Прочие земельные участки что к ним относятся

Налоговый кодекс не содержит единой нормы, которая давала бы ответ на вопрос, кто имеет право на освобождение от земельного налога. Но на практике льготы по налогу на земельные участки имеют многие граждане

Читать в полной версии

Фото: beeboys/.com

Фото: beeboys/.com

На федеральном уровне от уплаты земельного налога освобождаются представители коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России, а также общины таких народов. Но местные власти могут устанавливать собственные льготы по земельному налогу.

Вместе с юристами рассказываем, кто может не платить налог на землю и что для этого нужно сделать.

Кто и когда должен платить налог на землю

Земельный налог относится к местным налогам. Порядок налогообложения земельных участков определен гл. 31 Налогового кодекса. Налог должны оплачивать организации и физические лица, обладающие участками на праве собственности, на праве постоянного (бессрочного) пользования или получившие в наследство. Если земли находятся на праве безвозмездного срочного пользования или арендованы, земельный налог платить не нужно. Налог уплачивается по месту нахождения собственности не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

«Дети, владеющие земельными участками, не освобождаются от уплаты земельного налога. За них обязанность по уплате налогов исполняют родители или другие законные представители, например опекуны», — пояснил член Ассоциации юристов России (АЮР) Антон Бибаров-Государев.

Налог исчисляется из кадастровой стоимости земельного участка. Ставки устанавливаются на местном уровне и не могут превышать:

  • 0,3% кадастровой стоимости социально значимых земель или тех, которые используются под дачные участки, жилые постройки, сельскохозяйственные земли или строительство частных домов;
  • 1,5% для прочих земель — в эту категорию обычно попадают участки, используемые для коммерческой деятельности.

Формула расчета земельного налога

Земельный налог рассчитывается по формуле ЗН = Кст x Д x Cт x Кв, где Кст — кадастровая стоимость земельного участка (ее можно узнать на официальном сайте Росреестра или при помощи кадастровой карты); Д — размер доли в праве на земельный участок; Ст — налоговая ставка (можно узнать в налоговой службе региона); Кв — коэффициент владения земельным участком (применяется только в случае владения земельным участком в течение неполного года). Рассчитать налог можно с помощью «налогового калькулятора» на сайте ФНС.

Кто освобождается от уплаты земельного налога

Налоговый кодекс не содержит единой нормы, которая давала бы ответ на вопрос, кто имеет право на освобождение от уплаты земельного налога, отметил Антон Бибаров-Государев. Поскольку налог на землю относится к местным, а полученные средства граждан идут на содержание муниципального хозяйства и имущества, то и льготы на него устанавливают местные законодательные власти. На федеральном уровне от уплаты земельного налога освобождаются представители коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Право на получение налогового вычета имеют также льготники. Для них налогом не облагаются шесть соток земли. Данная льгота действует в отношении одного участка. Таким правом обладают лица, указанные в п. 5 ст. 391 НК РФ. К ним относятся:

  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;
  • инвалиды I и II групп;
  • инвалиды с детства, дети-инвалиды;
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, а также ветераны и инвалиды боевых действий;
  • ликвидаторы техногенных аварий — чернобыльцы и граждане, имеющие аналогичный статус;
  • граждане, получившие инвалидность при техногенных катастрофах;
  • физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;
  • пенсионеры;
  • предпенсионеры (из-за повышения пенсионного возраста);
  • многодетные семьи.

«Уменьшение налоговой базы производится только в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика. Если, к примеру, многодетный родитель имеет в собственности три земельных участка, то не платить налог с шести соток он сможет только по одному из них. Остальные участки будут облагаться земельным налогом в полной мере», — пояснил представитель АЮР. Либо если у пенсионера в собственности восемь соток, земельный налог начислится с двух соток.

На местном уровне перечень налоговых льгот по земельному налогу может быть шире. Одни регионы могут полностью освободить от уплаты земельного налога ветеранов войны и многодетные семьи, другие — предоставить вычеты ветеранам труда и малоимущим. Например, в Москве для ветеранов и инвалидов действует дополнительное уменьшение налоговой базы по земельному налогу на одного налогоплательщика на 1 млн руб.

Как узнать о наличии льгот

Узнать о наличии льгот по земельному налогу можно в местной налоговой службе, социальной службе или у местной администрации. Уточнить информацию можно, обратившись в Единый контакт-центр ФНС России на бесплатную горячую линию по номеру 8 800 222-22-22. Также можно воспользоваться электронным сервисом‌ на сайте ФНС. Нужно выбрать вид налога (земельный), указать регион проживания и зайти на страницу «Местные льготы».

Нужно ли заявлять о льготе

Для получения льготы нужно подать в налоговый орган заявление о ее предоставлении и документы, которые могут подтвердить право на льготу. Подать заявление можно через портал «Госуcлуги», МФЦ или обратиться в налоговую. Сделать это нужно до момента уплаты налога.

«Льгота по земельному налогу носит заявительный характер, то есть, чтобы ею воспользоваться, гражданин должен обратиться в налоговую. В большинстве случаев заявление подается один раз, но рекомендуется обновлять информацию — обращаться в налоговую по этому вопросу ежегодно», — отметил партнер налоговой практики BMS Law Firm Давид Капианидзе.

Гражданам, перечисленным в п. 5 ст. 391 НК РФ, не нужно дополнительно подавать заявление о налоговой льготе в виде вычета. «При условии, что у налоговой уже имеются документированные сведения, позволяющие подтвердить право налогоплательщика на налоговую льготу. Такие сведения налоговая могла получить по случаю начисления льгот по другим налогам», — пояснил Антон Бибаров-Государев.

Но если вычет налоговой не был произведен, представить такие документы потребуется при условии, что они не были получены в рамках межведомственного взаимодействия, советуют юристы. Если земельных участков несколько, налогоплательщику нужно представить в налоговую уведомления о выбранном (одном) земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет. При непредставлении уведомления вычет предоставляется в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.

* Подробно о нем — в «Налоги и бухгалтерский учет», 2020, № 8, с. 2.

Земельный налог

Земельный налог является местным налогом и по совместительству одной из составляющих налога на имущество (п.п. 10.1.1 НКУ; п.п. 265.1.3 НКУ).

Плательщики налога. Земельный налог должны уплачивать (п. 269.1 НКУ):

— землевладельцы, т. е. владельцы земельных участков или земельных долей (паев);

— постоянные землепользователи, т. е. лица, которые имеют бессрочное право владеть и пользоваться участком, находящимся в государственной или коммунальной собственности (ч. 1 ст. 92 ЗКУ).

Особая ситуация — земля под многоэтажками. В соответствии с п. 287.8 НКУ владелец нежилого помещения (его части) в многоквартирном жилом доме является плательщиком земналога. При этом платить он должен налог за площади под такими помещениями (их частями) с учетом пропорциональной части придомовой территории с даты госрегистрации права собственности на недвижимое имущество.

Согласно разъяснениям, которые предоставлены в ОНК № 602* («Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 57, с. 4), непосредственный плательщик налога за земельные участки под многоэтажными домами — ОСМД, которое, по мнению Минфина, является субъектом регистрации вещных прав на землю. А совладельцы, в том числе и юрлица, которые владеют нежилыми помещениями в многоэтажном доме, будут компенсировать ОСМД плату за землю в составе расходов на содержание дома. Налог же в бюджет уплачивает именно ОСМД. При этом, чтобы ОСМД платило земельный налог, земля под домом должна быть передана ему в постоянное пользование или в собственность.

** Обобщающая налоговая консультация, утвержденная приказом Минфина от 06.07.2018 г. № 602.

А если ОСМД в многоэтажке не создано? Тогда платить налог за землю под такой многоэтажкой должно предприятие, которое осуществляет управление домом. Но в любом случае только при условии оформления вещных прав на земельный участок.

Неоформленная земля. Предположим, что право собственности или пользования землей должным образом не оформлено. Нужно ли уплачивать земельный налог за такие земли? Нет, не нужно.

Когда у предприятия нет оформленного права собственности на землю, то платить за нее земельный налог не нужно

Ведь он платится с даты государственной регистрации права собственности на такой земельный участок. С этим соглашаются Минфин в ОНК № 602 и фискалы в письме ГФСУ от 07.09.2018 г. № 3890/08-01-12-03-16/ІПК, письме ГУ ГФС в Днепропетровской обл. от 06.02.2019 г. № 418/ІПК/04-36-12-04-21, письме ГУ ГФС в Харьковской обл. от 12.04.2019 г. № 1585/ІПК/20-40-12-03-20, а также БЗ 111.01.

И не забывайте: если вы пользуетесь землей, право собственности на которую не оформлено, эта земля принадлежит кому-то другому. Если землевладельцем или землепользователем является другое лицо, нужно компенсировать земналог плательщику (письмо ГНСУ от 13.12.2019 г. № 1876/6/99-00-07-03-02-15/ІПК). Если же земля коммунальная/государственная, орган местного самоуправления/государственной власти рано или поздно обнаружит самовольное пользование и через суд заставит вас компенсировать потери бюджета за пользование такой землей.

Льготы. Для некоторых собственников и землепользователей НКУ устанавливает право не платить земельный налог. Основной перечень льготников — юридических лиц установлен ст. 282 НКУ. Остановимся на отдельных юрлицах, освобожденных от земельного налога.

Бюджетные и неприбыльные организации. Идет речь о тех юрлицах, которые указаны в ст. 282 НКУ. В то же время если такие организации предоставляют в аренду земельные участки, отдельные здания, сооружения или их части, то льготы по налогу за земли, предоставленные в аренду или которые находятся под домами и сооружениями, переданными в аренду, не будет (п. 284.3 НКУ).

Единоналожники групп 1 — 3. Они освобождены от уплаты земельного налога за земли, которые используют в их хозяйственной деятельности (п.п. 4 п. 297.1 НКУ). На наш взгляд, такое освобождение распространяется на все земельные участки, которые единоналожники групп 1 — 3 (как физлица, так и юрлица) используют в своей хоздеятельности, в том числе и участки, переданные в аренду.

В то же время налоговики выдвигают дополнительные требования для такого освобождения. Так, если плательщик ЕН сдает в аренду землю или недвижимость на ней, то, чтобы получить льготу, нужно, чтобы предоставление в аренду недвижимого имущества было одним из видов деятельности плательщика, указанных в Реестре ЕН. Ведь именно это является доказательством, что земельный участок используется в хозяйственной деятельности плательщика ЕН (см. Обобщающую налоговую консультацию, утвержденную приказом ГНСУ от 23.11.2012 г. № 1051, БЗ 111.01).

Кроме того, должно быть заключенное и зарегистрированное в соответствии с законодательством гражданско-правовое соглашение аренды земельного участка (или отдельное, или как часть договора аренды недвижимости, расположенной на участке). Это тоже является подтверждением использования земельного участка в хозяйственной деятельности (см. письмо ГУ ГФС в Ровенской обл. от 18.04.2019 г. № 1679/ІПК/17-00-12-03-08). Также фискалы дополнительно требуют, чтобы в договоре аренды обязательно была указана площадь участка, который находится под объектом недвижимости, с учетом пропорциональной части придомовой территории (см., в частности, письмо ГФСУ от 29.06.2017 г. № 900/П/99-99-13-03-01-14/ІПК и БЗ 111.01).

Обращаем внимание! Похоже, что первое полугодие 2020 года будет последним, когда плательщики ЕН групп 1 — 3 смогут предоставлять свои земельные участки (или здания на них) в аренду (наем и ссуду) и оставаться при этом свободными от земналога. В законопроекте № 1210

с 01.07.2020 г. законодатель планирует забрать у единоналожников-арендодателей освобождение от земналога

Если так произойдет, то тем упрощенцам, которые по другим основаниям должны были подать «земельную» отчетность на текущий год, во втором полугодии придется уточнить ее и доначислять земналог за такие участки. А тем, которые этого не делали (поскольку все земли были необъектными), придется подать отчетную декларацию с начисленным налогом с даты утраты освобождения и до конца года.

И еще. Если плательщик ЕН временно прекратил деятельность, налоговики требуют платить земналог (БЗ 111.01). Считаем это безосновательным.

Единоналожники группы 4. Они освобождаются от уплаты земельного налога за земли, которые используют для ведения сельхозтоваропроизводства (п.п. 4 п. 297.1 НКУ).

В то же время если аграрий — плательщик ЕН группы 4 передаст земельные участки сельхозназначения в пользование другому субъекту хозяйствования (НЕплательщику ЕН 4 группы) по договору аренды, а также по договорам эмфитевзиса, сервитута, суперфиция, он утратит освобождение от уплаты земельного налога и должен платить этот налог на общих основаниях (см. письмо ГУ ГФС в Днепропетровской обл. от 11.04.2019 г. № 1562/ІПК/04-36-12-04-21, БЗ 111.02). Ведь в таком случае земельные участки будут использоваться единщиком группы 4 не для ведения сельскохозяйственного товаропроизводства**.

*** Подробно об этом — в «Налоги и бухгалтерский учет», 2020, № 5, с. 25.

Местные льготы. На определенной территории льготы по уплате земельного налога могут устанавливать местные органы власти (п. 284.1 НКУ). Чтобы узнать, установлены ли на вашей территории такие льготы, следует изучить решение вашего органа местного самоуправления.

АТО/ООС-льгота. Она касается земельных участков (кроме сельхозземель), расположенных в зоне АТО/ООС. За земельные участки, которые расположены на временно оккупированной территории и/или территории населенных пунктов, расположенных на линии столкновения, земельный налог не начисляется и не уплачивается (п. 38.7 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). Такое освобождение действует в период с 14.04.2014 г. до 31 декабря года, в котором завершена ООС и/или АТО.

Внимание! По общим правилам льготники по земельному налогу все равно являются плательщиками земельного налога. А значит, они должны подавать «земельную» декларацию. Если от земналога освобождены все участки плательщика (например, в случае АТО/ООС-льготы), в декларации следует указывать «ноль» (см. письмо ГНСУ от 19.12.2019 г. № 1982/6/99-00-04-04-03-15/ІПК, письмо ГУ ГФС в Донецкой обл. от 08.02.2019 г. № 444/ІПК/05-99-12-04-10, БЗ 111.01; 111.05). Исключение из этого правила — только для плательщиков ЕН. Ведь они — не льготники, а неплательщики земельного налога. Им декларацию подавать не нужно (БЗ 111.05).

Объект и база налогообложения. Объектом обложения земельным налогом являются земельные участки, которые находятся в собственности или пользовании, а также паи, находящиеся в собственности (п. 270.1 НКУ). В ст. 283 НКУ содержится перечень земельных участков, которые не являются объектом обложения этим налогом. В то же время нулевую декларацию за такие участки все равно нужно подавать. По крайней мере, налоговики на этом настаивают (БЗ 111.05).

В случае изменения права собственности или пользования земельным участком объект налогообложения исчезает у предыдущего владельца и возникает у нового

То есть земельный налог платится за фактический период пребывания земли в собственности или пользовании в текущем году (п. 287.1 НКУ). Предыдущий собственник платит налог за период с 1 января 2020 года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанный участок. А новый собственник платит земналог начиная с месяца, в котором у него возникло право собственности (БЗ 111.02; 111.05).

Базой обложения земналогом является нормативная денежная оценка (НДО) земельного участка с учетом коэффициента индексации, определенного в соответствии с НКУ. За период с 2017 по 2023 годы коэффициент индексации составляет 1 (п. 9 подразд. 6 разд. ХХ НКУ), поэтому величину НДО можно брать из декларации за 2019 год .

Отчетность. Отчетным периодом по земналогу является календарный год, который начинается 1 января и заканчивается 31 декабря того же года. Для вновь созданных предприятий, а также в связи с приобретением права собственности и/или пользования на новые земельные участки отчетный период может быть меньше 12 месяцев.

Юрлица — плательщики земналога имеют право выбрать из двух вариантов подачи отчетности:

1) годовой. Следует подать декларацию на текущий год не позднее 20 февраля текущего года в налоговый орган по местонахождению участка. В ней указывается годовая сумма налога с разбивкой на равные части по месяцам (п. 286.2 НКУ);

2) месячный. Вместо одной годовой декларации на текущий год можно ежемесячно подавать отчетную декларацию в течение 20 календарных дней месяца, следующего за отчетным (п. 286.3 НКУ).

То есть как годовую, так и первую месячную декларацию за январь (если решили отчитываться ежемесячно) в 2020 году нужно подать не позднее 20 февраля. Подача декларации на текущий год освобождает плательщиков платы за землю от обязанности подачи ежемесячных деклараций, так же как и подача месячных деклараций освобождает от подачи годовой.

Уплачивать налоговые обязательства (независимо от способа предоставления декларации) следует по местонахождению земельного участка ежемесячно в течение 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного месяца (пп. 287.3, 287.4 НКУ).

Для отчетности на 2020 год землевладельцы и землепользователи должны использовать форму декларации по плате за землю, утвержденную приказом Минфина от 16.06.2015 г. № 560 (в редакции приказа Минфина от 23.01.2017 г. № 9).

Форма декларации является общей для обеих составляющих платы за землю (как земельного налога, так и арендной платы). Но если предприятие является одновременно плательщиком земельного налога и арендной платы, то ему придется подать две отдельных декларации (БЗ 111.05).

Декларацию по земельному налогу подают по местонахождению земельного участка (п. 286.2 НКУ). При этом делать это следует отдельно по каждому коду КОАТУУ (БЗ 111.05). Если несколько участков плательщика находятся на территории одного органа местного самоуправления, т. е. имеют один и тот же код КОАТУУ, то подается одна декларация за все участки.

Если несколько участков плательщика находятся на территориях разных органов местного самоуправления, т. е. имеют разные коды КОАТУУ, декларация подается отдельно по каждому КОАТУУ. Даже если территории с этими разными КОАТУУ обслуживает один налоговый орган.

Правила заполнения декларации по плате за землю относительно начисления земналога по сравнению с прошлым годом не изменились. Как и раньше, площадь земли берем из правоустанавливающих документов, ставки — из решений городских, сельских или поселковых советов, или с сайта ГНСУ****, а НДО — из извлечений из техдокументации. Чтобы вспомнить правила заполнения декларации, приведем фрагмент заполнения разд. I и 3 декларации по плате за землю на 2020 год.

**** tax.gov.ua/podatki-ta-zbori/stavki-mistsevih-podatkiv-ta-zboriv/

Арендная плата

Арендная плата — вторая составляющая платы за землю. Плательщиками арендной платы будут выступать арендаторы земель государственной и коммунальной собственности (п. 288.2 НКУ). Плательщиком арендной платы будет только то лицо, которое заключило с органом местного самоуправления договор аренды. Если участок в дальнейшем предоставлен в субаренду, плательщиком арендной платы в бюджет все равно является арендатор, а не субарендатор (см. письмо ГУ ГФС в Хмельницкой обл. от 06.02.2019 г. № 419/ІПК/22-01-12-04-14, БЗ 111.01). Подробно о субаренде госземель см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 76, с. 30.

Арендаторы начинают уплачивать арендную плату со дня возникновения права пользования земучастком, а именно со дня регистрации права аренды (ст. 125 ЗКУ). И продолжают платить ее в течение действия договора аренды. Чтобы прекратить уплачивать арендную плату после окончания договора аренды, арендатор должен фактически вернуть землю арендодателю на условиях, определенных договором (письмо ГФСУ от 18.05.2017 г. № 277/Б/99-99-13-03-01-14/ІПК и БЗ 111.02, которая утратила силу 16.01.2020 г.).

Если арендатор продал недвижимость, которая находится на арендованной земле, то он все равно будет плательщиком арендной платы, пока не расторгнет договор аренды с органом местного самоуправления (см. письмо ГФСУ от 15.01.2018 г. № 136/6/99-99-12-02-03-15/ІПК, от 12.06.2017 г. № 595/6/99-99-12-02-03-15/ІПК и от 19.02.2016 г. № 3678/6/99-95-42-01-16-01 и «Вестник. Официально о налогах», 2018, № 27, с. 20). Новый собственник здания станет плательщиком только после того как переоформит договор аренды на себя. А до этого времени он может компенсировать предыдущему арендатору затраты на арендную плату.

Размер арендной платы арендатор рассчитывает на основании заключенного с органом местного самоуправления договора аренды. То есть фактически

договор аренды является главным документом, который устанавливает механизм расчета арендной платы

А значит, только он является основанием для начисления арендной платы за земельный участок, которую вы должны уплатить в бюджет.

Учитывая это, арендатор при определении размера арендной платы должен помнить, что годовая сумма арендного платежа, установленная в договоре аренды, должна укладываться в предельные размеры, определенные в п. 288.5 НКУ (ср. 025069200). Там прописаны как минимальные, так и максимальные размеры арендной платы. При этом налоговики утверждают, что когда рассчитанный размер арендной платы по договору меньше минимального предела, то арендатор должен уплачивать этот платеж именно исходя из минимального предела.

В целом можно констатировать, что отчитываться по арендной плате за 2020 год следует по тем же правилам, что и в 2019 году.

В этой статье мы коснулись лишь ключевых вопросов уплаты земналога и арендной платы. Подробно об исчислении платы за землю и заполнении декларации читайте в тематическом номере «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 5.

Земельный налог относится к числу местных налогов (ст. 15 НК РФ), устанавливается в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на их территории. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, определенных гл. 31 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также предусматриваться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Плательщиками земельного налога являются физические и юридические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения. Не платят земельный налог лица, обладающие земельными участками на праве аренды (они платят арендную плату), сервитута, а также на праве безвозмездного срочного пользования. В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге земельный налог устанавливается НК РФ и законами этих субъектов РФ, вводится в действие и прекращает действие в соответствии с НК РФ и законами этих субъектов РФ и обязателен к уплате на их территории.

Объектом налогообложения являются земельные участки, расположенные в границах соответствующих муниципальных образований. При этом не признаются объектом налогообложения две разновидности земельных участков (ст. 389 НК РФ):

  • а) изъятые из оборота земельные участки, перечень которых указан в п. 4 ст. 27 ЗК РФ как исчерпывающий. В их число входят земли, занятые объектами организаций федеральной службы безопасности; зданиями, строениями, сооружениями, в которых размещены военные суды; участки под воинскими и гражданскими захоронениями и т.д.;
  • б) земельные участки, ограниченные в обороте, в том числе: занятые особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список Всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; земельные участки из состава земель лесного фонда; земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения (ст. 53 ПК РФ). Применительно к земельным участкам налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ). По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года.

Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков: Героев Советского Союза, Героев России, полных кавалеров ордена Славы; инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 г. без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности; инвалидов с детства; ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий и ряда иных категорий физических лиц (п. 5 ст. 391 НК РФ).

Уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения земельного участка. Если размер не облагаемой налогом суммы превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимается равной нулю.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков — организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года. При установлении налога представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) вправе не устанавливать отчетный период.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

  • а) 0,3% в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (кроме доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства и дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ; предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
  • б) 1,5% в отношении прочих земельных участков. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка (ст. 394 НК РФ).

Согласно ст. 61, 61.1 и 61.2 БК РФ в бюджеты поселений и городских округов зачисляются налоговые доходы от земельного налога но нормативу 100%. В бюджет муниципальных районов по нормативу 100% зачисляются налоговые доходы от взимания земельного налога на межселенных территориях.

Освобождаются от налогообложения (ст. 395 ПК РФ):

  • а) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста России — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;
  • б) организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
  • в) религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;
  • г) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
  • д) организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%, — в отношении участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);
  • е) учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
  • ж) организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;
  • з) физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;
  • и) организации — резиденты особой экономической (кроме указанных ниже) зоны сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на земельный участок, предоставленный резиденту особой экономической зоны;
  • к) организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково”, — в отношении земельных участков, входящих в состав территории инновационного центра «Сколково» и предоставленных (приобретенных) для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций;
  • л) судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, — в отношении земельных участков, занятых принадлежащими им на праве собственности и используемыми в целях строительства и ремонта судов зданиями, строениями, сооружениями производственного назначения, с даты регистрации таких организаций в качестве резидента особой экономической зоны сроком на 10 лет.

Запросы о проверке конституционности той или иной нормы, определяющей размер ставки земельного налога, являются наиболее распространенными но сравнению с другими земельно-правовыми запросами в Конституционный Суд РФ. Споры о правильности и обоснованности начисления размера земельного налога или арендной платы, а также вопросы нарушения сроков их уплаты являются самой массовой категорией земельных споров, рассматриваемых арбитражными судами РФ. Не имея возможности прокомментировать все запросы в Конституционный Суд РФ, кратко отметим здесь лишь наиболее характерные.

1. Постановление Конституционного Суда РФ от 08.10.1997 № 13-П «По делу о проверке конституционности Закона Санкт-Петербурга от 14 июля 1995 года «О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году”».

ТОО «СКАМ» обратилось в Конституционный Суд РФ с просьбой признать неконституционным Закон Санкт-Петербурга от 14.07.1995 «О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году» по содержанию, порядку принятия и введения в действие. По мнению заявителя, ставки земельного налога должны определяться органами местного самоуправления Санкт-Петербурга исходя из средних ставок, установленных Законом РФ «О плате за землю». Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, изменив границы зон градостроительной ценности и установив на 1995 г. новые ставки земельного налога по указанным зонам, вышло за пределы своих полномочий и осуществило конституционные полномочия органов местного самоуправления.

Заявитель, не оспаривая закрепленное в Законе РФ «О плате за землю» право Правительства РФ индексировать ежегодно установленные федеральным законом ставки земельного налога, указывает, что оспариваемым Законом Санкт-Петербурга ставки земельного налога завышены. Заявитель полагал, что данному Закону, ухудшающему положение налогоплательщиков, в нарушение требований ст. 57 Конституции РФ придана обратная сила. Рассмотрев указанный запрос, Конституционный Суд РФ признал оспариваемые статьи Закона Санкт-Петербурга не соответствующими Конституции РФ.

2. Определение Конституционного Суда РФ от 12.05.2003 № 186-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества «Северо-западный колхозный рынок” на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 17 Закона Российской Федерации «О плате за землю”, Федерального закона «Об индексации ставок земельного налога” и статьи 14 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2002 год”».

В своей жалобе в Конституционный Суд РФ ЗАО пыталось оспаривать конституционность ст. 17 Закона РФ «О плате за землю», согласно которой учет плательщиков и начисление земельного налога производится ежегодно по состоянию на 1 июня, с юридических лиц и граждан налог исчисляется начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельного участка, суммы налога уплачиваются равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября, а органы законодательной (представительной) власти субъектов РФ и органы местного самоуправления с учетом местных условий имеют право устанавливать другие сроки уплаты налога; Федерального закона от 14.12.2001 № 163-ФЗ «Об индексации ставок земельного налога», согласно которому ставки земельного налога и арендной платы, действующие в 2001 г., применяются в 2002 г. для всех категорий земель с коэффициентом 2,0, а также ст. 14 Федерального закона от 30.12.2001 № 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год», согласно которой ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2001 г., применяются в 2002 г. с коэффициентом 2,0 для всех категорий земель. Конституционный Суд РФ отказал в принятии к рассмотрению данной жалобы.

3. Определение Конституционного Суда РФ от 05.06.2003 № 276-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса мирового судьи 113 судебного участка города Санкт-Петербурга О. П. Михайловой о проверке конституционности части пятой статьи 8 Закона Российской Федерации «О плате за землю” и жалобы гражданина А. А. Жукова на нарушение его конституционных прав той же нормой».

В своих обращениях заявители утверждали, что ч. 5 ст. 8 Закона РФ «О плате за землю» в системной связи с ч. 1 той же статьи — в той мере, в какой она допускает взимание с граждан, не достроивших жилье на принадлежащем им земельном участке, земельного налога в большем размере, чем с граждан, завершивших строительство и зарегистрировавших право собственности на жилой дом, — противоречит ст. 19, 36, 40 (ч. 1, 2), 55 (ч. 3) и 57 Конституции РФ. Заявители считали также, что налоговые органы дают толкование закона, фактически многократно увеличивая размер налоговых обременений, принятых на практике до 2001 г., вопреки требованиям ст. 1, 3 и 54 НК РФ; по их мнению, земельное законодательство устанавливает единый правовой режим как основание налогообложения для собственников земельных участков одного и того же целевого назначения, независимо от окончания строительства жилья и сроков сдачи его в эксплуатацию. Конституционный Суд РФ отказал в принятии запросов к рассмотрению.

4. Определение Конституционного Суда РФ от 11.05.2004 № 209-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Вита Холдинг” на нарушение конституционных прав и свобод частями первой и второй статьи 8 Закона Российской Федерации «О плате за землю”».

В жалобе ООО «Вита Холдинг» оспаривалась конституционность следующих положений ст. 8 Закона РФ «О плате за землю»: ч. 1, согласно которой налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 (табл. 1, 2, 3) к названному Закону; ч. 2, согласно которой средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов; границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.

Конституционный Суд РФ указал, что вопрос об определении средней ставки налога за городские (поселковые) земли уже был предметом его рассмотрения. В Постановлении от 08.10.1997 по делу о проверке конституционности Закона Санкт-Петербурга «О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году» Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что устанавливаемая федеральным законом средняя ставка земельного налога представляет собой важную гарантию прав налогоплательщиков, однако она способна выполнять такую функцию только тогда, когда созданы определенные условия, реально ограничивающие свободу усмотрения законодательных органов субъектов РФ при исчислении ставок земельного налога. Это предполагает наличие единых правил использования средней ставки налога на земли городов и поселков, в частности при их дифференциации по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории.

Между тем в федеральном законодательстве вообще не содержатся нормативные предписания о порядке расчета — на основе средней ставки — ставок земельного налога, дифференцированных по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории, и нельзя считать допустимым такое положение вещей, когда дифференцированные ставки могут устанавливаться органами местного самоуправления и государственной власти фактически произвольно, так как в силу различных методик расчетов ставок земельного налога средняя ставка лишается какого-либо смысла.

Поскольку понятие средней ставки требует единообразного истолкования, что предполагает разработку единых правил расчета на ее основе дифференцированных ставок земельного налога, Конституционный Суд РФ в указанном Постановлении возложил на Федеральное Собрание и Правительство РФ обязанность обеспечить разработку и принятие единых правил расчета средней ставки земельного налога на городские земли и ее использования при дифференциации ставок по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. Однако до настоящего времени это предписание Конституционного Суда РФ не исполнено. В принятии жалобы к рассмотрению отказано.

5. Определение Конституционного Суда РФ от 24.03.2005 № 34-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «Пассажирское автотранспортное предприятие № 1” на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 15 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1999 год”, статьи 18 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2000 год”, статьи 12 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2001 год”, статьи 1 Федерального закона «Об индексации ставок земельного налога” и статьи 7 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации”».

По результатам проведенной инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам по Петроградскому району города Санкт-Петербурга камеральной проверки уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2003 г. был установлен факт расчета заявителем суммы земельного налога без учета повышающих коэффициентов. В связи с этим налоговый орган решением от 13.04.2004, признанным законным решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.07.2004, доначислил заявителю к уплате сумму задолженности по земельному налогу. Заявитель полагал, что оспариваемые нормы нарушают право уплачивать законно установленные налоги, вносят неопределенность в порядок применения коэффициентов индексации ставок земельного налога, приняты федеральным законодателем с превышением полномочий, а потому нс соответствуют ст. 57, 73 Конституции РФ. Ссылаясь на ранее сформулированные правовые позиции но аналогичным делам, Конституционный Суд РФ отказал в принятии данной жалобы к рассмотрению.

Добавить комментарий