Рост числа бракосочетаний сфера жизни общества

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Инструкция для учащихся

На выполнение всей работы отводится 61 минута. КИМ представляет собой тест.

Для выполнения заданий потребуется использовать знания, полученные при изучении всего курса обществознания в 8 классе. Задания будут разными, а именно:

— из предложенных вариантов выбрать один ответ;

— дать определение терминам и понятиям;

— задания на определение верности суждений;

— задания на соответствие;

— задания на установление последовательности;

— задания на сравнение.

Одни задания покажутся тебе лёгкими, другие – трудными. Если ты не знаешь, как выполнять задание, пропусти его и переходи к следующему. Ты сможешь ещё раз попробовать свои силы, если останется время.

Чтобы исправить ошибку, необходимо зачеркнуть свой ответ в бланке ответов и записать верный.

Желаем успеха!

1 ВАРИАНТ

1. Человека от животного отличает

1) инстинкт самосохранения 2) способность приспосабливаться к условиям среды

3) использование природных объектов 4) стремление понять окружающий мир

2. Что относится к естественным наукам?

1) история 2) математика 3) искусствоведение 4) физика

3. Какое экономическое явление отражается в следующем описании А. Смита: «Портной не шьёт себе сапоги, а покупает их у сапожника. Сапожник не шьёт для себя одежду, а покупает у портного»?

1) специализация 2) инфляция 3) социализация 4) безработица

4. В стране Z за последний год цены выросли на 20%, а качество товаров и услуг осталось неизменным. Как называется данное экономическое явление?

1) экономический рост 2) безработица 3) деноминация 4) инфляция

5. В стране Z государство полностью контролирует производство и распределение ресурсов, руководит хозяйственной деятельностью с помощью директивного планирования. Какой тип экономической системы в государстве Z?

1) рыночная 2) традиционная 3) смешанная 4) административно-командная

6. Правительство государства N ежегодно формирует бюджет и представляет его на обсуждение в парламент. Какая из перечисленных статей бюджета относятся к расходным статьям?

1) обслуживание государственного долга 2) займы у международных организаций

3) налоговые поступления 4) эмиссия бумажных денег

7. Граждане государства К. уплачивают налоги, размер которых включен в стоимость товаров или услуг. Какой вид налогов они оплачивают?

1) косвенный 2) региональный 3) прямой 4) федеральный

8. Для обозначения совокупности социально значимых качеств человека традиционно используют понятие

1) индивид 2) талант 3) личность 4) способности

9. Установите соответствие между примерами и типами санкций: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ТИПЫ САНКЦИИ

A) понижение в должности

Б) государственная награда

B) аплодисменты

Г) отказ пожать руку

Д) вынесение предупреждения администрацией предприятия

Е) комплимент

1) формальные санкции

2) неформальные санкции

10. Установите соответствие между примерами и видами социальной мобильности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ВИДЫ

СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

А) учитель нашёл работу в школе ближе к дому

1) горизонтальная

Б) фельдшер окончил медицинский институт и стал работать хирургом

2) вертикальная

В) команда волейболистов получила звание «мастер спорта»

Г) разжалование офицера в рядового

Д) избрание политика президентом страны

11. Установите соответствие между примерами и видами потребностей: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ

А) отдых и сон

Б) общение с друзьями

В) реализация своих потребностей в деятельности

Г) самосохранение

Д) карьерный рост

1) биологические

2) социальные

12. Установите соответствие между примерами и видами экономического продукта: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОДУКТА

А) стрижка волос в салоне красоты

Б) стиральная машинка

В) организация туристической поездки

Г) гоночный автомобиль

Д) пара обуви

1) товар

2) услуга

13. Установите соответствие между проявлениями общественной жизни и сферами общества. К каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ПРОЯВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

А) выборы депутатов муниципального собрания

Б) рост числа бракосочетаний

В) открытие международного кинофестиваля

Г) финансирование учреждений науки и культуры

Д) трансляция праздничного богослужения

Е) проведение благотворительной акции для сирот

Ж) теледебаты кандидатов в президенты

1) экономическая сфера

2) политическая сфера

3) социальная сфера

4) духовная сфера

14. Установите соответствие между видами безработицы и примерами, их иллюстрирующими: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ

А) кочегар паровоза остался без работы в связи с переходом железной дороги на тепловую тягу

Б) бухгалтер уволилась по собственному желанию в связи с изменением семейных обстоятельств

В) выпускник вуза пока не подобрал себе подходящую работу по специальности

Г) шахтер остался без работы в связи с закрытием шахты в условиях перехода на новые источники энергии

Д) специалист по продажам автомобилей потерял работу по причине закрытия автосалона в связи с общим экономическим спадом

1) структурная

2) фрикционная

3) циклическая

15. Установите соответствие между элементами правого и левого столбиков.

1. татарин

А. достигаемый

2. священник

Б. предписанный

3. свекровь

В. приписываемый

4. спортсмен

5. мужчина

6. космонавт

7. дедушка

16. Установите соответствие между понятиями и их определениями.

А) люмпен

1) это внутреннее устройство общества в целом, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп

Б) маргинал

2) это положение, занимаемое индивидом в обществе

В) социальный статус

3) это устойчивая совокупность людей, находящихся во взаимодействии и объединенных общими интересами и целями

Г) социальная роль

4) человек, опустившийся на «дно» общественной жизни

Д) социальная группа

5) это ожидания окружающих от того социального статуса, которого достиг человек

Е) социальная структура общества

6) человек, находящийся на границе различных социальных групп, испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей

17. В приведенном списке указаны черты сходства традиционного и индустриального общества и отличия традиционного общества от индустриального. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия:

1) развитие промышленности

2) наличие норм общественной жизни

3) признание прав и свобод граждан

4) создание культурных ценностей

18. Инна учится в 9 классе общеобразовательной школы, после сдачи выпускных экзаменов она планирует продолжить обучение в старших классах своей школы, получить среднее общее образование. Сравните две ступени образования, упомянутые в условии задания – основную школу и среднюю школу. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку –порядковые номера черт отличия.

1) возможность поступления в вуз

2) соблюдение в школе определённых правил и традиций

3) углублённое изучение профильных предметов и элективных курсов

4) выполнение домашних заданий

19. На уроке учитель рассказывал о том, что в мире существует множество различных религиозных верований. Сравните мировые и национальные (национально-государственные) религии. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия:

1) вера в сверхъестественные силы

2) наличие культа, обрядов, религиозных традиций

3) распространение на всех континентах, в большинстве стран мира

4) неотъемлемая часть культуры одного народа

20. Верны ли следующие суждения о роли экономики в жизни общества?

А. Предпринимательство — это деятельность, направленная на получение прибыли.

Б. Для успешного предпринимательства необходим грамотно составленный бизнес-план.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

21. Верны ли следующие суждения о налогах?

А. Взимание прямых налогов не связано с учётом доходов или имущества.

Б. Налоги с продажи товаров и услуг относятся к косвенным налогам.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

22.Расположите в верной последовательности стадии экономической деятельности(выпишите буквы в нужной последовательности)

А) обмен Б) производство В) потребление Г) распределение

23. В 2002 и 2012 гг. в стране Z учёные проводили опросы общественного мнения. Совершеннолетним гражданам, участвующим в опросе, был задан вопрос: «Что Вы думаете об уплате налогов?».

Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в таблице.

https://soc-oge.sdamgia.ru/get_file?id=596

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Доля тех, кто платит налоги, потому что это обязанность каждого гражданина, возросла за 10 лет.

2) Доля тех, кто платит налоги, потому что за их неуплату следует юридическая ответственность, к 2012 г. сократилась.

3) Доля тех, кто использует любую возможность уклониться от уплаты налогов, осталась неизменной в 2012 г. в сравнении с 2002 г.

4) Суммарная доля тех, кто платит налоги, выросла к 2012 г.

5) Доля тех, кто не будет платить налоги, пока правительство не наведёт порядок в полиции, здравоохранении, образовании, за 10 лет сократилась.

24. Напишите определения понятий «производительность труда», «индивид».

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Инструкция для учащихся

На выполнение всей работы отводится 61 минута. КИМ представляет собой тест.

Для выполнения заданий потребуется использовать знания, полученные при изучении всего курса обществознания в 8 классе. Задания будут разными, а именно:

— из предложенных вариантов выбрать один ответ;

— дать определение терминам и понятиям;

— задания на определение верности суждений;

— задания на соответствие;

— задания на установление последовательности;

— задания на сравнение.

Одни задания покажутся тебе лёгкими, другие – трудными. Если ты не знаешь, как выполнять задание, пропусти его и переходи к следующему. Ты сможешь ещё раз попробовать свои силы, если останется время.

Чтобы исправить ошибку, необходимо зачеркнуть свой ответ в бланке ответов и записать верный.

Желаем успеха!

2 ВАРИАНТ

1. И человек, и животное

1) передают культурный опыт последующим поколениям 2) заботятся о своём потомстве

3) отражают окружающий мир в сознании4) оценивают себя и свои действия

2. В стране Z государство полностью контролирует производство и распределение ресурсов, руководит хозяйственной деятельностью с помощью директивного планирования. Какой тип экономической системы в государстве Z?

1) рыночная 2) традиционная 3) смешанная 4) административно-командная

3. Какое экономическое явление отражается в следующем описании А. Смита: «Портной не шьёт себе сапоги, а покупает их у сапожника. Сапожник не шьёт для себя одежду, а покупает у портного»?

1) специализация 2) социализация 3) инфляция 4) безработица

4. Какие из перечисленных наук относятсяк гуманитарным?

1) история 2) математика 3) искусствоведение 4) физика

5. В стране Z за последний год цены выросли на 20%, а качество товаров и услуг осталось неизменным. Как называется данное экономическое явление?

1) экономический рост 2) безработица 3) деноминация 4) инфляция

6. Правительство государства N ежегодно формирует бюджет и представляет его на обсуждение в парламент. Какая из перечисленных статей бюджета относятся к расходным статьям?

1) обслуживание государственного долга2) займы у международных организаций

3) эмиссия бумажных денег4) налоговые поступления

7. Для обозначения совокупности социально значимых качеств человека традиционно используют понятие

1) индивид 2) талант 3) способности 4) личность

8.Граждане государства К. уплачивают налоги, размер которых включен в стоимость товаров или услуг. Какой вид налогов они оплачивают?

1) косвенный 2) региональный 3) прямой 4) федеральный

9. Установите соответствие между примерами и видами социальной мобильности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ВИДЫ

СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

А) учитель нашёл работу в школе ближе к дому

1) горизонтальная

Б) фельдшер окончил медицинский институт и стал работать хирургом

2) вертикальная

В) команда волейболистов получила звание «мастер спорта»

Г) разжалование офицера в рядового

Д) избрание политика президентом страны

10. Установите соответствие между проявлениями общественной жизни и сферами общества. К каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ПРОЯВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

А) выборы депутатов муниципального собрания

Б) рост числа бракосочетаний

В) открытие международного кинофестиваля

Г) финансирование учреждений науки и культуры

Д) трансляция праздничного богослужения

Е) проведение благотворительной акции для сирот

Ж) теледебаты кандидатов в президенты

1) экономическая сфера

2) политическая сфера

3) социальная сфера

4) духовная сфера

11. Установите соответствие между понятиями и их определениями.

А) люмпен

1) это внутреннее устройство общества в целом, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп

Б) маргинал

2) это положение, занимаемое индивидом в обществе

В) социальный статус

3) это устойчивая совокупность людей, находящихся во взаимодействии и объединенных общими интересами и целями

Г) социальная роль

4) человек, опустившийся на «дно» общественной жизни

Д) социальная группа

5) это ожидания окружающих от того социального статуса, которого достиг человек

Е) социальная структура общества

6) человек, находящийся на границе различных социальных групп, испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей

12.Установите соответствие между видами безработицы и примерами, их иллюстрирующими: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ

А) кочегар паровоза остался без работы в связи с переходом железной дороги на тепловую тягу

Б) бухгалтер уволилась по собственному желанию в связи с изменением семейных обстоятельств

В) выпускник вуза пока не подобрал себе подходящую работу по специальности

Г) шахтер остался без работы в связи с закрытием шахты в условиях перехода на новые источники энергии

Д) специалист по продажам автомобилей потерял работу по причине закрытия автосалона в связи с общим экономическим спадом

1) структурная

2) фрикционная

3) циклическая

13.Установите соответствие между примерами и видами потребностей: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ

А) отдых и сон

Б) общение с друзьями

В) реализация своих потребностей в деятельности

Г) самосохранение

Д) карьерный рост

1) биологические

2) социальные

14. Установите соответствие между примерами и типами санкций: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ТИПЫ САНКЦИИ

A) понижение в должности

Б) государственная награда

B) аплодисменты

Г) отказ пожать руку

Д) вынесение предупреждения администрацией предприятия

Е) комплимент

1) формальные санкции

2) неформальные санкции

15.Установите соответствие между примерами и видами экономического продукта: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОДУКТА

А) стрижка волос в салоне красоты

Б) стиральная машинка

В) организация туристической поездки

Г) гоночный автомобиль

Д) пара обуви

1) товар

2) услуга

16.Верны ли следующие суждения о роли экономики в жизни общества?

А. Предпринимательство — это деятельность, направленная на получение прибыли.

Б. Для успешного предпринимательства необходим грамотно составленный бизнес-план.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

17.Верны ли следующие суждения о налогах?

А. Взимание прямых налогов не связано с учётом доходов или имущества.

Б. Налоги с продажи товаров и услуг относятся к косвенным налогам.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

18. Установите соответствие между элементами правого и левого столбиков. Ответ запишите подобным образом: 1-А, 2-Б…

1. татарин

А. достигаемый

2. священник

Б. предписанный

3. свекровь

В. приписываемый

4. спортсмен

5. мужчина

6. космонавт

7. дедушка

19.В приведенном списке указаны черты сходства традиционного и индустриального общества и отличия традиционного общества от индустриального. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:

1) развитие промышленности

2) признание прав и свобод граждан

3) наличие норм общественной жизни

4) создание культурных ценностей

20. На уроке учитель рассказывал о том, что в мире существует множество различных религиозных верований. Сравните мировые и национальные (национально-государственные) религии. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия:

1) вера в сверхъестественные силы

2) наличие культа, обрядов, религиозных традиций

3) распространение на всех континентах, в большинстве стран мира

4) неотъемлемая часть культуры одного народа

21.Инна учится в 9 классе общеобразовательной школы, после сдачи выпускных экзаменов она планирует продолжить обучение в старших классах своей школы, получить среднее общее образование. Сравните две ступени образования, упомянутые в условии задания – основную школу и среднюю школу. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку –порядковые номера черт отличия.

1) возможность поступления в вуз

2) соблюдение в школе определённых правил и традиций

3) углублённое изучение профильных предметов и элективных курсов

4) выполнение домашних заданий

22.Расположите в верной последовательности стадии экономической деятельности(выпишите буквы в нужной последовательности)

А) обмен Б) производство В) потребление Г) распределение

23. В странах Z и Y учёные проводили опросы общественного мнения. Совершеннолетним гражданам, участвующим в опросе, был задан вопрос: «Что Вы думаете об уплате налогов?».

Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

https://soc-oge.sdamgia.ru/get_file?id=595

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В стране Z доля тех, кто платит налоги, потому что это обязанность каждого гражданина, меньше доли тех, кто платит налоги, потому что за их неуплату могут привлечь к юридической ответственности.

2) В стране Y доля тех, кто платит налоги, так как их часть обеспечивает пенсии и социальные пособия, больше доли тех, кто платит налоги, так как за счёт налоговых поступлений финансируется здравоохранение и образование.

3) Доли тех, кто использует любую возможность уклониться от уплаты налогов, и тех, кто не будет платить налоги, пока правительство не наведёт порядок в полиции, здравоохранении, образовании, в стране Z равны.

4) Доля тех, кто платит налоги, потому что это обязанность каждого гражданина, в стране Z больше, чем в стране Y.

5) Доля тех, кто не будет платить налоги, пока правительство не наведёт порядок в полиции, здравоохранении, образовании, в стране Z больше, чем в стране Y.

24. Напишите определения понятий «общество», «экономические блага».

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Бланк ответов

1 вариант

Фамилия, имя учащегося (учащейся) ___________________________________________

Класс __________________

А

Б

В

Г

Д

Е

А

Б

В

Г

Д

А

Б

В

Г

Д

А

Б

В

Г

Д

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

А

Б

В

Г

Д

А

Б

В

Г

Д

Е

Черты сходства

Черты различия

Черты сходства

Черты различия

Черты сходства

Черты различия

20. _______________________

21. _______________________

22. _______________________

23. _______________________

24. Производительность труда – это ______________________________________________

Индивид – это _________________________________________________________________

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Бланк ответов

2 вариант

Фамилия, имя учащегося (учащейся) ___________________________________________

Класс __________________

А

Б

В

Г

Д

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

А

Б

В

Г

Д

Е

А

Б

В

Г

Д

А

Б

В

Г

Д

А

Б

В

Г

Д

Е

А

Б

В

Г

Д

17. _____________________________

Черты сходства

Черты различия

Черты сходства

Черты различия

Черты сходства

Черты различия

22. _______________________

23. _______________________

24. Общество – это ____________________________________________________________

Экономические блага – это _____________________________________________________

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ПРОВЕРЯЮЩИХ РАБОТУ

Оценивание заданий. Ответы.

Вариант 1

Критерии оценивания заданий 1-8: за каждый верный ответ 1 балл.

1балл

1балл

1балл

1балл

1балл

1балл

1балл

1балл

Критерии оценивания заданий 9-16: за каждую верно соотнесенную позицию 1 балл.

А

Б

В

Г

Д

Е

Общая сумма баллов: 6

А

Б

В

Г

Д

Общая сумма баллов: 5

А

Б

В

Г

Д

Общая сумма баллов: 5

А

Б

В

Г

Д

Общая сумма баллов: 5

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

Общая сумма баллов: 7

А

Б

В

Г

Д

Общая сумма баллов: 5

Б

А

В

А

Б

А

В

Общая сумма баллов: 7

А

Б

В

Г

Д

Е

Общая сумма баллов: 6

Критерии оценивания заданий 17-19: 4 верных ответа – 3балла, 3 верных ответа – 2 балла, 2 верных ответа – 1 балл, меньше 2-х правильных ответов – 0 баллов.

Черты сходства

Черты различия

Черты сходства

Черты различия

Черты сходства

Черты различия

20. 3 (2 балла)

21. 2 (2 балла)

Критерии оценивания задания 22: верно указана последовательность – 3 балла, верно указаны 3 позиции последовательности – 2 балла, 2 – 1 балл.

22. БГАВ (3 балла)

Критерии оценивания задания 23: за каждый верный ответ – 1 балл.

23. 145 (3 балла)

Критерии оценивания задания 24:

1) Объяснение смысла / определение понятия дано полно, чётко, ясно, недвусмысленно: указаны существенные признаки, относящиеся к характеристике данного понятия / отличающие его от других понятий (содержание понятия корректно раскрыто через родовую принадлежность понятия и его видовое(-ые) отличие(-я)) – 2 балла.

2) Смысл понятия в целом раскрыт, но в неполном объёме: указан только один из существенных признаков, относящихся к характеристике данного понятия / отличающих его от других понятий, ИЛИ в ответе допущены отдельные неточности/недостатки, не искажающие его по существу – 1 балл.

3) В ответе наряду с верными приведены неверные признаки (характеристики, описания, сравнения и т.п.), искажающие содержание понятия по существу. ИЛИ Отсутствуют видовые характеристики, существенные признаки понятия / указаны только несущественные признаки, не раскрывающие смысла понятия. ИЛИ Иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла – 0 баллов.

Производительность труда – это количество товаров и услуг, произведенных на единицу израсходованных производственных ресурсов. (2 балла)

Индивид – это отдельно взятый представитель рода человеческого. (2 балла)

ИТОГО: 24 задания – 77 баллов

5ка – с 70 баллов

4ка – с 57 баллов

3ка – с 39 баллов

2ка – менее 39 баллов

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ПРОВЕРЯЮЩИХ РАБОТУ

Оценивание заданий. Ответы.

Вариант 2

Критерии оценивания заданий 1-8: за каждый верный ответ 1 балл.

Критерии оценивания заданий 9-15, 18: за каждую верно соотнесенную позицию 1 балл.

А

Б

В

Г

Д

Общая сумма баллов: 5

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

Общая сумма баллов: 7

А

Б

В

Г

Д

Е

Общая сумма баллов: 6

А

Б

В

Г

Д

Общая сумма баллов: 5

А

Б

В

Г

Д

Общая сумма баллов: 5

А

Б

В

Г

Д

Е

Общая сумма баллов: 6

А

Б

В

Г

Д

Общая сумма баллов: 5

16. 3 (2 балла)

17. 2 (2 балла)

Б

А

В

А

Б

А

В

Общая сумма баллов: 7

Критерии оценивания заданий 17-19: 4 верных ответа – 3балла, 3 верных ответа – 2 балла, 2 верных ответа – 1 балл, меньше 2-х правильных ответов – 0 баллов.

Черты сходства

Черты различия

Черты сходства

Черты различия

Черты сходства

Черты различия

Критерии оценивания задания 22: верно указана последовательность – 3 балла, верно указаны 3 позиции последовательности – 2 балла, 2 – 1 балл.

22. БГАВ (3 балла)

Критерии оценивания задания 23: за каждый верный ответ – 1 балл.

23. 125 (3 балла)

Критерии оценивания задания 24:

1) Объяснение смысла / определение понятия дано полно, чётко, ясно, недвусмысленно: указаны существенные признаки, относящиеся к характеристике данного понятия / отличающие его от других понятий (содержание понятия корректно раскрыто через родовую принадлежность понятия и его видовое(-ые) отличие(-я)) – 2 балла.

2) Смысл понятия в целом раскрыт, но в неполном объёме: указан только один из существенных признаков, относящихся к характеристике данного понятия / отличающих его от других понятий, ИЛИ в ответе допущены отдельные неточности/недостатки, не искажающие его по существу – 1 балл.

3) В ответе наряду с верными приведены неверные признаки (характеристики, описания, сравнения и т.п.), искажающие содержание понятия по существу. ИЛИ Отсутствуют видовые характеристики, существенные признаки понятия / указаны только несущественные признаки, не раскрывающие смысла понятия. ИЛИ Иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла – 0 баллов.

Общество – это совокупность способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость. (2 балла)

Экономические блага – это средства удовлетворения человеческих потребностей, имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве. (2 балла)

ИТОГО: 24 задания – 77 баллов

5ка – с 70 баллов

4ка – с 57 баллов

3ка – с 39 баллов

2ка – менее 39 баллов

Социальная среда — совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп.
Социальная макросреда охватывает экономику, общественные институты, общественное сознание и культуру.
Социальная микросреда включает непосредственное окружение человека — семью, трудовую, учебную и другие группы.
Социальная среда оказывает основное воздействие на формирование бессознательного в психике индивида, и, как следствие подобного формирования, на манипуляции психикой. Таким образом происходит зарождение в подсознании тех импульсов, которые впоследствии преобразуются в паттерны поведения и будут оказывать достаточно большое влияние на сознание. Сознание в этом случае имеет соподчиненную функцию. Особенно это бывает более ярко выражено в неадекватном, полубессознательном состоянии, т.к. действиями индивида будет руководить в большей степени не сознание, а подсознание. И в данном случае будет иметь огромное значение окружающая среда, социальная среда, в которой живет индивид в настоящее время, а также та социальная среда, где этот индивид родился и воспитывался.

2. Основные сферы жизни общества

Сложный характер развития общества определяется его весьма сложной структурой, действием в нем многих неоднородных факторов. Прежде всего в нем осуществляются различные по своему характеру и содержанию виды общественной деятельности: производственно-экономическая, социально-бытовая, политическая, религиозная, эстетическая и другие, которые имеют как бы свое социальное пространство. Последнее очерчивается соответствующим видом общественных отношений, в рамках которых происходит та или иная общественная деятельность. В результате складываются различные сферы жизни общества. Основные из них – экономическая, социальная, политическая, духовная.

Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Это сфера функционирования производства, непосредственного воплощения в жизнь достижений научно-технического прогресса, реализации всей совокупности производственных отношений людей, в том числе отношений собственности на средства производства, обмена деятельностью и распределения материальных благ.

Экономическая сфера выступает как экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики, а также международное экономическое сотрудничество. Здесь непосредственно воплощаются в жизнь экономическое сознание людей, их материальная заинтересованность в результатах своей производственной деятельности, а также их творческие способности. Здесь же реализуется деятельность институтов управления экономикой. В экономической сфере осуществляется взаимодействие всех объективных и субъективных факторов развития экономики. Значение данной сферы для развития общества является основополагающим.

Социальная сфера – это сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп, в том числе классов, профессиональных и социально-демографических слоев населения (молодежи, лиц пожилого возраста и др.), а также национальных общностей по поводу социальных условий их жизни и деятельности.

Речь идет о создании здоровых условий производственной деятельности людей, об обеспечении необходимого уровня жизни всех слоев населения, о решении проблем здравоохранения, народного образования и социального обеспечения, о соблюдении социальной справедливости при реализации каждым человеком своего права на труд, а также при распределении и потреблении создаваемых в обществе материальных и духовных благ, о разрешении противоречий, возникающих из социального расслоения общества, о социальной защите соответствующих слоев населения. Имеется в виду регулирование всего комплекса социально-классовых и национальных отношений, касающихся условий труда, быта, образования и уровня жизни людей.

Как видно, функционирование социальной сферы связано с удовлетворением особого круга социальных потребностей. Возможности их удовлетворения обусловлены социальным положением человека или социальной группы, а также характером существующих общественных отношений. Степень удовлетворения указанных потребностей определяет уровень и качество жизни того или иного человека, семьи, социальной группы и т. д. Это – обобщающие показатели достигнутого уровня благосостояния людей и эффективности функционирования его социальной сферы. На это должна быть направлена социальная политика государства.

Политическая сфера есть пространство политической деятельности классов, других социальных групп, национальных общностей, политических партий и движений, разного рода общественных организаций. Их деятельность происходит на почве сложившихся политических отношений и направлена на осуществление их политических интересов.

Эти их интересы касаются прежде всего политической власти, а также реализации их политических прав и свобод. В интересах одних субъектов – упрочение существующей политической власти. Других – ее устранение. Третьи стремятся к тому, чтобы разделить политическую власть с иными субъектами. В итоге, все желают в той или иной форме оказывать влияние на политические процессы в собственных интересах.

Для этого каждый из действующих в политической сфере субъектов, будь то класс, политическая партия или же отдельная личность, стремится расширить свои политические права и свободы. Это раздвигает границы их политической деятельности, создает большие возможности для реализации их политических интересов и воплощения их политической воли.

Современные политические процессы существенно политизируют сознание многих людей и повышают их политическую активность. Это усиливает роль и значение политической сферы в жизни общества.

Духовная сфера – это сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. При этом под духовными ценностями подразумеваются не только, скажем, предметы живописи, музыка или литературные произведения, но также знания людей, наука, моральные нормы поведения и т. д., словом, все то, что составляет духовное содержание общественной жизни или духовность общества.

Духовная сфера общественной жизни складывается исторически. Она воплощает в себе географические, национальные и другие особенности развития общества, все то, что отложило свой отпечаток в душе народа, его национальном характере. Духовная жизнь общества складывается из повседневного духовного общения людей и из таких направлений их деятельности, как познание, в том числе научное, образование и воспитание, из проявлений морали, искусства, религии. Все это составляет содержание духовной сферы, развивает духовный мир людей, их представления о смысле жизни в обществе. Это оказывает решающее влияние на формирование духовных начал в их деятельности и поведении.

Большое значение в данном отношении имеет деятельность учреждений, выполняющих функции образования и воспитания – от начальных школ до университетов, а также атмосфера семейного воспитания человека, круг его сверстников и друзей, все богатство его духовного общения с другими людьми. Немаловажную роль в формировании духовности человека играет самобытное народное искусство, а также искусство профессиональное – театр, музыка, кино, живопись, архитектура и т. д.

Одна из фундаментальных проблем развития современного общества заключается в том, как сформировать, сохранить и обогатить духовный мир людей, приобщить их к подлинным духовным ценностям и отвратить от ложных, разрушающих человеческую душу и общество. Все говорит о том, что значение духовной сферы в развитии современного общества, для его настоящего и будущего, трудно переоценить. К исследованию происходящих здесь процессов все чаще и настойчивее обращаются ученые, философы, религиозные деятели, другие представители духовной культуры.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на Litres.ru

Добавить комментарий