Принудительные работы административное наказание

ПРОБЛЕМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО И АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

УДК 347.9

Тимошенко И. В.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ

Содержательно статья представляет собой анализ юридической природы и специфики обязательных работ как элемента системы административных наказаний, механизма реализации данного вида административных наказаний, его принципиальных отличий от аналогичного вида уголовного наказания, а также проблем его легитимности в контексте контитуционно-правового запрета на принудительный труд в Российской Федерации.

Ключевые слова: наказание, административное наказание, обязательные работы, принудительный труд, административное принуждение.

С 1 января 2013 г. в России стал применяться новый вид административного наказания — обязательные работы, установленный Федеральным законом от 8 июня 2012 г. №

65-ФЗ , согласно которому КоАП РФ был дополнен рядом статей, закрепляющих общие правила назначения (ст. 3.13 КоАП РФ) и исполнения данного вида административного наказания (ст. 32.13 КоАП РФ), а также виды административных правонарушений, влекущих за собой обязательные работы в качестве административного наказания. Таким образом, система применяемых в Российской Федерации административных наказаний стала выглядеть следующим образом:

1)предупреждение;

2)административный штраф;

3)конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4)лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

5)административный арест;

6)административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7)дисквалификация;

8)административное приостановление деятельности;

9)обязательные работы.

Определения понятия «обязательные работы» законодатель не приводит, однако закрепляет норму о том, что обязательные работы как вид административного наказания заключаются в выполнении лицом, совершившим административное правонарушение, общественно полезных бесплатных работ в свободное от основной работы или учебы время. Порядок отбывания обязательных работ устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, каковым является Федеральная служба судебных приставов. Сроки обязательных работ могут быть установлены от двадцати до двухсот часов и могут отбываться не свыше четырех часов в день. Обычно в качестве таковых работ выступают так называемые «непрестижные» работы, т. е. работы, не требующие специальных познаний и квалификации: уборка и благоустройство улиц и иных городских территорий, выполнение подсобных работ по уходу за больными и престарелыми лицами и т.д. . Виды обязательных работ, для выполнения которых требуются специальные навыки или познания, не

могут определяться в отношении лиц, не обладающих такими навыками или познаниями.

Обязательные работы относятся к основным видам административных наказаний, назначаются судьей и не могут применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

Виды обязательных работ и перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, определяются органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами ФССП России. Судебные приставы-исполнители должны вести учет лиц, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, разъяснять таким лицам порядок и условия отбывания обязательных работ, контролировать поведение таких лиц и вести суммарный учет отработанного ими времени.

На администрацию организации, в которой лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает обязательные работы, возлагаются контроль за выполнением этим лицом определенных для него работ, уведомление судебного пристава-исполнителя о количестве отработанных часов или об уклонении лица, которому назначено данное административное наказание, от отбывания обязательных работ.

Лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых такие лица отбывают обязательные работы, добросовестно работать на определяемых для них объектах в течение установленного судом срока обязательных работ, ставить в известность судебного пристава-исполнителя об изменении места жительства, а также являться по его вызову. При этом уклонение лица, которому назначено административное наказа-

ние в виде обязательных работ, от отбывания обязательных работ, выразившееся в неоднократном отказе от выполнения работ, и (или) неоднократном невыходе такого лица на обязательные работы без уважительных причин, и (или) неоднократном нарушении трудовой дисциплины, подтвержденных документами организации, в которой лицо отбывает обязательные работы, образует самостоятельный состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 20.25 КоАП РФ «Уклонение от исполнения административного наказания», и влечет наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Срок обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых лицо, которому назначено данное административное наказание, отбывало обязательные работы. При этом время обязательных работ, — не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, не занято на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни — двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, — четырех часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не должно быть менее двенадцати часов, однако при наличии уважительных причин судебный пристав-исполнитель вправе разрешить лицу, которому назначено данное административное наказание, отработать в течение недели меньшее количество часов.

Для выделения специфики и определения юридической природы того или иного административного наказания в общей системе административных наказаний, в юридической литературе давно выработаны определенного рода классификационные критерии. К ним в частности, относятся:

а)способ установления; по этому классификационному критерию административные наказания подразделяются на устанавливаемые исключительно на уровне Российской Федерации и на наказания, устанавливаемые как на уровне Российской Федерации, так и на уровне субъектов Российской Федерации;

б)субъекты административной ответ-

ственности; по этому классификационному критерию административные наказания подразделяются на применяемые исключительно к физическим лицам, на применяемые исключительно к юридическим лицам и на применяемые как к физическим, так и к юридическим лицам;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в)субъекты административной юрисдик-ции1; по этому классификационному критерию административные наказания подразделяются на назначаемые исключительно в судебном порядке (т. е. судьями как субъектами административной юрисдикции), и на назначаемые как в судебном, так и во внесудебном порядке;

г)соотношение административных наказаний между собой; по этому классификационному критерию административные наказания подразделяются (прежде всего — на законодательном уровне в ст. 3.3 КоАП РФ) на основные, которые не могут быть назначены в дополнение к другим, и на те, которые могут быть как основными, так и дополнительными;

д)способ воздействия на правонарушителя; по этому классификационному критерию административные наказания подразделяются на наказания морального, имущественного, личностного и организационного характера.

С учетом приведенной классификации административных наказаний, а также указанных выше нормативных формулировок КоАП РФ, касающихся обязательных работ, можно выделить следующую специфику данного вида административного наказания:

Обязательные работы — это вид административного наказания личностного характера, устанавливаемый исключительно на уровне Российской Федерации, назначаемый в судебном порядке на срок от двадцати до двухсот часов в качестве основного наказания и заключающийся в выполнении на безвозмездной основе физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от его основной работы, службы или учебы время общественно полезных работ, перечень которых определяется органами

местного самоуправления по согласованию с территориальными органами ФССП России.

Правоограничения, составляющие содержание обязательных работ, следует подразделять на количественные и качественные. К правоограничениям количественного характера следует относить срок и интенсивность карательного воздействия на правонарушителя, а к качественным — сам факт наказания лица от имени государства, принудительный характер выполняемых подвергнутым данному виду административного наказания общественно полезных работ, их бесплатность и строго определенный вид, а также ограничение лица, подвергнутого данному виду административного наказания, в реализации в полной мере своего права на отдых, что проявляется как в необходимости отбывать обязательные работы вне времени и места своей основной работы, службы или учебы, так и в невозможности приостановления исполнения данного вида административного наказания в связи с предоставлением ежегодного оплачиваемого отпуска по основному месту работы.

Обязательные работы, как уже отмечено, выполняются лицом, которому назначено данное административное наказание, на безвозмездной основе. Таким образом, законодатель предусмотрел возможность назначения наказания в виде предоставления бесплатных услуг обществу и за административные правонарушения. Ранее такое наказание назначалось только за преступления в соответствии с Уголовным кодексом РФ.

Впервые уголовное наказание в виде общественных работ было закреплено в Уголовном кодексе РФ 1996 года. И, проводя аналогию (сравнительную характеристику) между обязательными работами как видом уголовного и административного наказания, можно сделать следующие основные выводы.

Согласно положениям ст. 49 УК РФ обязательные работы как вид уголовного наказания заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Таким образом, обязательные работы по КоАП РФ — это полная аналогия обязатель-

1 Или иначе — процессуальные особенности.

Речь идет именно о времени фактического исполнения лицом общественно полезных работ; само по себе нахождение подвергнутого данному административному наказанию лица на определенном для него объекте не должно засчитываться в срок исполнения административного наказания, если данное лицо при этом не выполняло порученную ему работу. Более того, при определенных обстоятельствах это может рассматриваться и как уклонение от отбывания обязательных работ.

ных работ по УК РФ, только выполняются они не осужденным за преступление физическим лицом, а лицом, совершившим административное правонарушение. При этом в КоАП РФ не совсем корректна, на наш взгляд, сама формулировка законодателя — «физическим лицом, совершившим административное правонарушение», — поскольку лицо может совершить административное правонарушение, но правонарушителем (в силу истечения сроков давности привлечения к административной ответственности, в силу возраста, состояния психического здоровья, принадлежности к определенным социальным группам и прочим предусмотренным законом причинам) не стать, тогда как уголовный закон на этот счет содержит более юридически корректную формулировку — «осужденным», т. е. априори лицом, признанным по приговору суда виновным в совершении инкриминируемого ему преступления.

Согласно положениям ст. 49 УК РФ вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями — органами, на которых законом возложена обязанность по приведению к исполнению судебных актов в части уголовных наказаний. Таким образом, и здесь просматривается некая «параллель», поскольку, как уже было выше отмечено, виды обязательных работ и перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, определяются органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами ФССП России как органами по принудительному исполнению судебных актов.

Согласно положениям ст. 49 УК РФ обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до четырехсот восьмидесяти часов и отбываются не свыше четырех часов в день. То есть опять налицо полная аналогия, поскольку, как уже отмечено, сроки обязательных работ по КоАП РФ могут быть установлены от двадцати до двухсот часов и могут отбываться не свыше четырех часов в день.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно положениям ст. 49 УК РФ обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужа-

щим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву. Перечень лиц, обладающих иммунитетом от данного вида административного наказания, указан нами выше, и, как видим, в этом аспекте положения УК РФ и КоАП РФ применительно к обязательным работам как виду наказания также не сильно разнятся.

И, наконец, согласно положениям ст. 49 УК РФ в случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются принудительными работами или лишением свободы. Вот только здесь нельзя провести некую однозначную «параллель», ибо, как уже отмечено выше, уклонение от отбывания обязательных работ как вида административного наказания образует самостоятельный состав административного правонарушения и наказывается (наказывается отдельно, а не заменяется как по УК РФ) либо административным штрафом, либо административным арестом. В целом же обязательные работы по КоАП РФ — это практически полная аналогия обязательных работ по УК РФ с той лишь существенной разницей, которая свойственна абсолютно всем административным наказаниям в их сравнении с наказаниями уголовными.

Идея о необходимости введения административного наказания в виде обязательных работ на протяжении многих последних лет неоднократно высказывалась целым рядом отечественных ученых, таких как, например, А.С. Дугенец , А.П. Стуканов и др. Причем высказывалась эта идея (в основном в качестве альтернативы административному аресту) как в качестве сугубо самостоятельного и нового вида административного наказания , так и в качестве «реанимации такой действенной и эффективной воспитательной меры наказания из КоАП РФ, как исправительные работы, которая, кстати, под разными названиями (например, «общественные работы» и т.д.) активно применяется во многих цивилизованных государствах к злостным «административным» нарушителям вместо малоэффективного и унизительного антивоспитательного ареста» .

Идея высказывалась давно, однако она до

сих пор не была реализована. Причина этого, как справедливо отмечает заведующий кафедрой служебного и трудового права Поволжского института им. П.А. Столыпина РАНХ и ГС С.Е. Чаннов , в том, что обязательные работы, представляющие недобровольную трудовую деятельность административно наказанных лиц, подпадают под понятие принудительного труда, запрещенного в России на конституционном уровне (ч. 2 ст. 37 Конституции РФ).

Статья 37 Конституции РФ входит в главу 2 Основного Закона «Права и свободы человека и гражданина». А в соответствии с положениями ч. 2 ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

В то же время в соответствии с положениями ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. И установление административного наказания в виде обязательных работ — это не что иное, как ограничение свободы труда, закрепленной в ч. 1 ст. 37 Конституции РФ.

Согласно положениям ст. 4 Трудового кодекса РФ принудительный труд — это выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:

в целях поддержания трудовой дисциплины;

в качестве меры ответственности за участие в забастовке;

в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной

или религиозной принадлежности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с Трудовым кодексом РФ или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения.

В то же время все та же ст. 4 ТрК РФ содержит и перечень случаев, не являющихся принудительным трудом, среди которых:

работа, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;

работа, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;

работа, выполняемая в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;

работа, выполняемая вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

Как видим, формально обязательные работы как вид административного наказания не подпадают ни под одно из указанных в Трудовом кодексе РФ случаев, когда бы они не являлись принудительным трудом. Таким образом, административное наказание в виде обязательных работ — это не что иное, как принудительный труд.

Казалось бы, такую ситуацию легко изменить путем редакции положений статьи 4 Трудового кодекса РФ, добавив в перечень исключений из понятия принудительного труда и работу, выполняемую вследствие вступившего в силу решения суда о назначении административного наказания в виде обязательных работ. Однако не все так просто, поскольку согласно положениям ст. 4 Конвенции МОТ № 29 «Относительно принудительного или обязательного труда» принудительным не явля-

ется лишь труд, который обязано выполнять лицо, находящееся в заключении или условно освобожденное от такого заключения. Данная конвенция МОТ была ратифицирована в нашей стране ещё в 1956 г. и в силу положений ч. 4 ст. 15 Конституции РФ имеет приоритет над внутренним российским законодательством.

Таким образом, как опять же справедливо указывает С.Е. Чаннов со ссылкой на работу И.В. Максимова , введение в России обязательных работ в качестве административного наказания не имеет под собой легитимного основания ни на международно-правовом, ни на конституционно-правовом уровнях. И единственно возможным вариантом легитимизации его существования в России С.Е. Чаннов видит необходимость сделать эти работы хоть и обязательными, но не столь уж принудительными, предусмотрев в КоАП РФ возможность не только их альтернативность административному штрафу, но и возможность их назначения судьей только с согласия лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и назначается административное наказание. Такое лицо, по мнению С.Е. Чаннова, само должно решать: уплатить ли ему административный штраф или заняться общественно полезным трудом в виде обязательных работ.

Представляется, что формально — это действительно выход из сложившейся ситуации нелегитимности обязательных работ как вида административного наказания и его легитимизации в международно-правовом и конституционно-правовом смыслах. Однако, как представляется, это противоречит сути государственного принуждения вообще и административного принуждения, как его разновидности, в частности, одной из разновидностей мер которого и является административное наказание. Наказание должно носить исключительно принудительный (уж никак не «добровольно-принудительный») характер. Правонарушитель не должен выбирать себе вид и меру административного наказания. Это, по нашему глубокому убеждению, есть и должно быть исключительной прерогативой субъектов административной юрисдикции. В обоснование своих доводов С.Е. Чаннов приводит тезис о том, что, «учитывая невысокий уровень доходов большей части населения Российской Федерации, найдется достаточно желающих заняться общественно полезным трудом вместо уплаты штрафов» . Уверен,

что вполне справедливым будет и обратный тезис типа: «учитывая ментальность большей части населения Российской Федерации, найдется достаточно желающих откупиться от государства и заплатить ему штраф вместо обязательных работ».

И эта уверенность имеет под собой определенную почву, поскольку, во-первых, карательный элемент содержания обязательных работ как вида административного наказания проявляется, среди прочего, именно в обязательности этих работ, в их непрестижности, бесплатности и в выполнении их в свободное от основной работы, службы или учебы время и по месту жительства правонарушителя, где последний может быть узнан близкими и знакомыми, что во многих случаях лишь усиливает действие наказания. А во-вторых, работая над тематикой административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения и прорабатывая вопросы дифференциации административной ответственности по целому ряду статей главы 12 КоАП РФ, мы проводили социальный опрос среди водителей на предмет возможности выбора ими наказания в виде лишения специального права (права управления транспортными средствами) на срок от одного года и более и наказания в виде административного ареста на срок до 15 суток. Так вот, примерно половина опрошенных нами респондентов предпочла бы административный арест, если бы им судья предоставил право такого выбора, тогда как административный арест традиционно считается более суровым видом административного наказания, нежели лишение специального права. Представляется, что аналогия здесь полная и нужно искать другие способы одновременного соблюдения запретов Конвенции МОТ относительно принудительного труда и легитимизации обязательных работ как вида административного наказания.

Правоприменительная практика по применению административного наказания в виде обязательных работ пока отсутствует. Как говорится, «жизнь покажет». Однако можно с большой долей уверенности предположить, что практически полная аналогия обязательных работ по КоАП РФ и по УК РФ неизбежно повлечет за собой и практически полную аналогию и в проблемах правоприменительной практики по реализации этого вида в данном случае административного наказания по сравнению с его уголовно-правовым аналогом, до-

статочно хорошо изученным в научном плане за последние годы. При этом, как показывают проведенные исследования, в качестве одного из основных препятствий для практического воплощения во многих субъектах Российской Федерации действующего федерального законодательства по реализации обязательных работ как вида наказания многие ученые выделяют стойкое нежелание органов местного самоуправления принимать деятельное участие в организации исполнения данного вида наказаний со ссылкой на отсутствие прямого упоминания в вопросах местного значения, находящихся в ведении муниципальных образований .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1.Федеральный закон от 8 июня 2012 г. № 65-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 24. Ст. 3082.

2.http://www.s-sovetov.ru/administrativnoe-nakazanie-v-vide-obyazatelnyx-rab о^

3.Дугенец А.С. Административно-юрисдик-

ционный процесс. М., 2003.

4.Стуканов А.П. Прокурорский надзор за исполнением законов органами административной юрисдикции Российской Федерации. СПб., 2000.

5.Васильев В.Н. Административный арест как мера административного наказания: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2005.

6.Кирин А.В. Административно-деликтное право (теория и законодательные основы): Монография. М., 20l2.

7.Чаннов С.Е. Обязательные работы или принудительный труд // http:// www.justicemaker.ru/view-article. php?id=25&art=3566

8.Максимов И.В. Административные наказания. М., 2009.

9.Тимошенко И.В., Вова К.П. Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения: Монография. Ростов-на-Дону, 2011.

10.Бородина А.А. Применение наказания в виде обязательных работ в российском праве: Атореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2011 // http://do.gendocs.ru/docs/ index-275404.html

УДК 342.8

Голубкова Н.И.

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СПОРЫ: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СПОСОБЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА РОССИЙСКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья посвящена исследованию избирательных споров, а также отечественным и зарубежным методами их регулирования и предотвращения. Подчеркивается необходимость изучения проблематики в связи с наличием потенциальной возможности перехода спора из правового пространства в плоскость социальных и политических конфликтов, угрожающих национальной безопасности и суверенитету государства.

Ключевые слова: выборы, избирательный спор, электоральный конфликт, политический конфликт, избирательное право, наблюдение, кандидаты.

Key words: elections, electoral dispute, electoral conflict, political conflict, electoral law, observation, candidates.

Вопрос организации власти волнует граждан любого государства, поскольку оказывает важнейшее влияние на существование и функционирование всех сфер жизни общества. В современном мире, ориентированном на демократическое развитие, чрезвычайно важное

значение приобретают выборы, которые гарантируют реализацию активного и пассивного избирательного права граждан . По мнению И.Б. Борисова, «повышенное внимание к избирательному законодательству в рамках международных организаций приводит к тому, что

За неуплату административного штрафа Гострудинспекции виновный работодатель решением мирового судьи понесёт наказание в виде обязательных работ.

Предыстория такова. Прокуратура Советского района г. Уфы провела проверку по обращению бывшего работника ООО «Планета», сообщившего о нарушении своих трудовых прав. В ходе проверки было установлено, что с сотрудником заключён договор гражданско-правового характера (на оказание услуг), который фактически подменял трудовой. Работодатель, нарушивший требования ст. 15, 67 ТК РФ, постановлением Гострудинспекции был привлечён к административной ответственности по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ в виде штрафа на сумму 10 тысяч рублей. Однако директор ООО «Планета» не оплатил его в течение установленного законом срока, имея для этого реальную возможность. За неисполнение постановления инспекции мужчина подвергнут административному наказанию, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, в виде обязательных работ в количестве 20 часов.

— Комментируя данный факт, хотелось бы отметить, что у работодателя было 60 дней на оплату штрафа в размере 10 тысяч рублей. Кроме того, он мог обратиться с заявлением об отсрочке административного наказания. Но ничего этого не сделано, — подчёркивает начальник отдела правового надзора Гострудинспекции Гульнара Ишмухаметова. — Должностным лицам, привлекаемым к административному наказанию, не следует забывать, что в век информатизации штрафы, даже самые незначительные, никуда не «уходят», неуплата их в срок грозит санкциями. В данном случае решением мирового судьи это привлечение к обязательным работам. Что именно придётся делать, определяют органы местного самоуправления. Но обычно это работы, не требующие квалификации. При их выполнении в принудительном порядке должностные лица испытывают определённый психологический дискомфорт, который сами же и допустили.

В 2020 году Гострудинспекцией направлено в суд 129 административных дел, возбужденных в отношении лиц, уклонившихся от исполнения административного наказания в виде штрафов. Неуплата их в срок влечёт наложение штрафа в двукратном размере, либо грозит административным арестом до 15 суток, либо назначением обязательных работ на срок до 50 часов.

«К ним приходят отрабатывающие, но политический у них в первый раз»

Игоря Азарова задержали в Краснодаре после митинга сторонников Навального 7 октября 2017 года. Суд признал его виновным в нарушении порядка проведения акции (ст. 20.2 часть 2 КоАП) и назначил 20 часов обязательных работ. Игорь отбывал наказание в качестве разнорабочего в строительной бригаде.
Я ждал начала общественных работ в течение года, звонил приставам, а они мне говорили: «Ты что, так хочешь общественные работы? Можешь быть свободен, мы тебя вызовем». Через год сам приехал в отдел судебных приставов: мне нужно было уехать за границу. По моей информации, не только неоплаченные штрафы ограничивают выезд за границу, но еще и невыполненные общественные работы (также за их невыполнение могут назначить административный арест — ОВД-Инфо). В итоге получил направление на работу в строительных бригадах.
Моя цель была — управиться со всеми работами за четыре дня. Следовательно, нужно было работать по пять часов каждый день.
В первый день меня отправили во дворик, заросший листвой, дали топор и заставили все срубить. Поработал час — засчитали за пять. В следующие дни задания были такими: отправляли завинтить лампочки, поменять кровли с бригадой, траву подстричь. То есть остальные три дня я не сказать чтобы много работал — задач давали не так уж и много. После этого всего мне проставили в документе, что я прошел. В отделении судебных приставов подтвердили — теперь мог ехать заграницу.
В этой бригаде я был единственным отбывающим наказание, остальные люди были просто сотрудниками, обычными работягами. Они мне рассказывали, что к ним приходят отрабатывающие, но политический у них в первый раз. Они нормально реагировали, мы пообщались на политические темы — нашу позицию поддерживают. Вообще революционной интеллигенции очень полезно ходить в народ, общаться с простыми работягами. А общественные работы дают такую уникальную возможность.
Я не считал себя рабом, ничего такого меня делать не заставляли. Это было просто скучным времяпрепровождением, вот и все. Я не делал ничего меня оскорбляющего. После десяти дней в спецприемнике все в жизни воспринимается спокойно и просто.

«Если приезжал губернатор, то мы в один день отрабатывали за три»

Никиту Шевченко из Краснодара приговаривали к обязательным работам дважды. Первый раз — после акции с требованием допустить Навального к участию в выборах президента России. Второй раз — в связи с акцией «Он нам не царь» в мае 2018 года. Тогда Никиту признали виновным уже в повторном нарушении проведения митинга и назначили ему 40 часов общественных работ. Их Шевченко провел в местной администрации, выполняя обязанности дворника.
Мне присылали по почте предписание, я приходил, оформлялся и работал. Так получилось, что я попадал к одному и тому же приставу, после отсылали в одно и то же место отбывать работы, в нашу местную администрацию. Все отработчики удивлялись, что я туда попал, потому что там в основном алиментщики, пьяные люди, которые водили машину.
По сути, мы работали дворниками на нескольких пригородных территориях. Работа требовала быстрой реакции, в основном, она такой становилась, когда рядом должен был проезжать кто-то верховный, в этот момент нам командовали: «Немедленно все это уберите».
По одному делу было тридцать часов, а по второму сорок. Мы сдирали объявления, не согласованные с администрацией, собирали мусор, подметали.
Если приезжал губернатор, мы в один день отрабатывали за три. Просто поле вычищали, чтобы, не дай бог, там бумажка какая не валялась. Во всем поселке не осталось покрышек: мы три КАМАЗа загрузили, чтоб, не дай бог, он не увидел, что они есть. Мне было трудно, потому что я не накачанный и у меня сколиоз.
Я работал пару недель по четыре часа в день. Люди, работающие в администрации, часто у меня спрашивали: «А зачем ты это делаешь, а сколько вам платят за митинги?» Это мой любимый вопрос: сколько вам платят за то, что вы страдаете. Мне в первый раз в администрации сказали: «Завязывай, а то еще раз к нам придешь». Я ответил: «Нет, не завяжу», — и вот, через полгода: «Снова здравствуйте».
Ничего отрицательного в обязательных работах нет. Я не против поработать. Я против того, что задерживают за митинги — у нас все же свобода слова, как никак.
С основной деятельностью было легко совмещать: в первый раз в вузе были каникулы, а во второй раз я уже был в академическом отпуске. Знаете, что странно — вроде бы в законе написано, что обязательные работы проходят после учебы или работы, а в областной администрации все это делается с 8:00 до 13:00, если мне память не изменяет. Возможно, в других местах не так. Собственно, все как обычно: закон написан, никто его не исполняет.

Иллюстрация: Анастасия Викулова для ОВД-Инфо

«Тихо, мирно, с метлой и отработала»

Пенсионерку Татьяну Пришанову из Смоленска признали виновной в повторном нарушении порядка проведения акции (ч.8 ст. 20.2 КоАП) после митинга «Он нам не царь». Ей назначили 60 часов общественных работ, которые Татьяна провела в качестве дворника.
После суда около двух месяцев ждала начала обязательных работ. К середине октября дождалась. Меня отправили на частную обувную фабрику.
Начальница говорила со мной грубо, требовала не снимать ничего не телефон. Штат на фабрике — 35 человек, а остальные — такие же, как я, отбывающие наказание. Условия на фабрике ужасные: покосившаяся дверь на проходной, на дверной ручке болтается навесной замок, стены покрыты плесенью, похоже на руины. При «совке» все не таким убитым было, как на этой фабрике. Я бы в жизни сама ее не нашла, но меня проводил товарищ, уже отработавший обязательные часы.
По слухам, на этой фабрике шьют берцы для Росгвардии. Я поняла, что там просто отмываются большие деньги. Ведь как минимум большинство рабочих — отрабатывающие, вкалывают бесплатно. Директор долго ворчала: «Не принять мы вас не можем, ведь вас же к нам отправили, несмотря на возраст». Я пришла с явным намерением поднять шум, чтобы им не захотелось брать на работу не только меня, но и тех, кому отработку судьи назначили после меня.
Для работы на фабрике от меня потребовали пройти полный медицинский осмотр. Я три дня ходила по врачам — путем трудных объяснений удалось убедить сотрудников фабрики дать мне денег на осмотр в частной клинике. Изначально меня хотели посадить на охрану, но через пару дней передумали, сообщили, что у них с охранной фирмой договор.
В трудовом договоре оказался пункт о неразглашении тайн. Я его вычеркнула и посоветовала не посвящать меня в тайны фабрики. Работала по четыре часа в день: меньше можно было, больше — нельзя. Меня попросили приезжать к восьми утра, но я отказалась ходить в темноте по неосвещенной тропинке, ведущей к фабрике. В итоге работала с 12:00 до 16:00. Мне выдали халат, перчатки, метла постоянно стояла на проходной.
Сколько мне здоровье позволяло — столько мела. Трудность была в том, что я пятнадцать лет не работала, отвыкла. Это же не дача, где устала — пошла отдохнула. Тут постоянно надо было что-то делать. Мне нужно было собирать листву. Когда я поняла, что убирать метлой трудно, попросила грабли. Сначала мне говорили: «Купить грабли не можем, в магазине нет такого товара». А потом и вовсе: «Не купим, денег на инвентарь у фабрики нет». В итоге тихо, мирно, с этой самой метлой и отработала. Невозможно русскую бабу работой испугать.

«Директор меня все время пораньше отпускала»

Сергея Беляева задержали в Санкт-Петербурге спустя месяц после митинга «Забастовка избирателей» в январе 2018 года. Суд признал его виновным в нарушении порядка участия в публичном мероприятии (ч. 5 ст. 20.2 КоАП) и неповиновении законному распоряжению сотрудника полиции (ст. 19.3 КоАП). Сергей отбывал обязательные часы в местном ЖКХ.
В суде мне дали семь суток ареста и двадцать часов обязательных работ. Судья еще так высокомерно сказала: «Работа — это минимальная мера наказания». Я, наверное, спасибо должен был ей за это сказать. Семь суток отсидел и понял, что пришло время выполнять работы. Я обратился к приставам, а они мне сказали: «Работ нет, вам ничего не назначено».
Прошло полгода. На тот момент у меня уже был привод за пятое мая (акцию «Он нам не царь» накануне инаугурации Путина — ОВД-Инфо). И, собственно, мне уже назначили 10 суток и 150 тысяч штрафа. Я как узнал-то об этих работах. Я завел карточку Сбербанка. Спустя время мне заблокировали карту, в банке говорят: «Звоните приставам». Я звоню, они говорят: «У вас штраф 150 тысяч. Давайте чек, что задолженность погашена». В итоге карту разблокировали, потому что штраф уже был оплачен. На сайте зашел это проверить и увидел про работы.
Через полтора месяца пришел, пристав мне говорит: «Мы сейчас выберем ЖКХ, в котором будете отрабатывать». Попросил выбрать тот, где верно часы расставляют, потому что в спецприемнике со мной сидел один паренек, которому назначили обязательные работы за алименты. Он их отработал, а ему пару часов не проставили, потом задержали на сутки за то, что он якобы часы не отработал.
Назначили меня помощником мастера — это, в народе, дворник. Я спрашиваю: «А можно мне какую-нибудь адекватную работу?». Говорят: «Нет, нельзя».
Приехал в ЖКХ, мне говорят: «Будешь подвалы чистить». Думаю: «Опа!» Я же четко понимаю, что подвалы — это грязь и сырость, свою одежду я там убивать не собираюсь, это ущерб материальный, ведь в одежде после нельзя будет ходить. Ну, думаю, не буду возмущаться сегодня — приду на отработку и возмущусь, чтобы скоротать время отработок.
Прихожу, прошу спецодежду: «Если б мы каждому, кто на двадцать часов одежду выдавали…» То есть по идее склад со спецодеждой должен быть. В итоге мне дают жилетку светоотражающую: «Чтобы мы лучше видели, когда и как ты работаешь».
Перевели из подвала, сказали подметать на проезжей части. Я начал просить конусы, чтобы оградить тот участок, который убираю, чтобы меня автомобиль какой-нибудь не переехал. Ведь это требования безопасности. А они начинали кричать: «Какие конусы, у нас отродясь конусов не было». В итоге отправили листву собирать — там машины не ездят. Бросилась в глаза проблема с мешками, их было всего пять, а листву надо было собрать вдоль двух домов.
Я сначала думал, что деятельность совершенно бесполезная, когда я туда пришел, но я же убирал возле своего дома. Около своего дома было не лень. Я начал вести статистику мусора, который лежит под окнами. Номер один — это бычки. Дальше — чайные пакетики, свисают с веток деревьев. Номер три — презервативы и неубранные собачьи фекалии. И четвертый не по количеству, а по удивительности: я увидел, как в кустах лежало женское белье.
Мне не было стыдно, не было эмоционально некомфортно, но на мне отразилось, что не дают выбрать работу, и что приходится уклоняться, например, от подвала. То есть если бы я был менее активным, чем я есть, мне бы пришлось убирать подвал.
Мне дали наставника, который не понимал по-русски. Ему объяснил, что я на двадцать часов, он головой покивал-покивал, а потом начал рассказывать, что мы будем делать через неделю. Но он оказался классным. В итоге я собирал листву, но я в армии служил, научился подметать правильно. За три дня я отработал пятнадцать часов. Собрал листву только у одного дома. Директор меня все время пораньше отпускала.
Однажды директор увидела у меня камеру и такая: «Ой, а это же вы отрабатываете? Пойдемте, вы снимете, а потом всем покажете, в каких условиях мы работаем». Она мне показала свой кабинет, а там страшная плесень на потолке, на полу, краска обваливается. В актовом зале потолок размок. На одной разваленной двери табличка: «Собрание ветеранов боевых действий», которая еле держится.
И тут, в последний день, я к ней прихожу, мы разговариваем: «А за что ты тут работаешь? Почему бесплатно? Что с тобой?». «Правонарушение совершил административное, по мнению судебной системы Российской Федерации». Она говорит: «Какое?» Отвечаю: «Митинг». Она так на меня посмотрела удивленно, говорит: «Так что ж ты мне сразу не сказал, я б тебе просто так сразу написала письмо, не работал бы. Я сама считаю, что Путин не самый лучший президент».

Кому и как назначают обязательные работы

Екатерина Селезнева, юрист ОВД-Инфо

Обязательные работы — это бесплатные общественно-полезные работы. Примерный перечень указывается в приложении к соответствующему постановлению администраций муниципального образования. Как правило в нем — благоустройство территорий, строительство и ремонт дорог, уборка улиц, дворов, парков от мусора, побелка деревьев, уход за газонами, уборка общественных туалетов и свалок, расчистка тротуаров от снега, уход за больными и тому подобное.
Обязательные работы назначаются в свободное от основной работы или учебы время. Работать «во благо общества» можно лишь четыре часа в день в выходные и два часа в день в рабочие дни — после окончания службы или учебы. Впрочем, если человек хочет работать дольше, чтобы быстрее закрыть эти часы, то он вправе обратиться с письменным заявлением к приставу-исполнителю. Тот может увеличить в выходные часы работ до восьми, в рабочие дни — до четырех.
Все ограничения по обязательным работам указаны в части 3 статьи 3. 13 КоАП. В частности, обязательные работы не применяются к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета, органов внутренних дел, войск национальной гвардии, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.
То есть, по идее, здоровый, адекватный человек хоть ста лет от роду, признанный виновным в совершении административного правонарушения, может быть направлен в качестве наказания на обязательные работы.
Впрочем, согласно части 7 статьи 32.13 КоАП, лицо, которому назначены обязательные работы, вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении от них — в случае признания его инвалидом I или II группы, наступления беременности либо тяжелой болезни, препятствующей отбыванию обязательных работ.

03 декабря 2014

Обязательные работы стали нормой наказания для неоплативших административный штраф граждан.

Обязательные работы могут быть только основным видом наказания. Сущность обязательных работ заключается в том, что осужденный должен отработать установленное в приговоре число часов на работах, которые будут ему указаны. Срок данных работ определяется судом в пределах от 60 до 240 часов и назначается в рамках санкции соответствующей статьи УК РФ. Исчисляется срок наказания часами, в течение которых осужденный выполнял те или иные работы. Обязательные работы выполняются бесплатно, но для организаций, использующих труд осужденных, эти работы являются платными: заработок осужденных должен перечисляться в доход государства.

Так, житель Вадинского района Пензенской области за неоплаченные вовремя штрафы был приговорен к 100 часам обязательных работ.

За семейно-бытовое дебоширство он был дважды подвергнут наказанию в виде административных штрафов в размере 2100 и 2200 рублей. Но в установленный законом 60-дневный срок задолженность должник не оплатил. В связи с этим судебный пристав — исполнитель составил в отношении мужчины два протокола об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, по которым суд принял во внимание, что наказания в виде штрафа за аналогичные правонарушения в течение года не имели должного воздействия на виновного, назначил ему наказание в виде обязательных работ сроком в 50 часов по одному протоколу и 50 часов по второму, которые он отработал на общественно полезной работе с метлой в руках.

40 часов мел улицы и рыболов — нарушитель, который являясь депутатом Собрания представителей Шемышейского района Пензенской области, за неоплаченный вовремя штраф, был приговорен к обязательным работам.

Избранный депутат 3-го созыва, за нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов был привлечен к административной ответственности по ч.2 ст. 8.37 КоАП РФ с назначенным наказанием в виде штрафа в размере 2,5 тыс. рублей. Сознательно «рыболов» штраф оплачивать не стал, надеясь на чью-то милость, которая вылилась ему в очередной административный протокол по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, рассмотрев который судья вынес решение, что гражданину необходимо отработать 40 часов обязательных работ, не забыв при этом оплатить существующий штраф.

Всего за 10 месяцев 2014 года в УФССП России по Пензенской области поступило на исполнение 757 постановлений судей о назначении административного наказания в виде обязательных работ.

Добавить комментарий