Правовые проблемы финансового контроля

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 338 ББК 65

DOI 10.24411/2414-3995-2019-10042© Ю.В. Быковская, 2019

Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Юлия Викторовна Быковская,

профессор кафедры экономики и бухгалтерского учета, доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник сектора экономической безопасности Института экономики РАН Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: zima7327@yandex.ru

Аннотация. Систематизированы проблемы организации и проведения финансового контроля в России, в числе которых: отсутствие единой системы, единой концепции, закона о финансовом контроле; перегруженность системы органов финансового контроля, дублирование и нескоординированность их действий; отсутствие адекватных мер к организациям-нарушителям законодательства при ведении ими финансово-хозяйственной деятельности; неразвитость взаимодействия органов государственной власти по вопросам финансового контроля; отсутствие единых критериев и показателей оценки эффективности финансового контроля; низкая эффективность системы подготовки кадров для органов финансового контроля; отсутствие административной и дисциплинарной ответственности за принятие необоснованных и неправомерных решений контрольными органами. Сделан вывод, что совершенствованию финансового контроля должно уделяться повышенное внимание. Даны предложения по решению накопившихся проблем.

Ключевые слова: финансовый контроль, система финансового контроля, концепция финансового контроля, закон о финансовом контроле

PROBLEMS OF FINANCIAL CONTROL IN MODERN RUSSIA

AND SOLUTIONS

Yuliya V. Bykovskaya,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: financial control, financial control system, concept of financial control, law on financial control.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Быковская Ю.В. Проблемы финансового контроля в современной России и пути их решения. Вестник экономической безопасности. 2019;(1):202-9.

На фоне современного состояния государственных финансов в Российской Федерации все ярче проявляется проблема в организации и осуществлении контроля за их получением, распределением и использованием. Ее решение становится в ряд наиболее важных стратегических задач реформирования системы управления государственными средствами, без которого невозможно дальнейшее нормальное устойчивое развитие нашего государства. Более того, ни одна из имеющихся социально-

экономических проблем не будет решена до тех пор, пока не будет наведен должный порядок в финансовой сфере, пока системе финансового контроля не будет придана надлежащая надежность, и она не станет стабильной и устойчивой.

Если оценивать преобразования в части финансового контроля, и, прежде всего, изменения, внесенные в законодательство за последние пять-шесть лет, то можно сказать, что, несмотря на ряд имеющихся недостатков, предпринятые меры были наце-

лены на повышение прозрачности и увеличения эффективности финансового контроля в нашей стране. Проведенные реформы дали положительные результаты. Однако нельзя не признать тот факт, что, по-прежнему, системе финансового контроля присуща невысокая эффективность, а сохраняющиеся системные проблемы, требуют кардинальных решений и изменений. Несмотря на предпринимаемые усилия, вопрос выстраивания целостной и эффективно работающей системы финансового контроля и ее дальнейшего развития до сих пор не перестает быть актуальным.

Имеющиеся проблемы финансового контроля определяются как внутренними, так и внешними факторами. В числе внутренних факторов можно выделить такие, как стиль работы руководителей всех уровней и ветвей власти, степень их профессионализма и компетентности; недостаточно полное определение и документальное закрепление процедур, правил и порядка проведения финансового контроля; отсутствие четко работающей системы информационного обеспечения и др. К внешним факторам относятся уровень развития экономики и законодательной базы, финансово-кредитная и налоговая политика государства, соблюдение контролирующими и подконтрольными органами действующего законодательства и ряд других факторов.

Анализ показывает, что наиболее острые проблемы, имеющие место при осуществлении финансового контроля в современных условиях, на первоочередное решение которых должны быть направлены усилия руководства нашей страны и органов государственной власти, заключаются в следующем.

1. На сегодняшний день отсутствует целостная, адекватная современным условиям и уровню социально-экономического развития Российской Федерации, система финансового контроля. Компоненты этой системы законодательно не закреплены, хотя в научных исследованиях ни один год данному вопросу уделяется повышенное внимание. Причем в научной литературе встречается большое количество разнообразных элементов системы финансового контроля и их комбинаций.

Так, например, В.В. Бурцев считает, что систему финансового составляют следующие «основные элементы:

1)теоретическая база (определения понятий, принципы, цели, задачи, виды государственного финансового контроля, требования и т.д.);

2)нормативная база, методическое обеспечение;

3)организационные структуры (включая их звенья — статус и порядок взаимосвязей последних);

4)научно-исследовательская и учебная базы, кадровое обеспечение;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5)финансовое обеспечение и материально-техническое (в том числе финансовые ресурсы, соответствующие условиям работы, помещения, техника и т.д.);

6)информационно-коммуникативная инфраструктура (система коммуникаций, информационное обеспечение)» .

Н.П. Ефимовой предложена несколько иная система финансового контроля, обязательными элементами которой, по мнению автора, являются: «предмет контроля; принципы контроля; субъект контроля; объект контроля; процесс контроля; метод (методики) контроля; техника и технология контроля; сбор и обработка исходных данных для проведения контроля; результат контроля и затраты на его осуществление; субъект, принимающий решение по результатам контроля, но это может быть и субъект контроля, и принятие решения по результатам контроля» .

Существует еще одна точка зрения, обозначенная С.И. Лушиной, В.А. Слеповой, согласно которой система финансового контроля должна включать в себя следующие компоненты:

Iкомпонент ^ правовая база (законодательные и иные нормативные правовые акты);

IIкомпонент ^ органы, на которые возложено проведение финансового контроля;

IIIкомпонент ^ методы осуществления финансового контроля .

Наиболее полно и точно система финансового контроля представлена В.В. Бурцевым. Вместе с этим полагаем, что научно-исследовательская и учебная базы, кадровое обеспечение, а также финансовое и материально-техническое обеспечение, учитывая их важнейшее значение для организации и проведения финансового контроля, его дальнейшего развития, должны быть выделены в качестве само-

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

стоятельных структурных элементов. Более того, в представленную систему необходимо включить дополнительные элементы, такие как управленческое обеспечение, экономическое обеспечение, контроля за деятельностью субъектов контроля. Кроме этого, помимо набора элементов важным является определение их иерархии, связей и зависимостей.

В результате, полагаем, что система финансового контроля должна иметь структуру, представленную на Рис. 1.

Данная система с учетом набора и взаимосвязей входящих в нее структурных элементов может быть использована при решении ряда задач, касающихся совершенствования и развития финансового контроля в Российской Федерации.

2. В России отсутствует не только система финансового контроля, но и научно обоснованная концепция финансового контроля, как совокупность общепринятых взглядов на его цель, задачи, формы, методы организации и осуществления, а также как программный документ, отражающий долгосрочную перспективу и приоритетные направления развития финансового контроля в Российской Федерации.

Разработка Концепции финансового контроля на долгосрочную перспективу в качестве программного документа следует рассматривать, прежде всего, как важнейший фактор достижения стабильности в экономике и экономического роста, действие которого проявляется через объективный контроль

ФИНАНСОВЫИ КОНТРОЛЬ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Виды

Формы

Методы

Субъекты

Управленческое обеспечение

Научное обеспечение

Экономическое обеспечение

л

Финансовое обеспечение

Нормативное правовое обеспечение

Кадровое обеспечение

Организационное обеспечение

л

л

Методическое обеспечение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учебное обеспечение

Информационное обеспечение

А V

Ж.

Контроль за организацией и проведением финансового контроля I———————————————————————-,

Объекты

Рис. 1. Система финансового контроля Вестник экономической безопасности

финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов, базирующийся на неуклонном соблюдении норм действующего законодательства. В существовании концепции финансового контроля заинтересовано и общество в целом, и государство, все законопослушные экономические субъекты и граждане страны, поскольку такая концепция позволит эффективно защитить финансовые интересы общества, государства, частных собственников и потенциальных инвесторов. Ее использование на практике в качестве нормативной правовой основы сделает бизнес в России цивилизованным, избавит его от криминализации, поможет привлечь для его развития средства частных инвесторов.

При разработке Концепции необходимо полагаться на отечественный и мировой опыт, а также учитывать существующие проблемы, приоритеты, потребности и направления социально-экономического развития Российской Федерации. Прежде всего, указанная концепция не должна противоречить Лимской декларации руководящих принципов контроля, принятой на IX Конгрессе Международной организации высших контрольных органов (INTOSAI).

Основными элементами Концепции развития финансового контроля в Российской Федерации на долгосрочную перспективу должны стать:

•положения о необходимости финансового контроля;

•его цели, задачи, принципы;

•основные направления проведения;

•значение и последствия реализации Концепции развития финансового контроля на долгосрочную перспективу для экономики страны. Примерная структура Концепции может быть

следующей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Раздел I. Общие положения. Раздел II. Цель, задачи и принципы финансового контроля.

Раздел III. Проблемы и современное состояние финансового контроля в Российской Федерации.

Раздел IV. Приоритеты, основные направления развития финансового контроля, его значение для социально-экономического развития Российской Федерации.

Раздел V. Критерии и показатели оценки эффективности финансового контроля в Российской Федерации.

Раздел VI. Заключительные положения.

3. В современной России отсутствует полноценная и отлаженно действующая нормативная правовая база, касающаяся финансового контроля, которая позволяет четко регулировать процесс его организации и осуществления. До настоящего времени вопрос о разработке и принятии нормативного правового документа, регламентирующего вопросы организации и проведения финансового контроля в Российской Федерации, остается открытым.

Принципиально значение имеет строгое установление и нормативное закрепление понятия, цели и задач финансового контроля, в том числе, государственного финансового контроля, внутреннего и внешнего финансового контроля.

Так, например, в Конституции Российской Федерации лишь затронут вопрос о финансовом контроле и контрольных органах.

Другой пример. В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации «Понятия и термины, применяемые в настоящем кодексе» не представлена трактовка термина «государственный (муниципальный) финансовый контроль», в то время как данному виду контроля посвящен Раздел IX «Государственный (муниципальный) финансовый контроль». Кроме того, в Бюджетном кодексе отсутствует полный перечень органов, наделенных полномочиями проведения государственного (муниципального) финансового контроля, а также нет разъяснений в отношении того, какие из органов государственной власти уполномочены проводить внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль, а какие — внешний. При этом нет четкого единого законодательно закрепленного понимания о том, что внутренний финансовый контроль включает в себя как внутриведомственный финансовый контроль, так и внутрихозяйственный финансовый контроль, который проводится экономическими субъектами внутри организации.

На федеральном, региональном и местном уровнях действует множество нормативных правовых актов, которые в той или иной степени затрагивают или регулируют вопросы финансового контроля. Однако они разрабатывались и принимались в разное время и не связаны единой концептуальной линией. Более того, в большинство из этих актов

неоднократно вносились изменения и дополнения. Некоторые из них дублируют друг друга. Другие — содержат противоречия. Сложившаяся ситуация не только усложняет работу с такими документами из-за их громозкости и наличия отсылочных ссылок на другие нормативные правовые источники, но и создает ситуацию путаницу и неопределенность, когда положения одного нормативного правового акта идут вразрез отдельным положениям другого.

Отсутствие единой нормативной правовой, организационной и методической базы финансового контроля не только сдерживает его развитие, но и снижает возможности для экономического роста в стране. Создание единой нормативной правовой основы, регулирующей деятельность контрольно-надзорных органов, способно привести к серьезным структурным и функциональным изменениям в системе финансового контроля и существенно повысить эффективность контрольно-надзорных мероприятий. Принятие закона выведет систему финансового контроля в Российской Федерации на новый виток развития и позволит сделать эту систему адекватной потребностям современного Российского государства, приоритетам государственной политики, требованиям общества.

В новом законе о финансовом контроле должны быть отражены следующие положения.

В Разделе I «Общие положения» следует определить цель и задачи законодательства о финансовом контроле, привести перечень основных понятий и терминов, касающихся финансового контроля, обозначить значение, цели, задачи финансового контроля. Также следует разграничить понятия «контроль» и «надзор».

В Разделе II «Принципы финансового контроля» следует предусмотреть следующие принципы финансового контроля принцип цели, целостности, структурированности, историзма, законности, независимости, объективности, компетентности, гласности, системности соответствия, плановости, непрерывности, эффективности, всеобщности, научности, ответственности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Разделе III «Нормативное правовое регулирование финансового контроля» должна быть представлена система нормативных правовых актов, регламентирующих проведение всех видов финансового контроля в Российской Федерации.

В Разделе IV «Классификация видов, форм, методов финансового контроля» следует разграничить и привести перечень видов, форм и методов финансового контроля.

В Разделе V»Субъекты финансового контроля» следует определить перечень субъектов финансового контроля, их структуру, иерархию и подчиненность, сферы деятельности и полномочия, порядок создания, реорганизации, ликвидации, условия и формы взаимодействия. Также необходимо определить орган, на который будут возложены обязанности высшего контрольного органа, определить его полномочия, права и обязанности. Более того, здесь следует определить органы, которые будут осуществлять контроль за деятельностью субъектов финансового контроля, полномочия, правила, порядок, условия, периодичность и сроки осуществления ими контрольной деятельности. Кроме этого, необходимо обозначить ответственность субъектов финансового контроля за нарушение действующего законодательства по результатам проверки их контрольной деятельности. В данном разделе необходимо рассмотреть возможность и порядок взаимодействия органов финансового контроля с правоохранительными органами.

В Разделе VI»Объекты финансового контроля» необходимо определить перечень объектов финансового контроля, их полномочия, права и обязанности.

В Разделе VII «Стандартизация финансового контроля» необходимо привести перечень стандартов финансового контроля, их цели, задачи, порядок введения в действие, структуру и т.д. Для реализации этой цели изначально необходимо разработать единую кодифицированную систему стандартов финансового контроля. Применение данных стандартов позволит установить единые нормы и правила его осуществления.

В Разделе VIII «Информационные системы финансового контроля» необходимо определить технологии передачи данных между органами финансового контроля, коммуникации, техническое обеспечение финансового контроля, разработать единые базы данных, электронный документооборот, систему защиты информации. Использование новых информационных технологий должно стать фактором повышения эффективности финансового

контроля. Также следует определить порядок информационного обмена данными между органами финансового контроля и правоохранительными органами.

В Разделе IX «Правовой статус и социальные гарантии работников органов финансового контроля» следует определить социально-правовой статус работников контрольных органов, вопросы оплаты и стимулирования труда и других социальных гарантий, в том числе, медицинского обеспечения, выплат в связи с работой в органах финансового контроля, и увольнением из органов финансового контроля, страхования жизни и здоровья, жилищного и пенсионного обеспечения. Также следует законодательно закрепить вопросы профессиональной защиты данной профессиональной категории работников.

В Разделе X «Эффективность финансового контроля» следует разработать и законодательно закрепить систему критериев и показателей оценки эффективности финансового контроля, с помощью которых должно быть полно, объективно, достоверно и однозначно оценена работа органов финансового контроля, в том числе необходимо определить общие критерии и показатели эффективности финансового контроля и специфичные критерии и показатели, характерные для финансового контроля той или иной сферы деятельности. Кроме этого, в федеральном законе необходимо предусмотреть вопросы, касающиеся осуществления независимой экспертизы деятельности органов финансового контроля.

В Разделе XI «Кадровое обеспечение» необходимо определить систему подбора, подготовки и переподготовки профессиональных кадров для органов финансового контроля, повышение их квалификации, в том числе, определить учебные заведения, в которых будет осуществляться подготовка специалистов, форма обучения, источники и порядок финансового обеспечения на эти цели. Также следует привести общие квалификационные требования к специалисту, осуществляющему финансовый контроль, и определить необходимость разработки должностных регламентов.

4. В современной России действует довольно большое количество органов финансового контроля, имеющих различные цели, задачи, функции,

сферу деятельности, полномочия, подчиненность и ответственность. Эти органы зачастую работают не согласованно и разобщенно, слабо взаимодействуя друг с другом. Сегодня не является исключением дублирование отдельных функций разных субъектов финансового контроля, имеющих разную ведомственную принадлежность и разный уровень подчинения (например, региональный и муниципальный уровни). Государством постоянно ведется работа в этом направлении, дублирующие функции исключаются, контрольные органы переподчиняются, ликвидируются, реорганизуются. Например, в 2013 и 2016 гг. были упразднены Федеральная служба по финансовым рынкам и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, соответственно. Функции Федеральной службы по финансовым рынкам (за исключением дублирующих) были переданы Банку России. Функции Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций переданы Федеральному Казначейству, функции по валютному контролю — Федеральной таможенной службе и Федеральной налоговой службе.

Тем не менее, на сегодняшний день в России отсутствует скоординированность в действиях органов финансового контроля. Такая ситуация очередной раз подтверждает отсутствие целостной системы финансового контроля и требует принятия взвешенных, продуманных и просчитанных управленческих решений со стороны руководства нашей страны в части упорядочения системы органов финансового контроля. Решение этой проблемы должно найти воплощение в законе о финансовом контроле.

5. Одна из основных проблем эффективного функционирования финансового контроля — отсутствие адекватных мер к нарушителям действующего законодательства при ведении ими финансово-хозяйственной деятельности. Ужесточение ответственности за допущенные нарушения способно повысить уровень финансовой дисциплины экономических субъектов. И в результате будет способствовать снижению количества злоупотреблений и экономических преступлений. Эти меры должны быть не только сопоставимы реальным масштабам совершенных нарушений, но и являться неким

«стоп-фактором» для того, чтобы не совершать подобные нарушения в будущем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6.В настоящее время слабо развит механизм взаимодействия органов финансового контроля между собой, органов внешнего и внутреннего финансового контроля, а также органов финансового контроля с правоохранительными органами, и информационный обмен данными по проводимым мероприятиям и их результатам. Они должны более тесно взаимодействовать при осуществлении своей работы при сохранении ответственности каждого органа за свой участок контроля. Также не налажено информационное взаимодействие органов финансового контроля с другими министерствами и ведомствами Российской Федерации. Этот вопрос должен быть освещен в федеральном законе «О финансовой контроле в Российской Федерации» и в дальнейшем регулироваться на уровне межведомственных соглашений и договоров о сотрудничестве. Ключевым аспектом решения этой проблемы должна стать разработка и введение в действие программного обеспечения для обмена данными между заинтересованными сторонами и оперативное наполнение баз данных необходимой информацией.

7.Важнейшее значение имеет разработка критериев и показателей оценки эффективности финансового контроля и деятельности контрольных органов, основанной на единообразном и общепризнанном подходе, что должно найти отражение в федеральном законе «О финансовом контроле в Российской Федерации». Разработанные количественные и качественные критерии и показатели эффективности финансового контроля должны играть двойную роль: с одной стороны, свидетельствовать об уровне работы контрольного органа; с другой стороны, — выявлять и устранять возникающие в проверяемых организациях нарушения.

8.Одной из ключевых остается проблема подготовки кадров для контрольных органов. Необходима разработка комплекса мер для регулярного повышения квалификации и профессионального уровня сотрудников контрольных органов, участия сотрудников контрольных органов в различных учебных и научно-практических мероприятиях. Это связано с:

• постоянным изменением действующей нормативной правовой базы;

•разнообразием совершаемых правонарушений и преступлений в сфере экономики, появлением новых схем совершения злоупотреблений;

•важностью активного применения на практике богатого зарубежного опыта и знаний о специфике деятельности проверяемых организаций, осуществляющих свою финансово-хозяйственную деятельность в различных секторах экономики;

•необходимостью использования при проведении контрольных мероприятий современных информационно-аналитических систем и технологий.

9. Актуальной проблемой при осуществлении финансового контроля является то, что иногда по результатам проведения контрольных мероприятий контрольными органами принимаются необоснованные и неправомерные решения и организациям, в отношении которых проводился финансовый контроль, приходится отстаивать свои права в судебном порядке. На сегодняшний день судебная практика в этом направлении, когда суд принимает сторону проверяемой организации, обширна.

Процедура отстаивания правомерности своих действий занимает у организаций много времени и финансовых ресурсов. И, даже если, организация выигрывает судебный процесс, то в этом случае в отношении органов, проводивших финансовый контроль адекватных мер дисциплинарной или административной ответственности действующим законодательством не предусмотрено. Следовательно, складывается ситуация возможности повторного и многократного вынесения неправомерного решения со стороны контролирующих органов без привлечения их к ответственности.

В этой связи, в целях недопущения подобных ситуаций важным является введение административной и дисциплинарной ответственности за принятие неправомерных решений сотрудниками контрольных органов и контрольными органами в целом с наложением штрафа. Более того, было бы целесообразно результаты судебных решений, вынесенных в пользу проверяемого объекта, размещать на официальных сайтах контрольных органов в открытом доступе. В отношении сотрудников, являвшихся ответственными за принятие неправомерных решений, предлагается вве-

сти запрет на участие в проведении контрольных мероприятий в течение определенного периода времени.

Таким образом, подводя итоги важно сказать о том, что к настоящему времени имеется ряд системных проблем в области организации и проведения финансового контроля в России. К таким проблемам следует отнести отсутствие единой системы и единой концепции финансового контроля, закона о финансовом контроле; перегруженность системы российских органов финансового контроля, дублирование их функций и нескоординиро-ванность действий; отсутствие адекватных мер к организациям-нарушителям действующего законодательства при ведении ими финансово-хозяйственной деятельности; неразвитость механизма взаимодействия органов государственной власти по вопросам проведения финансового контроля; отсутствие единых критериев и показателей оценки эффективности финансового контроля; низкая эффективность системы подготовки кадров для

органов финансового контроля; отсутствие адекватной административной и дисциплинарной ответственности за принятие необоснованных и неправомерных решений контрольными органами по результатам проведения контрольных мероприятий. В связи с этим дальнейшему развитию этого инструмента социально-экономической политики Российской Федерации должно уделяться повышенное внимание со стороны всех заинтересованных сторон.

Литература

1.Бурцев В.В. Государственный финансовый контроль: методология и организация. М.: Маркетинг, 2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.Ефимова Н.П. Государственный финансовый контроль в реализации федеральных целевых социальных программ. М.: Медицина, 2000.

3.Государственные и муниципальные финансы / Под. ред. С.И. Лушина, В.А. Слепова. М.: Экономиста, 2006.

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя

Финансовое право. 4-е изд., перераб. и доп. Учебник. Эриашви-ли Н.Д. 663 с. 2019 г. Гриф МО РФ. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Рассматривается финансовое право в аспекте наиболее актуальных вопросов правового регулирования важнейших институтов этой отрасли права в современный период развития экономики. Учтены изменения и дополнения, внесенные в законодательство России по состоянию на 1 сентября 2016 г.

Основное внимание уделяется правовым основам и принципам финансовой деятельности, правовому регулированию бюджетных отношений и налогообложения. Анализируются правовые основы государственного и муниципального кредита, правовое регулирование банковской деятельности, а также правовые основы денежного обращения.

Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов, а также практических работников органов государственной власти и местного самоуправления, финансовых и кредитных учреждений и предпринимателей.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Проблемы государственного финансового контроля в Российской Федерации Гевандова Я. С.1, Бадалова А. Н.2

1Гевандова Яна Сергеевна / Овуа^оуа Уапа 8в^ввупа — студент, Юридический институт, Северо-Кавказский федеральный университет;

2Бадалова Анастасия Николаевна /БаЗа1оуа Лпаз1аауа Шко1ав\па — ассистент, кафедра административного и финансового права, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

Аннотация: данная статья посвящена анализу проблем, существующих в сфере организации государственного финансового контроля в России. В работе рассмотрены основные причины неэффективности его реализации. Ключевые слова: государственный контроль, органы государственного финансового контроля, система органов государственного финансового контроля, функции государственного финансового контроля.

С переходом России к рыночной экономике, к рыночному финансово -экономическому регулированию денежных и товарных потоков, рыночным механизмам хозяйствования, стала очевидна проблема неэффективности системы финансового контроля в России, что необходимость ее совершенствования.

Законодательно закрепленное определение финансового контроля отсутствует, что в свою очередь расширяет возможность для доктринального толкования. Существует множество концепций понимания финансового контроля, свой вклад в развитие обозначенной категории внесли такие представители научного сообщества как А. С. Пантелеев, М. В. Мельник, А. Л. Звездин, С. Н. Рябухин, С. В. Степашин, С. О. Шохин и многие другие.

На наш взгляд наиболее полным и исчерпывающим понятием финансового контроля, является следующее. Финансовый контроль — это осуществляемая в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативно -правовыми актами, деятельность специально уполномоченных на то государственных органов по проверке законности, целесообразности и эффективности образования, распределения и использования национального достояния с целью предупреждения и пресечения нарушений в этой сфере, а так же предоставления гражданам как налогоплательщикам объективной информации о расходовании государственных средств .

Эффективный государственный финансовый контроль — это один из определяющих критериев качественного преобразования процессов управления экономикой ее стабилизации в целом.

Финансовый контроль занимает особое место в системе единого механизма государственного контроля. Его особое значение обусловлено именно объектом контроля, которым являются государственный финансы. Значение и роль финансов в государстве можно обозначить следующим образом: «Финансы — сердце и кровеносная система государства» .

Государственный контроль осуществляется на всех стадиях финансовой деятельности в процессе накопления распределения и использования фондов публичных денежных средств. Государственный финансовый контроль, как объективное явление, имеет очень глубокие исторические корни. Это связано с необходимостью сохранения основных рычагов управления, как главного

инструментария целенаправленного воздействия на рыночные отношения для поддержания социальной стабильности.

Для России на современном этапе развития одной из основных задач является именно необходимость совершенствования и развития государственного финансового контроля в условиях рыночной экономики. Одной из основных проблем при осуществлении обозначенной цели является необходимость соблюдения и исполнения государственных гарантий: свобода предпринимательской деятельности и недопустимости вмешательства государственных органов в финансово-хозяйственную деятельность экономических субъектов.

Необходимо отметить и то, что эффективность конкретных направлений государственного регулирования зависит от состояния нормативно-правовой базы, регламентирующей осуществление обозначенной деятельности, ее соответствие современным реалиям.

Основными проблемами в организации эффективного финансового контроля являются: отсутствие в России четкой иерархичной системы органов, осуществляющих финансовый контроль, механизма их взаимодействия, существует множество пробелов в законодательном определении их компетенции. В ст. 105 Конституции РФ упоминается о Счетной палате как о высшем органе парламентского финансового контроля, однако не как не регламентируются контрольные полномочия органов исполнительной власти. Можно также констатировать и тот факт, что единственный орган, который осуществляет свои контрольные функции на основании закона это Счетная палата РФ (ФЗ «О счетной палате РФ»).

Отсутствие законодательного закрепления места и роли каждого органа государственного финансового контроля порождает многочисленные коллизии в разграничении сфер деятельности контрольных государственных органов. Так, например, можно видеть пересечение компетенций Правительства и Центрального банка РФ в сфере обеспечения и проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики, или совпадение полномочий Федерального казначейства и Центрального банка РФ в области валютного регулирования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подобное явление обусловлено, во-первых, это нечеткость формулировок, что приводит к неверному толкованию правовых норм. Во-вторых, это отсутствие актов, принятие которых обусловлено практикой.

Следует также отметить, нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации так же не определили основы государственного и муниципального финансового контроля.

На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, о том, что необходима качественная переработка действующих правовых норм в области регулирования осуществления финансового контроля, устранение существующих несогласований и противоречий правового регулирования системы органов государственного финансового контроля, а также восполнение пробелов и отмена устаревших норм.

Одним из наиболее проблемных вопросов осуществления финансового контроля является оценка его эффективности . Эффективность понимается именно как соотношение фактически достигнутого результата и затрат на его проведение. Отсутствие законодательного закрепления критериев, оценки эффективности финансового контроля также снижают продуктивность его осуществления.

В связи со всеми обозначенными проблемными аспектами государственного контроля его нельзя охарактеризовать как продуктивную и эффективную отрасль государственного контроля.

Для совершенствования государственного финансового контроля и его стабилизации, на наш взгляд необходимо предпринять следующие меры:

Во-первых, быть издан федеральный закон, который как минимум закреплял бы основные положения об осуществлении государственного финансового контроля: статус и систему органов государственного финансового контроля, их компетенцию, основные критерии оценки эффективности их деятельности.

Во-вторых, необходимо создание общегосударственной системы, учета результатов деятельности органов государственного финансового контроля. Подобная мера необходима для повышения ответственности компетентных органов за проведенные ими контрольные мероприятия.

В-третьих, принять меры к фактическому разграничению предварительного и текущего финансового контроля, как необходимое условия повышения эффективности предупреждения правонарушений в сфере осуществления государственного финансового контроля.

А также, на наш взгляд, необходимо создание современную системы подготовки и переподготовки кадров на которые возлагается непосредственная обязанность проведения финансово-контрольных мероприятий от лица соответствующих компетентных органов.

Таким образом, для повышения эффективности финансового контроля необходимо создание необходимой нормативно-правовой базы, на основании которой и строилась бы вся система органов финансового контроля.

Литература

1.Конституция (Основной закон) Российской Федерации России: принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изм. и доп.- СПб.: Издательский дом Литера, 2014. 64 с.

2.Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ (ред. от 27.10.2015) «О Счетной палате Российской Федерации»// СПС «КонсультантПлюс».

3.Гиляровская С. В. Финансист — это звучит гордо! : Родительский дом, 2008. № 49 Режим доступа: http://ibpu.ru/our_projects/newspaper _parental_home.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4.Зылевич К. А. Развитие государственного финансового контроля: актуальность и проблемы // Juvenis scientia, 2015. № 1. С. 60-62.

5.Подшивалов Ю. И. Понятие государственного финансового контроля // Вестник Челябинского государственного университета, 2009. № 31. С. 23-25.

6.Рябухин С. Н. О некоторых актуальных проблемах правового регулирования аудита, эффективности использования средств федерального бюджета // Финансовый контроль, 2006. № 6. С. 136-141.

7.Шохин С. О. Все зависит от кого, как считать // Финансовый контроль, 2003. № 2. С. 32-36.

Добавить комментарий