Приказ 199 ДСП

Антонов Игорь Алексеевич

доктор юридических наук, профессор, начальник кафедры уголовного процесса Краснодарского университета МВД России (e-mail: docantonov@yandex.ru)

Каширин Роман Михайлович

кандидат юридических наук,

старший преподаватель кафедры оперативно-розыскной деятельности Псковского филиала Академии ФСИН России (e-mail: kupecdmb@yandex.ru)

Организация режима в местах содержания под стражей: формирование категориального аппарата и основные направления деятельности

В статье исследуется понятийный аппарат организации режима в местах содержания подозреваемых и обвиняемых под стражей, что обусловлено противоречиями нормативного регулирования целей, задач, содержания деятельности сотрудников ФСИН России, обеспечивающих режим в различных учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, содержание под стражей, следственный изолятор, режим, подозреваемый, обвиняемый.

Organization of the regime in places of detention: forming of categorical apparatus and the main activities

Особенности функционирования следственных изоляторов определяются целями и задачами, стоящими перед ними, а также специфическим контингентом, содержащимся в данных учреждениях уголовно-исполнительной системы. Естественно вытекающим из этих особенностей условием является то, что среди средств обеспечения нормального функционирования указанных учреждений уголовно-исполнительной системы важное место занимает обеспечение режима. При этом эффективность организации режима в следственных изоляторах, как и в любом ином учреждении, во многом зависит от должного нормативного регулирования возникающих правоотношений, базирующегося на четком понимании существа реализуемых функций, сути деятельности, категориального аппарата деятельности и т.п.

В связи с этим необходимо отметить, что термин «режим» применяется как в повседневной жизни (например, пропускной режим, больничный режим), так и в нормативных правовых документах. В российском законодательстве даются определения различных видов режимов: противопожарный, режим труда и отдыха, общий режим кредитования и т.д.

На основе изучения всего многообразия встречающихся в нормативных документах видов режима можно сделать несколько выводов, определяющих общие признаки режима: во-первых, все виды режима по своей форме представляют собой набор норм, правил, процедур, условий, которые регулируют ту или иную сферу деятельности; во-вторых, эти правила устанавливаются уполномоченными на то государственными либо иными органами в установленном порядке.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целом термин «режим» относится к различным отраслям права. Встречается он и в правовых актах, имеющих непосредственное отношение к деятельности пенитенциарных учреждений . Теоретики уголовно-исполнительного права легко используют его в своих исследованиях.

Непосредственно изучением сущности, определения режима и проблемами его обеспечения занимались такие известные отечественные ученые-пенитенциаристы, как А.И. Зубков, Б.Б. Казак, Ю.Ф. Кваша, А.С. Михлин, А.В. Па-пуашвили, С.В. Познышев, В.И. Селиверстов, Н.А. Стручков, Ю.М. Ткачевский, Б.С. Утевский, И.В. Шмаров и др., которые создали необходимые методологические предпосылки для его дальнейшего исследования . Однако сформулированного, уже устоявшегося научно-теоретического определения режима в следственном изоляторе (режима в местах содержания под стражей) в их работах нет. Именно на это нацелено настоящее исследование с учетом того, что от его формулирования зависит и содержание самой деятельности по обеспечению режима в местах содержания под стражей. Итак, рассмотрим эту правовую категорию в сравнении с понятием «режим в исправительном учреждении в целом.

Режим отбывания наказания в виде лишения свободы является самым первым фундаментальным средством исправления осужденных, т.к. все остальные, причем не менее значимые, средства исправления, такие как воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка, общественное воздействие, базируются на строгом соблюдении режимных требований и жесткой регламентации всей жизни осужденных в исправительном учреждении . Данный тезис находит подтверждение и на законодательном уровне.

В ч. 2 ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее — УИК РФ) режим определен как установленный порядок исполнения и отбывания наказаний. УИК РФ содержит целую главу (гл. 12), которая целиком посвящена режиму. В ст. 82 этой главы дается более полное определение режима в исправительных учреждениях — это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных,

различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

Данное определение полностью подпадает под указанные выше признаки режима: режим в исправительных учреждениях — это совокупность правил, которые регулируют порядок исполнения и отбывания лишения свободы; правила установлены законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами .

Режим в местах лишения свободы выполняет различные функции. Прежде всего, в рамках режима реализуются те правоограничения и лишения, которые присущи данному виду наказания, т.е., как отмечает О.Г. Перминов, он несет в себе карательную функцию. Реализуя кару, правила режима вынуждают осужденного соблюдать требования закона, не нарушать дисциплину, изменить свое поведение и т.п. В этом проявляется его воспитательная функция. Иной функцией режима является частная превенция, предупреждение, пресечение совершения новых преступлений осужденными .

В ст. 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» указывается, что в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

Сравнительный анализ содержательной стороны понятий «режим в исправительном учреждении» и «режим в местах содержания под стражей» четко показывает их правовое различие, установленное законодателем. Режим в исправительном учреждении направлен на порядок исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы, на охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, предупреждение преступности и нарушений режима содержания в исправительном учреждении (объектами применения режимных требований выступают осужденные к лишению свободы, лица, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу). Режим в местах содержания под стражей направлен на обеспечение соблюдения прав подозреваемых и

обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, т.е. объектами применения режимных требований выступают участники уголовного процесса: подозреваемые и обвиняемые, вина которых еще не доказана.

При этом важно подчеркнуть, что в ст. 15 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» законодателем не дано определение режима содержания под стражей, а только указано на то, что он устанавливается и обеспечивает: 1) соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых; 2) исполнение подозреваемыми и обвиняемыми своих обязанностей;

3)изоляцию подозреваемых и обвиняемых;

4)выполнение задач, предусмотренных УПК РФ.

Конечно, такая правозащитная законодательная позиция (на первое место выносится соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых) вполне соответствует с положениям Минимальных стандартных правил обращения с заключенными , однако это не соответствует целям помещения лиц в следственный изолятор, а отсутствие законодательного определения режима содержания под стражей является пробелом в действующем законодательстве.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Часть 2 гл. 1 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 14 января 2005 г. № 189 повторяет содержание ст. 15 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и дополняет его: «Режим представляет собой регламентируемые Федеральным законом, настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» .

В Инструкции об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы режим определяется как порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также порядок отбытия лишения свободы осужденными в тюрьмах и осужденными, оставленными для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию в СИЗО (тюрьме), реализация их прав, обязанностей и законных интересов.

Как видим, в Правилах внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы и Инструкции об организации службы по обеспечению надзора за

подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы, в отличие от ст. 15 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», дается определение режима содержания под стражей, однако, помимо того, что оно регламентировано внутренними приказами Минюста России, а не законодателем, оно не раскрывает такие позиции, как реализация прав и обязанностей более широкой категории лиц, охрана подозреваемых и обвиняемых, а также надзор за ними. Кроме того, рассматриваемые определения не согласуются с положениями УИК РФ (ст. 82).

Таким образом, сегодня для создания единого правового поля и повышения эффективности правоприменительной практики назрела необходимость теоретического решения указанного вопроса и формулировки определения режима содержания под стражей.

Представляется, что содержательную сторону режима содержания под стражей составляют:

1)права и обязанности тех, кто выполняет данную государственную функцию, в частности сотрудников ФСИН России (в Положении о Федеральной службе исполнения наказаний подчеркивается, что ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы );

2)права и обязанности тех, кто содержится в следственных изоляторах;

3)права и обязанности лиц, которые в целом не имеют прямого отношения к процессу изоляции от общества, но соприкасаются с данным процессом, а также оказывают содействие и помощь в работе данных учреждений, например представители общественных и религиозных объединений, должностные лица государственных органов, которые посещают учреждения уголовно-исполнительной системы и т.д. .

При этом режим в местах содержания под стражей должен в первую очередь обеспечить охрану и изоляцию подозреваемых и обвиняемых, а также надзор за ними, конечно, не нарушая их иных прав и не ограничивая законных интересов, что в определенной мере подчеркивает его сходство с режимом в исправительном учреждении.

Главенствующую роль в обеспечении режима в местах содержания под стражей и его составляющих, т.е. охраны, изоляции и надзора, играют территориальные управления ФСИН России, организация деятельности которых имеет свои особенности.

Охрана учреждений уголовно-исполнительной системы может осуществляться выставлением часовых, оперативным дежурством караула. Часовые осуществляют охрану учреждений наблюдением с вышек, патрулированием вокруг объекта по установленному направлению. Особую роль в охране учреждений играют кинологические подразделения, задачей которых является усиление охраны на уязвимых в побеговом отношении участках периметра.

Следует отметить, что эффективная организация надзора в следственном изоляторе за поведением подозреваемых, обвиняемых и осужденных является средством, выполняющим обеспечивающую функцию, реализация которой имеет упреждающее воздействие на их поведение, способствует пресечению в их среде криминогенных явлений, включая межличностные конфликты.

Проблемы, относящиеся к сфере организации надзора в следственном изоляторе, обусловливают то, что многие факты отклоняющегося поведения подозреваемых и обвиняемых (азартные игры, долговые зависимости, конфликтные отношения, приобретение запрещенных предметов, неконтролируемые каналы связи перечисленных лиц с криминалитетом, находящимся вне следственного изолятора и пр.) трансформируются в правонарушения, образуют условия, создающие угрозу безопасности как сотрудников, так и лиц, содержащихся в следственном изоляторе, и иных граждан, находящихся на территории следственного изолятора. Кроме того, слабая система организации надзора в следственном изоляторе спо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

собствует осложнению оперативной обстановки и совершению преступлений.

Организация надзора в следственном изоляторе, осуществляемая в целях обеспечения безопасности, по нашему мнению, должна предусматривать создание определенного функционального механизма, составными элементами которого являются: личное участие в организации надзора начальника следственного изолятора, заключающееся в принятии управленческого решения в форме утверждения плана надзора; письменный приказ по обеспечению надзора; несение службы на внутренних постах; непосредственное участие в организации надзора отделом режима, дежурными службами; взаимодействие сотрудников оперативного отдела с дежурным помощником начальника следственного изолятора по обеспечению их информацией упреждающего совершение правонарушений характера.

С учетом изложенного следует отметить, что под режимом в местах содержания под стражей следует понимать установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок, включающий в себя систему мер, обеспечивающих непрерывный контроль за поведением подозреваемых, обвиняемых и осужденных в целях соблюдения ими установленных нормативными правовыми актами правил, обеспечения их надежной охраны и изоляции, безопасности перечисленных лиц, сотрудников, граждан, находящихся на территории следственного изолятора, а также реализацию прав и обязанностей указанных лиц и выполнение задач, предусмотренных уголовно-процессуальным законом.

1.Уголовно-исполнительный кодекс РФ: федер. закон от 8 янв. 1997 г. № 1-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1997. № 2. Ст. 198.

2.О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: федер. закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1995. № 29. Ст. 2759.

3.Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: приказ Гзнераль-ного прокурора РФ от 16 янв. 2014 г. № 6 // Законность. 2014. № 4.

4.Кваша Ю.Ф., Михлин А.С. Злостные нарушители режима в ИТК: учеб. пособие. Рязань, 1982.

5.Папуашвили А.В., Стручков Н.А. Режим в исправительно-трудовых учреждениях и его правовое регулирование: учеб. пособие. Рязань, 1985.

4.Kvasha Yu.F, Mikhlin A.S. Worst violators of the regime in the penitentiary: study aid. Ryazan, 1982.

5.Papuashvily A.V., Stychkov N.A. The regime in corrective labour institutions and law: study aid. Ryazan, 1985.

6.Казак Б. Б. Службы безопасности исправительных колоний: современное состояние функционирования и перспективы. 2-е изд., испр. Псков, 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7.Уголовно-исполнительный кодекс РФ. С постатейными материалами / сост. В. А. Казакова, Е.Ю. Панкратьева; под общ. ред. Ю.И. Калинина; науч. ред. А.С. Михлин. 2-е изд., испр. и доп. М, 2003.

8.Михлин А. С., Пономарев П.Г., Селиверстов В.И., Шмаров И.В. Уголовно-исполнительное право / под ред. И.В. Шмарова. М., 1996.

9.Детков М.Г., Зубков А.И., Кузьмин С.И., Уткин В.А. Уголовно-исполнительное право России. Теория. Законодательство. Международные стандарты. Отечественная практика XX века: учеб. / под ред. А. И. Зубкова. М, 2004.

10.Уголовно-исполнительное право: учеб. / под ред. В.И. Селиверстова. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2010.

11.Зубарев С.М., Токаченко А.А. Уголовно-исполнительное право: учеб. / отв. ред. А.С. Михлин. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2011.

12.Буторин Д.Е. Понятие режима содержания под стражей лиц в следственных изоляторах // Уголовно-исполнительное право. 2009. № 1.

13.Бриллиантов А.В., Детков М.Г., Перми-нов О. Г. Уголовно-исполнительное право России: учеб. пособие / под ред. О.Г. Перминова. М, 2001.

14.Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (утв. ООН 30 авг. 1955 г., одобрены Экономическим и Социальным Советом на 994-ом пленарном заседании 31 июля 1957 г.) // Советская юстиция. 1992. № 2.

15.Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста России от 14 окт. 2005 г. № 189 (в ред. от 27 дек. 2010 г.) // Бюл. нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 46.

16.Об утверждении Инструкции об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста России от 3 нояб. 2005 г. № 204. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

17.Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний: указ Президента РФ от 13 окт. 2004 г. № 1314 // Собр. законодательства РФ. 2004. № 42. Ст. 4109.

6.Kazak B.B. Security correctional facilities: current status of operation and prospects. 2nd ed., rev. Pskov, 2007.

8.Mikhlin A.S., Ponomarev P.G., Seliverstov V.l., Shmarov I. V. Penal law / ed. by I. V. Shmarov. Moscow, 1996.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10.Penal law: textbook/ed. by V.I. Seliverstov. 5th ed., rev. and suppl. Moscow, 2010.

11.Zubarev S.M., Tokachenko A.A. Penal law: textbook /resp. ed. A.S. Mikhlin. 3rd ed., rev. and suppl. Moscow, 2011.

12.Butorin D.E. Concept of the detention regime of persons in pretrial detention facilities // Penal law. 2009. № 1.

13.BrilliantovA.V., DetkovM.G., PerminovO.G. Criminal executive law of Russia: study aid / ed. by O.G. Perminov. Moscow, 2001.

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Operational search activity

УДК 343.144

К. К. Горяинов, Е. В. Латынин

СООТНОШЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

И МЕТОДОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УИС

В статье рассматриваются теоретические вопросы организационно-правового выражения агентурного метода, используемого в следственных изоляторах. Проводится анализ содержания агентурного метода в соотношении с содержанием оперативно-розыскных мероприятий. Предлагается классификация оперативно-розыскных мероприятий по использованию в них агентурного метода в следственных изоляторах. Детально использование агентурного метода урегулировано ведомственными и межведомственными нормативно-правовыми актами, содержащими информацию ограниченного распространения.

Ключевые слова: организационно-правовое выражение; агентурный метод; следственный изолятор; оперативно-розыскная деятельность; оперативные подразделения, оперативно-розыскные мероприятия.

K. K. Goryainov, E. V. Latynin

RATIO OF THE INVESTIGATION AND SEARCH OPERATIONS AND

METHODS OF OPERATIONAL SEARCH ACTIVITY APPLIED IN ACTIVITY OF PENAL CORRECTION SYSTEM

© Горяинов К. К., Латынин Е. В., 2019 © Goryainov K. K., Latynin E. V., 2019

В целях борьбы с преступлениями и нарушениями режима, совершенными подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, администрация следственных изоляторов принимает ряд мер, относящихся главным образом к режиму и воспитательной работе. Однако, как показывает практика, необходимы и оперативно-розыскные мероприятия, основанные на применении специальных негласных средств и методов борьбы с преступностью. Эти мероприятия осуществляются специальными аппаратами — оперативными подразделениями следственных изоляторов.

Деятельность оперативных подразделений направлена прежде всего на достижение цели по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений (ст. 34 Федерального закона 15.07.1995 № 103 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых»).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исходя из поставленных перед оперативными аппаратами СИЗО целей законодатель также наделяет их необходимыми инструментами для их решения, одним из которых является агентурный метод.

В Федеральном законе от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — ФЗ «Об ОРД») дважды встречается понятие «методы ОРД»: в ст. 3 закреплен принцип сочетания гласных и негласных методов и средств, в ч. 1 ст. 12 установлено, что сведения о методах, используемых при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий (далее — ОРМ), относятся к государственной тайне. Следует также отметить, что методы ОРД нормативного закрепления не нашли.

Для определения категории «метод» необходимо выяснить теоретическую сущность рассматриваемого явления. Согласно словарю С. И. Ожегова, слово «метод» имеет несколько значений:

1.способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь. Поточный метод производства.

2.способ действовать, поступать каким-

н. образом, прием; 3. способ воздействия, внушения .

Применительно к оперативно-розыскной деятельности категорию «метод» рассматривали разные специалисты. К примеру, В. Ю. Алферов, А. И. Гришин, Н. И. Ильин определили методы оперативно-розыскной деятельности как те выработанные практикой оперативно-розыскной деятельности специальные приемы выявления и изучения лиц, занимающихся преступной деятельностью или причастных к совершению преступлений, а также выявления обстоятельств, имеющих значение для раскрытия и предупреждения преступлений .

По мнению других авторов, методы ОРД — это способы, приемы осуществления отдельных действий или совокупности действий, составляющих содержание ОРМ .

В теории и практике ОРД встречаются различные подходы к определению перечня методов ОРД. Так, например, А. Е. Чечетин выделяет такие методы ОРД, как агентурный метод, метод скрытого наблюдения, метод разведывательного опроса, личный сыск, оперативную комбинацию .

Сравнивая понятие «ОРМ» и «методов ОРД», нет сомнения, что это вполне самостоятельные категории, и ОРМ включают в себя применение гласных и негласных сил, средств и методов, т. е. понятие «ОРМ» шире понятия «методы ОРД». Так ли это? Возникает вопрос о соотношении данных понятий.

В теории ОРД по этому вопросу нет единого подхода.

В. Ю. Алферов, А. И. Гришин, Н. И. Ильин считают что с принятием ФЗ «Об ОРД» категория методов оперативно-розыскной деятельности утратила свое былое значение, так как в большинстве своем они оказались поглощены соответствующими оперативно-розыскными мероприятиями. Метод разведывательного опроса, например, оказался тождественным оперативно-розыскному мероприятию в виде опроса, метод скрытого наблюдения — тожде-

ственным наблюдению и т. д. Тем не менее, по мнению авторов, отдельные методы оперативно-розыскной деятельности полностью сохранили свою самостоятельность и продолжают использоваться наряду с оперативно-розыскными мероприятиями, включая их в свое содержание. К таким методам в полной мере можно отнести метод личного сыска, при котором оперативный работник лично устанавливает оперативно значимые обстоятельства путем непосредственного осуществления отдельных оперативно-розыскных мероприятий в целях выявления и раскрытия преступлений, а также агентурный метод, предполагающий получение оперативно-розыскной информации и решение задач оперативно-розыскной деятельности путем использования возможностей отдельных лиц на конфиденциальной основе .

А. Е. Чечетин в своих трудах отмечал, что в законодательном перечне оперативно-розыскных мероприятий нашли закрепление традиционные методы оперативно-розыскной деятельности, выработанные многолетней практикой борьбы с преступностью и упоминаемые в недалеком прошлом лишь в ведомственных нормативных актах.

По мнению А. Е. Чечетина, в перечне оперативно-розыскных мероприятий отсутствуют два традиционных и используемых на практике метода ОРД — личный сыск и оперативная установка. Однако это отнюдь не означает, что законодатель отверг эти приемы, апробированные длительным опытом работы. Дело в том, что указанные методы ОРД имеют сложную структуру и состоят из комплекса более простых способов собирания информации, закрепленных в таких мероприятиях, как наблюдение, опрос, наведение справок и отождествление. Пользуясь терминологией закона, эти методы ОРД можно рассматривать как комплексы оперативно-розыскных мероприятий. В связи с тем, что они включают в свою структуру предусмотренные законом мероприятия, нет необходимости дополнительно закреплять их в законе, и их при-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

менение на практике следует признать правомерным .

Из приведенных примеров мы видим, что соотношение понятий «метод ОРД» и «ОРМ» зависит от их содержания, согласно которому отдельные методы могут реализовываться в рамках одного (разведывательный опрос) или включать в себя несколько ОРМ (агентурный метод, личный сыск).

Подводя итог и соглашаясь с мнением Д. В. Ривмана, необходимо сказать, что ОРМ являются законодательно урегулированной формой реализации методов ОРД , позволяющей обеспечить соблюдение прав и свобод человека и гражданина и возможность дальнейшего использования результатов ОРД в процессуальной деятельности.

Однако следует согласиться с мнением В. Ю. Алферова, А. И. Гришина и Н. И. Ильина, что соотношение методов ОРД и ОРМ нуждается в дополнительном изучении и осмыслении с последующим определением единого подхода к их содержанию и месту в оперативно-розыскной деятельности .

Вместе с тем данный вопрос выходит за пределы предмета нашего научного поиска, который ограничен изучением общественных отношений, возникающих в процессе использования агентурного метода оперативными подразделениями СИЗО.

С учетом приведенного анализа представляется целесообразным уделить внимание теоретико-правовому аспекту использования агентурного метода и определить его законодательно урегулированную форму реализации. Представляется целесообразным проанализировать содержание закрепленных в Федеральном законе «Об ОРД» ОРМ и соотнести его с содержанием агентурного метода в СИЗО.

ФЗ «Об ОРД» в ст. 6 устанавливает перечень из 15 ОРМ, который может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Однако ни понятия, ни содержания ОРМ ФЗ «Об ОРД» не закрепил.

В теории ОРД под ОРМ понимаются закрепленные в ФЗ «Об ОРД» действия или совокупность действий, в рамках которых применяются гласные и негласные силы, средства и методы, направленные на решение задач ОРД .

Агентурный метод, по мнению К. К. Горяинова, В. С. Овчинского и К. Г. Синилова, представляет собой совокупность приемов и способов легендиро-ванного поведения негласных сотрудников (агентов) и оперативных сотрудников правоохранительных органов и спецслужб по выведыванию оперативно значимой информации и документированию противоправных действий путем установления или развития доверительных отношений с ее обладателями .

Из приведенного понятия следует, что субъектом агентурного метода выступают агенты или сотрудники правоохранительных органов. Однако с учетом специфики ОРД, осуществляемой в замкнутом пространстве следственного изолятора, мы предлагаем сузить субъекта его применения до агента, задачей которого является установление доверительных отношений с объектом оперативной заинтересованности с целью получения информации или оказания на него влияния. Сотрудника оперативного подразделения мы будем рассматривать в качестве пользователя агентурным методом.

Для проведения сравнительного анализа выделим признаки агентурного метода.

1.Субъект. Агентурный метод непосредственно применяется лицами, оказывающими конфиденциальное содействие на контрактной основе, иные категории конфидентов используют лишь его элементы. Сотрудники оперативных подразделений являются пользователями агентурного метода, хотя в определенных ситуациях могут также использовать его элементы.

2.Объект. Зашифрованное получение (выведывание) оперативно значимой информации путем непосредственного общения на основе установления контак-

та и (или развития) доверительных отношений с ее обладателями.

3.Содержание. Применение приемов и способов легендированного поведения с лицом, представляющим оперативный интерес.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4.Тактическиеособенности. Разведывательно-поисковый характер агентурного метода, его непосредственная направленность на выведывание (получение) оперативно значимой информации, имеющей значение для рения задач ОРД.

5.Цель. Агентурный метод является многоцелевым методом при решении оперативно-тактических задач в сфере борьбы с преступностью.

Законодатель в ст. 17 ФЗ «Об ОРД» предоставляет возможность использовать содействие граждан для подготовки и проведения всего перечня ОРМ без каких-либо ограничений. Допустимо соотнести содержание агентурного метода, используемого в СИЗО, с содержанием ОРМ.

Как указывалось выше, перечень ОРМ закреплен в ст. 6 ФЗ «Об ОРД» и изменен может быть только федеральным законом. Законодательно понятие и содержание ОРМ не закреплены, поэтому предлагается детальнее проанализировать данные ОРМ на основе теоретических знаний.

Изучив труды различных авторов, описывавших содержание ОРМ, мы нашли следующие сочетания в содержании исследуемых понятий.

1. К ОРМ, проведение которых возможно таким образом, что основным субъектом является сотрудник оперативного подразделения, а непосредственным — конфидент, авторы относят: опрос , наведение справок , сбор образцов для сравнительного исследования , проверочная закупка , исследование предметов и документов (в случае если конфидент будет являться специалистом) , наблюдение , отождествление личности , обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных

средств , оперативный эксперимент , оперативное внедрение .

2.ОРМ, объектом которых является физическое лицо, с которым возможно устанавливаются доверительные отношения: проверочная закупка , наблюдение , отождествление личности , обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств , контролируемая поставка , оперативный эксперимент , опрос и оперативное внедрение .

3.Негласное проведение с легенди-рованием субъектом своих действий возможно при осуществлении ОРМ: опрос , наведение справок , сбор образ-цовдля сравнительного исследования , проверочная закупка , наблюдение , отождествление личности , обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств , контролируемая поставка , оперативный эксперимент , оперативное внедрение .

4.Процесс общения с объектом реализуется лишь в рамках проведения ОРМ «опрос» и «оперативное внедрение» . Однако агентурный метод предполагает более длительную подготовку и создание благоприятных условий для длительного нахождения в установленных доверительных отношениях и продолжительного нахождения агента в нужной среде (в отношениях с конкретным лицом), а также обеспечение благоприятных условий для конспиративного прекращения данного контакта.

Для проведения опроса с легендиро-ванным прикрытием также могут быть характерны описанные условия, однако в частных случаях и упрощенной форме.

5.Анализируя цели ОРМ, достижение которых возможно с использованием агентурного метода, предполагается тот же перечень ОРМ, что и в третьем признаке. Обобщая, можно выделить ОРМ, целью которых будут иные цели агентурного метода (не выведывание информации), например, получение информации путем наблюдения, подслушивания, со-

бирания вещественных доказательств, опознания преступников и т. д. .

Как видно, исходя из выделенных признаков в рамках ОРМ «оперативное внедрение» реализуется полный спектр элементов, определяющих содержание агентурного метода.

Озвученный вывод подтверждается данными анкетирования, где 100 % респондентов отнесли возможность использования агентурного метода при проведении оперативного внедрения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подводя итог теоретическому исследованию, целесообразно упорядочить полученные выводы, систематизировав законодательно закрепленный набор ОРМ по использованию в них агентурного метода (как предписывают рамки проводимого исследования) оперативными подразделениями СИЗО.

Предлагается разделить все ОРМ на три группы.

К первой группе отнести ОРМ, где агентурный метод реализуется в полном объеме:

-оперативное внедрение.

Ко второй группе предлагается отнести ОРМ, в которых используются элементы агентурного метода:

-опрос,

-наведение справок,

-сбор образцов для сравнительного исследования,

-проверочная закупка,

-наблюдение,

-отождествление личности.

-обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств,

-контролируемая поставка.

К третьй группе можно отнести ОРМ, в которых агентурный метод, используемый оперативными подразделениями СИЗО, не находит своего организационно-правового выражения:

-исследование предметов и документов,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений,

-прослушивание телефонных переговоров,

-снятие информации с технических каналов связи,

-получение компьютерной информации.

По нашему мнению, предложенная классификация позволит лишний раз убедиться, что методы ОРД находят свое организационно-правовое выражение в ОРМ, и четче уяснить степень выраженности агентурного метода, используемого

оперативными подразделениями следственных изоляторов в проводимых ими ОРМ.

Кроме того, приведенная классификация показывает, что для более детального изучения агентурного метода, используемого оперативными подразделениями следственных изоляторов, следует уделить более пристальное внимание ОРМ «оперативное внедрение», проводимому подразделениями указанных учреждений.

Литература

1.Алферов, В. Ю., Ильиных, В. А. Оперативный эксперимент и провокация // Правоведение. — 1998. — № 1.

2.Горяинов, К. К., Кваша, Ю. Ф., Сурков, К. В. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: Комментарий. — М.: Новый Юрист, 1997.

3.Гущин, А. Н., Громов, Н. А. Царева, П. Н. Оперативно-розыскная деятельность : учеб-практ. пособие. — М., 2003.

4.Захарцев, С. И. Оперативно-розыскная деятельность в XXI веке : монография / С. И. Захарцев, Ю. Ю. Игнащенков, В. П. Сальников. — М.: Норма, 2017.

5.Захарцев, С. И. Оперативно-розыскные мероприятия: Общие положения. — СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004.

6.Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». С постатейным приложением нормативных актов и документов / авт. -сост. д-р юрид. наук, проф. А. Ю. Шумилов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-ль Шумилова И. И., 2001.

7.Лобзов, К. М. Агентурный метод в оперативно-розыскной деятельности (теоретико-методологический анализ) // Оперативник (сыщик). — 2012. — № 1 (30).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8.Макрущин, А. Г. Оперативно-розыскная деятельность — необходимость и законность. — 2-е изд., перераб и доп. — Н. Новгород, 1987.

9.Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — 4-е изд. — М., 1997.

10.Оперативно-розыскная деятельность : учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция»; под ред. И. А. Климова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.

11.Оперативно-розыскные мероприятия в уголовно-исполнительной системе: памятка оперативному работнику уголовно-исполнительной системы. — М., 2016.

12.Основы оперативно-розыскной деятельности : учебное пособие. — 3-е изд., доп. и перераб. / под ред. А. Е. Чечетина. — Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России,2007.

13.Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» со словарем законодательных терминов / О. А. Вагин, А. П. Исиченко. — М: Экзамен, 2006.

14.Правовые основы оперативно-розыскной деятельности : учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности» (специализация «Уголовно-правовая») и специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность» (специализация «Административная деятельность») / В. Ю. Алферов, А. И. Гришин, Н. И. Ильин; под общ. ред. В. В. Степано-

ва. — 3-е изд., испр. и доп. — Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2016.

15.Ривман, Д. В. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». — СПб.: Питер, 2003.

16.Теория оперативно-розыскной деятельности : учебник / под ред.: К. К. Горяинов, В. С. Овчинский, Г. К. Синилов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2016.

17.Якимов, И. Н. Криминалистика. Руководство по уголовной технике и тактике. — М.: Лекс Эст, 2003.

3.Gushchin, A. N., Gromov, N. A. Careva, P. N. Operativno-rozysknaya deyatel’nost’ . Moscow, 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9.Ozhegov, S. I., Shvedova, N. Yu. Tolkovyj slovar’ russkogo yazyka . 4th iss. Moscow, 1997.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сведения об авторах

Горяинов Константин Константинович: ФКУ НИИ ФСИН России (г. Москва, Российская Федерация), главный научный сотрудник центра исследования проблем обеспечения безопасности в учреждениях уголовно-исполнительной системы, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки России. E-mail: goryainov@oper-ord.ru

Латынин Егор Владимирович: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), преподаватель кафедры оперативно-розыскной деятельности и организации исполнения наказаний в уголовно-исполнительной системе. E-mail: latynin-00@mail.ru

Information about authors

Добавить комментарий