Приказ об организации наставничества в школе

«Новые методики используемые

на коррекционных занятиях с детьми ОВЗ.»

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка.

Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.

Я хочу ознакомить с новыми методиками, которые можно использовать на занятиях логопеда, психолога, воспитателя.

Использование методики Флортайм (FLOORTIME) в работе с детьми с ОВЗ

Floortime – это процесс, в ходе которого Вы с ребенком постоянно чему-то учитесь. Следовать за ребенком – не значит комментировать или просто повторять то, что он делает, это значит входить в контакт и взаимодействовать с ним на базовом уровне его интересов. Создать причину, по которой ребенок захочет с Вами играть, поэтому для начала нужно приглядеться к нему и выяснить, в чем состоит его истинный интерес. Например, если ребенок выкладывает игрушки в ряд, за этим может скрываться общее стремление к созданию порядка, шаблона или композиции. Если он выстраивает игрушки в ровную линию, Вы можете добавить к его ряду еще одну игрушку или предложить неожиданный вариант – улыбаясь, поставить игрушку под прямым углом к его линии. В любом случае у Вас может зародиться взаимодействие. Когда ребенок увидит, что Вы не хотите его прерывать или менять что-то в его порядке и правилах, он может выставить в ряд еще одну игрушку, сделать паузу и посмотреть, станете ли Вы продолжать его игру. Рассматривайте себя, прежде всего как участника игры! Когда ребенок перестанет переживать из-за того, что Вы собираетесь прервать его занятие, он пустит Вас в свою игру, потому что совместная игра приносит больше удовольствия. Помогайте ребенку делать то, что ему хочется и нравится.

В основе 2 принципа:

1.Принцип – это принцип следования за ребенком или использование его естественных интересов.

2.Принцип заключается в том, чтобы входя в мир ребенка и разделяя его мир, вовлекать его в совместное со взрослым пространство, поднимать его на следующий уровень развития, наделяя новыми знаниями и развивая каждый из его функциональных уровней.

Для оценки достижений выделяются такие параметры, как эмоциональная теплота, способность строить отношения с людьми, способность к осмысленному и творческому общению.

Флортайм реализуется в работе с:

1.Детьми с аутизмом

2.Детьми с разными проблемами развития

3.Детьми с трудностями адаптации и социализации

4.Детьми, имеющими поведенческие трудности (агрессия, страхи, тревожность)

Преимущества подхода Флортайм:

Возможность родителям обучиться основным идеям и ключевым моментам терапии для осуществления её дома Естественная безопасная среда для ребенка. Методика успешно применяется в работе с детьми с самого раннего возраста, с подростками и взрослыми людьми.

Методика Флортайм лежит в основе терапевтической модели DIR (перевод. развивающая, учитывающая индивидуальные особенности, основанная на построении отношений). Автором её является Стенли И. Гринспен (1941-2010), профессор психиатрии и педиатрии в Медицинской школе Университета им. Джорджа Вашингтона.

Данная методика дает возможность установить доверительные отношения с ребенком, следуя за ним, войти в его мир, разделить его с ним, и попытаться расширить границы его мира посредством выстраивания взаимоотношений. Именно на этом должны базироваться любые взаимодействия между ребенком и взрослым.

В результате наблюдений, иногда длительных, попыток приобщиться к действиям ребенка , повторять его действия вместе с ним, путем проб, и предложений ребенку разных игрушек, игровых действий, каких то приятных для него тактильных контактов, выявляем то, что заставляет его заметить нас, наше действие или игрушку –это первый шаг. Постепенно увеличиваем время взаимодействия, добавляя новые действия или игрушки, пока ребенок сам не начнет проявлять интерес к предметам, окружающим его, к нам и нашим действиям, а затем и к другим детям.

Основные принципы стратегии FLOORTIME

u Игра один на один с ребенком

u Следование за ребенком и его интересами

u Наделение смыслом его действий

u Вовлечение ребенка в общение

u Построение двустороннего взаимодействия

u Создание препятствий

u Постановка задач в игре

u Предоставление выбора

u Задавание вопросов

u Поведение и навыки специально не тренируются и не поощряются

u Отсутствие инструкций

u Запрет и прекращение игры в случае опасности

u Нет неприемлемых тем или занятий

u Нет неприемлемых чувств

Главное для взрослого БЫТЬ ИГРОКОМ, а не наблюдателем, учителем, комментатором.

В такую программу, к примеру, будут входить и занятия со специалистами (логопед, дефектолог, психолог, эрготерапевт, инструктор по адаптивной физкультуре и др.), и специально организованная деятельность (по обучению определённым навыкам), и собственно, непосредственно занятия по Floortime®.

У Floortime есть две основные задачи:
1. Следовать за ребенком или использовать его естественные интересы.
2. Ввести ребенка в наш мир. Причем, важно, чтобы ребенок сам захотел быть в одном мире с нами.

hello_html_m1ff98bbd.jpg

Основные правила игры по принципам FLOORTIME.

  1. Начинайте игру с любимых предметов или действий, даже если это неодушевленные сортеры или кубики, даже если это его самостимуляции.

  2. Будьте артистичными в подстройке под малыша: меняйте тембр голоса, скорость речи и не бойтесь дурачиться и переигрывать. Малышу должно быть интересно и весело, и Вы тоже должны получить удовольствие от такого взаимодействия!

  3. Хвалите маленького партнера по игре: рассказывайте о том, как вам нравится с ним играть, какой он милый, приятный, красивый, какие у него симпатичные ручки, ножки, волосы и даже зубки. Обратите внимание – если ребенок не говорит, или только начал осваивать речь, то Ваша собственная речь не должна быть сложно построенной – используйте для общения отдельные слова или простые предложения.

  4. Поддерживайте постоянный интерес к занятию: используйте привычные предметы необычным способом (переверните посуду и постройте башню, сделайте из кастрюли шалаш для куколки, оденьте миску как шляпу, нарисуйте цветок помадой на щеке).

  5. Используйте много ярких жестов и выразительную мимику, особенно с неговорящими детьми.

  6. Делайте игру костюмированной, даже если элементы перевоплощения касаются только вас.

  7. Переносите игру в новое место: на прогулку в парк, из комнаты в комнату, сев на разложенный диван.

Чем легче и дружественнее атмосфера, тем проще вам будет внедрить в нее элементы новых навыков. Не забывайте об индивидуальных особенностях ребенка – может быть ему не нравятся громкие звуки, тогда особенное внимание обратите на использование жестов и мимики, приглушив звук своего голоса. Или он чувствителен к прикосновениям – тогда и игры будут без непосредственных соприкосновений. В этом случае можно воспользоваться игрушкой, надеваемой на руку.

Идея терапии состоит в том, чтобы она была естественной, а среда теплой и безопасной для ребенка, и тогда он будет чувствовать себя непринужденно, весело и спокойно.
Помните, НАША ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА — ПРОДВИЖЕНИЕ РЕБЁНКА ВВЕРХ ПО ЛЕСТНИЦЕ РАЗВИТИЯ!!! И сделать это легче в эмоционально значимом и приятном взаимодействии.

ВТОРОЙ МЕТОД

Альтернативная коммуникация – это способ, с помощью которого ребенок может взаимодействовать с окружающими людьми, не используя устную речь. На определенном этапе, это бывает необходимо (пока «запуск” речи еще не произошел), чтобы не приостанавливалось интеллектуальное развитие.

К видам альтернативной коммуникации относят использование коммуникаторов, жестовый язык, применение системы PECS (коммуникационной системы обмена картинками).

К сожалению, специалисты часто сталкиваются с тем, что некоторые родители с опаской относятся к предложению использовать карточки PECS или другую систему альтернативной коммуникации. Родители переживают и считают, что педагог, предлагая для ребенка подобный способ взаимодействия, «ставит крест» на потенциальной возможности ребенка заговорить.

В первую очередь, хотим обратить внимание на огромный плюс применения любой из систем коммуникации — ребенок обретает язык! Ребенок получает инструмент, с помощью которого он может общаться с окружающими, донести до мамы, папы, близких, что он хочет и в чем нуждается, и даже поделиться чувствами и эмоциями, сказать, наконец, «Мама, я люблю тебя!».

Начиная применять систему альтернативной коммуникации, родители ничего не теряют, во – первых, приобретают ребенка, способного выразить свои просьбы, которые он на данный момент с помощью слов выразить не может.

Обретя способ обмена информацией, способ донести до окружающих то, что ему хочется – ребенок становится более уверенным в себе, спокойным, его поведение становится более понятным для окружающих и уменьшается частота истерик.

Во-вторых, нужно понять, что введение системы альтернативной коммуникации не означает, что ребенок лишается возможности позже пользоваться речью. Карточки пекс, жесты, коммуникатор – это временная мера, ускоряющая возможность освоить речь. Если у ребенка есть возможность и способности, чтобы заговорить – использование карточек пекс, коммуникатора, жестов только ускорит возникновение вокальных просьб, а так же процесс освоения речи. И это научно доказано.

В-третьих, если родители не останавливаются на первых этапах применения пекс, и не прекращают использовать систему после того, как ребенок начинает произносить самостоятельно отдельные слова, – данная система помогает ребенку понять структуру предложения и произносить более полные фразы, используя прилагательные, наречия и другие части речи.

  • Коммуникация – обмен сообщениями между двумя и более собеседниками.

  • Традиционно учеными коммуникация подразделяется на вербальную и

невербальную.

Вербальная коммуникация – коммуникация с помощью слов (активной речи).

Невербальная коммуникации – общение с помощью других средств (жест, мимика, положение тела, эмоциональные проявления и т. п.)

Становится очевидным, что специалисту нужен инструмент для развития коммуникативных навыков ребенка, которые позволят формировать и другие сферы. Таким инструментом становится Альтернативная коммуникация.

Альтернативная коммуникация обучает начинать коммуникацию самостоятельно.

«+» У АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ ДОСТАТОЧНО:

– может уменьшить нежелательное поведение;

– она может способствовать развитию устной речи;

– ее очень легко понять;

– ее применение постоянно расширяется;

– она опирается на сильные стороны ребенка.

Поэтому на разных этапах коррекционной работы с ребенком используются разные методики для того, чтобы решать актуальные на каждом этапе задачи.

Люди с аутизмом обычно (но не всегда) обладают слабыми навыками двигательной имитации, мелкой моторики и репрезентативной памяти. Однако зачастую у них лучше развиты способности к зрительному восприятию и различению зрительных образов.

Поскольку PECS — это стратегия, основанная на зрительном выборе, она опирается на сильные стороны ребенка (навыки зрительного восприятия), чтобы развить слабые стороны (коммуникативные навыки). Это отличается, например, от языка жестов, который требует, чтобы ребенок имитировал движения, в том числе точно воспроизводил движения мелкой моторики, и обладал ментальной репрезентацией движений для каждого слова.

hello_html_m2bdf8d28.jpg

ТРЕТЬЯ МЕТОДИКА

PECS – система альтернативной коммуникации с помощью обмена карточек, которая изначально была создана для детей с РАС. Но как оказалось, эта система подходит абсолютно всем детям, у которых трудности с речью и общением.

Эти материалы помогут достичь успеха в развитии невербальных детей (аутизм, тугоухость, ЗПР, ДЦП и т.д.), а зачастую, становятся необходимым средством общения в их взрослой жизни.

Работа с карточками PECS

Работу с карточками нужно вводить с дефектологом или другим коррекционным педагогом, который наблюдая за ребенком, определит его навыки и умения.

На первом этапе, как правило, педагоги советуют вводить первыми две карточки PECS – «нет» и «да», т.к. дети с РАС часто не умеют копировать и повторять движений, таких как кивок и отрицательные махи головой.

hello_html_m5fa4f1bb.png

Освоение этих двух карточек значительно облегчит жизнь родителям и ребенку.

Важно! Если ребенок может произнести слово «нет» и «да» или показать жестом, карточки использовать не нужно.

Второй этап ввода карточек PECS — мотивационные предметы и действия ребенка.

hello_html_m1de4f020.png

Например: картинка с конфеткой. Нужно показать ребенку эту картинку и спросить: «Хочешь?», если да, то организовать обмен и озвучить название карточки. Во время передачи конфеты, карточку следует забрать и обязательно похвалить. Далее ребенка следует ознакомить с другими обозначениями мотивационных предметов.

Обозначенные картинкой действия вводятся так же, как и предметы.

hello_html_3777da70.png

Например: малыш любит кататься на качели. Нужно показать подходящую картинку, сказать «кататься», покатать ребенка и еще раз показать картинку.

Важно! Как только ребенок пытается назвать желаемый предмет словом, карточку следует убрать из альбома.

Третьим этапом обучения PECS будет набор карточек, которые точно обозначают события — расписание.

Расписание включает в себя несколько карточек определенной тематики, расположенные друг за другом в определенном порядке.

hello_html_4ca5cc82.png

Это может быть расписание дня, похода в магазин, уборки, сборов в магазин, приема пищи и т.д.

Этот этап вводится при условии, что ребенок видит и понимает картинки на карточках и соотносит картинки с их значением.

Пример: «расписание дня». Для ввода этих карточек нужно подготовить планшет (картонная или пластиковая основа), на котором будут выстроены в ряд картинки или фото с изображением тех повседневных занятий, которыми нужно заняться ребенку в течение дня.

Карточки следует распределить таким образом, чтобы занятия по программе были расположены сразу перед любимыми занятиями ребенка, такими как просмотр мультиков, прогулкой и т.д. Таким образом, ребенок будет понимать, что перед прогулкой ему нужно учиться.

Расписание можно использовать для развития ребенка в учебных целях. Взяв альбом или планшет нужно спросить: «Что у нас сейчас? А что будет потом?». В конце дня, когда все события из расписания дня закончились, нужно собрать карточки и пообщаться с ребёнком: «Что было в начале дня?», «Что было после занятий?», «Что ты делал после просмотра мультфильма?» и т.д.

Расписание нужно не только для обучения, а и для того, чтобы убрать у ребенка чувство тревоги. Часто встречается, что у детей с РАС возникает тревога, если нарушается привычный для них режим дня и ребенок не понимает, что будет происходить дальше.

Например, случай из жизни семьи: когда семья собиралась в машине куда-то ехать, то девочка с аутизмом начинала капризничать и плакать. Она думала, что ее сейчас повезут к врачу, т.к. однажды такое было, а дети с РАС склонны запоминать негативные случаи. На самом же деле семья собиралась поехать в магазин или в парк. То есть, если бы девочка знала, что сев в автомобиль она поедет на прогулку, а не к врачу — она конечно бы не плакала.

С какого числа карточек PECS стоит начать?

У ребёнка, конечно же, не сразу появится целый альбом карточек PECS. Начинать стоит с одной мотивационной или двух карточек «да/нет». Если ребёнок все понимает и быстро поддается обучению, добавляется еще одна карточка – и постепенно их объём доводится до нужного размера. Можно сделать карточки PECS по темам: «поездка к бабушке, «просмотр мультиков», «чистка зубов», «расписания дня», «карточки с нуждами» и т.д. Все карточки для занятий должны быть в доступе, чтобы ребенок смог в любой момент ими пользоваться.

Как сделать карточки PECS своими руками. Карточки PECS очень просто сделать своими руками. Лучше всего использовать фотографии, т.к. изображении более реалистичное и его лучше воспринять ребенку.

Также можно распечатать на цветном принтере картинки, найденные в интернете. Картинки легко сделать нужного размера сохраняя в предварительно созданной таблице в Microsoft Word.

После распечатки карточки лучше заламинировать или заклеить скотчем. На обратной стороне приклеить липучки на клейкой основе, которые продаются в магазине для шитья.

Заговорит когда-нибудь ребенок, если привыкнет так общаться?

Мечта каждого родителя – это чтобы всё-таки ребёнок смог словами выразить все свои потребности и общаться развернутыми и полными предложениями. Многие боятся, что если дети начнут пользоваться такими карточками, то они не заговорят. Это частое и очень большое заблуждение!

Отзывы родителей использовавших PECS говорят о том, что с помощью этих карточек происходит лучшая стимуляция коммуникации, то есть ребёнок сам хочет общаться и начинает строить предложения в своей голове. Карточки только стимулируют его к возникновению речи.

ЧЕТВЁРТАЯ МЕТОДИКА

МАКАТОН как способ альтернативной и вспомогательной коммуникации

МАКАТОН – языковая программа, цель которой – дать возможность коммуникации людям с ограниченными физическими и интеллектуальными возможностями. МАКАТОН использует одновременно жесты, графические символы и речь.
Главное отличие МАКАТОНа от других программ AAC (Augmentative and Alternative Communication) – это использование двойных знаков (жест + символ) и, как следствие – комплексное воздействие на реципиента (задействуются разные каналы восприятия информации).
Следует помнить о том, что МАКАТОН – это НЕ вид терапии, это вспомогательная система, которая позволяет человеку общаться. Параллельно с использованием МАКАТОНа, как правило, идет интенсивная логопедическая работа. МАКАТОН – прежде всего вспомогательный вид коммуникации, и лишь в случае, когда развитие речи невозможно, он становится альтернативным.
Программа была создана Маргарет Уокер в Британии в 70-х гг. Сейчас МАКАТОН используется в более чем 40 странах.

Не следует путать МАКАТОН и жестовый язык, который используют глухонемые. МАКАТОН – это система упрощенных жестов, которые легко показать и, что самое главное, легко понять. Из языка глухонемых в упрощенном варианте заимствуются только некоторые, часто абстрактные понятия.
В 2003 г. появилась первая, экспериментальная версия Основного Словаря (450 слов повседневного обихода). Каждому понятию соответствует жестовый знак и графический символ (большинство символов были заимствованы из британской версии программы). К 2008 г. Экспериментальная версия была подтверждена, в 2010-2011 гг. претерпела некоторые изменения и в таком виде существует до сих пор.
СЛОВАРЬ МАКАТОНа
Словарь МАКАТОНа – четко структурированная система. Количество понятий Основного Словаря ограничено (всего около 450 слов). Туда входят понятия, связанные с повседневным бытом и окружением человека (семья, еда, предметы, животные, здания, погода, время, числа, чувства, отношения, основные глаголы действия и т.д.). Всего в Основном Словаре 8 уровней (связанных также с уровнем сложности) + 9 уровень – дополнительный.

Создание Основного Словаря происходило на основе следующих принципов:
— ограничение количества слов, использование ключевых понятий, характеризующихся высокой функциональностью;
— организация уровней Словаря в соответствии с коммуникационной значимостью (на первом месте оказались слова, позволяющие выразить потребности человека и договориться с собеседником) а также уровня сложности (обучение поделено на этапы);
— персонализация Словаря, возможность приспособления его к индивидуальным особенностям человека;
— одновременное использование речи, жестов и символов.
Пример слов 1 уровня:
Мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка.
Напиток (питье), печенье, обед, еда, вода.
Туалет, кровать, стул, стол, раковина, ванна, душ.
Дом, машина, автобус, трамвай. (+ «ехать» на каждом из перечисленных видов транспорта).
Я, ты, Где?, Что?, здесь, там.
Спать, пить, есть, смотреть, видеть, стоять, встать, сесть, приходить, идти, умываться, мыть руки, мыть что-либо, мыться, принимать душ, давать.
Еще, хорошо, непослушный, послушный, да, нет, пожалуйста, спасибо, привет, пока, здравствуйте.
Вот и все. Таких уровней 8+1.

ЖЕСТЫ МАКАТОНа
Мануальные знаки польского МАКАТОНа были выработаны в результате экспериментальных исследований со здоровыми детьми дошкольного возраста и затем подтверждены в работе с детьми с ограниченными возможностями. В программы вошли жесты, которые наиболее часто, спонтанно используются детьми для обозначения понятий, а также те, которые являлись частью естественного общения. Некоторые жесты были заимствованы из польского языка глухонемых (в упрощенном варианте). Выбор жестов также характеризовался их лаконичностью и ясностью и простотой исполнения. Некоторые жесты имеют 2 варианта – для двух или одной руки.
ГРАММАТИКА
МАКАТОН может использоваться как вспомогательная программа (в этом случае жестовый язык используется одновременно с речью, когда появляется ясная речь, жесты убираются) либо как альтернативная (когда жесты полностью замещают речь).
Вместе с жестами всегда используется ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ. Это очень важное правило. При этом жесты используются на трех уровнях:
1) Ключевой уровень: жесты отражают только ключевые понятия.
2) Функциональный уровень: жесты отражают только глаголы действия.
3) Полный уровень: жесты отражают большинство слов в высказывании.
Жестам в МАКАТОНе всегда сопутствует соответствующее выражение лица, интонация, движения тела, пространственная ориентация. Многие жесты различаются в зависимости от того, о ком идет речь – обо мне, или о собеседнике. Жест «смотреть», например, используется с указанием направление – на что смотреть. Поскольку знаки используются вместе с речью, темп их – абсолютно естественный и спокойный.
А вот жесты:

Приложение №1 (прикладывается)

Главной проблемой детей с особенными потребностями является то, что они не могу говорить и выразить свои потребности. Если родители еще как-то могут понять чего хочет их ребенок, то при общении с незнакомыми людьми у детей с расстройством аутистического спектра возникают трудности – зачастую их не понимают, вследствие чего ребенок начинает нервничать, психовать, проявлять агрессию и т.д. Возникает вопрос: как же общаться с невербальным ребенком?

Таким детям нужны специальные дидактические материалы, без лишних деталей – карточки и визуальные расписания, при помощи которых ребенок сможет общаться с другими людьми.

ПЯТАЯ МЕТОДИКА

Сенсорная интеграция – это педагогический метод, направленный на коррекцию поведенческих расстройств, вызванных неправильной реакцией на информацию, получаемую при помощи органов чувств. Это проявляется в бурной эмоциональной реакции на прикосновения других людей, громкие звуки, зрительные раздражители.

Расстройства сенсорной интеграции

Дисфункция сенсорной интеграции – это расстройство, при котором дошкольник негативно реагирует на необычные для него предметы, звуки, текстуру некоторых вещей. Это рассматривается педагогами как недостаток жизненного опыта у малыша, и, соответственно, сформированных нейронных связей.

Нарушение сенсорной интеграции у детей проявляется следующими симптомами:

1. Плач, раздражение в ответ на прикосновения родителей, педагогов, присутствие чужого человека.

2.Апраксия – неумение обращаться с бытовыми предметами, ложкой, вилкой, карандашами, ручками.

3. Боязнь песка, пластилина, красок, избегание контакта с неизвестными предметами.

4.Дислексия – проблемы с письмом (переписывание с доски), счетом.

5. Повышение двигательной активности при шумной окружающей обстановке.

6. Плохая концентрация внимания, СДВГ.

7.Нарушения мелкой моторики, неуклюжесть.

8.Малыш не участвует в играх других детей, не качается на качелях.

Маленькие дети получают информацию от окружающего мира при помощи органов чувств. При дисфункции дошкольник плохо взаимодействует со сверстниками. Возникают проблемы с концентрацией внимания на уроках в детском саду и школе, ребенка отвлекают другие учащиеся. Сильным раздражителем может выступать даже одежда, которая касается его тела.

Клинические проявления

Основные признаки дисфункции сенсорной интеграции:

1. Повышенный или пониженный тонус скелетных мышц.

2.Гипер — или гипосенситивность к звукам, запахам, зрительным раздражителям.

При ДЦП, синдроме двигательной гиперактивности у малыша наблюдается неадекватный тонус мышц: его повышение или снижение. Гиперчувствительность к прикосновениям родителей, зрительному контакту с другими людьми может вызывать нервозность. Маленький человек боится воды, капель дождя и каждое купание приносит ему и его родителям стресс. Стрижка волос, причесывание вызывает аналогичную реакцию. Повышенная чувствительность кожи приводит к непереносимости швов на одежде, вплоть до отказа носить вещи, т. к. они приносят физический дискомфорт. Малыш избегает использования в конструировании и рисовании клея, красок – тех предметов, которые могут испачкать руки. Часто он боится ходить босиком по песку, траве. Гипосенситивность проявляется в стремлении маленького человека потрогать все окружающие предметы, людей, что является причиной недовольства последних. Характерна любовь к играм в грязи, пренебрежение к гигиене, таскание в рот разных несъедобных вещей, игнорирование порезов, ссадин, снижение чувствительности к уколам. При мозговой дисфункции возможна низкая тактильная перцепция – малыш не понимает, до какой части его тела дотронулись. Отсутствуют навыки одевания, иногда имеется страх темноты.

Метод сенсорной интеграции

Этот педагогический метод улучшает социальную адаптацию малыша, подготавливает к школе. Он способствует развитию сенсорной интеграции, применяется для аутистов и детей с двигательной гиперактивностью. Способ включает упражнения и игры с педагогом, направленные на получение необходимого жизненного опыта. В группе занимаются лепкой из пластилина, хождением по песку, камням, использованием формочек для создания фигурок из теста.

В практике применяются как индивидуальные, так и групповые занятия по сенсорной интеграции, тренирующие следующие виды восприятия:

1. Тактильное (осязательное) – воздействие на чувствительные рецепторы кожи рук, ног, лица.

2.Зрительное – использование ярких предметов в затемненном помещении.

3. Обонятельное – воздействие на обоняние раздражителями разной интенсивности.

4.Вестибулярное – прыжки на батуте, кувырки, другие упражнения, тренирующие равновесие и ловкость.

5.Вкусовое – представление различных вкусов.

7. Тренировка проприоцептивной чувствительности – суставов, мышц, связок.

Этот педагогический метод для аутистов и детей с другими нарушениями (синдром дефицита внимания, двигательной гиперактивности) оптимизирует взаимодействие с окружающим миром. Метод применяется также при задержке речевого развития, минимальной мозговой дисфункции, умственной отсталости при синдроме Дауна, ДЦП. Упражнения для вестибулярного аппарата способствуют устранению неуклюжести малыша, стимулируют желание к участию в играх с другими детьми. Это происходит за счет повышения уверенности в своих силах, развития ловкости.

Мелкая моторика тренируется массажем пальцев рук, обучению лепки из пластилина при непосредственном участии педагога.

Дислексия арифметическая и аграмматизмы также поддаются коррекции благодаря этому методу. Повышается способность к сосредоточению внимания на поставленных задачах. Игры с другими детьми улучшают коммуникабельность, благоприятствуют социализации малышей с заболеваниями аутистического спектра. Оборудование для сенсорной интеграции включает в себя различные предметы: батут для вестибулярных упражнений, пластилин, формочки, пластиковый контейнер, заполненный песком, турники. Тоннели из тканевого материала используют для игр с другими детьми. Аналог этого педагогического способа – метод Монтессори.

Заключение

Метод дает ощутимые положительные результаты в борьбе с расстройствами чувствительности, двигательной гиперактивности. Этот способ лечения позволяет приобретать детям необходимый для них жизненный опыт, побороть страхи темноты, грязи, других людей.

Приложение

hello_html_m3a45cfa2.jpg

Отчёт

педагога-наставника, учителя начальных классов

Писаревой Светланы Вячеславовны

о работе с молодым специалистом Ахметовой Лилей Равилевной.

С 1.09.2018 г. установлено наставничество над молодым специалистом, учителем Писаревой С.В., выпускницей ФГБОУ ВО «Набережночелнинского государственного педагогического университета» г.Набережные Челны Ахметовой Л.Р.

Молодой педагог работает в МБОУ «СОШ №5 г. Азнакаево» с 01.09.2018 года. Учитель Ахметова Л.Р. преподает в 1-б классе (УМК «Школа России»). Согласно составленному плану работы с молодым специалистом наставником проведена следующая работа.

В сентябре месяце 2018 г. с молодым специалистом проведено теоретическое занятие по теме: «Организация работы на уроке с различными категориями учащихся. Индивидуальная работа»; в ходе беседы выявлены затруднения в работе молодого учителя, предложены способы решения.

В октябре месяце состоялась беседа по теме: «Проблемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся», в ходе которой были даны некоторые рекомендации для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся во время уроков.

В ноябре месяце состоялось теоретическое занятие по теме: «Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика».

В декабре систематизированы наработки профессиональной деятельности молодого учителя.

В I полугодия 2018-2019 учебного года проводилась информационная работа с молодым специалистом, регулярное ознакомление со статьями, опубликованными в журналах, с педагогической и методической литературой и ее обсуждение с наставником.

Наставником посещены уроки с целью определения уровня владения основами методики преподавания своего предмета.

Наставником посещено несколько уроков в целях методической помощи, в том числе 15.09.2018 г. урок русского языка по теме «Письмо длинной наклонной линии с петлей внизу. Письмо длинной наклонной линии с петлей вверху», 2.10.2018 г. урок математики по теме «Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч.» в 1-б классе.

Анализ уроков показал, что молодой педагог имеет достаточный уровень методической и теоретической подготовки, но пока испытывает затруднение в организации учебной деятельности учащихся, использует современные педагогические технологии, включая ИКТ, игровые, и элементы некоторых других (личностно-ориентированная, проблемно-диалогического обучения и др.).

В основе проведенных уроков учителя лежит системно-деятельностный подход, все уроки проведены с учетом требований ФГОС. С учащимися класса, Ахметовой Л.Р. удалось установить доброжелательные деловые взаимоотношения. К урокам учитель готовится всегда тщательно.

Молодой специалист сразу заявила о своей активной профессиональной позиции. Ахметова Л.Р. приняла участие в ноябрьском совещании ШМО учителей начальных классов по теме: «Инновационный подход к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС».

Много времени уделяет кружковой деятельности по предмету. Для учащихся 1-б класса она организовала и ведет кружковые занятия эстетического направления.

На основании изложенного, полагаю, что молодой специалист адаптировалась успешно.

0

При внедрении института наставничества работодатели обычно разрабатывают специальный локальный нормативный акт – Положение о наставничестве. Именно этим документом, как правило, определяются особенности функционирования института наставничества в конкретной организации, задачи наставничества, а также права и обязанности наставника.

А как составляется приказ о назначении наставника?

Кстати, о том, что в целом понимается под наставничеством и какова его цель в организациях, мы рассказывали в другой консультации.

Составляем приказ о назначении наставника

Приказ о назначении наставника (образец приведен ниже) составляется в произвольной форме. В нем указываются Ф.И.О. и должность лица, назначаемого наставником, а также данные о стажере, над которым берется шефство. Данные о стажере могут не приводиться, если наставник назначается ответственным в отношении всех стажеров на данном производственном участке, типе оборудования, виде транспортного средства и т.д. Также приказ может содержать определенные указания наставнику или стажеру. Например, подготовить план стажировки. Хотя если порядок и особенности прохождения стажировки указаны, например, в Положении о наставничестве, дублировать такую информацию в приказе не нужно.

Наставники обычно подбираются из наиболее подготовленных сотрудников, которые обладают высокими профессиональными качествами, имеют стабильные показатели в работе, а также характеризуются способностью и готовностью делиться своим опытом с новыми работниками.

Если обязанность выступать наставником предусмотрена в трудовом договоре с работником, получать его предварительное согласие не требуется. В противном случае привлечение работника к наставничеству и предшествующее ему издание соответствующего приказа производятся после того, как с работником будет достигнуто соглашение, в т.ч. и по порядку оплаты работы наставника.

С приказом о назначении наставника ознакамливаются под роспись указанные в нем лица.

Приведем для приказа о назначении водителя-наставника образец заполнения.

Скачать для приказа о назначении наставника молодому специалисту образец бланка можно здесь.

Открыть документ в КонсультантПлюс

Скачивать формы документов могут только подписчики журнала «Главная книга».
  • Я подписчик:
    электронного журнала
    печатного журнала

  • Я не подписчик,
    но хочу им стать
  • Хочу скачивать
    бесплатно и попробовать все возможности подписчика
    Получить демодоступ

Добавить комментарий