Проект допустимых выбросов

ГК «Эффективная безопасность» — разработка и согласование проекта нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) по г. Москва, Московской области, г. Казань, Республике Татарстан. Оптимальная цена, оптимальное качество.

Стоимость: от 40 000 рублей. Срок разработки: от 20 рабочих дней. Срок действия проекта: 7 лет.

Проект нормативов предельно допустимого выброса (проект ПДВ) — документ определяющий нормативы выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатель активности радиоактивных веществ, допустимый для выброса в атмосферный воздух стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, и при соблюдении которого обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха. Ознакомиться с наиболее часто задаваемыми вопросами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух должны разрабатывать предприятия, имеющие стационарные источники выбросов. Проект необходим для любого предприятия, которое имеет хотя бы один источник с выбросами вредных веществ в воздух. Часто встречающиеся организации, которым необходимо разрабатывать проект ПДВ, по виду деятельности:

  1. Котельные;
  2. Предприятия, эксплуатирующие очистные сооружения;
  3. Производственные предприятия;
  4. Автотранспортные и авторемонтные предприятия;
  5. Предприятия общественного питания, где используется фритюр.

Согласование проекта ПДВ является довольно длительным процессом и состоит минимум из 4 этапов: санитарно-эпидемиологическая экспертиза с получением экспертного заключения, получение санитарно-эпидемиологического заключения, установление нормативов выбросов, получение разрешение.

Содержание

Изменения по разработке проекта ПДВ в 2017 году

27 июля 2017 вступили достаточно серьезные изменения, которые затронули порядок утверждения нормативов ПДВ и получения разрешения. Изменения были утверждены Постановлением Правительства РФ № 841 от 14.07.2017 «О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. N 182 и от 2 марта 2000 г. N 183». Основные изменения:

1) увеличен срок действия утвержденных нормативов ПДВ до 7 лет, и как следствие, срок действия разрешения на выбросы ВЗВ;

2) раскрыта процедура по утверждению временно согласованных выбросов ПДВ;

3) актуализирован порядок утверждения нормативов и получения разрешения.

Примечание. Если ваши нормативы были утверждены на 5 лет, то вы не сможете получить разрешение на 7 лет, так как в соответствии с п. 9(10) Постановления Правительства РФ № 183 от 02.03.2000:

«Разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух выдается на срок, соответствующий сроку, на который установлены нормативы предельно допустимых выбросов.»

Устали читать или нужна консультация?
Позвоните нам: 8 (499) 704-35-00 (Москва), 8 (843) 202-35-00 (Казань). Решим вашу проблему в оптимальные сроки.

Содержание проекта ПДВ

Проект ПДВ разрабатывается в соответствии с «Рекомендациями по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу», утв. Госкомгидрометом СССР 28.08.1987. Объем и содержание проекта обоснования выбросов в каждом отдельном случае определяется деятельностью предприятия и характеристикой источников выбросов. Проект ПДВ включает в себя следующие разделы:

Раздел 1. Краткое описание деятельности предприятия;

Раздел 2. Характеристика предприятия в качестве источника загрязнения атмосферы:

  1. Краткая характеристика технологического оборудования и технологических процессов;
  2. Перечень вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу;
  3. Параметры предельно допустимых выбросов (ПДВ) в атмосферу.

Раздел 3. Расчеты загрязнения атмосферного воздуха и предложения по нормативам ПДВ для источников выбросов:

  1. Определение источников ПДВ и вредных веществ, подлежащих нормированию;
  2. Предварительный анализ влияния ПДВ загрязняющих веществ на загрязнение приземного слоя атмосферы;
  3. Детальные расчеты ПДВ при помощи сертифицированных программ по расчету ПДВ;
  4. Мероприятия по снижению негативного влияния выбросов в атмосферу и оценка риска;
  5. Предложения по нормативам ПДВ для атмосферного воздуха.

Раздел 4. Контроль за соблюдением утвержденных ПДВ на предприятии;

Раздел 5. Мероприятия по контролю ПДВ при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ);
Раздел 6. Приложения к проекту ПДВ.

Этапы разработки и согласования проекта ПДВ

Основные этапы по разработке и согласовании проекта ПДВ:

1) Первичная консультация, в процессе которой наш специалист уточняют информацию о вашей организации, а именно: сфера деятельности, количество объектов и источников, местоположение их, наличие разрешения на выброс загрязняющих веществ и предыдущего проекта. Если у вас имеется предыдущий проект, то необходимо уточнить какие изменения произошли в течение действия данного проекта.

2) Оценка стоимости, составление договора и оплата счета.

3) Сбор информации для выезда.

4) Выезд специалистов в целях проведения инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

5) Проведение лабораторных замеров выбросов и предварительный расчет рассеивания.

6) Разработка проекта ПДВ и получение справки в отделе экологических расчетов и справок УГМС о климатических характеристиках и фоновых концентрациях загрязняющих веществ района расположения предприятия.

7) Окончательное оформление проекта и утверждение заказчиком.

8) Проведение санитарной экспертизы проекта во ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» или аккредитованной организации по данному виду деятельности (на соответствие санитарным правилам СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест») и получение экспертного заключения.

8) Получения санитарно-эпидемиологического заключения на основе экспертного заключения в Управлении Роспотребнадзора.

9) Утверждение нормативов ПДВ в Органах Росприроднадзора либо органах субъекта РФ (ДПиООС г. Москвы, Министерство экологии и природопользования Московской области, Министерство экологии и природных ресурсов РТ, и т.д.).

10) Получение разрешения в Департаменте либо Управлении Росприроднадзора (федеральный контроль) или в органах субъекта РФ (региональный контроль).

Законодательство

  1. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
  2. «Об охране атмосферного воздуха»;
  3. ГОСТ 17. 2. 3.02-78 «Охрана природы. Атмосфера»;
  4. Письмом Минприроды России от 29.03.2012 N 05-12-47/4521 введено в действие «Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу» (дополненное и переработанное), ОАО «НИИ Атмосфера», г. С-Пб, 2012 г.;
  5. Рекомендации по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия, утв. Госкомгидрометом СССР 28.08.1987;
  6. Приказ Минэкологии и природных ресурсов РТ от 20.04.2012 N 143-п «Об утверждении Административного регламента Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками»
  7. Постановление Правительства РФ от 02 марта 2000 г. № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него»;
  8. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.09.2015 № 414 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по установлению предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов»
  9. Приказ Минприроды России от 26.12.2016 № 674 «Об утверждении Методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе»

Вопросы и ответы

Вопрос №1. Нужен ли нам проект ПДВ?

С точки зрения экологического законодательства с 2019 года проект ПДВ и разрешение на выбросы загрязняющих веществ требуются только предприятиям 1 и 2 категорий НВОС до получения комплексного экологического разрешения (для 1 категории объектов НВОС), либо до утверждения Декларации о негативном воздействии на окружающую среду (2 категория НВОС).

Однако, санитарное законодательство требует разработки проекта ПДВ для всех предприятий, имеющих стационарные выбросы в атмосферный воздух, проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта предельно-допустимых выбросов и получения санитарно-эпидемиологического заключения на проект ПДВ.

Вопрос №2. У нашего предприятия идет превышение предельно допустимой концентрации (ПДК) у двух веществ в составе выбросов. Как нам следует поступить в данной ситуации?

В данной ситуации необходимо разработать аналогичный проект ПДВ, но есть некоторые различия. Во-первых, в случае превышения ПДК разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух выдается на срок не более 1 года. Во-вторых, обязательным условием является разработка и согласование плана мероприятий по сокращению (снижению) выбросов и сдача отчета по выполнению этого плана. В случае невыполнения утвержденного плана предусмотрены повышающие коэффициенты при платежах за негативное воздействие на окружающую среду — в 100 раз.

Временно согласованные выбросы (ВСВ) — временный лимит выброса, который устанавливается для действующих стационарных источников выбросов с учетом качества атмосферного воздуха и социально-экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения установленного предельно допустимого выброса (Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ).

Вопрос №3. Можем ли мы самостоятельно провести инвентаризацию источников выбросов?

Да, конечно. Но следует отметить, что завершающим этапом инвентаризации является проведение замеров выбросов вредных веществ в воздух. Замеры и анализ выбросов может проводится только аккредитованной лабораторией.

Некоторое время назад мы столкнулись с проблемой при разработке проекта ПДВ, а именно: силами сотрудников предприятия и сторонней лабораторией была проведена инвентаризация, в процессе которой были не совсем верно указаны типы источников выбросов (неорганизованные источники превратились в организованные) и их местоположение. В связи с этим нам пришлось самостоятельно провести инвентаризацию и внести изменения в разработанный проект ПДВ.

ТЭГИ: ПДВ, Проект ПДВ, разработка ПДВ, нормативы ПДВ, ПДВ 2019, ПДВ 2020, разработка проекта ПДВ, выброс ПДВ, расчет ПДВ, проект нормативов ПДВ, согласование ПДВ, разработать ПДВ, тома ПДВ, том ПДВ, ПДВ предприятий, проекты ПДВ выбросы, ПДВ веществ, инвентаризация ПДВ, согласование проекта ПДВ, разработать проект ПДВ, ПДВ атмосферы, стоимость ПДВ, проект ПДВ предприятия, проект ПДВ воздуха, ПДВ загрязняющего вещества, проект предельно-допустимых выбросов, проект предельно допустимых выбросов, предельно допустимые выбросы нормативы, проект нормативов предельно допустимых выбросов, разработка предельно допустимых выбросов, проект предельно допустимых выбросов разработка, предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ, предельно допустимый выброс вредных веществ, предельно допустимый выброс ПДВ, нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ, стоимость, цена, разработка проекта предельно-допустимых выбросов, разработка проекта предельно допустимых выбросов, предельно допустимый выброс, предельно допустимые выбросы, нормативы предельно-допустимых выбросов, нормативы допустимых выбросов,нормативы предельно-допустимых выбросов, инвентаризация источников выбросов, инвентаризация загрязняющих веществ, проект по выбросам, проект предельно допустимых выбросов ПДВ, проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ, разработка нормативов предельно допустимых выбросов, нормативы предельно допустимых выбросов ПДВ, нормативы предельно допустимых выбросов вредных веществ

Наши клиенты
Разработка проекта ПДВ и получение разрешения на выбросы» href=»/upload/iblock/9b2/9b2d88667f91c536480cf31b681c4656.jpg» data-fancybox-group=»gallery»>АО «Судоходная компания «Татфлот»Разработка проекта ПДВ и получение разрешения на выбросы
Разработка проекта СЗЗ, ПДВ и ПНООЛР» href=»/upload/iblock/c3a/c3aec0ce123901a246179b1698fdcf4e.png» data-fancybox-group=»gallery»>Сеть «KFC»Разработка проекта СЗЗ, ПДВ и ПНООЛР

Стоимость проекта ПДВ — от 25 000 руб. Звоните! Сформируем для Вас оптимальное предложение!

Для разработки проекта ПДВ нужны следующие исходные данные:

1. Информация о Заказчике – Наименование организации, Свидетельства ИНН и ОГРН, уставные документы, справка об отнесении к категории предпринимательства (для крупного бизнеса);

2. Полное наименование объекта;

3. Документы на земельный участок (свидетельство о праве на собственность, кадастровый план);

4. Генеральный план — с указанием зданий, сооружений и цехов;

5. Краткая характеристика деятельности предприятия – режим работы, количество работающих, производственная мощность;

6. Наличие или отсутствие – котельных, очистных сооружений, КНС, машин и механизмов, резервуаров и иных технологических сооружений;

7. Продолжительность строительства (для объектов строительства);

8. Проект организации строительство (ПОС) – для объектов строительства;

9. Пояснительная записка (ПЗ) – для объектов строительства;

10. Справки о мощностях оборудования, количества сжигаемого топлива, объёмов перевалки грузов и тд.

Проект нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ)

Разработка и установление нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) и временно согласованных выбросов (ВСВ) для предприятий осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об охране окружающей среды», Федеральным Законом «Об охране атмосферного воздуха», ГОСТ 17.2.3.02-78, Постановлением Правительства РФ «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него», Общегосударственным нормативным документом ОНД-86 и другой общегосударственной нормативной и методическойдокументацией.

Основанием для проведения разработки проекта нормативов предельно-допустимых выбросов для предприятия является необходимость экологической оценки воздействия данного объекта на окружающую природную среду и определения нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (Окончание срока действия предыдущего проекта ПДВ).

Обоснование необходимости разработки проекта нормативов предельно-допустимых выбросов

Федеральным законом № 96-ФЗ от 04 мая 1999 года «Об охране атмосферного воздуха», предусмотрено нормирование качества атмосферного воздуха. Таким нормативом является норматив предельно допустимого выброса. Норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учётом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии не превышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.

Согласно СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» в жилой зоне и на других территориях проживания должны соблюдаться гигиенические критерии качества атмосферного воздуха, т.е. концентрация загрязняющих веществ в атмосферном воздухе на территории жилой застройки не должна превышать 1ПДК, для зон массового отдыха, ЛПУ и центров реабилитации, предъявляются повышенные экологические требования, т.е. концентрация загрязняющих веществ в атмосферном воздухе на данных территориях не должна превышать 0,8ПДК.

Для установления нормативов и выдачи разрешения предприятие-природопользователь должно разработать проект предельно допустимых выбросов. Для разработки проекта ПДВ, нужно провести инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на предприятии проводилась согласно нормативным документам «Инструкция по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу» (Госкомприроды. Л., 1991.) и в соответствии со статьей 22 «Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников» ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферу (в дальнейшем «инвентаризацию») проводят все действующие предприятия, организации, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, производственная деятельность которых связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу.

Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферу является систематизацией сведений о распределении источников выбросов на территории, количестве и составе выбросов.

Ответственность за полноту и достоверность данных инвентаризации несет предприятие (в лице руководителя).

Инвентаризация выбросов проводится один раз в пять лет.

Количественные и качественные характеристики выбросов загрязняющих веществ в атмосферу определяются инструментальными замерами (для организованных источников загрязнения атмосферы) или расчетами на основании методических данных (для неорганизованных источников загрязнения атмосферы).

Работы по инвентаризации можно подразделить на следующие основные этапы:

  1. Изучение технологического регламента (карты техпроцесса) и составление перечня загрязняющих веществ, которые могут выделяться (образоваться) в ходе технологических процессов. При этом учитываются результаты инструментального и расчетного определения выбросов при предыдущей инвентаризации (для действующих объектов), данные проектной документации (для вновь вводимых в действие реконструируемых объектов) и действующие расчетные методики определения выделений (выбросов) в атмосферный воздух различными производствами
  2. Подготовка карты-схемы промплощадок предприятия, для которых производится инвентаризация
  3. Кодификация и определение координат ИЗА. Каждому источнику загрязнения атмосферы предприятия присваивается идентификатор (как правило, номер, №), который указывается на карте-схеме рядом с источником и служит, в дальнейшем, для идентификации этого ИЗА в пределах промплощадки предприятия
  4. Анализ результатов периодической (ежегодной) проверки технического состояния ГОУ с целью определения эффективности работы ее оборудования и степени очистки газа
  5. Выбор методов определения количественных и качественных характеристик выделений и выбросов ЗВ в атмосферу
  6. Определение количественных и качественных характеристик выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, включая геометрические характеристики ИЗА и параметры выбрасываемой газовоздушной смеси (ГВС)
  7. Составление отчета по инвентаризации и его утверждение руководителем предприятия

Документы, необходимые для разработки «Проекта нормативов предельно-допустимых выбросов»

  1. Реквизиты предприятия, коды статистики
  2. Режим работы предприятия (дней/год, часов/день)
  3. Кадастровый план, свидетельство о праве собственности, договор аренды, техпаспорта зданий БТИ и прочие документы на землю
  4. В случае наличия согласованного проекта ПДВ, необходимо приложить копии санитарно-эпидемиологического, экспертного и др. заключений по проекту ПДВ, а также копию разрешения на выбросы
  5. Генплан М 1:500 с четко нанесенной границей предприятия, экспликацией зданий и сооружений
  6. Ситуационный план, на котором полностью помещаются границы ориентировочной СЗЗ в масштабе 1:2000 или 1:5000
  7. На ситуационном плане должны быть указаны:
    • четко границы земельного участка предприятия
    • масштаб
    • направление на север
    • ближайшая жилая зона
    • номера жилых домов
    • номера и названия школ, детских садов, больниц
    • ближайшие садовые товарищества, предприятия пищевой промышленности
    • план должен быть заверен Управлением городской архитектуры
  8. Обозначить на карте и приложить список предприятий, находящихся в ориентировочной СЗЗ. Особо выделить предприятия пищевой промышленности
  9. Справка о количестве жилых домов и жильцов, количестве мест в больницах, детских садах, школах
  10. Справка о фоновых концентрациях загрязняющих веществ
  11. Тех. регламент производства или описание техпроцесса
  12. Инвентаризация источников загрязнения атмосферного воздуха. Инвентаризация проводится с выездом специалистов на место

Перечень нормативных документов, используемых для разработки проекта

  1. Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды». М., 2002
  2. Федеральный Закон «Об охране атмосферного воздуха». М., 1999
  3. ГОСТ 17.2.3.02-78 «Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями». М., Изд. стандартов, 1979
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него»
  5. ОНД-86. Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий. Л., Гидрометеоиздат, 1987
  6. Рекомендации по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия. М., Госкомприрода, 1990
  7. Сборник законодательных, нормативных и методических документов для экспертизы воздухоохранных мероприятий. Л., Гидрометеоиздат, 1986
  8. Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. СПб., 2005
  9. Перечень методик выполнения измерений концентраций загрязняющих веществ в выбросах промышленных предприятий. СПб., 2007
  10. Перечень документов по расчету выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферный воздух, действующих в 2010 году. СПб., 2009
  11. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (новая редакция)
  12. СанПиН 2.2.1/2.1.1.-2361-08 «Изменения №1 к санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»
  13. СанПиН 2.2.1/2.1.1.2555-09 Изменение № 2 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (новая редакция)
  14. Рекомендации по учету нестационарности технологических процессов и режимов работы различных производств при составлении отраслевых мето-дик по расчету выбросов в атмосферу и их нормативов. Л., 1987
  15. Перечень и коды веществ, загрязняющих атмосферный воздух. С.Пб., 2006
  16. Порядок определения перечней вредных (загрязняющих) веществ и ис-точников выбросов, подлежащих нормированию и государственному учету (проект). М., 2008
  17. РД 52.04.52-85. Методические указания. Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях. Л., Гидрометеоиздат, 1987
  18. Руководство по контролю загрязнения атмосферы. РД.52.04.186-89. М., 1991
  19. Инструкция по нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. НИИ Атмосфера
  20. Рекомендации по основным вопросам воздухоохранной деятельности. М., 1995
  21. Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. С-Пб., 2005 г
  22. ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно-допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест»
  23. Дополнение №1 к ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно-допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест»
  24. Дополнение №2 к ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно-допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест»
  25. Дополнение №3 к ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно-допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест»
  26. ГН 2.1.6.1339-03 «Ориентировочно-безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест»
  27. Дополнение №1 к ГН 2.1.6.1339-03 «Ориентировочно-безопасные уровни воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест»
  28. Дополнение №2 к ГН 2.1.6.1339-03 «Ориентировочно-безопасные уровни воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест»
  29. Дополнение №3 к ГН 2.1.6.1339-03 «Ориентировочно-безопасные уровни воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест»

Перечень программ, используемых для расчетов

Расчеты рассеивания выбросов и максимальных приземных концентраций загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы проводятся на программе УПРЗА «Эколог» вариант «Стандарт с учетом влияния застройки» версия 3.0, разработанной фирмой «Интеграл» и согласованной ГГО им. Воейкова, реализующей методику ОНД-86, в том числе позволяющей реализовать расчет с учетом влияния существующей застройки.

Нормативы выбросов

Норматив ПДВ (он же предельно допустимый выброс) – показатель допустимого вредного вещества в атмосферном воздухе. Определяется как максимальные объем или масса химических и прочих веществ и микроорганизмов, которые допустимы для выброса в атмосферу стационарными источниками, чтобы не нарушать экологические и гигиенические нормативы качества воздуха. Если значение норматива ПДВ соблюдается, значит, соблюдаются требования в области охраны атмосферного воздуха. В общем смысле понятие норматива означает ряд действий, которые требуется обязательно выполнить, чтобы они привели к ожидаемому результату.
Напомним, что стационарным источником выбросов является источник выброса, который можно передвинуть с места с помощью транспортного средства или его местоположение определено в государственной системе координат (в настоящее время Местная система координат, с 2017 года ЕГСК – Единая государственная система координат).
Существует вполне исчерпывающее определение экологического норматива качества атмосферного воздуха. Экологический норматив – это установленная величина пользования природными ресурсами или воздействия машин и оборудования на некую территорию, при которой функция и структура этой территории находится в рамках естественных изменений.
Нормативы, в том числе экологические, устанавливаются на уровне Правительства страны.

Нормирование качества окружающей природной среды

Нормативы, относящиеся к качеству окружающей природной среды, делятся на три области:

  • санитарно-гигиенические (выражаются в таких значениях, как ПДК химических веществ, ПДВ физических воздействий, ОБУВ, нормы санитарно-защитных зон…)
  • экологические (выражаются в нормативах выбросов и сбросов, нормативах шума и вибрации, нормативах биологических загрязнений…),
  • вспомогательные (выражаются в нормативах терминологии, организационных нормативах, правовых нормативах). Как видите, нормативы ПДВ относятся к экологическим нормативам.

Нормативы окружающей среды

Рис. Схема нормативов качества окружающей среды

Проект нормативов предельно допустимых выбросов – платформа для разработки нормативов

Установление нормативов является правовым предупредительным административным методом регулирования экологической безопасности в стране. Цель использования метода в создании экологической безопасности для граждан своей страны и других живых организмов.
Масса вредных веществ измеряется в граммах, концентрация вредных веществ – в миллиграммах на кубометр, концентрация на выходе из источника — в граммах на кубометр.
Помимо предупредительного метода регулирования экобезопасности в нашей стране практикуются еще два: информационный и принудительный. Административный метод регулирования делится еще на две ветви: правовые методы и контрольные методы.
Как мы видим, установление нормативов ПДВ относится к сфере разработки правовых норм, стандартов и разрешений. Нормативы рассчитываются и предлагаются к установлению инженером-экологом и входят в проект нормативов предельно допустимых выбросов.

Для чего требуется соблюдать экобезопасность

Несоблюдение экологической безопасности приводит к чрезмерному загрязнению окружающей среды. Загрязнение окружающей среды грозит:

  • разрушением озонового слоя;
  • изменением климата;
  • ухудшением качества продукции;
  • снижением урожайности;
  • гибелью флоры и фауны;
  • ускорением разрешения объектов;
  • истощением и утратой природных ресурсов;
  • разрушением и видоизменением ландшафтов и пейзажей.

Все перечисленные последствия приводят к ухудшению здоровья и социально-экономического благополучия населения. К самым распространенным загрязняющим атмосферный воздух веществам относятся:

  • Оксиды азота (источники возникновения: транспорт, производство энергии, промышленность);
  • Диоксид серы (угольные электростанции, промышленность);
  • Диоксид углерода (углекислый газ) (промышленность);
  • Железа оксид;
  • Меди оксид;
  • Бензин.

Целью установления нормативов является предотвращение негативного воздействия на окружающую среду юридическими и физическими лицами. За превышение нормативов они несут административную и в некоторых случаях уголовную ответственность.
Нормативы выбросов устанавливаются как для стационарных источников, так и для передвижных на основании допустимой нагрузки на окружающую среду, технологических нормативов и нормативов качества окружающей среды (ПДК, шума и т.д). Технологические нормативы, в свою очередь, устанавливаются на основании использования наилучших доступных технологий. Когда природопользователь не способен соблюсти в ходе своей деятельности нормативы выбросов, для него на государственном уровне устанавливаются разрешенные лимиты на выбросы (временно согласованные выбросы). Лимиты могут установить только лишь в том случае, если у организации-природопользователя есть разработанный и утвержденный госорганами план снижения выбросов, который обязательно должен быть внедрен. Лимиты на выбросы действуют только в период внедрения плана снижения выбросов.
Лимиты и планы снижения выбросов и разрешения на выбросы в нашей стране выдаются Росприроднадзором, наделенным государственной исполнительной властью.
После внедрения плана природопользователь с помощью замеров воздуха и шума должен доказать Росприроднадзору факт снижения объема выбросов. При недостижении показателей план пересматривается, и продолжают вводиться мероприятия по снижению выбросов. Процесс продолжается, пока выбросы не достигнут нормативов.

Полномочия в области охраны атмосферного воздуха Росприроднадзора

Область полномочий Росприроднадзора (Федеральной службы в сфере природопользования) достаточно широка – более 30 функций. Выделим основные и наиболее важные:

  • принятие законов и других нормативных правовых актов, их корректировка и дополнение;
  • участие в организации, финансирование и проведение мониторинга атмосферного воздуха;
  • учреждение порядка разработки нормативов;
  • ввод порядка выдачи разрешений на выбросы;
  • утверждение нормативов ПДВ;
  • введение целевых показателей объема и массы выбросов на территории страны и сроков их снижения.

ПДВ устанавливаются для каждого стационарного источника выбросов и по организации в целом. Нормативы выбросов и способы их определения пересматриваются и модернизируются по мере развития науки и техники. В случае, когда выбросы загрязняющих веществ соответствуют нормативам ПДВ, необходимо контролировать их непосредственно на источниках. Проект нормативов ПДВ включает в себя разработанный раздел плана-графика контроля, где указываются все нормируемые источники выбросов предприятия, периодичность и способы их замеров. Существует два метода замеров источников выбросов – инструментальный (с привлечением лаборатории) и расчетный (с использованием программного обеспечения).
Проект нормативов ПДВ и нормативы только проверяют надзорные органы, сам же расчет и предложения по установлению нормативов готовит инженер-эколог в рамках проекта.
Правила установления нормативов допустимых выбросов и методы определения нормативов описаны в «ГОСТ 17.2.3.02-2014. Межгосударственный стандарт. Правила установления допустимых выбросов промышленными предприятиями”. Документ создан для унифицированного подхода и оформления проекта выбросов на промышленных предприятиях.

Установление нормативов выбросов

В ГОСТе говорится о том, что нормирование выбросов предусматривает учет гигиенических и экологических нормативов качества воздуха.
Не все загрязняющие вещества есть смысл нормировать, потому как их вклад в общий объем загрязнения ничтожно мал. И даже для определения тех загрязняющих веществ, которые обязательны к нормированию в российском экологическом законодательстве, есть описанная методика. Она описана в Приказе №579 от 31.12.2010 «О Порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию…».

Согласно этому Приказу, помимо представленного перечня ЗВ, подлежащих нормированию, ему подлежат вещества, соответствующие двум критериям:

  1. Показатель опасности выбросов больше или равен 0,1.
  2. Приземные концентрации выбросов превышают 5% от экологического норматива качества атмосферного воздуха.

В общем смысле принцип установления нормативов ПДВ на конкретном предприятии несложен.

  1. Проводится инвентаризация для определения источников выбросов и ингредиентов загрязняющих веществ от них.
  2. Вычисляется объем выбросов загрязняющих веществ расчетным способом (используя специализированную программу) или с привлечением лаборатории.
  3. Рассчитываются максимальные концентрации каждого загрязняющего вещества от каждого источника выбросов организации (расчеты рассеивания).
  4. Сравниваются рассчитанные значения концентраций с установленными Правительством гигиеническими нормативами качества атмосферного воздуха (ОБУВ, ПДК).
  5. Делается вывод о превышении/непревышении максимальных концентраций загрязняющих веществ предприятия от значений нормативов ПДВ и ОБУВ.
  6. Убедившись, что фактические гигиенические нормативы в организации соблюдены, инженер-эколог предлагает их в качестве нормативов выбросов для организации.

Разрешение на выбросы

Рис. Обязательное приложение к нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ

Существует два метода определения нормативов ПДВ:

  • Метод расчета рассеивания выбросов (наиболее популярный).
  • Метод сводных расчетов (на базе инвентаризации выбросов и квот концентраций, выданными территориальными органами).

По методу расчета рассеивания выбросов нормативы определяются с учетом нормальной производственной деятельности предприятия с учетом перспективы его развития.
Устанавливаемые нормативы выражаются в двух величинах: максимальном разовом значении выбросов и валовом (годовом) значении выбросов.
Максимальное разовое значение – наибольшая допустимая масса выброса загрязняющего вещества в секунду. Для определения этого значения источник загрязнения замеряется в течение 20 минут. Показатель выражается в граммах на секунду. Для определения максимального разового значения по всему предприятию выбросы замеряются одновременно ото всех источников в течение 20 минут.
Валовое (годовое) значение подразумевает наибольшую допустимую суммарную годовую массу выброса от одного источника с учетом соблюдения всех технологических ограничений на источники выделения (агрегаты, устройства и т.д.). Выражается в тоннах в год.
Для всего предприятия суммируется валовое значение выбросов ото всех источников, которые есть у него на балансе.
Предельно допустимые выбросы для каждого конкретного стационарного источника устанавливают территориальные органы Росприроднадзора. Например, в Москве – Центральный аппарат Росприродназора. В Санкт-Петербургу – по Росприроднадзор Северо-Западному федеральному округу. Потому как следует учитывать фоновое загрязнение воздуха, источники выбросов и технические нормативы в каждом конкретном округе отдельно. Организации, подлежащие региональному контролю, проходят еще одну стадию согласования — в Комитете по природопользованию.
Для того чтобы правильно рассчитать нормативы выбросов, замеры необходимо выполнять при нормальной загрузке и работе оборудования и нормальном функционировании пыле-и газоочистного оборудования (при их наличии).
Максимальное и валовое значения выбросов от каждого источника выбросов определяются в программе «Эколог”. В зависимости от вида источника выбросов используются ее вариации, такие как «АТП-Эколог» (расчет выбросов от автотранспорта), «Котельные», «Аккумуляторные работы», «Сварка» и многие другие. Программы разработаны на основании ряда действующих методических документов:

  1. Методика проведения инвентаризации выбросов для автотранспортных предприятий (расчетным методом).
  2. Методика проведения инвентаризации выбросов для авторемонтных предприятий (расчетным методом).
  3. Методика проведения инвентаризации выбросов для дорожной техники (расчетным методом).
  4. Дополнения к вышеперечисленным методикам.
  5. Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов.
  6. ОНД-86 Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе предельных выбросов для предприятий.

Метод расчета рассеивания выбросов в наши дни осуществляются экологом с использованием специализированной программы «УПЗРА-Эколог” (разработана НПО «Интеграл”). Программа создана на базе документа «ОНД-86: Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ… в выбросах предприятий”.
Метод сводных расчетов выбросов используется крайне редко, обычно к нему обращаются администрации городов с целью оценки загрязнения атмосферы ряда предприятий и городского транспорта.
В общих чертах метод сводных расчетов выбросов происходит следующим образом: 1) выполняется инвентаризация выбросов; 2) для каждого из них проектируются тома проектов ПДВ; 3) вычисляются параметры выбросов транспортных средств; 4) выполняются общие (сводные) расчеты наибольших приземных концентраций вредных веществ на территории города от определенных предприятий; осуществляется анализ результатов; 5) оценивается степень значимости влияния определенных ранее вредных веществ на загрязнение городского воздуха; выделение значимых вредных ЗВ; 5) определяются предельно допустимые поля загрязняющих веществ от работы предприятий; 6) предприятия в ходе обсуждения распределяют между собой квоты загрязняющих веществ; 7) разрабатываются мероприятия и рекомендации по снижению уровня загрязнения атмосферы города; 8) экологические надзорные органы согласовывают нормативы рассчитанных выбросов, документально подтверждая этот факт.
Подробная методика использования метода сводных расчетов выбросов изложена в «Методическом пособии по выполнению сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха выбросами промышленных предприятий…» (1999 г.).
Несложно понять, что весь цикл определения сводных расчетов выбросов для города требует высокой профессиональной подготовки исполнителей и займет несколько лет.
К способам уменьшения загрязнения атмосферы до положенных нормативов относятся:

  • озеленение территории объекта;
  • строительство подземных парковок;
  • смена состава топлива автотранспорта;
  • перевод транспорта на электропитание;
  • установление фильтров и вытяжек на оборудовании;
  • перепланировка территории предприятия;
  • увеличение скорости выбросов из организованных источников;
  • другие.

Нинішню владу іноді називають «владою ФОПів», і номінально це справді так. У складі уряду колишніх ФОПів — половина.

За даними джерел автора, серед народних депутатів 125 точно були ФОПами і ще 117 — «під підозрою». Можливо, це їхні повні тезки. Очікувано найбільше колишніх ФОПів серед представників «Слуги народу»: 108 доведених та 66 імовірних.

Дані свідчать, що в системі влади є кому висувати законодавчі ініціативи для поліпшення умов роботи малого бізнесу.

До того ж, багато ФОПів на виборах підтримувало нову команду. Якщо не 73%, то все одно статистично це була більшість. Проте їхні шляхи швидко розійшлися і тепер ФОПи протестують проти політики «своєї» влади.

Які новації «команди Зеленського» обурили представників малого бізнесу? Що змінилося за останні чотири місяці в законодавстві щодо ФОПів? Що їх чекає незабаром? Як малий бізнес може вибудовувати відносини з владою?

Битися чи миритися

Якщо покласти на терези все, що «влада ФОПів» зробила для малого бізнесу, то відділити зраду від перемоги буде непросто. Навіть якщо відкинути озвучені наміри й аналізувати лише реалізоване.

Обов’язкове використання касових апаратів (РРО) та «кешбек»

Документи: закони про РРО та про внесення змін до Податкового кодексу щодо детінізації розрахунків у сфері торгівлі і послуг.

Це найрезонансніші ініціативи нової влади щодо малого бізнесу. Ці закони Верховна Рада ухвалила у вересні 2019 року. Вони ще не набули чинності, але спричинили протести і навіть спровокували створення руху #SaveФОП.

Наміри, задекларовані урядом у цих документах, шляхетні: великі компанії прикриваються ФОПами для приховування обігу коштів. Мовляв, коли чек покупцеві дає не крамниця, а ФОП, то ліміт прибутку 5 млн грн він може отримувати за один день і про це ніхто не дізнається.

Потім виявилося, що влада таким чином планує вбити ще кількох зайців: виключення людського чинника у спілкуванні платника податків і податкового органу шляхом диджиталізації, боротьба з контрабандою, врегулювання торгівлі через інтернет.

Якби ці закони справді були націлені проти несумлінного бізнесу, ФОПи їх би підтримали. Однак є нюанси.

По-перше, не вирішується проблема «псевдо-ФОПів», що обслуговують великі фірми. Велике підприємство може собі дозволити фахового бухгалтера, який креативно зведе всі цифри і буде вести перемовини з контрольними органами. У крайньому разі можна просто збільшити кількість «псевдо-ФОПів».

По-друге, згадані закони роблять вигідною роботу в «тіні». Якщо податкова не знає про існування підприємця, то інспектор не прийде його перевіряти, а всі інші питання вирішать «зв’язки» у потрібних органах.

По-третє, зобов’язання щодо використання РРО в такому вигляді руйнують принцип спрощеної системи оподаткування і роблять усіх малих підприємців порушниками, даючи контролерам привід нищити ФОПи.

«…речь идет не просто о том, чтобы выбить сумму в чеке, весь товар должен быть отсканирован (вручную!), введен в память, и за каждую ошибку — штраф! Ну и не поторгуешься, соответственно.

А для «рисковых категорий», в которых одежда, в том числе подержанная, «отели» (апартаменты посуточно), «рестораны» (любые кафе), вся бытовая техника и электроника — полный товарный учет с первичными документами.

Так что главное: теперь у налогового инспектора будет железный повод прийти с проверкой к любому ФОПу, даже если он не торгует за «кэш».

Старший економіст CASE Ukraine Володимир Дубровський. Джерело: Деньги.UA

Тобто більшості підприємців доведеться або купувати лояльність податкової, або йти в «тінь».

По-четверте, є велика вірогідність, що держава не зможе контролювати виконання цього закону, і тотальну фіскалізацію підприємці просто саботуватимуть.

До слова, ФОПів і зараз майже не перевіряють. Про яку невідворотність покарання може йти мова, якщо 1,5 млн ФОПів неможливо перевірити? Це заохочує підприємців порушувати правила.

По-п’яте, можливість заробити на компенсації частини штрафних санкцій через механізм «кешбеку» стимулює недобросовісних покупців скаржитися на роздрібного торговця за реалізацію товару без РРО.

Можна обирати будь-яке відділення податкової

Документ: закон про внесення змін до деяких законодавчих актів щодо захисту прав власності.

Відтепер для державної реєстрації ФОП документи можна подавати до будь-якого суб’єкта державної реєстрації в межах України в електронній чи паперовій формах.

За новим екстериторіальним принципом ФОП може вибирати відділення податкової, куди надаватиме звіти. Вказувати потрібно адресу фактичного проживання, а не місце реєстрації. Для цього достатньо написати заяву на сайті Мін’юсту.

Там же можна написати заяву про сплату єдиного податку. Єдиний мінус — пілотний режим. Додавання заяви про перехід на спрощену систему оподаткування — окремий квест. Дізнатися, прийнята заява чи відхилена, можна лише через добу.

Податки зростуть

Документ: закон про державний бюджет на 2020 рік.

Зріс розмір прожиткового мінімуму, а разом з ним — мінімальний розмір посадового окладу та декретні виплати.

Зростає також неоподатковуваний мінімум доходу громадян — НМДГ, який є базою для нарахування штрафів, що призводить до їх зростання.

Також підвищується мінімальна зарплата, а разом з нею — і єдиний соціальний внесок, який сплачують ФОПи.

Ціни на газ, зарплати, податки для ФОПів та нові поштові тарифи: що змінюється з 1 січня 2020

Так, ФОПи на першій групі спрощеної системи оподаткування з 1 січня 2020 року платитимуть 1 249,26 грн на місяць (1 039,06 грн ЄСВ та 210,2 грн єдиного податку).

ФОПи на другій групі — 1 983,66 грн на місяць (1 039,06 грн ЄСВ і 944,6 грн єдиного податку).

Для третьої групи розмір єдиного податку буде залежати від розміру доходу та системи, яку вибере платник: 3% від доходу за місяць для ФОПів, які платять ПДВ, і 5% від доходу для тих, хто ПДВ не платить.

Система оподаткування

Єдиний податок

ЄСВ (22% від мінімальної зарплати)

Податок на доходи фізосіб

Військовий збір

Всього за місяць

Перша група

єдиного податку

210,2 грн

(до 10% від прожиткового мінімуму працездатної особи, встановленого на 1 січня звітного року)

1 039,06 грн

не сплачується

не сплачується

1 249,26 грн

Друга група

єдиного податку

944,6 грн

(до 20% від мінімальної зарплати)

1 039,06 грн

не сплачується

не сплачується

1 983,66 грн

Третя група

єдиного податку (без ПДВ)

5% від доходу

1 039,06 грн

не сплачується

не сплачується

1 039,06 грн + 5% від доходу

Третя група єдиного податку (з ПДВ)

3% від доходу + 20% ПДВ

1 039,06 грн

не сплачується

не сплачується

1 039,06 грн + 5% від доходу

Загальна система оподаткування

не сплачується

1 039,06 грн

18% від чистого прибутку (дохід мінус витрати)

1,5% від чистого прибутку (дохід мінус витрати)

1 039,06 грн + 18% ПДФО + 1,5% військовий збір

За найманого

працівника

не сплачується

1 039,06 грн (22% від окладу)

850,14 грн (18% від окладу)

70,85 грн (1,5% від окладу)

1 960,05 грн

Тиск зменшується, штрафи зростають

Документ: закон про зменшення тиску на бізнес.

Закон вилучає з Кримінального кодексу статтю 205 («Фіктивне підприємництво») та підвищує пороги для кваліфікації діяння за статтею 212 («Ухилення від сплати податків, зборів»).

Раніше відповідальність за фіктивне підприємництво була не особливо суворою — кількість обвинувальних вироків і сума сплачених штрафів були мізерними.

Проте вироки за статтею 205 КК були зручним інструментом тиску на бізнес. Це давало фіскалам підстави для донарахування контрагентам податкових зобов’язань або для зменшення розміру бюджетного відшкодування ПДВ.

Із статтею 212 КК відбулися двосторонні метаморфози.

З одного боку, удвічі-утричі зросли розміри сум ухилення від сплати податків, за які підприємця можна притягнути до відповідальності.

Розміри сум ухилення, за які підприємця можна притягнути до відповідальності

Раніше

Тепер

Значний розмір

1 тис неоподаткованих мінімумів (960 500 грн)

3 тис неоподаткованих мінімумів (2 881 500 грн)

Великий розмір

3 тис неоподаткованих мінімумів (2 881 500 грн)

5 тис неоподаткованих мінімумів (4 802 500 грн)

Особливо великий розмір

5 тис неоподаткованих мінімумів (4 802 500 грн)

7 тис неоподаткованих мінімумів (6 723 500 грн)

З іншого боку, зросли штрафи за ухилення від сплати податків: з 3-5 тис до 5-7 тис неоподатковуваних мінімумів.

Єдиний рахунок для сплати ЄСВ і ПДФО

Документи: закони про збір та облік ЄСВ та про внесення змін до Податкового кодексу щодо подання єдиної звітності з ЄСВ та податку на доходи фізосіб.

Закони набули чинності з 1 січня 2020 року. Мета шляхетна: запровадження нової об’єднаної звітності з ЄСВ та ПДФО з єдиним встановленим терміном подання.

Запровадження єдиного рахунку покликане спростити сплату податкових платежів і зменшити кількість помилково або надміру сплачених податків. Проте реалізація знову кульгає.

Статті 9 та 10 Податкового кодексу, які визначають вичерпний перелік загальнодержавних податків, зборів та місцевих податків, не передбачають єдиного соціального внеску.

Навіть більше — закон «Про збір та облік єдиного внеску на загальнообов’язкове державне соціальне страхування» говорить: «Єдиний внесок не входить до системи оподаткування. Податкове законодавство не регулює порядок нарахування, обчислення і сплати єдиного внеску». Це підтвердили і в ДФС.

Виходить, що Податковий кодекс взагалі не повинен перетинатися з ЄСВ. Це означає, що відповідні зміни в законодавстві можуть призвести до великої кількості податкових спорів.

Дільяність ФОПів у чітких межах

Документ: наказ Мінфіну «Про затвердження форм заяви про застосування спрощеної системи оподаткування, розрахунку доходу за попередній календарний рік, запиту про отримання витягу з реєстру платників єдиного податку та витягу з реєстру платників єдиного податку».

Не всі зміни, які містить цей наказ, косметичні. Так, при заповненні рядка «Місце провадження господарської діяльності» треба вказати не лише індекс та назву населеного пункту, а й адресу місця провадження діяльності та код за КОАТУУ за кожним місцем.

Проте ФОП може не знати, де саме вестиме діяльність, наприклад, концертну або виставкову. Що тоді?

На різних ресурсах радять або вказувати «Надання послуг на території України», або про всяк випадок перелічити через кому всі коди за КОАТУУ за всіма областями України. Проте в податковій можуть запропонувати вказати КОАТУУ найбільш імовірного місця, мовляв, «хто там перевірятиме».

Щодо послуг перевезень, то без консультації податківців це заповнити неможливо.

Що далі

Багато ФОПів на виборах підтримували нову команду, але з перших днів її роботи з’явилося чимало незадоволених. Проте звинувачувати нову владу у замаху на навмисне вбивство підприємництва в Україні не варто.

Так само марно сподіватися, що колишні ФОПи-міністри ніколи не підуть проти інтересів малого бізнесу, а якщо й підуть, то колишні ФОПи-депутати заблокують такі ініціативи.

Перелічені нововведення свідчать, що у нинішньої влади нема чіткого плану, що робити з малими підприємцями. Її спроби змінити правила гри виглядають хаотичними.

Виявляється, проблема не в тому, щоб завести у владу ФОПів, а в тому, щоб туди потрапили професіонали, які розуміють механізми, процеси, наслідки і які зацікавлені в розвитку малого бізнесу.

Можливо, на часі створення ФОПами власної політичної сили, яка буде відстоювати їхні інтереси. Однак ресурсів для цього поки нема. Найбільш реалістичний варіант — вчитися тиснути на владу. Здається, ФОПи поступово починають це розуміти.

Атанайя Та, журналістка, громадський діяч, письменниця

Добавить комментарий