Регулирование рекламной деятельности

Сущность государственного регулирования рекламной деятельности

Определение 1

Государственное регулирование рекламной деятельности – это наивысший уровень регламентирования деятельности участников рекламного процесса, осуществляемый силами государственной власти.

Сама по себе рекламная деятельность представляет деятельность, связанную с проектированием, производством и последующим распространением рекламной информации с целью привлечения внимания потребительской аудитории к товарам и услугам фирмы. На практике она реализуется усилиями рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей, которые в некоторых случаях могут быть представлены одни лицом. Получателями рекламных сообщений выступают потенциальные потребители, интересы которых кто-то должен защищать.

Именно защита потребительских интересов от распространения заведомо недостоверной или ложной рекламной информации является основной целью регламентирования рекламной деятельности. Сам по себе этот процесс довольно непрост, участие в нем принимают как сами участники рекламной деятельности, так и общественные организации и государство.

Государственное регламентирование рекламной деятельности служит основой всей системы контроля рекламного рынка страны. Оно же обладает наивысшим уровнем ответственности и обязательности – нормы закона обязательны для исполнения всеми участниками рекламного процесса.

В основе государственного регулирования рекламной деятельности лежит формирование нормативно-правовой (законодательной) базы осуществления рекламной деятельности и построение системы органов исполнительной власти, контролирующих этот процесс. К числу основных объектов государственного регулирования рекламной деятельности относятся:

  • рекламная деятельность как таковая;
  • реклама, предназначенная для детей;
  • сравнительная реклама и реклама, вводящая в заблуждение;
  • реклама товаров, которые представляют потенциальную опасность для потребителей;
  • правовая защита товарных знаков и иных форм интеллектуальной собственности;
  • охрана авторских прав на рекламные решения и идеи;
  • использование необоснованных утверждений и пр.

На практике, суть государственного регламентирования рекламной деятельности может быть сведена к следующему утверждению: минимизация вмешательства в рекламную деятельность со стороны государства, за исключением прямых запретов на отдельные виды рекламы алкоголя и табачной продукции, а также ограничения по распространению рекламы, направленной на детей и проводимую с их участием. Таким образом, государство не стремиться контролировать рынок рекламы или его участников, оно лишь очерчивает грани, которые нельзя переходить.

Показательно, что законы о рекламе как самостоятельные нормативно-правовые акты приняты лишь в двух странах мира, одной из которых является Россия (вторая страна – Франция). В нашей стране рекламная деятельность и отношения, с ней связанные, на государственном уровне регламентируется федеральным законом № 38-ФЗ «О рекламе». В частности, данный документ регулирует права и обязанности сторон рекламных отношений, формирующихся между участниками рекламного процесса в ходе производства, размещения и распространения рекламных сообщений на рынках товаров, услуг и работ. Данный закон не затрагивает и не регламентирует сферу политической рекламы, я также объявления частных лиц, которые не связаны с ведением ими предпринимательской деятельности.

Виды государственного регулирования рекламной деятельности

Государственное регулирование рекламной деятельности подразделяется на два типа. В общем виде они представлены на рисунке 1. Рассмотрим их более подробно.

Типология госрегулирования рекламной деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 1. Типология госрегулирования рекламной деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Государственное регламентирование рекламной деятельности основано на установлении нормативно-правовыми актами соответствующих компетентных государственных органов правил, по которым должна осуществляться рекламная деятельности, и ответственности за их нарушение. Таким образом, в основе нормативного госрегулирования рекламы лежит разработка и принятие соответствующего законодательства, соблюдать которое обязаны все участники рекламного процесса. Основным его практическим инструментом выступает выше упомянутый закон «О рекламе».

В основе государственного регулирования рекламной деятельности организационного типа лежит деятельность компетентных органов государственной (преимущественно исполнительной) власти, связанная с осуществлением контролем за соблюдением участниками рекламного процесса норм и правил действующего в этой области законодательства. Одним из таких органов выступает Федеральная антимонопольная служба (сокращенно- ФАС), к полномочиям которой относится ведение контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы.

Основными функциями ФАС в сфере контроля рекламной деятельности выступают:

  • предупреждение и пресечение фактов ненадлежащей рекламы;
  • направление субъектам рекламной деятельности предписания об осуществлении контррекламы и о прекращении нарушений действующего в сфере рекламы законодательства;
  • предъявление судебных исков в связи с нарушением закона и пр.

Организационный государственный контроль за рекламной деятельностью может осуществляться на различных уровнях власти – федеральном, региональном и местном. Так, например, на территории города Москва существует собственный Комитет рекламы, информации и оформления города. К числу его полномочий относится анализ состояния и потребностей рекламного рынка, формирование единого городского рекламно-информационного пространства, ведение городского реестра рекламы, разработка нормативных актов по регулированию деятельности в области наружной рекламы, представление на утверждение тарифов за использования рекламного пространства города, осуществление контроля за состоянием средств рекламы, а также соблюдением правил ее размещения и т. п.

Трансформация общественных отношений в России в 80-е — 90-е годы ХХ века была связана с процессами демократизации всех сфер жизни общества и реформами, проводимыми государством в этом направлении. Рыночная экономика потребовала изменений в рекламной деятельности, которая стала способствовать развитию предприятий различных форм собственности, их конкурентоспособности, продвижению товаров и услуг, оказывать влияние на формирование культуры и потребления. В статье «Покупатель — гарант свободы» С.В. Цирель указывает, что «от возврата к плановой экономике нас защищают не информационные технологии, а современный тип потребления». Анализируя же переход СССР от плановой экономики к перестройке, он утверждает, что «удовлетворение незапланированных потребностей все больше шло в обход узаконенных плановых механизмов и все больше разрушало плановое хозяйство». Далее этот же автор пишет: «Сегодня стремление покупателей иметь и уметь пользоваться новыми товарами, разрушившее советскую экономику, в странах с рыночной экономикой способствует экономическому росту» . Развитие производства, постепенное внедрение современного оборудования, поток импортных товаров породили проблемы сбыта, разрешение которых было невозможно без наличия комплекса стимулирующих мероприятий, таких как развитие инфраструктуры, рекламной деятельности, сети сбытовых организаций, предприятий и т.д.

Возрождение конкуренции вызвало буквально взрыв рекламной информации, к которому не были готовы ни российские рекламодатели, ни потребители, ни государство. Общество и власть не имели возможности опереться на опыт предшествующих поколений в сфере рекламных отношений, что привело к массе негативных последствий. Чтобы понять роль рекламы в современном мире важно определить понятие информационного общества, для чего важно ввести определение информации как сущностного компонента современных социально-экономических и политических трансформаций.

Вообще, информационные процессы связаны с необходимостью коммуникации и диалога по поводу альтернатив дальнейшего развития всех видов деятельности. Рекламная деятельность осуществляет и поддерживает «обратную связь» рынка с потребителем, государства и граждан в контексте социальной рекламы. Умение пользоваться средствами рекламы позволяет активно воздействовать на рынок и добиваться успехов в конкурентной борьбе за рынки сбыта, а также способствовать достижению консенсуса, толерантности, гражданского мира и согласия.

Так или иначе, но именно реклама создает потребителям условия для свободного выбора и позволяет контролировать систему предпочтений, что необходимо в условиях насыщения рынка товарами и услугами, а также «формирует спрос на них с учетом социально-демографических особенностей отдельных групп потребителей» . Современное информационное общество нуждается в получении большого объема оперативной информации, чем объясняется создание стабильных коммуникационных каналов, необходимых для налаживания контактов с массами и возникновения у них определенных интересов и установок.

Формирование правового обеспечения рекламной деятельности в условиях переходного государства в РФ условно можно разделить на этапы, которые отражают политико-правовые, экономические и социокультурные изменения в обществе.

Начало развития современного российского рынка рекламы (1990-1995) характеризуется отсутствием законодательной базы, регулирующей отношения в сфере рекламы, и негативным отношением к ней большей части населения, что было вызвано разочарованием в достоверности информации в связи с крахом широко рекламированных банковских и финансовых пирамид. Другая особенность этого периода заключается в большом объеме так называемой «новой» рекламы, обрушившейся на непривыкших к этому потребителей. Коммуникативные функции рекламы преобладали над маркетинговыми. Кроме того, рекламная деятельность развивалась крайне неравномерно по распределению объемов рекламы как по средствам ее размещения, так и по регионам России.

Попытки законодательного регулирования рекламной сферы предпринимаются с 1991 года. Первым законом стал Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»,

сформулировавший положения, регламентирующие содержание рекламы посредством введения запрета на некорректные сравнения в ней как одной из форм недобросовестной конкуренции. Таким образом, данный Закон не только закрепил правовые основы рыночных отношений в России, но и «ввел» в национальное правовое пространство саму рекламную деятельность.

В полной мере объяснимо, что в условиях переходного государства в средства массовой коммуникации проникала недобросовестная реклама (недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и т.п.), поэтому государство, предоставляя субъектам рекламной сферы свободу деятельности, начало осуществлять контроль рекламного рынка посредством административно-правового регулирования. Исключение же государства из состава субъектов рекламных правоотношений могло привести к серьезным негативным последствиям как для рыночных отношений, так и для общества в целом. В этой связи становится необходимым правовое обеспечение рекламной деятельности, а также выявление пробелов и противоречий в действующем законодательстве, формулирование теоретических рекомендаций по их устранению и создание комплексного закона о рекламе. Исходя из этого следует вспомнить слова Т. Джефферсона: «:… законы пишутся для обыкновенных людей, поэтому должны основываться на обыкновенных правилах здравого смысла».

В условиях экономического спада, вызванного, с одной стороны, ликвидацией прежних рычагов управления экономикой, а с другой — отсутствием новых эффективных механизмов ее функционирования, реклама становится информационным инструментом, к которому «. следует относиться как к поисковому радару, непрерывно отслеживающему новые объекты, по мере того как они появляются в поле зрения» . Несовершенство законодательного регулирования рекламной деятельности при открытии рынка для зарубежных товаров привело к злоупотреблениям рекламодателей и рекламораспространителей, а потребитель оставался незащищен государством перед недобросовестной рекламой.

Положения Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» были направлены на защиту от ведения конкурентной борьбы незаконными средствами и методами, от распространения ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту

либо нанести ущерб его деловой репутации. Установление ответственности за недобросовестную конкуренцию в ст. 10 указанного закона приводило к ответственности хозяйствующего субъекта за некорректное сравнение товаров. Кроме того, в этой статье устанавливалась ответственность за «введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей» . Однако данные положения ситуацию в рекламном бизнесе практически не изменили, необходимы были более конкретные и обоснованные механизмы правового воздействия на развивающуюся деятельность экономических субъектов.

В декабре 1991 г. были приняты два нормативно-правовых акта, содержащих требования к рекламной деятельности и выделению рекламы как объекта экономического регулирования. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ» в состав местных налогов ввел налог на рекламу, а Закон РФ № 2124-1 «О средствах массовой информации» устанавливал ответственность за распространение недостоверной информации и указывал на недопустимость злоупотребления свободой слова. Позднее был принят Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», установивший требования к информации о товарах, работах, услугах, которая должна быть добросовестной, ответственность за нарушение права потребителей на информацию. В результате действия указанного Закона у потребителей появилась возможность защитить свои права и интересы от недобросовестности коммерческих организаций, предприятий и предпринимателей.

Установление запрета на рекламу подлежащей сертификации продукции, но не имеющей необходимого сертификата, содержалось в Законе РФ от 10 июня 1993 г. № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг». В Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. были введены запреты на рекламу алкогольных напитков и табака, пропаганду неразрешенных методов лечения и лекарственных средств и т.д. Таким образом складывалась правовая база нормативного регулирования рекламной деятельности, которая приобрела особую значимость в период формирования рыночных отношений и перехода к новой экономической и политической системе.

Следует отметить, что в Конституции РФ 1993 г. содержатся только общие требования к рекламной деятельности, так, ст. 29 запрещает пропаганду и агитацию, которые призывают к возбуждению вражды и ненависти по национальным, этноконфессиональным, политическим и другим принципам в средствах массовой информации и в рекламе в частности. Таким образом, Конституция ограничила свободу рекламы, не позволяя использовать ее в целях информационного экстремизма и терроризма, несущих угрозу национальным интересам и безопасности государства.

В ст. 34 Конституции РФ закреплено положение о недопущении экономической деятельности, направленной на недобросовестную конкуренцию и монополизацию рынка, что является защитой экономических интересов личности, общества и государства. Таким образом, в РФ начался процесс становления рекламного законодательства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отсутствие в переходный период системы государственного контроля рекламной деятельности, механизмов принуждения к соблюдению и исполнению правовых норм, регулирующих ее, привело в итоге к распространению в средствах массовой информации недобросовестной рекламы, которая может быть опасной для жизни и здоровья людей.

Такие факты были зафиксированы Судебной палатой по информационным спорам при Президенте РФ. Например, 5 мая 1994 г. Судебной палатой была дана рекомендация, в которой указывалось на недопущение игнорирования законодательства рекламодателями, рекламораспространителями и СМИ, что позволило активизировать нормотворчество в сфере рекламы. Так, 17 февраля 1995 г. был подписан Указ Президента РФ № 161 «О гарантиях прав граждан на охрану здоровья при распространении рекламы». Особо следует остановиться на запрещении использования в рекламе мотивов страха, оскорбительных или ложных заявлений, а также обращений непосредственно к детям, поскольку они не могут относиться к ней критически.

Запретительные меры в рекламе государство связывает с защитой физического и духовного здоровья своих граждан. «Поэтому во многих странах не допускается рекламное обращение непосредственно к маленьким детям, не разрешается использовать их в качестве «пропагандистов” товаров и т.п. И хотя многие рекламодатели бывают недовольны слишком жесткими, по их мнению, запретами, часто государство настоятельным образом рекомендует их соблюдение» . Следовательно, осуществляя регламентирование рекламной деятельности, государство решает две задачи: способствует честной конкуренции, наказывая нарушителей, и защищает потребителей от недостоверной рекламы.

Вообще, роль государства в становлении, развитии и регулировании рыночных отношений является определяющей, поскольку, как считает Б.О. Дзгоева, «нет и не может быть эффективной, базирующейся на современных научно-технических достижениях, социально ориентированной экономики без активной регулирующей роли государства» .

Так, экономическое развитие России в 1994 году было связано с рядом банкротств финансовых и промышленных компаний. В подобных ситуациях реклама начинает играть роль «сладких грез», которые приводят часть населения к необдуманным поступкам. Очевидно, что в этот период она становится мощным инструментом информационного воздействия на сознание людей, с одной стороны, а с другой, способствует росту финансовых пирамид посредством внушения населению уверенности в получении сверхвысоких процентов по банковским вкладам и дивидендов по акциям в условиях отсутствия минимальных гарантий возврата вложенных средств. Тысячи обманутых вкладчиков, поверивших рекламе, обращались в государственные учреждения с требованиями восстановить их нарушенные права, так как были уверены в достоверности информации, которая, по их мнению, гарантировалась государством, как это было в советское время. Возникшие конфликты стали угрозой стабильности власти, что послужило принятию специального законодательства о рекламе в финансовой сфере.

Впоследствии в целях ограничения и контроля рекламы, защиты интересов юридических и физических лиц от недобросовестной конкуренции был издан Указ Президента РФ от 11 июня 1994 г. № 1233 «О защите прав инвесторов». В нем было запрещено коммерческим банкам, инвестиционным, чековым и пенсионным фондам, страховым организациям и иным субъектам предпринимательства (чья деятельность связана с привлечением и использованием средств населения) включать в рекламную информацию обещания доходов, основанные на предположениях. В связи с этим компетентным федеральным органам исполнительной власти предоставлялось право

приостанавливать действие лицензии либо досрочно аннулировать ее в случае нарушения рекламодателем законодательства о рекламе.

После Указа Президента РФ № 1233 активность государства в сфере нормативного правового регулирования рекламы заметно возросла. Прежние коллизии правовой базы рекламной деятельности были выявлены и частично ликвидированы. Однако необходимость введения разумных ограничений для рекламного бизнеса и совершенствования правовой базы, регулирующей рынок рекламных услуг, потребовала издания Федерального закона «О рекламе», призванного урегулировать спектр новых отношений, возникающих в рекламной деятельности.

Увеличение информационных ресурсов, создание новых информационных технологий породили проблемы защиты информации, которые нашли свое разрешение в Федеральном законе от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», который фактически начал регулировать отношения и в сфере рекламы как особом информационном продукте. Мобильность системы массовых коммуникаций начала обеспечивать быстрое и всеобщее распространение разнородной информации, не всегда соответствующей нормам права. Особую роль в этом процессе сыграла денационализация СМИ и, в частности, телевидения как эффективного многоканального информационного потока. На объем рекламы стало влиять наличие определенных прав у производящих и распространяющих информацию организаций, которые становились самостоятельными и заинтересованными как в ее качестве, так и количестве.

Поэтому «для возникновения рекламы, как массового явления, взаимоотношения между информационными каналами и рекламодателями должны приобрести устойчивый объективно необходимый для каждого партнера характер», — считает Л.Н. Федотова . Средства массовой коммуникации называют «четвертой властью», так как они взаимосвязаны с государственной властью, зачастую выполняя ее заказ. В то время стали появляться владельцы частных информационных каналов (телевидение, радио, пресса, издательства и т.д.), которые для своего экономического существования были заинтересованы в продаже места для рекламы, приносящей значительные капиталы, как это сложилось в странах западной демократии.

В средствах массовой информации обозначилось наличие многовариантности предложений, оценок и мнений по стратегическим и тактическим способам развития политико-правового пространства России. Преобразования такого рода приводят к изменениям в ценностных, культурных, исторических, эстетических, моральных и др. ориентациях общества. В такие переходные периоды не всегда «новые идеалы» соответствуют гуманистическим, правовым, национальным и другим ценностям, утверждающим права и свободы человека, гражданский мир и согласие, призванным обеспечить благополучие и процветание России, что отражено в преамбуле Конституции РФ. В итоге это положило начало созданию нового законодательства, регулирующего рекламную деятельность в политико-правовом ландшафте изменяющейся России.

Литература

1.Цирель С.В. Покупатель — гарант свободы. // Независимая газета. 2009. 16 сентября.

2. Панкратов Ф.Г., Баженов Ю.А., Серегина Т.К., Шарухин В.Г. Рекламная деятельность. М., 2001.

3.Российская газета. 1991. № 89.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4.Огилви Д. Огилви о рекламе. М., 2003.

5.Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» // Российская газета. 1991. № 89.

6.Бороноева Т. А. Современный рекламный менеджмент. М., 2002.

7.Дзгоева Б.О. Соотношение частных и публичных интересов в правовом регулировании рекламы. М., 2009.

8. Федотова Л.Н. Социология рекламной деятельности. М., 2007.

Любой вид рекламы – мощный инструмент для продвижения товаров и услуг на современном рынке.

Однако маркетологам стоит всегда помнить о том, что содержание рекламной информации должно соответствовать общепринятым этическим нормам и законодательным актам.

Правовые основы и аспекты рекламной деятельности

Основным документом, регламентирующим содержание маркетинговой информации, является федеральный закон «О рекламе”. Закон регулирует правоотношения между объектами рекламной деятельности. Действие данного закона не распространяется лишь на политическую рекламу, а также на объявления частных лиц, которые размещаются в прессе.

Субъектами рекламных отношений согласно вышеуказанному законодательному акту являются рекламодатели, рекламопроизводители и рекламораспространители. Стоит отметить, что иногда функции нескольких субъектов могут выполняться одним человеком. Например, один сотрудник может отвечать за производство рекламы и ее размещение.

Права и обязанности субъектов рекламных отношений определяются не только соответствующими законодательными актами, но и договором, который они заключают перед началом сотрудничества.

Проблемы правового и этического регулирования рекламной деятельности

Содержание рекламной информации должно соответствовать не только требованиям закона, но и общепринятым этическим нормам. Основным документом, в котором они описаны, является Международный кодекс рекламной практики. Однако требования, прописанные в нем, носят не обязательный, а рекомендательный характер.

Согласно Международному кодексу, вся рекламная информация должна быть достоверной и правдивой. Реклама должна разрабатываться людьми, которые осознают высокую степень ответственности перед обществом.

Однако не все коммерческие фирмы и организации соблюдают эти правила. Многие из них нарушают этические нормы в погоне за высокой прибылью. Соперничая с конкурирующими фирмами, они пользуются нечестными методами воздействия на подсознание потребителей.

Иногда современная реклама может ввести потенциального покупателя в заблуждение из-за своей двусмысленности. Разрабатывая рекламу, многие компании используют в своих интересах чувство страха, ненависти и другие деструктивные эмоции.

Правовое государственное регулирование рекламной деятельности в РФ

В нашем государстве разрешается распространение товаров и услуг любыми способами, которые не противоречат действующему законодательству.

Рекламное право базируется на таких основополагающих принципах, как дозволительная направленность гражданско-правового регулирования, равенство правого режима субъектов, недопустимость вмешательства в частные дела, неприкосновенность собственности, свобода договора, заключаемого между субъектами рекламной деятельности.

Главными нормативными актами, которые регулируют отношения в рекламной сфере, являются:

  • федеральный закон «О рекламе»;
  • Гражданский Кодекс;
  • закон «О защите конкуренции» и некоторые другие.

Эти документы обеспечивают соблюдение принципов рекламного права.

Правовой статус субъектов рекламной деятельности

Главными субъектами рекламной деятельности являются рекламодатели, рекламопроизводители и рекламораспространители. Как правило, они являются юридическими лицами. Однако в некоторых случаях субъектами рекламных отношений могут быть и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Правовой статус физического или юридического лица накладывает на субъекта рекламной деятельности определенные права и обязанности. К предпринимательской деятельности, которые осуществляют физические лица, применяются те же правила, что и к деятельности коммерческих организаций.

Все участники рекламных отношений должны в обязательном порядке пройти процедуру государственной регистрации. Деятельность юридического лица может быть прекращена в случае его ликвидации, реорганизации или временного приостановления его работы.

Регулирование рекламной деятельности за рубежом

В зарубежных странах система регулирования рекламной деятельности стала формироваться еще в середине прошлого столетия.

Основными силами, способными повлиять на эту сферу, являются потребители, различные государственные организации и государство. Стоит отметить, что все эти элементы связаны между собой. Так, потребители, недовольные той или иной рекламной информацией, могут апеллировать к общественному мнению или обратиться в государственные контролирующие органы.

Во всех развитых странах функционируют общества движение защиты прав потребителей (консьюмеризм), которые ведут активную борьбу с нечестными рекламодателями. Они могут выступать в качестве истцов в судебных процессах. Кроме того, они проводят различные массовые акции, направленные на борьбу с рекламой, которая не соответствует этическим и моральным нормам.

Что касается государственного регулирования, то оно направлено, прежде всего, на ограждение детей от агрессивной рекламы, правовую защиту товарных знаков, защиту потребителей от потенциально опасных товаров.

Компании нормативно-правового сопровождения рекламной деятельности

Существует много компаний, которые помогают индивидуальным предпринимателям и крупным организациям разрабатывать маркетинговую стратегию и рекламные материалы в соответствии с законодательными нормами.

Особого внимания заслуживает юридическая фирма «Реклама и право». Компания специализирует на юридических консультациях по вопросам применения рекламного законодательства, правовом аудите. Специалисты компании представляют интересы своих клиентов в государственных органах и в суде.

Другой компанией, которая специализируется на сопровождении рекламной деятельности, является «Янина и партнеры”. Фирма предоставляет услуги по защите информации в интернете и юридическому сопровождению бизнеса. Эта компания также проводит экспертизы рекламных продуктов.

Больше о нормативно-правовом регулировании в рекламной деятельности можно узнать на ежегодной выставке «Реклама».

Рекламные предприятия
Рекламная деятельность предприятия
Рекламная деятельность предприятия

<p>Аннотация к магистерской диссертации по теме: &quot;Проблемы правового регулирования рекламной деятельности в России&quot; студентки 2-ого курса группы 743ж Факультета медиакоммуникаций Кукса Юлии Викторовны</p><p>Цель данного исследования заключалась в анализе правовых аспектов рекламной деятельности и выявлении существующих проблем её регулирования.</p><p>Материалами&nbsp; данной работы послужил корпус судебных решений по искам, касающимся регулирования рекламной деятельности, сайты, содержащие информацию о правовых нарушениях в области законодательства о рекламе, и результаты экспертного опроса, разработанного автором данной работы. В ходе опроса экспертам предстояло оценить предлагаемые изменения существующего закона &laquo;О рекламе&raquo;, дать оценку и высказать собственное мнение. В опросе приняло участие 9 экспертов-юристов.</p><p>&nbsp;Говоря о научной новизне данной работы, следует отметить, что впервые на основе лингвистического анализа текстов нормативных документов и экспертного опроса были вынесены предложения по совершенствованию законодательства о рекламе.</p><p>В настоящей работе использовались такие теоретические методы исследования как логический, сравнительно-исторический, структурно-функциональный. Также в работе применены методы юридической науки &ndash; формально-юридический, сравнительно-правовой и метод правового моделирования. В качестве эмпирического метода использовался экспертный опрос.</p><p>Структура диссертации&nbsp;предопределилась смыслом и логикой исследования: работа состоит из введения, трёх глав (с выделением параграфов), заключения, списка использованной литературы и приложения. Объём исследования составляет 125 страниц.</p><p>В первой главе рассмотрены разные определения рекламы и дано понятие рекламной информации, исследованы правовые признаки рекламы и проведено отграничение её от смежных видов деятельности, проанализирован состав рекламного законодательства, в том числе проблем соотношения нормативных правовых актов, содержащих нормы о рекламе, рассмотрена эволюция отечественных нормативно-правовых актов в области рекламы, а также проанализирован международный опыт в данной сфере.</p><p>Во второй главе были выявлены правоотношения, возникающие в сфере рекламы, определены объект, состав субъектов и содержание данных правоотношений и рассмотрены особенности юридической техники в сфере регулирования рекламной деятельности.</p><p>В третьей главе для определения эффективности существующих приемов конструирования статей законодательства о рекламе был проведён экспертный опрос, проанализированы полученные результаты и вынесены предложения по усовершенствованию рекламной деятельности в России.</p><p>Практическая значимость исследования&nbsp;предопределяется, прежде всего, тем, что разработанная в магистерской диссертации концепция изучения законодательства о рекламе через систему его текстового анализа раскрывает новые возможности познания правового регулирования рекламной деятельности на междисциплинарном уровне, выходя за привычные узкоотраслевые рамки исследования.</p><p>Кроме того, сделанные автором выводы и сформулированные рекомендации могут быть использованы для дальнейшего совершенствования законодательства о рекламе, практики его применения, при подготовке учебных, методических и учебно-методических пособий, а также в практической работе антимонопольных органов и органов саморегулирования.</p>

ГЛАВА 1

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И ЗНАЧЕНИЕ КУРСА «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

1.1. Понятие рекламного права и рекламного законодательства

Рекламное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения в сфере производства и распространения рекламы, оно не является самостоятельной отраслью правовой системы России. Нормы, регулирующие отношения в сфере рекламы, входят в состав различных правовых отраслей. Однако большая часть этих норм относится к гражданскому, административному и конституционному праву.

Конституционное право регулирует важнейшие в государстве отношения: политические, социальные, экономические основы общественного устройства, права и свободы человека и гражданина, форму государственного устройства, механизмы осуществления государственной власти и местного самоуправления.

В Конституции Российской Федерации заложены основы правового регулирования рекламной деятельности. Среди них можно выделить следующие важнейшие правовые принципы.

В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (часть 1, статья 8).

Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается (части 4, 5, статья 29).

Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (статья 34).

Гражданское право – это совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения на началах юридического равенства сторон.

В рамках гражданского права регулируются организационно-правовой статус субъектов рекламного рынка, их имущественные отношения, вещные права, обязательства и договоры. В структуру гражданского права входят также правовые нормы, определяющие отношения в связи с созданием и использованием объектов интеллектуальной собственности: произведений литературы, искусства, исполнений, фонограмм, товарных знаков и др.

К рекламному праву применимы все принципы гражданского права:

1) принцип дозволительной направленности гражданско-правового регулирования;

2) принцип равенства правового режима субъектов;

3) принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела;

4) принцип неприкосновенности собственности;

5) принцип свободы договора;

6) принцип свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории Российской Федерации.

Административное право – это система правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с государственно-управленческой деятельностью.

Административное право регулирует формы и методы государственного контроля, полномочия антимонопольных органов, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере рекламы, основания и порядок применения административной ответственности за правонарушения в сфере рекламы.

Таким образом, рекламное право представляет собой комплексное правовое образование, включающее совокупность правовых норм конституционного, гражданского, административного и других отраслей права, регулирующих отношения, связанные с производством и распространением рекламы. Комплексный характер правового регулирования подчеркивается сочетанием в рекламном праве частноправовых и публично-правовых норм.

Согласно иной точке зрения, рекламное право является правовым институтом новой комплексной отрасли – информационного права, поскольку, исходя из определения, реклама является прежде всего информацией. Информационное право можно определить как отрасль, регулирующую информационные отношения в обществе. Формирование данной отрасли, определение предмета, методов, принципов правового регулирования еще не завершены.

Рекламное законодательство – это различные нормативные акты, именуемые источниками права и содержащие правовые нормы, регулирующие отношения в сфере рекламы. К рекламному законодательству относятся не только законы, но и подзаконные нормативные акты. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, статьей 4 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), решением Конституционного суда Российской Федерации от 4 марта 1997 г. № 4-П, законодательство о рекламе относится к федеральному ведению и не может включать нормативные акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Единственным исключением являются нормативные акты, регулирующие региональные и местные вопросы рекламной деятельности (например, размещение наружной рекламы).

Важнейшими нормативными актами, регулирующими отношения в сфере рекламы, являются:

• Кодекс Российской Федерации об административньж правонарушениях;

• Гражданский кодекс Российской Федерации;

• Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»;

• Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей»;

• Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

• Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе»;

• Постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. № 508 «Об утверждении правил рассмотрения антимонопольным органом цен, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе»;

• ГОСТ Р 52044-2003. «Наружная реклама на дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения»;

• Закон города Москвы от 24 ноября 2004 г. № 75 «О едином налоге на вмененный доход для деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы»;

• Постановление Правительства Москвы от 21 ноября 2006 г. № 908-ПП «О порядке установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в городе Москве».

Основными функциями рекламного права являются:

• упорядочивание и регулирование отношений в сфере рекламы (регулятивная функция);

• защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы (охранительная функция);

• создание условий для эффективного решения с помощью рекламы экономических, социальных и общественно-политических задач (воспитательная и организационная функции).

Добавить комментарий