Профессиональный стандарт педагог педагогическая деятельность в дошкольном

стандарт педагогаПриказ Минтруда России № 544н от 18 октября 2013 г.

Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

Зарегистрировано в Минюсте 6 декабря 2013, № 30550В соответствии с пунктом 22 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 4, ст. 293), п р и к а з ы в а ю:

1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

2. Установить, что профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года.

Министр
М.А. Топилин

Скачать профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

Профстандарт педагога определяет вид профессиональной деятельности как дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование.

Основной целью вида профессиональной деятельности является оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение).

Профстандарт педагога применяется работодателями с 1 января 2015 года:

при формировании кадровой политики и в управлении персоналом;

при организации обучения и аттестации работников;

при заключении трудовых договоров;

при разработке должностных инструкций;

при установлении систем оплаты труда.

Введение профессионального стандарта педагога отложено в связи с необходимостью проведения в течение 2014 года его апробации (на чем настаивали разработчики и общероссийский отраслевой профсоюз).

Ответственной организацией-разработчиком профстандарта педагога выступило ГБОУ ВПО г. Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет» (далее – МГППУ), а организацией-разработчиком – ГБОУ г. Москвы Центр образования № 109 (директор – Ямбург Евгений Александрович – руководитель рабочей группы по разработке профстандарта педагога, сопредседатель Общественного совета при Минобрнауки России).

Круглова Татьяна Николаевна, воспитатель

ГБОУ школа №98 Калининского района Санкт-Петербурга

Профессиональный стандарт педагога в контексте ФГОС ДО. Трудовая функция

«Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования».

Профессиональный стандарт – понятие новое для воспитателей детских садов.

Что такое профессиональный стандарт? Профессиональный стандарт, согласно Трудовому кодексу РФ (глава 31, статья 195.1), — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления и определенного вида профессиональной деятельности, а квалификация работника – это уровень знаний, умений и профессиональных навыков.

Разработка и внедрение профессионального стандарта «Педагог» является важным шагом на пути к изменению качества в области дошкольного образования.

Стандарт состоит из четырех разделов.

Первый раздел. Общие сведения.

Второй раздел. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт.

Третий раздел. Характеристика обобщенных трудовых функций.

Четвертый раздел. Сведения об организациях-разработчиках профессионального стандарта.

Остановимся на втором разделе «Описание трудовых функций, входящих в Профессиональный стандарт». В разделе описываются функции, которые в своей работе должен осуществлять педагог. Применительно к профессиональному стандарту воспитателя ДОУ главными по отношению к детям будут функции: обучение, воспитание и развитие.

Основной педагогической деятельностью воспитателя является реализация основной образовательной программы, поэтому остановимся более подробно на трудовой функции «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования».

Эта функция предполагает описанием трудовых действий, необходимых умений и знаний для реализации программы ДОУ.

Мною были выделены основные трудовые действия:

  • Создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды.
  • Планирование и реализация образовательной работы в соответствии с ФГОС ДО и основной образовательной программой ОУ.
  • Организация и проведение педагогического мониторинга, корректировка образовательных задач, выполнение педагогических рекомендаций специалистов.
  • Формирование психологической готовности к школьному обучению
  • Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей.

Рассмотрим каждое трудовое действие более подробно.

Трудовое действие
«Создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды»

Для более полного понимания трудового действия определим основные термины, входящих в название трудового действия.

Среда – реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека.

Образовательная среда — это психолого-педагогическая реальность, содержащая специально организованные условия и обстоятельства, направленные на формирование и развитие личности воспитанника.

Безопасность — это состояние защищённости жизненно важных интересов личности от внутренних и внешних угроз.

Комфорт – это условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют.

Таким образом, это трудовое действие можно представить в виде модели.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Охрана и укрепление физического и психологического здоровья — среда должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН.

Эмоциональное благополучие ребенка осуществляется через непосредственное общение с каждым ребёнком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.

Развивающее вариативное дошкольное образование – ориентированно на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; оценку индивидуального развития детей.

Открытость дошкольного образования — предоставления информации об образовательной деятельности семье и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность, а также широкой общественности.

Участие родителей (законных представителей) в образовательной деятельности — обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов образования ребёнка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Теперь, на основе модели безопасной и психологически комфортной образовательной среды, мы можем определить знания и умения воспитателя для создания образовательной среды.

Трудовое действие
«Планирование и реализация образовательной работы в соответствии с ФГОС ДО и основной образовательной программой ОУ»

Раскроем основные определения, входящие в название трудового действия.

Планирование – заблаговременное определение системы и последовательности осуществления педагогического процесса в ДОУ с указанием необходимых условий, средств, форм и методов.

Реализация образовательной работы – достижение целевых ориентиров, под которыми понимаются возможные, вероятностные результаты, а не обязательные для всех детей, появляющиеся или формируемые к определенному возрасту качества, знания, умения, способности, ценности и т.д.

Модель образовательной деятельности детей в ДОО

Совместная деятельность взрослого и ребенка происходит во взаимодействии детей с педагогом в разных видах детской деятельности и культурных практик. Может происходить во время непосредственной образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, совместной деятельности педагога и ребенка, индивидуальной работы с детьми.

Самостоятельная деятельность детей происходит во время свободной деятельности воспитанников в условиях созданной педагогами развивающей предметно-пространственной образовательной среды и:

-обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам;

-позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

-содержит в себе проблемные ситуации и направлена на самостоятельное решение ребенком разнообразных задач;

-позволяет на уровне самостоятельности освоить (закрепить, апробировать) материал, изучаемый в совместной деятельности со взрослым.

Взаимодействие с семьей происходит в различных формах, в том числе посредством совместных образовательных проектов.

Выделим основные знания и умения воспитателя для планирования и реализация образовательной работы.

Трудовое действие
«Организация и проведение педагогического мониторинга, корректировка образовательных задач, выполнение педагогических рекомендаций специалистов»

Основными определениями для этого трудового действия являются:

Педагогический мониторинг – система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, для непрерывного слежения за состоянием и прогнозированием развития.

Педагогический мониторинг освоения детьми образовательной программы ДОУ — оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.

Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится в рамках педагогического мониторинга.

Педагогический мониторинг проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности 2 раза в год (октябрь-май) по пяти образовательным областям (Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие).

Для этого определяются цели, задачи, происходит отбор методов обследования и критерий в соответствии с возрастной группой, системы оценки результатов, производится анализ полученных данных.

Инструментарий для педагогического мониторинга — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.

Использование результатов могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

Для выполнения трудового действия «Организация и проведение педагогического мониторинга, корректировка образовательных задач, выполнение педагогических рекомендаций специалистов» педагогу необходимо обладать следующими знаниями и умениями.

Трудовое действие
«Формирование психологической готовности к школьному обучению»

Перечислим основные знания и умения для успешного выполнения трудового действия «Формирование психологической готовности к школьному обучению».

Трудовое действие
«Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей»

Уточним основные определения для этого трудового действия

Задача — проблемная ситуация с явно заданной целью, которую необходимо достичь.

Образовательная задача – специально созданная педагогом проблемная ситуация, направленная на всестороннее развитие ребенка.

Развитие — объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических, физиологических, психических, социальных и духовных сил человека.

Профессиональная компетенция — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач

Что такое профессионал? На этот вопрос ответит следующая схема.

«Структура профессиональной компетентности»

Профессиональный рост педагога начинается с осознания недостаточности своей компетентности для решения каких-то новых задач.

Для профессионального развития нужно:

  • принять изменившиеся условия обучения и воспитания детей, которые отражены в требованиях ФГОС, в профстандарте Педагога, в Законе об образовании;
  • проанализировать свои сильные стороны, позитивный опыт и выявить те знания и навыки, которых не хватает в связи с изменившимися требованиями;
  • построить план своего дальнейшего развития.

Это поможет привести деятельность педагога в соответствии с требованиями законодательства в сфере образования на основе личной заинтересованности педагога.

Добавить комментарий