Проверка в сфере закупок по 44 ФЗ

Проверка планирования закупок

В случае, предусмотренном ч. 27.1 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, должностные лица Федерального казначейства могут перепроверить закупки заказчиков субъектов РФ и муниципальных заказчиков.

Закупки в рамках гособоронзаказа, а также закупки для федеральных нужд, сведения о которых составляют гостайну, проверяет ФАС России (ч. 10 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728). Предмет проверки таких закупок, в том числе на этапе планирования, определен в п. п. 1 — 7 ч. 10 ст. 99 Закона N 44-ФЗ.

Проверка открытых и закрытых электронных процедур

Проведение электронных процедур, в том числе закрытых, контролируют ФАС России и ее территориальные органы с момента, когда в ЕИС размещено извещение об их проведении до момента, когда заключен контракт. Этот контроль осуществляется в отношении всех заказчиков (ч. 4 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728).

ФАС России и ее территориальные органы, как правило, отказывают в проверке доводов жалоб на обоснование начальной (максимальной) цены контракта, включенной в документацию об электронном аукционе. Расширительно толкуя положения п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, они указывают, что рассматриваемый вопрос входит в компетенцию органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Проверка определения поставщиков иными способами

Данные проверки проводит ФАС России, контрольные органы в сфере закупок субъектов РФ, муниципальные контрольные органы в сфере закупок (ч. 3 ст. 99 Закона N 44-ФЗ.

Если в отношении одних и тех же действий (бездействия) заказчика в рамках одной и той же закупки приняли решения контрольные органы разных уровней, заказчик должен исполнить решение контрольного органа более высокого уровня. Это следует из положений ч. 19 и 20 ст. 99 Закона N 44-ФЗ.

Проверка исполнения контрактов и использования закупленных товаров, работ, услуг

В случае, предусмотренном ч. 27.1 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, закупки заказчиков субъектов РФ и муниципальных заказчиков, могут перепроверить должностные лица Федерального казначейства.

Контроль в сфере закупок, предусмотренный ч. 8 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, осуществляется на основании порядка, который утверждает соответственно Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, местная администрация. Субъект РФ и местная администрация такой порядок устанавливают в соответствии с Общими требованиями, утвержденными Приказом Казначейства России от 12.03.2018 N 14н (ч. 11, 11.1 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 4 ФЗ N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.Информационное обеспечение

В соответствии с ч. 4 ст. 4 данного закона информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
Также согласно ч. 3 ст. 50, ч. 2 ст. 65, ч. 2 ст. 74 закона документация о закупке должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы.

Согласно ч. 5 ст. 112 закона до ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляется по правилам, действовавшим до дня вступления в силу вышеназванного закона. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет ведение официального сайта, в том числе обслуживание пользователей сайта, и развитие официального сайта в части формирования функциональных требований. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет обслуживание официального сайта, в том числе обеспечение бесперебойного функционирования официального сайта, развитие официального сайта в соответствии с функциональными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с ч. 6 ст. 4 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Постановление Правительства РФ от 30.09.2014 N 996):

  • Министерство экономического развития Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:
  1. по выработке функциональных требований к единой информационной системе в сфере закупок;
  2. по ведению единой информационной системы в сфере закупок в части поддержки ее пользователей;
  • Федеральное казначейство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:
  1. по созданию и развитию единой информационной системы в сфере закупок в соответствии с предусмотренными подпунктом «а» функциональными требованиями;
  2. по обслуживанию единой информационной системы в сфере закупок;
  3. по ведению единой информационной системы в сфере закупок (за исключением поддержки ее пользователей);
  4. по установлению порядка регистрации в единой информационной системе в сфере закупок и порядка пользования единой информационной системой в сфере закупок.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.12.2010 N 646 и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 21н утверждены Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом. При этом пунктом 3 Положений установлено, что информация, размещаемая на официальном сайте, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
Размещение документов, необходимых для проведения закупок, осуществляется на официальном сайте (zakupki.gov.ru).

Пунктом 3 Положений установлено, что информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя («гипертекстовый формат»). Нормативные правовые и иные акты, проекты актов, судебные акты, доклады, отчеты, договоры, обзоры, прогнозы, протоколы, заключения, статистическая информация, образцы форм и иных документов дополнительно к гипертекстовому формату размещаются на официальном сайте в виде файлов в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра («документ в электронной форме»).

Пунктом 8 Положений установлено, в том числе, что файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.

Следовательно, информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя («гипертекстовый формат»), то есть в формате, обеспечивающем возможность его сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра («документ в электронной форме»).

Таким образом, если документация о закупке, размещенная заказчиком на официальном сайте, содержит ограничения для ознакомления – текст размещен в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов, то данное действие нарушает ч. 4 ст. 4, ч. 5 ст. 112 закона и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ (наложение штрафа в размере 15 000 руб. – для должностных лиц, в размере 50 000 руб. – для юридических лиц).

Добавить комментарий