Работодатель и представительный орган работников получившие предложение

Комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников (представительного органа работников) и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя) из равного числа представителей работников и работодателя. Работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны в десятидневный срок направить в комиссию своих представителей .

Представители работодателя в комиссию по трудовым спорам назначаются руководителем организации, работодателем — индивидуальным предпринимателем. Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников .

По решению общего собрания работников комиссии по трудовым спорам могут быть образованы в структурных подразделениях организации. Эти комиссии образуются и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам организации. В комиссиях по трудовым спорам структурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений.

Комиссия по трудовым спорам имеет свою печать. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется работодателем .

Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии .

Комментарий к статье 384 ТК РФ

Комментируемая статья устанавливает общие правила создания КТС. Обязательного наличия в каждой организации КТС законом не предусмотрено. Более того, законодательством запрещено создание КТС, если работодателем является физическое лицо либо религиозная организация (в этих случаях согласно ст. ст. 308 и 348 ТК споры рассматриваются непосредственно судами), а также в организациях, применительно к которым федеральным законодательством установлен особый порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров, не предусматривающий создание данных органов (ст. 383 ТК). Речь идет о различных категориях государственных служащих, включая судей, работников прокуратуры и др. (см. коммент. к ст. 382).

КТС образуется только после того, как поступит предложение (оформленное письменно) о ее создании. Выступить с предложением о создании КТС могут как работники организации (или их представительный орган), так и работодатель. Установлен 10-дневный срок, в течение которого сторона, получившая предложение, обязана направить в КТС своих представителей. Работодатель, уклоняющийся от создания КТС по предложению работников, будет нести ответственность за нарушение трудового законодательства по ст. 5.27 КоАП.

Образование комиссии осуществляется на основе принципа равного представительства от каждой стороны. Сторона, заявившая о желании создать КТС, как правило, указывает, какое количество лиц будет представлять ее интересы. Вторая сторона должна направить в комиссию такое же количество своих представителей. Представители работников определяются двумя способами: либо путем избрания общим собранием (конференцией) работников организации; либо путем делегирования представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников.

Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует не менее 1/2 от общего числа работников. Конференция работников проводится в организациях, где созыв собраний затруднен по причинам, например, территориальной разобщенности структурных подразделений. Делегаты на конференцию избираются по нормам и в порядке, которые определяются работниками организации. Конференция правомочна, если на ней присутствует не менее 2/3 делегатов.

Представители работодателя назначаются руководителем организации после того, как получено их согласие на участие в работе комиссии.

КТС могут создаваться не только на уровне работодателя в целом, но и в структурных подразделениях. Решение об этом принимается на общем собрании (конференции). Принципы и порядок деятельности комиссий одинаковы для всех уровней. Компетенция зависит от полномочий, которыми наделены соответствующие структурные подразделения.

Каждая КТС, в том числе и КТС подразделения, имеет свою печать.

Организационно-техническое обеспечение КТС (выделение соответствующего помещения, обеспечение оргтехникой) возлагается на работодателя, что означает его обязанность предоставить помещение и создать условия для работы за счет собственных средств.

После создания КТС ее члены самостоятельно избирают из своего состава председателя и секретаря.

Срок, на который создается КТС, ТК не определен. Поэтому работодатель и работники организации, решая вопрос об образовании КТС, определяют, образуется ли КТС для рассмотрения конкретного трудового спора, на определенный срок или без указания срока.

ТК предусмотрен ряд гарантий для работников, являющихся членами КТС: они освобождаются от работы для участия в заседаниях комиссии с сохранением среднего заработка (ч. 2 ст. 171 ТК).

Другой комментарий к статье 384 ТК РФ

Согласно положениям комментируемой статьи инициировать образование КТС могут:
— работодатель-организация либо работодатель — индивидуальный предприниматель (если работодатель является физическим лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, спор будет рассматриваться в суде);
— работники (например, решение о предложении создать КТС может быть принято на общем собрании (конференции) работников);
— обе стороны одновременно (о чем они вправе составить соглашение).

КТС образуется из равного числа представителей сторон. При этом:
— представители работодателя назначаются приказом последнего;
— представители работников избираются общим собранием (конференцией) работников или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников.

По решению общего собрания работников КТС могут быть образованы в структурных подразделениях организации. Их правовой статус одинаков со статусом КТС организации в целом с учетом ограниченных соответствующим подразделением полномочий.

Следует отметить, что ст.171 ТК РФ предусмотрено предоставление гарантий работникам, избранным в КТС, в том числе свободного от работы времени для участия в работе КТС с сохранением среднего заработка.

КТС имеет следующие организационные характеристики, обеспечивающие ее деятельность:
— имеет свою печать;
— избирает из своего состава председателя КТС (его заместителя) и секретаря КТС;
— обеспечивается работодателем в организационно-техническом плане.

РАЗРЕШЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ ВКОМИССИИ

ПО ТРУДОВЫМ СПОРАМ (КТС)

1. КТС как орган поразрешению индивидуальных трудовых споров

КТСявляется общественным органом, обладающим государственно-властными полномочиямипо рассмотрению ИТС наравне с судами общей юрисдикции (ст. 382 ТК РФ).

ВТрудовом кодексе РФ отсутствует какая-либо информация о сроке, на которыйдолжна создаваться комиссия. В связи с этим КТС в организациях можетформироваться как для рассмотрения единичного ИТС, так и для постоянногорассмотрения споров. Нормативной основой разрешения споров КТС являютсяположения ст. ст. 382 — 390 ТК РФ.

Инициативасоздания КТС может исходить как от работодателя, так и работников или и отработодателя и от работников одновременно.

Согласност. 384 ТК РФ работодатель и представительный орган работников, получившиепредложение в письменной форме о создании КТС, обязаны в десятидневный срокнаправить в нее своих представителей. Представители работодателя назначаютсяприказом.

Представителисо стороны работников в соответствии со ст. 384 ТК РФ могут избираться общимсобранием (конференцией работников) или делегироваться представительным органомработников с последующим утверждением на общем собрании (конференцииработников). Более распространен первый способ.

Письменнаяформа для обращения к другой стороне о создании КТС установлена ст. 384 ТК РФ.Отказ работников от предложения работодателя создать КТС не влечет ответственностипо нормам российского права. Но за уклонение работодателя от создания КТСпредусмотрена административная ответственность согласно ст. 5.27 КоАП РФ.

Трудовойкодекс РФ не содержит требований к количеству членов КТС. Данные вопросырешаются по согласованию сторон, но от работодателя и работников должно бытьвыдвинуто равное число представителей (ст. 384 ТК РФ).

Порешению общего собрания работников КТС могут быть образованы в структурныхподразделениях организации для рассмотрения трудовых споров в пределахполномочий этих подразделений. Такие КТС образуются и действуют на тех жеоснованиях, что и КТС организации (ч. 3 ст. 384 ТК РФ)

Обратитевнимание, что согласно ч. 4 ст. 384 ТК РФ организационно-техническоеобеспечение деятельности КТС (выделение помещения, пригодного для проведениязаседаний КТС, оборудованного мебелью, оргтехникой, канцелярскимипринадлежностями) осуществляется работодателем.

В силуупомянутой статьи КТС должна также иметь печать для заверения решений,удостоверений и других документов. Поскольку вся организационная и техническаячасть деятельности комиссии возложена полностью на работодателя, им же ирешается вопрос по изготовлению печати.

Изготовлениештампов для КТС (в частности, штампа с отметкой о регистрации заявления КТС, штампас Ф.И.О. председателя комиссии и т.п.) законодателем не предусмотрено, но и незапрещено.

СозданиеКТС в структурных подразделениях также подразумевает организацию работодателемсоответствующих условий для функционирования данных комиссий.

В соответствиис ч. 5 ст. 384 ТК РФ члены КТС избирают из своего состава председателя,заместителя председателя, секретаря комиссии. Процедура избрания данных лиц, ихфункции Трудовым кодексом РФ не регламентированы. Данные вопросы предстоитрешить КТС.

Такимобразом:

— КТСявляется органом по разрешению разногласий, который действует на локальномуровне (ст. 384 ТК РФ);

— нормамиТК РФ деятельность КТС регулируется не полностью, необходимо ряд вопросов пофункционированию КТС урегулировать в локальном порядке (ст. 384 ТК РФ);

— КТСмогут быть образованы как на постоянной основе, так и на временной дляразрешения конкретных споров (ч. 3 ст. 384 ТК РФ);

— КТСможет быть создана не только в организации, но и в структурных подразделенияхорганизации;

-инициатором КТС может быть как работодатель, так и работники или работодатель иработники (ч. 3 ст. 384 ТК РФ);

— КТСобразуется из равного числа представителей от работников и работодателя (ч. 1ст. 384 ТК РФ);

-представители работников избираются на общем собрании (конференции) илиделегируются представительным органом с последующим утверждением на общемсобрании (конференции) работников организации (ч. 2 ст. 384 ТК РФ);

-представители работодателя назначаются в комиссию приказом (или распоряжением)руководителя организации (ч. 2 ст. 384 ТК РФ);

— КТСизбирает из своего состава председателя, заместителя председателя, секретарякомиссии (ч. 5 ст. 384 ТК РФ);

-организационно-техническое обеспечение деятельности КТС осуществляетсяработодателем (ч. 4 ст. 384 ТК РФ);

— КТСкомпетентна вынести решение по существу спора (ст. ст. 385 — 388 ТК РФ);

— КТСдолжна иметь свою печать (ч. 4 ст. 384 ТК РФ);

-инициатором обращения в КТС может быть только работник (ст. 386 ТК РФ);

— вслучае неисполнения решения КТС выдает работнику удостоверение, являющеесяисполнительным листом (ст. 389 ТК РФ).

2. Особенности обращения вКТС и ее компетенция

Рассмотрениетрудового спора в КТС представляет собой самостоятельный способ разрешенияиндивидуального трудового спора.

КТС неявляется первым и обязательным этапом рассмотрения индивидуального спора.Работник согласно п. 2 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 «Оприменении судами Российской Федерации Трудового кодекса РоссийскойФедерации» вправе по своему усмотрению выбрать способ разрешения трудовогоспора и решить, обратиться ему в КТС или в суд.

Тем неменее, в соответствии с буквальным толкованием ч. 2 ст. 385 ТК РФ, прежде чемобратиться в КТС, работнику необходимо принять меры к урегулированиюразногласий путем непосредственных переговоров с работодателем. Подробней обэтом см. Особенности проведения непосредственных переговоров между работником иработодателем в целях урегулирования индивидуального трудового спора настоящегоматериала.

ОднакоКТС не может отказать работнику в рассмотрении трудового спора, если онобратился в комиссию, минуя стадию урегулирования разногласий путемпереговоров. В Трудовом кодексе РФ нет норм, препятствующих этому.

Согласност. 386 ТК РФ работник может обратиться в КТС в трехмесячный срок со дня, когдаон узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Исчисление сроканачинается со следующего дня после того, как работнику стало известно онарушении его права. Срок исчисляется в календарных днях, в него включаются инерабочие дни. Работник может обратиться в КТС с просьбой восстановитьпропущенный по уважительной причине срок. Восстановив срок, КТС в этом жезаседании рассматривает трудовой спор по существу. Если КТС не восстанавливаетсрок, то трудовой спор снимается с рассмотрения.

Такимобразом, право на обращение в КТС зафиксировано лишь за одной стороной трудовыхотношений — работником, который вправе составить заявление по существуразногласия и направить его в КТС. Работодатель лишен возможности инициироватьзащиту своих прав и интересов в КТС.

См.образец составления заявления.

КТСрассматривает все индивидуальные споры, за исключением тех, для которыхТрудовым кодексом РФ и иными федеральными законами установлен другой порядок ихрассмотрения (ст. 385 ТК РФ). В соответствии со ст. 391 ТК РФ судебный порядокустановлен для разрешения следующих категорий споров:

— овосстановлении работника на работе;

— обизменении даты и формулировки причины увольнения;

— опереводе на другую работу;

— обоплате времени вынужденного прогула;

— овыплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы;

— онеправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защитеперсональных данных работника.

ВТрудовом кодексе РФ не указана возможность обращаться в инспекцию труда за защитойправ по данным категориям дел. Однако в силу ст. 357 ТК РФ государственныеинспекторы труда вправе выдавать предписания об устранении нарушений трудовогозаконодательства и тем самым способствовать устранению разногласий и по даннымкатегориям дел.

Всудебном порядке также рассматриваются споры и по заявлению работодателя овозмещении работником ущерба, причиненного работодателю, если иное непредусмотрено федеральным законом. Все споры лиц, работающих по трудовомудоговору у работодателей — физических лиц также подлежат разрешению в судеобщей юрисдикции (ст. 391 ТК РФ). В судебном порядке должны рассматриватьсятакже споры об отказе в приеме на работу и обращении лиц, считающих, что ониподверглись дискриминации (ст. 391 ТК РФ).

КТСвправе разрешать все иные споры, не попадающие в список, установленный ст. 391ТК РФ. Это могут быть споры об оплате сверхурочных работ, выплате премий,доплате за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностейвременно отсутствующего работника без освобождения от основной работы; споры обобоснованности применения дисциплинарных взысканий в виде замечания, выговора;споры о правомерности изменения работодателем условий трудового договора идругие категории споров.

Обратитевнимание, что данные категории споров по желанию работников могут бытьпредметом и судебного рассмотрения (ст. 3 ГПК РФ). Иначе нарушаетсяконституционный принцип, гарантирующий право на судебную защиту (ст. 46Конституции РФ).

Буквальноетолкование норм Трудового кодекса РФ позволяет сделать вывод о том, чтокомпетенция судов и КТС различна. Однако по данному вопросу на практикесуществует две противоположные позиции. Согласно первой КТС вправерассматривать только споры, которые не отнесены к подведомственности суда.Вторая позиция основывается на том, что в договорном порядке (с учетомдобровольного волеизъявления сторон) стороны вправе изменять подведомственностьспоров. Такая позиция допускает в альтернативном, добровольном порядкеурегулирование большинства конфликтных ситуаций. Вывод о возможности расширениякомпетенции КТС основывается и на положениях гражданского процессуальногозаконодательства, регулирующего вопросы договорной подсудности. В связи с темчто трудовые споры не относятся к исключительной подсудности, делается вывод овозможности изменять подведомственность в договорном порядке, заключаясоответствующее соглашение. В такой ситуации стороны разногласия сами наделяютКТС дополнительными полномочиями по разрешению их спора.

Обе точкизрения обоснованы и имеют свое право на существование. Однако расширятькомпетенцию КТС допустимо только в случае, если отсутствуют условия,ограничивающие права или снижающие уровень гарантий работников по сравнению снормами, установленными трудовым законодательством.

3. Процедура рассмотренияспора в КТС

Процедурарассмотрения ИТС в КТС — это установленная для КТС форма разрешения ИТС,начиная с подачи и принятия заявления по спору и заканчивая вынесением иисполнением решения.

Основныеправила рассмотрения индивидуальных споров в КТС определены ст. 387 ТК РФ. Вчасти, не урегулированной нормами Трудового кодекса РФ, организация должнасогласовать данную процедуру отдельным актом, например Положением о КТС.

НормамиТрудового кодекса РФ предусмотрена обязательная процедура регистрации заявленияработника (ст. 387 ТК РФ), которая по правилам делового оборота предполагаетследующие действия: отметить на заявлении работника должность и Ф.И.О. лица,которое приняло заявление, поставить подпись этого лица, указать дату. Поэтомуработнику необходимо оформить заявление КТС в двух экземплярах: один подается вКТС, другой работник оставляет у себя с отметкой о регистрации.

Длярегистрации заявлений в КТС заводится специальный журнал, в которыйрекомендуется вносить следующие сведения по спору:

— порядковыйномер заявления,

— датапоступления заявления,

— Ф.И.О.,должность, профессия или специальность работника,

— предметспора,

-требования работника,

— датаназначения заседания КТС (дата переноса рассмотрения заявления и т.д.).

Поусмотрению членов КТС в журнал могут вноситься и другие сведения.

Характерданных сведений помогает осуществлять подготовку к заседанию КТС и отслеживать»судьбу» спора. Информация о дате поступления заявления обязательнодолжна фиксироваться в журнале, что позволяет контролировать соблюдение сроковрассмотрения дела. КТС обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор втечение десяти календарных дней со дня подачи работником заявления (ч. 2 ст.387 ТК РФ). Заседание КТС должно проводиться в нерабочее время, поскольку трудовоезаконодательство не предусматривает освобождения работника от выполнениятрудовых обязанностей в период проведения заседания КТС. По общему правилу,установленному ч. 3 ст. 387 ТК РФ, спор в КТС рассматривается в присутствииработника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя.Полномочия представителя должны быть подтверждены письменно или устно назаседании самим работником. В отсутствие работника (или его представителя) спорможет быть рассмотрен только при условии, что от работника поступило письменноезаявление о рассмотрении спора в его отсутствие. Если заявление не поступило, аработник на заседание КТС не явился, то рассмотрение трудового спораоткладывается. В случае вторичной неявки без уважительных причин работника илиего представителя КТС может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения.Это не лишает работника права повторно подать заявление о рассмотрениитрудового спора в пределах трехмесячного срока со дня, когда он узнал илидолжен был узнать о нарушении своего права (ст. 387 ТК РФ). В случае неявкипредставителя работодателя на заседание КТС рассмотрение спора неоткладывается. Трудовой кодекс РФ не содержит норм об этом.

КТС имеетправо вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов, истребоватьдокументы от работодателя (ст. 387 ТК РФ). Такими документами могут бытьштатное расписание, сведения о заработной плате работника, графики работы идругие документы в зависимости от предмета спора.

ЗаседаниеКТС считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов,представляющих работников, и не менее половины членов, представляющихработодателя (ч. 5 ст. 387 ТК РФ).

Назаседании КТС ведется протокол, который подписывается председателем комиссииили его заместителем и заверяется печатью комиссии. В протоколе должны бытьзафиксированы:

— датапроведения заседания;

-сведения о явке работника, работодателя, свидетелей, специалистов;

-заявления, сделанные работником;

-представленные письменные доказательства и т.д.

Закон непредусматривает специальной формы протокола, поэтому она может бытьпроизвольной. По аналогии с процессом в суде общей юрисдикции работник в целяхзащиты своих прав может вести аудиозапись. Нормами Трудового кодекса РФ этотвопрос прямо не урегулирован, но он может быть решен в рамках локальногорегулирования (ст. 8 ТК РФ).

Алгоритмпринятия решения КТС может быть проиллюстрирован следующим образом. Наподготовительном этапе устанавливается правомочность состава КТС и наличиекворума. Затем проверяется явка сторон спора, свидетелей и других лиц,привлекаемых к разрешению спора. После этого определяется подведомственностьспора КТС. На следующем этапе заслушиваются позиции сторон спора, выступленияспециалистов (в случае их участия в процессе), показания свидетелей, исследуютсяписьменные материалы по делу. После этого члены КТС выявляют юридическизначимые обстоятельства по делу, проверяют доказанность и обоснованностьзаявленных требований работником. Затем КТС принимает решение, которое вдальнейшем подписывается председателем КТС (или его заместителем) и заверяетсяпечатью комиссии.

Трудовойкодекс РФ подробно не регулирует процедуру рассмотрения ИТС в КТС, предоставляясторонам возможность разрабатывать конкретные варианты урегулирования споров врамках организаций. На практике работодателями утверждаются различные локальныенормативные акты, например: «Положение о комиссии по трудовымспорам», «Устав комиссии по трудовым спорам», «Регламенткомиссии по трудовым спорам» и подобные акты. Данные акты должны бытьприняты по согласованию с представительным органом работников в порядке,установленном ст. 372 ТК РФ.

4. Порядок вынесениярешения КТС

Трудовойкодекс РФ не содержит норм об извещении сторон спора о проведении заседанияКТС. Однако предполагается, что о дате и времени заседания КТС работник иработодатель должны быть извещены надлежащим образом. В некоторых организацияхпрактикуется вручение сторонам извещений о проведении заседаний.

См.образец составления уведомления.

Послерассмотрения спора комиссией принимается решение по существу спора.

Всоответствии с ч. 1 ст. 388 ТК РФ решение принимается тайным голосованиемпростым большинством голосов присутствующих на заседании членов КТС. Тайнаголосования обеспечивается выдачей членам КТС бюллетеней, которые затем подсчитываются.

Трудовойкодекс РФ содержит ряд требований к оформлению решения КТС. Так, в нем должныбыть указаны:

-наименование организации либо Ф.И.О. работодателя — индивидуальногопредпринимателя, а в случае, когда индивидуальный трудовой спор рассматриваетсяКТС структурного подразделения организации, — наименование структурногоподразделения;

— Ф.И.О.,должность, профессия или специальность обратившегося в комиссию работника;

— датыобращения в комиссию и рассмотрения спора, существо спора;

— Ф.И.О.членов комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании;

— сутьрешения и его обоснование (со ссылкой на закон, иной нормативный правовой акт);

-результаты голосования.

РешениеКТС должно быть законным, обоснованным и мотивированным. Выводы по предмету спорадолжны подтверждаться доказательствами и должны быть основаны на нормахТрудового кодекса РФ и иных нормативных актах, включая локальные.

В описательной части решения должныфигурировать:

-наименование организации, в которой действует КТС;

— фамилиичленов КТС и других лиц, участвующих в заседании;

— фамилияработника, обратившегося в КТС;

— датаобращения в КТС;

— датапроведения заседания;

— предметтрудового спора;

-результаты голосования.

Мотивировочная часть решения должнаотражать:

— выводыпо предмету спора, основанные на законодательстве;

— ссылкина соответствующие нормы трудового права.

Резолютивная часть решения должнаотражать:

— сутьрешения;

-описание конкретных нарушений прав работника;

-указание конкретных сумм, подлежащих выплате (если они фигурируют в предметеспора);

— другиевопросы по предмету спора.

Резолютивнаячасть должна быть сформулирована в обязывающей форме: например, обязатьработодателя отправить работника на повышение квалификации с 11.02.2013 по25.02.2013 в Центр повышения квалификации «Карьера».

В течениетрех дней со дня принятия решения КТС работнику (его представителю) иработодателю (его представителю) вручаются копии решения (ч. 3 ст. 388 ТК РФ).Копии должны быть надлежащим образом оформлены — подписаны председателемкомиссии или его заместителем и заверены печатью КТС. Получив копию решенияКТС, любая из спорящих сторон может обжаловать его в суд в десятидневный сроксо дня вручения копии (ч. 2 ст. 390 ТК РФ).

5. Порядок обжалованиярешения КТС и перенесение рассмотрения спора в суд общей юрисдикции

Статья390 ТК РФ устанавливает два случая, когда спор может оказаться предметомсудебного разбирательства. Первый — ИТС не был рассмотрен КТС в десятидневныйсрок. В таком случае работник имеет право перенести спор в суд. Доказательствомнесвоевременного рассмотрения трудового спора может служить выписка из журналарегистрации заявлений, которую члены КТС обязаны выдать работнику, заверив ееподписью и печатью.

Необходимообратить внимание, что возможность обращения работника в суд такжеограничивается трехмесячным сроком, исчисляемым со дня, когда работник узналили должен был узнать о нарушении своего права. Обращение в КТС входит в срок,предоставляемый на защиту прав, и сокращает его, несмотря на то, что спор так ине был рассмотрен. В случае пропуска по уважительным причинам установленногосрока суд может восстановить этот срок и рассмотреть ИТС по существу. Вкачестве уважительных причин могут расцениваться обстоятельства,препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд(например, болезнь, нахождение в командировке, невозможность обращения в судвследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода затяжелобольными членами семьи и другие причины).

Второйслучай: одна из сторон спора — работник или работодатель — не согласна срешением КТС. В ч. 1 ст. 391 ТК РФ право на обжалование решения КТС такжепредоставлено профессиональному союзу, защищающему интересы работника, если онне согласен с решением КТС, и прокурору.

Важно!Прокурор вправе обжаловать решение КТС, если оно не соответствует трудовомузаконодательству и иным актам, содержащим нормы трудового права. Прокурорвправе предъявлять и поддерживать в суде иск в интересах лица, не способного посостоянию здоровья, возрасту или иным причинам лично отстаивать свои интересы(ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуреРоссийской Федерации», ст. 45 ГПК РФ).

РешениеКТС может быть обжаловано в суд в десятидневный срок со дня вручения копиирешения, которая прилагается к исковому заявлению (ч. 2 ст. 390 ТК РФ). Решениеможет быть обжаловано как полностью, так и частично.

Наосновании ст. 393 ТК РФ работник при обращении в суд с жалобой на решение КТСосвобождается от судебных расходов вне зависимости от того, в чью пользу будетвынесено решение.

Обращаемвнимание на то, что в настоящее время в Трудовом кодексе РФ используется термин»обжалование» решения КТС.

Однако,поскольку КТС не входит в систему судов общей юрисдикции и суд не имеетнадзорных и контрольных полномочий по отношению к КТС, то правильнее было быопределить термин как «оспаривание» решения КТС. Суд не вправеизменять или отменять решение КТС. Он лишь вправе проверить законность иобоснованность решения КТС и в случае нарушений вынести новое решение посуществу спора.

Федеральнымзаконом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»предусмотрена возможность государственного принуждения к исполнению вступившегов законную силу решения КТС. Если решение не было исполнено сторонами в добровольномпорядке в течение трех дней, по истечении десяти дней, предусмотренных наобжалование (ст. 389 ТК РФ), комиссия выдает работнику удостоверение,являющееся исполнительным документом (ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», далее — Закон N 229-ФЗ).Удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам, могут быть предъявленык исполнению в течение трех месяцев со дня их выдачи (ст. 21 Закона N 229-ФЗ).

Согласност. 389 ТК РФ работник может обратиться в КТС за удостоверением в течениеодного месяца со дня принятия решения. Удостоверение не выдается в случаеперенесения трудового спора в суд.

Принудительноеисполнение возлагается на Федеральную службу судебных приставов и еетерриториальные органы. Непосредственным осуществлением функций попринудительному исполнению решения КТС занимаются судебные приставы -исполнители структурных подразделений территориальных органов Федеральнойслужбы судебных приставов (ст. 5 Закона N 229-ФЗ).

Такимобразом, исполнение решений КТС может осуществляться в добровольном ипринудительном порядке.

Добавить комментарий