Приказ о проведении курсов повышения квалификации

Сноска. Заголовок приказа — в редакции приказа Министра образования и науки РК от 09.04.2020 № ҚР ДСМ-24/2020 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

В соответствии с подпунктом 38-1) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые правила организации и проведения курсов повышения квалификации педагогических кадров.

2. Департаменту дошкольного и среднего образования, информационных технологий (Жонтаева Ж.А.) в установленном законодательством порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан его направление на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и в информационно-правовой системе «Әділет», а также в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного введения «Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан» для размещения в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан;

3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан;

4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства образования и науки Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) пункта 2 настоящего приказа.

3. Признать утратившим силу Приказ исполняющего обязанности Министра образования и науки Республики Казахстан «Об утверждении Инструкции по организации повышения квалификации педагогических кадров» от 09 июля 2015 года № 447 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов 11 августа 2015 года под № 11861, опубликованный в информационно-правовой системе «Әділет» 21 августа 2015 года).

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра образования и науки Республики Казахстан.

5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования.

Министр

образования и науки

Республики Казахстан

А. Саринжипов

Утверждены приказом
Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 28 января 2016 года № 95

Содержание

Правила организации и проведения курсов повышения квалификации педагогов, а также посткурсового сопровождения деятельности педагога

Сноска. Правила — в редакции приказа Министра образования и науки РК от 09.04.2020 № ҚР ДСМ-24/2020 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 1. Общие положения

1. Настоящие Правила организации и проведения курсов повышения квалификации педагогов, а также посткурсового сопровождения деятельности педагога (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 38-1) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» и определяют порядок организации, проведения курсов повышения квалификации, а также порядок организации, проведения посткурсового сопровождения деятельности педагогов.

2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:

1) квалификация – совокупность профессиональных знаний, умений, навыков и опыта работы, необходимых для выполнения работы в рамках соответствующего вида профессиональной деятельности;

2) посткурсовой мониторинг – система наблюдения и оценивания посткурсовой деятельности сертифицированных педагогов с целью сопоставления фактического состояния педагогической практики с ожидаемыми результатами программы курсов в том числе в дистанционном режиме;

3) итоговое оценивание- процедура подтверждения уровня квалификации и компетенции педагога в соответствии требованиям программы краткосрочных курсов повышения квалификации;

4) повышение квалификации педагогов – форма профессионального обучения, позволяющая приобретать новые, а также поддерживать, расширять, углублять и совершенствовать ранее приобретенные профессиональные знания, умения, навыки и компетенции для повышения качества преподавания и обучения;

5) организация повышения квалификации педагогов — организация, реализующая образовательные программы курсов повышения квалификации педагогов в системе непрерывного образования;

6) посткурсовое сопровождение деятельности педагога – система мероприятий, обеспечивающая развитие профессиональной компетентности педагога путем непрерывного мониторинга его посткурсовой деятельности и оказания методической, консультационной помощи;

7) эксперт – сертифицированный специалист, осуществляющий процедуру подтверждения уровня квалификации и компетенции педагога требованиям программы длительных курсов повышения квалификации;

8) сертификат – документ, выдаваемый по итогам прохождения краткосрочных и длительных курсов повышения квалификации по определенной тематике, форме, содержанию и продолжительности профессионального обучения.

9) сертифицированный тренер –лицо, прошедшее обучение по программе подготовки тренеров и реализующее образовательные программы повышения квалификации;

10) внешнее итоговое оценивание – процедура подтверждения уровня квалификации и компетенции педагога в соответствии требованиям программы длительных курсов повышения квалификации;

11) слушатель – лицо, проходящее курсы повышения квалификации

3. Курсы повышения квалификации педагогов (далее — Курсы) структурируются по уровням образования:

1) дошкольное воспитание и обучение;

2) начальное образование;

3) основное среднее образование;

4) среднее образование (общее среднее образование, техническое и профессиональное образование);

5) послесреднее образование;

6) высшее образование;

7) послевузовское образование.

Глава 2. Порядок организации курсов повышения квалификации педагогов

4. Курсы организуются:

1) без отрыва от трудовой деятельности (в том числе по дистанционной форме обучения);

2) с отрывом или частичным отрывом от трудовой деятельности с сохранением заработной платы;

3) за рубежом с отрывом от трудовой деятельности сроком до 1 года.

5. Курсы проводятся следующими организациями образования, реализующими образовательные программы повышения квалификации педагогов (далее – Организация), Автономной организацией образования «Назарбаев Интеллектуальные школы», Национальным центром повышения квалификации «Өрлеу», Национальным научно-практическим образовательным, оздоровительным центром «Бөбек», Национальным научно-практическим центром коррекционной педагогики, Национальным институтом гармоничного развития человека, Национальным научно-практическим центром физической культуры, Национальной палатой предпринимателей РК «Атамекен», высшими учебными заведениями, юридическими лицами независимо от форм собственности и осуществляющими согласно уставу деятельность по проведению курсов, а также областными, городов Нур-Султан, Алматы и Шымкента методическими кабинетами.

Курсы за рубежом организовываются уполномоченным органом в области образования, акционерным обществом «Центр международных программ» (далее — Центр), Автономной организацией образования «Назарбаев интеллектуальные школы» и управлениями образования областей, городов Нур-Султан, Алматы и Шымкент за счет соответствующих бюджетов или других источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.

Курсы за рубежом проводятся зарубежными организациями образования, международными научно-исследовательскими центрами, реализующими образовательные программы повышения квалификации педагогов (далее — Зарубежная организация) на основании договора на оказание услуг по повышению квалификации, заключенного между Организацией и Зарубежной организацией и Графика проведения Курсов за рубежом. По итогам курсов за рубежом посткурсовое сопровождение и мониторинг не требуется.

Сноска. Пункт 5 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 07.04.2021 № 150 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

6. Организациями осуществляется:

1) обучение педагогов на курсах;

2) посткурсовое сопровождение деятельности педагогов;

3) посткурсовой мониторинг.

7. Педагоги, претендующие на обучение на Курсах:

1) имеют высшее педагогическое, послевузовское образование, а также иное профессиональное образование по соответствующему профилю или техническое и профессиональное образование, документ о переподготовке;

2) работают в организациях образования, органах управления образования, органах по методическому сопровождению;

3) знают законодательство Республики Казахстан, регламентирующее деятельность системы образования;

4) владеют базовыми знаниями английского языка (для Курсов по языковой компетенции).

8. Педагог, претендующий на обучение на Курсах, представляет в Организацию следующие документы:

1) заявление по форме согласно приложениям 1 или 2 к настоящим Правилам;

2) анкету слушателя курсов повышения квалификации педагогов по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам;

3) копию документа, удостоверяющего личность/индивидуальный идентификационный номер;

4) копии сертификатов (при наличии);

5) мотивационное письмо (для прохождения курсов повышения квалификации за рубежом) на казахском или русском языках.

9. Организация образования ежегодно:

1) составляет перспективный план повышения квалификации педагогов и готовит заявку;

2) представляет к 1 августа:

в районный (городской) отдел образования (далее – Отдел образования) заявку в произвольной форме о направлении педагогов на Курсы;

в областные, городов Нур-Султан, Алматы и Шымкент управления образования (далее – Управление образования) заявку в произвольной форме о направлении педагогов на Курсы;

в уполномоченный орган в области образования заявку в произвольной форме о направлении педагогов на Курсы (республиканские организации образования)

10. Отдел образования формирует план повышения квалификации педагогов, рассматривает представленные заявки и направляет их в Управление образования ежегодно до 1 сентября.

11. Управление образования ежегодно до 1 ноября формирует план повышения квалификации педагогов области на предстоящий финансовый год с распределением педагогов:

1) на краткосрочные Курсы;

2) на длительные Курсы;

12. Списки педагогов на конкретные курсы формируются за два месяца до начала курсов согласно утвержденных Планов.

13. Организацией, определенной уполномоченным органом в области образования, областными методическими кабинетами/ центрами разрабатывается годовой график проведения Курсов (далее – График) и согласуется с Уполномоченным органом в области образования и областными управлениями образования, городов Нур-Султан, Алматы и Шымкент соответственно.

14. Педагоги направляются на курсы на основании приказов руководителей организаций образования, отделов образования, управлений образования.

15. Организация образовательного процесса регламентируется учебным планом, годовым графиком, расписанием занятий.

16. Зачисление слушателей на Курсы оформляется приказом руководителя Организации на основании писем управлений образования с приложенными списками слушателей.

17. Управлениями образования ежегодно (2 раза в год — январь, июнь) направляются в Единую базу данных слушателей курсов повышения квалификации педагогов Республики Казахстан (далее – Единая база данных) сведения по формам административной отчетности информационной системы «Национальная образовательная база данных» согласно приказу Министра образования и науки Республики Казахстан № 570 от 27 декабря 2012 года «Об утверждении форм административных данных в рамках образовательного мониторинга» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 8369).

Глава 3. Порядок проведения курсов повышения квалификации

18. Проведение курсов осуществляется единовременно или поэтапно посредством освоения разных направлений и модулей в аудиторной и дистанционной формах, в том числе путем прохождения стажировки по международной стипендии «Болашак».

19. Курсы проводятся следующими специалистами:

1) педагоги, имеющие опыт работы по профилю курсовой подготовки;

2) сертифицированные тренеры, подготовленные с участием казахстанских и зарубежных экспертов;

3) специалисты и работники производственных предприятий, имеющие стаж работы не менее 3-х лет;

4) профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов по педагогическим и профильным специальностям.

20. В период проведения курсов к чтению отдельных лекций и ведению практических занятий Организацией привлекаются методисты, педагоги, руководители организаций образования, практики, специалисты производственных предприятий, представители региональных палат предпринимателей и ассоциаций работодателей.

21. Продолжительность Курсов:

1) краткосрочные Курсы – не менее 36 академических часов;

2) длительные Курсы – не менее 108 академических часов.

Продолжительность Курсов за рубежом:

1) краткосрочные Курсы – не менее 36 академических часов;

2) длительные Курсы – до 1 (одного) года.

Суммарная продолжительность курсов для педагога в межкурсовой период (один раз в 5 лет) составляет от 36 часов до 180 часов в зависимости от направления и тематики.

22. Академический час Курса составляет 45 минут.

23. Слушатель заключает с Организацией договор о прохождении курсов повышения квалификации в стране / за рубежом (далее — Договор).

24. Договор является основанием для перечисления средств, связанных с оплатой всех расходов по организации прохождения Курсов в стране / за рубежом.

25. По завершении Курсов Зарубежной организацией выдается сертификат (собственного образца) по теме курсов повышения квалификации, с указанием темы и объема часов.

26. В случае отрицательного результата прохождения педагогическим работником Курса, повлекшим отчисление его из Зарубежной организации, педагогом осуществляется возмещение фактических затрат, понесенных Организацией, связанных с прохождением Курса за рубежом.

27. Организация заключает договор со сторонней организацией на проведение независимого внешнего итогового оценивания слушателей по завершению длительных курсов.

28. По завершении краткосрочных Курсов Организация проводит итоговую оценку по форме в соответствии с программой обучения.

29. Слушателям, прошедшим Курсы, Организацией выдается сертификат по теме курсов повышения квалификации с указанием темы и объема часов, согласованные с уполномоченным органом в области образования по форме согласно приложению 4 к настоящим Правилам.

30. Слушатели, не получившие сертификат, имеют возможность:

1) на повторное оценивание знаний, не более одного раза в год;

2) на повторное оценивание знаний со следующим потоком Курсов;

3) на перевод по уважительной причине из одного потока в другой в течение текущего года;

4) на завершение прерванного Курса по уважительной причине с предоставлением подтверждающих документов.

31. Отчисленные слушатели в соответствии с приказом руководителя Организации и решением комиссии по рассмотрению обращений и заявлений слушателей Курсов, созданных Организацией, производят возмещение затрат Организации.

32. Сертификат подписывается руководителем Организации, в случае его отсутствия лицом, исполняющим его обязанности и действует в течение 5 (пяти) лет со дня выдачи по форме согласно приложению 4 к настоящим Правилам.

Глава 4. Порядок организации и проведения посткурсового сопровождения деятельности педагога

33. Педагог, прошедший курсы повышения квалификации применяет полученные профессиональные компетенции в процессе работы.

34. Администрация организации образования при проведении внутришкольного контроля и мониторинга деятельности педагога отслеживает результаты применения педагогом полученных компетенций.

35. Организации, реализующие Программы повышения квалификации, в течение одного календарного года и более осуществляют посткурсовое сопровождение деятельности педагогов, прошедших повышение квалификации, для качественной реализации на практике полученных знаний с итоговым мониторингом и анализом изменений в профессиональной деятельности педагога, который предоставляется педагогу, в том числе в дистанционном режиме.

36. Формы проведения посткурсового сопровождения деятельности педагога:

1). результаты профессионального развития;

2). организация и проведения в течение первого календарного года после прохождения курсов не менее трех самостоятельных работ педагогом;

3). привлечение педагогов, прошедших курсы повышения квалификации и успешно применяющих полученные знания, умения, навыки на практике, к участию в мероприятиях по обмену опытом, публичное признание их опыта (публикации в средствах массовой информации);

4). корректировка программ повышения квалификации.

37. Мониторинг посткурсового сопровождения деятельности педагога Организацией проводится в течение трех лет один раз в год.

Приложение 1 к Правилам
организации, проведения курсов
повышения квалификации и
посткурсового сопровождения
деятельности педагогов
Форма
Руководителю
____________________________
____________________________
(наименование Организации)
____________________________
(фамилия, имя и отчество
(при его наличии) (далее —
Ф.И.О.)
от _________________________
фамилия____________________
имя_________________________
Отчество (при его наличии)
____________________________
должность

Заявление

Я, __________________________________________________________________прошу
(Ф.И.О.)

рассмотреть мою кандидатуру для обучения на курсах повышения квалификации
педагогов Республики Казахстан по образовательной программе
________________________________________________________________ в группе с
___________________________________________________________языком обучения
._____________________

(подпись заявителя)

«____» _____________ 201 __ года (дата подачи заявления)

Приложение 2 к Правилам
организации, проведения курсов
повышения квалификации и
посткурсового сопровождения
деятельности педагогов
Форма
Руководителю
____________________________
(наименование организации)
____________________________
(фамилия, имя и отчество
(при его наличии) (далее —
Ф.И.О.)
от__________________________
(Ф.И.О.)
____________________________
(должность)

Я, __________________________________________________________________прошу
(Ф.И.О.)

рассмотреть мою кандидатуру для обучения на ____ (до 3 месяцев или до 1 года)
месячных/годовых курсах повышения квалификации педагогов Республики Казахстан за
рубежом ________________________________________________ (страна обучения) в группе
с _______________________ языком обучения. ______________________

«____» _________20___ года

(подпись заявителя) (дата подачи заявления)

Приложение 3 к Правилам
организации, проведения курсов
повышения квалификации и
посткурсового сопровождения
деятельности педагогов
Форма

Анкета слушателя курсов повышения квалификации педагогов Республики Казахстан

Фамилия, имя, отчество (при его наличии)

ИИН

Дата рождения

Должность

Образование

Квалификационная категория (действительная до)

Место работы (полное наименование организации с указанием региона)

Общий стаж

Педагогический стаж

Язык обучения

Домашний адрес

Контактные телефоны

Электронная почта

Дополнительная информация

Предыдущие курсы повышения квалификации: тема курса, место прохождения, дата и продолжительность.

Приложение 4 к Правилам
организации, проведения курсов
повышения квалификации и
посткурсового сопровождения
деятельности педагогов
Форма

ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ БІЛІМ ЖӘНЕ ҒЫЛЫМ МИНИСТРЛІГІ

ҰЙЫМ (логотип)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ОРГАНИЗАЦИЯ (логотип)

СЕРТИФИКАТ
Т.А.Ә./Ф.И.О. ____________________________________________________

Қазақстан Республикасы педагогтерінің
біліктілігін арттырудың «(курстын аталуы)»
___ академиялық сағат көлемінде білім беру
бағдарламасы бойынша мұғалімдерді оқыту
курсты аяқтады

окончил (а) курс по образовательной
программе повышения квалификации педагогов
Республики Казахстан
«(наименование программы)»
в объҰме _____ часов

Келісу
Согласование
Келісілген күні: 20__жылғы «___»______
Дата согласования: «__ «___20
Ұйымның атауы ___________________________________________
Наименование организации
Ұйымның жетекшісі ____________________________________________
Руководитель организации
Сериясы
Серия № 000000
Берілген күні: 20__жылғы «___»______ Дата выдачи: «__ «___20 __ года

Какой вид обучения работников может выбрать наниматель?

Исходя из норм Трудового кодекса РБ (далее – ТК) обучение работников по инициативе нанимателя можно разделить на 3 вида:

1) профессиональная подготовка (под профессиональной подготовкой понимают первоначальное профессиональное обучение сотрудников, ранее вообще не имевших профессии);

2) стажировка и переподготовка;

3) повышение квалификации (ст. 220-1 ТК).

Что касается семинаров, тренингов и т.п. мероприятий, то данные виды получения работниками дополнительных знаний не подпадают под сферу действия законодательства о труде, и, следовательно, порядок обучения и возможность возмещения средств, затраченных нанимателем на такое обучение, могут регулироваться в локальных нормативных правовых актах организации.

Кроме ТК отдельные вопросы дополнительного образования взрослых регламентированы:

– постановлением Совета Министров РБ от 15.07.2011 № 954 «Об отдельных вопросах дополнительного образования взрослых»;

– Положением о непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов;

– Положением о непрерывном профессиональном обучении по профессиям рабочих;

– Положением об обучающих курсах дополнительного образования взрослых.

В этой статье мы остановимся на рассмотрении кадрового аспекта направления работника на обучение, а именно оформлении приказа(ов). Рассмотрим, какие реквизиты должен содержать приказ, необходимо ли к приказу о направлении на обучение готовить второй приказ – о командировании и т.д.

Напомним, что при направлении нанимателем работника для повышения квалификации, стажировки и переподготовки с отрывом от производства за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы (ст. 102 ТК). Кроме того, работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от производства в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, предусмотренных для лиц, направляемых в служебные командировки. Из этого следует, что приказ о командировании все-таки нужно составлять.

Справочно: порядок и условия повышения квалификации по инициативе нанимателя могут определяться коллективным договором, локальными нормативными правовыми актами, трудовым договором (контрактом).

Подготовка документов о направлении работника на обучение

Оформление направления работника на обучение необходимо начать с заключения договора между учреждением образования (исполнитель) и нанимателем (заказчик) на выполнение работ (оказание платных образовательных услуг).

Предметом такого договора будут отношения сторон, складывающиеся между нанимателем и учреждением образования в связи с обучением работника по определенной договором образовательной программе с указанием конкретного срока обучения работника. Сроки и формы обучения устанавливаются учреждением образования в соответствии с потребностями заказчика на основании заключенного с ним договора.

Что касается работника, то он не является стороной данного договора. Его обязательства и условия обучения прописываются в дополнительном соглашении к трудовому договору:

– специальность (квалификация, профессиональный навык и пр.), которую получит работник после обучения;

– порядок оплаты рабочего времени (если занятия надо посещать в будние дни).

Многих нанимателей волнует вопрос о том, что работник, отучившись за счет организации, уволится, и тем самым наниматель потеряет ценного сотрудника (а его ценность повысится после обучения), и не сможет вернуть потраченные на его обучение средства.

Для того чтобы при возникновении такой ситуации наниматель мог минимизировать потери, следует закрепить в дополнительном соглашении к трудовому договору условие об обязанности работника возместить организации затраты, связанные с его обучением, если работник решит расторгнуть трудовой договор без уважительной причины (в течение установленного в договоре срока).

Издание приказа о направлении работника на обучение

На основании заключенного дополнительного соглашения к трудовому договору необходимо издать приказ по личному составу о направлении работника на обучение. Унифицированной формы такого приказа нет, однако он должен быть составлен с соблюдением требований Государственного стандарта РБ 6.38-2004 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».

Как и любой другой приказ, приказ о направлении работника на обучение будет состоять из 2 частей: констатирующей и распорядительной. Распорядительная часть будет начинаться со слова «НАПРАВИТЬ». После распорядительного слова с новой строки с абзаца прописными буквами печатаете фамилию работника, а имя и отчество печатаете строчными буквами.

Не будет лишним указать в приказе причины, по которым работник направляется на учебу, например: обновление теоретических и практических знаний по специальности, которые позволят освоить современные методы решения профессиональных задач.

Что касается внутреннего визирования, то на данном приказе должна стоять виза главного бухгалтера. Также может стоять виза начальника отдела, в котором трудится работник.

Образец приказа о направлении работника на курсы повышения квалификации смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 23 журнала.

Справочно: по окончании обучения получите от работника программу обучения, в ней будут отражены вопросы, которым были посвящены занятия; акт об оказанных услугах; счет-фактуру с той же формулировкой, что и в акте (если образовательное учреждение коммерческое); проездные документы и гостиничный счет (когда обучение проводится в другом городе).

Далее необходимо ознакомить работника с приказом. Виза ознакомления начинается словами: «С приказом (актом, протоколом, должностной инструкцией и т.д.) ознакомлен». Виза ознакомления включает личную подпись работника, ее расшифровку и дату. При необходимости виза ознакомления может включать наименование должности работника.

Издание приказа о командировании работника

Приказ имеет унифицированную форму, в нем обязательно должны указываться такие данные, как:

– цель командировки;

– срок командировки;

– пункт назначения (прибытия).

Цель командирования работника, как правило, указывают в констатирующей части приказа. Однако в случае если командируются несколько работников и они будут проходить разное обучение (кто-то едет на стажировку, кто-то на повышение квалификации), то цель командирования следует указывать в распорядительной части приказа.

Подводя итог, можно выделить 5 основных шагов, которые необходимо сделать, чтобы оформить направление работника на обучение, например на курсы повышения квалификации.

Шаг 1. Включите в бюджет организации расходы на направление работников на обучение.

Шаг 2. Определите учебное заведение, куда будет направлен работник.

Шаг 3. Заключите договор с учебным заведением.

Шаг 4. Заключите дополнительное соглашение с работником о направлении его на обучение и определите в нем важные условия, например условие об обязанности работника после обучения отработать в организации определенное время.

Шаг 5. Издайте приказ о направлении работника на обучение и при необходимости приказ о командировании работника. Проставьте в табеле использования рабочего времени необходимые отметки, указывающие на то, что работник находится на учебе.

Приказ о направлении на курсы повышения квалификации ─ это составленный в произвольной форме документ, который подтверждает намерение директора фирмы или организации послать сотрудника на курсы повышения квалификации.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

ФАЙЛЫ

Зачем отправлять на курсы повышения квалификации

Директор фирмы/организации заинтересован в том, чтобы у него работал высококвалифицированный персонал, который способен эффективно справиться с работой в кратчайшие сроки. А это означает, что фирма либо организация:

  • будет постоянно экономически развиваться;
  • сможет в условиях рынка конкурировать с другими фирмами;
  • сможет быстро принимать решения, связанные с текущими, стратегическими и организационными вопросами.

Формы повышения квалификации

Согласно п. 41 Типового положения работник может повышать свою квалификацию:

  • отрываясь от трудовой деятельности;
  • не отрываясь от трудовой деятельности;
  • частично отрываясь от трудовой деятельности;
  • по индивидуальной форме обучения.

Согласно ст. 187 ТК РФ если сотрудника отправили учиться, оторвав его от работы, то за ним обязательно должны сохраниться место работы, его должность и средняя заработная плата. Если сотрудник был отправлен учиться в другой регион, то ему обязательно должны заплатить не только командировочные расходы, но и выплатить среднюю зарплату за весь период нахождения в служебной командировке.

Если сотрудник повышает свою квалификацию, не отрываясь от трудовой деятельности или частично отрываясь от нее, то он должен получить зарплату за фактически отработанное время. Если работник учится и работает одновременно, то согласно ст. 91 ТК РФ совокупная продолжительность рабочего времени не должна быть выше ежедневной нормы.

Кто решает отправлять сотрудников на повышение квалификации

Кого отправить на курсы повышения квалификации, решает директор фирмы либо организации. Перед тем как принять решение, он анализирует трудовые функции сотрудника и стоящие перед ним задачи (например, изучить новое оборудование или получить новый разряд в квалификации).

Сведения, которые должны быть отображены в документе

В приказе должно содержаться следующее:

  • полное название организации;
  • заголовок документа;
  • где был составлен приказ;
  • регистрационный номер;
  • дата, когда был составлен документ;
  • указание на статью ТК РФ и причину, почему возникла производственная надобность;
  • ФИО человека, которого собираются отправить;
  • его должность;
  • срок обучения (дата начала и дата окончания);

Приказ о направлении на куры повышения квалификации

  • полное наименование учебного заведения;
  • аргументация необходимости обучения;
  • условия прохождения обучения;
  • сумма оплаты за обучение;
  • размер компенсации;
  • ФИО человека, несущего ответственность за учебу;
  • регистрационный номер трудового договора или доп. соглашения, на основании которого проводится направление;
  • подпись того, кого направляют;
  • подпись директора;
  • подпись специалиста отдела кадров;
  • подпись главного бухгалтера.

Если организация планирует отправить на повышение квалификации несколько сотрудников, то тогда оформляется единый документ с перечнем всех фамилий. Если работник должен отправиться на обучение в другой регион/город, то дополнительно издается приказ о его командировке.

Требования, которые необходимо соблюдать при заполнении документа

Во время составления приказа, надо соблюдать следующие требования:

  • Придерживаться установленного законом расстояния между краями страницы и текстом.
  • Документ должен быть на белом и высококачественном листе бумаги формата А4.
  • Прописывать дату документа арабскими цифрами или словесно-цифровым способом.
  • В документе должны быть все подписи плюс их расшифровка.
  • Печать.

Ошибки, которые допускают во время заполнения документа

Чаще всего, заполняя приказ, специалист может допустить такие ошибки:

  • не проставлена или поставлена неправильная дата составления документа;
  • отсутствует ФИО человека, которого должны отправить на обучение;
  • дописывание текста простым карандашом или ручкой другого цвета;
  • запись сделана неразборчивым почерком;
  • помарки, исправления;
  • орфографические ошибки;
  • неправильно указано полное наименование учебного учреждения;
  • неправильно указано наименование организации;
  • искусственное состаривание документа;
  • затирка ластиком текста.

Как исправить допущенные ошибки

Если в документе была обнаружена ошибка, то необходимо выполнить следующее:

  1. Переписать/перепечатать документ. Воспользоваться таким способом можно лишь тогда, если ошибка была замечена:
    • до того, как была поставлена подпись руководителя;
    • в момент подписания.
  2. Издать новый приказ. Но перед тем как приступить к изданию нового документа, необходимо создать аннулирующий приказ, в котором присутствуют ошибки. В нем должно содержаться следующее:
    • регистрационный номер приказа;
    • дата, когда он был составлен;
    • название документа;
    • начало текста в приказе должно начинаться со слов: «Признать утратившим силу»/»Считать недействительным»;
    • кратко, почему его решили отменить;
    • кто несет ответственность за исправления;
    • подпись.

Итак, если директор хочет достичь отличных результатов для своей организации, он всегда будет стремиться отправлять своих сотрудников на повышение квалификации, чем будет способствовать увеличению «текучки» штата сотрудников. Ведь он понимает, что лучше иметь своих уже проверенных людей и расширять их круг интересов и знаний, чем регулярно искать и проводить собеседования при приеме на работу новых сотрудников и учить их «с нуля». Что касается сотрудников организации, то для них повышение квалификации является большим плюсом, так как они могут улучшить свои уже имеющиеся знания, а также поделиться и перенять опыт других сотрудников, работающих в аналогичной сфере.

А еще, как правило, в зависимости от уровня подготовки высококвалифицированному персоналу повышают оклады и ставки.

0

Работодатель может направлять работников на обучение как в силу требований законодательства, так и в связи с производственной необходимостью. Так, с одной стороны, работодатель обязан, например, проводить обучение и инструктажи по охране труда, гражданской обороне, первой доврачебной помощи, пожарно-техническому минимуму (ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ, ст. 212, 225 ТК РФ, п. 3 Постановления Правительства от 25.04.2012 № 390). С другой стороны, по производственным причинам работодателю может быть выгоднее направить на обучение своего сотрудника (к примеру, для повышения квалификации или переобучения), чем брать уже подготовленного человека со стороны. Напомним, что работодатель самостоятельно определяет необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд (ч. 1 ст. 196 ТК РФ).

При направлении работников на обучение, независимо от вида такого обучения, может издаваться соответствующий приказ. Образец приказа о направлении работника на обучение приведем в нашем материале.

Содержание приказа на обучение работников

Трудовое законодательство не обязывает работодателя составлять приказ об организации обучения работников на рабочих местах или об их направлении в учебное заведение. Составление такого приказа – внутреннее дело работодателя. А потому и форма составления такого приказа произвольная. В то же время, учитывая, что отдельные виды обучения работодатель обязан организовывать и проводить, издание подобного рода приказов целесообразно. Ведь такой приказ не только информирует работников о целях и сроках обучения, но и подтверждает принятие работодателем мер, направленных на обучение работников. Именно поэтому в приказе нужно предусмотреть место для подписи лиц в подтверждение того, что с содержанием приказа они ознакомлены.

Кроме того, приказ будет являться основанием для бухгалтерии производить необходимые начисления, а также правильно вести табель учета рабочего времени.

Приведем образец приказа о направлении работника на обучение в соответствии с условиями ученического договора.

По аналогии может быть составлен, например, приказ об обучении работников по охране труда или, скажем, приказ о проведении обучения работников, осуществляющих эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.

Скачать примерный бланк приказа о направлении работника на обучение можно здесь.

Открыть документ в КонсультантПлюс

Скачивать формы документов могут только подписчики журнала «Главная книга».
  • Я подписчик:
    электронного журнала
    печатного журнала

  • Я не подписчик,
    но хочу им стать
  • Хочу скачивать
    бесплатно и попробовать все возможности подписчика
    Получить демодоступ

Добавить комментарий