Психологическое здоровье в школе

Мастер — класс

Метелкина Татьяна Николаевна

ст. преподаватель КГПУ г. Красноярск

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ УЧЕНИКОВ И ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧИТЕЛЯ

Л___________________________________________г

Аннотация. Автор рассматривает проблему психологического здоровья школьников, выделяя критерий динамического равновесия между индивидом и средой — гармонию между ребенком и социумом, фиксирует в процессе проведения исследований наличие у школьников состояния эмоционального дискомфорта, связанного со страхами ситуации проверки знаний, выявляет влияние личностных особенностей учителя на сохранение здоровья учащихся.

Ключевые слова: психологическое здоровья школьников, личностные особенности учителя, эмоциональный дискомфорт, тревожность, исследование психологического здоровья школьников.

В обществе существует устойчивый стереотип, редко озвучиваемый в научных исследованиях: учитель может быть добрым или злым, может любить, а может либо ненавидеть, либо оставаться равнодушным к детям. Чаще внимание обращается на уровень профессионализма, служащий основной оценкой его статуса в глазах администрации школы. Но родители, отдавая ребенка в школу, в первую очередь узнают, что же это за человек, кто она, их будущая учительница?

А между тем, ухудшение состояния здоровья детей прослеживается от начала обучения школе к его концу, то есть процесс обучения в школе является фактором риска для здоровья учащихся. Стремительно увеличивается число функциональных нарушений и хронических заболеваний. Половина детей школьного возраста 7-9 лет и более 80% старшеклассников имеют хронические болезни. По данным Института Возрастной физиологии РАО, около 20% детей приходящих в школу детей, имеют нарушения нервно-психического здоровья пограничного характера, а к концу первого класса их число увеличивается до 60-70% .

Термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон И. В. Дубровиной. Сегодня проблема психологического здоровья является актуальной и разрабатывается рядом исследователей (И. В. Дубровина, 2000; О. В. Хухлаева, 2001; И. Н. Гурвич, 1999; В. А. Ананьев,1998; А. М. Степанов, 1994; Г. С. Никифоров, 2003; В. Э. Пахальян, 2002 и др.)

В уставе ВОЗ предлагается понимать здоровье как «… состояние полного физического, духовного и социального благополучия». В психологии здоровья многие авторы придерживаются системного подхода

к его рассмотрению (О. С. Васильева, Ф. Р Филатов, 2003 и др.). В самом общем приближении выделяют биологический, психологический и социальный уровни функционирования. Рассматривая здоровье человека, исследователи на биологическом уровне ищут механизмы, обеспечивающие нормальную его жизнедеятельность; на психологическом уровне рассматривают понятие «здоровой личности» и условий ее формирования; на социальном уровне делают акцент на полноценном выполнении человеком своих социальных функций .

По мнению И. В. Дубровиной, психологическое здоровье — это прижизненное образование, основу которого составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза .

Широко распространено понимания психологического здоровья в рамках адаптационного подхода (О. В. Хухлаева, 2001; Г. С. Никифоров, 2003 и др.). В данном подходе здоровый человек — это успешно адаптирующийся и имеющий гармоничные отношения с окружающими. По мнению О. В. Хухлаевой, понимая психологическое здоровье как наличие динамического равновесия между индивидом и средой, следует считать его критерием гармонию между ребенком и социумом. В этой связи ею выделяются уровни психологического здоровья: высший — креативный, с наличием устойчивой адаптации и активным творческим отношением к действительности; дезадаптивный — дети с нарушением регулятивных процессов, с нарушением баланса «ребенок-общество», средний — адаптивный, на котором дети в целом адаптированы к социуму, но могут проявлять признаки дезадаптации в отдельных сферах, повышенную тревожность .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эксперимент и инновации в школе 2012/1

Мастер — класс

В отечественном психолого-педагогической литературе можно выделить несколько подходов в понимании тревожности. Некоторые исследователи рассматривают тревожность преимущественно в рамках стрессовых ситуаций, как временное отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в трудных, угрожающих, необычных условиях. Ряд ученых рассматривают тревожность как социально-обусловленное свойство личности .

В этом же аспекте анализирует тревожность В. Р Кисловская. Она делает вывод о том, что «… тревожность в очень значительной мере является функцией социального общения» .

А. М. Прихожан указывает, что тревожность -это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное (психическое)состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темпераметра . По определению Р С. Немова, «тревожность — постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях» .

Таким образом, понятием «тревожность» психологи обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску. Исследования последних лет показали, что психические состояния, (в том числе и тревожность), в существенной мере влияют на протекание психических процессов, на успешность деятельности и поведения, на физическое и психическое здоровье .

По мнению В. С. Мухиной, Л. Ф. Обуховой, если в дошкольном детстве социум для ребенка был представлен в основном семьей, то с началом школьного обучения главным для него становиться школа. Ребенок начинает функционировать в новой социальной роли, погружается в ситуацию регулярного взаимодействия с педагогом. .

Педагог, как главный субъект образовательного процесса, является уже сформировавшейся личностью, обладающей определенными стилевыми особенностями профессиональной, (педагогической) деятельности и педобщения .

В данной работе анализируется устойчивые свойств личности педагога: характер, его акцентуации, стилевые профессиональные особенности, с одной стороны и психическое состояние повышенный тревожности у учеников его класса, как свидетельства недостаточной гармонии между ребенком и социумом, состояния эмоционального неблагополучия, а значит и возможного нездоровья.

Методика. Исследование было организовано поэтапно. Опытно-экспериментальная базой исследования стали девять школ г. Красноярска. Педагоги

и учащиеся вторых классов обследовались на момент окончания адаптационного периода.

На первом этапе было проведено обследование учителей, преподающих в этих классах. Исследовались профессиональные стили: стиль педагогической деятельности, стиль педагогического общения, стиль обучения и мышления .

Индивидуальные различия мотивации психологической активности личности рассматривались по соотношению экстернальности и интернально-сти .

Использовался опросник «Локус контроля» с формой бланка ответов по шкале Д. Б. Роттера .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дифференциальный подход в исследовании индивидуальных свойств личности, характера, его акцентуаций реализовался с помощью 16-факторного личностного опросника Р Б. Кеттела (16-FPQ-187-A) и адаптированного характерологического опросника К. Леонгарда-Г. Шмишека . Проведена математическая обработка данных.

На втором этапе был проведено тестирование с целью определения уровня тревожности и выявление факторов, вызывающих тревожность учащихся вторых классов и процентного веса каждого из них. Выбор вторых классов был обусловлен тем, что второй год обучения соответствует началу наиболее стабильного периода между 7 и 10 годами жизни ребенка. В исследовании использовался тест школьной тревожности Филлипса .

После математический обработки были получены данные, указывающие на процентное количество детей в классе с повышенным уровнем тревожности по каждому из восьми факторов (синдромов), лежащих в основе тревожности младших школьников. Литера класса и номер школы были распределены порядке возрастания величины количества высокотревожных детей (в%) по каждому синдрому отдельно. Далее мы сопоставили данные педагогов с полученной ранговой шкалой по каждому синдрому отдельно. Нашей целью было выявление индивидуальных различий в свойствах личности, в акцентуации её характера, в локусе контроля, а также в стилевых профессиональных особенностях педагогов, в классах которых максимальное и минимальное количество детей с высокой тревожностью по каждому из восьми синдромов (согласно тесу Филлипса).

Результаты. В исследовании было установлено следующее. Согласно тесу Филлипса синдромы, лежащие в основе тревожности детей в школе представлены следующими характеристиками: 1.Общая тревожность в школе; 2. Переживание социального стресса; З.Фрустрация потребности в достижении успеха; 4. Страх самовыражения; 5. Страх ситуации проверки знаний; б.Страх не соответствовать ожиданиям окружающих; 7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу; 8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями. Согласно ранее полу-

Эксперимент и инновации в школе 2012/1

Мастер — класс

ченным нами данным (трехлетнего исследования детей начальных классов г Красноярска, всего около 550 человек) 4,5,6 синдромы были основными факторами, вызывающими высокий уровень тревожности.

Распределение факторов вызывающих тревожность (согласно тесту Филлипса) по среднему значению:

Ось абсцисс: шкала среднего значения. Ось ординат: факторы, вызывающие тревожность. 1 — страх ситуации проверки знаний (5) — 17; 2 — страх самовыражения (4) — 14; 3 — страх не соответствовать ожиданиям окружающих (6) — 11; 4 — общая тревожность в школе (1) — 5,6; 5 — низкая физиологическая сопротивляемость стрессу (7) — 5; 6 — проблемы и страхи в отношениях с учителями (8) — 4; 7 — фрустрация потребности в достижении успеха (3) — 3,8; 8 — переживание социального стресса (2) — 3,4.

Таким образом, речь идет о страхах, возникающих на территории «ребенок и социум», в момент протекания взаимодействия, выстраивания взаимоотношений между учеником и социумом, ведущим представителем которого является педагог. Согласно мнению В. С. Мухиной, учитель начальной школы, оценивая достижения младшего школьника, формирует его учебную деятельность, освоение социальной роли «ученика», опосредованно развивает личностные качества, включая самоотношение, самооценку и так далее. При этом, если возникновение страха ситуации проверки знаний логично было бы объяснить технологическими недостатками, то страх самовыражения и страх не соответствовать ожиданиям именно при коммуникации в связке «ученик -учитель».

Полученные по вторым классам данные подтвердили эту тенденцию. Наблюдается по 4,6,5 фактору наибольшее количество детей с высокой тревожностью (86%,91%,96% соответственно), в отличие от оставшихся факторов, где количество высокотревожных детей не превышало 52-70%.

Анализ полученных данных педагогов в классах, где наблюдалось наибольшее количество детей по каждому из восьми синдромов, показал следующие особенности.

Показатели педагога, вызывающего у наибольшего количества детей страх ситуации проверки знаний (96%) оказались идентичными с показателями педагога, провоцирующими наибольшее количество детей с проблемами и страхами, связанными с переживанием социального стресса (68%). Это левополушарный демократ с РИС, интернальным локусом контроля с дистимическим типом акцентуации, с низкими стенами по фактору B, F, LMQ4.F1, F2 и высокими по факторам G, NQ1, Q3.

В классе, где 91% детей испытывают страх не соответствовать ожиданиям окружающих, у педагога отмечены следующие особенности. Это правополушарный демократ с ЭМС, с интернальным локусом контроля, с аффективно-лабильным типом акцентуации характера, с низкими показателями по фактору Q2, L, и высокими по факторам: E, H, J, M, F2, F3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатели педагога в классе которого 86% детей испытывают страх самовыражения, совпали с данными педагога, в классе которого наибольшее количество детей, испытывающих общую тревожность связанную со школой (76%) и детей испытывающих проблемы и страхи связанные с учителями (71%). Это левополушарный демократ с ЭМС, экстернальным локусом контроля, с застревающим типом акцентуации, с низкими стэнами по фактору A, C, E, G, H, M, Q1, Q3, F2 и высокими по факторам L, N, O, Q2, Q4, F1, F3.

В классе, где 63% детей испытывают общую тревожность в связи с низкой физиологической сопротивляемостью стресса, у педагога отмечены следующие особенности. Это правополушарный демократ с ЭМС и РИС, с экстернальным локусом контроля, с гиперим-ным типом акцентуации, с низкими стэнами по фактору M, Q4, F1, и высокими по факторам A, B, G, J, N, Q1, Q3.

В классе, где 52% детей испытывают общую тревожность связанную фрустрацией потребностей достижения успеха, у педагога отмечены следующие особенности. Это правополушарный демократ с ЭМС, с интернальным локусом контроля, с педантичным типом акцентуации, с высокими стэнами по факторам G, H, L, F2.

В классе, где нет детей переживающих социальный стресс (0%), отсутствует фрустрация потребности достижения успеха (0%), наименьшее количество учеников, испытывающих проблемы и страхи в отношениях с учителями (17%), страх не соответствовать ожиданиям окружающих (28%), страх самовыражения (39%), и страх ситуации проверки знаний (61%) показатели педагога оказались идентичными. Это правополушарный демократ, с ЭМС педагогической деятельности, с интернальным локусом контроля, с демонстративным типом акцентуации характера, с низкими стенами по тесту Кеттела: по факторам: Q4, F3 и высокими по факторам: G, H, J, L, N, Q2, Q3.

Эксперимент и инновации в школе 2012/1

Мастер — класс

В классе, где наименьшее количество детей (17%) с низкой физиологической сопротивляемостью стрессу, у педагога отмечены следующие особенности. Это правополушарный демократ с ЭМС, с интернальным локусом контроля, с аффективно-лабильным типом акцентуации характера, с низкими показателями по фактору Q2, L, и высокими по факторам: E, H, J, N, F2, F3. При этом этот же показатели педагога отмечаются в классе, где наибольшее количество детей со страхом не соответствовать ожиданиям окружающих.

В классе, где наименьшее количество детей (38%) с общей тревожностью в школе, педагог левополушарный либерал с ЭМС, с экстернальным локусом контроля, с педантичным типом акцентуации характера, с низкими показателями по фактору E, F, М и высокими по факторам:, G, N, Q2, Q3.

Тенденции изменений стиля педагогического общения не выявлено. У всех педагогов отмечается демократический стиль общения. Из четырех стилей педагогической деятельности представлены эмоционально-методический и рациональнорассуждающий, при этом эти стили присутствуют во всех восьми факторах, вызывающих тревожность. Устойчиво менялись личностные характеристики педагога и стили обучения и мышления, зависящие от психофизиологических особенностей. Таким образом, можно предположить, что возникновение того или иного страха, а также степень выраженности тревожности, с ним связанного зависит от комплексного и взаимодополняющего сочетания личностных особенностей педагога (от выраженности экстернальности и интерналь-ности в мотивационной сфере, от акцентуации характера и индивидуальных различий личностных свойств).

Выводы. Если понимать психологическое здоровье как наличие динамического равновесия между индивидом и средой, следует считать его критерием гармонию между ребенком и социумом (Хухлаева Р С.). Наличие достаточно высокого процентного количества детей с высоким уровнем тревожности, связанной со страхами ситуации проверки знаний, самовыражения, несоответствия ожиданиям окружающих свидетельствует о тенденции нарушения «гармонии равновесия между ребенком и социумом». Следовательно, следует предполагать, что учащихся будут возникать проблемы в психологическом, а в дальнейшем и в психическом здоровье, как состоянии благополучия. Данное предположение и подтверждается данными статистики.

Для ученика начальной школы главной фигурой того социума, в который попадает ребенок с началом обучения, является педагог. Тенденция изменений профессионально-стилевых особенностей педагога в связи с возникновением различных синдромов, вызывающих тревожность не выявлено. Устойчиво менялись индивидуальные различия, связанные с личностными и психофизиологическими свойствам учителя. Это указывает на необходимость более пристального внимания не только к формированию педагогических функций и умений, но и личностным особенностями учителя.

Литература

1.Практическая психология в начальной школе. Овчаро-ва Р В. М.: ТЦ «Сфера», 1996. — 240 с.

2.Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студ.сред. пед. учеб. заведений / Авт. — сост. Е. Е. Данилова; под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 160 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. Под ред. Дубровиной И. В. — Москва: Академия, 1995. — 168 с.

4.Настольная книга практического психолога / Рогов Е. И.: Учеб. пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. И доп. — М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998: — кн.2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. -480 с.: ил.

5.Практикум по психологии личности / О.П Елисеев. -2-е издание испр. и перераб. — СПб.: Питер, 2003. -512 с.

6.Возрастная психология / Обухова Л. Ф.: Учебник. — М., Российское педагогическое агенство.1996. — 374 с.

7.Мухина В. С. Возрастная психологии: Учебник для студ. Вузов. — 7-е изд. Стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 456 с.

8.Пахальян В. Э. Психопрофилактика и безопасность психологического здоровья детей // Прикладная писхология. — 2002. — № 5-6. — С.83-94.

9.Психология здоровья: Учебник для ВУЗов / Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб.: Питер, 2003. — 607 с.

10.Хухлаева О. В. Формирование психологического здоровья у школьников: Автореф. дис…. докт. психол. наук. М., 2001. — 42 с.

11.Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. -1998. — № 2.

12.Немов Р. С. Психология: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — кн. 3:- 3-е изд. — М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998. — 632 с.

13.Зимняя И. А. Основные линии психического развития ребенка // Эксперимент и инновации в школе. — 2010. -№ 2.

14.Зимняя И. А. Учебная деятельность — специфический вид деятельности // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2009. — № 6.

Эксперимент и инновации в школе 2012/1

Здоровье детей ухудшается во время обучения в школе: если в первом классе к абсолютно здоровым могут быть отнесены 4,3 процента обучающихся, то к концу обучения — практически никто. Такие данные получили специалисты из Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей при Минздраве России после наблюдения за самочувствием 426 учеников из четырёх школ Москвы. В общей сложности было проведено более 25 тысяч врачебных осмотров.

В частности, авторы исследования указали, что за 11 лет школьной жизни распространённость функциональных отклонений у детей возросла почти на 15 процентов, а хронические заболевания стали диагностироваться на 52,8 процента чаще.

Мальчики и юноши чаще всего страдают такими заболеваниями, как язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, ожирение, плоскостопие, бронхиальная астма и гипертония. Девочки и девушки — дефицитом массы тела, неврозами, близорукостью. С психологической точки зрения наиболее напряжённым периодом обучения для мальчиков признаны 1-3-й классы и 11-й. Для девочек — 9-11-й классы.

«Тема здоровья школьников была одной из основных на больших парламентских слушаниях, которые прошли в Госдуме 24 июня этого года, — отметил в разговоре с «Парламентской газетой» первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин. — И в итоговых рекомендациях, которые приняла Госдума на пленарном заседании, есть предложение к Правительству РФ разработать в рамках национального проекта «Здравоохранение» отдельный федеральный проект, посвящённый здоровью школьников. Считаю, что это совершенно правильно».

По словам депутата, в настоящее время данные Минздрава, касающиеся физического здоровья школьников, существенно отличаются от данных академических институтов.

«Минздрав уверяет нас, что большинство школьников практически здоровы, а тяжёлых «хроников» у нас только 4 процента. В связи с этим, думаю, первое, что необходимо сделать, это Минздраву, Роспотребнадзору и академическим институтам совместно определиться, какова же реальная ситуация. С моей точки зрения, здоровье детей — и физическое, и психическое — непрерывно ухудшается», — указал Олег Смолин.

По мнению парламентария, ощутимый вклад в ухудшение здоровья учеников вносят школьные перегрузки. «В связи с этим представляется, что нужно внимательно посмотреть содержание школьного образования и сократить перегрузки, в том числе за счёт тех, без которых можно обойтись», — считает он.

Что касается психического здоровья учеников, то, по мнению Олега Смолина, одна из главных причин его ухудшения — крайне агрессивная социальная и информационная среда. Парламентарий напомнил: по данным ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» Минздрава России, сегодня дезадаптация в социуме наблюдается примерно у 30 процентов детей, из них примерно 60-70 детей — это дети с психическими отклонениями.

«Это связано в том числе с тем, что дети оказываются свидетелями сцен насилия, участниками жёсткой конкурентной борьбы, — пояснил Смолин. — Силами только образовательных организаций эту проблему не решить — даже если мы вернём во все школы психолога, то на такое количество детей с психическими аномалиями их явно не хватит».

По словам депутата, здоровье детей — «тема для комплексного исследования, а, главное, для комплексного принятия решения».

«Для начала я бы рекомендовал создать межведомственную группу или комиссию из представителей Минздрава, Минпросвещения, академических институтов, чтобы выработать общие рекомендации и наконец, создать федеральный проект, посвящённый здоровью школьников», — сказал он.

Со своей стороны, депутаты рассчитывают принять в осеннюю сессию законопроект, посвящённый школьной медицине. Данный документ был разработан группой парламентариев во главе с председателем Комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрием Морозовым.

«В частности, законопроект закрепляет обязанность родителей предоставить в образовательную организацию абсолютно точную и полную информацию о состоянии здоровья ребёнка. В случае если в школе такой информации нет, педагоги не могут создать особые условия для пребывания ребёнка, который в этом нуждается», — сказала первый заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья Наталья Санина.

Также, по словам депутата, данное требование позволит усовершенствовать порядок допуска школьников к занятиям физкультурой. «Это особенно важно, потому что в данном случае необходимо заключение медика — может ли ребёнок получать физическую нагрузку, как и все, или же для него физическая нагрузка должна быть особой», — уточнила она.

Ещё одно положение документа даст педагогам право оказывать первую медицинскую помощь.

Классный час «Психологическое здоровье класса».

Минина Г.Д.

классный руководитель

МБОУ «Гимназия №8

города Евпатории

Республики Крым»

13.02.2019 г.

Цель: формирование понятия «психологическое здоровье, «толерантность».

Задачи:

— закрепление понятия «толерантность»;

— развитие толерантного отношения к другим людям;

— содействие сплочению классного коллектива;

— развитие умения находить способы установления правильных взаимоотношений.

Форма мероприятия: беседа, работа в группах

Оформление: большие листы, карточки для работы в группах, рисунки воздушного шара записанными понятиями, «Памятки»; презентация.

Технические средства: компьютер, мультимедийный проектор.

  1. Вступительная беседа.

— Поздоровайтесь с гостями.

Подари улыбку.

— Подарите друг другу улыбку. Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в классе, в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. С помощью улыбки можно улучшить своё настроение и настроение окружающих. Улыбка имеет эффект зеркала. Улыбнись – и ты увидишь улыбку! Когда человек улыбается, в кровь поступают особые вещества – гормоны, которые отвечают за хорошее настроение, а значит, способствуют укреплению здоровья.

Посмотрите на ваши фото: на них вы улыбаетесь. И сейчас вы улыбнулись, лица ваши посветлели.

Улыбка открывает сердца и лечит душу. (Слайд 3)

Задание «Воздушный шар». (Слайд 4)

— Ребята, давайте представим такую ситуацию: вы отправляетесь в путешествие на воздушном шаре. Возьмите его изображение..

В шаре находятся понятия, прочитайте их (семья, карьера, здоровье, деньги, уважение, путешествия, дружба).

Шар перегружен, он падает, поэтому некоторый груз вам нужно выбросить за борт, потом вы его поднимите. А сейчас вам нужно оставить в шаре только 3 самых важных для вас понятия. Зачеркните остальные.

— Давайте посмотрим, что важно для вас. Я буду называть понятие, а вы поднимайте руку, если оно у вас не зачёркнуто.

— Итак, больше всего ценны для большинства ребят здоровье, … . (Слайд 5)

— Всем известна пословица: «Деньги потерял — ничего не потерял, время потерял — много потерял, здоровье потерял — всё потерял!» (Слайд 5)

— Почему так говорят? (Нездоровый человек не может жить полноценной жизнью, учиться, работать, радоваться жизни. Ему мешают боль и болезни.)

— Я думаю, что вы все хорошо знаете, что значит здоровый образ жизни, здоровое питание. Сейчас мы готовим классный час «Спорт в нашей семье» и готовим к нему выставку ваших работ. Но я с вами хотела бы сегодня поговорить еще об одной составляющей нашего здоровья — психологическом здоровье.

— Итак, тема классного часа «Психологическое здоровье класса». (Слайд 6)

Поставим перед собой цель узнать, что же такое «психологическое здоровье» и почему оно важно для коллектива.

  1. Работа по теме.

Работа над понятием «психологическое здоровье». (Слайд 7)

— Что же такое –»психологическое здоровье»?

Психологическое здоровье включает в себя: (Слайд 7)

— принятие себя (со всеми своими недостатками и достоинствами);

— принятие других (с их особенностями внешности и поведения);

— умение вести себя в разных коллективах;

— умение общаться с разными людьми;

— умение контролировать свои эмоции,

— умение анализировать свои поступки и проводить работу над ошибками.

Задание «Снежинка». (Слайд 8)

— Сейчас я предлагаю вам выполнить задание «Снежинка». У каждого из вас находится бумажная салфетка. Сложите её пополам и оторвите правый верхний уголок. Сложите еще раз пополам и оторвите правый верхний угол. Складывайте и отрывайте правый верхний уголок до тех пор, пока позволяет салфетка.

А теперь разверните салфетки и покажите друг другу.

— Что же у нас получилось? (У всех получились разные снежинки).

— А что это может значить? (Ответы детей)

— Вы правы, это значит, что мы с вами все очень разные, непохожие друг на друга не только внешне, но и отличаемся своими взглядами, поступками, мнением. И как нет двух одинаковых людей, так и наши снежинки получились все разные.

Но в то же время у людей есть очень много общего друг с другом. Вы большую часть времени проводите в школе, в общении друг с другом и вам, несмотря на все ваши различия, необходимо находить общий язык друг с другом. В этом вам может помочь очень важное и нужное качество, о котором я вам хочу сегодня напомнить.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ.

Физминутка.

Значение этого слова в разных языках, несколько отличается, но у всех этих определений есть общая мысль.

— в китайском – быть по отношению к другим великолепным;

— в арабском – милосердие, терпение, сострадание;

— в русском – умение принять другого таким, какой он есть.

Толерантность (от лат. «терпимость» — это отношение к другим людям как равным себе. «. (Слайд 9)

Толерантность — это милосердие, сострадание, уважение, доброта души, дружба.

— Как вы можете проявить толерантное отношение к однокласснику?

— Толерантность просто необходима! Каждый человек — это отдельный мир, со своими эмоциями и чувствами, удачами и неудачами. Мне бы очень хотелось, что бы вы относились друг к другу терпимее, не наносили боль и вред другим.

— Прочитайте стихотворение. (Слайд 10)

На огромной на планете очень разные есть дети:
Тихие и шумные, глупые и умные,
Есть худые, есть толстушки, молчуны и хохотушки.

Кто-то ростом невелик, кто-то слабый ученик.
У одних — большие ушки, у других — кругом веснушки.
Кто- то рыж, а кто-то бел, кто-то в играх неумел.

Ни над кем нельзя смеяться, никого нельзя дразнить.
Нужно очень постараться, словно братьев всех любить.
И тогда на белом свете так чудесно будет жить!

— Запомните это!

Работа в группе.

-А теперь поработаем в группах.

Из записанных на карточке качеств человеческой личности выберите те, которые, по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением. Запишите их в столбик на листе бумаги.

Класс делится на 5 групп. Группе выдается карточка с качествами личности.

Карточка 1.

Бессердечность, зазнайство, уважение, грубость, диалог, раздражение, конфликт, сострадание, скупость, ложь, доброта зависть, умение прощать, эгоизм.

Карточка 2.

Бессердечность, зазнайство, уважение, грубость, диалог, раздражение, конфликт, сострадание, скупость, ложь, доброта зависть, миролюбие, эгоизм.

Карточка 3.

Бессердечность, зазнайство, уважение, грубость, диалог, раздражение, конфликт, сострадание, скупость, ложь, , доброта, зависть, сотрудничество, эгоизм.

Карточка 4.

Бессердечность, зазнайство, уважение, грубость, диалог, раздражение, конфликт, сострадание, скупость, ложь, доброта зависть, милосердие, эгоизм.

Карточка 5.

Бессердечность, зазнайство, уважение, грубость, диалог, раздражение, конфликт, сострадание, скупость, ложь, , доброта, зависть, согласие, эгоизм.

— Я прошу каждую группу зачитать те качества, которые вы выбрали. (Ответы детей).

— Согласны ли вы с мнением группы?

— Есть ли качества личности, которых не в записи других групп? Какие?

— Запомните, пожалуйста, их, они помогут нам в создании хорошей атмосферы в коллективе. А значит, будут способствовать психологическому здоровью класса.

— А сейчас, подумайте, пожалуйста, а все ли из этих качеств есть у каждого из вас?

— Всегда ли вы можете спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на вас людей, разрешить конфликты мирным путем?

— А можем ли мы изменить себя? Можем ли мы воспитать в себе те качества, о которых сегодня говорим?

(Ответы детей).

— Я думаю, что вы со мной согласитесь, что толерантность является очень хорошим показателем психологического здоровья человека. Потому, что если ты готов принимать другого человека со всеми его достоинствами и недостатками, умеешь сострадать и быть терпимым к людям, непохожим на тебя, значит с твоим психологическим здоровьем все в порядке. А каждый из нас составляет своими поступками психологическое здоровье класса.

  1. Рефлексия.

Ладошки.

— Возьмите ладошку. На каждом пальчике этой ладошки напишите 5 своих положительных качеств, которые помогают вам поддерживать психологическое здоровье класса, а значит, и своё психологическое здоровье. А на ладошке – напишите то, что, по-вашему, надо сделать, чтобы наш класс стал пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в нем стали как можно более дружными.

— Что же надо сделать, чтобы в наш класс был психологически здоров?

На обратной стороне этой ладошки, на пальцах напишите 5 качеств, которые мешают вам в общении, и от которых вы хотели бы избавиться. Вклейте «ладошку» в дневник так, чтобы сверху оказались положительные качества и совет, что нужно сделать, чтобы в классе всё было хорошо. Перечитывайте почаще написанное и старайтесь воплотить в жизнь.

— Давайте прочитаем «Правила психологического здоровья», которые написаны на большой карточке.

Правила психологического здоровья.

1. Регулируй и контролируй свои эмоции и чувства.

2. Избегай ссор, ненужных дискуссий.

3. Не замыкайся в себе, решай проблему.

4. Не бойся делать ошибки – бойся их повторить.

5. Верь в себя. Сознание своих сил увеличивает их.

6. Смейся, хохочи, улыбайся (но не без причины).

7. Отключи реакцию на злые и недобрые слова.

8. Уважай других и проявляй доброту, взаимопомощь.

9. Поставь себя на место другого.

Относись к одноклассникам как равным себе.

— Карточку тоже вклеите в дневник на внутреннюю сторону обложки.

— Итак, какие качества мы должны воспитывать в себе, чтобы в классе царила психологическое здоровье?

— Как мы должны относиться к одноклассникам?

-Есть ещё много качеств, которые вы должны в себе воспитывать, и много правил, которые вы должны соблюдать, чтобы хорошо учиться, жить в согласии с собой и миром, достичь успеха в жизни, но об этом мы будем вести беседы на других классных часах.

— Сейчас я попрошу вас закрыть глаза и представить, что все мы составляем один целый, общий организм, что каждый из нас важен и значим в нашем классном коллективе.

— А теперь откройте глазки и вместе давайте прочитаем стихотворение, слова которого я прошу вас запомнить: (Слайд 11)

Дарите друг другу тепло и улыбки.

Прощайте обиды, чужие ошибки.

Улыбка всесильна и стоит награды.

Всего лишь улыбка – и вам будут рады!

— Класс – это маленькая семья в большой стране. И хочется, чтобы в ней всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание. (Слайд 12)

— Спасибо всем за работу! Будьте толерантны друг к другу. Будьте здоровы! (Слайд 12)

— Попрощайтесь с гостями.

Профилактика заболеваний – это сложный многофакторный процесс, эффективный только в условиях целенаправленной совместной работы всех звеньев здравоохранения, образовательных учреждений и при активном участии населения.

Различают три уровня профилактики заболеваний.

Первичная профилактика включает комплекс социальных и санитарно-гигиенических мер, направленных на формирование здорового образа жизни, оптимизацию условий обучения и быта, охрану и оздоровление окружающей среды.

При этом основной задачей школьного учителя является пропаганда основных положений здорового образа жизни (ЗОЖ) среди учеников и их родителей (более 70% школьников ничего не знают о здоровом образе жизни). Необходимо выполнение требований школьной гигиены: это и соответствующая по возрасту и росту школьная мебель; хорошее освещение класса; контроль над физическим развитием учащихся. Необходимо поддержание благоприятного микроклимата в классе, расписание уроков с профилактикой утомления, режим дня, борьба с вредными привычками.

Вторичная профилактика основана на ранней диагностике заболеваний (обязательная флюорография грудной клетки, электрокардиография по показаниям, общие анализы крови и мочи, при необходимости – более углубленное обследование школьников). Она направлена на выявление групп риска, создание групп диспансерного учета для предупреждения возникновения заболеваний у детей. Предусматриваются и профилактические меры для исключения обострения хронических заболеваний и их осложнений.

Вторичная профилактика занимается вопросами выявления наследственных заболеваний и предрасположения к ним в ранние сроки беременности, медико-генетическим консультированием населения. Также она предусматривает прогнозирование риска заболеваний по совокупностям наследственно-семейных характеристик. Изучается история жизни в каждом конкретном случае, перинатальный период в развитии ребенка и учитываются воздействия неблагоприятных факторов внешней среды на процесс протекания беременности.

Вклад учителя на данном этапе состоит в предупреждении возникновения патологических мотиваций – курения, наркоманий, токсикоманий, алкоголизма и борьбе с ними, если они имеют место в жизни подростков.

Третичная профилактика включает комплекс медико-социальных мер, обеспечивающих стабилизацию патологических процессов и предупреждение прогрессирования хронических болезней у детей школьного возраста.

В настоящее время только 20% учеников не имеют хронических заболеваний. Роль учителя состоит в осведомленности об индивидуальных особенностях здоровья каждого ученика в классе согласно медицинским картам. Систематические беседы с родителями позволят выявить наличие у детей хронических заболеваний или каких-либо отклонений в физическом и психическом здоровье.

При сниженной остроте зрения у школьника учитель обязан посадить его на первые парты; при наличии дефектов осанки – сколиозов и кифосколиозов – также поближе к себе, чтобы контролировать и корригировать рабочую позу ребенка. Детей, подверженных частым простудным заболеваниям и ангинам, учитель должен уберечь от сквозняков, следить за адекватностью их одежды времени года, самочувствием на уроке. Необходимо контролировать физические нагрузки на уроках физкультуры у детей с ослабленным здоровьем, соблюдать рекомендуемые педиатрами группы здоровья.

Совместная деятельность школы и семьи в формировании здоровья и здорового образа жизни учащихся

Сохранение здоровья ребенка – главная задача взрослых людей, окружающих его: родителей, педагогов и других работников школы, в которой ребенок обучается. В этой связи важно отметить, что ребенок будет действительно здоровым, если усилия школы и семьи в формировании его здоровья и здорового образа жизни будут слаженными, т.е. имеют одну и ту же цель, претворяются в жизнь школьника одними и теми же методами.

Однако часто встречаются случаи, когда политика школы и политика семьи не совпадают, и ребенок попадает «между двух огней». Примером такой ситуации является то, как школа пытается бороться с вредными привычками среди учеников. Все сотрудники школьного коллектива следят за тем, чтобы ученики не курили в период нахождения в школе. В то же время ученики утверждают, что родители разрешают им курить и учителя не имеют права запрещать им то, что разрешают родители.

В этом случае, во-первых, все усилия коллектива школы сохранить здоровье курящего ученика становятся напрасными. Во-вторых, такой ученик потенциально опасен для других учеников, поскольку они делаются пассивными курильщиками, что тоже наносит вред здоровью. В-третьих, страдает авторитет учителя как в глазах курящего ученика, так и в глазах других учеников, что приводит к уменьшению воспитательного воздействия на школьников.

Родители должны помнить, что здоровье ребенка – это фундамент здоровья будущего взрослого человека. И этот фундамент будет хрупок, если ребенок не соблюдает правила здорового образа жизни.

Для согласования усилий родителей и школьного коллектива, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, нужно проводить специальные родительские собрания. На таких собраниях родителям должны разъясняться правила поведения учеников в школе, на них можно обсудить и возможности проведения дополнительных мероприятий с целью укрепления здоровья детей.

К укрепляющим здоровье мероприятиям можно отнести посещение ребенком бассейна, спортивных секций и кружков, прогулки и экскурсии на свежем воздухе, при этом необходимо дополнительное проведение медицинских осмотров детей и др.

На собраниях принимаются удовлетворяющие и родителей, и школу решения, выполнение которых должно быть обязательным.

Кроме того, родители ребенка должны следить за тем, чтобы действия администрации школы или учителей не нарушали права ребенка, не причиняли вред его здоровью. С этой целью создается родительский комитет, который следит за процессом обучения и воспитания детей в школе, за соблюдением всех санитарно-гигиенических норм, созданием в школе оптимальных условий для плодотворного учебно-воспитательного процесса.

Для повышения уровня тренированности детей в школе организуются спортивные секции и кружки. При согласованной деятельности школьного коллектива и родителей занятия в этих кружках строятся таким образом, чтобы в них могло принять участие максимальное число детей. Таким образом, ребенок не только тренируется и укрепляет свое здоровье, но и приобретает определенные навыки, развивает реакцию и координацию, а также оберегается от пагубного влияния дурных привычек.

Если ребенок не интересуется спортивными играми и мероприятиями, родители совместно с администрацией школы могут подобрать другое занятие, способствующее его интеллектуальному или эстетическому развитию, которое бы занимало свободное время ребенка.

Также в согласовании школьной администрации и родительского комитета должно приниматься решение о школьной форме учеников. Однако в любом случае одежда школьника должна соответствовать определенным правилам.

  • 1. Ребенку нельзя носить тесную, сковывающую движения одежду, так как это может привести к патологии в развитии мышечных и костных структур.
  • 2. Одежда ребенка должна быть чистой, так как его иммунитет окончательно не сформирован, а находящиеся на одежде бактерии могут стать причиной возникновения раздражений и инфекционных заболеваний.
  • 3. Желательно, чтобы одежда ребенка была изготовлена из натуральных материалов, что позволяет коже «дышать» и предотвращает появление на ней раздражений.
  • 4. Обувь ребенка должна быть удобной, на небольшом каблуке. Это связано с тем, что при отсутствии каблука или, напротив, если каблук слишком высокий, ребенок быстрее устает при ходьбе, повышается вероятность развития у него плоскостопия. При наличии определенных показаний ребенок должен носить ортопедическую обувь.

Добавить комментарий