РЖД естественная монополия

Выберите один правильный ответ. Свой выбор обоснуйте. 1. Монополистически конкурентная фирма в краткосрочном периоде может

1. Монополистически конкурентная фирма в краткосрочном периоде может …

а.повысить цену на продукт, значительно теряя спрос на него

б.повысив цену на продукт, увеличив спрос на него

в.повысить цену на продукт, не потеряв при этом спроса на него

г.снизить цену на продукт, не увеличивая спрос на него

2. По международным стандартам монополистом не считается …

а.рыночная структура занимающая более 35% отраслевого рынка

б.рыночная ситуация, в которой 4 участника занимают более половины рынка

в.рыночная структура, занимающая 25% рынка одной отрасли

г.рыночная ситуация, когда 8 участников занимают 80% рынка

3. Конкуренция развивается …

а.только среди продавцов

б.между продавцом и покупателем

в.только среди покупателей

г.как среди продавцов, так и среди покупателей

4. Дополнительный объем выпуска, полученный в результате использования в процессе производства еще одной единицы этого ресурса при постоянстве других ресурсов, называется …

а.общим продуктом

б.промежуточным продуктом

в.средним продуктом

г.предельным продуктом

5. Рынок продавцов характеризуется тем, что на нем …

а.предложение превышает спрос

б.спрос отсутствует

в.предложение отсутствует

г.спрос превышает предложение

6. Контроль за монопольными ценами не предполагает …

а.установления предельных уровней рентабельности

б.декларирования повышения свободных цен

в.установления предельно фиксированных цен

г.получение специальных лицензий

7. Суммарный объем производственной продукции, выраженный в фактических единицах, называется …

а.промежуточным продуктом

б.средним продуктом

в.общим продуктом

г.предельным продуктом

8. Отличительным признаком олигополии является …

а.большое количество конкурирующих фирм с дифференцированным товаром

б.большое количество конкурирующих фирм с однородным товаром

в.крайне ограниченный различными барьерами вход в отрасль

г.свободный приток в отрасль новых капиталов

9. Совершенная конкуренция более эффективна по сравнению с рыночными структурами несовершенной конкуренции, потому что …

а.объем производства монополизированных фирм меньше общественной потребности

б.в условиях несовершенной конкуренции качество товара ниже

в.в условиях несовершенной конкуренции ниже цена товара

г.объем производства монополизированных фирм превышает общественную потребность

10. Естественные монополии не характеризует то, что они …

а.дают существенную экономию в производстве и распределении товаров

б.подлежат регулированию только тогда, когда есть уверенность в том, что они получают монопольную прибыль

в.не могут обеспечивать оптимальный для общества уровень производства, если в отрасли есть конкуренты

г.производят продукты, удовлетворяющие общественные потребности

Основные умения.

2.1. Тест – обоснование.

Выберите один правильный ответ. Свой выбор обоснуйте.

1. Монополистически конкурентная фирма в краткосрочном периоде может …

  1. повысить цену на продукт, значительно теряя спрос на него

  2. повысив цену на продукт, увеличив спрос на него

  3. повысить цену на продукт, не потеряв при этом спроса на него

  4. снизить цену на продукт, не увеличивая спрос на него

В ходе принятия решения о цене предприятие-монополист учитывает рыночный спрос и свои издержки. Поскольку монополист является единственным производителем данной продукции, кривая спроса на его продукцию будет совпадать с кривой рыночного спроса.

2. По международным стандартам монополистом не считается …

  1. рыночная структура занимающая более 35% отраслевого рынка

  2. рыночная ситуация, в которой 4 участника занимают более половины рынка

  3. рыночная структура, занимающая 25% рынка одной отрасли

  4. рыночная ситуация, когда 8 участников занимают 80% рынка

Монополистом может считаться предприятие, контролирующее 35% и более товарного рынка.

3. Конкуренция развивается …

а. только среди продавцов

б. между продавцом и покупателем

в. только среди покупателей

г. как среди продавцов, так и среди покупателей

Конкурентная борьба существует как среди продавцов, так и среди покупателей.

4. Дополнительный объем выпуска, полученный в результате использования в процессе производства еще одной единицы этого ресурса при постоянстве других ресурсов, называется …

  1. общим продуктом

  2. промежуточным продуктом

  3. средним продуктом

  4. предельным продуктом

Предельный продукт — это добавочный продукт, или дополнительное расширение производства, полученное в результате увеличения данного фактора на одну единицу при неизменной величине остальных факторов производства.

Общий продукт — термин, используемый в микроэкономике для анализа издержек и доходов фирмы.

Промежуточный продукт — сырьё или сырой материал — предмет труда, претерпевший воздействие человека и предназначенный для дальнейшей обработки.

Средний продукт — это объём произведённой продукции, отнесённый к единице использованных ресурсов.

Рынок продавцов характеризуется тем, что на нем …

  1. предложение превышает спрос

  2. спрос отсутствует

  3. предложение отсутствует

  4. спрос превышает предложение

Рынок продавца — это такой тип рынка, на котором спрос на товар превосходит его предложение. Продавцы имеют большую власть, и более активным деятелем рынка является покупатель.

Характерные черты такого рынка:

-наличие дефицита;

-недостаточное качество товара;

-высокие цены.

6. Контроль за монопольными ценами не предполагает …

  1. установления предельных уровней рентабельности

  2. декларирования повышения свободных цен

  3. установления предельно фиксированных цен

  4. получение специальных лицензий

7. Суммарный объем производственной продукции, выраженный в фактических единицах, называется …

  1. промежуточным продуктом

  2. средним продуктом

  3. общим продуктом

  4. предельным продуктом

Общий продукт — термин, используемый в микроэкономике для анализа издержек и доходов фирмы. По сути равен общему объему выпуска предприятия. Из общего продукта выводятся еще две важных характеристики предприятия — средний продукт и предельный продукт.

8. Отличительным признаком олигополии является …

  1. большое количество конкурирующих фирм с дифференцированным товаром

  2. большое количество конкурирующих фирм с однородным товаром

  3. крайне ограниченный различными барьерами вход в отрасль

  4. свободный приток в отрасль новых капиталов

Классическая олигополия возникает на рынке, где все производители продают одинаковый товар, а самих производителей на рынке всего лишь несколько.

9. Совершенная конкуренция более эффективна по сравнению с рыночными структурами несовершенной конкуренции, потому что …

  1. объем производства монополизированных фирм меньше общественной потребности

  2. в условиях несовершенной конкуренции качество товара ниже

  3. в условиях несовершенной конкуренции ниже цена товара

  4. объем производства монополизированных фирм превышает общественную потребность

10. Естественные монополии не характеризует то, что они …

  1. дают существенную экономию в производстве и распределении товаров

  2. подлежат регулированию только тогда, когда есть уверенность в том, что они получают монопольную прибыль

  3. не могут обеспечивать оптимальный для общества уровень производства, если в отрасли есть конкуренты

  4. производят продукты, удовлетворяющие общественные потребности

Естественные монополии характеризуются большой возрастающей отдачей от масштаба.Понижение издержек с ростом объема производства в условиях естественной монополии означает, что одна фирма всегда произведет товар с меньшими затратами, чем несколько фирм.

Контроль ценообразования

Государственное регулирование в торговле в настоящее время приобретает особое значение ввиду злоупотреблений в вопросах ценообразования. Цены не регулируются государством, за исключением отдельных видов товаров, на которые федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен, торговых надбавок к ценам на них, в том числе установление их предельных (максимального и/или минимального) уровней. Устанавливать цены на свою продукцию, которые обеспечивают достойную прибыль, — это естественное стремление предпринимателя, более того, это смысл его деятельности в соответствии с ГК РФ. Однако потребитель нередко сталкивается со случаями неоправданного завышения цен на товар недобросовестными участниками торгового оборота.

Часть магазинной стоимости продукта оседает в кошельках людей, не имеющих прямого отношения к его изготовлению, упаковке, рекламе и транспортировке, поскольку в ходе производства изготовителей попросту принуждают заключать кулуарные сделки с регулирующими все вокруг органами и местными властями. Нетрудно догадаться, кто в финале компенсирует производителю те самые внеплановые расходы.

Наиболее актуальной и неразрешенной является проблема качества товара и качества торгового обслуживания населения. Существующий Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» нормирует, но не определяет четкого механизма управления данным явлением. Российские потребители имеют минимальную степень защищенности собственных прав в области обеспечения качества товаров и услуг по причине отсутствия реально работающих государственных контролирующих организаций в данном направлении.

Некачественное питание — это мина замедленного действия. Задача государства — оберегать здоровье людей.

Введение Россией продуктового эмбарго на ряд товаров из стран Запада в ответ на санкции ЕС еще больше ухудшило ситуацию, поскольку возникший на полках магазинов дефицит пришлось спешно закрывать. При этом государственные контрольные органы оказались не в силах справиться с потоком новой продукции.

В условиях сложной современной ситуации в экономике нашей страны в целом и в отрасли торговли в частности возрастает потребление товаров отечественного производства. В связи с этим повышается роль ярмарочной торговли и торговли на рынках. Традиционная проблема — это проблема взаимоотношений поставщиков и розничных сетей. Чтобы пробиться на прилавки магазинов, изготовителю приходится платить продавцу. И чем крупнее оборот магазина или сети, тем крупнее так называемая плата за вход на полку. Немалых денег стоит и правильное местонахождение товара на полке, чтобы мерчандайзер сети поместил его на особо проходном месте или на нужной высоте, а не над потолком или на нижней полке.

Именно отсутствие доступа к конечному потребителю препятствует развитию российских мелких и средних хозяйств и ухудшает положение с продовольственной безопасностью страны, а также приводит к увеличению зависимости России от импортных поставок продуктов питания и лишает население нашей страны возможности приобретать качественные продукты российского производства. Таким образом, хотелось бы сказать, что существует острая необходимость в контроле за продовольственным рынком. Законы, такие как «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О техническом регулировании», должны работать более эффективно.

Впрочем, установление требований к субъектам торговой деятельности при отсутствии эффективной системы государственного контроля не имеет смысла. Что касается государственного контроля (надзора) в области торговой деятельности как метода государственного регулирования, то основные принципы его реализации изложены в ст. 16 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Поскольку нормы названной статьи содержат отсылки к законодательству РФ, государственный контроль (надзор) в области торговой деятельности организуется и осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и другими федеральными законами, входящими в состав законодательства о государственном контроле (надзоре).

Государственный контроль реализуется посредством различных мероприятий по контролю, представляющих собой совокупность действий должностных лиц органов государственного контроля (надзора), связанных с проведением проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, осуществлением необходимых исследований (испытаний), экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проведения мероприятия по контролю.

Проблема создания эффективного механизма государственного контроля (надзора) в сфере торговой деятельности представляет собой важную задачу государства. В то же время попытки ее решения не носят системного характера. Так, остались неразрешенными проблемы малой эффективности системы контроля (надзора). Как показывает анализ правоприменительной практики, при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий нередко нарушаются права субъектов предпринимательства со стороны публичных органов власти, что влечет за собой неблагоприятные последствия для хозяйствующих субъектов. Среди наиболее распространенных нарушений прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) можно назвать нарушение сроков проведения контроля, нарушение порядка привлечения к ответственности, осуществление проверок без соответствующего правового основания и т.д.

Таким образом, характеризуя деятельность органов государственного регулирования в торговле, можно считать ее слабовыраженной и не имеющей точных стратегических целей развития.

№ 4. На склад Калужского АО «Хозтовары» поступили по договору поставки хозяйственные товары, в том числе мясорубки, при приемке которых установлено, что они не укомплектованы.

АО предъявило поставщику требования доукомплектовать мясорубки и уплатить штраф за поставку некомплектных товаров в сумме 600 тыс. руб.

  • 1. На основании какого нормативного акта взыскиваются штрафные санкции за поставку некомплектных изделий?
  • 2. Какие права имеет покупатель при поставке ему некомплектных товаров?
  • 3. Имеет ли право покупатель требовать уплаты штрафа за поставку некомплектных товаров, если поставщик выставил счет-оплату без включения стоимости недостающих деталей?
  • 4. Определите сумму претензии?

Решение

Вопрос 1.

Штрафные санкции за неукомплектованные изделия не предусмотрены.

При отказе поставщика от уменьшения цены покупатель вправе сам доукомплектовать товар и взыскать понесенные расходы в качестве убытков (ст. ст. 15 (возмещение убытков) 393 (Обязанность должника возместить убытки) ГК РФ).

Вопрос 2.

Если договором установлена обязанность поставщика передать товар в определенной комплектности, то при получении товара в другой комплектности покупатель вправе предъявить поставщику требования, обусловленные ст ст. 519, 480 ГК РФ, а именно :

соразмерного уменьшения покупной цены;

доукомплектования товара в разумный срок.

Если продавец в разумный срок не выполнил требования покупателя о доукомплектовании товара, покупатель вправе по своему выбору:

потребовать замены некомплектного товара на комплектный;

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.

Вопрос 3.

Покупатель не имеет права требовать уплаты штрафа, т. к. законом штрафные санкции за неукомплектованные изделия не предусмотрены.

Поставщик обязан передать покупателю товар, соответствующий условиям договора купли-продажи о комплектности.

В случае, когда договором купли-продажи не определена комплектность товара, поставщик обязан передать покупателю товар, комплектность которого определяется обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями (ст. 478 ГК РФ).

Если договором установлена обязанность поставщика передать товары в комплекте, то при получении неполного комплекта товаров покупатель вправе предъявить требования, установленные ст. ст. 519, 480 ГК РФ, в том числе отказаться от исполнения договора и оплаты товара. Поставщик в этом случае не сможет взыскать задолженность по договору. Покупатель имеет право взыскать убытки в размере расходов на доукомплектование товара.

Вопрос 4.

Сумма претензии в данном случае будет вытекать из понесенных расходов в качестве убытков, причиненных поставщиком неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

>Контроль ценообразования

Понятие ценообразования

Национальные экономические системы большинства стран преимущественно строятся на рыночных отношениях. Они предполагают свободу действий субъектов хозяйствования, а также конкурентную борьбу между ними и независимое ценообразование. Каждый субъект в этих условиях стремится к максимизации собственной выгоды. Производители стараются увеличить собственные доходы, а потребители – повысить полезность собственной покупки. При этом сделка между продавцом и покупателем носит взаимовыгодный характер. Предприниматель получается финансовый доход, а покупатель удовлетворяет собственную потребность. Такое взаимное удовлетворение интересов сторон возможно благодаря ценообразованию.

Замечание 1

Ценообразование представляет собой процесс установления цены на продукцию. Оно может быть директивным или рыночным. Государственное или командное ценообразование предполагает централизованное установление цен, согласно макроэкономическому планированию. Рыночное формирование цен выстраивается на установлении относительного равновесия между предложением и спросом.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Предприниматель может руководствоваться следующими принципами при ценообразовании:

  1. Выбрать ориентиром цены конкурентов.
  2. Основываться на соотношении предложения и спроса.
  3. Рассчитать собственные затраты и на их основе сформировать цены на продукцию.

Процесс ценообразования является достаточно трудоемким и испытывает влияние многих факторов. Для того, чтобы цены максимально эффективно выполняли цели и задачи, стоящие перед субъектом хозяйствования, необходимо учитывать внутреннее и внешнее влияние на их работу. Со стороны макроэкономики на деятельность субъектов воздействуют политические, экономические и социальные изменения в обществе. Так же сюда относят психологические ожидания покупателей и потребительские свойства продукции. Сама внутренняя среда предприятия формирует ряд факторов. Например, инвестиционные и финансовые ресурсы компании, желаемые доходы и рентабельность, а также стратегическое и тактическое поведение предприятия на рынке.

Контроль ценообразования со стороны государства

Считается, что рыночная экономика обладает механизмом саморегулирования, который приводит в баланс все основные макроэкономические показатели. Но еще с работ Кейнса стало понятно, что полной свободы в данной сфере деятельности не достичь. Связанно это, прежде всего, с цикличностью экономического роста и развития.

Основным инструментом государственного воздействия на любые экономические процессы является законодательство и правовые акты. В России сюда же относят федеральные законы, постановления Правительства и указы Президента РФ. Главными органами ценообразования являются Правительство, Министерство экономики и входящий в него департамент цен.

Правительство в области ценообразования выполняет следующие функции:

  • Утверждает перечень благ, цены на которые подвергаются регулированию.
  • Устанавливает порядок процесса регулирования.
  • Осуществляет координацию и контроль над работой органов исполнительной власти.
  • Пересматривает установленный перечень и вносит в него корректировки.

Министерство экономики занимается формированием перечнем положений по проведению государственной политики в области ценообразования. Так же занимается разработкой механизма регулирования тарифов и цен. Кроме того, в его ведение входит создание и применение методов ценообразования, осуществление контроля и отслеживание работы органов контроля цен в субъектах РФ.

Государственное воздействие на цены может оказываться через налоговую систему. С их помощью можно изменять ценовое движение, а также инфляционный рост. Например, повышение налоговых ставок неизбежно приведет к росту цен, так как производителям будет необходим резерв для выплат в бюджет. Чтобы сдерживать инфляцию, надо снижать ставки налогов. Кроме того, воздействие на цены через налоговую систему не нарушает рыночного механизма, сохраняя соотношение предложения и спроса. Чаще всего используется для стабилизации экономики, а также для стимулирования развития отдельных отраслей народного хозяйства.

Антимонопольная политика РФ

Еще одним важным направлением в контроле над ценообразованием является антимонопольная политика государства. Она используется для того, чтобы поддерживать следующие экономические направления:

  1. Поддержка рыночного механизма и справедливой конкуренции.
  2. Пресечение тенденции монополизации рынка.
  3. Осуществление контроля над исполнением антимонопольного законодательства страны.

Структура работы антимонопольного комитета выглядит следующим образом. Он направляет свои рекомендации и поправки к действующей системе антимонопольного регулирования в Правительство РФ, проводит консультационные работы для исполнительных органов власти, разрабатывает и внедряет меры по демонополизации рынка.

Среди нарушений в области ценообразования выделяют завышение цен и тарифов, входящих в государственный перечень регулируемых цен, повышение уровня цен на декларированные оптовые партии товаров, любые изменения установленных надбавок, нарушения монополистами ценовой дисциплины, монопольное завышение цен или демпинг.

Наказанием за нарушение законодательных норм является введение экономических санкций. Суммы, полученные за счет неправомерных действий, отчисляются в пользу бюджета из чистой прибыли компании, то есть дохода за вычетом налоговых выплат. Кроме того, на предприятие накладывается штраф, а при повторном нарушении штраф увеличивается вдвое. Эти выплаты зачисляются на счета внебюджетных фондов местных органов власти.

При исполнении наказания существует ряд проблем. Прежде всего, в законодательстве нет четкого закона об осуществлении контроля над ценообразованием, органы контроля часто не имеют правового статуса. При судебных разбирательствах часто вердикт выносится в пользу лица, нарушившего антимонопольное законодательство.

Замечание 2

Таким образом, для осуществления контроля над ценообразованием необходимо ввести в законодательство страны изменения, которые четко опишут границы контроля, а также принципы работы надзорных антимонопольных органов.

Контроль за монопольными ценами не предполагает

Монополия предлагает Минтрансу радикально изменить отраслевое законодательство, грубо говоря, фактически превращая национальную железнодорожную сеть из дорог общего пользования в магистрали для избранных. Пока рынок пребывает в состоянии шока, эксперты сходятся во мнении, что происходящее стало возможным благодаря крайне низкому уровню отраслевых компетенций среди специалистов регуляторных органов.

Итак, месяц назад гендиректор ОАО «РЖД» Олег Белозёров направил главе Минтранса Евгению Дитриху письмо, в котором предложил поправки к железнодорожному законодательству, многие из которых ранее вызывали ожесточенные споры в сообществе.

Как отмечают эксперты, сами идеи далеко не новы. Хотя и простое их перечисление звучит революционно.

На прошлой неделе скан письма был слит в публичное пространство через Telegram-каналы. Можно только гадать, сделали это доброжелатели РЖД, цель которых помешать планам монополии, или же это попытка прозондировать общественную реакцию на предложенные меры. Как отмечают эксперты, сами идеи далеко не новы. Хотя и простое их перечисление звучит почти как революция на рынке грузовых ж/д перевозок. Или как контрреволюция.


Письмо из РЖД в Минтранс завершается обещанием приложений на 19 листах. Которые мы и опубликовали в нашем Telegram-канале @VGUDOK 4 апреля

В разговоре с vgudok.com один из отраслевых топ-менеджеров высказался критически против инициатив. Он считает, что «В РЖД разрушают систему планирования, создают непредсказуемые риски ограничения доступа к инфраструктуре. Операторов загоняют в непонятное регулирование по социально важным грузам. Получается, что главное — получить механизм фактической приватизации провозной способности».

«Не могу отделаться от ощущения дежавю, если только это не продуманная стратегия?! — замечает независимый отраслевой эксперт Мария Никитина. «Это только на первый взгляд документ выглядит нелепо и наивно, а человек, который его подписал, забыл или не знал, как развивались события предыдущих периодов. Большинство из представленных предложений неоднократно обсуждалось ранее и было отвергнуто в силу веских аргументов», — говорит ветеран железнодорожных войн г-жа Никитина. — Однако, если прочитать текст между срок и по пунктам, то можно разглядеть бенефициаров изменений, и это не только сами РЖД».

Впрочем, президент Национальной ассоциации транспортников Георгий Давыдов считает, что «эти предложения преследуют цель получить односторонние преимущества для ОАО «РЖД» с одновременным ущемлением интересов других субъектов рынка – грузовладельцев, операторских компаний». Сами операторы собираются 11 апреля на специальное заседание, чтобы обсудить предложения монополии и высказать свою консолидированную позицию, сообщили vgudok.com в СОЖТ. Однако смеем предположить, что мнения и интересы крупных и средних операторов, не говоря уже про мелких, будут сильно отличаться. Хотя бы потому, что единое СРО операторов выгодно в первую очередь крупным операторам в преддверие снижения ставки на вагоны, поскольку в рамках СРО им проще будет сговариваться и принимать антирыночные меры, которые к тому же освящены Минтрансом.


Евгений Дитрих

Среди предложений РЖД к Министерству транспорта — выделение из общей базы грузов, которые правительству по каким-либо соображениям представляются особо значимыми. Любопытно, что не называются критерии, по которым такая продукция будет вынесена в ранг избранных. Зато известно, что этим грузам и вагоны обязаны будут предоставлять вне очереди, и обеспечивать первоочередной пропуск на сети.

Стоит отметить, что определённые избранные грузы (воинские и т.д.) на железных дорогах существовали испокон веков, и поезда, их доставлявшие, назывались «литерными», поскольку имели номер не из одних цифр, но и из букв (литер). А литера в номере давала поезду безусловный приоритет перед всеми другими.

Приватизация грузового подвижного состава не могла не поставить перед железнодорожниками вопроса, как быть со стратегическими перевозками в условиях поголовно частного парка. Допустим, возникнет необходимость переброски техники и живой силы в направлении какого-либо порта, либо массового вывоза населения и неких грузов в обратном направлении. Где брать вагоны, и есть ли какой-ни­­­­­­­будь механизм их изъятия у частных структур, а равно и статьи бюджетов на компенсационную оплату бизнесу связанных с этим потерь?

Был ли своевременно (ещё в нулевые годы) разработан и принят некий мобилизационный алгоритм, неизвестно. И в целом логично, что такие предложения пусть и с опозданием, но возникли. Но тогда появляется вопрос, при чем тут РЖД? Ведь подобные дела в компетенции Минобороны, МЧС, Минтранса и прочих госструктур.

Наблюдатели считают, что предлагаемые изменения правил игры породят дискриминацию среди клиентов ж/д.

Если посмотреть на прочие содержащиеся в письме предложения, то происходящее начинает напоминать скорее движение в сторону тотальной «монетизации» грузоперевозок. Это, например, необходимость предоставлять приоритет тем, кто инвестирует в расширение пропускной способности сети; применение особого порядка в тарификации услуг по перевозке, особого порядка в приоритетном пропуске избранных поездов на участках с ограниченными пропускными и провозными способностями и т.д. Оценивая всё это, наблюдатели считают, что предлагаемые изменения правил игры породят дискриминацию среди клиентов ж/д.

Однако «дискриминация одних означает преференции для других», — говорит г-жа Никитина. — Приоритетный доступ на инфраструктуру выгоден новым игрокам рынка угля, у которых нет вариантов, кроме как инвестировать в новую инфраструктуру для вывоза своего угля. То же касается и инвесторов в портовые проекты, которые заявлены под уже известные объёмы. Теперь у этих инвесторов, среди которых мощные лоббисты, может появиться приятный гешефт в виде приоритетного доступа на сеть».

Ещё один наш собеседник подтверждает, что «отдельные угольщики смогут купить себе квоты, пострадает малый и средний бизнес, зерновики, удобрения. Никакие новые производства не смогут пробиться на ж. д.». Добавив, что, впрочем, скоро все эти разговоры умрут, так как цены на уголь упали до рекордных показателей и объёмы скоро снизятся. И все проекты угольщиков и для угольщиков «посыпятся»…

«Уже не шокирует, но по-прежнему возмущает отсутствие дискуссии и игнорирование Совета потребителей, который много раз выступал против. Как будто торопятся принять решение при этом правительстве. Вероятно, ДАМ уйдёт в Газпром и надо всё зафиксировать, пока он туда не ушёл», — замечает в разговоре с vgudok.com, топ-менеджер, пожелавший сохранить анонимность.

А в другой компании нам лаконично резюмировали: «Ух, ну это п…ц, что тут добавить».

Президент НАТ г-н Давыдов разъясняет суть законодательных инициатив РЖД. Поправки предлагаются в два основных закона: № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», и № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», однако они полностью противоречат Указу Президента страны от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» (вместе с «Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018–2020 годы»).


Георгий Давыдов

«Установление в Уставе железнодорожного транспорта РФ права ОАО «РЖД» на предоставление приоритетов отдельным грузоотправителям, заключающим долгосрочные контракты по договорным тарифам в осуществлении перевозок грузов, ставит крест на недискриминационном и равном доступе к сети железных дорог общего пользования. Всё это сильно ограничит внутрироссийские перевозки грузов, — уверен Георгий Давыдов. — Их владельцам предстоит нести на себе бремя перевозок по неоптимальным (не кратчайшим) маршрутам, соглашаться на «договорные» сроки их доставки. Или переходить на доставку автотранспортом. Чего не скажешь об экспортёрах, которым государственная компания предлагает установить приоритетный порядок.

Отрасль контролируется представителями ФОИВов, которые далеки от понимания целей и задач ж/д.

Иными словами, РЖД пытаются законодательно закрепить своё право на злоупотребление доминирующим положением субъекта естественной монополии на товарном рынке. Судя по этой инициативе, можно сделать вывод, что отрасль сейчас контролируется представителями министерств и ведомств, которые далеки от понимания целей и задач железнодорожного транспорта, интересов пользователей его услуг, готовых одобрять любые предложения, исходящие от ОАО «РЖД», но, тем не менее, осуществляющих регулирование этого субъекта. В противном случае такая инициатива не появилась бы на свет».

Ещё один представитель рынка с сожалением констатировал в беседе с vgudok.com, что то, о чём мечтали РЖД в течение последних десяти лет и что не могло быть реализовано из-за сопротивления как участников рынка, так и наиболее прогрессивных регуляторов, теперь, вследствие новых людей в Минтрансе, можно достаточно быстро реализовать эдаким блицкригом.

С ним солидарна г-жа Никитина, которая указывает на то, «что при всей абсурдности на первый взгляд предложений РЖД у них есть высокие шансы на принятие, поскольку в них, как в «советском продуктовом заказе», упаковано всё, в том числе и гречка, которую можно было купить свободно. В итоге участники рынка будут спорить между собой, выясняя, кому достанется наиболее привлекательный продукт из набора (а желающие на них есть), а кому придётся заплатить за ненужную гречку (скорее всего, самым слабым). При этом РЖД останутся в стороне от дискуссии и критики».

Роман Стрельцов

ОАО «Российские железные дороги»
ул.Новая Басманная, д. 2,
г. Москва, 107174
ООО «ДАЛК»
ул. Б. Никитская, д. 22/2, офис 39,
г. Москва, 125009
ЗАО «Желдорброкер»
ул. Каланчевская, д. 15а, г. Москва,
107078
ЗАО «ОКТРАНСВНЕШТЕРМИНАЛ»
Невский проспект, д. 85,
г. Санкт- Петербург
РЕШЕНИЕ
по делу № 1 10/46-07
о нарушении антимонопольного законодательства
26 марта 2007 года г. Москва
Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе Голомолзина А.Н., председателя Комиссии, заместителя руководителя ФАС России, Кудрявцева В.Ю., заместителя начальника Управления по контролю и надзору на транспорте и в области связи, Доронина С.В.., заместителя начальника отдела административного производства Правового управления;, Голополосова Д.В., заместителя начальника отдела железнодорожного транспорта Управления по контролю и надзору на транспорте и в области связи, Романенковой И.И.., заместителя начальника отдела судебной работы Правового управления, Бутова А.М., главного специалиста — эксперта отдела анализа рынков, реестров и НИОКР Аналитического управления
в присутствии:
от ОАО «Российские железные дороги»: Русакова Д.П., Митичкиной И.М.
от ООО «ДАЛК»: Салимулина А.Б.,
от ЗАО «Желдорброкер»: Гостюжева А.В.,Милевского А.Е.
рассмотрев дело № 1 10/46-07 о признаках нарушения ОАО «Российские железные дороги» (107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2) статьи 10 Федерального Закона от 27.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
1. В ФАС России поступили материалы коллективного обращения, ООО «ДАЛК», ЗАО «Желдорброкер», ЗАО «Октрасвнештерминал» о признаках нарушения со стороны ОАО «РЖД» статьи 10 Закона о защите конкуренции в части совершения действий хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке перевозок грузов железнодорожным транспортом, направленных на недопущение, ограничение и устранение конкуренции и ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, в том числе такие действия, как создание препятствий доступу на товарный рынок.
Заявители занимаются таможенно-брокерской деятельностью, включены в Реестр таможенных брокеров за №№ 0003/01, 0224/08, 0038/02.
Между каждым из заявителей и ОАО «Российские железные дороги» заключены возмездные гражданско-правовые договоры (по агентской схеме №1002 от 07.12.2005, №1000 от 07.12.2005, №1001 от 07.12.2005.) на представление интересов перевозчика — ОАО «РЖД» перед таможенными органами, грузоотправителями и грузополучателями на оформление транзитных деклараций при получении перевозчиком на железнодорожных пограничных пунктах пропуска РФ разрешений на таможенный транзит проходящего грузопотока.
Вышеуказанные договоры заключены заявителями по результатам квалификационного отбора №198, проведенного в 01ноября 2005 года ОАО «Российские железные дороги», срок действия договоров — до 31 декабря 2008 года.
28 декабря 2006 г. на официальном сайте ОАО «РЖД» было опубликовано извещение о том, что 09 февраля 2007 г. в 11.00 по адресу: Москва, ул.Новорязанская, д.12 ОАО «Российские железные дороги» проводит открытый конкурс №329 с целью выбора единого таможенного брокера для проведения работ в 2007 году на железнодорожных пограничных переходах и на входных припортовых станциях для нужд ОАО «РЖД». Организатором конкурса выступает Росжелдорснаб-филиал ОАО «РЖД».
По мнению заявителей — инициирование ОАО «РЖД» торгов при действующих договорах, заключенных с уполномоченными брокерами до 2008 г., при отсутствии нареканий со стороны ОАО «РЖД», ФТС России грузоотправителей и грузополучателей направлена на устранение с рынка хозяйствующих субъектов занимающихся оказанием таможенно-брокерских работ/услуги на монополизацию указанного рынка в форме выбора единого брокера.
2. ОАО «РЖД» представило в Комиссию ФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) письменные объяснения.
ОАО «РЖД» указало что, основанием к объявлению открытого конкурса № 359 послужило распоряжение ОАО «РЖД» от 25.11.2005 «О создании единого консолидирующего центра транспортно-складской логистики и таможенно — брокерского обслуживания» распоряжением ОАО «РЖД» от 25.11.2005 № 1866р. Указанное распоряжение было издано в целях увеличения скорости доставки грузов и их качественной обработке на терминалах за счет совершенствования управления складскими и терминальными фондами как комплекса на основе проектного принципа.
ОАО «РЖД» занимая доминирующее положение на рынке оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования имеет отношение к рынку таможено-брокерских услуг как организация — покупатель данных услуг у хозяйствующих субъектов осуществляющих деятельность на данном рынке.
В соответствии со статьей 79 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) иностранные товары перевозятся по территории Российской Федерации при соблюдении процедуры внутреннего таможенного транзита (далее — ВТТ). Перевозка указанных товаров осуществляется без уплаты таможенных пошлин, налогов и т.п. Данная процедура применяется при перевозке товаров из места их прибытия до места нахождения таможенного органа назначения, из места нахождения товаров при их декларировании до места вывоза с таможенной территории Российской Федерации, если на эти товары не предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей.
Процедура ВТТ применяется при перевозке товаров по территории Российской Федерации когда товар ввозится на территорию Российской Федерации либо вывозится с территории Российской Федерации. Если же товары иностранного происхождения ввозятся на территорию Российской Федерации и убывают с территории, то между местом их прибытия и убытия, применяется (в соответствии со статьей 167 ТК РФ) режим международного таможенного транзита (далее -МТТ). В соответствии со статьей 169 ТК РФ порядок выдачи разрешения на МТТ, а также права, обязанности и ответственность лиц, получивших разрешение на МТТ, регулируются статьями ТК РФ, относящимися к регулированию аналогичных вопросов при ВТТ. Таким образом рассмотрение всех дальнейших вопросов, касающихся ВТТ, распространяется и на МТТ.
ВТТ допускается с письменного разрешения таможенного органа, в регионе действия которого допускается перевозка товаров. В соответствии с пунктом 4 статьи 79 ТК РФ и пункта 2 статьи 80 ТК РФ разрешение на ВТТ может быть выдано:
любому перевозчику (как являющимся таможенным, так и не являющимся таковым);
экспедитору, созданному в соответствии с законодательством Российской Федерации и с постоянным местонахождением в Российской Федерации;
лицу , которое будет осуществлять хранение товаров либо проведение с товаром других операций в месте доставки. Разрешение на ВТТ данному лицу выдается только в случае, когда местом доставки не является место нахождения таможенного органа (пункт 6 статьи 80 ТК РФ).
Разрешение на ВТТ выдается трем вышеуказанным категориям лиц при соблюдении условий, перечисленных в п. 3 ст. 80 ТК РФ. При этом, в отношении «таможенного перевозчика» из перечисленных условий не требуется соблюдения такого условия как «меры по соблюдению таможенного законодательства» (обеспечение таможенных платежей, таможенное сопровождение, соблюдение специально установленных маршрутов).
Смысл процедуры ВТТ заключается в соблюдении требований таможенного законодательства, в целях не допущения ввоза на территорию РФ товаров без уплаты, предусмотренных законодательством ввозных таможенных пошлин и налогов. В соответствии со ст. 90 ТК РФ лицо, получившее разрешение на ВТТ, является ответственным за уплату ввозных таможенных пошлин и налогов в случае недоставки товаров в таможенный орган назначения.
Открытый конкурс № 329 с целью выбора единого таможенного брокера для организации и проведения работ в 2007 году на железнодорожных пограничных переходах и на входных припортовых станциях для нужд ОАО «РЖД» был объявлен 28 декабря 2006 года.
Извещение о проведении конкурса было размещено в газете «Гудок» и на официальном сайте компании www.rzd.ru. Дата проведения открытого конкурса 9 февраля 2007 года в 11.00.
Конкурсная документация была выкуплена в установленном порядке 17 организациями.
В целях обеспечения равных прав для всех участников сроки конкурса были перенесены на 22 февраля 2007 года на 11.00(письмо от 31.01.2007 года № 12-8/248) и извещены все участники конкурса по факсу. Объявление о переносе сроков было размещено на сайте www.rzd.ru.
В соответствии с п. п. 1.3.1. Конкурсной документации 14 февраля 2007 года было внесено дополнение (письмо от 14.02.2007 № 12-8/366 с проектом договора по открытому конкурсу № 329), которое было разослано всем участникам, выкупившим документацию, по факсам, указанным в карточках участников.
21 февраля 2007 года принято решение о прекращении конкурса № 329.
Все участники открытого конкурса № 329 с целью выбора единого таможенного брокера для организации и проведения работ в 2007 году на железнодорожных пограничных переходах и на входных припортовых станциях для нужд ОАО «РЖД» были уведомлены информационным письмом № 12-8/446.
3.Заслушав объяснения сторон, исследовав представленные доказательства, Комиссия установила следующие обстоятельства.
ОАО «РЖД», создано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 № 585 «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги», является субъектом естественной монополии в сфере грузовых железнодорожных перевозок. В ходе первого этапа реформы железнодорожного транспорта ОАО «РЖД» приняло от Министерства путей сообщения Российской Федерации функции хозяйственного управления на железнодорожном транспорте с правом заниматься хозяйственной деятельностью.
В соответствии с указанным постановлением Правительства Российской Федерации ОАО «РЖД» является собственником инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и генеральным перевозчиком железнодорожным транспортом общего пользования.
ОАО «РЖД» является субъектом естественной монополии; приказом ФСТ России от 29.12.2004 № 435-т «О включении (исключении) организаций в (из) Реестр (а) субъектов естественных монополий на транспорте» ОАО «РЖД» включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте по осуществлению деятельности «в сфере оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования».
ОАО «РЖД» согласно приказу ФАС России от 14.06.2005 № 121 включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов. Доля этого хозяйствующего субъекта на рынке оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования превышает 65 процентов.
Согласно статье 72 «Предоставление документов и сведений при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации» Федерального закона от 28.05 2003 года N 61-ФЗ «Таможенный кодекс Российской Федерации» (далее Таможенный кодекс) «При прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, предусмотренные статьями 73 — 76 Таможенного Кодекса, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется международная перевозка.
ВТТ является таможенной процедурой, которая предшествует помещению товара под определенный основной таможенный режим (п.п. 1, 2 ст. 79 Таможенного Кодекса РФ).
Согласно статье 81 Таможенного кодекса для получения разрешения на ВТТ перевозчик, экспедитор представляет в таможенный орган отправления исчерпывающий перечень сведений.
Таможенный орган не вправе требовать от перевозчика или экспедитора предоставления других сведений, за исключением сведений, указанных в пункте 2 статьи 81 Таможенного кодекса Федеральная таможенная служба письмом от 05.03.2006 № 01-06/6716 «О разрешении на ВТТ и МТТ при перевозках товаров таможенным перевозчиком ОАО «РЖД» указала что, в соответствии с пунктом 1 статьи 81 ТК России в качестве транзитной декларации таможенный орган отправления принимает любые коммерческие, транспортные (перевозочные) документы и (или) таможенные документы, содержащие сведения, указанные в пункте 2 данной статьи ТК России. С учетом пунктов 4, 5 статьи 81 ТК России таможенные органы не вправе требовать составления отдельной транзитной декларации, если железнодорожная накладная и (или) иные документы, представленные в соответствии с пунктом 1 статьи 81 ТК России перевозчиком, экспедитором либо таможенным брокером (представителем) от имени перевозчика или экспедитора, содержат все необходимые сведения в соответствии с пунктом 2 статьи 81 ТК России.
Согласно статье 97 ТК «Обязанности таможенного перевозчика» таможенный перевозчик обязан соблюдать условия и требования, установленные настоящим Кодексом в отношении перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем».
Статьей 76 ТК РФ предусматривается исчерпывающий перечень документов и сведений который предоставляется перевозчиком при осуществлении международной перевозке железнодорожным транспортом.
Сравнительное толкование статей 72 и 76 ТК показывает что: 1.перевозчик по своему усмотрению вправе предоставить таможенному органу и другие сведения и документы, прямо не указанные в статье 76 ТК.
2. лишь в случаях, когда документы, указанные в статье 76 ТК, не содержат всех необходимых сведений, перевозчик обязан сообщить таможенному органу недостающие сведения путем предоставления других имеющихся у него документов или дополнительных документов, составленных в произвольной форме.
Анализ норм действующего таможенного законодательства РФ позволяет сделать следующие выводы:
1.В качестве транзитной декларации могут рассматриваться любые коммерческие, транспортные (перевозочные) и (или) таможенные документы, содержащие необходимые сведения.
2.Таможенное законодательство не требует оформления транзитной декларации, а указывает строго исчерпывающий перечень сведений необходимых таможенному органу для принятия решения. Указанные сведения грузоотправитель может указать в транспортных (перевозочных) документах, следующих вместе с грузом.
3.Доставка транспортных документов в таможенный орган является обязанностью ОАО «РЖД» как таможенного перевозчика
Согласно распоряжения ОАО «РЖД» от 31.01. 2005 года № 119р «О едином перечне работ и услуг, оказываемых ОАО «РЖД» при организации перевозок грузов», Приложением к Распоряжению 119р пунктом 121 раздела «Работы, связанные с проведением процедур таможенного контроля» услуга по получение разрешению на перевозку грузов по ВТТ и МТТ с приложением ксерокопий накладных и счетов фактур оказывается ОАО «РЖД» согласно 22 статье Федерального Закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта» (далее -Устав).
Согласно статье 22 Устава расходы перевозчиков, в том числе расходы, связанные с подачей и уборкой вагонов, контейнеров, погрузкой и выгрузкой грузов, грузобагажа, выдачей санитарных паспортов, хранением грузов и контейнеров, а также плата за пользование вагонами и контейнерами и другие возникшие в связи с выполнением этих работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), возмещаются за счет грузоотправителей, грузополучателей.
В настоящий момент на основании решения конкурсной комиссии ОАО «РЖД» (Протокол № 104 от 11.10.2005) на сухопутных погранпереходах от имени ОАО «РЖД» оформляют таможенный транзит грузов следующие организации — таможенные брокеры: ЗАО «Октрансвнештерминал» (Северо-Западный регион), ООО «ДАЛК» (регион Дальнего Востока, погранпереходы с Монголией, Китаем), ЗАО «Желдорброкер» (все остальные погранпереходы).
В рамках агентского договора ЗАО «Октрансвнештерминал», ООО «ДАЛК», ЗАО «Желдорброкер» принимают на себя обязательства совершать от имени ОАО «РЖД» действия по оформлению таможенного транзита при получении разрешения ОАО «РЖД» на ВТТ, МТТ.
ООО «ДАЛК», ЗАО «Желдорброкер», ЗАО «Октрасвнештерминал» могут осуществлять хозяйственную деятельность по таможенному оформлению грузов следующих железнодорожным транспортом действуя от лица как перевозчика так и экспедитора.
Для перевозки каких бы то ни было товаров иностранного происхождения по территории РФ необходимо получить разрешение на ВТТ. Данное разрешение в целях дальнейшей перевозки товаров иностранного происхождения вправе получить любое из трех категорий лиц, перечисленных в ст.ст. 79 и 80 ТК РФ. Лицо, получившее разрешение на ВТТ, не просто совершает действия по соблюдению необходимых для перевозки процедур, но и принимает на себя, вследствие получения такого разрешения, определенные обязанности: риск уплаты ввозных пошлин и налогов при нарушении процедуры ВТТ в виде недоставки товаров в таможенный орган назначения. Положения ТК РФ, устанавливающие перечень лиц, которые вправе получать разрешение на ВТТ, не устанавливают, что кому-либо из них принадлежит (по отношению к друг другу) преимущественное право получения разрешения на ВТТ. Вывод о том, что у кого-либо из этих лиц есть обязанность на получение разрешения на ВТТ означает, что другие лица ограничены в возможности получения такого разрешения, что не предусмотрено ст.ст. 79, 80 ТК РФ.
Применительно к железнодорожному перевозчику в ТК РФ есть норма, из которой прямо следует, что такой перевозчик может получать разрешение на ВТТ, а может и не получать. Так, в п. 4 ст. 90 ТК РФ предусмотрено, что железная дорога освобождается от ответственности за уплату таможенных пошлин, налогов при утрате товаров, либо выдачи их без разрешения таможенного органа в случае, если разрешение на ВТТ выдано экспедитору.
Необходимо также учитывать, что в соответствии со статьей 16 ТК России, обязанности по совершению таможенных операций несет лицо, заключившее внешнеэкономическую сделку. В этой связи лицо, получившее разрешение на ВТТ, исполняет обязанности лица, заключившего внешнеэкономическую сделку, по совершению им таможенных операций. При этом согласно статье 90 ТК России лицо, получившее разрешение на ВТТ, в случае недоставки иностранных товаров в таможенный орган назначения обязано уплатить ввозные таможенные пошлины и налоги.
Рассмотрение имущественных вопросов, связанных с возмещением расходов лица, оказавшего услугу, относится к сфере гражданско-правовых отношений сторон и подлежит рассмотрению в предусмотренном законодательством порядке, касающимся рассмотрения гражданско-правовых споров участников хозяйственного оборота.
Учитывая выше изложенное действия, Комиссия ФАС России установила что действия ОАО «РЖД» в части проведения открытого конкурса предметом которого является выбор единого таможенного брокера представляющего интересы перевозчика для организации и проведения работ по оформлению таможенного транзита грузов на железнодорожных пограничных переходах и на входных припортовых станциях не нарушают пункт 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции т.к. не несут признаки совершения действий хозяйствующее субъектом, занимающим доминирующие положение, направленных на недопущение, ограничение и устранение конкуренции и ущемление интересов других хозяйствующих субъектов. Проведением открытого конкурса перевозчик определяет агента для совершения действий предусмотренных действующим законодательством и не ограничивает предусмотренные действующим законодательством права иных лиц на самостоятельное таможенное оформление грузов следующих железнодорожным транспортом.
На основании изложенного, и руководствуясь п.п. 2 п. 1 ст. 48 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
Дело № 1 05/163-06 производством прекратить в связи с не подтверждением признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии А.Н. Голомолзин
Члены Комиссии: В.Ю. Кудрявцев
И.И. Романенкова
С.В Доронин
Д.В. Голополосов
А.М. Бутов
На момент прибытия иностранных товаров на таможенную территорию РФ транспортные (перевозочные) документы находятся у перевозчика товаров. В рассматриваемом случае перевозчиком является ОАО «РЖД» — который также является согласно статьям 90-96 Таможенного кодекса — «таможенным перевозчиком» и имеет свидетельство о включении в реестр таможенных перевозчиков.

Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Монополия – тип отраслевого рынка, на котором существует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей. Под монополией понимается и сам продавец. В отличие от рынка совершенной конкуренции, на котором большое количество конкурирующих продавцов предлагают стандартизированный товар, у чистой монополии нет конкурентов на рынке её товара.

Чистая монополия в реальной жизни встречается довольно редко, чаще она присутствует на местных рынках, а не на национальных или мировых. Так, например, в маленьком городе может быть только один-единственный дантист, и в силу этого он становится монополистом.

Важным признаком рынка совершенной конкуренции является стандартизированность, т.е. однородность, продаваемого на нём продукта. Продукт монополии должен быть уникальным в том смысле, что не существует хороших и близких заменителей данного продукта. В такой ситуации у покупателя нет приемлемых альтернатив потребления данного товара: он должен покупать его монополиста либо обходится без данного товара. Предположим, что какой-нибудь учёный изобрёл эликсир жизни и продаёт его по баснословной цене: хочешь – покупай и живи вечно; не можешь заплатить такую цену, тогда хоть умри, но ни у кого другого подобного эликсира ты уже не купишь. Обратите внимание, учёный, являясь монополистом, может сам устанавливать цену на эликсир жизни, следовательно, он является ценопроизводителем и тем самым отличается от совершенно конкурентной фирмы, принимающей рыночную цену как заданное.

Поскольку фирма-монополист получает высокие прибыли, то другие фирмы захотят вступить в эту отрасль, чтобы открыть там своё производство. Следовательно, для поддержания монопольной власти необходимо установить барьеры для входа в отрасль новых фирм. Среди основных видов барьеров, предотвращающих появление дополнительных продавцов на рынке монопольной фирмы, следует назвать патенты и авторские права.

Патент – это документ правовой защиты интеллектуальной собственности, подтверждающий как авторство изобретателя, так и исключительное право собственности на изобретение патентообладателя. Последнее означает, что любое другое лицо может пользоваться запатентованным изобретением только в том случае, если на него будет продана лицензия

владельцем патента. Отсюда следует, что патентная система фактически приводит к образованию монополий на рынке научно-технических знаний.

Конечно, патенты могут обеспечить изобретателя монопольным положением только на время действия патента. Патентный контроль сыграл видную роль в росте многих современных индустриальных гигантов, таких, как «Полароид», «Дженерал моторс», «Ксерокс», «Дюпон». Деятельность компании «Юнайтед шу машинери» — яркий пример того, как можно злоупотребить патентным контролем, чтобы достигнуть монопольной власти. «Юнайтед шу машинери» стала исключительным поставщиком некоторых важнейших станков для изготовления обуви благодаря патентному контролю. Она распространила свою монопольную власть на другие типы сапожного оборудования, требуя от пользователей её патентованных машин подписывать «привязывающее соглашение», в котором производители обуви соглашались бы также брать в аренду всё другое сапожное оборудование у «Юнайтед шу машинери». Это позволило компании монополизировать рынок.

Среди других барьеров, способствующих появлению монополии и помогающих её поддерживать, можно выделить следующие: исключительные права, полученные от правительства или местных властей, благодаря которым фирма получит статус единственного продавца; право собственности на все важнейшие источники какого-либо производственного ресурса, например сырья (так, знаменитая компания «De Beers» владеет большинством алмазных рудников, что позволяет ей контролировать около 90% всех мировых продаж необработанных алмазов); преимущество низких средних издержек крупного производства в отельных отраслях, которое приводит к образованию естественных монополий.

Одной из основных причин появления и существования монополии является наличие столь значительной экономии на масштабе производства, что возможно присутствие на рынке лишь одного поставщика, получающего положительную прибыль. В этом случае говорят о естественной монополии. Современная технология в некоторых отраслях такова, что предприятия, функционирующие в этих отраслях, могут весьма значительно увеличиваться в размерах, продолжая получать положительный эффект от роста масштаба производства. Последнее обстоятельство выражается в том, что по мере увеличения размеров фирмы снижаются средние издержки производства продукции. Другими словами, чем большее количество продукции за определённый период времени выпускает фирма, тем ниже оказываются издержки производства одной единицы продукции.

Если фирмы могут последовательно снижать средние издержки и получать прибыли путём расширения производства, чтобы удовлетворить рыночный спрос, то в конечном счёте как основной поставщик утвердится одна фирма. Таким образом, преимущества в затратах, имеющиеся у очень крупных фирм, могут позволить одной фирме, обслуживающей весь рынок в качестве единственного продавца, производить продукцию с более низкими издержками, чем это было возможно, если бы рынок обслуживался двумя или более продавцами. Это способствует не только укреплению сильной

монопольной власти утвердившейся на рынке фирмы, но также становится практически непреодолимым барьером для входа на рынок других фирм.

Итак, естественная монополия – это фирма, которая в состоянии удовлетворить весь рыночный спрос на продукт с меньшими издержками, чем те, которые были бы возможны, если бы две или более фирм поставляли точно такое же количество товара. Такого типа монополию называют естественной потому, что в этом случае входные барьеры основываются на особенностях технологии, отражающих естественные законы производства, а не на правах собственности или правительственных лицензиях.

Примерами естественных монополий являются электрические сети, трубопроводный транспорт (нефтепровод и газопровод), проводная телефонная связь, централизованное теплоснабжение, городская канализация, метрополитен.

Очевидно, что в этих отраслях конкуренция либо затруднительна, либо просто неприменима, так как конкуренция привела бы здесь к значительно более высоким средним издержкам производства, чем те, которые были бы при монополии, ибо поддержание конкуренции потребовало бы существования многих мелких фирм с небольшими рыночными долями. Рассмотрим, например, городской водопровод. Проложив параллельно друг другу две системы труб, можно добиться того, что рядом стоящие дома и даже соседние квартиры в одном доме по выбору жильцов могут быть подключены к любой из двух водоснабжающих компаний. Конкуренция стала возможной, но ценою значительного удорожания каждого литра воды, доставленного потребителю. Очевидно, что намного дешевле иметь одну водопроводную систему.

Следовательно, принудительное рассредоточение производства на нескольких предприятиях в этом случае нецелесообразно, так как оно привело бы к росту средних издержек (издержек на единицу продукции), а значит, и к росту цены единицы продукции. В данном случае производство на одном крупном предприятии оказывается с точки зрения общества более эффективным, чем производство такого же объёма продукции на нескольких мелких или средних предприятиях. Именно поэтому существование естественных монополий не запрещено антимонопольными законодательствами. В то же время правительство сохраняет за собой право регулировать действия таких монополий, чтобы не допускать злоупотребления монопольной властью, которую оно предоставило. Например, правительство может контролировать качество услуг и цены, уставнавливаемые естественными монополиями. Речь об этом пойдёт в §3 данной главы.

Спрос на продукцию монополии

Спрос на продукцию

совершенно конкурентной фирмы

Рис. 9–2 Рис. 9–1

Итак, чистая монополия – это рынок, имеющий только одного продавца и множество покупателей.

Поскольку фирма-монополист является единственным продавцом товара, кривая спроса для этой фирмы будет не чем иным, как кривой рыночного спроса. Отсюда понятно, что данная кривая имеет отрицательный наклон, как показано на рис. 9–2. Это принципиальное отличие между монополистом и фирмой, работающей в условиях совершенной конкуренции (рис. 9–1), во многом определяет и различия в их поведении.

Идеально конкурентная фирма может продавать столько, сколько захочет, по рыночной цене. Монополия же не принимает цену как нечто данное. По мере увеличения объёма выпуска цена непременно должна снижаться, потому что кривая спроса направлена вниз. Ради повышения цены монополист вынужден сократить объём производства (продаж), потому что потребители всегда отвечают на повышение цены уменьшением покупок данного блага. Следовательно, конкурентная фирма, максимизирующая прибыль, должна выявить только оптимальный объём выпуска. Фирма-монополист, преследующая ту же цель, должна не только определить количество товара, максимизирующее прибыль, но ещё и установить такую цену, при которой всё произведённое количество было бы выкуплено потребителями. В этом смысле управлять монополией сложнее, чем конкурентной фирмой. Сразу же отметим, что, максимизируя прибыль, монополист сначала определяет объём выпуска и только после этого устанавливает цену на свою продукцию. А теперь рассмотрим, как он это делает. (Здесь, как и везде, мы будем исходить из предпосылки, что фирма-монополист имеет своей целью максимизацию прибыли).

Добавить комментарий