Расчеты с учредителями проводки в бюджетном учреждении

Инструкция по бюджетному учету содержит некоторые типовые операции по учету средств во временном распоряжении. Однако в жизни все несколько сложнее, могут возникнуть не прописанные в законодательстве ситуации. О решении этой проблемы и пойдет речь в данной статье.

Деятельность со средствами, находящимися во временном распоряжении, — это деятельность, связанная с получением средств и их возвратом владельцу или перечислением в доход бюджета. Пример тому — обязанность органов предварительного следствия и дознания по хранению средств, изъятых в ходе дознания, предварительного следствия и не являющихся вещественными доказательствами, при наложении ареста на имущество обвиняемого (подозреваемого), на которые может быть обращено взыскание в целях возмещения причиненного материального ущерба или исполнения приговора в части конфискации имущества. Это же относится к средствам, полученным на ответственное хранение, к получению заказчиком в залог денежных средств в размере обеспечения исполнения контракта и т. д. Указанные денежные средства при наступлении определенных условий подлежат возврату владельцу или передаче по назначению в установленном порядке.

Типовые записи

Деятельность со средствами, находящимися во временном распоряжении, обозначается кодом «3».
Для учета денежных средств в валюте РФ и в иностранной валюте, поступивших во временное распоряжение учреждения, применяют счет 3 201 02 000 «Денежные средства учреждения, полученные во временное распоряжение» (п. 100 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной 30 декабря 2008 г. N 148н, далее — Инструкция N 148н).

Учет операций по движению денежных средств на счете ведется в Журнале операций с безналичными денежными средствами (ф. N 0504071) на основании документов, приложенных к выпискам со счетов.

В заголовочной части данного документа в обязательном порядке должны быть указаны:

  • дата (за месяц);
  • наименование учреждения и код по ОКПО, структурного подразделения;
  • единица измерения (ОКЕИ или ОКВ).

В содержательной части указываются:

  • дата, номер и наименование документа (выписка органа казначейства, банка);
  • наименование показателя (для сумм в иностранной валюте приводится запись «отражается в рублевом эквиваленте»);
  • номер счета бюджетного учета по дебету и по кредиту;
  • сумма;
  • итоговые суммы по дебету и кредиту счетов бюджетного учета с входящими и исходящими остатками;
  • количество приложений.

Оформляющая часть ф. N 0504071 должна содержать подписи, расшифровки подписей главного бухгалтера и исполнителя (с указанием должности) и дату.
Суммы, поступившие во временное распоряжение учреждения и подлежащие при наступлении определенных условий возврату или перечислению по назначению, отражают на счете 3 304 01 000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение». Аналитический учет средств, поступивших во временное распоряжение учреждения, ведется на Многографной карточке по каждому получателю в разрезе видов поступлений и направлений использования средств (п. 207 Инструкции N 148н).
В соответствии с приложением 1 к Инструкции N 148н в учете операции со средствами во временном распоряжении оформляются следующими типовыми корреспонденциями.

ДЕБЕТ КИФ 3 201 02 510
«Поступления денежных средств учреждения, полученных во временное распоряжение»
КРЕДИТ гКБК 3 304 01 730
«Увеличение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»
— поступление средств во временное распоряжение учреждения на лицевой (расчетный) счет;

ДЕБЕТ КИФ 3 201 04 510
«Поступления в кассу»
КРЕДИТ гКБК 3 304 01 730
«Увеличение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»
— поступление средств во временное распоряжение учреждения в кассу учреждения;

ДЕБЕТ гКБК 3 304 01 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»
КРЕДИТ КИФ 3 201 02 610
«Выбытия денежных средств учреждения, полученных во временное распоряжение»
— возврат средств, поступивших во временное распоряжение владельцу, или передача по назначению в установленном порядке с лицевого (расчетного) счета;

ДЕБЕТ гКБК 3 304 01 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»
КРЕДИТ КИФ 3 201 04 610
«Выбытия из кассы»
— возврат средств, поступивших во временное распоряжение владельцу, или передача по назначению в установленном порядке из кассы учреждения;

ДЕБЕТ гКБК 3 210 03 560
«Увеличение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств»
КРЕДИТ КИФ 3 201 02 610
«Выбытия денежных средств учреждения, полученных во временное распоряжение»
— перечисление денежных средств, находящихся во временном распоряжении, на счет для выплаты наличных денежных средств получателям бюджетных средств;

ДЕБЕТ КИФ 3 201 04 510
«Поступления в кассу»
КРЕДИТ гКБК 3 210 03 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств»
— получение наличных денежных средств в кассу учреждения;

ДЕБЕТ гКБК 3 210 03 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств»
КРЕДИТ КИФ 3 201 04 610
«Выбытия из кассы»
— отражена сдача наличных денежных средств на основании расходного кассового ордера, квитанции к объявлению на взнос наличными;

ДЕБЕТ КИФ 3 201 02 510
«Поступления денежных средств учреждения, полученных во временное распоряжение»
КРЕДИТ гКБК 3 210 03 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств»
— возврат средств, находящихся во временном распоряжении, со счета для выплаты наличных денежных средств получателям бюджетных средств.

Перечисление в бюджет

Особого внимания заслуживает ситуация, когда денежные средства, полученные во временное распоряжение, подлежат перечислению в доход бюджета, а не обратно их владельцу. К примеру, если победитель (участник) аукциона отказывается заключать госконтракт, денежные средства, внесенные им в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, не возвращаются (п. 2 ст. 38 Закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», далее — Закон N 94-ФЗ). Не возвращаются они в и других случаях, когда победитель (участник) аукциона признается уклонившимся от заключения контракта.

Это происходит, если:

  • победитель аукциона или участник аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта, в срок, предусмотренный документацией об аукционе, не представил заказчику подписанный контракт, переданный ему в соответствии с частью 7 статьи 37 Закона N 94-ФЗ или частью 2 этой статьи, а также обеспечение исполнения контракта в случае, если заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта;
  • аукцион проводился в соответствии с пунктом 6.1 статьи 37 Закона N 94-ФЗ (если при проведении аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по открытию и ведению банковских счетов, осуществлению расчетов по этим счетам цена контракта снижена до нуля, аукцион проводится на продажу права заключить государственный или муниципальный контракт. В этом случае победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее высокую цену права заключить государственный или муниципальный контракт), и победитель (участник) аукциона не оплатил в установленный срок цену права на заключение контракта.

В указанных случаях счета с кодом «3» закрываются, а перечисление денежных средств отражается по коду «1» — бюджетная деятельность.

Пример 1
Участники аукциона внесли в качестве обеспечения исполнения контракта залоговые суммы по 20 000 руб. безналичным путем. Победитель торгов (участник А) признан уклонившимся от заключения контракта, поэтому контракт был заключен с участником, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта (участник Б). Залог участника А был перечислен в доход бюджета, а залог участника Б возвращен ему в течение трех дней после заключения контракта.

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:

ДЕБЕТ 3 201 02 510
«Поступления денежных средств учреждения, полученных во временное распоряжение»
КРЕДИТ 3 304 01 730
«Увеличение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»
— 20 000 руб. — зачислены денежные средства на счет по учету средств во временном распоряжении от участника А;

ДЕБЕТ 3 201 02 510
«Поступления денежных средств учреждения, полученных во временное распоряжение»
КРЕДИТ 3 304 01 730
«Увеличение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»
— 20 000 руб. — зачислены денежные средства на счет по учету средств во временном распоряжении от участника Б;

ДЕБЕТ 3 304 01 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»
КРЕДИТ 3 201 02 610
«Выбытия денежных средств учреждения, полученных во временное распоряжение»
— 20 000 руб. — возвращена залоговая сумма участнику Б;

ДЕБЕТ 1 205 10 560
«Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»
КРЕДИТ 1 401 01 180
«Прочие доходы»
— 20 000 руб. — начислен доход, подлежащий перечислению в бюджет (на сумму залоговых платежей участника А);

ДЕБЕТ 3 304 01 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»
КРЕДИТ 3 201 02 610
«Выбытия денежных средств учреждения, полученных во временное распоряжение»
— 20 000 руб. — списана залоговая сумма участника А;

ДЕБЕТ 1 210 02 180
«Расчеты с финансовыми органами по поступившим в бюджет прочим доходам»
КРЕДИТ 1 205 10 560
«Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»
— 20 000 руб. — отражена сумма средств, поступивших в доход бюджета.

Учреждения соцзащиты

Бухгалтерам учреждений социальной реабилитации, обслуживания инвалидов будет интересен такой момент: как отражать операции по приобретению и передаче продуктов и материальных ценностей обслуживающимся в учреждении людям, приобретенным за их счет? Следует ли применять счета 0 105 00 000 «Материальные запасы», 0 101 00 000 «Основные средства», 0 102 00 000 «Нематериальные активы» или все пропускать через счета со средствами во временном распоряжении?
Продукты, приобретенные работниками соцзащиты за счет средств физических лиц, не могут использоваться в деятельности учреждения. Поэтому применять счета нефинансовых активов в этом случае нельзя.

Пример 2
Работнику стационарного учреждения реабилитации инвалидов со счета со средствами во временном распоряжении выданы деньги на приобретение средств гигиены для клиента в размере 600 руб. Остаток денежных средств в сумме 200 руб. возвращен в кассу учреждения.
В бухгалтерском учете стационара должны быть сделаны следующие проводки (записи делают после того, как в учете будут отражены вышеперечисленные записи по зачислению средств на счет по учету денежных средств во временном распоряжении).

ДЕБЕТ 3 210 03 560
«Увеличение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств»
КРЕДИТ 3 201 02 610
«Выбытия денежных средств учреждения, полученных во временное распоряжение»
— 600 руб. — отражено списание денежных средств со счета;

ДЕБЕТ 3 201 04 510
«Поступления в кассу»
КРЕДИТ 3 210 03 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств»
— 600 руб. — поступили наличные денежные средства в кассу со счета по учету средств во временном распоряжении;

ДЕБЕТ 3 304 01 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»
КРЕДИТ 3 201 04 610
«Выбытия из кассы»
— 600 руб. — выданы денежные средства пациента из кассы по доверенности от него работнику учреждения на приобретение предметов гигиены;

ДЕБЕТ 3 201 04 510
«Поступления в кассу»
КРЕДИТ 3 304 01 730
«Увеличение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»
— 200 руб. — возвращен остаток неиспользованных денежных средств в кассу.

Далее следует сделать записи по перечислению денежных средств на счет по учету средств во временном распоряжении:

ДЕБЕТ 3 210 03 560
«Увеличение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств»
КРЕДИТ 3 201 04 610
«Выбытия из кассы»
— 200 руб. — денежные средства пациента списаны из кассы;

ДЕБЕТ 3 201 02 510
«Поступление денежных средств учреждения, полученных во временное распоряжение»
КРЕДИТ 3 210 03 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств»
— 200 руб. — деньги пациента зачислены на счет по учету средств во временном распоряжении.

Отчетность

Бюджетная отчетность получателей бюджетных средств составляется в порядке, предусмотренном разделом II Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной приказом Минфина России от 13 ноября 2008 г. N 128н (далее — Инструкция 128н).
Учреждения составляют и представляют годовую, квартальную и месячную отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по формам согласно приложению к настоящей Инструкции (п. 1 раздела I Инструкции N 128н). Кроме того, дополнительные формы бюджетной отчетности для их представления в составе месячной, квартальной, годовой бюджетной отчетностей могут быть установлены главным распорядителем бюджетных средств для подведомственных ему распорядителей, получателей бюджетных средств (п. 5 Инструкции N 128н).

Показатели, сформированные по данным счетов 3 201 02 000 «Денежные средства учреждения, полученные во временное распоряжение» и 3 304 01 000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение», должны быть отражены в следующих отчетных формах:

  • баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма 0503130);
  • отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121). В графе 6 данного документа отражают показатели деятельности учреждения со средствами, полученными во временное распоряжение, в том числе:
    • по строке 411 — сумма по данным счета увеличений 3 201 02 510 «Поступления денежных средств учреждения, полученных во временное распоряжение»;
    • по строке 412 — сумма по данным счета уменьшений 3 201 02 610 «Выбытие средств учреждения, полученных во временное распоряжение»;
    • по строке 541 — сумма по данным счета увеличений 3 304 01 730 «Увеличение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»;
    • по строке 542 — сумма по данным счета уменьшений 3 304 01 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»;
  • показатели деятельности учреждения со средствами, полученными во временное распоряжение, могут быть отражены в приложениях к Пояснительной записке (ф. 050160);
  • сведения об остатках денежных средств на счетах получателя бюджетных средств (ф. 0503178) заполняются, в том числе, и на основании учетных данных по счету 3 201 02 000 «Денежные средства учреждения, полученные во временное распоряжение».

Внимание! Поступления, зачисленные на счет, открытый органу Федерального казначейства на балансовом счете N 40302 «Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений», в случае отсутствия возможности определения лицевого счета для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение федерального учреждения, отражаются на лицевом счете для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение учреждения, открытом органу Федерального казначейства, без указания кода бюджетной классификации Российской Федерации (письмо Федерального казначейства от 20 февраля 2009 г. N 42-7.4-05/5.3-100). Данные поступления подлежат уточнению получателем средств федерального бюджета в течение 10 рабочих дней. Если в течение данного периода предполагаемый получатель указанных средств не представил в письменном виде в орган Федерального казначейства уточняющую информацию, последний на основании оформленной им Заявки на возврат возвращает плательщику указанные средства со счета N 40302.

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Д.Д. Хенкеева, В.В. Пименов.

Всё для бухгалтера

РЕОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПУТЕМ ПРИСОЕДИНЕНИЯ,

НЕОБХОДИМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ И ОТРАЖЕНИЕ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ

Г. А. СЕЛЕЗНЕВА, заместитель главного бухгалтера по методологии, организационной и контролъно-ревизионнойработе Томского государственного университета

Вопрос о проведении реорганизационных мероприятий, последовательности их проведения и о правильности отражения реорганизации в учете длительное время остается одним из наиболее проблемных вопросов в бюджетном учете. Очень часто понятие реорганизации путают с ликвидацией учреждения. Самым главным различием этих двух мероприятий является наличие правопреемственности. При реорганизации юридического лица предусмотрена правопреемственность по всем активам и обязательствам (ч. 1 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) ст. 58). Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (ч. 1 ГК РФ ст. 61). Реорганизация может быть произведена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования (ч. 1 ГК РФ ст. 57).

Одним из распространенных видов реорганизации является реорганизация путем присоединения к одному учреждения одного или нескольких учреждений. В своей статье я рассматриваю основные мероприятия, проводимые в процессе реорганизации в форме присоединения и нормативные документы, ихрегламентирующие.

Своим постановлением от 10.02.2004 № 71 Правительство РФ определяет, что решения о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений принимаются Правительством РФ на основании проектов, подготовленных федеральными органами исполнительной

власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления). После принятия решения о реорганизации Правительство РФ издает распоряжение о реорганизации федеральных учреждений путем присоединения к нему других федеральных учреждений. На основании данного распоряжения федеральный орган исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), издает приказ по своему ведомству о проводимой реорганизации с указанием присоединяемых федеральных учреждений, сроков проведения реорганизации, а также назначает председателей комиссий по реорганизации.

После доведения приказа о реорганизации федеральное государственное учреждение обязано создать комиссию по реорганизации, разработать план мероприятий по проведению реорганизации, а также сроки проведения данных мероприятий.

В плане мероприятий, по мнению автора, может быть выделено три этапа:

•подготовительный,

•непосредственно мероприятия по передаче имущества и обязательств,

•заключительные мероприятия.

Во время подготовительного этапа необходимо произвести следующие мероприятия.

1. Направить налоговому органу по месту нахождения организации (в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц)

сообщение о реорганизации юридического лица с указанием формы реорганизации. Сообщение заполняется по форме С-09-4, утвержденной приказом ФНС России от 17.01.2008 № ММ-3-09/11@. Сообщение о реорганизации должно быть направлено в налоговый орган в течение трех дней со дня принятия решения о реорганизации (п. 1 ст. 60 ГК РФ, подп. 4 п. 2ст. 23 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ)). К сообщению прикладывается копия приказа о реорганизации органа исполнительной власти, принявшего решение о реорганизации. Данное сообщение должно быть направлено в налоговые органы каждым из реорганизуемых юридических лиц.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.Осуществить публикацию в «Вестнике государственной регистрации» о реорганизации юридического лица и присоединяемых к нему учреждений. Данную публикацию должно дать каждое из реорганизуемых юридических лиц. Публикация делается дважды с периодичностью один раз в месяц, это требование предусмотрено в абз. 2 п. 1 ст. 60 ГК РФ. Без данной публикации документы на исключение из единого государственного реестра юридических лиц не принимаются. Представитель заявителя, представляющий бланк-заявку на публикацию, должен иметь доверенность на представление данной публикации и сопроводительное письмо. Сведения, необходимые для осуществления данной публикации, можно найти на сайте «Вестника государственной регистрации» по адресу: http://www. vestnik-gosreg. га. На этом сайте размещен порядок приема сообщений для публикаций, перечень необходимых документов и адреса региональных представителей.

3.Направить уведомление о предстоящей реорганизации во внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, территориальный фонд обязательного медицинского страхования. Для данного уведомления специальная форма не утверждена, оно делается в простой письменной форме, на бланке учреждения в двух экземплярах, один экземпляр с отметкой фонда о получении остается в учреждении.

4.Направить уведомление кредиторам, атакже постоянным контрагентам, с которыми заключены долгосрочные договоры о предстоящей реорганизации, в простой письменной форме. Уведомление кредиторов и постоянных контрагентов необходимо сделать в первую очередь для сообщения об изменении информации об учреждении, в том числе об изменении платежных реквизитов. На основании данных бухгалтерского учета составляется список кредиторов присоединяемого учреждения на день принятия решения о реорганизации. В список кре-

диторов включаются кредиторы по следующим кодам счетов бюджетного учета: 020500000,020800000, 030200000, 030300000,030401000-030403000.

Подготовить сообщение о реорганизации, публикацию и письма во внебюджетные фонды можно одновременно, в течение одного дня.

5. Провести инвентаризацию имущества в каждом из реорганизуемых юридических лиц, инвентаризацию расчетов по налогам и сборам и прочим платежам в бюджет и внебюджетные фонды, а также инвентаризацию расчетов с дебиторами и кредиторами по доходам и с поставщиками и подрядчиками. Инвентаризация проводится в соответствии с требованиями приказа Министерства финансов РФ от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств». Об инвентаризации в связи с реорганизацией в присоединяемом учреждении руководителем издается приказ. В случае наличия расхождения между результатами инвентаризации и данными бухгалтерского учета в бухгалтерский учет должны быть внесены соответствующие исправления. На данном этапе рекомендуется со всеми контрагентами по доходам и с поставщиками и подрядчиками подписать акты сверок, во избежание возможных недоразумений. В ходе проведения инвентаризации дебиторской задолженности присоединяемое учреждение должно провести работу по выявлению и списанию безнадежных долгов. При исчислении срока исковой давности следует учитывать, что общий срок исковой давности установлен в три года (ст. 196 ГК РФ). Кроме того, при исчислении срока исковой давности следует учитывать положения ст. 200 и 203 ГК РФ. В процессе инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности в обязательном порядке выявляется взаимная задолженность учреждений, участвующих в реорганизации.

Все исправления в учет в случае обнаружения отклонений фактического наличия активов и обязательств от учетных данныхдолжны быть внесены до составления передаточного акта. Особое внимание хочу обратить на инвентаризацию объектов недвижимости. Необходимо проверить не только фактическое наличие самих объектов, но и наличие правильно оформленных правоустанавливающих документов на сами объекты недвижимости и на земельные участки, на которых они расположены — свидетельств о государственной регистрации, технических паспортов, кадастровых планов и т. д. Во время проведения инвентаризации рекомендуется составить специальную опись для объектов, не пригодных к дальнейшей эксплуатации и не подлежащих восстановлению, с указанием времени ввода

в эксплуатацию и причин непригодности (порча, полный износ), а также опись объектов, по которым недооформлены правоустанавливающие документы, с указанием недостающихдокументов.

6. Уведомить сотрудников присоединяемых учреждений о предстоящей реорганизации, в письменной форме, не позднее, чем задва месяца (ст. 74 ТК РФ) до момента изменений существенных условий договора.

Все мероприятия подготовительного этапа, за исключением инвентаризации, как правило, осуществляются юридическим отделом учреждения.

Второй этап — это передача имущества, прочих активов, включая нематериальные, прав и обязательств учреждению-правопреемнику. Во время этого этапа передаются не только имущество, денежные средства и задолженности, но и осуществляется перевод сотрудников присоединяемых учреждений в учреждение-правопреемник, передаются архивы реорганизуемых учреждений. Этот этап, пожалуй, самый сложный и с точки зрения определения последовательности действий, и с точки зрения согласования документов. Лучше всего данный этап приурочить к дате составления промежуточной отчетности: 1 апреля, 1 июля текущего финансового года.

На данном этапе необходимо произвести следующие операции и составить следующие документы:

1.Составить передаточные акты на недвижимое имущество, движимое имущество в виде реестров, с указанием инвентарных номеров, года ввода в эксплуатацию, первоначальной (балансовой) стоимости, суммы начисленной амортизации и остаточной стоимости. Для недвижимого имущества указывается адрес (месторасположение). Передаточный акт на объекты недвижимости должен быть согласован с территориальным управлением государственной собственностью или иным исполнительным органом, полномочным вести реестр государственного имущества.

2.Составить перечень земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости с указанием правоустанавливающих документов о землепользовании.

3.Составить перечень объектов интеллектуальной собственности, в том числе тех, на которые охранные документы находятся на стадии оформления или отсутствуют.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4.Составить передаточную смету доходов и расходов федерального бюджета в разрезе предметных статей в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, утвержденных бюджетному учреждению на текущий финансовый период.

5. Составить и подписать передаточный акт, на основании которого юридическое лицо, к которому производится присоединение, становится правопреемником по всем правам и обязательствам присоединяемого учреждения, в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые третьими лицами. По данному акту передаются основные средства, нематериальные активы, денежные средства, дебиторская задолженность, кредиторская задолженность, прочие активы и обязательства, права на объекты интеллектуальной собственности, находящиеся на хранении и подлежащие хранению подлинники документов, а также работники, принятые в порядке реорганизации. К данному акту прилагаются передаточные акты движимого и недвижимого имущества, передаточные сметы, передаточный баланс, расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности по счетам учета, опись передаваемых объектов интеллектуальной собственности, опись передаваемых подлинников документов, список сотрудников, принимаемых в порядке реорганизации, с указанием занимаемой должности, ставок и разряда по ETC. Передаточный акт с приложениями к нему подписывается руководителями и главными бухгалтерами реорганизуемых учреждений, прошивается, пронумеровывается, скрепляется печатью и представляется на утверждение соответствующему органу государственной власти или местного самоуправления, создавшему учреждение. Передаточные акты с приложениями к ним составляются как минимум в 6 экземплярах. Вместе с передаточными актами (общими) должны быть составлены, подписаны и согласованы у главного распорядителя бюджетных средств акты приема-передачи недвижимого имущества и транспортных средств на каждый инвентарный объект учета. Данные акты необходимы для переоформления свидетельств о собственности на недвижимое имущество и перерегистрации транспортных средств в ГИБДД. Акты приема-передачи объектов учета составляются в 5 экземплярах — по одному для каждой из сторон, осуществляющих прием-передачу, один для территориального управления государственной собственностью, один для управления имуществом органа государственной власти, еще один экземпляр необходимо будет представить в органы ГИБДД или орган, уполномоченный осуществлять государственную регистрацию сделок с недвижимостью.

Необходимо отметить, что баланс по форме 0503230, предусмотренный приказом Минфина России как разделительный (ликвидационный) баланс, в случае реорганизации в форме присоединения и слияния применять совершенно бессмысленно.

При реорганизации в форме присоединения и слияния необходимо утвердить вступительный баланс, который будет представлять собой построчную сумму входящих остатков на начало текущего периода. Форму 0503230 в случае слияния и присоединения можно порекомендовать как форму промежуточной отчетности для учреждений, деятельность которых в результате реорганизации как самостоятельных юридических лиц прекращается. Передаточный баланс в случае слияния и присоединения должен выглядеть несколько иным образом.

По своему опыту проведения реорганизации могу сказать, что лучше всего сделать не менее 10 экземпляров передаточного акта. Передаточный акт с прилагаемыми к нему документами представляется главному распорядителю бюджетных средств для его утверждения, если реорганизация проводится в рамках одного ГРБС и двум главным распорядителям, если реорганизуемые учреждения подведомственны разным ГРБС.

После утверждения передаточного акта начинается третий, заключительный, этап присоединения.

Заключительный этап включает в себя следующие мероприятия:

1.Исключение присоединяемых юридических лиц из единого государственного реестра юридических лиц. В федеральную налоговую службу, в отдел, занимающийся ведением Единого государственного реестра юридических лиц, представляется следующий комплект документов — передаточный акт (прошитый, пронумерованный, заверенный руководителем учреждения), утвержденный органом исполнительной власти (ГРБС), заявление о прекращении деятельности присоединенной некоммерческой организации (форма № РН 0009 утверждена постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 № 212), копия приказа о реорганизации, копия бланка-заявки публикации в «Вестнике государственной регистрации» с отметкой о принятии публикации о реорганизации, копии уведомлений внебюджетных фондов с отметкой о получении, заверенные печатью учреждения, письмо в произвольной форме на бланке учреждения со сведениями о правопреемстве. Копия Свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц направляется главному распорядителю бюджетных средств.

2.Составление передаточной сметы, в случае если до момента исключения из ЕГРЮЛ присоединенного учреждения была корректировка утвержденных лимитов бюджетных обязательств. На основании передаточной сметы и сведений об исключении присоединенных учреждений из ЕГРЮЛ, ГРБС направляет в органы, осуществляющие кассовое

обслуживание бюджета, уведомление о бюджетных ассигнованиях (лимитах бюджетных обязательств) из федерального бюджета на текущий финансовый год с минусом на присоединенные учреждения, с плюсом на учреждение-правопреемник.

3.Передача кассовых расходов по бюджетным средствам и средствам по приносящей доход деятельности по акту формы КФД 0531728, доведенной приказом Минфина России от 30.09.2008 № 104н (Приложение № 7).

4.Закрыть расчетные и валютные счета в банке и других кредитных организациях, если такие были открыты, остатки средств перечислить на счета учреждения-правопреемника. В связи с тем, что расчеты в иностранной валюте между организациями, находящимися на территории Российской Федерации, запрещены, банки конвертируют средства в иностранной валюте и перечисляют на лицевой счет учреждения в казначействе в рублях, на основании представленного в банк платежного поручения. Для закрытия валютного счета необходимо составить заявление о закрытии счета и направить в банк письмо в произвольной форме с уведомлением о реорганизации и перечислении средств на счет учреждения-правопреемника. К письму должна прилагаться копия приказа федерального органа исполнительной власти о реорганизации путем присоединения.

5.Издать приказ о закрытии лицевых счетов, открытых для учета средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в органах, осуществляющих кассовое исполнение бюджета.

6.Составить передаточные акты кассового дохода и расхода по лицевому счету с начала года. Акты составляются по форме, предусмотренной для отчета об исполнении бюджета получателя средств бюджета форма 0503127 по ОКУД с пометкой «передаточная». Данная форма подписывается руководителем и главным бухгалтером передающего учреждения, учреждения-правопреемника, а также согласовывается с руководителем и главным бухгалтером отделений федерального казначейства, в которых открыты лицевые счета учреждений. Данные акты составляются как минимум в шести экземплярах — по одному для каждого из учреждений, по одному в отделения федерального казначейства, по месту нахождения лицевых счетов, один как приложение к передаточному акту в вышестоящую организацию и один как приложение к передаточному акту, представляемому в ФНС для внесения изменений в ЕГРЮЛ. Остатки денежных средств на лицевом счете перечисляются на лицевой счет учреждения-правопреемника.

7.Издать приказ о сотрудниках присоединяемых учреждений с указанием даты, с которой они являются сотрудниками учреждения, к которому происходит присоединение. Передать по акту личные карточки формы Т-2 и трудовые книжки, а также лицевые карточки работников по учету заработной платы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8.Составление итоговой бюджетной отчетности на дату исключения из единого государственного реестра юридических лиц присоединенных учреждений. Отчетность составляется в объеме форм годовой отчетности с подробной расшифровкой показателей дебиторской и кредиторской задолженности, а также с полной информацией о результатах проведенной инвентаризации.

9.Составление итоговой налоговой отчетности по налогу на доходы физических лиц, персонифицированному учету по взносам в Пенсионный фонд РФ, отчетов в Фонд социального страхования, итоговых расчетов по налогам и сборам в бюджет.

10.Доведение информации об исключении из ЕГРЮЛ присоединенных учреждений до внебюджетных фондов, закрытие лицевых счетов по налогам и сборам присоединенных учреждений с одновременным переносом остатков на лицевой счет учреждения-правопреемника.

Следует отметить, что основным документом о порядке отражения в бухгалтерском учете проводимой реорганизации, в том числе в форме присоединения одного юридического лица к другому, является приказ Министерства финансов РФ от 20.05.2003 № 44н «Об утверждении методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций». Данный приказ (по тексту самого приказа) на бюджетные учреждения не распространяется. Тем не менее другого документа нормативного характера, за исключением нескольких писем Министерства финансов РФ, регламентирующего отражение в учете реорганизации в форме присоединения, в настоящий момент не существует. Сам приказ не содержит норм, противоречащих нормативно-правовым актам, регламентирующих ведение бюджетного учета и, на мой взгляд, может быть принят за основу, с уточнениями, внесенными письмом Минфина России от 16.06.2003 № 03-01-01/08-176.

В соответствии с данными документами, составление передаточного акта рекомендуется приурочивать к концу отчетного периода (года) или дате составления промежуточной бухгалтерской отчетности (квартала, месяца), являющейся основанием для характеристики и оценки передаваемого имущества и обязательств реорганизуемой организацией. На мой взгляд, более целесообразно

составлять передаточный акт на дату составления промежуточной отчетности — на 1 апреля или на 1 июля текущего финансового года. Это связано с тем, что процедура реорганизации в учреждениях бюджетной сферы несколько более трудоемка, требует оформления большего количества документов, чем при реорганизации юридических лиц другой формы собственности. Большой объем составляемых документов связан в первую очередь с передачей лимитов бюджетных обязательств, который осуществляется Министерством финансов РФ на основании данных, представленных главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находятся реорганизуемые учреждения, и передачей имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения, с согласованием в управлении государственной собственностью. И если передача лимитов через органы Федерального казначейства Министерством финансов РФ осуществляется оперативно, то управление имущества согласовывает любые документы по движению нефинансовых активов учреждения в срок от 30 до 90 дней. Промежуточная и итоговая отчетность составляется присоединяемыми учреждениями в объеме, предусмотренном для представления годовой отчетности. В состав годовой отчетности бюджетополучателей включаются следующие формы.

•Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130).

•Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125).

•Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, админист-раторадоходов бюджета (ф. 0503127).

•Отчет об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетныхсредств (ф. 0503137).

•Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121).

•Пояснительная записка (ф. 0503160).

•Порядок составления и представления отчетности бюджетными учреждениями регламентируется приказом Минфина России от 13.11.2008 № 128н.

Отчеты ф. 0503127, ф. 0503137 и Сведения об остатках денежных средств на счетах получателя

бюджетных средств (ф. 0503178) составляются дважды:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

•первый раз — на дату составления передаточного акта, по произведенному кассовому расходу, чтобы подтвердить размер кассового расхода, и остаткам денежных средств на счетах, в том числе валютных;

•передаточные, датой передачи кассового расхода за период с 1 января текущего финансового года до даты закрытия лицевого счета. На основании данных передаточных актов кассовый расход передается из присоединяемого учреждения в учреждение-правопреемник. Передача осуществляется путем простого сложения. По выписке присоединяемого учреждения проводятся операции на суммарный кассовый расход со знаком «минус», по выписке правопреемника — со знаком «плюс».

Основную проблему составляет отражение в учете операций по передаче данных балансов присоединяемых учреждений. До даты внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединяющегося учреждения все операции, связанные с его текущей деятельностью, отражаются в бюджетном учете присоединяющегося учреждения. Датой исключения из ЕГРЮЛ присоединенного учреждения необходимо изменить входящие остатки на начало года и обороты по всем счетам бюджетного учета. Согласно нормативно-правовым документам данная передача должна осуществляться путем простого добавления остатков на начало года по реорганизуемым учреждениям и их суммарных оборотов по счетам на основании данных передаточных балансов и главной книги, без составления бухгалтерских проводок. На практике же редко кто из учреждений ведет ручной учет. При машинной обработке данных для внесения остатков и оборотов по передаваемым учреждениям целесообразнее всего использовать вспомогательные счета типа 00.00, суммарный оборот по которым после полной передачи остатков по дебету и кредиту должен быть равен нулю. При переносе остатков и оборотов присоединяемого учреждения не должны включаться числовые показатели, отражающие взаимную дебиторскую и кредиторскую задолженность между реорганизуемыми учреждениями. Остатки по счетам взаимной дебиторской задолженности и обязательств, оставшиеся на момент проведения реорганизации, необходимо перенести на счет 30404000 «Внутренние расчеты»:

Дт 30404510 Кт 20619660 (поавансам, перечисленным в счет поставки оборудования)

Дт 30404510 Кт 20503660 (по задолженностям по оказанным услугам)

Дт 30209830 Кт 30404610 (по обязательствам по оказанным услугам).

При формировании заключительных оборотов на отчетную дату 31. 12.2009 остатки по счетам внутренних расчетов будут перенесены на счет 40103000.

В некоторых случаях присоединяемые учреждения включаются в состав правопреемника с выделением в отдельное обособленное структурное подразделение с открытием лицевого счета в органах, организующих кассовое исполнение бюджетов, и наделением имуществом, которое ранее числилось на балансе присоединенного государственного учреждения. Такие передачи должны быть оформлены накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств формы 0306032 ОКУД, этой же формой можно пользоваться для передачи материальных запасов. При таком выделении присоединенного учреждения на обособленный баланс возникают определенные сложности методологического характера. Дело в том, что имущество в таком случае может быть передано в созданное структурное подразделение, остатки денежных средств перечислены на его лицевой счет, а обороты по кассовому расходу останутся на лицевом счете учреждения-правопреемника. В такой ситуации, на мой взгляд, более всего целесообразно использовать счет 30404000 «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств». Тогда оформление операции по передаче кассового расхода нужно отразить в корреспонденции со счетом 30404000:

Переданы кассовые расходы по бюджетному счету:

по суммам на расходы по оплате труда Дт 30405211 Кт 30404211;

по суммам по начислению на оплату труда Дт 30405213 Кт 30404213;

по суммам, перечисленным на приобретение ОС Дт 30405310 Кт 30404310.

Аналогично передается кассовый расход по внебюджетному счету:

по суммам на расходы по оплате труда Дт 20101510 Кт 30404211;

по суммам по начислению на оплату труда Дт 20101510 Кт 30404213;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

по суммам, перечисленным на приобретение ОС Дт 20101510 Кт 30404310.

Суммы остатков денежных средств, перечисленных на лицевой счет по учету средств от приносящей доход деятельности, а также обороты по кассовому доходу отразить на счете расчетов с дебиторами по доходам:

Дт 20101510 Кт20503660, при этом лучше завести отдельный вид аналитического учета — обороты по реорганизуемым НИИ. Таким образом, сумма кассового расхода по счету 30404000 по передаче кассового расхода будет равна сумме переданных остатков и оборотов по счету 20503000 с аналитикой по видам контрагентов. Обороты по переданному имуществу в обособленное подразделение, а также дебиторскую и кредиторскую задолженности отразить в корреспонденции: Дт 30404000 Кт 10104310 Дт 30219730 Кт 30404000 в головном учреждении и обратными проводками в обособленном структурном подразделении. При составлении консолидированного отчета в целом по учреждению данные обороты должны быть тщательно выверены и исключены из сводной отчетности.

В связи с тем, что по хозяйственным договорам, заключенным до принятия решения о реорганизации, очень часто платежи продолжают поступать на лицевые счета учреждений, которые уже закрыты, учреждения казначейства по письму перечисляют денежные средства на лицевой счет учреждения правопреемника. Данные суммы зачисляются

на счет и отражаются проводкой Дт 20101510 Кт 20503660. При составлении консолидированного баланса остатки этих денежных средств должны быть также тщательно выверены и исключены из сводной отчетности, для того чтобы избежать «за-двоения» оборотов и остатков по счету 20503000.

При составлении пояснительной записки к годовому балансу учреждение-правопреемник отражает изменение валюты баланса, связанной с реорганизацией, в форме 0503173 по ОКУД «Сведения об изменении остатков валюты баланса».

В данной статье мной не преследовалась цель описать все юридические тонкости оформления документов по реорганизации, указаны лишь документы, влекущие за собой необходимость отразить этапы реорганизации в бюджетном учете, составить необходимые формы отчетности и сделать бухгалтерские записи. Кроме перечисленных выше процедур, должны быть внесены изменения в устав и предприняты действия по сокращению штатов и приведению их в соответствие с новым статусом учреждения (к примеру, не может быть двух главных бухгалтеров, двух начальников отдела кадров и т.д.).

Добавить комментарий