Самоанализ педсовета в ДОУ по ФГОС

Мария Молчанова
Доклад на педсовет

«Современные технологии для развития речи дошкольников».

Развитие речи младших дошкольников».

Прекрасна речь, когда она, как ручеек,

Бежит среди камней чиста, нетороплива,

И ты готов внимать её поток

И восклицать: — О! как же ты красива!

Е. Щукина.

Речь – форма общения.В дошкольном возрасте она развивается по двум взаимосвязанным направлениям:

— речь ребёнка совершенствуется в процессе общения с взрослыми и сверстниками;

— речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Основные задачи речевого развития детей:

овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;

— развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).

Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.

Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.

При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления.

Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.

— Как вы думаете, какие задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чему должны учить ребёнка?

— Формирование звуковой культуры речи.

— Обогащение словарного запаса.

-Формирование грамматического строя речи.

— Обучение рассказыванию, связной речи.

— Развитие выразительности речи.

Работа по развитию речи ребёнка в детском саду осуществляется в разных видах деятельности: на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.

Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей.

Отправляясь на прогулку,мы можем:

Поговорить с детьми о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано, какое сейчас время года;

В холодное время подкармливать птиц, понаблюдать за их поведением и повадками.

Посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает.

Загадать загадку и найти отгадку.

Поискать приметы времени года.

Познакомить ребенка с народными пословицами и приметами.

Прочитать стихотворение, вспомнить песенку.

Поиграть с ними в игру природоведческого характера.Например: «С какого дерева лист?», «Найди дерево по описанию», «С какой ветки детки?» и т. д.

Таким образом, мы можем сказать, что взрослые должны сами видеть окружающий мир, чтобы научить и ребенка видеть его. Следует учить ребенка замечать, наблюдать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить все живое, а свои чувства уметь высказывать словами.

И все таки, существуют современные образовательные инновационные технологии, способствующие развитию речи детей.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях. Они сочетают прогрессивные креативные технологии, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.

В современных образовательных технологиях передача знаний идёт в форме постоянного решения проблем. Педагог должен знать и помнить о том, что ребёнок не сосуд, а факел, который надо зажечь!

Игровые технологии.

Играя – развиваем – обучаем – воспитываем.

В развивающих играх прослеживается один из основных принципов обучения – от простого к сложному. Развивающие игры очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества. Например, игры для обучения чтению, развитию логического мышления, памяти, настольно – печатные игры, сюжетно – дидактические, игры – инсценировки, театрально – игровая деятельность, пальчиковый театр, пальчиковые игры.Развитие речи в игровой форме дает большой результат: наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.

Здоровьесберегающие технологии – сюда относятся подвижные игры, пальчиковая гимнастика, бодрящая гимнастика после сна. Все эти игры тоже направлены на развитие речи детей, так как любая из них требует изучения правил, запоминания текстового сопровождения, выполнение движений по тексту.

Игры, развивающие мелкую моторику. Сюда относятся игры и занятия лепкой, аппликацией, различными конструкторами (Лего, кукуруктор, игры с мозаикой, с песком, игры «Сухой бассейн», игры с крупами и макаронами.

Из всего выше сказанного следует вывод: развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без использования инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Буратино»

Доклад на тему: «»Современные технологии для развития речи дошкольников».

Развитие речи младших дошкольников».

Воспитатель второй младшей группы «Цыплятки» Молчанова М. Е.

с. Красноселькуп 2017г.

Рекомендации

Алгоритм написания аналитического отчета за учебный год:

Анализ работы

по результатам деятельности за 20___ — 20____ учебный год

в группе для детей с ____ до ____ лет № ____

Воспитатели: Иванова Т.П. – первая кв.категория;

Петрова М.С. –высшая кв.категория.

I.Начинается отчет с общей характеристики группы:

  • данные о количестве и возрасте детей на начало и конец года;
  • уточняется сколько из них мальчиков и девочек;
  • описываются особенности развития детей, особенности взаимоотношений воспитанников в группе.
  • состояние здоровья воспитанников:

Группа здоровья

количество (% высчитывается от списочного состава детей)

например:

с 1 группой здоровья – 8 детей;

списочный состав – 20 человек;

8 умножаем на 100 и делим на 20 (списочный состав) = 40%

количество (%)

количество (%)

количество (%)

Реализация годовых задач:

Благодаря реализации программы здоровья в детском саду и в группе, которая была направлена на …….. (смотри программу здоровья – цели, задачи, направления работы).

И использованию различных форм оздоровительной работы, здоровьесберегающих технологий):

  • ……………….
  • ……………….

Были получены следующие результаты:

Индекс здоровья (за 9 месяцев уч. года):

Месяц:

Количество детей

Индекс здоровья:

Средний

индекс здоровья

сентябрь

Количество

не болеющих детей умножить на 100

и разделить на списочный состав группы

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Результаты участия воспитанников в спортивных мероприятиях на уровне детского сада и города:

Уровень:

Название спортивного мероприятия:

Количество участников:

Результат участия:

(количество)

Почетные грамоты, Дипломы за призовые места:

Благодарственные письма, Дипломы, Сертификаты

за участие

Уровень детского сада:

Муниципальный уровень:

II. Образовательная деятельность осуществлялась исходя из основных годовых задач, в соответствии с годовым планом работы и Образовательной программы (утвержденными режимом дня и расписанием НОД) детского сада на 20____ — 20____ учебный год.

Реализация Образовательной программы обеспечило развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывало следующие образовательные области, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие;

— познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Содержание образовательных областей зависело от возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализовывалось в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности и др.).

Непосредственно образовательная деятельность (НОД) так же реализовывалась через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, изобразительной, музыкальной, трудовой, конструирования, а также восприятия художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы. (В раннем возрасте другие виды деятельности – смотри ФГОС ДО).

Использовались как традиционные технологии, формы и методы, так и инновационные технологии, формы, методы и приёмы:

Только те, которые, действительно, используете!!!

Инновационные формы, технологии, методы:

Цель:

Результат:

Например:

Технология детского экспериментирования,

Технология исследовательской деятельности

Исследовательский подход лежит в основе обучения, при котором ребенок ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени, организованного педагогом. Деятельностный подход объясняет процесс активного исследовательского усвоения социального опыта посредством мотивационного, целенаправленного решения проблем.

Дети научились:

— выделять и ставить проблему, которую необходимо разрешить, предлагать возможные решения, проверять эти возможные решения практическим путем;

— проверять возможные решения экспериментальным путем;

— детей делать выводы, в соответствии с результатами эксперимента или опыта, обобщать и анализировать их;

— выделять существенные признаки и связи предметов и явлений, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и строить предположения;

— отбирать средства и материалы для экспериментальной деятельности;

— фиксировать этапы действий, действовать в соответствии с алгоритмом.

Проектная деятельность, ТРИЗ, «Путешествие по «реке времени»», «Путешествие по карте», интеллект – карты, «Модель трёх вопросов», технологии и т.д.,

Организация жизни и деятельности детей осуществлялась в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.

Модель организации образовательного процесса:

Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная деятельность детей

— Непосредственно образовательная деятельность

Основные формы: игра, наблюдение, экспериментирование, разговор, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность и др.

— Решение образовательных задач в ходе режимных моментов

Актуальная предметно-развивающая среда

Образовательная деятельность включал в себя четыре формы работы с детьми:

  • образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, самообслуживания и элементарного бытового труда, конструирования, познавательно-исследовательской, музыкальной, изобразительной, восприятия художественной литературы);
  • образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
  • самостоятельную деятельность детей;
  • взаимодействие с семьями детей по осуществлению воспитательно — образовательного процесса.

Образовательная деятельность в группе осуществлялась с учетом принципа комплексно – тематического планирования, благодаря которому в течение года в группе были проведены следующие мероприятия (только самые значимые, интересные):

  • …..
  • ….
  • и т.д.

С целью решения образовательных задач (индивидуализации и оптимизации работы с группой детей), с целью оценки эффективности педагогических действий и дальнейшего их планирования, проводилась оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики. Педагогическая диагностика осуществлялась по методике……………….

В течение учебного года дети развивались в соответствии с возрастными особенностями и показали позитивную динамику по всем направлениям развития. Позитивная динамика развития наблюдается у каждого ребенка и группы в целом. К концу года были получены следующие результаты:

  • Результаты адаптации воспитанников к условиям детского сада (у кого были новые дети!!!):

Степень адаптации

Количество (%) детей:

Легкая степень адаптации

(от 8 до 16 дней)

Средняя степень адаптации

(от 17 до 30 дней)

Тяжелая степень адаптации

(свыше 30 дней)

Количество (%) –

% высчитывается так же как группа здоровья

Количество (%)

Количество (%)

Количество (%)

Результаты участия воспитанников в мероприятиях на уровне детского сада, города, РФ и др.:

Воспитанники группы активно участвовали в мероприятиях детского сада, города. Это позволило обеспечить ………………….

Уровень:

Название мероприятия:

Количество участников:

Результат участия:

(количество)

Почетные грамоты, Дипломы за призовые места:

Благодар-ственные письма, Дипломы, Сертификаты за участие

на уровне детского сада

на уровне города

на уровне РФ и др.

Всего: количество (%)

Результаты педагогической диагностики (в зависимости от используемого диагностического инструментария)

уровни

Образовательная область

высокий

средний

низкий

ИТОГО:

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.н.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

III. В течение года в группе систематически осуществлялось взаимодействие с родителями. Составлены перспективные и календарные планы, в которых отражены все совместные мероприятия (проекты, развлечения, открытые показы НОД, консультации, родительские собрания и др.), направленные на повышение родительской компетентности по воспитанию детей. Родители охотно шли на контакт и старались участвовать во всех акциях, проектах и т.д. …………… Оказали помощь в совершенствовании развивающей предметно – пространственной среды в группе (описать конкретно………………). Наиболее яркими, успешными и плодотворными оказались следующие формы работы с родителями:

  • ……..
  • и т.д.

IV. Плодотворной оказалась работа по обновлению развивающей предметно – пространственной среды в группе (например: были оформлены центры ………., куплены игрушки, книги, пособия и т.д. – конкретно расписать). Четко организованная работа по преобразованию РППС оказала благоприятное влияние на развитие познавательной активности, творческих способностей детей.

V. Для более качественного усвоения Образовательной программы в течение года осуществлялось тесное взаимодействие с учреждениями дополнительного образования: ЦДБ, центр народной культуры «ЛАД», ФСЦ и т.д. (описать в каких мероприятиях участвовали).

VI. В течение учебного года педагоги группы повышали свой профессиональный уровень через:

  • курсы повышения квалификации (какие…..);
  • через посещение вебинаров, ГПО, семинаров, и т.д. (какие).

А так же распространяли свой педагогический опыт на …….(ГПО, педсоветы, семинары…………, сайт ДОУ, личный сайт):

  • …..
  • …….

Принимали участие в конкурсах профессионального мастерства и методической продукции:

  • ……..
  • ……..

В минувшем году были выявлены следующие проблемы и достижения: (Например):

Выявленные проблемы:

  • предметно – пространственную среду в группах необходимо совершенствовать в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
  • недостаточная преемственность в воспитании детей в д/саду и семье: к сожалению, не все родители смотивированы на сотрудничество с педагогами и специалистами д/сада; непонимание, уход родителей от проблем своего ребёнка, его особенностей (или наоборот — гиперопека).
  • и т.д.

Причины возникновения проблем (Например):

  • Не разработана Рабочая программа, программа оздоровления детей…….
  • Воспитанники пришли из разных детских садов, где обучались по разным Программам.
  • Период адаптации воспитанников к условиям детского сада повлиял на организацию образовательного процесса в группах.
  • За короткий срок не удалось достаточно сблизиться со всеми родителями воспитанников и включить их в образовательные отношения.
  • и т.д.

Достижения (Например):

  • индекс здоровья воспитанников — ………% , по сравнению с прошлым годом или с началом года увеличился на ……..%.
  • случаи заболеваемости снизились на ……………….
  • воспитанники являлись активными участниками и призёрами городских мероприятий, что позволило обеспечить самораскрытие личности и самореализацию творческих способностей воспитанников, педагогов и родителей;
  • благодаря использованию современных технологий, форм, методов, на основе деятельностного подхода дети научились: выделять и ставить проблему ………………………………………………………………………………….и т.д.
  • в течение учебного года в группе реализованы проекты:……………….., проведены акции:………………………………………………………….. и др.
  • в группе создана РППС, которая обеспечила…………………………………….
  • педагоги прошли курсы повышения квалификации по программе «…….» — в объёме ___ часа;
  • педагоги группы являлись активными участниками профессиональных конкурсов разного уровня:……………………………….

Факторы, влияющие на достижения (Например):

  • Для успешной реализации Программы в группе мы старались создать следующие психолого-педагогические условия:

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;

8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

  • Индивидуально — дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их здоровья; учет общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей. Всесторонний учет возрастных и психофизиологических особенностей детей.
  • В течение учебного года в группах создавалась развивающая предметно — пространственная среда, обеспечивающая оптимальные условия развития детей. С целью решения образовательных задач в группе оформлены центры (речевого развития; экспериментальной деятельности, уголки для сюжетно-ролевых игр, уголок природы, спортивный уголок и др.), оснащенные достаточным количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающие игры и др.). Все центры организованы таким образом, что предоставляют возможность для развития логики, мышления, памяти и других психических процессов, двигательной активности детей. В центрах созданы условия, как для самостоятельной активности детей, так и для организованной деятельности совместно с педагогом. Находящиеся в центрах дидактические пособия, иллюстративный материал, оформленные с учетом специальных требований к наглядности, поддерживают интерес ребёнка к данным видам деятельности, побуждают к выполнению заданий, стимулируют детей к творческому самовыражению. Все предметы доступны детям. Подобная организация пространства позволила детям выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а мне как педагогу эффективно организовать образовательный процесс и самостоятельную деятельность детей. Оснащение уголков менялось в соответствии с возрастными потребностями, интересами детей и тематическим планированием образовательного процесса.
  • Скоординированная работа всех участников образовательных отношений (родителей, воспитателей, учителя – логопеда; мед/сестры, музыкальных руководителей, педагога – психолога, инструктора по физической культуре). Результатом тесного взаимодействия специалистов детского сада стала организация индивидуально – дифференцированного подхода к детям, который обеспечил индивидуальное сопровождение ребёнка каждым специалистом.
  • Мониторинг за успешностью протекания процесса воспитания и обучения, здоровья воспитанников.
  • Деятельностный подход (включение детей в активный поиск знаний; обеспечение переноса полученных знаний и умений в новые условия).
  • Тесное взаимодействие с семьями воспитанников; оказание методической помощи родителям в воспитании и обучении детей. Совместный поиск форм, путей и методов создание условий для объединения усилий родителей и педагогов, с целью обеспечения детям эмоционального комфорта, интересной и содержательной жизни в детском саду и дома.
  • Повышение профессиональной компетентности педагогов (курсы повышения; курсы переподготовки, посещение семинаров, ГПО и др.).
  • Использование ИКТ.
  • Одним из условий, способствующим более качественной реализации основной Образовательной программы являлось взаимодействие с учреждениями дополнительного образования.
  • Дети посещали кружки по направлениям: социально – педагогическое, художественно – эстетическое, спортивное.
  • и т.д.

С учетом выделенных проблем и достижений на следующий 2016 – 2017 учебный год в Годовом плане намечены следующие цели и задачи:

Цель: совершенствование образовательного пространства, направленного на непрерывное накопление ребёнком культурного опыта деятельности и общения в процессе взаимодействия с окружающей средой, общения с другими детьми и взрослыми при решении задач социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно – эстетического и физического развития в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями; коррекцию нарушений в речевом развитии воспитанников.

Задачи:

  1. Сохранять и укреплять здоровья детей, обеспечить физическую и психологическую безопасность; создать комфортные условия жизнедеятельности для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств; коррекцию речевых нарушений у воспитанников.
  2. Совершенствовать развивающую предметно – пространственную среду, способствующую развитию социальных и психологических качеств личности дошкольника в различных видах деятельности.
  3. Совершенствовать педагогическое мастерство педагогов через активные формы работы.
  4. Совершенствовать систему административно – хозяйственной работы в детском саду, обеспечивающей стабильное повышение уровня оказываемых педагогическим коллективом образовательных услуг.

+ задачи, которые вы хотите реализовать непосредственно в группе!!!

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ДОЛГОПРУДНОГО

АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ДОЛГОПРУДНОГО

ДЕТСКИЙ САД № 10 «ЛУЧИК»

(АОУ детский сад № 10 «Лучик»)

Педагогический совет №3

«Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности»

Доклад для воспитателей на тему

«ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ»

Подготовила и провела воспитатель Хузяхметова

Юлия Леонидовна

от 19.03.2018г.

г. Долгопрудный

2018г.

Дошкольный возраст – возраст интенсивного развития творческих способностей детей, период неиссякаемых вопросов, неистощимой фантазии, разнообразия игровых замыслов. «Почему пожелтели листья? Куда течет ручей? Зачем черепахе панцирь? Почему деревья качаются? А почему шарик летает?» — эти и сотни подобных вопросов они задают взрослым. Учитывая современную концепцию воспитания личностно – ориентированного подхода к ребенку, мы не можем и не должны оставить ни один вопрос ребенка без ответа. Ответить на них, ввести ребенка в мир природы, раскрыть его красоту, научить любить и охранять этот мир – одна из основных задач взрослого. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

В этом возрасте закладывается фундамент основных представлений и понятий об окружающем мире, который существенно влияет на умственное развитие ребенка. Установлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста очень высоки: дети могут успешно познавать не только внешние предметы, но и их внутренние, существенные связи и отношения.

В период дошкольного детства формируются и способности к начальным формам абстракции, обобщения, умозаключения.

Обращаясь к результатам современных педагогических и психологических исследований Ю. К. Бабанского, Л. А. Венгера, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Подьякова и других, можно говорить о том, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее.

Знания – это продукт определенных познавательных действий ребенка. При формировании новых знаний необходима и организация новых познавательных действий детей. В обучении познавательная деятельность детей тесно связана с практической деятельностью, имеющей образовательное и воспитательное значение. Такое обучение можно осуществлять путем организации особого вида детской деятельности – экспериментирования.

Эксперимент – способ материального воздействия человека на объект с целью исследования этого объекта, познания его свойств, связей. Важнейшая особенность эксперимента состоит в том, что в процессе его осуществления человек приобретает возможность управлять тем или иным явлением.

Дети дошкольного возраста очень любят экспериментировать или исследовать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное (младший возраст, наглядно-образное и словесно-логическое мышление (старший возраст, и экспериментирование или познавательно – исследовательская деятельность, как никакая другая деятельность, соответствует этим возрастным особенностям.

В дошкольном возрасте его можно считать ведущим, а в первые четыре года — практически единственным способом познания мира. Детское экспериментирование не задается взрослым, а строится самим ребенком. Как и экспериментирование у взрослых, оно направлено на познание свойств и связей объектов и осуществляется как управление тем или иным явлением: ребенок приобретает возможность вызывать или прекращать его, изменять в том или ином направлении. Процесс мышления предполагает не только использование уже отработанных схем и готовых способов действий, но и построение новых.

В процессе экспериментальной деятельности ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, что часто ведет к перестройке, как самих действий, так и представлений ребенка об объекте. В данной деятельностиможно проследить момент саморазвития: преобразования объекта раскрывают перед ребенком его новые свойства, которые, в свою очередь, позволяют строить новые, более сложные преобразования. Экспериментирование (экспериментирование можно заменить другим словосочетанием, таким как познавательно – исследовательская деятельность) стимулирует ребенка к поиску новых действий и способствует смелости и гибкости детского мышления. Возможность самостоятельного экспериментирования дает ребенку дошкольного возраста возможность пробовать разные способы действий, при этом дети не боятся ошибиться, и снимается скованность детского мышления готовыми схемами.

Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский.

Экспериментальная деятельность – это не изолированный от других вид деятельности. Она тесно связана со всеми видами деятельности: наблюдением, трудом, речью и др. Основные методы и формы обучения подчинены решению этих задач.

В детском саду работа по познавательно – исследовательской деятельностипроводится в рамках программы воспитания и обучения. Для развития умственной активности и самостоятельности дошкольников используем различные формы работы с детьми дошкольного возраста по экспериментальной деятельности:

1. Обучающие занятия;

2. Опыты в уголке экспериментирования;

3. Мини-музеи;

4. Наблюдения в живой и неживой природе;

5. Коллекционирование;

6. Огород на окне;

7. Исследовательские проекты;

8. Кружок по исследовательской деятельности.

Дети по природе своей – исследователи. Они стремятся исследовать абсолютно все, что находится в их ближнем и дальнем, физическом и социальном окружении:

1. объекты неживой природы;

2. объекты живой природы;

3. люди;

4. искусственные объекты;

Свою работу с детьми мы начали с организации развивающей среды для познавательно — исследовательской деятельности. Создали уголок природы, куда входит мини – лаборатория, где выделено место:

для выставок, где можно размещать музеи, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья);

для приборов: лупы, термометры, песочные часы, глобус, линейки, разноцветные стекляшки;

для различных материалов: природного и бросового;

для проведения опытов;

для неструктурированных материалов: емкости для воды, песка, мелких камней;

Чтобы поддерживать интерес детей, исследовательский уголок постоянно пополняется новыми материалами для экспериментирования, что позволяет детям вновь самостоятельно воспроизводить опыты, и тем самым утверждаться в своих представлениях.

Работу по познавательно – исследовательской деятельности начали с первой младшей группы со знакомства с неживой природой. Знакомили детей:

o со свойствами песка (I младшая группа);

o со свойствами воды (II младшая группа);

o со свойствами воздуха (начало средней группы);

o со звуками, температурой, весом и др. (средняя группа);

o с круговоротом воды в природе, с учеными, с физическими свойствами, с мерами длины, массы, с понятиями электричества и электрический ток, с магнитом и др. (старшая группа);

В старшей группе мы работали над проектом «Зимующие птицы», так как у детей был потерян интерес к жизни зимующим птицам. В ходе проекта проводилась познавательно – исследовательская работа с детьми. Давали детям дополнительные знания о зимующих птицах, наблюдали за ними, учили стихи, песни, поговорки о птицах, прививали любовь и бережное отношение к ним. Для детей в группе были оформлены: выставка книг о зимующих птицах, мини-музей «Зимующие птицы», макет в уголке природы «Наши пернатые друзья». По завершению работы над проектом 90% детей получили хорошие знания о зимующих птицах, применяют эти знания на занятиях и в самостоятельной деятельности.

Вся работа проводилась в тесном контакте с родителями. Родителям предоставлялась дополнительная информация о птицах (папка – передвижка «Мы нужны друг другу на земле», консультация «Птицы зимой», родительское собрание «Кто умнее дошколенка», они принимали активное участие в акциях «Корм для птиц», «Кормушка своими руками», помогали оформлять: мини-музей «Зимующие птицы», мини-книжки «На нашей кормушке», экологическую книгу «О тех, кто умеет летать». Для родителей были оформлены: фото — выставка, выставка детских работ и многое другое. Наш проект привлек и заинтересовал 60% родителей, которые приняли активное участие в реализации проекта.

Проект «Зимующие птицы» был представлен на районном педагогическом объединении.

Результатом работы по экспериментальной деятельности стало:

1. Создание картотеки опытов;

2. Составление картотеки статей по экспериментальной деятельности с детьми разных возрастов;

3. Оформление книги «Секреты природы – это так интересно», где собраны стихи, загадки, пословицы, поговорки об объектах природы и книги об ученых и исторических событиях;

4. Самостоятельная активность детей в проведении экспериментов;

5. Повысилась детская познавательная активность;

6. Развились интеллектуальные и творческие способности детей;

7. Оформление стенда «Наблюдаем, познаем, экспериментируем;

Таким образом, можно сделать вывод о том, что экспериментальная или познавательно – исследовательская деятельность может служить средством развития познавательных способностей (восприятия, памяти, мышления)детей дошкольного возраста. В процессе экспериментальной деятельности дети дошкольного возраста самостоятельно действуют с предметами (развивается восприятие, изучают их качества, свойства, тем самым познают окружающий мир (развивается мышление, а значит, накапливают знания об окружающем мире (развивается память). И конечно в течение всей этой работы развивается речь детей.

Добавить комментарий