Проведение специальной оценки рабочих мест 2015

Специальная оценка условий труда (СОУТ) – это комплекс мероприятий, проводимых для определения наличия на рабочем месте вредных факторов и последующей их оценки.

По результатам СОУТ рабочему месту присваивается класс условий труда, работникам назначаются соответствующие льготы и компенсации, выявляется необходимость прохождения медицинских осмотров, а также проводится ряд мероприятий по улучшению условий труда на рабочих местах.
Данная процедура введена с 2014 года Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ. До этого она именовалась аттестацией рабочих мест (АРМ) по условиям труда.
Обязанность проводить СОУТ вменена практически всем работодателям, даже индивидуальным предпринимателям. Правда, сотрудникам являющимися надомниками, работающим дистанционно, а также тем, у кого работодатель – физическое лицо, не нужно проводить СОУТ. Также существует перечень рабочих мест, на которых СОУТ проводится с учетом особенностей.
Определен и срок, когда все организации должны в первый раз завершить на всех рабочих местах СОУТ – 31.12.2018 г. До этого времени будут действительны результаты проведения АРМ. Однако, если у организации не было и АРМ, то её руководству как можно скорее нужно позаботиться об организации проведения СОУТ. Впрочем, для вновь организованных рабочих мест существует и период отсрочки в 12 месяцев.
Перечень нормативных документов по СОУТ:

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ

1. Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ (ред. от 23.06.2014, 13.07.2015, 01.05.2016) «О специальной оценке условий труда»
2. Федеральный закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»
3. Федеральный закон от 23.06.2014 № 160-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
4. Федеральный закон от 01.05.2016 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Федеральный закон «О специальной оценке условий труда»

МЕТОДИКИ

5. Приказ Минтруда России от 24.01.2014 № 33н (ред. 20.01.2015, 07.09.2015, от 14.11.2016) «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению»
6. Приказ Минтруда России от 05.12.2014 № 976н (ред. от 14.11.2016) «Об утверждении Методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим Техническим регламентом»
7. Приказ Минтруда России от 07.09.2015 № 602н (ред. от 22.12.2015, 11.01.2016, 07.04.2017, 18.04.2017) «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации»
8. Постановление Правительства РФ от 03.07.2014 № 614 «О порядке аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и его аннулирования»

ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЕРТАМ

9. Приказ Минтруда России от 24.01.2014 № 32н (ред. от 25.07.2016) «Об утверждении формы сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, технических требований к нему, инструкции по заполнению бланка сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и Порядка формирования и ведения реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда»
10. Приказ Минтруда России от 25.07.2014 № 482 (ред. от 17.08.2015) «Об организации работы по проведению дистанционного тестирования лиц, претендующих на получение сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда». Документ не зарегистрирован в Минюсте
11. Приказ Минтруда России от 29.08.2014 № 568 (ред. от 09.04.2015, 17.08.2015, 05.07.2016) «О Комиссии по рассмотрению апелляций на результаты аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда» Документ не зарегистрирован в Минюсте.
12. Приказ Минтруда России от 29.04.2015 № 258н (ред. от 20.06.2016) «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации государственной услуги по аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и выдаче в результате ее проведения сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда»

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА

13. Постановление Правительства РФ от 14.04.2014 № 290 (ред. от 25.04.2015, 14.12.2016) «Об утверждении перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей». Документ не зарегистрирован в Минюсте
14. Приказ Минтруда России от 14.11.2014 № 882н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников, перечень профессий и должностей которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 г. № 252» (рабочие места творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений)
15. Приказ Минтруда России от 18.05.2015 № 301н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах членов экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и рыбопромысловых судов»
16. Приказ Минтруда России от 09.12.2014 № 996н «Об установлении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников, занятых на подземных работах»
17. Приказ Минтруда России от 27.01.2015 № 46н (ред. от 22.09.2016) «Об установлении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов, занятых на работах с техногенными источниками ионизирующих излучений»
18. Приказ Минтруда России от 18.02.2015 № 96н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах водолазов, а также работников, непосредственно осуществляющих кессонные работы»
19. Приказ Минтруда России от 19.02.2015 № 102н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах, на которых предусматривается пребывание работников в условиях повышенного давления газовой и воздушной среды»
20. Приказ Минтруда России от 24.04.2015 № 250н «Об установлении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах медицинских работников»
21. Приказ Минтруда России от 01.06.2015 № 335н «Об установлении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников, трудовая функция которых состоит в подготовке к спортивным соревнованиям и в участии в спортивных соревнованиях по определенному виду или видам спорта»

ДЕКЛАРИРОВАНИЕ СООТВЕТСТВИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА

22. Приказ Минтруда России от 07.02.2014 № 80н (ред. от 14.11.2016) «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда»

ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА

23. Приказ Минтруда России от 09.10.2014 № 682н (ред. от 22.07.2015) «Об утверждении методических рекомендаций по определению размера платы за проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда». Документ не зарегистрирован в Минюсте

24. Приказ Минтруда России от 12.08.2014 № 549н (ред. от 14.11.2016) «Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда»
25. Приказ Минтруда России от 08.07.2016 № 350н «Об утверждении Административного регламента по рассмотрению разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласия с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда»
26. Приказ Минтруда России от 08.09.2016 № 501н «Об утверждении Порядка рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласия работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей, их объединений, страховщиков, территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда»
27. Приказ Минтруда России от 05.12.2016 № 709н «Административный регламент предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по рассмотрению разногласий по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласия работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалоб работодателей на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда»

ДРУГИЕ ДОКУМЕНТЫ

28. Приказ Минтруда России от 03.11.2015 № 843н (ред. от 14.11.2016, 05.12.2016) «Об утверждении Порядка формирования, хранения и использования сведений, содержащихся в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда»
29. Постановление Правительства РФ от 30.06.2014 № 599 (ред. от 10.08.2016) «О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда» Документ не зарегистрирован в Минюсте.
30. Постановление Правительства РФ от 30.07.2014 № 726 «Об изменении некоторых актов Правительства РФ и признании утратившим силу постановления Правительства РФ от 20.11.2008 № 870» Документ не зарегистрирован в Минюсте.
31. Приказ Минтруда России от 20.02.2014 № 103н «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации»
32. Приказ Минтруда России от 12.02.2014 № 96 (ред. от 25.06.2014) «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых постановлений и приказов Министерства труда Российской Федерации, Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации». Документ не зарегистрирован в Минюсте.
33. Приказ Роструда от 02.06.2014 № 199 «Об утверждении рекомендаций по организации и проведению проверок соблюдения требований Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» организациями, уполномоченными на проведение специальной оценки условий труда» Документ не зарегистрирован в Минюсте.
34. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.04.2017 № 377н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда»

Специальная оценка условий труда (СОУТ) помогает определить факторы, которые оказывают отрицательное воздействие на работников при выполнении ими своих обязанностей. Благодаря оценке можно установить, насколько рабочие места соответствуют требованиям охраны труда. Чтобы провести СОУТ, необходимо обратиться в учреждение, которое имеет разрешение на данный вид услуг. Группа специалистов прибывает на предприятие и замеряет следующие параметры условий труда:

  • температура и влажность воздуха;
  • уровень звука;
  • общая и локальная вибрация;
  • степень освещенности;
  • процент содержания опасных химических веществ в атмосфере рабочей зоны и на коже работников;
  • тяжесть трудового процесса и т. д.

Проверка СОУТ

На базе полученных данных эксперты составляют отчет, который направляется в трудовую инспекцию. В данной статье вы узнаете, когда и каким образом следует проводить спецоценку.

Сроки проверки СОУТ

Спецоценка необходима для всех работодателей: и для молодых организаций, и для заслуженных предприятий. В случае создания новых рабочих мест наниматель обязан в течение 6 месяцев вызвать экспертов, имеющих лицензию на проведение спецоценки.

Обратите внимание! Результаты оценки должны быть оформлены в виде отчета и поданы в трудовую инспекцию до того момента, как истечет указанный срок. Иначе это будет расценено как нарушение.

На предприятиях, функционирующих более полугода, проводится аттестация рабочих мест (АРМ), которая ранее заменяла спецоценку. Если АРМ была организована более 5 лет назад или вообще не проводилась, необходимо срочно инициировать проверку СОУТ, чтобы не подвергнуться административному наказанию в виде штрафа. Его размеры в некоторых случаях достигают 200 тыс. рублей. Помимо этого, возможно прекращение деятельности предприятия на 90 дней.

Проверка СОУТ

Результаты отчета СОУТ остаются актуальными на протяжении 5 лет после его утверждения соответствующими органами власти. Если в ходе проверки негативные факторы не были обнаружены, то такие рабочие места нужно задекларировать в трудовой инспекции. Это будет означать, что они соответствуют требованиям нормативных актов РФ. В том случае, если условия труда не будут подвергаться изменениям в продолжение дальнейших 5 лет, то следующую проверку можно не проводить, поскольку действие декларации будет автоматически пролонгировано.

При обнаружении негативного воздействия производственных процессов на сотрудников по истечении 5-летнего срока должна быть организована новая спецоценка в виде отчета.

Важно знать! Если между периодами действия старой и новой проверок прошло какое-то время, то это уже нарушение. Таким образом, необходимо провести СОУТ, пока результаты предыдущей спецоценки остаются актуальными.

Внеплановая СОУТ

Сроки ее проведения могут варьироваться от 6 до 12 месяцев. Главными критериями считаются причины, по которым оценка и была инициирована.

6 месяцев

Наниматель обязан организовать СОУТ в данный промежуток времени, если:

  • в производство были внедрены новые материалы или сырье;
  • трудовой инспектор вынес предписание о внеплановой проверке;
  • используются новые средства коллективной и индивидуальной защиты, что позволяет снизить класс опасности производства;
  • произошло чрезвычайное происшествие;
  • у сотрудников были диагностированы профессиональные патологии;
  • профсоюзы выступили с обоснованной инициативой.

12 месяцев

Работодателю дается год на организацию проверки СОУТ по следующим причинам:

  • создание новых рабочих мест;
  • внедрение новых технологий и производственного оборудования.

Порядок проведения спецоценки

Аудит в области охраны труда состоит из следующих этапов:

  • учреждение комиссии;
  • определение перечня рабочих мест;
  • классификация негативных производственных факторов;
  • измерение и исследование. Для их проведения необходимы услуги экспертов, а также привлечение испытательной лаборатории, которая имеет государственную аккредитацию и, как правило, работает в рамках организаций, занимающихся СОУТ. Специалисты применяют единые методы исследований и методики измерений, утвержденные законодательством РФ, а также соответствующие им средства, которые прошли проверку и внесены в «Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений» (ч. 4, ст. 12 закона № 426). По результатам данных процедур эксперты устанавливают степень вредности производственных факторов и присуждают условиям труда классы или подклассы опасности;
  • оформление отчета и его предоставление в трудовую инспекцию.

Таким образом, проверка проводится в интересах трудящихся. Во-первых, она способствует обеспечению безопасности условий труда либо дает работникам право пользоваться различными льготами и получать компенсации. Для работодателей также есть практическая польза от СОУТ. С одной стороны, она позволяет им избежать штрафов, а в некоторых случаях даже уголовного преследования, а с другой ― понизить класс опасности условий труда, уменьшить налоговую нагрузку и страховые выплаты.

Голосование.
— Кто за? Кто против? Воздержался?..
Итак, большинством голосов «за», при одном Копернике против, вопрос о Земле мы реш. Переходим к следующему вопросу…
А. Кнышев. Тоже книга
Рабочее место — это совокупность задач, функций и ответственностей, выполняемых специалистом для осуществления своей должности в организации.
Оценка рабочих мест, инспекция труда, — это независимая проверка работы с целью:
• анализа содержания труда, ее проверки на степень адекватности и оптимальности для выполнения конкретной функции в организации;
• гарантии качества выполняемой работы, проверки стандартов выполнения работы;
• формирования предложений по совершенствованию организационной структуры, обеспечения выполняемой деятельности.
Оценка рабочих мест — это инструмент контроля труда в мелях обеспечения помощи руководителям и самим сотрудникам. Оценка рабочих мест может дать информацию о степени соответствия работы заданным стандартам, ее обеспеченности необходимыми средствами, компетенциями и полномочиями. Такая оценка может дать независимую информацию о содержании и порядке реализации деятельности, позволить провести экспертизу порядка ее реализации, а также обогатить сложившееся направление новыми подходами.
Подготовка к проведению оценки рабочих мест
Оценка рабочих мест может быть эффективна в случае ее регулярного осуществления, так как именно в этом случае появляется возможность мониторинга трудового процесса и снимается проблема экстраординарности самих процедур оценки. Поэтому целесообразно составлять план оценки рабочих мест и проводить эту работу регулярно.
Подготовка к проведению оценки рабочих мест должна дать возможность получить нормативные документы, в соответствии с которыми реализуется та иная деятельность, списки персонала, ее осуществляющего, прогноз изменения содержания данной работы.
Перед проведением оценки рабочих мест необходимо познакомить инспекторов с сотрудниками, выполняющими инспектируемую деятельность, согласовать графики посещения рабочих мест, показать инспекторам всю «географию» отдела, в котором работают исполнители. Следует уделить достаточное внимание установлению хорошего контакта между инспекторами и сотрудниками (менеджерами) изучаемого подразделения, согласовать ожидания с целями предстоящего мероприятия, сроки и форму представления результатов. Несмотря на то, что оценка труда проводится, как правило, по заказу вышестоящего руководства, результаты должны ожидать и быть готовы использовать и сами сотрудники. Только в этом случае проводимое мероприятие может быть с интересом воспринято всеми сторонами.
Порядок проведения оценки определяется порядком выполняемых функций. Целесообразно следовать естественному движению работы, последовательно проанализировать те этапы и мероприятия, которые выполняются работником. Собеседование с руководителем позволяет ему изложить свое представление о порядке и условиях выполнения изучаемой функции, описать особенности работ на конкретном рабочем месте и будущие тенденции их изменения. Целесообразно побеседовать и со следующим в цепи иерархии сотрудником, даже если он просто повторит сказанное руководителем, это даст возможность проверить полученную информации и уточнить ее.
После беседы с руководящими работниками, рассматривать работу целесообразно, начиная с наименее компетентных сотрудников, тех, кто выполняет эту работу, может быть, недавно, не очень качественно, и кончая вновь руководителем.
Проведение интервью
Интервьюирование максимального числа исполнителей конкретной деятельности должно стать обычной практикой, даже если кажется, что достаточно материала формулировки выводов, — это даст возможность получить максимально объемный материал о конкретном рабочем месте. Так же, как и при профессиографическом анализе, при проведении оценки рабочего места важно уделить внимание и всем контактам, реализуемым конкретным специалистом. Поэтому важно увидеть все связи и собрать информацию о пограничных работах, осуществление которых сопряжено с выполнением исследуемой деятельности.
Проведение интервью при анализе рабочих мест, как и любого другого типа интервью, требует специальной подготовки и правильно организованного пространства. Целесообразно подготовить структуру интервью, согласовать заранее время и проводить его непосредственно на рабочем месте, когда все материалы и документы могут быть доступны. Однако, если интервьюируемый настаивает на проведении интервью вне рабочего места, так как хочет сохранить конфиденциальность, к его просьбе следует прислушаться. Важно развести во времени эти интервью.
Цель аттестационного интервью — выявление профессиональной компетентности сотрудника, цель интервью при оценке рабочего места — выявление проблем реализации деятельности, оценки точности ее регламентации и обеспеченности необходимыми ресурсами и полномочиями.
До проведения интервью целесообразно попросить сотрудника заполнить письменный опросник, включающий следующие темы:
1) персональные данные
2) рабочее место — кабинет, количество сотрудников, работающих в данном помещении;
3) фами руководителя, перед которым ответственен, сотрудников и состав персонала, подчиненного сотруднику;
4) фамя сотрудника, который замещает опрашиваемого (и который замещает сам опрашиваемый) в случае необходимости;
5) описание главных элементов работы (типов задач) с указанием приблизительного времени, затрачиваемого на каждый из элементов;
6) описание параметров изменчивости работы и причин;
7) описание пиковых ситуаций ( если это бывает) ситуаций спада объемов работы;
8) ситуации внеурочной работы, объемы и причины;
9) оценка возможности постоянного увеличения работы (примерно на 10%) без сверхурочной работы;
10) замечания относительно работы (объема и сложности);
11) предложения по улучшению работы, ее обеспеченности. Проведение интервью может начинаться с уточнения ответов данных на письменный вариант опросника.
Дополнительно следует уточнить:
1) какую часть работы выполняет сотрудник, какую помощь ему оказывают начальники, подчиненные, советники, специалисты;
2) что происходит до начала работы (его включения в реализацию работы) и после, как сотрудник освобождается от работы после ее реализации;
3) кто влияет на работу;
4) как работа выполняется, что реально делает сотрудник и как долго;
5) когда и в какой последовательности выполняется работа. Как она начинается, с чего, получает ли сотрудник непосредственное указание от начальника сигналом к началу служит какой-либо другой сигнал;
6) где (территориально) выполняется работа, особенно если её часть выполняется в другом месте;
7) кто оценивает качество работы и освобождает от нее сотрудника;
8) накапливается ли работа, в какой степени требуется сверхурочная работа;
9) что препятствует выполнению работы, есть ли какие-либо факторы, тормозящие эффективность и экономичную деятельность.
Заявление сотрудника о том, что он перегружен, следует не воспринимать буквально, а постараться разобраться, почему и когда, в силу каких обстоятельств работа накопилась и происходит ли это регулярно и почему.
Анализ беседы
После проведения встречи целесообразно подготовить первичные заметки, включающие:
• дату и время беседы;
• имя должностного лица;
• описание работы, выполняемой служащим, и текущего паттерна работы, процедурные аспекты, ее место в деятельности организации, качество и количество;
• детали текущей работы, информацию о накопившихся работах, причинах отсрочки в выполнении, причинах накопления, пиках сверхурочных работ;
• мнение служащего о работе, ее количестве и качестве, оценки уровня стандартности в момент проведения оценки;
• впечатление инспектора о должности.
По результатам оценки рабочих мест инспектор должен:
1. Составить отчет, включающий:
• введение — цель оценки рабочего места, порядок ее проведения, сроки и ответственные;
• методы — какие были проведены встречи, с кем, был использованы опросники и конкретные формы интервью;
• историю — описание целей, истории и структуры организации;
• содержательную часть — перечень полученных фактов. Целесообразно формулировать полученные выводы в соответствии с ходом инспекции;
• краткое описание выводов и предложений в отношении содержания анализируемой работы, рекомендации по ее изменению, модификации обеспечению недостающими ресурсами;
• приложения — подтверждающая информация, графики и схемы, статистические данные, конкретные результаты, ни которые ссылаются в основном тексте отчета.
2. Оценить ранг поста (рабочего места), соотнося различные рабочие места (должности) по следующим параметрам:
• объем и специфика знаний, необходимых для реализации работы;
• степень инициативности и полнота использования различных ресурсов для реализации работы;
• комплексность работы, предполагающая особую трудность в формулировке суждений и принятии решений;
• специфика функций управления данным рабочим местом (специалистом);
• количество и особенности подчиненных (руководимых рабочих мест) с точки зрения их разносторонности, специфичности, алгоритмизируемости.
3. Сформулировать рекомендации по совершенствованию рабочего места (конкретной должности) в целях обеспечения реализации возложенных на данного сотрудника функций.
По результатам оценки рабочих мест появляется возможность модифицировать те иные аспекты рабочих функций, проводить мониторинг содержания труда и фиксировать проблемы реализации отдельных направлений работы еще до того, кик они стали трудно преодолимыми.

Добавить комментарий