порядке, независимо от санитарной категории объекта.

Данное противоречие привело к тому, что у инспекторов и экспертов нет единого мнения о том, кому нужно оценивать риски для здоровья населения, а кому – нет.

Наши преимущества:

Работаем с 2012 года

в топ 10 входят компании которые мы сопровождаем

более 15 млн
сэкономили на штрафах

Лучшие экологи города

Ответственность за отсутствие согласованного проекта СЗЗ

Отсутствие согласованного проекта СЗЗ расценивается как серьезное правонарушение. Оно попадает под действие сразу нескольких статей КоАП:

  • ст. 6.3 – за нарушение санитарных норм накладывается штраф. Граждане могут лишиться 100-500 рублей, а должностные лица и предприниматели, не являющиеся юр. лицами, могут быть наказаны выплатами в размере 500-1000 рублей. Организации выплатят в казну от 10 тыс. до 20 тыс. рублей. Также предусмотрено временное прекращение деятельности (до 90 дней);
  • ст. 8.1. – нарушение экологических требований также наказывается штрафами. Их размер для граждан может составить от 1000 до 2000 рублей, для должностных лиц – от 2000 до 5000 рублей. На юридических лиц налагается штраф от 20 тыс. до 100 тыс. рублей.

Штрафные санкции, возможно, не сильно ударят по бюджету предприятия. Но наличие подобных правонарушений сильно сказывается на деловой репутации, что приводит к значительным убыткам.

Процедура разработки и согласования проекта СЗЗ достаточно сложная, она требует не только определенных знаний и умений, но и значительных временных затрат. Поэтому достаточно часто к выполнению данных работ организациями привлекаются сторонние компании, специализирующиеся в данной области.

В последние пять лет в России ежегодно сдается 80,9 млн квадратных метров жилья. Показатели прошлого года в этой сфере оказались даже выше цифр 2018 года на 9%. Соответственно, свободных земель для строительства становится меньше. При этом действующее законодательство содержит множество условий, которые не допускают или ограничивают возведение многоквартирных домов на том или ином участке.

На практике нередко возникают сложности с соблюдением санитарно-защитных зон, в пределах которых нельзя строить жилье. Нарушение этих границ чревато тем, что затрагиваются интересы сразу нескольких групп лиц, объясняет старший юрист Nasonov,Pirogov&Partners Максим Волков: «Это и застройщик, и покупатели жилья, и предприятия, из-за которых установлена защитная зона». Поэтому в таких случаях тяжело найти справедливое решение, которое бы полностью всех устроило, говорит эксперт.

Уменьшение санитарной зоны

С такой проблемой столкнулись жители Петербурга. С 2013 года санитарная зона завода финских красок «Тиккурила» простиралась на 150 м по всему периметру предприятия. Но в 2017 году главный санитарный врач Санкт-Петербурга сократил ее до 40 м с западной стороны по заявлению компании «Росси Строй Проект», которая проектировала рядом с производством элитный жилой квартал «Зима-Лето» от «Сэтл Сити», достроенный в том же году.

Чиновник опирался на те бумаги, которые ему предоставил Роспотребнадзор. Во-первых, заключение ФГБУ «ЦГиЭ», которое приложило к своему обращению «Росси Строй Проект». В этом документе эксперты указали, что санитарную зону стоит скорректировать из-за сокращения цехов «Тиккурилой». Во-вторых, письмо самого финского предприятия, в котором оно не возражает против уменьшения специальных границ. А в 2019 году иностранцы обратились в суд, заявив, что не «давали добро» на сокращение санитарной зоны. Они отметили, что не направляли перечисленных бумаг в Роспотребнадзор, подписи на письмах принадлежат не их сотрудникам (для проверки попросили назначить судебную экспертизу), а само предприятие даже не обследовали уполномоченные лица (дело № А56-119374/2018).

Две инстанции отклонили требования истца, сославшись на то, что владельцы завода не смогли опровергнуть выводы, содержащиеся в экспертном заключении ФГБУ «ЦГиЭ»: о ликвидации части производства и сокращении вредных выбросов. Кроме того, чиновники представили в дело бумаги, которые подтверждали основания для сокращения санитарной зоны, а проводить экспертизу нет смысла, потому что она только затянет процесс.

Но окружной суд пришел к другому выводу, указав на то, что на самом деле в материалах дела нет бумаг, которые бы подтверждали ликвидацию спорной части производства. Арбитражный суд Северо-Западного округа обратил внимание и на то, что некорректным является экспертное заключение, которое составлено без посещения завода уполномоченными лицами. Кроме того, АС СЗО посчитал необоснованным, что нижестоящие суды отказались проводить экспертизу подписей на документах, которые, по словам истца, их сотрудники не ставили. Учитывая перечисленные обстоятельства, окружной суд отменил акты первой инстанции с апелляцией и отправил дело на новое рассмотрение обратно в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области (пока еще не рассмотрено).

Стройка у предприятий и аэропорта

С похожей ситуацией столкнулось в Екатеринбурге предприятие «ПепсиКо», рядом с которым компания «ПИК» решила возвести многоквартирные дома. Под стройку досталась территория бывшего завода пластмасс, которую перевели в жилую зону. Иностранная компания оказалась против такого соседства и решила остановить стройку в судебном порядке.

«ПепсиКо» предъявляло два иска: сначала пыталось оспорить проект межевания территории под объект ПИКа (дело № А60-63828/2017), а затем – выдачу компании разрешения на строительство (дело № А60-15618/2018). Оба спора истец проиграл. Заявитель утверждал, что санитарная зона вокруг его предприятия составляет 100 м. Но суды установили, что по градостроительным документам защитная зона территории «ПепсиКо» составляет лишь 50 м, поэтому при утверждении проектной документации жилого комплекса все исходили именно из такой цифры.

А ЖК «Молодежный» в уральской столице и вовсе построили, несмотря на то что он расположился в защитной зоне аэродрома. Суд запретил строить многоквартирные дома у аэропорта Кольцово на землях промышленного назначения (дело № А40-155426/2012). Но объекты все равно ввели в эксплуатацию, а участок перевели в жилую зону. Эта ситуация показывает, что даже при наличии нарушений такие крайние меры, как снос жилых домов, если и принимаются, то в исключительных случаях, замечает Волков.

Проблемы с документами

Бывают случаи, когда застройщики представляют в уполномоченный орган неполный комплект документов и скрывают информацию, которая бы препятствовала строительству, а чиновники не очень внимательно проверяют эти бумаги. В деле № А55-20056/2018 застройщик оспаривал постановление администрации, которым та аннулировала собственное разрешение на строительство, выданное двумя годами ранее.

Причина – власти установили, что градостроительный план земельного участка (ГПЗУ), на основании которого одобрили стройку, не содержит информацию об ограничениях из-за нахождения рядом действующего радиотехнического объекта. Суд признал законной отмену разрешения на строительство. А в деле № А32-2694/2016 выяснилось, что застройщик начал возводить многоквартирный дом в водоохранной зоне озера, даже не предоставив заключение государственной экологической экспертизы.

С похожей ситуацией столкнулись и обладатели квартир в элитном комплексе апартаментов Loft River. В конце декабря прошлого года Тушинский районный суд г. Москвы постановил снести дом, поскольку он построен на особо охраняемой природной территории (дело № 02-0017/2019). Строить там нельзя, хотя проект получил разрешение на строительство, а Росреестр зарегистрировал право собственности за новоселами.

Партнер Intellect Александр Латыев обращает внимание на то, что у покупателей жилья в спорных ситуациях нет практически никакой защиты: «Конечно, они смогут потребовать назад свои деньги от застройщика, но вот сможет ли он их вернуть – это большой вопрос». По его мнению, следует обсуждать гражданско-правовую ответственность госорганов, выдавших положительные заключения, если отсутствовали основания для этого: «В том числе за счет бюджета». Павел Лобачев из Содружества земельных юристов тоже считает, что покупатели квартир в «петербургском деле» смогут подать иски не только к застройщику, но и к Роспотребнадзору: «Если будет установлено, что границы санитарно-защитной зоны изменили с нарушением установленной законом процедуры».

А вот предприятию защитить свои интересы поможет осмотрительность, говорит Волков: «Чем раньше обнаружить строительство жилья в защитной зоне, тем больше вариантов останется для урегулирования ситуации». До ввода дома в эксплуатацию у завода больше шансов отстоять свои интересы и признать постройку самовольной, чтобы добиться ее сноса, отмечает эксперт: «После ввода в эксплуатацию ситуация станет гораздо сложнее, поскольку суды очень осторожно относятся к интересам собственников жилья».

Причины сложностей и их решения

Одной из главных причин подобных ситуаций является то, что гражданские права на недвижимость и публично-правовые ограничения ее использования находятся в параллельных реальностях, утверждает Латыев: «Есть огромное количество объектов с установленными вокруг них защитными зонами, которые проходят рядом или даже по чужим участкам». Собственники таких земель не могут их использовать в полном объеме, а потенциальные покупатели объектов не всегда могут узнать об этом, добавляет эксперт. А вот если бы санитарная зона, захватывающая соседний участок, оформлялась как сервитут на него, то вопросов было бы намного меньше, уверен Латыев.

Ситуация изменится в лучшую сторону, когда в ЕГРН будет информация обо всех действующих зонах с особыми условиями использования территорий, надеется Лобачев. По закону все сведения туда должны окончательно внести до 1 января 2025 года. Расчетные и нормативные санитарные зоны перестанут действовать с 1 января 2022 года. С этой же даты в ЕГРН должны вноситься все новые зоны с особыми условиями, но старые продолжат существовать до 2025-го. Строго формально санитарная зона должна быть головной болью владельца источника загрязнения, уверен Дмитрий Некрестьянов, партнер АБ Качкин и партнеры: «По факту он своей деятельностью и по своей воле создает риски и ограничения для собственников других участков, поэтому все негативные финансовые последствия должны возлагаться на него».

Поэтому на законодательном уровне нужно установить более четкие условия, при которых можно уменьшить границы санитарных зон по заявлению лиц, которые не владеют участком, считает Андрей Стаценко, старший юрист практики «Земля. Недвижимость. Строительство» ЮФ Инфралекс. Нужно детально прописать механизм привлечения предприятия к разрешению этого вопроса в обсуждаемых случаях, утверждает Игорь Чумаченко, партнер VEGAS LEX. А еще – точнее разграничить ситуации, когда при временной остановке производства можно и нельзя уменьшить санитарную зону, резюмирует Стаценко.

Добавить комментарий