При регистрации опасных производственных объектов производится

1. Регистрация объекта в государственном реестре опасных производственных объектов (далее ОПО) осуществляется Верхне-Донским управлением Ростехнадзора (далее — Управление) на основании:

— Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов утвержденных приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 № 471

2. Государственный реестр, представляющий собой единую систематизированную базу данных, включающую ведомственные разделы, содержит сведения об опасных производственных объектах и эксплуатирующих организациях, а также данные об исключенных опасных производственных объектах из государственного реестра и архив.

Ведение государственного реестра и его территориальных разделов осуществляет Ростехнадзор.

Ведомственные разделы государственного реестра ведут федеральные органы исполнительной власти и Госкорпорация «Росатом», которым в установленном порядке предоставлено право регистрации подведомственных опасных производственных объектов.

3. Регистрация опасных производственных объектов в государственном реестре осуществляется с целью их учета и присвоения им класса опасности.

4. При регистрации опасных производственных объектов производится внесение сведений об объектах и эксплуатирующих их организациях в государственный реестр, присвоение регистрационных номеров таким объектам, а также выдача свидетельства о регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре (далее – свидетельство о регистрации) в соответствии с установленой формой.

Регистрация опасных производственных объектов осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения эксплуатирующей их организации.

В государственный реестр регистрирующим органом вносятся изменения в следующих случаях:

1) изменение состава опасного производственного объекта, в том числе при изменении количественного и качественного состава технического устройства (замена оборудования или реконструкция, использование на опасном производственном объекте новых (дополнительных) технических устройств, эксплуатация которых дает признак опасности, перечисленным в приложении 1 Закона № 116-ФЗ; технологического процесса; признаков или класса опасности опасного производственного объекта;

2) изменение адреса места нахождения опасного производственного объекта;

3) изменение сведений об эксплуатирующей организации, собственнике опасного производственного объекта и/или сведений, указанных эксплуатирующей организацией в заявлении о регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре;

4) изменение сведений, связанных с исключением опасного производственного объекта в связи со сменой эксплуатирующей организации.

5. Отнесение объектов к опасным производственным объектам осуществляется эксплуатирующей организацией на основании проведения их идентификации в соответствии с Требованиями.

При осуществлении идентификации эксплуатирующей организацией должны быть выявлены все признаки опасности на объекте, учтены их количественные и качественные характеристики, а также учтены все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности, позволяющие отнести такой объект к категории опасных производственных объектов.

При осуществлении идентификации на объектах использования атомной энергии площадки размещения производств, технологических процессов и оборудования, требования безопасной эксплуатации которых установлены федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, не рассматриваются и как опасный производственный объект не идентифицируются, если законодательством Российской Федерации не установлено иное.

При проведении идентификации эксплуатирующая организация осуществляет анализ:

— проектной документации (документации) объекта, с учетом внесенных изменений (при их наличии);

— обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случае его разработки);

— декларации промышленной безопасности (в случае ее разработки);

— технологических регламентов;

— генерального плана расположения зданий и сооружений;

— сведений о применяемых технологиях основных и вспомогательных производств;

— спецификации установленного оборудования;

— документации на технические устройства, используемые на объекте;

— данных о количестве опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на объекте.

На основании данных, полученных в ходе идентификации объекта, а также проведенного анализа, указанного в пункте 8 Требований, эксплуатирующая организация оформляет сведения, характеризующие опасный производственный объект.

При проведении идентификации учитывается, что к опасным производственным объектам относятся предприятие или его цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Закону № 116-ФЗ.

По результатам идентификации эксплуатирующая организация присваивает опасному производственному объекту наименование (именной код объекта) в соответствии с приложением № 1 к Требованиям с учетом особенностей идентификации, установленных данным приложением.

Присвоение наименования опасному производственному объекту осуществляется в соответствии с признаком опасности, который наиболее полно характеризует деятельность на объекте из всех выявленных на объекте признаков опасности.

6. Основанием для предоставления государственной услуги является направление (представление) заявителем в территориальный орган Ростехнадзора (по адресу места нахождения заявителя) заявления о предоставлении государственной услуги (приложение 3 к Регламенту), а также документов, определенных требованиями Регламента, содержащих сведения, необходимые для формирования и ведения Реестра, согласно описи, установленной приложением № 2 к Регламенту;

7. Правильность проведенной идентификации, а также правильность присвоения наименования и класса опасности опасному производственному объекту проверяется Ростехнадзором (федеральными органами исполнительной власти, Госкорпорацией «Росатом») (далее – регистрирующий орган) при осуществлении его регистрации в государственном реестре на основании данных, представленных эксплуатирующей организацией.

8. Для регистрации объекта в государственном реестре организация, эксплуатирующая этот объект, не позднее 10 рабочих дней со дня начала его эксплуатации представляет в регистрирующий орган на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, заявление в соответствии с административными регламентами регистрирующих органов и прилагает к нему следующие документы, необходимые для формирования и ведения государственного

1) сведения, характеризующие каждый опасный производственный объект (в 2 экземплярах), подписанные руководителем юридического лица либо его уполномоченным представителем, индивидуальным предпринимателем либо его уполномоченным представителем и заверенные печатью (в случае наличия) или подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью в случае представления сведений в форме электронного документа;

2) копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности ли ином законном основании опасного производственного объекта, в том числе земельных участков, зданий, строений и сооружений, на (в) которых размещается опасный производственный объект (для объектов недвижимости), права на которые не зарегистрированы в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются реквизиты документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании таких земельных участков, зданий, строений и сооружений);

3) обоснование безопасности опасного производственного объекта с указанием реквизитов положительного заключения экспертизы промышленной безопасности обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, установленных пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»);

4) текстовую часть подраздела «Технологические решения» проектной документации (документации) на опасные производственные объекты капитального строительства (с указанием реквизитов заключения соответствующей экспертизы здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий).

При смене владельца объекта, такой объект первоначально регистрируется в составе опасных производственных объектов нового владельца, а затем вышеуказанный объект исключается из состава опасных производственных объектов прежнего владельца.

При внесении в государственный реестр изменений в сведения об опасном производственном объекте и/или эксплуатирующей организации (его собственнике) и/или сведений, указанных эксплуатирующей организацией в заявлении о регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре, эксплуатирующая организация направляет в регистрирующий орган соответствующие документы в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента указанных изменений.

9. При осуществлении регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре регистрирующий орган в срок, не превышающий 20 (двадцать) рабочих дней:

1) проверяет представленные в соответствии с пунктом 14 Требований документы на полноту и достоверность их заполнения, достоверность содержащихся в них сведений, а также ведомственную принадлежность объекта;

2) проверяет полноту и правильность проведенной идентификации опасного производственного объекта, наличие признаков опасности у опасного производственного объекта, а также соответствие класса его опасности требованиям, установленным приложениями 1, 2 к Закону № 116-ФЗ;

3) вносит сведения об объекте и эксплуатирующей его организации в государственный реестр, присваивает ему регистрационный номер, а также выдает свидетельство о регистрации и 1 экземпляр сведений, характеризующих опасный производственный объект.

Внесение в государственный реестр изменений, указанных в подпунктах 1, 4 пункта 4, осуществляется в срок, не превышающий 20 (двадцати) рабочих дней с даты регистрации соответствующего заявления эксплуатирующей организации и документов, подтверждающих наличие оснований для внесения изменений.

Внесение в государственный реестр изменений, указанных в подпунктах 2, 3 пункта 4, осуществляется в срок, не превышающий 10 (десяти) рабочих дней с даты регистрации соответствующего заявления эксплуатирующей организации и документов, подтверждающих наличие оснований для внесения изменений.

10. Для внесения изменений в сведения, содержащиеся в Реестре (о заявителе и (или) сведений о составе ОПО, а также связанных с исключением ОПО из Реестра в связи со сменой эксплуатирующей организации), заявитель представляет в территориальный орган Ростехнадзора соответствующие документы, подтверждающие наличие оснований для внесения изменений.
Для исключения ОПО из Реестра в случае его ликвидации или вывода из эксплуатации, утраты ОПО признаков опасности, указанных в приложении 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ, а также предусмотренного нормативными правовыми актами Российской Федерации изменения критериев отнесения объектов к категории ОПО или требований к идентификации ОПО заявитель представляет заявление с указанием причины исключения ОПО из Реестра, а также копии документов (по каждому конкретному случаю), подтверждающих:
1) ликвидацию объекта или вывод его из эксплуатации;
2) утрату объектом признаков опасности, указанных в приложении 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ.
В случае если исключение ОПО из государственного реестра осуществляется в связи с изменениями критериев отнесения объектов к категории ОПО или требований к идентификации ОПО, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, представляются копии документов, подтверждающие отсутствие у такого объекта иных признаков опасности, указанных в приложении 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ.

11. Заявление и прилагаемые к нему документы могут быть представлены организацией в соответствующие отделы Верхне-Донского управления Ростехнадзора по адресам:

Воронежская область: 394038 г. Воронеж, ул. Конструкторов, д. 82,
телефон: (473) 260-86-99 доб. 106, E-mail: v1_priemnaya@vdon.gosnadzor.ru; vdon@gosnadzor.ru

Белгородская область: 308023 г. Белгород, ул. Студенческая, д. 18,
телефон: (4722) 34-04-46, E-mail: b1_priemnaya@vdon.gosnadzor.ru; ggtn@belgtts.ru

Курская область: 305040, г. Курск, 4-й Трудовой пер, д. 7,
телефон: (4712) 58-02-71, 58-02-74, Е-mail: k1_priemnaya@vdon.gosnadzor.ru; kugen@kursknet.ru

Липецкая область: 398005, г. Липецк, ул. Невского, д. 3,
телефон: (4742) 43-31-09, Е-mail: l1_priemnaya@vdon.gosnadzor.ru

Тамбовская область: 392684, г. Тамбов, ул. Советская, д. 191,
телефон: (4752) 45-17-42, E-mail: t1_priemnaya@vdon.gosnadzor.ru; rtntambov@gmail.com

12. Копии документов заверяются подписью руководителя юридического лица либо его уполномоченного представителя, индивидуального предпринимателя либо его уполномоченного представителя и заверяются печатью (в случае наличия) или в случае направления их в виде электронного документа подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью.

13. В целях прекращения предоставления государственной услуги заявитель представляет заявление о прекращении предоставления государственной услуги и возврате заявления и документов в свободной форме.

14. Контакты для получения консультаций (по телефону) по вопросам, связанным с регистрацией объектов государственном реестре опасных производственных объектов:

Воронежская область: (473) 260-86-99 доб. 401 — главный специалист отдела лицензирования, ведения государственного реестра ОПО, нормативного и программного обеспечения Артеменко Татьяна Владимировна.

Белгородская область: (4722) 34-10-27 – Ведущий специалист- эксперт отдела лицензирования, ведения государственного реестра ОПО, нормативного и программного обеспечения по Белгородской области Бубнова Наталья Юрьевна.

Курская область: (4712) 58-02-74 — главный специалист отдела лицензирования, ведения государственного реестра ОПО, нормативного и программного обеспечения по Курской области Трунова Марина Леонидовна.

Липецкая область: (4742) 43-54-74 — старший специалист 1 разряда отдела лицензирования, ведения государственного реестра ОПО, нормативного и программного обеспечения по Липецкой области Булычева Екатерина Владимировна.

Тамбовская область: (4752) 53-77-68 — главный специалист отдела лицензирования, ведения государственного реестра ОПО, нормативного и программного обеспечения по Тамбовской области Иркова Ирина Сергеевна.

Для регистрации опасного производственного объекта (ОПО) необходимо провести его идентификацию и сформировать пакет документов.

Пакет документов можно подать в регистрирующий орган любым из трех способов: непосредственно (при личном приеме), почтовым отправлением, посредством портала госуслуг в форме электронного документа.

Важно подать документы для регистрации ОПО не позднее 10 рабочих дней со дня начала его эксплуатации. За эксплуатацию ОПО без госрегистрации могут привлечь к административной ответственности.

  1. Что относится к опасным производственным объектам
  2. Какие документы необходимы для регистрации опасного производственного объекта
  3. Как подать документы для регистрации опасного производственного объекта
  4. Какие документы выдадут по результатам регистрации ОПО

1. Что относится к опасным производственным объектам

К опасным относятся производственные объекты, если на них, в частности (п. 1 ст. 2 Закона о промышленной безопасности, Приложение 1 к этому Закону):

  1. получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества определенных видов в количествах, указанных в Приложении 2 к Закону о промышленной безопасности;
  2. используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля;
  3. используются стационарные грузоподъемные механизмы, эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры;
  4. получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов;
  5. ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых
  6. осуществляется хранение или переработка растительного сырья.

Обратите внимание: ОПО являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а не отдельные механизмы, оборудование, технические устройства, в том числе передвижные склады ВМ, специализированный автотранспорт и т.п. (Письмо Ростехнадзора от 11.04.2018 N 07-00-05/443).

Полный перечень объектов, относящихся к категории ОПО, содержится в Приложении 1 к Закону о промышленной безопасности.

Не являются ОПО (Приложение 1 к Закону о промышленной безопасности):

  • объекты электросетевого хозяйства;
  • лифты, подъемные платформы для инвалидов;
  • сети газораспределения и газопотребления, работающие под давлением природного газа или сжиженного углеводородного газа до 0,005 МПа включительно;
  • объекты добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ
  • объекты металлургии с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава менее 500 килограммов
  • автозаправочные станции, осуществляющие розничную торговлю бензином и дизельным топливом (п. 1 Приказа Ростехнадзора от 15.04.2008 N 241).

ОПО подлежат обязательной регистрации в государственном реестре ОПО (п. 2 ст. 2 Закона о промышленной безопасности).

Эксплуатация ОПО без государственной регистрации влечет административную ответственность, в частности, штраф (ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ).

1.1. Проведение идентификации опасных производственных объектов

Чтобы отнести производственный объект к категории опасных и получить сведения, которые нужны для его регистрации, необходимо провести его идентификацию (п. п. 6, 9, 11 Требований к регистрации объектов в реестре ОПО , пп. 1 п. 20 Регламента по регистрации ОПО, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 08.04.2019 N 140).

Идентификацию ОПО должна провести эксплуатирующая организация (юрлицо или ИП), а правильность ее проведения проверяет регистрирующий орган при регистрации объекта в реестре (п. п. 3, 6, 12 Требований к регистрации объектов в реестре ОПО).

При идентификации необходимо (п. 7 Требований к регистрации объектов в реестре ОПО):

  • выявить все признаки опасности на объекте и учесть их количественные и качественные характеристики;
  • учесть осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, которые обладают признаками опасности, позволяющими отнести объект к категории ОПО.

Для этого следует проанализировать проектную документацию, технологические регламенты и другие документы, связанные с эксплуатацией ОПО (п. 8 Требований к регистрации объектов в реестре ОПО).

Обратите внимание при расчете количества опасных веществ:

  1. Для опасных веществ, не указанных в таблице 1 Приложения 1, применяются данные, содержащиеся в таблице 2 настоящего приложения.
  2. При наличии различных опасных веществ одного вида их количества суммируются.
  3. В случае, если расстояние между опасными производственными объектами составляет менее чем 500 метров, независимо от того, эксплуатируются они одной организацией или разными организациями, учитывается суммарное количество опасных веществ одного вида.

По результатам идентификации эксплуатирующая организация присваивает ОПО типовое наименование (именной код объекта) в соответствии с Приложением N 1 к Требованиям к регистрации объектов в реестре ОПО (п. 11 указанных Требований).

2. Какие документы необходимы для регистрации опасного производственного объекта

Для регистрации ОПО необходимы следующие документы:

1) Заявление.

Заявление составляется по форме, приведенной в Приложении N 1 к Регламенту по регистрации ОПО. Она также используется, если в реестр вносятся изменения или из него исключается ОПО (п. 19 Регламента по регистрации ОПО).

В разд. 1 заявления нужно указать сведения о заявителе, в том числе:

  • в п. п. 1.1 — 1.6 — наименование, организационно-правовую форму юрлица или Ф.И.О. ИП, адрес места нахождения (места жительства), ИНН, ОГРН или сведения о внесении записи в госреестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юрлиц (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность ИП, адрес электронной почты (при наличии), почтовый адрес, телефон;
  • п. 1.7 — адрес места нахождения (места жительства) юрлица (ИП) с указанием административно-территориальной единицы, населенного пункта, улицы, номера дома (корпуса, строения), соответствующего ему почтового индекса согласно учредительным документам (для ИП — адрес на основании записи в паспорте);
  • п. 1.8 — сведения о правах владения на ОПО, в том числе участки, здания, строения, сооружения, на (в) которых размещаются ОПО (для объектов недвижимости);
  • п. 1.9 — ОКВЭД.

В п. 2.1 разд. 2 заявления необходимо отметить знаком «V» поле «Зарегистрировать ОПО в Реестре» и указать сведения о полном наименовании ОПО.

Также отметьте знаком «V» желаемый способ получения госуслуги (лично, почтовым отправлением, в форме электронного документа).

2) Сведения, характеризующие каждый ОПО.

Сведения об ОПО нужно составить по форме, приведенной в Приложении N 2 к Регламенту по регистрации ОПО (в двух экземплярах). Сведения заполняются на основании анализа документов, связанных с эксплуатацией ОПО, результатов проведенной идентификации и иных документов, которые содержат необходимые данные, например: классификация ОПО, проектные (эксплуатационные) характеристики, дата изготовления и ввода в эксплуатацию, числовые обозначения признаков опасности ОПО (пп. 1 п. 14 Требований к регистрации объектов в реестре ОПО, пп. 1 п. 20 Регламента по регистрации ОПО).

Обратите внимание: если ОПО несколько, сведения представляются по каждому из них.

Сведения об ОПО можно представить в электронном виде на машиночитаемом носителе (п. 1 Рекомендаций, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 06.08.2013 N 339). Сведения подаются в виде файла в формате XML, требования к которому установлены в Приложении к указанным Рекомендациям. Это делается специальными программами и обычно используется организациями при большом количестве ОПО.

3) Копии документов, подтверждающих наличие ОПО на праве собственности или ином законном основании, а также объектов недвижимости, в пределах которых он размещен, если права на них не зарегистрированы в ЕГРН.

Такими документами могут быть, например, свидетельство о праве собственности, договор аренды.

Если соответствующие права зарегистрированы в ЕГРН, нужно представить реквизиты документов, подтверждающих наличие этой недвижимости на праве собственности или ином законном основании (пп. 2 п. 20 Регламента по регистрации ОПО, пп. 2 п. 14 Требований к регистрации объектов в реестре ОПО).

4) Обоснование безопасности ОПО с указанием реквизитов положительного заключения экспертизы промышленной безопасности.

Этот документ следует составить и представить для регистрации только в случаях, когда при проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, капитальном ремонте, консервации или ликвидации ОПО требуется отступление от требований промышленной безопасности, установленных федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, таких требований недостаточно и (или) они не установлены (п. 2 Федеральных норм и правил, пп. 3 п. 20 Регламента по регистрации ОПО, п. 4 ст. 3 Закона о промышленной безопасности, пп. 3 п. 14 Требований к регистрации объектов в реестре ОПО ).

Обоснование безопасности ОПО представляет собой документ, содержащий сведения (ст. 1 Закона о промышленной безопасности, п. 3 Федеральных норм и правил):

  • о результатах оценки риска аварии на ОПО и связанной с ней угрозы;
  • условиях безопасной эксплуатации ОПО;
  • требованиях к эксплуатации, капремонту, консервации и ликвидации ОПО.

Обоснование безопасности ОПО и изменения, вносимые в него, подлежат экспертизе промышленной безопасности (п. 1 ст. 13 Закона о промышленной безопасности).

5) Текстовая часть подраздела «Технологические решения» проектной документации (документации) на производственные объекты капстроительства.

Кроме того, надо указать реквизиты заключения соответствующей экспертизы проектной документации, утверждения и (или) регистрации в органах исполнительной власти данного заключения экспертизы (пп.4 пункта 20 Регламента по регистрации ОПО), то есть заключения, полученного по результатам государственной или негосударственной экспертизы (Письмо Ростехнадзора от 18.04.2018 N 11-00-15/4566).

Однако, если читать аналогичный пункт в Требованиях к регистрации объектов в реестре ОПО (пп. 4 п. 14), то там требуется совсем другая экспертиза, а именно необходимо указать реквизиты заключения экспертизы здания (сооружения) на ОПО, которое предназначено для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий. Это такой ляп в нормативной базе Ростехнадзора, но он существует, поэтому если здание старое, то приложите и реквизиты заключения на здание.

Если проектная документация ОПО, разработанная до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87, не содержит подраздела «Технологические решения», достаточно представить документы (не проект, можно например пояснительную записку), содержащие сведения в том же объеме, что и том «Технологические решения», позволяющие выявить все признаки опасности на объекте и учесть их количественные и качественные характеристики, а также все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности в соответствии с Законом о промышленной безопасности (пп. 4 п. 20 Регламента по регистрации ОПО, Письмо Ростехнадзора от 26.11.2018 N 11-00-15/15221).

Из названия раздела Регламента по регистрации ОПО следует, что перечень документов для регистрации является исчерпывающим. Регистрирующему органу запрещается требовать от заявителя представить иные документы и информацию или осуществить действия, не предусмотренные нормативными правовыми актами (абз. 2 п. 30 Регламента по регистрации ОПО).

По собственной инициативе можно подать документы, находящиеся в распоряжении иных органов, предоставляющих госуслуги (п. 29 Регламента по регистрации ОПО):

  • копии свидетельств о госрегистрации права на здания, сооружения, земельные участки или копии выписок из ЕГРН;
  • копии свидетельств о постановке на учет в налоговом органе.

Обратите внимание, что при подаче заявления и сведений, характеризующих ОПО, на бумажном носителе не допускается исправление ошибок в тексте с помощью корректирующего или иного аналогичного средства, двусторонняя печать заявления и сведений, характеризующих ОПО, а также скрепление листов заявления, приводящее к порче бумажного носителя.

3. Как подать документы для регистрации опасного производственного объекта

Заявителями при регистрации ОПО являются юрлица и ИП, эксплуатирующие ОПО на праве собственности или ином законном основании (п. 2 Регламента по регистрации ОПО).

Документы для регистрации ОПО нужно представить в регистрирующий орган не позднее 10 рабочих дней со дня начала его эксплуатации (п. 5 Правил регистрации объектов в реестре ОПО, п. 14 Требований к регистрации объектов в реестре ОПО ). Однако учтите, что если у Вас нет лицензии на эксплуатацию ОПО, Вы не имеете право его эксплуатировать, то есть сначала регистрация ОПО, затем получение лицензии, а потом уже эксплуатация.

Заявление и документы необходимо подписать (заверить подписью) у ИП или руководителя юрлица, заверить печатью (при наличии), а при направлении в виде электронного документа — подписать усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 19, пп. 1 п. 20, п. 27 Регламента по регистрации ОПО).

Госпошлина или иная плата за регистрацию ОПО не взимается (п. п. 36, 37 Регламента по регистрации ОПО).

3.1. Куда подать документы

Пакет документов для регистрации ОПО можно подать в территориальный орган Ростехнадзора по адресу места нахождения заявителя (п. п. 9, 18 Регламента по регистрации ОПО, п. 3 Правил регистрации объектов в реестре ОПО).

Регистрацию ОПО в части подведомственных объектов также могут осуществлять (п. 3 Правил регистрации объектов в реестре ОПО):

  • Минобороны России;
  • ФСИН России;
  • ФСБ России;
  • ФСО России;
  • СВР России;
  • ГУСП;
  • Госкорпорация «Росатом».

3.2. Способы подачи документов

Документы можно представить в соответствующий территориальный орган Ростехнадзора следующими способами (п. 26 Регламента по регистрации ОПО):

  • непосредственно (при личном обращении);
  • по почте. При выборе данного способа рекомендуем направить пакет документов ценным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения;
  • через портал госуслуг в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

В приеме документов откажут, если не будут соблюдены следующие требования (п. 32 Регламента по регистрации ОПО):

  1. представитель заявителя при личном приеме должен предъявить паспорт и доверенность (иной документ, подтверждающий основания для представления интересов заявителя при подаче заявления и документов);
  2. при представлении заявительных документов в виде электронного дела через портал госуслуг действительность квалифицированной электронной подписи должна быть подтверждена;
  3. документы должны поддаваться прочтению;
  4. необходимо приложить опись документов, при этом указанные в ней документы должны соответствовать представленным;
  5. документы должны быть поданы в надлежащий орган.

4. Какие документы выдадут по результатам регистрации ОПО

Не позднее 20 рабочих дней со дня регистрации заявления вам выдадут следующие документы (п. 6 Правил регистрации объектов в реестре ОПО, п. п. 12, 92 Регламента о регистрации ОПО, п. 15 Требований к регистрации объектов в реестре ОПО):

  • свидетельство о регистрации ОПО.
    Если перечень зарегистрированных объектов не помещается на бланке свидетельства о регистрации, он оформляется приложением к нему (п. 21 Требований к регистрации объектов в реестре ОПО).
    В это свидетельство включаются сведения о классе опасности объекта (п. 5 Правил регистрации объектов в реестре ОПО);
  • сведения, характеризующие ОПО.

Вы получите указанные документы тем способом, который выбрали при заполнении заявления (п. 98 Регламента о регистрации ОПО):

  1. в регистрирующем органе — при предъявлении документа, удостоверяющего личность руководителя юрлица или ИП. Если документы получает представитель, необходимо также предъявить подлинник доверенности (иного документа, подтверждающего полномочия на получение документов).
    Если в течение 10 (десяти) рабочих дней не обратиться в территориальный орган Ростехнадзора, то документы будут направлены почтовым отправлением по адресу, указанному в заявлении (п. 99 Регламента по регистрации ОПО);
  2. по почте;
  3. через портал госуслуг в электронной форме. В этом случае электронный документ должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 95 Регламента по регистрации ОПО).

В регистрации ОПО в реестре могут отказать, например, если документы представлены не в полном объеме или идентификация ОПО проведена неправильно (п. п. 92, 75, 77 Регламента по регистрации ОПО).

Обжаловать решение об отказе можно в досудебном порядке в Ростехнадзоре (его территориальном органе) или арбитражном суде (п. 146 Регламента по регистрации ОПО, гл. 24 АПК РФ).
Обратите внимание, от заявителей запрещено требовать документы и информацию, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов либо в предоставлении госуслуги, за некоторым исключением. Таким образом установлен запрет на повторный отказ и Заявителю предоставляется возможность обратиться с жалобой, если это произошло.

Изначально материал взят из Консультанта , но переработан нами, так как содержал несколько неточностей. Смотрите также другие темы:

  • С сентября вступает в силу новый регламент Ростехнадзора по ведению госреестра опасных производственных объектов
  • Для регистрации нового ОПО теперь требуется проект
  • Ростехнадзор разъясняет: Перерегистрация ОПО
  • Образец документа Ростехнадзора от 17.09.2018 № «Доверенность от имени юридического лица представлять интересы в Ростехнадзоре с правом сдачи и получения документов»
  • Образец документа Ростехнадзора от 30.08.2019 № «Заявления о регистрации, перерегистрации, внесения изменений, исключения, согласования карты учета в Реестре ОПО»

Вопрос от 24.06.2019:

Прошу разъяснить, распространяются ли требования, указанные в постановлении Правительства РФ от 16 февраля 2008 года N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», на документацию на техническое перевооружение, консервацию или ликвидацию ОПО.

Ответ Ростехнадзора:

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 (далее — Постановление) установлено, что разъяснения о порядке применения Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (далее — Положение), утвержденного Постановлением, дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. По вопросам, входящим в компетенцию иных федеральных органов исполнительной власти, указанные разъяснения даются по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере.

В рамках компетенции Ростехнадзора сообщаем следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — Федеральный закон № 116-ФЗ) техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация опасного производственного объекта осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном Федеральным законом № 116-ФЗ, с учетом законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно частям 1, 2, 12.2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) проектная документация, определяющаяархитектурные,функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения, разрабатывается для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, а также по инициативе застройщика для проведения капитального ремонта.

Требование о разработке проектной документации на техническое перевооружение опасного производственного объекта, без проведения его реконструкции или капитального ремонта, статьей 48 Кодекса и Положением, утвержденным Постановлением, не установлено.

Пунктом 7 Положения установлено, что необходимость разработки требований к содержанию разделов проектной документации, наличие которых согласно Положению не является обязательным, определяется по согласованию между проектной организацией и заказчиком такой документации.

В соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» вышеуказанное обращение направляется в Минстрой России для рассмотрения в рамках компетенции.

Ответ Минстроя:

Департамент градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с письмом Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору от 25 июня 2019 г. № 09-00-04/5136 рассмотрел Ваше обращение, зарегистрированное в системе электронного документооборота Минстроя России от 3 июля 2019 г. N° 25547-ОГ, о разъяснении требований законодательства в области градостроительной деятельности и сообщает.

В соответствии с частью 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

В силу части 13 статьи 48 Кодекса состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации и дифференцируются применительно к различным видам объектов капитального строительства (в том числе к линейным объектам), а также в зависимости от назначения объектов капитального строительства, видов работ (строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства), их содержания, источников финансирования работ и выделения отдельных этапов строительства, реконструкции в соответствии с требованиями настоящей статьи.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее -Закон № 116-ФЗ) техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация опасного производственного объекта осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом законодательства о градостроительной деятельности. Если техническое перевооружение опасного производственного объекта осуществляется одновременно с его реконструкцией, документация на техническое перевооружение такого объекта входит в состав соответствующей проектной документации.

Документация на консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности. Документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Не допускаются техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, которое в установленном порядке внесено в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, либо, если документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта входит в состав проектной документации такого объекта, без положительного заключения экспертизы проектной документации такого объекта.

По смыслу указанной статьи:

  • под «проектной документацией» понимается документация на строительство и реконструкцию (в случаях, предусмотренных законом, капитальный ремонт) опасного производственного объекта, которая подлежит экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности;
  • под «документацией» понимается документация на консервацию, ликвидацию, техническое перевооружение опасного производственного объекта, подлежащая экспертизе промышленной безопасности.

Таким образом, законодательством Российской Федерации определяются различные виды документации, разрабатываемые как на стадии проектирования, так и на стадиях, предшествующих разработке проектной документации, а также на последующих стадиях жизненного цикла объекта.

Требование о разработке проектной документации на техническое перевооружение опасного производственного объекта без проведения его реконструкции или капитального ремонта статьей 48 Кодекса и Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 (далее — Положение), не установлено.

Согласно пункту 7 Положения необходимость разработки требований к содержанию разделов проектной документации, наличие которых согласно настоящему Положению не является обязательным, определяется по согласованию между проектной организацией и заказчиком такой документации.

Вопрос:

Каков состав документации на техническое перевооружение опасного производственного объекта, предусмотренного законодательством Российской Федерации?

Ответ: Согласно статье 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — Закон N 116-ФЗ) техническое перевооружение опасного производственного объекта — это приводящие к изменению технологического процесса на опасном производственном объекте внедрение новой технологии, автоматизация опасного производственного объекта или его отдельных частей, модернизация или замена применяемых на опасном производственном объекте технических устройств.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 116-ФЗ экспертизе промышленной безопасности подлежат:

документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 116-ФЗ техническое перевооружение опасного производственного объекта осуществляется на основании документации, разработанной в порядке, установленном законом N 116-ФЗ, с учетом законодательства о градостроительной деятельности. Если техническое перевооружение опасного производственного объекта осуществляется одновременно с его реконструкцией, документация на техническое перевооружение (далее — ДТП) такого объекта входит в состав соответствующей проектной документации.

В настоящее время конкретные указания по составу ДТП опасного производственного объекта законодательном Российской Федерации в области промышленной безопасности не установлены. Объем разрабатываемой документации на техническое перевооружение должен быть обоснован в проекте исходя из особенностей технологического процесса и конкретных условий производства.

Добавить комментарий