Приказ 152

Вопрос: Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 утверждены обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов. Организации могут разработать собственную форму путевого листа с учетом требований Приказа N 152 и обязательных реквизитов, указанных в ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Должна ли отражаться (например, на оборотной стороне путевого листа) информация о маршруте (пунктах назначения в течение срока действия путевого листа), так как этих реквизитов нет в списке обязательных, поименованных в Приказе Минтранса от 18.09.2008 N 152.

Может ли путевой лист без указания детализированного маршрута (пункта назначения) являться документом, подтверждающим транспортные расходы (в частности, расходы на ГСМ) в целях налогообложения прибыли?

Ответ:

В соответствии с письмом Федеральной налоговой службы Российской Федерации Департамент государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел письмо и сообщает.

Статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Федеральный закон N 196-ФЗ) закреплены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при эксплуатации транспортных средств.

Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов установлены приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г. N 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (далее — приказ Минтранса России N 152).

Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

В соответствии с приказом Минтранса России N 152 обязательными реквизитами путевого листа являются:

1) наименование и номер путевого листа;

2) сведения о сроке действия путевого листа;

3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;

4) сведения о транспортном средстве;

5) сведения о водителе.

В соответствии с пунктом 10 приказа Минтранса России N 152 путевой лист оформляется до начала выполнения рейса, если длительность рейса водителя транспортного средства превышает продолжительность смены (рабочего дня), или до начала первого рейса, если в течение смены (рабочего дня) водитель транспортного средства совершает один или несколько рейсов.

Таким образом, в соответствии с приказом Минтранса России N 152, даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов, дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства проставляются контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта, проводившим соответствующий контроль, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов. Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

Одновременно сообщаем, что на путевом листе допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом или городским наземным электрическим транспортом.

Вместе с тем в письме Минфина от 16 июня 2011 г. N 03-03-06/1/354 указано, что организации могут использовать путевые листы в качестве одного из документов, подтверждающих расходы на приобретение ГСМ, закрепив указанный порядок в учетной политике для целей налогообложения.

Дополнительно сообщаем, что приказом Минтранса России N 152 форма типового бланка путевого листа не установлена.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что в самостоятельно разработанной форме путевого листа должны быть указаны обязательные реквизиты, которые приведены в приказе Минтранса России N 152.

Заместитель директора
Департамента государственной
политики в области автомобильного
и городского пассажирского транспорта В.В. Луговенко

Содержание

Приказ Минтранса №152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов” будет отменен с 01 января 2021 г.!

Согласно Постановлению Правительства РФ №1742 от 26 октября 2020 г. , с 01 января 2021 года привычный порядок заполнения путевых листов утратит силу. На смену ему придет Приказ Минтранса России №368 от 11 сентября 2020 г., который установит новый перечень обязательных реквизитов и порядок заполнения путевок.

Звучит угрожающе страшно! Более того, при первом взгляде на новый приказ Минтранса, создается ложное впечатление, что он представляет собой «копию” своей предыдущей версии с косметическими изменениями. На деле же, нашлось место нескольким серьезным изменениям.

НОВЫЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ РЕКВИЗИТ ПУТЕВОГО ЛИСТП

Первым и главным нововведением является добавление в перечень обязательных реквизитов путевого листа «сведений о перевозке”. В самом приказе дана расшифровка, что подразумевается под этими «сведениями”, а именно: информация о видах сообщения и видах перевозки. Если эти термины не говорят Вам ровным сетом ничего – то определения этих терминов Вы можете найти в 4 и 5 статьях Федерального Закона №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта”.

С подробным разбором новых требований, их оформление, примеры путевых листов и пр. Вы можете ознакомиться на нашем семинаре 22 и 24 декабря. Форма записи здесь и в конце статьи.

СОДЕРЖАНИЕ СВЕДЕНИЙ О ТРАНСПОРТНОМ СРЕДСТВЕ

В этом разделе обязательных реквизитов сразу несколько изменений.

Во-первых, с 01 января помимо типа и модели транспортного средства необходимо будет указывать и его модель.

Во-вторых, требование об указании государственного регистрационного знака заменили на государственный регистрационный номер. Если Вы сомневаетесь в чем разница между этими двумя понятиями, возможно схема, приведенная ниже поможет Вам разобраться.

Даже за такое незначительное нарушение с 01 января 2021 г. сотрудниками ГИБДД или проверяющим лицом органа исполнительной власти может быть выписан штраф по ст. 12.31.2 КоАП РФ в размере 500 руб.

ОТМЕТКИ КОНТРОЛЕРА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

Первое, что необходимо сразу отметить – это то, что в новом путевом листе понятия «выпуска/возвращения с линии” транспортного средства и «проведение предрейсового технического контроля” разграничены. Запишитесь на наш семинар по разбору отмененных документов Постановлением правительства № 1742 и узнаете в чем тонкости этого и других изменений.

Второй момент касается непосредственного должностного лица, ответственного за проведение и учет этих мероприятий. В новом Порядке убрали путаницу с «контролерами” (что по сути являлось уровнем знаний, а не должностью) и теперь, любой сотрудник организации, назначенный приказом руководителя отвечать за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, при условии соблюдения квалификационных требований, с рвением и радостью сможет проставлять время предрейсового или предсменного осмотра, выезда на линию и возвращения транспорта с линии.

Выпускающему должностному лицу надлежит заверять эти мероприятия
не только своей подписью с инициалами,
но и специальной отметкой «ВЫПУСК НА ЛИНИЮ РАЗРЕШЕН”!!!

Приказ Минтранса №152
«Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов”
Приказ Министерства транспорта N 368
«Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов”
16.1. Дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства проставляются контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта, проводившим соответствующий контроль, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов. 16. Даты и время выпуска транспортного средства на линию и его возвращения, а также проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства проставляются должностным лицом, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, с отметкой «выпуск на линию разрешен” и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.

Важная особенность заключается в том, что проставлять «время выезда” автомобиля теперь определенно точно должен механик (лицо, ответственное за техническое состояние и эксплуатацию ТС).

Зачастую для удобства эту отметку делал водитель. Теперь за это можно будет получить сразу два штрафа:

  • во-первых, за нарушение Порядка заполнения путевых листов (ст.16 Приказа Минтранса №368);
  • во-вторых, поскольку в этой статье далее четко указывается, какое должностное лицо должно проводить эти мероприятия и ставить отметки, то действия водителя будут рассматриваться как нарушение квалификационных требований, предъявляемых этому должностному лицу (ст.14 Приказа Минтранса №287).

ОТМЕТКИ МЕДИЦИНСКОГО СОТРУДНИКА

В пункте 16 Приказа Минтранса №386 расписан порядок проведения медицинским работником предрейсового, послерейсового медицинских осмотров. Изменений по сравнению с Приказом Минтранса №152 совсем не много.

Изменений два: первое – как и в случае с отметкой контролера технического состояния, медицинский работник, после проведения предрейсового медицинского осмотра, помимо своей подписи и инициалов ставит отметку «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей готов».

Второе изменение – это появление в «Правилах заполнения путевых листов” требований к отметке о прохождении послерейсового медицинского осмотра. Обязанность проводить послерейсовый осмотр установлена 23 статьей Федерального Закона №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения” только для определенных организаций. По возвращению водителя из рейса, медицинский работник ставит свою подпись, Ф.И.О. и отметку «прошел послерейсовый медицинский осмотр».

Обе формулировки отметок медицинского работника следует указывать без изменений, буква-в-букву.

ФОРМЫ ВЕДЕНИЯ ЖУРНАЛА УЧЕТА ПУТЕВЫХ ЛИСТОВ

И, в заключении, новый Порядок заполнения путевых листов определяет требования к ведению журнала в бумажной форме (прошнурован, пронумерован) и на электронном носителе (наличие усиленной электронной подписи + возможность распечатать журнал).

Изменения в порядке оформления путевой документации с 2021 г. – лишь верхушка айсберга, вместе с тем, утрачивают силу такие документы как Постановление правительства №1177 «Правила перевозки пассажиров и грузов”, Приказ Минтранса №7, а так же Приказ Минтранса №287 «О квалификационных требованиях…”, который в частности, касается требований к работе диспетчера или ответственных за ведение путевой документации.

Документ

Приказ Минтранса от 11.09.2020 № 368

Приказом от 11.09.2020 № 368 (далее – приказ № 368) Минтранс России утвердил новые правила заполнения путевых листов. Они вступят в силу с 1 января 2021 года и будут применяться до 1 января 2027 года. Действующие сейчас правила, утв. приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152 (далее – приказ № 152), утратят силу с 1 января 2021 года. Разберемся, какие требования будут предъявляться к путевым листам с нового года.

В путевой лист добавили новый обязательный реквизит

В путевой лист нужно будет включать новый обязательный реквизит – «Сведения о перевозке». В этом реквизите будет информация о виде сообщения согласно ст. 4 Закона № 259-ФЗ (городское, пригородное, междугородное, международное) и о виде перевозки согласно ст. 5 Закона № 259-ФЗ (регулярные перевозки, перевозки по заказам, перевозки легковыми такси). Сейчас такую информацию указывать в путевом листе не нужно.

Путевые листы придется заполнять вне зависимости от наличия пассажиров

По действующим правилам путевой лист на транспортное средство заполняется при эксплуатации транспортного средства только при условии, что на нем перевозятся грузы, пассажиры или багаж (п. 9 приказа № 152). По новым правилам путевой лист придется заполнять на любое транспортное средство, которое используется организацией или предпринимателем (п. 8 приказа № 368). Таким образом, путевой лист понадобится, даже если в транспортном средстве один водитель, а груза и пассажиров нет.

Несмотря на это новшество, пункт 2 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ по-прежнему запрещает перевозки без путевого листа только транспорту, перевозящему грузы или пассажиров. Таким образом, между новыми правилами и законом есть противоречие. Вероятно, оно будет устранено в будущем.

Показания одометра нужно будет включать в путевой лист чаще

Действующий порядок предусматривает необходимость фиксировать показания одометра только при выезде с парковки (пп. 3 п. 6 приказа № 152). С 1 января 2021 года показания одометра нужно фиксировать как при выезде, так и при заезде на парковку (пп. 3 п. 4 приказа № 368).

Сведения о транспортном средстве станут более полными

По действующим правилам в реквизите путевого листа «Сведения о транспортном средстве» нужно указывать только тип и модель транспортного средства (пп. 1 п. 6 приказа № 152). По новым правилам придется указать еще и марку транспортного средства (пп. 1 п. 4 приказа № 368).

Разрешение о выпуске автомобиля на линию будут фиксировать в путевом листе

По новым правилам после предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства в путевом листе необходимо сделать отметку «выпуск на линию разрешен» (п. 16 приказа № 368). Сейчас такой обязанности в правилах нет.

Журнал путевых листов можно будет вести онлайн

Текущие правила не регламентируют порядок ведения журнала учета путевых листов в электронной форме. По новым правилам журнал можно будет вести как на бумаге, так и в электронной форме. Страницы бумажного журнала должны быть пронумерованы и прошнурованы. Электронный журнал нужно будет заверять усиленной квалифицированной электронной подписью, а также обеспечить возможность его печати при необходимости (п. 17, 18 приказа № 368).

Добавить комментарий